Что такое канитель? Описание, виды и применение техники канитель. Канитель - это вышивка металическми нитями Вышивание канителью техника

"Не тяните канитель" - так говорят тому, кто долго не может довести до конца начатое дело, это относится и к нашим вышивкам, отложенным в долгий ящик, дорогие рукодельницы.

Прежде, чем Вы займётесь разбором хомячьих запасов, нужно разобраться, что это за канитель, которую всё тянут и вытянуть не могут?

Канитель - (от. франц. cannetille -) тонкая металлическая нить для вышивания, туго свитая в спираль или трубочкой. В средние века для изготовления канители благородные металлы (золото, серебро, медь) очень долго вытягивали клещами через дырочки заготовки. Затем полученную проволоку сматывали спиралью. Современную канитель изготавливают из неблагородных металлов, покрывая благородными цветами - в основном, золотым и серебряным.

От этого процесса произошли выражения "тянуть канитель", "канителиться" - долго и нудно что-то делать, "вытягивать клещами" - долго выпытывать.

Трунцал - ребристая разновидность канители, из плоской проволоки.

Вышивка канителью относится к золотому шитью, которое на Руси было известно ещё до принятия христианства, но получило широкое распространение сразу после этого, уходя корнями в культуру Византии. Уже к XVI веку расшитые золотым шнуром или канителью изделия пользовались огромным почётом, ведь их изготовление требовало не только дорогостоящих материалов, но и большого мастерства, усердия и кропотливости. Канителью расшивали иконы, ризы священников, офицерские мундиры, костюмы знатных людей. Вышивка канителью относится к объёмной (3D) вышивке, т.к. металлическая проволока хорошо формирует контур рисунка и отлично держит форму.

Мундиры офицерские XVIII - начало XX века, музей-заповедник Царское село:


Уральская икона XVIII-XIX века - "Св. Прп. Евпраксия":

Вот примеры современных работ, расшитых канителью:


Три способа крепления канители (трунцала):
1. Канитель небольших размеров, либо длинная нить, разрезанная на маленькие части, нанизывается на иглу и пришивается как бисер.

2. Длинная мягкая канитель нанизывается на иглу, пришивается по краям, затем прихватывается в нескольких местах поперечными стежками. Предварительно канитель немного растягивают, поперечные стежки затем прячутся внутрь канители.

3. Длинная жёсткая канитель не нанизывается на иглу, а пришивается потайными поперечными стежками. Для этого канитель немного растягивается, поперечные стежки должны быть короткими, строго перепендикулярными ткани.

Резать канитель нужно остро заточенными ножницами, желательно не теми, которые Вы используете для разрезания нитей., т.к. от нарезания проволоки они быстро тупятся. При разрезании канители края кусочков не должны иметь заусенцев, чтобы не повредить ткань-основу.

Также нужно обращать внимание на то, чтобы кусочки канители были одинакового размера и плотно прилегали к ткани, не выгибаясь дужкой, а также случайно не продавливались внутрь. Для этого не сильно натягивайте нить с изнанки при пришивании канители. Для вышивания канителью первым способом (по типу вышивки бисером), лучше использовать двойную нить для большей прочности, при пришивания края канители используется одинарная прочная нить в цвет канители. Для этого могут подойти нити для вышивания бисером Ариадна Титан 100.

Рассмотрим основные простые швы канителью:

Стебельчатый шов:

Тамбурный шов:

Простая цепочка:

Наборы для вышивания с трунцалом можно найти у производителя , в основном, канителью отделываются иконы, но есть также нити трунцала и в обычных наборах.

В сегодняшнем мастер-классе мы будем вышивать бисером брошь в виде бабочки. Кроме того, мы разберемся, как делается вышивка канителью - это металлическая золотистая нить.

Для работы понадобится:

  • ткань;
  • крепкая нить;
  • пяльца (по желанию);
  • ножницы;
  • бисер нескольких оттенков;
  • канитель;
  • пара кабошонов для создания контрастных пятен на крыльях;
  • плотный картон;
  • ткань для изнанки;
  • клей;
  • застежка для броши.

Для начала рисуют эскиз на бумаге, а потом переносят его на ткань для вышивки.

Это может быть фетр, бархат или замша. Многие используют склееный в 3-4 слоя дублерин . На светлые материалы можно переносить при помощи копировальной бумаги, а на темные - проделав в бумаге по контуру отверстия шилом и припорошив их мелом или зубной пастой.

Когда контуры изображения перенесены на материал, их проходят канителью в 1-2 ряда.

Для этого канитель нарезается на отрезки 0,5-1 см, которые нанизывают на иглу с ниткой и пришивают по намеченной линии по принципу шва "вперед иголкой". Нитки нужно выбирать прочные, лучше всего для таких целей подходят капроновые. Канитель пришивать нужно тонкими нитками, но для бисера подойдет более толстая и прочная нить. Лучше всего нить выбирать в цвет ткани или бисера, особенно если бисер прозрачный, т. к. она будет просвечивать сквозь него.

Очерченные канителью контуры заполняют бисером и бусинами различными способами.

Можно делать это рядами, но только в том случае, если бисер хорошо откалиброван. Для неравномерного бисера лучше выбрать неупорядоченное заполнение контуров или калибровать его предварительно вручную.

Имеющиеся крупные кабошоны или бусины требуется оплести, чтобы они крепче держались. Вначале их приклеивают к ткани для удобства работы. Квадратные удобнее оплетать с двух противоположных углов в шахматном порядке.

Требуется проследить, чтобы количество бисерин в начальном ряду было кратно 3м, в противном случае ровного оплетения не получится. Сперва к ткани пришиваются 9 бисерин, второй ряд состоит уже из 4-х, а третий - из 2х.

Через последнюю бисерину пропускается нитка, и бисер на ней соединяет два угла оплетения .

Когда заполнены бисером все задуманные контуры, вышивку вырезают по контуру, оставив небольшой припуск на шов. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не задеть и не разрезать случайно стежки нити на изнанке. Такие повреждения могут привести к рассыпанию большой части рисунка, и реставрировать повреждения потом очень сложно. Взяв вырезанную вышивку за основу, обозначают на ткани контуры задней стороны броши и вырезают ее тоже. Для задней части берется фетр, замша, кожа или бархат, проклеенный дублерином. Для задника можно использовать любую достаточно плотную или фактурную ткань, но при этом желательно, чтобы она не осыпалась по швам. Для этого ткань достаточно проклеить с изнаночной стороны дублерином.

Чтобы изделие имело достаточную твердость, внутрь кладется вырезанный по контуру вышивки картон. На задней части крепится снаружи застежка, после чего картон приклеивается к ней изнутри. Нужно выбирать такой клей, чтобы он не проступил через ткань и не испортил ее этим. Клей наносят только на картон и на застежку, но не на ткань. Соединяемые поверхности нужно на несколько секунд прижать друг к другу с очень большой силой.

Вышитая часть соединяется с изнанкой, шов маскируют бисером. Нужно при этом делать равномерные стежки, чтобы не оставить просветов и чтобы ткань не собиралась в складки.

Усы для бабочки делаются из толстой лески или проволоки с надетым на нее бисером. Толстая медная проволока в некоторых случаях может выглядеть хорошо и без бисера. При желании с одного из краев делается петелька, чтобы носить брошь при желании в качестве кулона тоже.

Понравился мастер-класс? Сохраните его себе:

Еще один мастер-класс по вышивке броши: .

Делаем .

популярный материал для вышивания, золотного шитья, изготовления бижутерии и ювелирных изделий.

Это навивка из тонкой,сейчас обычно медной, а ранее золотой или серебряной проволоки, используемая для вышивания. Выглядит как плотная пружинка из очень тонкой проволоки, изнутри полая.

Используется для вышивки золотом - старинного вида вышивания, называемого «золотным шитьем», также может называться «лицевое шитье». Сейчас «золотное шитье» – это художественная вышивка золотыми и серебряными нитями (или их имитацией) с использованием различных декоративных элементов (жемчуг, натуральные и искусственные камни, бисер, пайетки и т.п.), обладающая некоторым объемным эффектом за счет умелого применения настила (прием когда вышивка делается на заранее подготовленное, приподнимающее ее над основной тканью, основание – плотно положенные стежки из толстых ниток, тонкую кожу, драп, электрокартон и т.п.).

Канитель может быть различных цветов. Как золотого и серебряного, и их оттенков, так и любых других цветов.

Кроме того, она может быть матовой или блестящей.

Бывает различной жесткости,различной формы и диаметра в сечении, и различной толщины проволоки. От этого зависят возможности ее применения для тех или иных целей в вышивке.

Канитель бывает различных видов. Ее вид выбирается вышивальщицей исходя из конкретных целей ее использования.

Жесткая канитель

Имеет круглое сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. По своим качествам она прочная, жесткая при сгибании, с фактурной поверхностью. Используется в основном для прокладывания контура крупных деталей и узоров, т.к. ее длинные отрезки не деформируются при пришивании и очень хорошо сохраняют форму и направление.


Мягкая канитель

Имеет круглое сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. Проволока в несколько раз более токая чем у жесткой канители, поэтому она требует более аккуратного и нежного обращения при работе, т.к. может деформироваться. Может использоваться для декоративных швов канители, сплошного застила поверхности, окантовки жемчуга, камней, мелких деталей вышивки и т.п.

Гладкая канитель

Имеет плоское сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. Обладает меньшей степенью гибкости чем мягкая канитель.Ее преимуществом является яркость и блеск за счет отражения света от ее гладкой поверхности. Очень хороша для создания контрастирующего эффекта в сочетаниях в вышивке канителей различных видов.

Фигурная канитель

Сечение проволоки может быть как круглым, так и плоским. Производится навиванием проволоки на заготовку соответствующей формы сплавным рельефом. Форма ее поверхности чаще всего напоминает резьбу шурупа, но бывают и другие формы. По своим качествам очень гибкая и блестящая. За счет своей необычности, красоты, гибкости и удобства использования, является очень популярным видом канители среди вышивальщиц.

Трунцал

Имеет плоское сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на четырех-, пяти- и т.д. угольные заготовки, с резкими изгибами проволоки в углах преломления, что дает трунцалу бесподобную игру света в его гранях, за что его и любят вышивальщицы. Обладает хорошей гибкостью, пригоден для создания сложных узоров.





В наше время вышивка канителью стала модным трендом в коллекциях различных дизайнеров праздничной одежды. Используется при отделке свадебных, праздничных и выпускных нарядов. Канителью можно украсить любые ткани, будь то одежда или портьеры, настенные ковры, обивка мебели, балдахины или абажуры. Главное – правильно подобрать виды канители.

Ознакомиться с имеющимся в наличии интернет-магазина ассортиментом канители можно пройдя по ссылке указанной ниже

В бытовом плане канителью принято называть нудные, затяжные дела. На Западе говорят еще «волынку тянуть». Фразеологизм возник в Шотландии, связан со звуками старинного инструмента. Он состоит из кожаного мешка и присоединенных к нему трубок.

Звуки с их помощью извлекаются протяжные, монотонные. Вот и стали говорить тем, кто мямлил что-то, откладывал важные дела: — «Тянешь волынку». Осталось выяснить, откуда взялось понятие «канитель » и что означает в первоисточнике.

Что такое канитель?

Выражение «тянуть канитель» образовано от французского cannetille. Впрочем, родственное слово есть в испанском – canuto. Оба понятия переводятся как «труба».

Сначала, канителью стали называть навивку на струнах , виолончелей. Такая есть на басовых, прикрывает основную проволоку. Если последнюю достать, останется труба из красной .

Позже, появилась вышивка канителью . В ней используются своеобразные струны – тонкие нити из или . Они не прямые, а винтовые, то есть, приближены по форме к струнной обмотке, трубам.

Кроме есть мишурная канитель, напоминающая елочную мишуру. Вышивать такими нитями – дело кропотливое, муторное. Отсюда, собственно, и пошло выражение «тянуть канитель ». Но, если с последним все понятно, нюансы вышивки, ее предназначение, — вопросы, достойные обсуждения.

Техника вышивки канителью

Канитель значение приобрела в 16-ом веке. Уже тогда мастера делали витую не толще обычной. Вытягивали проволоку вручную. Брали медь, , .

Расплавляли и тянули клещами через отверстия в специальных заготовках. навивали на заготовку. Последнюю доставали. Внутри навивки оставалась полость.

Освободившаяся от основы канитель чуть пружинила. За счет этого правильно распределялись фацетки, то есть накрутки. Это давало эффектные переливы металла. Впрочем, современная аналогична, но автоматизирована.

Изначально канитель шла не столько на фрагментарные узоры, сколько на сплошное покрытие тканей. За счет такой обработки атлас с Востока, к примеру, не мялся и не образовывал складок. Метр ткани весил около 3-4-ех килограммов. Наряды из вышитого атласа походили на доспехи и весом, и текстурой, и .

К 17-му веку отработали несколько методик крепления канители. Техника первая заключается в пришивании витой к основе, подобно . Как и стеклярус, канитель насаживают на иглу, присоединяя к ткани на концах фрагмента.

Метод удобен при работе с короткими кусочками проволоки. Пришивая длинные, нужно прихватывать их поперечными стежками. Учитывая витой характер канители, обычная нить утопает меж ее сегментами, не заметна в конечных композициях. Для верности можно провести в длинные фрагменты канители и внутреннюю нить.

Внутренний крепеж проводится, как правило, в мягкой канителе. Ей, обычно, заполняют узоры, поскольку нить более гибкая. Пустая канитель типа хороша для контуров.

Для гибкой канители есть несколько схем крепежа. Заполнение узора, к примеру, принято делать «Решеткой». Именуется так же «Плетенкой». Ее основа – пересекающиеся под прямым углом проволочки.

Площадь ячеек меж ними высчитывается исходя из толщины канители. Так, если для заполнения одной области решетки нужны 3 диаметра нити, каждая сторона ячейки будет равна 4-ем таким длинам.

Еще одна популярная техника работы с мягкой канителью – «Елочка». Она идеальна для растительных . Впрочем, выполнить их можно и из жесткой канители. Ее, правда, труднее нарезать.

Меж тем, «Елочка» выполняется именно из отрезков проволоки. Они выкладываются от центра узора, к примеру, листика и крепятся обычной нитью. Последнюю подбирают в канители.

В процессе работы канитель можно слегка растягивать. Это актуально, к примеру, при ошибке в длине контура. Но, пружина терпит растяжку лишь на пару миллиметров на каждые пару сантиметров. В противном случает красота металлического шнура нарушается, как и рисунка в целом.

Первые в истории примеры сочетания гибкой и канителей были «сняты» с византийской вышивки обычной нитью. Это произошло еще в 10-ом веке. Расцвет канители для вышивания пришелся на 17-18-ый века.

В 20-ом технику почти забыли. Но, в веке 21-ом мода возвращается. Достаточно вспомнить последние показы . Дом мод назван в честь Валентино Гаравани. Так вот, модельер предложил ряд кофт и платьев в «а ля русс».

В центре, композиции, обычно, — вышивка крестиком. слагают , в основном, . Орнамент вокруг вышивки выполнен и канителью. Вышивка занимает весь перед кофты, фрагментарно повторяясь на .

Валентино тяготеет к нитям. Но, вернулась мода и на золотую канитель . Нюансы применения обеих рассмотрим в следующей главе.

Применение канители

Золотая канитель для вышивания , как и обычная нить в Византии, нашла широкое применение в . Витой металл идеально вписался в атмосферу роскоши, блеска, преклонения.

Купить канитель стремились для вышивки одеяний священников, , скатертей для пасхальных столов, покровов священных сосудов, плащениц. Под последними понимаются изображения Иисуса, положенного в гроб.

В 18-ом столетии вышивка канителью – мастер-класс , который брали оформители военной формы. Вспомните мундиры из исторических фильмов. В памяти всплывают гирлянды.

Так именую узорное шитье по бортам, полам и фалдам мундиров. Прорабатывая форму для современных армейцев, Валентин Юдашкин воспользовался вместо исторической канители актуальным пиксельным рисунком.

На фото металлические нити для вышивки канителью

Однако, через пару лет подиумы «взорвались» шитьем нитями. Впрочем, в случае обмундирования армии канитель в 21-ом веке, действительно, неуместна.

Техника требует ручной работы, дорога в исполнении. Логичнее отдать эти на насущные нужды армии. К тому же, канитель бросается в , а современная униформа создана для маскировки.

Выделяться хочется в или выпускном платьях. Их вышивка канителью – модный тренд, подобно кофтам от Valentino. Выпускные наряды с канителью можно найти, к примеру, в коллекциях Marchesa. На свадебные модели обратите внимание в подборках модного дома Vera Wong.

По сути, канителью можно оформить любые ткани. Значит, сверкать металлическими нитями могут: обивка мебели, портьеры, матерчатые обои, балдахины и абажуры. Главное, правильно подобрать виды канители.

От них зависит впечатление, которое производит вышивка. Одни узоры словно струятся, а другие, напротив, жестки и прямолинейны. Дело здесь не только в мягкости или жесткости проволоки. Разберемся в нюансах.

Виды канители

Слово канитель одно, а видов материала несколько. Проволока, подобно ювелирным цепочкам, отличается по типу плетения и сечению. Последнее, к примеру, бывает круглым, и прямоугольным.

Плетение же бывает многоуровневым. Такое называют ребристым. Бывает и фигурное , напоминающее металлический ажур. Всего набирается 9 видов канители. Их облик влияет на характер вышиваемого узора.

Так, для растительных орнаментов предпочтительна фигурная канитель. Витиеватость ее форм близка к переплетениям трав, цветов и ветвей . Для узоров имперского и геометрического планов берут обычную канитель. Она подчеркивает строгость композиций, но не лишает их роскоши.

Примеры вышивки канителью можно посмотреть не только в и на мастер-, но и в . Так, в Государственном Русском хранится церковное облачение с шитьем. Оно создано в конце 17-го века, дополнено драгоценными камнями, в основном, .

Найти уникальные вещицы можно и на аукционах. Пару лет назад, к примеру, на Ebay ушла с молотка папка для писем времен Наполеона 3-го. Соответственно, изделию больше 2-ух веков.

Сделана папка из бархата, с обеих сторон вышита канителью. По краям узора проволока слега посерела от времени, да и бархат по канве папки истерся. Однако, в этом состоит особая прелесть старинного предмета.

На нем, кстати, есть несколько , а ровность вышивки поражает современных мастериц. Не зря в былые времена рукоделие было основным занятием женщин. Нынче, меж работой и хлопотами по дому подобного мастерства в добиться сложно.

Необычайную популярность в настоящее время приобрели вышитые аксессуары, в создании которых использовалась . Все больше и больше мастеров обращают свою внимание на этот материал. В данной статье попробуем разобраться: Канитель - что это? Какой она бывает и почему так быстро завоёвывает популярность?

Название "канитель" происходит от слова "canuto", что в переводе означает "труба". Она представляет собою тонкую металлическую нить, скрученную в тугую спираль. Чаще всего канитель применяют в вышивке. Первоначально канитель изготавливали только из драгоценных металлов и использовали для украшения одежды монархов или высшего духовенства.

Такую вышивку в России называли - "золотое шитье" и занимались её "золотошвейки".

Современная канитель уже практически не изготавливается из драгоценных металлов, она стала доступнее по цене, появилось много цветов и оттенков. Канитель не окисляется, очень легкая, края при обрезании не "сыпятся" и не требуют дополнительного закрепления чем-либо. Основная страна-поставщик канители - Индия. Современная индустрия предлагает несколько видов канители: мягкая и жесткая круглая канитель, гладкая, фигурная и трунцал. Внешний вид и свойства канители зависят в основном от того, на какую форму её наматывали и какая толщина проволоки использовалась для её изготовления. Продается чаще всего фасовками по 5 г (в зависимости от вида - это 1-2,5 мм). Такого количества достаточно для одной крупной работы.

Мягкая канитель

Для изготовления мягкой канители используется проволока намного тоньше, чем для жесткой канители. Получается она путем навивания на круглую заготовку.

Такая канитель легко растягивается и деформируется, поэтому при работе с ней требуется определенная сноровка и аккуратность. Мягкую канитель либо нарезают на небольшие отрезки и пришивают нитками как стеклярус или бисер, либо пропускают через неё нить и крепят потайными стежками к изделию (для длинных отрезков).

Такая канитель чаще всего используется для сплошного застила поверхности, декоративных стежков, окантовки отдельных элементов или детализации вышивки. Она отлично гнется и принимает любую форму.

Выпускается различных цветов и диаметров (самые популярные: 0,9 - 2 мм).

Жесткая канитель

Жесткая канитель так же получается путем навивания проволоки на круглую заготовку - только в данном случае заготовка имеет небольшую фактуру на поверхности. Такая канитель плохо тянется и хорошо держит форму, работать с ней гораздо легче.

Чаще всего используется для создания контура или выделения крупных деталей, получения рельефного рисунка. Многие мастера сейчас предпочитают использовать жесткую канитель вместо бисера для контура работы, так как это экономит много времени.

Кроме того, диаметр канители небольшой (сравним с ), поэтому контур получается практически незаметным. К тому же сделать ровный ряд бисером с первого раза получится не у всех рукодельниц - жесткая канитель решает эту проблему, контуры получаются идеальными!

Для крепления жесткой канители к поверхности её слегка растягивают и прихватывают потайными стежками.

При работе с такой канителью особое внимание нужно уделить инструментам, с помощью которых отрезается край (ножницы или кусачки) - они должны быть очень острыми и без зазубрин, иначе на канители будут зацепки.

Гладкая канитель

Ещё одна разновидность канители - гладкая. Её отличительная черта - блестящая и яркая поверхность , не имеющая фактуры.

Такая канитель имеет среднюю жесткость: она мягче, чем жесткая канитель, но немного жестче, чем мягкая. Чаще всего используется для создания контрастного эффекта (рядом с другими видами канители), застила поверхности, декоративных швов. Для крепления гладкой канители её нанизывают на нитку и прихватывают потайными стежками. Изделия с такой канителью получаются сияющими и очень "нарядными ".

Трунцал

Эта разновидность канители имеет ребристую поверхность и изготавливается из плоской проволоки путем намотки на многоугольные заготовки. Благодаря этому трунцал имеет грани, которые сильно преломляют свет.

Именно поэтому трунцал - один из самых "нарядных" видов канители. Он достаточно гибкий и хорошо укладывается в вышивке. За эти качества его очень любят рукодельницы. Трунцал бывает многообразный по форме: квадратный, круглый, рифленый, двойной витой. Чаще всего используется для выделения отдельных деталей, а также для создания контрастного или рельефного эффекта.

Производится различных цветов и диаметров: 1,5 мм, 3 мм.

Фигурная канитель

Она может быть как с плоским, так и с круглым сечением проволоки. Получается путем обвития тонкой проволоки вокруг фигурной заготовки с плавным рельефом (в этом её основное отличие от трунцала, где заготовка имеет четкие углы). Выпускается различной формы: витая, "зиг-заг" и т.д.

По своим характеристикам она гибкая и сверкающая, может быть использована для декоративных швов. Чаще всего применяется при вышивке, для создания контрастного или рельефного эффекта, отлично сочетается с другими видами канители.

Подведем итог: канитель - это недорогой материал, с которым достаточно просто работать даже начинающей рукодельнице. Он выпускается различного цвета, формы, диаметра, поэтому его всегда можно подобрать согласно задумке. Благодаря такому разнообразию, можно создавать настоящие шедевры, используя только одну канитель. А уж в дополнении с бисером, и стразами она смотрится совершенно роскошно.

Канитель хорошо сочетается с дорогими высококачественными материалами, не "удешевляет" работу. Она не "тяжелая" - можно вышивать даже по сетке или шелку. К тому же с её помощью можно добиться таких интересных эффектов, каких невозможно получить при использовании других материалов.

Единственный минус, на мой взгляд, это слишком "парадный" вид канители. Поэтому украшения с ней получаются броскими, переливающимися. Но и этот эффект можно "смягчить" с помощью других грамотно подобранных материалов.