Обувь головные. Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор. Домашнее задание тема «одежда. обувь. головные уборы»

Леше 2 г 3,5мес.
Одежда
Начали с просмотра различных презентаций одежда.
Поговорили, что такое – одежда, зачем она нужна. Одежда - это те вещи, которые мы на себя надеваем. Одежда защищает нас от жары летом и от холода зимой. Одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Еще, чтобы показать человека красивым. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.
Затем стали смотреть, какая одежда есть у Леши, потом у мамы, у папы, у Иры.
Сделала картинки детали одежды, обуви, шляпы (идея Жени(Левон)).

Смотрели на картинках и на реальной одежде.
Смотрели чего не хватает на картинках с изображением брюк без одной штанины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Смотрели чем отличаются и чем похожи пуховик мамы и дубленка папы (отличия: пуховик - синтетическая ткань, дубленка - кожа, дубленка - мужская одежда, данный пуховик – женская, цвет, длина, вес; сходства: теплые, есть рукава, карманы, пуговицы, воротник).
Загадывала загадку. Что я загадала: пуховик или дубленку? Это одежда теплая, она сделана из кожи, черного цвета, ее носит папа. Признаки называла постепенно, давая возможность угадать раньше.
Также смотрели чем отличаются и чем похожи куртка Леши и комбинезон Иры(отличия: длина, цвет, комбинезон одевается на руки и на ноги и имеет штанины, а куртка нет; сходства: теплые, капюшон, рукава, молния, карманы).
Загадывала загадку. Что я загадала: комбинезон или куртку? Эта одежда имеет капюшон, она длинная, имеет штанины, она светлая, ее носит Ира.
Проводилки на доске. Леша помогал маме, папе, Леше пройти по дороге в магазин.


Разложить трусы))


Рассмотрели виды одежды: верхняя, зимняя, летняя, демисезонная. На настоящих вещах и на картинках в книге Первая книга для самых маленьких


мужская, женская и детская одежда. Леша зачеркивал/ обводил называемое/показываемое мной слово.


Сортировали по картинкам. Сделала по три штуки.

Один-много. Развозили пассажиров –картинки по остановкам Один, Много.


Почтальон. Развозили на самосвале почту-картинки по адресам-словам в ед. или мн. числе. Фото нет.

При настоящей стирке делили одежду на светлую и темную. После развешивали сушиться.


Играли в стирку со словами (Идея Любы (Сеня)). Что не одежда не стираем.


Смотрели презентацию Из чего сделана наша одежда и показывала на настоящих вещах.
Ввели кучу новых слов-карточек.
Занимались по лексической тетради №1 Косиновой. Там целых семь страниц на тему одежды, обуви и головных уборов.

Играли в магазин. Подробнее и видах магазина и как играть здесь Игра Магазин

Одеть-надеть. Оказывается, я сама неправильно употребляю эти слова.

Цитата:

Глаголы одеть и надеть - многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:
Одеть - кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть - что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть - с неодушевлёнными.

Теперь слежу, как я говорю.
Играли с этими словами так:
1. Одевали на собаку шапку, носки.


Это Леша решил покормить грудью собаку)) Ну и Ира в кадр попала))
2. Я жестами показывала, что одеваю на собаку, Лешка пытался угадать.
3. Я жестами показывала, что надеваю на себя. Это было посложнее, но вместе мы отгадывали. Также Лешка показывал, что он на себя надевает, а я отгадывала.

Обувь, Головные уборы.
Смотрели презентации.
Подбирали пару для игрушек. Сложность в том, что вид обуви разный: сбоку и прямо. Но Леша справился легко.


Раскладывали карточки-слова к настоящей обуви.
Ориентирование в пространстве. Из Чудообучайки сделанной Марией Костюченко. Разложить обувь вниз, а шапки вверх.


Положить правильную цифру к количеству головных уборов.


и такой вариант. Я называла гараж "5 шлемов" и Леша ставил рядом машинку. Тоже фото нет.

Разложить шапки по количеству точек. Это попроще, чем с трусиками, т.к. шапки разные.

Творчество.
Аппликация. Составить из частей целую куртку. (Идея Жени(Левон)).


Футболка для папы. Предполагалось украшать пластилином, но Лешка не захотел,поэтому просто разрисовали разными карандашами.


Платье для мамы. Посыпали цветным пшеном.

Шуба для Иры.


Аппликация. Надеть мужчинам галстуки.


Шарф для Леши. В возрасте 2лет и 3 мес. Леша освоил ножницы.))


Украшали пластилином и пуговицами пластилиновый шарф. Фото нет, не успела.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


. Предметный: одежда, брюки , рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка , шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: Признаков: Наречия:

Скажи наоборот

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) -Вовины Футболка Ани (чья?) -- Анина.


Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Закончи предложение

Шапку надеваем на... Носки надеваем на...

Рукавицы надеваем на... Перчатки надеваем на...

Кепку надеваем на...

Измени по образцу

Юбка из шерсти - шерстяная юбка. Халат из ситца - ...

Платье из шелка - ... Рубашка из фланели -

Подбери признак

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички - новые, красивые, шерстяные, вязаные,...

Пальто -...

Платье - ...

Что лишнее?

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Измени по образцу

Туфли - ... Кроссовки- ...

Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

Собери предложение

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Хитрые вопросы

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь . Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Скажи наоборот

Летняя -- зимняя. Тёплая -- легкая. Глаженая - мятая.

Грязная - - чистая (постиранная). Большая -- маленькая.

Старая - новая. Длинные -- короткие.

Парадная - - повседневная. Легкие - тяжёлые.

Белая - - чёрная. Модная - обычная.

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) - Футболка Ани (чья?) -- Анина.

Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Измени по образцу

Ботинки - ботинок. Сапоги - ... Валенки - ...

Туфли - ... Кроссовки- ...

Повтори рисунки по клеточкам


Разделы: Логопедия

Задачи:

  • учить употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей;
  • продолжать обучать составлению распространенных предложений;
  • учить образовывать относительные прилагательныеи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять усвоение категории родительного падежа;
  • закреплять умение подбирать глаголы-антонимы;
  • развивать память, воображение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт три овоща (три фрукта, три ягоды и т.д.)

2. Знакомство с темой

– Сегодня мы отправимся в сад, где растут сказочные деревья.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло (показ дерева с одеждой, рис. 1):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.

Логопед: Как назовём всё одним словом?

Дети: Одежда.

Логопед: А какая бывает одежда?

Дети: Разная, красивая, нарядная, праздничная.

Логопед:

  • Если одежду носим зимой – это … (зимняя одежда) ;
  • Если одежду носим летом – это …;
  • Если одежду носим весной – это …;
  • Если одежду носим осенью – это …;
  • Если одежду носим дома – это …;
  • Если одежду носим в праздники – это …;
  • Если одежду носим на работе – … и т.д.

Логопед: А из чего шьют одежду?

Дети: Из ткани.

Логопед:

  • Если юбка сшита из джинсы – то юбка …;
  • Если платье сшито из шёлка – то платье …;
  • Если костюм сшит из шерсти – то костюм …;
  • Если футболка сшита из трикотажа – то футболка …;
  • Если куртка сшита из кожи – то куртка …;
  • Если куртка сшита из замши – то куртка … и т.д.

Логопед: А для чего нужна одежда?

Дети: Чтобы не замёрзнуть, быть красивыми и т.п.

Логопед:

  • Если халат для дома – то это … (домашний халат) ;
  • Если халат для работы – то это …;
  • Если кофта для осени – то это …;
  • Если кофта для зимы – то это …;
  • Если одежда для женщин – то эта одежда …;
  • Если одежда для мужчин – то это …;
  • Если одежда для детей – то это … и т. д.

Логопед: Послушайте стихотворение Ю. Фригович «Ёлка в шапке», (рис. 2):

Маша после игр в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

4. Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одно дерево и тоже с сюрпризом (показ дерева с обувью, рис. 3):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Сапоги да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на нашем дереве?

Дети: туфли, сапоги, босоножки, кроссовки и т.д.

Логопед: Давайте назовем всё одним словом. Что это?

Дети: Обувь.

Логопед: А кто же шьёт обувь? Загадка про сапожника.

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

Логопед: Правильно, сапожник. А из чего шьют обувь?

Дети: Из кожи, из замши, из резины.

Логопед:

  • Если обувь сшита из резины – то она какая? (резиновая) ;
  • Если обувь сшита из кожи – то она …;
  • Если обувь сшита из замши – то она … и т.д.

5. Игра «Найди пару обуви» (Рис. 4)

Логопед: Давайте поиграем. На доске парные и одинарные картинки с изображением обуви, дети подбирают пару и называют.

6. «Четвёртый лишний» (Рис. 5)

Логопед: А теперь поиграем в другую игру. Дети называют картинки (пальто, тапки, юбка, платье и т.д.) и определяют лишний предмет. Добиваемся полного ответа.

7. Логоминутка

Логопед: Сейчас я буду называть предметы одежды и обуви, а вы выполняете хлопок в ладоши, если услышите одежду, выполните приседания, если услышите обувь.

8. Логопед: Ребята, посмотрите, третье необычное дерево (показ дерева с головными уборами, рис. 6):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А панамы и платки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Шапка, платок, панама и т.д.

Логопед: Как назовем всё одним словом?

Логопед: Правильно, это головные уборы. А, скажите:

  • Если шапку связали, то шапка называется … (вязанная) ;
  • Если панама сшита из джинсы, то панама …;
  • Если шляпка из соломы, то шляпка … и т.д.

9. Игра «Большой и маленький»

Логопед: Давайте ещё поиграем:

– Взрослые носят большие шапка, а дети – маленькие… (шапочки)
– Мужчины носят большие кепки, а мальчики.
– Женщины повязывают на головы платки, а девочки…
– На одной женщине одета большая шляпа, а на другой…
– На женщине одета панама, а на девочке …
– Солдат одел пилотку, а маленький мальчик….
– Офицер одел фуражку, а маленький мальчик … .
– У бабушки берет, а у внучки…

10. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Дети становятся в круг. Логопед говорит слово-действие и кидает мяч, ребёнок ловит и называет противоположное действие:Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, зашить – порвать, постирать – вымазать и т.д.

11. Итог

Логопед: Сегодня мы с вами побывали в необычном саду, видели сказочные деревья. Напомните, какие деревья там росли? Ещё мы искали пару обуви и определяли лишний предмет. Вы сегодня молодцы!

Существительные:

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка,

джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.

Глаголы:

надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить,

сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

Прилагательные:

кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий,

длинный, чистый, грязный.

Пальчиковая гимнастика

СТО ОДЁЖЕК

Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?

Сто одёжек,

сто застёжек,

Слово вымолвить не

может.

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

А. Барто

(Поочерёдно загибают

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

название одежды.)

(Пожимают плечами.)

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Пожимают плечами.)

(Руки от груди, через середину

сбрасывают вниз .)

Скороговорки

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над

четкостью дикции и произношением.

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила -

Рукав не дошила.

Шапка да шубка -

Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную

выразительность речи.

ШАПКА

Шапка, шапка, где была?

Я была в кино.

Что ж ты, шапка, видела?

Было так темно...

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

Шапка, шапка, где была?

В цирке шапито.

Что ж ты в цирке видела?

Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки -

Все, что было в раздевалке.

В. Берестов

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности.

Дети находят ошибку в высказывании.

Например:

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

Игра « Запомни и назови »

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и

выложить соответствующие предметные картинки.

Например:

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в

названном порядке).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы

к прилагательным.

Например:

чистый - грязный длинный - короткий

мокрый - сухой толстый - тонкий

большой - маленький новый - старый

тёплая - лёгкая

Игра «Раскрась-ка»

Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию

воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.

Например: воротничок - жёлтым, поясок - синим и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .)

Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) ...

Маша на полотенце узор... Мама пуговицу

к пальто... Даша новую юбку...

Игра «Закончи предложение»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке.

После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на

запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

ЗАЙЧИШКИНО ПАЛЬТО

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки - засунул обе лапы в

одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно

надевать брюки. Стал братец надевать на малыша... (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у... (пальто).

Старший брат пришил пуговицу к... (пальто). Малыш надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один - много»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч,

называют родительный падеж существительного во множественном числе.

Например:

У меня одна шапка. - У меня много шапок.

Игра «Будь внимателен»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и

разложить по двум коробкам.

1-я коробка - мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка - моя (шапка, кофта и т. д.).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов).

Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч

воспитателю.

Например:

юбка - юбочка

Игра «На швейной фабрике»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с

существительными).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились

на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита,

какая она.

из меха - меховая из шерсти - шерстяная

из шелка - шелковая из ситца - ситцевая

из кожи - кожаная из джинсы -джинсовая

из фланели - фланелевая из драпа - драповая

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает

тот, кто нарисовал больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце

игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки .

Игра « Сколько звуков ?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять

количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

Ребус «Шарф»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык

чтения, профилактика дисграфии.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КАЛОША

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день -

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

улицу шагать !

О . Мандельштам

Текст для пересказа

ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром

искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

Из пособия Успенской Л., Успенского М.

Вопросы:

Где были дети?

Какой спектакль они смотрели?

Почему Стёпка не смог найти носки?

Куда упал Стёпка?

Как Стёпка умывался?