Лазерная проба на серебре. О чем говорит клеймо на золоте

В этой статье:

Клеймо на золоте - это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.

Структура клейма

Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого - именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид. Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.

Факты из истории

Начать стоит с того, что впервые клеймить стали изделия из серебра, и произошло это еще до начала правления Петра Первого в XVII веке. Тогда клеймо представляло собой двуглавого орла и дату, которую ставили славянскими буквами. Но указ Петра все изменил.

В те годы в ходу была 96-кратная система проб. То есть цифра 96 свидетельствовала о количестве единиц золота в изделии. С наступлением XIX века количество проб увеличилось, стали ставить не только цифру 96, но также 58, 72, 94 и 92 - все это были пробы, которые свидетельствовали о процентном содержании драгметалла в изделие.

Пробирное клеймо снова изменилось уже во времена СССР: было принято решение ставить на изделия пробу, кратную количеству драгметалла в сплаве, цифры начинались с 0 и заканчивались 1000. Таким образом, самой высокой пробой в СССР обладало золото с маркировкой 999,9. Такая система называлась матричной.

Приблизительно в то же время была установлена погрешность в 3 и 5 единиц. То есть, согласно законодательству, украшения, изготовленные из драгоценных металлов, могут иметь погрешность - содержание металла может варьироваться в пределах пробы, но только на 3 или 5 единиц меньше или больше.

В пример возьмем изделие из золота 585 пробы: если в сплав добавлены медь и серебро, то погрешность составляет 3 единицы. Значит реальное содержание драгметалла в изделии может варьироваться в пределах от 582 до 588, если речь идет об изделии с 585 пробой. Если в сплав добавлен никель, то допустимая погрешность составляет 5 единиц.


Клейма на золоте СССР

Таким способом СССР удалось снизить количество брака и контролировать качество выпускаемой продукции. Стоит отметить, что в Советском Союзе в ходу была проба 583, но после ее заменили на 585 - самую популярную на сегодня.

Причина была банальна: власти боялись, что драгоценности 583 пробы в Европе оценят ниже по каратной системе. Чтобы повысить оценку и ввели .

Соответствие европейским маркировкам:

  1. 23 карата соответствует драгметаллу с маркировкой в 958.
  2. 18 карат соответствует 750 пробе.
  3. 14 карат соответствует драгметаллу с маркировкой 585.

Так, импортный стандарт не был нарушен с появлением 585 пробы, но она не самая низкая на сегодняшний день. Существует еще 375, где содержание драгметалла не превышает 38%.

Наименьшим доверием среди ювелиров пользуется золото, привезенное из Турции. Ювелиры этой страны способны поставить на изделие любое клеймо по желанию покупателя. Приобретая драгоценность без маркировки, владелец может потребовать поставить клеймо прямо в магазине на свое усмотрение. По этой причине, покупая драгоценности в других странах, стоит внимательно изучать не только клеймо и пробу, но и внешний вид изделия.

Виды проб золота

В нашей стране существует всего 5 уровней качества, которые помогут определить процентное содержание драгметалла в сплаве:

  • 375 - сплав Au с медью и серебром. Изделия из такого материала не отличаются высоким качеством, процентное содержание золота не превышает 38%. Драгоценности имеют красный цвет или оттенок из-за большого содержания в лигатуре меди.
  • 500 - проба, которую ставят на сплав с содержанием не только AU, но также меди и серебра. Для изготовления украшений такой материал используют редко.
  • 585 - драгоценности из этого сплава в нашей стране пользуются популярностью. Ювелиры утверждают, что при добавлении в лигатуру меди, серебра или палладия, материал становится более прочным. Украшения этой пробы не вступают в контакт с агрессивными реагентами и факторами внешней среды. Долго носятся и отличаются устойчивостью к механическим повреждениям. В лигатуре содержание Au не превышает 59%.
  • 750 - этот сплав используют для изготовления украшений элитного типа. Цвет металла может иметь зеленый, желтый или даже красный оттенок. В лигатуру добавляют платину, палладий, медь, серебро и никель. Сплав хорошо переносит влажность, не темнеет, устойчив к царапинам и повреждениям. Содержание Au в лигатуре не превышает 75,5%. Драгоценности из этого сплава часто инкрустируют бриллиантами и другими драгоценными камнями.
  • 958-я проба используется для изготовления произведений искусства. Содержание Au в сплаве составляет 95,88%. Сплав пластичный, но мягкий, по этой причине для изготовления драгоценностей его не используют.

Оттиск пробирного клейма 585 пробы

Монеты чеканят из , а вот 999,9 практически не используется, причиной всему ненадежность материала.

В рамках деятельности пробирного надзора находится не только контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, но и соответствие их указанным в законодательстве требованиям. А также государственный орган следит за продажей металла, который не имеет на своей поверхности пробы и клейма. В нашей стране торговля таким золотом запрещена законом.

Отсюда следует вывод, что покупать и продавать золото, на поверхности которого отсутствует информация о производителе, дате изготовления и процентное содержание драгметалла в составе, может привести к проблемам с законом.

В целом все предельно ясно, но чтобы рассмотреть пробу или клеймо на поверхности украшений стоит вооружиться лупой или специальным прибором, поскольку даже в бутиках и крупных магазинах можно купить подделку. Но если покупателю удастся доказать низкое качество товара, ему обязаны будут вернуть деньги и принести извинения.

А вот в Голландии, например, таких жестких рамок нет, там можно продавать и производить любые изделия, в составе которых есть хоть небольшое содержание Au. При этом ставить пробу на изделие необязательно.

Клеймо на металле

Иименник - так клеймо называют ювелиры. Маркировка содержит информацию о производителе украшения.

На территории России и СССР можно было встретить:

  1. Клеймо в виде двуглавого орла и славянских букв.
  2. «Тройники» - своеобразное переплетение букв.
  3. Знак удостоверения.
  4. Девушку в кокошнике.
  5. Рабочего с молотом.
  6. Пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Двуглавый орел и славянские буквы - это первый вид клейма, который можно встретить на изделиях из драгметалла. Такой вид маркировки можно встретить на серебре XVII века.

«Тройники» использовали до 1896 года в России. Маркировка представляла собой переплетенные в один узор пробу, дату постановки клейма и первые буквы имени изготовителя. До 1897 года знаки, которые ставили на драгметалл, имели выпуклую форму, а после приобрели вдавленный вид.

В 1899 году впервые появилась голова женщины в кокошнике, которую и называли «знак удостоверения». Голова женщины была повернута в левую сторону.

После изображение девушки в кокошнике немного изменилось - теперь девушка смотрела в другую сторону. А также в клейме появились греческие буквы - они указывали регион, в котором было изготовлено украшение.

Если на металле можно разглядеть голову рабочего с молотом, то это свидетельствует о том, что драгоценности датируются 1927–1958 годом.

Но подобное изображение было изменено, и с 1 июля 1958 года на всех изделиях из драгоценных металлов появилась звезда с серпом и молотом - характерная символика времен СССР.

Сегодня на драгоценности, как и раньше, наносят изображение девушки в кокошнике, которая смотрит вправо. Цифры могут быть нанесены отдельно от изображения девушки. А также клеймо может быть разделено, если речь идет, например, о серьгах.

Если рассмотреть пробу, то можно увидеть девушку в кокошнике, ее изображение находится в рамке; также есть цифры, обозначающие пробы, и буквы, говорящие о госинспекции, которая поставила на поверхность металла клеймо.

Обнаружить маркировку можно на:

  • тыльной стороне кольца;
  • на застежке сережек или цепочек;
  • на держателе кулона.

В большинстве случаев производители ставят пробу таким образом, чтобы не навредить внешнему виду драгоценности. Поэтому клеймо маленькое и не способно нанести вред внешнему облику украшений.

Если речь идет о цепочке или браслете, то искать маркировку стоит на застёжке или близлежащих звеньях.

Изучая пробу или клеймо, не стоит забывать о том, что драгоценности с наличием маркировок должны полностью соответствовать указанной информации. Это гарантия качества, которую предоставляет государство. Клеймо говорит о том, что человек действительно приобретает золото, а не покупает сплав из неизвестных элементов, который не отличается качеством, и соответственно, не может использоваться для изготовления драгоценностей.

Как и золото, не годится для изготовления ювелирных украшений и столового серебра. Этот металл слишком мягкий, для увеличения твердости сплава используют такие добавки, как цинк, алюминий, медь и кадмий. Изделия с разными соотношениями основного металла и добавок должны соответствовать определенным стандартам качества и пропорций. Существует единая система, по которой их определяют, - система проб. Проба указывает на процентное содержание в . Наносится на украшение в виде оттиска, называемого клеймом, клеймо на серебре должно быть обязательно.

Сами мастера не могут устанавливать пробирное клеймо. Для исключения подделок качество любого изделия должно апробироваться государственной пробирной палатой.

Клеймо на серебре

После того как пробирная палата определяет состав сплава, изделие клеймится. Пробирное клеймо имеет свой вид для каждой страны и состоит из различных форм контура, рисунков, букв и цифр. В нашей стране официальное название пробирного клейма - государственный пробирный оттиск. Он имеет установленную форму, и реализация изделий без незаконна.

Сейчас стандарты клейма отличаются от тех, которые были приняты в Российской империи и СССР. Кроме того, пробирный оттиск может сильно отличаться в зависимости от страны-производителя и даже содержать разные варианты указания . Так как привезенные изделия из драгоценных металлов в Россию обязательно подлежат апробированию и повторному клеймению, существуют специальные справочники, где указаны все возможные виды оттисков. Такая литература также полезна для ценителей антиквариата. Это помогает им установить, из какого металла было изготовлено изделие.

История пробирной системы

Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были и золота, система пробирования называлась золотниковой.

Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.

Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.

Клеймо на серебряной вилке

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» - имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» производителя. Клеймо-«именник», или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра - 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к - проба в каратах, м - метрическая проба.

В зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая - основного сплава и вторая - сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН - мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ - нейзильберг.
  • АЛ - алюминий.
  • НЕРЖ - нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав - 80 % серебра, остальное - медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена - качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб - та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву - русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

Как проверить при покупке драгоценное украшение на подлинность и соответствие заявленным свойствам - пробе драгметалла и изготовителю? Как расшифровать пробирное клеймо на колечке или серёжках? И ещё вопрос - какие маркировки непременно должны быть на настоящем ювелирном изделии и где их сразу найти?

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%.
Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава.
Контроль над пробой - прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России - будь то отечественное производство или импорт, - маркируются пробирным клеймом.
Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

    375, 500, 583, 750 и 958 - для золота;

    750, 800, 875, 916, 925 и 960 - серебро;

    950 - платина;

    500 и 850 - палладий.

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства - это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 - Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 - Знак пробирного удостоверения
3 - Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Именник ювелирного завода

На ювелирные украшения обязательно наносится и маркировка изготовителя - именник (ювелирный). Он представляет собой:

  • знак, идентифицирующий ювелира (предприятие либо ИП);
  • обозначение года выпуска.

Именники ювелирные обновляет (в каждом новом году), утверждает и регистрирует Пробирная палата.
Символы именника завода наносятся только рядом - помещенными в один контур.
Обе маркировки, как правило, видны, если это

  • кольцо - внутри;
  • кулон - снаружи;
  • серьга, цепочка - на замочке.

Год выпуска (маркировки) на именнике с 2001 года обозначается первой буквой. Например, 2005 - пятой буквой алфавита «Д».
Вторая буква указывает местонахождение ювелирного производства.
И следующие символы - шифр изготовителя. Следуя рекомендациям Пробирной палаты ювелиры используют одну или две русские буквы.

Расшифровка именника

1 - шифр года
2 - шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 - шифр изготовителя

расшифровка по годам: А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год

Второй указывает на инспекцию пробирного назора: Л - Северо-Западная (без изменения)

Инспекции пробирного надзора

Местонахождение

Шифры на клеймах

1. Верхне-Волжская

р/п Красное-на-Волге, Костромская обл.

2. Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

3. Восточно-Сибирская

г. Красноярск

4. Дальневосточная

г. Хабаровск

5. Донская

г. Ростов-на-Дону

6. Западная

пос. Янтарный, Каланинградская обл.

7. Забайкальская

г. Улан-Удэ

8. Западно-Сибирская

г. Новосибирск

9. Поволжская

10. Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

11. Прикаспийская

г. Махачкала

г. Якутск

13. Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

14. Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

15. Уральская

г. Екатеринбург

16. Центральная

г. Москва

Последние символы идентифицируют производителя (без изменения)

Как видим, по именнику и пробирному клейму действительно можно узнать, что представляет из себя любое изделие, рассчитанное на продажу в России.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.