Филиппинский тест и другие способы определить, готов ли ребёнок к школе. Готов ли ребенок к школе? Проведение и оценка филиппинского теста у детей

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физиологическая готовность к обучению в школе. Филиппинский тест.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие - они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Вот такой интересный тест…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной...

Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Н.Семаго, М.Семаго)

Комплексная психолого-педагогическая система оценки готовности детей к обучению в школе. Разработана Н.Семаго и М.Семаго...

По некоторым данным (Европейский Конгресс по вопросам школьной и университетской медицины), менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы. После первого года обучения таких деток становится еще меньше. Отчасти так происходит по той причине, что организм первоклассника просто не был готов к серьезным нагрузкам.

Медики настаивают на том, что родителям будущего школьника необходимо подготовить к 1 сентября не только красивую форму, портфель и букет, но и самого ребенка.

1. Обучите ребенка правилам личной гигиены. Если у новоявленного школьника привычка регулярно мыть руки доведена до автоматизма, то шансы не подхватывать каждую вторую инфекцию существенно повышаются. Важно донести до ребенка мысль о необходимости мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

2. Следите за питанием ребенка. Очень важно к школе сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение, тем самым вы обезопасите его на весьма длительное время от склонности к вредной пище. Из меню необходимо убрать чипсы, газированные напитки, соусы, полуфабрикаты, фаст-фуд, предпочитая блюда из отварных или запеченных продуктов.

3. Пусть утренняя гимнастика станет нормой. Почти вся жизнь у школьника проходит сидя, а у современных детей в таком положении проходит в том числе и досуг. Как итог - к пятому классу у половины сколиоз, к подростковому возрасту первые признаки ожирения. Чтобы этого не допустить, вам необходимо привить ребенку любовь к движению. И стоит отметить, что самой сильной мотивацией в данном случае выступает личный пример. Если малыш видит, как мама или папа, или все вместе каждое утро начинают с зарядки, пробежки (возможно, с собакой на улице!) или даже танцев под энергичную музыку, вряд ли он останется в стороне.

4. Не лишним будет обучить ребенка дыхательной гимнастике. Этот вид упражнений является хорошим способом как для снижения частоты простудных заболеваний, так и для укрепления нервной системы ребенка и развития у него выносливости.

5. Сформируйте четкий распорядок дня. Когда день расписан, то становится проще формировать правильные привычки и легче выполнять домашнее задание. Ребенок должен засыпать не позже 22 часов, продолжительность сна должна составлять не менее 9-10 часов. Оптимальная продолжительность для подвижных игр на свежем воздухе - 2-3 часа.

6. Сформируйте у ребенка здоровую психику. Для этого в семье должен царить психологический комфорт. Самое главное - не выяснять взрослые отношения при ребенке и не отзываться дурно о его способностях при посторонних. Необходимо укреплять его уверенность в собственных силах, всячески поощрять его успехи. Приучайте ребенка к самостоятельности, способствуйте формированию его собственного мнения и больше времени проводите с ним.

7. Очень важно перед школой обойти врачей , чтобы выяснить слабые стороны здоровья ребенка. Доктор даст полезные советы по адаптации ребенка к учебному году с учетом имеющейся проблемы и, возможно, назначит курс необходимой терапии.

И последнее, о чем стоит задуматься, особенно тем родителям, которые считают своих детей гениями: готов ли вообще ваш ребенок физиологически к школе . Нередко детей отправляют в первый класс чуть пораньше, например, в шесть лет. Однако есть замечательный тест - филиппинский : ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха через голову. Если дотягивается - то значит, он сформирован настолько, что может пойти учиться. Если нет - значит, пока рано.

А рано потому, что данный тест показывает именно биологический возраст ребенка , так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Как определить готовность ребёнка к школе, если вы не водили его на тестирование к психологу или на занятия по подготовке к 1 классу.

«Летидор» уже рассказывал о том, что умение ребёнка писать и читать - не главные показатели готовности к учёбе. Гораздо важнее, чтобы у дошкольника были развиты навыки самообслуживания, а также способности концентрироваться, быть ответственным, во время переходить от активных действий к пассивным и наоборот.

Мы собрали несколько простых экспресс-тестов, которые помогут определить реальную физиологическую и социально-психологическую готовность ребёнка к школе . Провести их сможет любой родитель у себя дома.

Филиппинский тест

В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию.

Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.

Маршмеллоу тест

Маршмеллоу, или зефирный тест впервые провёл Уолтер Мишел в конце 60-х годов в Стэндфордском университете. Он оставлял дошкольника в комнате, давал ему зефир и отходил куда-то по делам, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку, если тот не съест первую.

Этот тест проверял способность ребёнка к самоконтролю.

Как правило, совсем маленькие дети не справлялись с задачей и съедали зефир сразу же, дети постарше показывали более высокий уровень терпения и самоконтроля и дожидались вознаграждения.

Проведите маршмеллоу-тест у себя дома и узнайте нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.

Определение готовности ребёнка по гороховидной кости

Некоторые кости формируются у ребёнка уже после рождения. Например, гороховидная кость, которая к 6 – 14 годам появляется на тыльной стороне запястья каждого человека.

В странах Эллады физиологическую готовность учеников определяли именно по наличию этой кости. Учитель знал, что это верный признак того, что ребёнок дозрел до занятий.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Вот такой интересный тест…