Обычай наряжать елку на новый год. Почему на новый год принято наряжать елку. Истоки традиции новогодней елки: украинская версия

Ель или сосна, украшенная блестящими игрушками, мишурой и светящимися огоньками - особенный символ наступления Нового года, множества долгожданных подарков и счастливых перемен в жизни. Эта традиция распространена по всему миру и неважно, что в Африке роль новогодней красавицы отводится пальме или древовидному можжевельнику, а в Австралию дерево доставляют самолётом и покрывают хвою густым слоем лака для сохранности. И каждому жителю планеты интересно - почему на Новый год принято наряжать ёлку, и какова родословная этого обычая.

Почему на Новый год наряжают именно ёлку

Ранее считалось, что в ветвях ели жили духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить

Легенд, лежащих в основе традиции украшать новогоднее дерево, немало. Некоторые из них идут со времён рождения Иисуса Христа, когда на младенца пришли посмотреть все растения и несли ему в дар свои плоды. Ёлочка, которая добиралась с самых северных широт, запоздала на смотрины и не смогла пробиться к колыбели, к тому же у неё не нашлось подарка для новорождённого.

Все представители живой природы поделились с ёлочкой цветами, зелёными листьями, орехами и плодами. А с небес начали падать звёзды, которые превратили маленькую ёлку в сияющее чудо, означающее радость в честь Рождества Христова.

По иному сказанию, германский монах святой Бонифаций в доказательство бессилия языческих богов срубил священный дуб. Огромный исполин при падении повалил все деревья, а на его месте появилась небольшая пихта, как символ победы христианства над язычеством. Впоследствии пихту заменила ель, на которую верующие люди вешали яблоки, орехи и яйца, чтобы их не покидало плодородие, гармония и благополучие.

Возможно, ветки ели для древних людей символизирвали вечную жизнь

Когда начали наряжать ёлку в Европе

У ряда европейских народов в рождественских ритуалах использовалось большое полено

Ёлка в украшенном виде впервые появилась на главных площадях германских городов ещё в XVII веке. До этого времени немцы, считающие ель священным деревом, способным повлиять на их жизнь и преуспевание, ходили в лес, чтобы задобрить его. На еловых ветках развешивали цветные лоскутки, пряники, конфеты и плоды. Различные обряды, совершаемые горожанами у лесной красавицы, стали впоследствии прототипом новогоднего хоровода.

Со временем немцы перенесли обычай наряжать ёлку из леса на городские площади, а затем - и к себе домой. После крещения германцев языческая традиция приносить дары ели приобрела христианское толкование, и на католическое Рождество в домах обязательным атрибутом стала украшенная бантами и свечами лесная красавица.

После Германии обычай ставить украшенное хвойное дерево в своём жилище распространился сначала по Европе, а потом перекочевал за океан.

Появление новогодней ёлки в России

Пётр I, стремящийся привнести в Россию европейские манеры и традиции, с введением в 1699 году юлианского календаря, издал указ о переносе новогоднего праздника на 1 января. В этом документе царь детально растолковал россиянам, как следует отмечать праздник - запускать фейерверки и ракеты, зажигать огни, а ворота украшать хвойными гирляндами. Такая традиция соблюдалась вплоть до смерти Петра, после его кончины ёлки наряжались только в домах петербургских немцев и в питейных заведениях.

Процесс возрождения новогодних ёлок шёл достаточно долго - только в середине XIX века наряжать хвойные деревья в своих домах стали повсеместно. Эта традиция привычно связывалась с Рождеством Христовым и поначалу пышные и красивые ёлки устанавливали только зажиточные люди и представители столичной знати. Но очень быстро жители других городов и помещичьих имений стали устраивать для своих детей рождественские празднования у наряженной ёлочки.

Под елью можно было найти подарки для детей

«Домашняя» жизнь украшенной стеклянными игрушками, свечами, бусами и конфетами лесной красавицы продолжалась недолго - всего один вечер в канун Рождества. Ребятишки, испытывающие неподдельный восторг при виде блистательной ели, получали её в полное своё распоряжение. Для детей наступал праздник «ощипывания ёлки». В результате с веток срывались сладости и игрушки, дерево было полностью разгромленным и сломанным и поутру выбрасывалось.

Славянские традиции в украшении

Украшения ёлки зависит лишь от креативности человека, который эти занимается

Обычай украшать новогоднее дерево практически полностью скопирован с немецкой модели. У славян издревле существовала традиция навешивать на любые деревья на своём подворье красочные лоскутки, чтобы задобрить добрых духов и попросить о благоденствии.

Из всех представителей русского леса ель считалась священным деревом - она помогала призвать добро в дом, защитить его обитателей от болезней и неудач. Вместе с тем еловые ветки широко используются в погребальной обрядовости, поскольку ёлка символизирует вечную жизнь.

Украшение хвойной красавицы в Новый год - дань древнеславянской традиции. Чем красивее будет наряжена ёлка, тем довольнее будут её духи и больше добра получат хозяева дома.

Если не ёлка, то что нарядить?

Использовать для украшения можно дождик, мишуру, ленточки

Не все люди стремятся установить к Новому году хвойное дерево в своей квартире. Это объясняется разными причинами:

  • недостаток свободного места;
  • небезопасность для маленьких детей;
  • нежелание губить живую ель ради двухнедельного праздника.

Но традиция остаётся традицией, и в доме обязательно должно быть зелёное растение, украшенное новогодними игрушками. Это могут быть комнатные цветы:

  • самшит - его крона хорошо поддаётся обрезке и легко достигается пирамидальная форма. Мелкие листочки напоминают иголки, а достаточная высота позволяет декорировать комнатное деревце игрушками и мишурой;
  • кипарис или туя - декоративные растения, способные заменить собой стандартную ёлочку. Светло-зелёная хвоя красива сама по себе, а небольшое количество украшений только подчеркнёт благородство и изящество этих растений;
  • можжевельник - помимо природного великолепия этот домашний кустарник создаёт особенный микроклимат в помещении. Своеобразный хвойный аромат - прекрасное средство для создания спокойной безмятежной атмосферы и хорошего здорового сна;
  • аспарагус - некоторые виды этого комнатного цветка могут поспорить с ёлкой красотой и степенью пушистости. Тонкие ажурные веточки ярко-зелёного цвета будут великолепно смотреться в соседстве с миниатюрными стеклянными шарами и мишурой.

Наряженная ёлка - традиция, которая за многие столетия стала неотъемлемой частью новогодних праздников. Изготовление самодельных игрушек, склеивание гирлянд, покупка новых блестящих шаров - всё это можно делать всей семьёй. А украшение хвойной красавицы - настоящий ритуал, в котором с удовольствием принимают участие и взрослые, и дети. Вплоть до старого Нового года великолепная чудо-ёлочка будет доставлять радость и восторг, символизируя начало счастливых перемен в жизни.

Во многих странах мира на Рождество и на Новый год ставят елку. Порой люди стараются украсить жилище хотя бы одной веточкой, лишь бы дом наполнился приятным, немного терпким и свежим запахом. Узнаем, по какой причине появилась эта «зеленая» традиция.

Как этот обычай появился в Европе

По преданию, обычай ставить ель в доме на праздник Христова Рождества связан со святым Бонифацием. Однажды он проповедовал в Германии, рассказывая об этом значимом празднике. Чтобы продемонстрировать язычникам свою мощь и веру, он срубил дуб – символ бога Тора. Огромный ствол упал, повалив за собой другие деревья, но при этом не задев ель. Язычники поняли, насколько слабы их боги и как крут Иисус. В честь этого события Бонифаций назвал ель «деревом младенца Христа», после чего зеленая красавица стала полноценным участником зимнего праздника.
Кроме того, с древних времен люди почитали ель как символ бессмертия и вечной жизни, здоровья и возрождения, а также общения с загробным миром. Они считали, что в стволах обитают духи, которых надо задабривать подарками. В конце декабря, когда начинался солнечный год, люди развешивали на ветках различные подношения – ленты, амулеты, яйца, яблоки, а у подножья зажигали свечи.
Подобное сочетание языческих и раннехристианских традиций привело к тому, что ель стала набирать популярность как символ Рождества и наступления нового года. Более широкое распространение обычай получил в эпоху Реформации в протестантских странах. Говорят, что одним из первых ее стал наряжать знаменитый Мартин Лютер: однажды в сочельник он украсил верхушку елки звездой в память о Вифлеемской звезде. А одно из первых письменных свидетельств об украшенных деревьях датировано 1605 годом. В нем описываются жители Страсбурга, которые ставят ели в домах и кладут на них розы, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.
Кстати, в XVI веке Центральной Европе существовал обычай наряжать небольшие лиственные деревья. Иногда их подвешивали к потолку.
В течение двух столетий обычай, связанный с елкой, распространился почти по всей Европе – он затронул Англию, Данию, Чехию, Австрию и другие страны. Благодаря эмигрантам, он появился и в Америке. В США ель наряжали фруктами и свечами, а после стали использовать различные игрушки. А жители восточных стран оценили ель уже в XX веке. Правда, эта традиция коснулась всего нескольких государств – Турции, Ирана, Марокко.

Появление праздничного атрибута в России

Жители нашей страны обязаны появлением праздничной ели Петру I. В начале XVIII века он издал указ, согласно которому в России вводилось новое летоисчисление, и новый год начинался с 1 января. Также в документе содержались предписания, как правильно устраивать праздник. В нем ель фигурировала как городское украшение – в помещениях ее не ставили.
Первые рождественские елки появились в жилищах в начале XIX столетия – ими украшали дома петербургские немцы, которые свято соблюдали традиции. Считается, что повсеместную моду на эти деревья ввел Николай I. Позже по примеру царской семьи хвойные стали появляться в богатых столичных домах, постепенно завоевывая жилища россиян. Этому могли поспособствовать газеты, которые вдруг заговорили о елке как об оригинальном украшении. Деревья стоили недешево, а лучшие экземпляры привозили из Финляндии.
После революции мода на елки в домах не исчезла. Правда, она претерпела изменения после введения в стране григорианского календаря, когда Рождество и Новый год поменялись местами. К тому же власти стали бороться с религиозными праздниками, что отрицательно сказалось на статусе Рождества, чьи елки постепенно становились «комсомольскими».
Своеобразное возрождение у них наступило в 1935 году с подачи второго секретаря Центрального Комитета компартии Павла Постышева – он стал инициатором создания светского новогоднего праздника. По его инициативе в декабре этого года была установлена наряженная елка для детей.
Позже мероприятия для самых маленьких стали традиционными, а статус главной елки получила хвойная представительница Дома союзов. В 1976 году это звание перешло зеленой красавице в Кремле.
Так постепенно ель становилась символом Нового года. На протяжении многих лет менялись ее украшения: к конфетам и фруктам добавлялись игрушки с изображением пионеров, космонавтов, солдат, врачей, автомобилей и т.д. Во времена правления Никиты Хрущева на стеклянных шарах рисовали кукурузные початки и хоккеистов.
С упразднением религиозного Рождества елка в СССР стала символом Нового года, хотя и привнесла с собой прежние атрибуты. Сегодня многие жители нашей страны наряжают ее ближе к НГ, при этом в некоторых домах деревце стоит аж до весны.

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»