Заключать законный римский брак. Семья в римском праве. Условия вступления в брак

Римское право различало разные виды брака. Законным признавался брак между гражданами, имеющими право на брак; только в таком браке дети получали полную правоспособность и являлись гражданами. Законный брак мог осуществляться двумя способами:

Брак с мужней властью (брак cum manu), в этом случае жена находилась под неограниченной властью мужа, вплоть до того, что муж имел право её убить или продать, а если муж находился под властью домовладыки, то этим правом обладал последний.

Власть мужа в одинаковой степени касалась и его детей от этого брака;

Брак sine manu - брак без перехода под власть мужа, когда женщина оставалась под властью прежнего агната (а если имела самостоятельность, то сохраняла независимость от мужа), она входила в брачные отношения с единственной целью - образовать семью и растить детей.

В законном браке жена получала по мужу имя и сословное положение, но в то же время права мужа распространялись на исковое истребование жены из любого места, в котором она находилась, и она была обязана подчиниться. Позднее римское законодательство декларировало необходимость взаимного уважения супругов. Власть мужа перестала распространяться на жизнь или продажу жены. Незаконные браки могли выражаться как простое непостоянное сожительство; дети в случае такого сожительства никаких прав не получали.

Порядок заключения и расторжения брака.

Переход под власть мужа происходил одним из трёх способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжении года оставалась супругой; она становилась собственностью мужа, вступала в его семью и занимала место дочери. Конфарреационным образом женщины вступали во власть мужа через сакральный обряд, совершаемый невестой, этот торжественный обряд называется confarreatio. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рождённые в браке, заключённом через confarreatio. На основании купли женщины вступали во власть мужа путём манципации, то есть символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и весовщика с медными весами, жену покупал тот, под чью власть она переходила. Обряд манципации предполагал продажу женщины, ничем не отличавшейся от продажи животных, рабов и земельных участков. Кроме манципации существовала также коэмпация (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брак, но и для устранения опеки, для эманципации и т.п. Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод.

В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъятию желания прекратить брачную жизнь. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещён, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств - если:

Супруг был неверен;

Он покушался на жизнь заявителя;

Совершил против заявителя другое виновное действие.

Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак всё-таки расторгался.

Конкубинат.

Конкубинат - это особая форма разрешённого римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе: 1)конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями; 2)он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения; 3)существовал параллельно законному браку и одновременно с ним; 4)при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа; 5)женщина не получала социального статуса мужа; 6)дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.

Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действенный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках и даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями).

Поскольку connubium даёт право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство. Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным (например, римлян уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имела причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае должностным положением магистра и гражданкой из его провинции и т.п.). иногда конкубинат заключался между римляном и самостоятельной женщиной, то есть женщиной, совершившей символическую продажу себя в собственность другого мужчины и отпущенная им по соглашению на свободу. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними (а они - все вытекающие из этой власти права на наследование имущества).

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

· cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

· sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

· конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Подробнее

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

1. достижение брачного возраста;

2. согласие на брак;

3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Подробнее

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.



Способы заключения брака в римском праве:

1. путем совершения религиозного обряда;

2. путем покупки женихом невесты;

3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

1. Смерть одного из супругов.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

5. Воля главы семьи.

6. Развод.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Подробнее

Формы развода в римском праве:

1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

2. письменное соглашение;

3. фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

· по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

· без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями - от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

· развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

· развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

20. Имущественные отношения супругов в браке sine manu.

При браке sine manu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п.З) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.

Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом ad onera matrimonii ferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ех stipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому.называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

21. Юридическая регламентация отношений детей и родителей в классическом римском праве.

Брак (matrimonium, nuptiаe): понятие, условия вступления в брак. Конкубинат

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1)*(16). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1)*(17).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2)*(18).

Право заключения законного брака (ius conubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин.

Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.

Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1)*(19). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2)*(20).

Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Виды брака. Формы заключения брака

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110)*(21).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111)*(22).

Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112)*(23). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113)*(24). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]".*(25) Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак. Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака. 15.

18. Брак. Понятие и виды

Брак - союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак - союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак - союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партнеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов.

Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат - разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) - жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) - жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

7. Понятие подсудности и ее виды Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного

Из книги Я требую развода и раздела имущества автора Дубровская Ирина

1. Брак, развод: понятие, требования В жизни почти каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он связывает свою жизнь с другим, мужчиной или женщиной. Большая часть из сложившихся пар регистрируют свои отношения в государственном учреждении. В результате

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

6.1. Понятие и виды Судебные расходы можно рассматривать в узком и в широком смысле. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников:

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) - причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

7.4 Понятие и виды наказания Наказание является мерой государственного принуждения, применяемой к виновному в совершении преступления лицу по приговору суда. Принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и обеспечивается силой

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

32. Понятие и виды третьих лиц Кроме истца и ответчика в гражданском процессе могут участвовать так называемые третьи лица – субъекты гражданских процессуальных правоотношений, вступающие в возбужденное гражданское дело на стороне истца или ответчика или для защиты

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

145. Понятие и виды цен Цена – это денежное выражение стоимости товара.В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством –

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы. Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Из книги автора

Вопрос 151. Брак. Понятие, порядок и условия заключения. Действующий в настоящее время СК не содержит определения понятия «брак». С точки зрения науки семейного права «брак – это добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением

Из книги автора

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

Из книги автора

Из книги автора

Понятие и виды юридических лиц Признаки юридического лица (ст. 48 ГК РФ):? организационное единство: наличие структуры;? обособленное имущество, закрепленное за ним либо на праве собственности, либо на ином вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);?

Контрольная работа

По римскому праву

Вариант 4

    Ознакомьтесь с материалами учебной литературы и первоисточников, относящимися к брачно-семейным отношениям в римском праве. Какие виды брака существуют в римском праве? В чем их отличие? Каким образом заключается брак? В каких случаях брак прекращается? Как регулируются личные и имущественные отношения супругов? Допускает ли римское право развод по инициативе жены? Является ли браком конкубинат?

В римском праве семья рассматривается в двух аспектах: как союз мужчины и женщины и как наличие в семье детей. Для признания семьи достаточно было наличия одного из данных качеств, однако из данных взаимосвязей следовали различные правовые последствия. Римская семья обладала специфическими чертами. 1 Изучив Титул II «О совершении брака (De ritu nuptiarum)» дигестов Юстиниана можно выделить следующие принципы его заключения:

    Взаимность (Данный принцип не предусматривал безусловного равенства партнеров);

    Согласие каждого из партнеров или их законных представителей («Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак, и в чьей власти они находятся);

    Наличие половой связи между партнерами;

    Возрастной ценз (Мужчины – не менее 14-ти лет; женщины – не менее 13-ти, в классическую эпоху – 12-ти лет);

    Необходимость совместного проживания. («Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника, если она вводится в его дом; но женщина, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу письма или посредством вестника, ибо необходимо введение в дом мужа, как бы в брачное местожительство, а не в дом жены»);

    Стремление партнеров к заключению именно брачного союза. 2

Выделялись два вида брака: правильный брак (nuptiae) и неправильный брак (matrimonium). Правильный брак заключался между мужчиной и женщиной одного правового качества, он имел все предусмотренные законом юридические последствия. 3 Неправильный брак заключался между людьми, отнесенными к разным видам права (между римской гражданкой и перегрином и т.д.), он рождал правовые последствия для супругов не в полной мере, не в соответствии с предписаниями цивильного права. "Matrimonium" или "nuptias" - эти термины являются в позднейшем праве синонимами, но в древности первый означал, по-видимому, брак по цивильному праву, а второй - преимущественно брак согласно ius gentium. 4 Правильный брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух формах: cum manu mariti (обрядовый) и sine manu mariti (неформальный).

Сum manu mariti предполагал религиозный обряд заключения брака, или выкуп жены от ее прежнего домовладыки, либо признание брака вследствие фактического проживания жены в доме мужа в течение 1 года без претензий со стороны ее родственников. Sine manu mariti требовал заключения брачного соглашения, и привод жены в дом мужа. Различие данных двух форм заключения брака состояло в разнице имущественных отношений в семье и судьбы женщины в случае прекращения брака.

Следует отметить, что существовало и такой вид отношений, как конкубинат. Он признавался в тех случаях, когда люди не обладали необходимыми правами для вступления в брак. Для его признания необходимо было наличие постоянства и как бы семейных отношений, чтобы сожительство отличалось от временной половой связи. Как таковым конкубинат браком не признавался. В Титуле II «О совершении брака» указано, что сожительство со свободной женщиной следует рассматривать не как конкубинат, а как брак, исключая случаи, когда та «промышляет своим телом». 5

Существовали ограничения в заключении брака. Так, их не могли заключать несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоотносимого социального уровня. Также имелись ограничения в связи религиозными убеждениями партнеров: допускался брак лиц, исповедующих одну религию и по правилам одного религиозного обряда. Инцест не допускался, однако, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней родства был значительно уже, чем после.

Заключение брака имело две стадии: обручение (сговор) и собственно брачная церемония. Две данных стадии имели различное правовое значение. 6 Необязательным являлось условие происхождения данных событий одно за другим по времени.

Обручение (сговор) представляло собой выражение вступающих в брак людей серьезности своих намерений («Сговор есть соглашение и обещание будущего брака» Флорентин 7). Следует отметить, что обручение могли проводить и представители будущих супругов, например, их близкие родственники. Обручение скреплялось специальными документами (в более ранние времена – присутствием свидетелей), однако могло быть расторгнуто как по взаимному согласию, так и в судебном порядке. Материальный урон при этом должен был быть возмещен.

Главным моментом собственно заключения брака, имеющим правовые последствия, то есть формальным условием для наступления брачных отношений, являлся увод жены в дом мужа.

В римском праве выделяются следующие основания для прекращения брака:

    Смерть супруга;

  1. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения;

    Изменение супругом гражданства.

Развод разрешался лишь в дохристианскую эпоху и был действителен только для правового брачного союза. Процедура развода зависела от формы заключения брака, однако в любом случае развод означал претензию одного из супругов на его личную и имущественную независимость. Инициатором развода могла быть женщина. Имущественные потери несла виновная в разводе сторона. Данные санкции выражались в виде штрафов или потери стороной своего добрачного имущества. Причинами развода могли служить: прелюбодеяние жены, невыполнение женой своих обязанностей по поддержанию дома в надлежащем состоянии. Процедура расторжения брака напрямую зависела от способа его заключения. 8

Брак в римском праве не являлся равноправным – жена находилась в ущемленном положении. Муж обладал статусом домовладыки. Например, жена не могла проживать одна, муж имел право насильно заставить жену проживать в своем доме. То же касалось и имущественных отношений при заключении обрядового брака (cum manu mariti). Все имущество жены переходило в собственность мужа, он имел право виндикации на любое принадлежащее ей имущество даже в отношении ее семьи. Все возможные приобретения также являлись его собственностью. Однако при такой форме заключения брака жене могло быть дано право наследования в качестве агнатической родственницы. 9 В этом случае пережившему супругу (прежде всего жене) присваивалась четвертая степень агнатического родства. Это означало, что она могла получить наследство в случае отсутствия наследников других степеней, либо они не выразили желание его принять.

При заключении sine manu mariti имущество являлось раздельным. Несмотря на право мужа управлять и распоряжаться доходами с данного имущества, он не имел право его отчуждать без согласия супруги или ее домовладыки. Злоупотребление имуществом жены могли привести к подаче судебных исков. Вместе с тем жена не обладала ius commercii и сама распоряжаться им тоже не могла. За ней сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Исключалось взаимное дарение между мужем и женой. Независимо от формы заключения брака в особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое и брачные дары.

Приданое (dos) – это дар супругу со стороны родственников невесты. В римском обществе считалось, что его сохранение является не только личным интересом, но и общественным. Поэтому оно являлось постоянным – оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости, не могло изменять своего статуса. Приданое оформлялось особым документом отдельно от заключения брака, где обязательно указывалась его судьба при прекращении брака. Следует отметить, что при разводе судьба приданого определялась в зависимости от того, кто был в нем виновен. Во время брака приданое запрещалось отчуждать. Фактическим пользователем приданого являлся муж, однако он обязан был возмещать ущерб, а также нести издержки по управлению им.

Брачные дары (dos propter nuptias) – дары жене от мужа соответственно с их общественным положением на случай вдовства супруги. Дары при незаконном заключении брака или при его прекращении не возвращались. 10

    Что такое необходимое наследование? Как его определяет римское право? Как ограничивалась свобода завещанных распоряжений в древнейшем римском праве? Какие ограничения на свободу завещаний существовали в преторском праве и законодательстве Юстиниана? Что представляет собой обязательная доля? Каков ее минимальный размер в классическом праве и праве Юстиниана?

В римском частном праве выделяется институт необходимого наследования (наследования по закону) – это фактическое ограничение свободы завещаний.

Необходимое наследование – переход наследства не в соответствии с усмотрением наследодателя, а по усмотрению закона в отношении круга лиц, признаваемых наследниками по факту своих кровных, родственных или иных форм связей с наследодателем. 11 Выделялось два типа родства: агнатическое и когнатическое.

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками в этом случае считались не только кровные родственники по мужской линии, но и пребывавшие под властью домовладыки. Здесь выделялись четыре условные степени.

    Первая степень – прямые близкие родственники (находившиеся под властью наследодателя как домовладыки кровные родственники, усыновленные и находившиеся in mancipii, освобожденные дети при внесении ими имущественного вклада в общую массу семейного имущества). При данной степени наследство разделялось по условным степеням родственной общности (поколенно);

    Вторая степень – братья, сестры, мать (если она состояла в браке cum manu mariti). Все наследство разделялось по равным долям;

    Третья степень – все другие родственники, незаконные дети допускаемых степеней родства. Наследование происходило поколенно;

    Четвертая степень – оставшийся в живых супруг (прежде всего жена). Она могла наследовать имущество в случае отсутствия других наследников, либо если те не изъявили желание принять наследство.

Когнатическое родство – родство, при котором наследниками признавались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения. Здесь выделяется 4 класса.

    Первый класс – прямые нисходящие родственники (сыновья, дочери от правильного брака, внуки от умерших детей). Наследственная масса разделялась по законным частям;

    Второй класс – восходящие и полнородные родственники (отец, мать, бабки, полнородные братья и сестры). Наследственная масса распределялась по линиям родства, одна линия устраняла от наследования другие;

    Третий класс – неполнородные родственники (единокровные и единоутробные братья и сестры). Наследование производилось по частям;

    Четвертый класс – все остальные боковые родственники. Они наследовали поголовно в равных долях. 12

Можно выделить следующие принципы наследования по закону:

    Ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную;

    Деление наследственной массы по степеням и линиям, а внутри них – в равных долях;

    Возможность наследования доли наследства, пришедшуюся бы родителю, если бы он был жив. 13

В древнейшем римском праве члены семьи наследодателя еще при жизни отца считались как бы собственниками общесемейного имущества и потому в случае его смерти не столько получали наследство, сколько приобретали свободу распоряжения имуществом, которое уже раньше принадлежало им. Весьма вероятно, что и в Риме, как у других народов, завещание допускалось сначала (т. е. разрешалось народным собранием) лишь при отсутствии собственных детей. Если же дети были, то назначение наследником лица постороннего могло быть оправдано только тою или иною негодностью их (предосудительным поведением и т. д.).

В случае наличности уважительных причин устранение их от наследства являлось лишением принадлежащих им прав, для чего необходимо было получить определенную санкцию народного собрания. Следует отметить, что назначение постороннего наследника обязательно должно было быть выражено наследодателем. При этом требовалось, далее, чтобы filii familias были исключены все поименно – nominatim, прочие же члены семьи – дочери, внуки – могли быть исключены и общей фразой – inter ceteros («Ceteri ceteraeque exheredes sunto» – Гай.). 14 Если это выполнено не было, то завещание признавалось недействительным полностью или частично. Примечательно, что даже если после смерти завещателя рождался законный наследник, то завещание автоматически аннулировалось.

В преторском праве прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципированных, причем для всех liberi мужского пола должна была делаться nominatim, для женщин допускалось exheredatio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере своих законных долей. Однако те, которые были эксгередированы при praeteritio других, оставались эксгередированными. Наследодатель должен был их aut instituere aut exheredare. Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, полностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, т.е. умолчание, касалось filius familiae. Оно было недействительно частично. Если praeteritio была допущена в отношении кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю (pars virilis), если назначенный наследник также принадлежал к числу sui, и половину наследства, если наследником было назначено постороннее лицо. По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и institutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были эксгередироваться nominatim. 15

Преторский эдикт не только воспринял, но даже расширил формальное необходимое наследование, причем он и здесь понятие sui заменил понятием liberi: эксгередированы должны быть и emacipati. При этом для всех liberi мужского пола нужна exheredatio nominatim, и только для женщин достаточна exheredatio inter ceteros. Если в завещании не исполнено одно из этих условий, то хотя завещание и не считается недействительным, но претор дает bonorum possessio contra tabulas testamenti. Liberi получают свои законные доли, однако, кроме тех, которые были эксгередированы (в этом отношении завещание сохраняет свою силу). Побочные распоряжения в завещании (назначение опеки, отдельные выдачи в пользу родителей или детей завещателя) остаются действительными. 16

Законодательство Юстиниана установило, что exheredatio может быть, как и institutio, совершена в любых выражениях, однако в нем было предписано, чтобы все нисходящие без различия пола были эксгередированы nominatim.

Как было сказано выше, в римском праве наследодатель ограничивался необходимостью предоставить обязательные доли наследства своим родственникам и наличием возможностей объявить завещание недействительным. Нельзя было обойти в завещании наследников по закону. Право на обязательную долю имели все прямые нисходящие и восходящие родственники когнатического родства.

В новелле 18 дигестов Юстиниана был повышен, по сравнению с классическим правом, размер обязательной доли до 1/2 законной доли, если эта последняя составляет менее 1/4 всего наследства, и до 1/3, если – более. Установлено, что querela inofficiosi testamenti должна иметь место только в случае, когда наследникам ничего не оставлено. Напротив, если им оставлена какая-то часть наследства, но менее обязательной доли, то они не могут требовать полного уничтожения завещания, а только дополнения их непременной доли. 17

Нужно сказать, что этот honor institutionis имеет более, чем просто почетное значение: в случае отпадения других назначенных в завещании лиц эти необходимые наследники, как heredes instituti, будут иметь jus accrescendi. Exheredatio и лишение обязательной доли стало возможным сделать завещателем только при наличности уважительных причин, которые перечислены в законодательстве. Данных причин насчитывается 14 (различные преступления или проступки против завещателя, предосудительный образ жизни и т. д.), а для асцендентов – 8 (в общем, – то же самое). О братьях и сестрах в дигестах Юстиниана не упоминается, в связи с чем на них продолжает распространяться старое право. 18

Следует отметить, что в римском праве можно выделить два типа необходимого наследования – формальный и материальный.

Формальный тип наследования состоит в том, что при совершении завещания лицо, у которого есть sui heredes должно или назначить их наследниками или определенно лишить их наследства. Материальный тип наследования состоит в том, что близкие наследодателю лица действительно участвуют в наследстве. Оба эти типа в позднейшем праве действовали параллельно, что не могло не создавать затруднений на практике. В законодательстве Юстиниана сделана попытка слить оба вида необходимого наследования воедино. С этой целью он предписал, что десценденты и асценденты завещателя имеют не только право на получение в каком угодно виде portio debita, но, кроме того, они должны быть назначены наследниками; завещатель должен оказать им honor institutionis, – по крайней мере, в размерах их portio debita. 19

    Какой договор в римском праве называется договором займа (matuum )? К какому виду контрактов он относится? С какого момента договор займа (matuum ) считается заключенным? Кто несет ответственность за риск случайной гибели занимаемых вещей и почему? В чем состоит отличие договора займа (matuum ) от договора ссуды?

Договор займа был одним из древнейших форм договорного права и сохранился как один из главнейших институтов всего хозяйственного оборота и впоследствии – кредита. 20 «Взаем даются такие вещи, которые определяются весом, числом, мерой; мы можем путем дачи этих вещей вступить в отношение займа потому, что при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки; таким образом, в отношении других вещей мы не можем устанавливать договора займа, так как без согласия кредитора одна вещь не может быть дана вместо другой для исполнения обязательства». 21

Для заключения договора займа необходимо, чтобы дающий в займы являлся собственником вещи; при этом «не идет вопреки этому то обстоятельство, что сын семейства и раб, дающие взаймы имущество, входящее в пекулий, обязывают (другое лицо); ибо здесь имеет место такое же положение, как если бы ты дал деньги по моей воле: ведь иск приобретается для меня, хотя бы деньги (монеты) были не моими».

Договор займа относится к реальному виду договоров. Одна сторона передавала в собственность другой денежную сумму; количество вещей, определенный родовыми признаками, с обязательством возврата в срок, того же рода и качества. «Мы даем взаймы с намерением получить обратно не ту же самую вещь, которую мы дали, - иначе это будет ссуда или сдача на хранение, но вещь того же рода; ибо если бы был другой род, например вместо пшеницы мы получили бы вино, то не было бы займа». 22 Договор заключался или на срок, или до востребования.

Смысл договора займа состоит в том, что одна из сторон передает другой стороне право собственности на вещи в прямое обладание и специальное согласие об условиях займа. В древнейший период это выражалось в форме стипуляции (взаимного обмена торжественными обещаниями), позднее – в письменной форме. В римском праве предметом договора займа признавалась только вещь, находящаяся в обороте, отмеченная только родовыми признаками. 23 По истечении договора займа возвращена должна быть такое же имущество, должник не имеет право возвратить более плохую вещь, даже совпадающую с ней по роду. Например, нельзя было вернуть молодое вино вместо старого. 24

Заем считался односторонним обязательством, предполагалось, что пользу от договора займа формально извлекает только должник. Заем являлся безвозмездным договором; в случае, если были заняты деньги, то заемщик в договоре займа не платил процентов с занятой суммы. Отсутствовали какие-либо права на возмещение потерянных выгод. Позже проценты стали включаться в сумму займа. Это делало необходимым составления особого соглашения о процентах или другом вознаграждении (в пределах вещей того же типа), также благодаря этому были сформированы различия между двумя моментами займа: его получением и определением его стоимости. 25 Сформировались понятия об ответственности сторон.

Обязательства, вытекающие из договора займа, строго односторонние. Так, ответственность за случайную гибель вещи, взятую взаймы, несет должник, вне зависимости от степени и формы вины займополучателя. При возникновении спорных ситуаций доказательство того, что было дано по займу, лежало на кредиторе.

Принципиальное отличие договора найма от договора ссуды состоял в том, что по ссуде передавалась вещь, определяемая только индивидуальными признаками (дом, участок земли), а не родовыми. Вернуть требовалось именно ту вещь, которая была дана, а не схожую с ней по родовому признаку. Для заключения договора ссуды не было обязательным, чтобы вещь находилась в гражданском обороте, (это может быть вещь для индивидуального пользования). В договоре ссуды было невозможным скрытое соглашение о процентах, поскольку не признавалось наличие «валюты» ссуды. Ответственность за гибель вещи при договоре ссуды лежала на кредиторе; должник оплачивал гибель вещи только в случае, если на нем за это лежала вина. Однако приводить доказательства на этот счет должен был сам ссудополучатель.