Открытый логопедическое занятие по развитию речи. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам. Подготовительная группа. Фронтальные логопедические занятия

Слепушкина Елена Вячеславовна

Учитель - логопед 1 квалификационная категория

п. Саракташ, Оренбургской области

МДОБУ «Саракташский детский сад №5 «Малышок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности воспитанников

Развитие речи (занятие построено с учетом требований программы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР)

Лексическая тема «Весна»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Это было весной»

Группа : старшая логопедическая

Форма организации работы: фронтальная

Тип занятия: обобщение

Вид занятия : коррекционно – развивающее

Цель занятия: учить использовать речь для оформления своих мыслей и самовыражения; обеспечить интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно – эстетического развития дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

    Закрепление знания признаков весны на основе ознакомления с существенными признаками сезона;

    Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;

    Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений и распространение их прилагательными; практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”)

    Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение озвучивать результаты продуктивной деятельности;

    Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Коррекционно – развивающие:

    Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, артикуляционной, общей, мелкой моторики;

    Развитие воображения, мышления зрительного восприятия, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Коррекционно – воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный, игровой, практический, ИКТ.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, изображения признаков весны, солнца, лучиков с различными эмоциональными состояниями, аудиозаписи с весенними звуками, композиция «Времена года» Чайковского, наглядность для звуковой полянки, зеркала, наборы схем – эмоций по количеству детей, ватман, краски, поролон.

Сценарий занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Это было весной»

Этап занятия

Содержание этапа

Применяемые технологии

    Вводная часть

Цель: настроить на занятие, обеспечить психологическое благополучие, помочь детям сформулировать цель деятельности.

I.I Введение в тему отивация деятельности детей)

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера! А вы какие сегодня?

добрые или сердитые, шумные или спокойные, грустные или веселые, больные или здоровые, равнодушные или отзывчивые, безучастные или любознательные.

Что значит “любознательные ”? ( Варианты ответов детей )

Логопед: “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – веселые - отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь!

Здоровьесберегающия технология ( обеспечение социально-психологического благополучия ребенка)

I .2 Целеполагание

Логопед: Если вы любознательные, я думаю, вам будет интересна история, которую расскажу. Это было весной. Ярко светило солнце, от которого в разные стороны разбегалось много лучей.

Педагог демонстрирует слайд с изображением солнца с лучиками.

Но один проказник Лучик решил отправиться в путешествие. Подумайте, что он делал? ( Бегал, прыгал, скакал, светил)

Логопед: Кого, что разбудил лучик? Природу разбудил Лучик. Посмотрел лучик на природу и загрустил. Все кругом пусто и голо. Как загрустил Лучик?

Педагог меняет слайд где лучик с грустным изображением лица

Посмотрите в зеркало. Найдите у себя на схемах нужную эмоцию.

Дети смотрят в зеркала. Затем выбирают нужную схему – эмоцию .

Логопед: Грустно Лучику. Это же сколько работы надо проделать, чтобы все приодеть и принарядить. Вы готовы ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы Лучик снова стал веселым? (помочь, развеселить)

Назовем приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова « весной ».

Логопед демонстрирует слайды , дети составляют предложения .

Логопед: Что у нас получилось? Подумайте, какое название рассказу можно дать? Настя, составь полный рассказ по картинкам.

Ребенок составляет рассказ с опорой на картинки .

Логопед: Какое настроение от этого рассказа? Выберите нужную эмоцию, покажите. Демонстрируют схемы – эмоции.

А сейчас покажите это настроение на ваших лицах, а я прочитаю.

Дети улыбаются.

Педагог меняет слайд где лучик с радостным изображением лица .

Технология проектирования (беседа)

Личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технология

Личностно - ориентированная технология

Технология проектирования

(беседа)

ИКТ - технология

I .3 Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед: А какие мы? Давайте вспомним, какие качества мы называли. обрые , спокойные, веселые, отзывчивые, любознательные). Покажем Лучику, что и в это время года можно найти много нового, красивого и радостного.

Социоигровая технология. ( Развитие взаимодействия «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия)

    Основная часть

    Цель: совершенствование грамматического строя речи; развитие всех видов моторик, психических процессов, интеллектуальных способностей

II .1 Работа над словарем

Что увидел Лучик? Он вам расскажет, если вы с ним поиграете в «загадалки»

Логопед: Длинная, прозрачная, тающая ( Сосулька)

Голубое, ясное, чистое, высокое ( Небо)

Бежит, журчит, переливается ( Ручей)

Набухают, лопаются, зеленеют ( Почки)

Лучистое, теплое, ясное, ласковое ( Солнце)

Говорливый, холодный, звонкий, студеный, веселый ( Ручей)

А теперь сложнее. Капель какая? ( Холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая)

Почки на дереве какие ? ( ожившие, набухшие, пахучие)

Снег какой? (Потемневший, рыхлый, грязный, старый, мокрый, грустный)

Солнце из – за тучи что делает? ( Выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает)

Лед на речке что делает? ( Тает, ломается, трещит, плывет, исчезает)

Первые проталины что делают ? (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают) Спасибо, молодцы!

(игровая, обучающая и творчески развивающая ситуация, использование художественного слова)

Личностно – ориентированная технология.

II . 2 Психогимнастика

Логопед: Удивляется и радуется наш Лучик!

Педагог меняет грустное изображение лучика на радостное .

Посмотрите в зеркало, удивитесь, а теперь обрадуйтесь.

Дети смотрят в зеркала, удивляются и радуются .

Логопед: А теперь найдите у себя эмоцию удивления.

Дети поднимают схему.

Логопед: Встретил наш Лучик другого братца. А этот братец испугался.

Педагог меняет слайд где лучик с эмоцией испуга.

Покажите, как он испугался.

Дети смотрят в зеркала, изображают испуг.

Что он натворил? – сосульку растопил, снежное покрывало испортил! Поможем ему стать счастливым?

Логопед предлагает пойти на весеннюю звуковую полянку и встать друг за другом. Дети выходят на «полянку» на которой имитированы проталинки, ручейки и лужи.

ИКТ технология.

Технология исследовательской деятельности

II . 3 Динамическая пауза

Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам… Что такое проталинка?

Логопед: Будем их считать – 1 проталинка, 2 проталинки…

Затем ручеек. Как мы здесь пройдем? (Перепрыгнем)

А лужи? ( Перешагнем ) Все дошли? Сколько было проталинок? Сколько было ручейков? сколько было луж?

А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему, погрозим:

Произносят хором вместе с педагогом

Полно, беленький снежок, на талой земле лежать,

Время, беленький снежок, время таять пропадать

Поможем Лучику пустить ручейки!

Дети тянут за концы голубых ленточек, торчащих из – под «сугроба» - распускают «ручейки» .

Игровая.

Личностно – ориентированная.

II .4 Развитие слухового восприятия

Логопед: А теперь прислушайтесь…

Звучит аудиозапись со звуками капели, шума ручья, криками воробьев и грачей.

Какие это звуки ? (Весенние звуки ). Вижу, вы устали. Присядьте на свои места.. Посмотрите в зеркала, как мы Лучику помогаем?

Технология исследовательской деятельности

(«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы )

II .5 Артикуляционная гимнастика

Покажем, как сосульки тают.

Чередование положений широкого – узкого языка

Скоро апрель – так звенит капель: тдд – тдд - тдд.

Стучим язычком по верхним альвеолам .

Нет больше стужи, на дорогах лужи

Положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево – вправо

Совсем немного дней пройдет- и на реке начнется ледоход.

Двигать нижней челюстью влево – вправо .

Логопед: Молодцы! У вас получилось развеселить Лучик.

Дети убирают зеркала, педагог меняет слайд где лучик стал радостным.

Здоровьесберегающая технология

ИКТ технология.

II .6 Дыхательное упражнение

Сделаем глубокий вдох и вберем в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра! Чем же пахнет Весна? ( Весна пахнет тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой)

Педагог включает запись шума ручья.

Логопед: А вот еще Лучики выглянули. Один задумчивый, другой грустный. Покажите, как он задумался.

Дети смотрят в зеркала, показывают задумчивое изображение лица.

Прислушайтесь, о чем говорят Лучики. Звучат голоса лучиков.

Логопед: Как вы думаете, какой Лучик говорит, что весна – это плохо?

Здоровьесберегающая технология

ИКТ технология

II .7 . Работа над связной речью

Логопед: Что говорит грустный Лучик? Почему весна это плохо?

Скажите, а почему весна – это хорошо? ( ответы детей)

Молодцы! Лучик развеселился и тоже стал радостным.

Педагог меняет слайд задумчивый Лучик радостного.

Улыбнемся вместе с Лучиками. Улыбнемся нашим гостям.

Дети улыбаются присутствующим на занятии. Педагог обращает внимание детей на солнце .

Вот и солнышко заулыбалось.

Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”, дети встают в круг.

ТРИЗ технология

ИКТ - технология

Технология исследовательской деятельности

(«погружение» в звуки и образы природы)

II .8 Пальчиковая гимнастика

Логопед, дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли. пальцы в “замок”, перекатывающие движения

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи. руки вверху волнообразные движения

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают . руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью

Здоровьесберегающая, игровая технологии

III . Заключительная часть :

Цель : подведение итогов, осмысление, самовыражение.

Логопед: Своими делами вы доставили очень много радости. Какие дела сегодня сделали? (зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали ). Лучики нас согрели, снег растаял и появилась полянка. Как же мы сможем нарисовать цветочки, если у нас нет кисточки ? (пальчиками) Давайте все вместе наполним картину яркими красками по-своему, по-весеннему. Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”

Технология исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера)

ИКТ - технология

III . 1 Продуктивная деятельность

Дети переходят к большому столу, на весеннюю полянку пальчиками дорисовывают точки на божьей коровке, рисунки на крыльях бабочки, цветочки ландыша на ветке, солнышко и облака – тампонами из поролона

Технология проектной деятельности (конструктивная) , ТРИЗ технология

III .2 Рефлексия. Осознание воспитанниками своей познавательной деятельности, самооценка результатов деятельности

Логопед : отмечает хорошо выполненную работу

Какая радостная получилась картина. Вы повесите у себя в группе, чтобы она напоминала вам о занятии. Какое настроение было у вас на занятии?

Ребята, а что может подарить нам солнышко? А сейчас встаньте ближе друг к другу, сделайте из ладошек кольцо, передадим друг другу тепло и радость солнышка. А теперь передайте тепло и радость нашим гостям. Дети перекатывают мячик.

Я благодарю вас и дарю каждому по солнышку, чтобы вы тоже сделали их счастливыми, и пусть эти рисунки напоминают о нашем занятии дома.

Педагог дарит раскраску солнышко

Игровая, личностно-ориентированная технология

IV .Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Альбом детских рисунков и фотографий «Весенние радости», пословицы и поговорки о весне, фонотека «Звуки весны»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса -ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка - а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки - а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик - а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик - а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос - все делают шаг вперёд. Выдох через нос - шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три - глазками смотри!

III Заключительная часть.

Подвести итог занятия.

Игра «Прочитай слово - ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».

Коррекционно-образовательные цели:

Активизация словаря по теме: « Зимующие птицы». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Cовершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи,

Зрительного внимания и восприятия,

Тонкой и общей моторики.

Cовершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: корзинка с фасолью, пластмассовые снежинки с картинками, конверты с плоскостными частями снеговиков, карточки для игры «Снегопад», бумажные снежинки, плоскостные « снежные комочки» разного размера с буквам, игрушка Жужу.

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Улыбка».

Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей. Это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

А) Упражнение «Волшебные Снежинки» (Развитие тонкой моторики. )

Я наполнила корзинку маленькими снежинками. А среди них спрятала снежинки с картинками. Найдите их и назовите.

Вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова: снеговик, снегурочка, снегопад, подснежник, снегирь, снежинка.

Эти слова образованы от слова «снег».

Вспомните еще несколько слов, образованных от слова «снег». (Дети называют слова)

Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.

Что это за звук? Кто ты? (Обращает внимание на игрушку «Жужа)

Я Жужа с планеты, где никогда не бывает зимы. Я нашла картину, но не могу понять, что здесь нарисовано.

Ребята, поможем Жуже? (Да)

б) Упражнение « Узнай по частям» (Развитие зрительного внимания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова (трехсложное слово с одним закрытым слогом).

Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? (Снеговик)

Почему вы так думаете? (Дети дают объяснение)

Давайте еще раз произнесем это слово по слогам и « прохлопаем» его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой. (Дети произносят слово сне-го-вик)

Дети, пройдите к магнитной доске, возьмите по одному конверту с частями и попробуйте сделать каждый своего снеговика. (Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размером)

У вас получились одинаковые снеговики? (Нет. Разные)

3. Упражнение «Большие — маленькие» (Совершенствование грамматического строя речи).

Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про те же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. (У больших снеговиков красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики) и т.д..

в) Упражнение «Снегопад» (Развитие мышления)

А сейчас мы для Жужи устроим настоящий снегопад. Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки не имеющие отношение к зиме. (Дети комментируют свой выбор)

Замечательно! Вы справились с этим заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы.

Давайте расскажем о них Жуже. А для того, чтобы вы не отвлекались на другие картинки, закройте их снежинками.

г) Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану(Развитие связной речи).

Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на прошлом занятии.(Выставляется опорная схема для составления рассказа. Дети составляют план рассказа).

Рассказы детей:

1. «Это синица. Синица – зимующая птица. Она маленькая красивая птичка, в черной шапочке, с белыми щечками, желтой грудкой. С коротким хвостиком и тонким клювом. Она звонко поет и любит лакомиться свежим салом».

2. «Это воробей. Воробей – зимующая птица. Он маленький. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. А еще воробей шустрый, ловкий и драчливый. Если воробей нахохлится. То завтра ждите сильного мороза» и т.д.

Молодцы ребята! Вы помогли Жуже узнать много интересного о зимующих птицах.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Снежки»(Совершенствование навыка чтения)

У меня есть снежки, но они разного размера. Если вы разложите их от самого большого до самого маленького, то сможете прочитать слово, которое Жужа вам хочет сказать перед отъездом на свою планету. (Дети читают слово «спасибо»).

Аникина Маргарита Николаевна,
учитель-логопед МБОУ НОШ №59 «Перспектива»
г. Липецк

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.(подгот.группа)

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: образовывать множественное число существительных;
ласкательными суффиксами;

и ритмом речи;

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры «Где чья тень?»
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
3. Игра «Подбери признак»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много»
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны



3раза.)

7. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Суп из гороха- гороховый
8. Игра «Где чья тень?»(найти тени овощей)


Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
-развитие внимания, памяти, мышления.
рассказа, мяч.
Ход занятия:
(картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
глаза. Чего не стало?)
3. Игра «Подбери признак»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Составление простого предложения (с опорой на картинку).
Например: «У меня зеленый огурец» и т.п.
5. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
Например: «Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.»
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).
3. Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
4. Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
9. Игра «Что приготовим?».
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.
Чего больше яблок или помидор?

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра «Угостим зверюшек».
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».
6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Анализ рассказов.
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
начиная с большего.)

большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
2. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес». (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.
3. Игра «Большой- маленький»

Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.
4. Игра «Один- много»
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,


6. Игра «Что приготовим?».
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
7. Игра «Что это?»(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра «Мозаика» (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра «Кто, где, откуда» (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
3. Игра «Большой - маленький»
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
4. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
5. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Игра «Наоборот»

6. Игра «Подбери признак».
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
7. Игра «Назови лист» (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…
8. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).

4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

ТЕМА: «ИГРУШКИ».


Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.


Ход занятия:


И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра «Большой - маленький»
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

5. Игра «Что из чего».
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка «Мячик».
. бы удары по мячу)

Прыгают, как мячики.

7. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал».
- Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
- Что ты сделала?
- Тимур, что ты сделал?
- Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
- Что ты сделала?
- Женя, что ты сделал?
- Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
- Что ты сделал?
- Гриша, что ты сделал?
- Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
- Что ты сделал?
- Лера, что ты сделала?
- Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
- Что ты сделал?
- Ульяна, что ты сделала?
- Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
- Что ты сделал?
- Аня, что ты сделала?

8. Игра «Какой, какая,какие»
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….

9. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой - мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
«Помоги Андрюшке».
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка с косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

ТЕМА: «ИГРУШКИ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
- дифференцировать предлоги на, под;
- закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить составлять рассказ - описание;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (мяч)
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые ….(матрешки)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (скакалка)
Сегодня все ликуют: в руках у детворы
От радости танцуют воздушные …(шары)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (конструктор)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Какой, какая, какие»
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

4. Игра «Что из чего».(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра «Где игрушки»
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка «Мячик».
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра «1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа.
Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- практическое употребление в речи предлога на;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением человека, мяч, картинки, кукла, доктор Пилюлькин.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика(повторение ранее заученных).

2. Введение в тему.
В гости пришел доктор Пилюлькин. Он познакомит нас с теми частями
тела, которые мы еще не знаем.
Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, локоть)
Что на ноге? (колен, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

3. Игра «Один - много»
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?»
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

5. Игра «Наоборот» (по картинкам).
Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).
Волосы темные – (волосы светлые).
Волосы длинные – (короткие)
Волосы кудрявые – (прямые)

Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - грустный.

6. Физкультминутка.

7. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой – (лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

8.Игра «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - усвоить категории родительного падежа;
- учить согласовывать существительных с числительными;
- учить подбирать существительные к прилагательным;
- учить пересказу;
- обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: цифры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

2. Игра «Чего не видно?» (части лица и тела закрывают)

3. Игра «Про что можно сказать…»
Маленький – носик, ротик, пальчик.
Маленькая – ручка, ножка, головка.
Маленькое – ушко.

4. Игра «1, 2, 5»
Один нос, два носа, пять носов. (глаз, рот, палец)
Одна щека, две щеки, пять щек. (рука, нога, голова)
Одно ухо, два уха, пять ушей.

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Ухо, нос, рука…» (показать, что называют).

6. Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка вн

««Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные...»

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

Закрепить знания о сказках;

Закрепить умение подбирать родственные слова;- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.



Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;

Материалы и оборудование: Массажные коврики, детская палатка, картинки, карточки с гномами, индивидуальные зеркала, картинки с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, наклейки.

Ребята вы любите сказки?

Какие вы знаете сказки? Назовите.

Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве…)- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?

(дети могут назвать)

А полетим мы туда на воздушном шаре.

Дыхательная гимнастика.

Возьмемся за руки и при в дохе через нос, будем расходиться чтоб у нас получился большой круг.

Выдыхаем через рот, и сходимся в маленький круг.(Так повторяем 3 раза.)

Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

Что это? Перед нами препятствие, а пройти через него сможет тот, кто скажет слово наоборот:

Сухой - мокрый

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Сладкий - кислый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь

Правильно ответив ребенок преодолевает препятствие (проходит по массажным коврикам и пролезает через палатку).

Посмотрите на столе. На столе лежит цветок ромашка, под лепестками спрятались сказочные герои, отгадайте их.

Лепесток 1.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Показываем картинку из сказки.

Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)

А Машенька испугалась трех медведей?

Конечно, испугалась Машенька, если:

У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).

А у медведя огромные - (лапищи).

У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

А у медведя? (глазищи).

У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

А у медведя? (носище).

У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

А у медведя? (ротище).

Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

Слушайте следующую загадку.

Лепесток 2.

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось – каждый знает,

Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

Узнайте следующего героя, из какой он сказки?

Лепесток 3

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне.

И пропеллер на спине! (Карлсон)

Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)

Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)

А следующий герой –

Лепесток 4

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

Но прежде чем помочь Незнайки мы с вами поиграем с вашими язычками.

Артикуляционная гимнастика.

Открывает ротик- дом,

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин- Язычок.

Он удобно в доме лег.(Широко открываем рот).

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй « и-и-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю.

И на место возращаю.

Я веселая лошадка,

Темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.(Щелкаем языком, рот держим широко открытым).

Котенок любит молоко:

Нальешь - и нет ни капли в миг.

Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Маляр.- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.

Молодцы ребята, здорово мы с вами поиграли. А теперь продолжим выполнять наше задание.

Лепесток 5

На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)

Лепесток 6

Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)

Лепесток 7

Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)

Лепесток 8

Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)*Физкультминутка.Маршируем мы по кругу,

Раз, два, три, четыре, пять.

На носочках не забудем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем дружно мы скакать.

А теперь потопаем,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Головою помотаем,

Му-у-у-у-у!

Птичками мы полетаем,

Чик-чирик, чик-чирик!

Лягушками попрыгаем,

Ква-ква-ква-ква-ква,

Ножками подрыгаем!

А теперь все с начала!

Ножками потопаем,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Головою помотаем,

Му-у-у-у-у!

Птичками мы полетаем,

Чик-чирик, чик-чирик!

Лягушками попрыгаем,

Ква-ква-ква-ква-ква,

Ножками подрыгаем!

Паровозиком по кругу,

Чух- чух- чух, Чух- чух- чух.

Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

Четыре раза сгибаем большой

палец левой руки.

Долго по лесу бродил!

Четыре раза сгибаем большой

палец правой руки.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Встретил белочку, синичку.

Встретил лося и лисичку.

Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил

Четыре пальца последовательно

сгибаются к большому - кланяются

Молодцы ребята и с этой задачей вы справились.

А теперь, посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).

Что здесь? (Дом, лейка, цветы).

С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)

Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).

Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).

Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).

Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).

А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).

Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).

Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).

Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).

Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)

Молодцы, хорошо перессказали.

У нас осталось последнее задание. Пазлы.

Нужно собрать пазлы,посмотреть на все собранные картинки и сказать из какой сказки эти картинки.

Ответ ребят (из сказки колобок).

Вы ребята большие молодцы справились со всеми задачами.

А теперь нам пора возвращаться.

Дети проходят назад через препятствие,надувают шар.

Вот мы и вернулись обратно.

Как вам ребята, понравилось наше путешествие.

Что больше всего запомнилось?

Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, на память о нашем путешествии получите наклейки со сказочными героями.

Похожие работы:

«О чем рассказала береза Когда-то ветром на взгорок из лесного массива, занесло березовую сережку. Остановилась она в ямке, сделанной плугом при вспашке поля. Со временем ее замело песком. Пошли дожди и весной, когд...» происшествиях", которые "имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение". Такая форма изложения давала во...» оставаться долго на холоде. Использовать теплую одежду. Иметь возможность для периодического обогревания. Не есть снег, не ложиться и не садиться на снег....»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.