Держи меня крепко: каркасные формы в весенних коллекциях. Заглянем под юбку: панье, фижмы, кринолин, турнюр Каркас панье

Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс

Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.

Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.

1. Силуэт "с локотками".
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.

2. Силуэт "рококо".
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.

3. Силуэт "необарокко".
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на "стульчик".

4. Силуэт "ампир".
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.

Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:

Турню́р (от фр. tournure - "осанка, манера держаться") - элемент одежды, съемное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии. Турнюр привязывался к талии при помощи ленты.

(фр. panier - "корзина") - каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.

Фи́жмы (от нем. Fischbein - "рыбья кость, китовый ус") - то же, что и панье, каркас из китового уса. Это название было распространено в России и Германии.

Криноли́н (crinis+flax , волос+лён), - изначально так называлась жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, затем так стали называть жесткую конструкцию, необходимую для придания юбке требуемой формы, аналогичную панье, но гораздо более объемную.

Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.

Для работы понадобится: фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.

ПАНЬЕ
Шаг 1.
Выкроить из фатина детали юбки А и Б . Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).

Шаг 2.
К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.

Шаг 3.
Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.

Шаг 4.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!

Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.

Панье для силуэта "с локотками".

Показаны виды спереди и сбоку.

Деталь А - прямоугольник. Выкраиваются две детали: передняя и задняя. Обе практически не присбориваются.

Деталь Б - трапеция. Выкраиваются две детали: на левый и правый бок. Обе сильно присбориваются в области талии.

Панье для силуэта "рококо".

Показаны виды сбоку и готовая юбка.

Деталь А - прямоугольник. Выкраивается одна деталь. Юбка шьется по принципу "татьянки", при этом она сильно присборивается на талии.

Панье для силуэта "необарокко".

Показан вид сбоку и готовая юбка.

Деталь А - прямоугольник. Выкраивается одна деталь для переда юбки.
Ширина детали А составляет 1/4 ширины юбки. Она сильно присборивается.

Деталь Б - трапеция. Выкраивается одна деталь: левый бок, задняя часть, правый бок.
Ширина детали Б составляет 3/4 ширины юбки. Деталь сильно присборивается в области талии.

ТУРНЮР
Шаг 1.
Выкроить из любой ткани детали юбки А (1 шт.) и Б (2 шт.). Форма этих деталей изображена на схемах, деталь А - "долька", деталь Б - полумесяц либо полуовал.

Шаг 2.
Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.

Шаг 3.
Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.

Шаг 4.
К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!

Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.

Турнюр для силуэта "с локотками".

Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.

Деталь А - долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна половине обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б - полумесяц, его ширина равна половине обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали А и четыре детали Б. Шьются два турнюра на левый и правый бок. Завязка общая.

Турнюр для силуэта "рококо".

Деталь Б - полуовал, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 15 до 20 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.

Турнюр для силуэта "необарокко".

Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.

Деталь А - долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б - полумесяц, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.

КРИНОЛИН
Шаг 1.
Выкроить из фатина юбку полусолнце (или 3/4 солнце, но таком случае получится очень объемная юбка) в зависимости от того, насколько пышную юбку требуется получить. О построении выкройки юбки-солнце подробнее см. .

Шаг 2.
Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).


Шаг 3.
По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.

Шаг 4.
Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.

Шаг 5.
На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.

Шаг 6.
Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.


Шаг 7.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!

Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.

Кринолин для силуэта "с локотками".

Показан вид спереди.

Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.

Кринолин для силуэта "рококо".

Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.

Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.

Кринолин для силуэта "необарокко".

Показаны виды сбоку и спереди.

Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.

Таким образом, мы рассмотрели возможность создания силуэтов тремя различными способами. Изготовление турнюра является самым быстрым и самым экономичным. Более сложно изготовить панье. Кринолин - самый трудоемкий и самый затратный вариант. Какой из вариантов использовать - решать вам. В любом случае желаем вам успехов и радости творчества!

Атор текста, рисунов, схем:

Юбка представляет собой часть одежды, которая закрывает нижнюю часть тела, от пояса к низу. Некоторые современные юбки не шире ладони, и больше похожи на набедренные повязки, тогда как на юбки прошлых веков уходило до нескольких десятков метров ткани. Чтобы такое количество ткани уложить по моде требовался жесткий каркас, поэтому и появились различные приспособления для юбок. Мода и техника идут всегда бок о бок, подпитывая друг друга идеями и новациями, поэтому и формы каркасов различаются от эпохи к эпохи.

Первым, по времени, каркасом было панье. Хотя каркасы для юбок существовали и до , но конструкция панье известна доподлинно. Она представляла собой круглый по форме каркас из металлических или деревянных обручей, скрепленных между собой тесемками. Нижние юбки одевали поверх панье. Модницы того времени должны были овладеть искусством хождения таким образом, чтобы юбка покачивалась, и приоткрывала взору любопытных, то край нижней юбки, то кончик туфельки или даже щиколотку.

В дальнейшем размеры юбок стали увеличиваться, за счет боковых вставок, но при этом сплющивалась спереди и сзади. Для такого

модного силуэта пришлось придумать фижмы, которые изготавливали из китового уса. Фижмы обладали способностью складываться, так как не все двери могли пропустить столь пышные юбки, я уже не говорю о дверях в каретах и экипажах. Фижмы крепили на шарнирах, и дамы локтями сдавливали их, при необходимости. В отличие от панье, фижмы одевали поверх нижней юбки.

Третьим по времени появления в моде, является кринолин. Он появился в середине . У кринолина известен даже автор, им был . Он состоит из легких металлических обручей, скрепленных между собой лентами, напоминал клетку. Позднее, Ворт усовершенствовал кринолин таким образом, чтобы спереди он был более плоским, а сзади более объемным. Таким образом, юбка получила шлейф и стала необъятных размеров. Для удобства автор придумал шарниры, которые сжимали и разжимали по мере надобности обручи юбки.

Кринолин

На смену кринолину пришел турнюр. Кстати, его изобретателем был, все тот же, королевский кутюрье – Ворт.

Кринолин с турнюром

Турнюр представлял собой конструкцию из подушечек или небольшого металлического каркаса в виде сетки, который прикреплялся к корсету в области поясницы. Он позволял создать модный S-образного силуэт, столь популярный в конце XIX века.

Панье́ (от франц. panier - «корзина») – популярная в XVIII веке конструкция из обтянутых полотном обручей, предназначенная для придания женской пышной формы. Каркас изготавливался из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к при помощи пуговиц. Конструкция имела небольшой вес, за счет чего юбка колебалась при ходьбе, открывая . Панье появилось в Англии в начале 1710-х. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань скрыла дефект фигуры благодаря платью с панье, после чего мода на него быстро распространилась по всей Европе. В России панье называли фижмами (от немецкого слова «fischbein» — «китовый ус»). До 1730-х годов в моде были круглые конструкции. В 1740-е годы появились «панье с локотками», делавшие юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Во второй половине XVIII века цельная конструкция разделилась на две части, которые соединялись тесьмой на талии. В 1780-е годы панье вышли из моды.

Или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке . В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

В конце гг. панье выходят из моды, их заменяют фокю́ (фр. faux-cul ) - маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади (см. Турнюр). Силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили cul de Paris - «парижский зад». К концу

И в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein - «рыбья кость, китовый ус»)

История появления и распространения

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра : в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта - «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету .

На самом деле юбки на обручах появились ранее - в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская . Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720-1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

Мода на «античность » продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу -х. -1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо . Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина , которые окончательно вышли из повседневной моды лишь к началу XX века . К тому времени пышность кринолинов была сведена к минимуму.

Напишите отзыв о статье "Панье"

Литература

  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Т.III-IV. М.-СПб.-2001.

Отрывок, характеризующий Панье

– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.