Отчет воспитателя доу по использованию регионального компонента в экологическом развитии детей. Отчет по экологии в доу Отчет по экологическому воспитанию средняя группа

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отчет по экологическому воспитанию в средней группе. Воспитатель: Землянская Г алина Александровна.

Экологическое воспитание– это способ организации обучения и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью. В словаре Ожегова «Экология» – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Актуальность экологического воспитания обусловлена: - низким уровнем экологической культуры людей; -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Проблема Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Веракса. Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания: - игра; - трудовая деятельность; - объекты природы; - предметный мир. Формы работы: - занятия; - экскурсии; - работа с родителями; - самостоятельная деятельность детей.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом. В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.

Акции Сделай кормушку из бросового материала и покорми птиц Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада

Участвовали с воспитанником Юрой во всероссийском очном конкурсе для дошкольников «Экология» С Воспитанником Артемом С. Участвовали во Всероссийской викторине для детей дошкольного и школьного возраста «Весна капелью зазвенит». С воспитанницей Варей участвовали в региональной викторине «Природа вокруг нас» Принимала участие во Всероссийской конференции Экологическое воспитание дошкольников»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 25 «Ромашка»

пгт. Мундыбаш

Отчет по экологии

Старший воспитатель:

Лясина А.Н.

2016г.

У нас у всех одна планета –
Другой такой на свете нету!

Не погубите Землю, люди!
У нас другой Земли не будет!

Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н.Водовозова, Е.Л.Лихеева, К.Д.Ушинский и др.)- Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л. Зенгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Ознакомление младших детей с природой следует начинать с ближайшего окружения.

В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек, картинок их знакомят с домашними и дикими животными; учат узнавать этих животных и их детенышей.

Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок. Во время наблюдения дети наблюдают за строением птиц, за их повадками.

В старших группах знания о природе углубляют и конкретизируют об условиях жизни растений и животных; о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; комнатные растения).

Также следует познакомить дошкольников с вегетативным размножением комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Следует познакомить детей с экопозитивным и эконегативным поведением человека в природе, воспитывать любознательность и наблюдательность, формировать экологически правильное поведение в природе.

При ознакомлении детей с насекомыми детей знакомят с их передвижениями (летают, прыгают, ползают), называют характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет). Также знакомят с циклом размножения бабочек(откладывают яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц- куколки, из куколок- бабочки).

Наблюдая за живой природой, дети замечают строение растений; наблюдают за их ростом и развитием.

Целесообразно закреплять знания детей в дидактических играх: «Съедобное-несъедобное», «Чудесный мешочек». А также закреплять знания в сюжетно-ролевых играх: «Столовая», «Накорми куклу Свету» и др.

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекая младших детей к выполнению индивидуальных поручений. Дети же 6-7 лет самостоятельно дежурят.

Осенью следует привлекать детей к сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев, отрясти снег с веток кустарников. В весенний период детей следует привлекать к посильному труду - посадке лука, пересадке комнатных растений. Летом дети рыхлят клумбы, поливка клумб и грядок в огороде. Для этого взрослыми создаются все возможные условия как в групповых комнатах, так и на прогулочных площадках:

Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

В экологическом образовании и воспитании детей большое значение имеет оценка труда. Задача воспитателя - направить детей на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками.

Закреплять гуманное отношение к природе помогает художественный труд- работа с природным материалом, где дети старшего дошкольного возраста создают фигуры людей, животных и птиц из желудей, шишек, листьев и др. материалов, передавая выразительность образа, создавая общие композиции «Лесная поляна», «Сказочные герои» и др.

Также необходимо углублять эмоционально-доброжелательное отношение детей к живым существам в процессе общения с ними, развивать интерес к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка, в котором живут дети; воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Большое значение имеет чтение художественной литературы таких авторов как: Е.Благинина «Два жадных медвежонка», М.Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Тараканище», Д.Самойлов «У слонёнка день рождения», И.Бунин «Листопад», Я.Аким «Первый снег», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» и многие другие.

Также знания усваиваются через проведение НОД и экспериментирование, где дети в самостоятельной деятельности постигают взаимосвязи в окружающей действительности.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Любовь к природе начинается со знания её обитателей, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.

Наши ребята в течении года расчищали прогулочные территории, садили мини-огороды на подоконниках, наблюдали за развитием растений.

Педагоги показывали различные театральные представления по экологии, проводили развлечения, красили цветники, украшали участки.

Также проводились акции «Покорми птиц», «Дерево для Ветерана».

В следующем году мы продолжим работу с детьми по экологическому воспитанию.


Отчет по экологическому воспитанию

Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте - воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Поэтому я на межаттестационный период ставила следующие задачи:

Разработать и апробировать систему оценки результатов развития детей по определению уровня развития экологической активности;

Смоделировать развивающую предметно- пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, овладеть информационно коммуникативными технологиями и их использовать в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

Познавательные занятия;

Экскурсия в природу;

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Проведение музыкальных и спортивных развлечений

Оформление выставки детских работ;

Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

Экспериментирование.

Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.(Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль - март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).

Также дети играют в настольные развивающие игры.

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

Проект: «Голубая капелька».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо - дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Темы по самообразованию:

- « Нетрадиционные техника рисования в детском саду»
-«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-« Ознакомление детей с декоративно прикладным искусством»

Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию

детей средней группы «Стебелёчек».

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает ряд задач:

Научить детей видеть и понимать красоту родной природы;

Научить бережно относиться ко всему животному миру;

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Формировать предметно - развивающую среду;

Взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания детей.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры . Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки соответствующие временам года, картинки домашних и диких животных и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.

Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать их, рыхлить землю, опрыскивать и протирать листочки. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В группе в начале марта стартовал мини-проект «Огород на подоконнике». Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду . Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дети ухаживают за растениями ( полив, рыхление )

С детьми ведется наблюдение за луком и отмечается на схеме стадии его развития.

Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. Занятия строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы.

Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что где растёт?». С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги птицам зимой» , «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие. Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями и т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе.

Дети принимали участие во всероссийских викторинах «Экология» и «Животные нашей планеты» и стали лауреатами 1 степени.

Педагоги так же принимали участие во всероссийской викторине «Мир экологии для взрослых» и прослушали вебинар на тему «Знакомство с миром природы и социализация детей дошкольного возраста».Так же поделились опытом и провели мастер-класс для педагогов «Организация поисково- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Лаборатория фиксиков».

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области экологии. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу». Родители активно, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, приняли участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории детского сада, и в создании «Огорода на подоконнике». С родителями и детьми проведено открытое мероприятие КВН по экологии «Друзья природы».

Так же в группе проведены экологические акции «Батарейки, сдавайтесь» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологической тропы» на территории детского сада.

В феврале совместно с родителями были построены снежные фигуры-животные из «Красной книги».

Результатом такой работы стало то, что родители оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их детей и что их участие является положительным примером для ребенка. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.

Вера Прошунина
Отчет по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Экологическое воспитание дошкольников »

Аналитический отчет подготовительной «Б» группы за 2016-2017 учебный год

Прошунина Вера Семеновна, воспитатель первой квалификационной категории

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Павловский детский сад №7

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

2 016- 2017 год был объявлен годом экологии .

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей .

Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы , дать экологические знания , научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи :

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации :

Создание условий, экологизация развивающей среды , программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания .

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний .

Предполагаемый результат :

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей ;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы ;

Творческая активность воспитанников ;

Внедрение новых технологий воспитания , обучения, развития.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) . Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.)

В. Чаплин «Питомцы зоопарка» , поэты о весне (стихи о весне)

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Краткая характеристика мероприятий, проведенных с детьми. (2016год – 2017 год)

В течение года в старшей группе были проведены мероприятия с детьми согласно годовому тематическому плану :

Вечера загадок (ребусов) по темам : «Животные» , «Человек» , «Что это за птицы?» , «Зимняя сказка» .

Викторины «Животные» , «Знатоки птиц» ,«Пришла зима» .

Успешно прошли тематические дни : «День земли» , «День птиц»

Районный конкурс «Огород на окне»

Акции :«Поможем пернатым друзьям» , Районная акция ко Дню Победы

«Украсим землю цветами» «Сохраним всё живое на земле»

Праздники. Традиции. «Осенины» экологической направленности , «День здоровья» на экологическую тему .

Фотовыставка «Природа и животные Воронежской области»

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году , в конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод» . Районный конкурс «Огород на окне»

В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты :

1. Положительная динамика в успехах воспитанников , с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.

2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада ; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель : развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года» , «Мир глазами детей» , «Как я провёл лето» , «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа :

Аналитические занятия

1. НОД по теме : "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".. Иван Суриков «Зима»

Беседы с детьми :

1.«Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция : «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли)

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Доброты

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц (Прогулка)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников . Только опираясь на семью, совместными усилиями можно . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии) .

Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам) . Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Культурно-полевые растения на нашем участке» . Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект. Сроки реализации- (май- октябрь)

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей группы – воспитатели - родители .

Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных полевых растениях Павловского района, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.

Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.

Задачи :

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Проектная идея : создать на участке детского сада огород. Получить урожай полевых растений, выращенных самими дошкольниками.

Цель - систематизировать знания детей о растениях, их назначении и использовании.

Задачи : Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод : расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом :

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом :

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

Во второй половине дня мероприятия реализовывались в культурных практиках. Так в «Творческой мастерской» проводилась следующая работа :

Изготовление поделок зкологической направленности –

Сентябрь

1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели) .

2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из соленого теста) .

3. «Георгины» объемная аппликация

1.«Осенние фантазии» (из природного материала)

2.«Слоненок» (из природного материала)

3. «Лебедь» (из природного материала) .

1.«Рябина» (квилинг, оригами) .

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.