Как понять, что у ребенка болит голова. Что делать, если ребёнок часто болеет Причины острой головной боли

Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.

Причины головной боли у детей

Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3-8% детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50-80% . У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.

Все структуры головы - венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также крупные сосуды лица и шеи имеют болевые рецепторы. Рецепторы – это клетки, которые путём взаимодействия с определёнными веществами в организме человека, отвечают за возникновение боли.

Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.

Существует несколько видов головной боли:

В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.

Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких – либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль существует более трёхсот.

Наиболее распространёнными из них являются:

Боли после травмы головы (посттравматические)
боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое)
боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах)
боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.

Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.

Мигрень у детей

Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2-3х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Обусловлено оно резким сужением и расширением сосудов головного мозга. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето - или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4-72 часа и проходит после короткого сна.

Возникновение мигренозных приступов провоцируют такие факторы:
- эмоциональный стресс
- физические нагрузки,
- голодание
- употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т.д.
- холодная вода, мороженое
- прием алкоголя, курение у подростков,
- для девушек имеет значение фаза менструального цикла
- изменение режима сна
- длительная езда в транспорте
- резкий свет
- неприятные запахи
- длительный просмотр телепередач
- изменения погоды
- общие заболевания и др.

Головная боль напряжения у детей

Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом - от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко – или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении (школьные головные боли).

В последнее время стали появляться статьи о том, что головные боли напряжения у детей есть не что иное, как хроническое воспалении мозговых оболочек, вызванное бактерией под названием стрептококк.

Пучковые (кластерные) боли у ребенка

Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется “тройничным”. Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3х часов по нескольку раз в течение дня, причём в основном ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.

Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно - это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.

Причины острой головной боли:

Внечерепные инфекции

детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха)
другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия)
воспаление уха
кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера)
глисты (трихинеллез)
воспаления зубов
воспаление околоносовых пазух

Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит)

Травмы: сотрясение, ушиб мозга

Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие

Психические заболевания: невроз страха, депрессия

Сосудистые заболевания:

внечерепные
*повышенное артериальное давление
*опухоль надпочечников
*сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма)
*почечные заболевания
внутричерепные
*мигрень, впервые возникшая
*неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии)
*неправильное строение артерий (аневризма - патологическое расширение участка сосуда)
*плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга

Внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг

Повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга

Приём и отмена лекарственных средств:
*приём препаратов, расширяющих сосуды
*приём препаратов, содержащих амфетамин
*отмена препаратов, содержащих кофеин

Контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос

Другие причины:

*головные боли после спинномозговой пункции
*доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке
*воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
*повышение внутриглазного давления (глаукома)
*воспаление черепных нервов (невриты и невралгии)

Хроническая головная боль у детей

Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.

Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).

Обследование ребенка с головной болью

При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.

Вы должны знать:
Как давно появилась головная боль?
Были ли травмы?
Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
Какая она: постоянная или периодическая?
Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
Двухсторонняя или односторонняя?
Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
Сколько длится приступ головной боли по времени?
Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
В какое время года, суток возникает боль?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Чем провоцируется головная боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?

Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:
Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)? Есть ли у ребёнка дефицит сна? Эмоционален ли он? Часто ли устаёт физически? Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)? Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы? Как часто болит голова во время школьных каникул? Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит? Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером? Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе? Занимается ли он дополнительно после школы?

Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.

Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).

Симптомами опасности являются:

Сильная головная боль, начавшаяся внезапно
- Необычный характер головной боли
- Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы
- Наличие утренней головной боли
- Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее
- Головная боль сопровождается нарушением сознания
- Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы

Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.

Дети 1,5-2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.

Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.

Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.

Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).

Первая помощь ребенку при головной боли

Если вашего ребёнка беспокоит небольшая головная боль, и она возникает не часто, то ему можно помочь, проделав простые действия. Нужно по возможности уложить ребёнка в постель, создать тихую обстановку, положить на голову прохладную влажную салфетку и постараться, чтобы ребёнок уснул. Если он перенервничал, поможет элеутерококк, лимонник. Чай с лимоном – хорошее средство поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна также и аскорбиновая кислота, успокаивающие травы (валериана, пустырник). При мигрени нужно стараться избегать определённых продуктов (шоколад, орехи, сыр), способных вызывать приступы головной боли.

Если эти методы не помогают, то можно прибегнуть к медикаментам. Но большинство препаратов, которые принимают взрослые, не применяются у детей. Детям самостоятельно, без назначения врача, можно давать только единственный разрешённый болеутоляющий препарат - Ибупрофен. Для больших детей это таблетки, для маленьких суспензия или свечи Нурофен. Доза препарата зависит от веса. На 1 кг веса нужно дать 5-7-10 миллиграмм препарата.

На 10кг это от 50 до 100 миллиграмм
На 12кг это от 60 до 120 миллиграмм
На 15кг это от 75 до 150 миллиграмм
На 20кг это от 100 до 200 миллиграмм и т.д.

Однако лекарственными препаратами можно пользоваться только в крайнем случае.
Прежде, чем назначить вашему ребёнку лечение, доктор осмотрит ребёнка и расскажет, какое обследование нужно пройти. Обычно требуется сдать анализы крови, мочи и кала. Затем посетить лор – врача, окулиста, невропатолога, инфекциониста, эндокринолога, психиатра, психолога, девочкам - гинеколога и других специалистов. Возможно, потребуется рентгенологическое обследование, компьютерная томография. В особо сложных случаях, по решению врача, может понадобиться стационарное лечение, где проведут спинномозговую пункцию (взятие на анализ мозговую жидкость).

Чтобы головная боль беспокоила вашего ребёнка как можно реже, нужно постараться создать ему для жизни максимально комфортные условия.

Профилактика головной боли у детей

Соблюдать режим дня
Регулярно питаться
Достаточно пребывать на свежем воздухе
Родителям не курить в помещении
Часто проветривать комнату
Не нагружать чрезмерными умственными нагрузками
Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье
Чаще общаться с ребёнком
Заниматься с ним плаванием, ходить на массаж
Заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку

Врач педиатр Сытник С.В.

Рассказ о том, как в одной московской семье был проведён эксперимент, в результате которого ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет.

Часто ли дети болеют? Специалисты Всемирной организации здравоохранения разъясняют: если ваш ребенок- дошкольник подхватывает инфекционные заболеванияпо 6-8 раз в год – это признак того, что иммунитет малыша развивается нормально. К такому мнению пришли педиатры из разных стран мира.

Нас подводят к мысли, что болеть для человека – это нормально, что мир болезнетворных возбудителей настолько силён и разнообразен, что, несмотря на прогресс медицины последних лет, справиться с ним не удаётся. Американские эпидемиологи пришли к выводу, что эпидемии в нынешнем десятилетии вспыхивают чаще в четыре раза, чем в 80-е годы прошлого века, а количество болезней, вызывающих эпидемии, стало больше на 20%.

Сегодня,уже как об эпидемии, говорят о таком недуге, о существовании которого узнали лишь только около 70 лет назад.Это аутизм, с диагнозом которого живёт сегодня почти каждый сотый ребёнок в США и Великобритании! Подобных примеров множество.

Очевидно, что медицина совершенно не оправдывает чаяния людей, надеющихся с её помощью как-то защититься от болезней. Но к счастью, как оказалось, это можно сделать без медицины ! Каким образом? – Очень просто –надо только поднять уровень собственного иммунитета ребёнка. Каким образом? – Просто надо перестать его угнетать!

Дело в том, что природа изначально подарила человеку очень сильный иммунитет, который позволяет ему практически не болеть. Особенно, если этот иммунитет полностью воспринят от матери и не угнетался при рождении: не пережималась пульсирующая пуповина; не были введены в кровь сильные клеточные яды в пе рвые часы жизни ребёнка с прививкой; не были нарушены в роддоме адаптационные механизмыу новорождённого к внеутробной жизни; в наследство от роддома ребёнок не получил стафилококк (около 90% современных роддомов заражены стафилококком)и т.д. Но, к сожалению, идеальных ситуаций в нашем мире,ужепрактически не бывает.

Но, несмотря на подобное положение вещей, убрав лишь основные угнетающие воздействия, можно добиться показательных результатов. Подобным примером может служить эксперимент, проведённый в нашей семье с собственным ребёнком, в результате которого наш ребёнок перестал болеть и практически не болеет около трёх лет ! Чтобы кто-то не подумал, что мы экспериментируем на своём ребёнке, скажу, что вначале я провёл его на самом себе и получил убедительный результат.

Также хотел добавить, что в процессе эксперимента не были использованы никакие рекомендованные медициной или народные средства, повышающие активность иммунной системы организма.Целенаправленно не применялась какая- либо диета, гимнастика, закаливание, никакие иммуностимулирующие, общеукрепляющие или витаминные средства (даже растительного происхождения). Просто ребёнок жил в обычном режиме, причём не в самом благоприятном с экологической точки зрения месте – мегаполисе Москве. Мы, конечно, старались приобретатьнаименее вредные, на наш взгляд, продукты и применять сбалансированное питание, но понимали, что полностью обезопасить себя в питании в мегаполисе нельзя. Поэтому фанатизма не проявляли. Непреклонность мы проявляли в другом... Но, впрочем, надо всё рассказать с начала.

Всё началось с того несчастливого дня, когда старшую дочь после очередной пробы Манту в школе, привезли домой на машине «скорой помощи» со словами: «У всех детей нормальная реакция, а у вашего ребёнка не нормальная. Случился анафилактический шок (реакция организма на введение запредельного количества чужеродного аллергена) с кратковременной потерей сознания, так что разбирайтесь со своим ребёнком сами!»

Я, как человек дотошный, начал разбираться. Перелопатил кучу информации и был крайне поражён тем, что тест на туберкулёз – проба Манту, представляет из себя введение в организм целого ряда чуждых ему веществ: ослабленный вирус туберкулёза – туберкулин,обладающий сильными аллергенными свойствами;крайне токсичный клеточный яд – фенол; полисорбат Твин-80 с эстрогенным (женский половой гормон) эффектом и др.! И это всё притом, что проба Манту абсолютно не обладает достоверностью результата. То есть интоксикация сильнейшими ядами гарантирована, а результат – нет ! …? – Ответа нет! Почему нельзя просто взять у человека кровь на анализ и протестировать её на предмет туберкулёза (как это делают, например, на предмет СПИДа, или какой-то другой болезни), не нанося вреда организму и получив100%-ный результат? – Ответа нет!

Аналогичное безответное недоумение возникло у меня,когда я стал изучать информацию по вакцинации. Такое же введение в организм большого количества чуждых для организма веществ ради создания очень сомнительного, да и то только временного иммунитета к одному какому-то заболеванию, а вред ядами наносится всему организму в целом!

Это следует из состава и механизма действия вакцин. Вот как их производят. Штаммы (возбудители) определённого заболевания культивируются (взращиваются, размножаются) в определённой питательной среде на биотканях, в большинстве случаев, не человеческого происхождения. Кстати, впоследствии, частички этих тканей (чужеродный белок) попадают с вакциной непосредственно в кровоток (невозможно полностью отделить полученные штаммы от биоткани).

Затем, для того чтобы ослабить выращенные штаммы, на них воздействуют сильным биологическим ядом, который, впоследствии, вместе с ослабленным штаммом, тоже попадает в кровоток. Часто для этой цели используют формальдегид (формалин) – сильнодействующий мутаген, канцероген и аллерген. Применяется в вакцинах: АКДС, АДС-м, АД-м, против полиомиелита, клещевого энцефалита, гепатита А, в некоторых вакцинах против гриппа.

Некоторые вакцины созданы с помощью методов генной инженерии , когда генетически модифицируют и рекомбинируют ДНК и РНК вирусов и создаютантиген, способный вызвать иммунный ответ организма(вакцина против гепатита В, против гриппа, против вируса папилломы человека).

В качестве адъюванта , вещества, способствующего увеличению выработки в организме антител, используют гидроокись алюминия . Однако она очень токсична и аллергична, может быть причиной развития аутоиммунных заболеваний (выработки аутоиммунных антител против здоровых тканей организма). Присутствует в таких вакцинах, как против гепатитаА, гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, против клещевого энцефалита.

Чтобы сохранить полученную смесь в большинстве вакцин используют как консервант мертиолят (или тиомерсал – от Mercury – ртуть) – соль ртути, вещество, про которое известно, что оно хорошо предотвращает биологические жидкости от гниения. Но мертиолят также является пестицидом, сильнейшим аллергеном и клеточным ядом, воздействующий, в первую очередь, на нервную систему и головной мозг человека,который также попадает в кровь человека!На сегодняшний день он запрещён в качестве компонента массовых детских прививок в США, Европейском Союзе и некоторых других странах. В нашей странемертиолят используется в вакцинах против гепатита В (вакцинувводятв роддоме в первые 12 часов жизни ребёнка), АКДС, АДС-м, АД-м, вакцине против гемофильной инфекции, в некоторых вакцинах против гриппа и клещевого энцефалита.

Негативное воздействие соединений ртути на нервную системув присутствии гидроокисиалюминия резко многократно усиливается , но несмотря на это, они находятся вместе в составе таких вакцин, как против гепатита В, АКДС, АДС-м, АД-м, в некоторые вакцинах против клещевого энцефалита.

Таким образом, с вакцинами в организм человека попадают такие чуждые для него вещества, как соли алюминия, соли ртути, формальдегид, фенол, антибиотики (неомицин, канамицин), генно-модифицированные организмы,различные загрязняющие биологические вещества и чужеродные белки. К сожалению, природа не предусмотрела, что в человеческий организм будут попадать вещества, вообще для этого не предназначенные, да ещё парентеральным путем, то есть сразу в кровь,минуя все существующие защитные барьеры организма.

Мы посчитали, что таких веществ слишком много для создания у ребёнка здорового иммунитета к болезням и решили посмотреть, как будет реагировать иммунитет на прекращение поступления всех этих веществ в организм.

В детском возрасте большинство болезней переносятся достаточно легко, поэтому в досоветской России отводили детей в гости к больным детям, чтобы ребёнок заразился, переболел и приобрёл иммунитет как можно к большему количеству болезней, ведь естественное течение болезни создаёт в организме пожизненный иммунитет.

Младшей дочери на момент принятия этого решения было около 4 лет. Родители мы были послушные, выполняли все предписания врачей – основная часть прививочного календаря более или менее успешно была пройдена. Ну и ребёнок особо ничем не выделялся от своих сверстников – болел 4 – 6 раз в год. Ребенок, который вообще не болеет, скорее всего, имеет слабый иммунный ответ,а значит, его поджидают худшие заболевания, чем насморк, поясняли врачи.

Чтобы усилить эффект нашего эксперимента, заодно мы ещё решили отказаться и от жаропонижающих средств, так как узнали, что температура является одним из самых действенных видов иммунного ответа организма на заболевание. Ведь, как оказалось, большинство возбудителей погибает при температуре 39 градусов! Начиная сбивать температуру жаропонижающими при 38.5° , как нам предписывают врачи, мы, посуществумешаем организму дать достойный иммунный ответ возбудителям. А сворачивание белка и крови происходит при температуре выше 42° и мало у кого организм может своими силами поднять такую температуру. Я не нашёл описаний подобных летальных случаев, а описаний выздоровлений после высокой температуры – много. Впоследствии мы и сами убедились в этом, когда после констатированного врачом гриппа, его вирус сгорел при температуре 40,5° за одну ночь, и наступило выздоровление.

Наш эксперимент по восстановлению собственного иммунитета ребёнка не был бы полным, если бы мы не решили постепенно отказаться и от таких чужеродных веществ для человека, как антибиотики .Ведь они, в первую очередь, нарушают состав микрофлоры кишечника, а ведь кишечник - самый большой орган, формирующий иммунитет. Именно в кишечнике находится лимфоидная ткань, которая служит источником 70% лимфоцитов, вырабатывающих антитела - иммуноглобулины.

Итак, подытожу, мы решили отказаться: 1 – от клеточных ядов и чуждых для организма веществ (пробы Манту, вакцинации); 2 – от веществ, угнетающих иммунитет (антибиотики); 3 – от веществ, непосредственно мешающих организму бороться с болезнями (жаропонижающие средства). Вот, собственно и всё! Мы отказались только, на наш взгляд, от основных мешающих жизнедеятельности организма факторов. Повторюсь, не применялась никакая специальная диета, гимнастика, закаливание, иммуностимулирование и т. п.

В результате мы увидели, что ребёнок начал всё меньше и меньше болеть. Это происходило приблизительно в течение 4-х лет. Контрольной группой в эксперименте выступали сначала дети в группе детского сада, а потом одноклассники, которые, в основном, продолжали болеть в обычном режиме и, считалось, что это нормально.

Но особенно разница стала заметна, когда по прошествии этих 4-х лет, наш ребёнок вообще перестал болеть и не болеет уже целых 3 года ! Мы не считаем наш эксперимент законченным, он продолжается. Мы будем и дальше наблюдать ребёнка в динамике развития. Но даже и тот результат, который достигнут на сегодняшний момент, является очень красноречивым и показательным. Мы не считаем, что своими действиями мы обезопасили здоровье ребёнка. На наш взгляд, мы сняли только основные факторы негативного воздействия на иммунитет и организм ребёнка, но даже это дало такие убедительные результаты!

Мы считаем, что основной вред иммунитету наносится прививками с самого раннего детства по завершении прохождения прививочного календаря. В дальнейшем по жизни этот угнетённый уровень иммунитета только «поддерживается» такими вещами, как ревакцинации, пробы Манту, антибиотики, жаропонижающие, ионизирующие облучения, стрессы и т.п., не давая организму возможности его восстановить.

Из-за навязанных неправильных представлений о здоровье и профилактике заболеваний, родителям очень сложно вырвать ребёнка из этого порочного замкнутого круга. Но разве здоровье и успешность ребёнка в будущем не веский поводразобраться и что-то поменять?

Ведь нейротоксины сокращают потенциал мозгаи может случиться так, что ребёнок в будущем уже никогда не сможет достичь того уровня развития, который был возможен изначально.

Именно в руках родителей находится ключ благополучия их собственных детей, и я желаю всем родителям воспользоваться им во благо.

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?

Малыш неделю ходит в садик, а потом месяц сидит дома с соплями , кашлем, температурой, сыпью. Эта картина не вымышленная, а самая что ни на есть реальная для многих российских семей. Ребенок, который часто болеет, сегодня никого не удивляет. Скорее вызывает неподдельный интерес ребенок, которой не болеет вообще или делает это крайне редко. Что делать, если частые недуги не дают малышу нормально посещать детский сад , воспитатели называют чадо «несадиковским», а родители постоянно вынуждены брать больничный, чтобы усердно лечить очередную хворь сына или дочки, рассказывает известный педиатр и автор книг о детском здоровье Евгений Комаровский.

О проблеме

Если ребенок часто болеет в садике, современная медицина говорит о том, что у него снижен иммунитет. Одни родители уверены, что нужно немного подождать, и проблема решится сама собой, малыш болезни «перерастет». Другие скупают таблетки (иммуностимуляторы) и всеми силами пытаются поднять и поддержать иммунитет. Евгений Комаровский считает, что от истины далеки и те, и другие.

Если ребенок болеет 8, 10 и даже 15 раз в году, это, по мнению доктора, не означает, что у него состояние иммунодефицита.

Настоящий врожденный иммунодефицит - состояние крайне редкое и чрезвычайно опасное. При нем ребенок будет болеть не то чтобы ОРВИ, а ОРВИ с тяжелым протеканием и очень сильными бактериальными осложнениями, угрожающими жизни и с трудом поддающимися терапии.

Комаровский подчеркивает, что подлинный иммунодефицит - явление редкое, и не стоит приписывать такой суровый диагноз в целом здоровому ребенку, который просто чаще других болеет гриппом или ОРВИ.

Частые болезни - это вторичный иммунодефицит. Это означает, что родился малыш совершенно нормальным, но под воздействием каких-то обстоятельств и факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро (или на нее что-то воздействует угнетающе).

Помочь в этой ситуации можно двумя способами: попытаться с помощью лекарств поддержать иммунитет или же создать такие условия, при которых иммунитет сам начнет крепнуть и работать эффективнее.

Родителям, по словам Комаровского, очень трудно даже допустить мысль о том, что виновен во всем не ребенок (и не особенности его организма), а они сами, мама и папа.

Если кроху от рождения кутают, не допускают, чтобы малыш босиком топал по квартире, всегда стараются закрывать форточки и кормят посытнее, то нет ничего удивительного и необычного в том, что он болеет каждые 2 недели.

Какими лекарствами можно укрепить иммунитет?

Лекарствами цели не достичь, говорит Евгений Комаровский. Нет такого медикамента, который бы лечил «плохой» иммунитет. Что касается противовирусных препаратов (иммуномодуляторов, иммуностимуляторов), то их действие клинически не доказано, а потому помогают они только собственным производителям, которые каждый холодный сезон зарабатывают на продаже таких средств триллионы чистой прибыли.

Они чаще всего являются просто безвредными, но и совершенно бесполезными «пустышками». Если и будет эффект, то исключительно эффект плацебо. Названия таких препаратов у всех на слуху - «Анаферон », «Оциллококцинум », «Иммунокинд » и так далее

Об укреплении иммунитета народными средствами Комаровский отзывается достаточно скептически. Если это снадобье не причиняет вреда ребенку, принимайте на здоровье. Это можно отнести к сокам, чаю с лимоном, луку и чесноку, клюкве. Однако не стоит говорить о терапевтическом эффекте. Все эти народные средства - натуральные иммуномодуляторы, их польза основана на благотворном воздействии содержащихся в них витаминов. Вылечить грипп или ротавирусную инфекцию, которая уже развивается, лук и чеснок не могут. От них не будет и никакой профилактической защиты.

Категорически не рекомендуется практиковать народные методы, которые могут навредить. Если вам советуют капать в молоко йод и поить этим ребенка, если рекомендуют растирать его барсучьим жиром, керосином или водкой при температуре, скажите решительное родительское «нет». Сомнительным и очень дорогостоящим средствам из толченых рогов тибетского козла - «нет». Здравый смысл - превыше всего.

Лекарств для укрепления иммунитета как таковых не существует. Однако это не значит, что родители никак не могут воздействовать на естественную защитную систему своего чада. Им на помощь может прийти логичный и простой алгоритм действий, которые призваны изменить образ жизни и условия окружающей ребенка среды.

Почему малыш начинает болеть?

90% детских недугов – следствие воздействия вирусов, говорит Комаровский. Распространяются вирусы воздушно-капельным путем, реже - бытовым.

У детей иммунитет еще незрелый, ему только предстоит познакомиться со многими возбудителями, выработать специфические антитела к ним.

Если один ребенок пришел в садик с признаками инфекции (насморк, кашель, першение), то в замкнутом коллективе обмен вирусами пройдет максимально эффективно. Однако инфицируются и заболеют не все. Один сляжет в постель уже на следующий день, а другому - все нипочем. Дело, по словам Евгения Комаровского, в состоянии иммунитета. Заболеет с большей вероятностью и без того залеченный родителями малыш, а опасность пройдет мимо того, кому не дают в профилактических целях кучу таблеток, и того, кто растет в правильных условиях.

Не стоит и говорить о том, что в садиках поголовно нарушаются простые правила гигиены, нет увлажнителей воздуха , гигрометров, а о том, чтобы открыть окно и проветрить (особенно зимой), воспитатели даже не помышляют. В душной группе с сухим воздухом вирусы циркулируют куда активнее.

Как обследовать состояние иммунитета?

Некоторые родители считают: если их малыш болеет больше 8 раз за год, то у него непременно плохой иммунитет. Норм заболеваемости, по словам Комаровского, не существует. Поэтому и обследование на предмет иммунодефицита требуется больше родителям, чтобы успокоиться, поняв, что они «делают все возможное», чем самому ребенку.

Если очень хочется заплатить за это и узнать много новых медицинских терминов, то добро пожаловать в любую платную или бесплатную поликлинику. Там вам назначат анализ крови на антитела, у ребенка возьмут соскоб на яйца глистов , анализы на лямблии , сделают общий анализ крови и мочи, а также предложат специальный метод исследования - иммунограмму. Потом доктор постарается обобщить полученные данные и оценить состояние иммунной системы.

Как повысить иммунитет?

Только устранив конфликт ребенка с окружающей средой, можно надеяться на то, что его иммунитет начнет работать более активно, в результате чего количество заболеваний существенно снизится. Родителям Комаровский рекомендует начать с создания правильного микроклимата.

Чем дышать?

Воздух не должен быть сухим. Если ребенок будет дышать сухим воздухом, слизистые оболочки носоглотки, которую вирусы атакуют в первую очередь, не смогут дать достойного «ответа» болезнетворным агентам, а уже начавшееся заболевание дыхательных путей обернется осложнениями. Оптимально, если и дома, и в садике будет чистый, прохладный и влажный воздух.

Наилучшие значения влажности - 50-70%. Купите специальный прибор - увлажнитель воздуха. В крайнем случае обзаведитесь аквариумом с рыбками, развешивайте (особенно зимой) влажные полотенца и следите за тем, чтобы они не пересыхали.

На радиатор поставьте специальный кран-задвижку.

Ребенок не должен дышать воздухом, в котором присутствуют нежелательные для него ароматы - табачный дым, испарения лаков, красок, моющих средств на основе хлора.

Где жить?

Если ребенок стал часто болеть, это не повод проклинать детский сад, а самое время проверить, правильно ли вы сами обустроили детскую комнату. В помещении, где живет ребенок, не должно быть накопителей пыли - больших мягких игрушек, ковров с длинным ворсом. Влажную уборку в комнате следует осуществлять обычной водой, без добавления каких-либо моющих средств. Пылесос желательно купить с водяным фильтром. Комнату нужно чаще проветривать - особенно утром, после ночи. Температура воздуха не должна превышать 18-20 градусов. Игрушки ребенка должны храниться в специальном ящике, а книги - на полочке за стеклом.

Как спать?

Спать ребенок должен в комнате, где обязательно прохладно. Если страшно сразу понизить температуру в комнате до 18 градусов, то лучше надеть на ребенка пижаму потеплее, но все-таки найти в себе силы привести температуру в норму.

Постельное белье не должно быть ярким, содержащим текстильные красители. Они могут быть дополнительными аллергенами. Белье лучше купить из натуральных тканей классического белого цвета. Стирать и пижаму, и постельное белье часто болеющего отпрыска следует детским порошком. Стоит также подвергать вещи дополнительному полосканию.

Что есть и пить?

Кормить ребенка нужно только тогда, когда он сам начинает выпрашивать пищу, а не тогда, когда мама с папой решили, что пора бы уже поесть. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно: здорового иммунитета у перекормленного ребенка не бывает . А вот питье должно быть обильным. Это не относится к газированным сладким лимонадам. Ребенку нужно давать больше воды, негазированной минералки, чаю, морсов, компотов. Чтобы узнать потребности чада в жидкости, вес ребенка умножьте на 30. Полученное число и будет искомым.

Важно помнить, что питье должно быть комнатной температуры - так жидкость быстрее будет всасываться в кишечнике. Если раньше дитя старались поить тепленьким, то температуру следует постепенно понижать.

Как одеваться?

Ребенка нужно правильно одевать - не кутать и не переохлаждать. Комаровский говорит, что потливость вызывает заболевания чаще, чем переохлаждение. Поэтому важно найти «золотую середину» - необходимый минимум одежды. Определить его довольно просто - на ребенке не должно быть вещей больше, чем на взрослом. Если раньше в семье практиковалась «бабушкина» система одевания (двое носочков в июне и трое в октябре), то снижать количество одежды следует постепенно, чтобы переход к нормальной жизни не стал для ребенка потрясением.

Как играть?

Игрушки для дошкольника - важная составляющая развития. Родители должны помнить, что малыши берут их в рот, грызут, облизывают. А потому к выбору игрушек нужно подойти ответственно. Игрушки должны быть практичными, моющимися. Мыть их следует как можно чаще, но обычной водой, без химии. Если игрушка плохо или резко пахнет, покупать ее нельзя, она может быть токсичной.

Как гулять?

Гулять ребенок должен каждый день - и не по разу. Очень полезными доктор Комаровский считает вечерние прогулки перед сном. Гулять можно в любую погоду, одевшись адекватно. Даже если ребенок болен, это не повод отказываться от прогулок. Единственное ограничение - высокая температура.

Закаливание

Комаровский советует закалять ребенка со слабым иммунитетом. Если подойти к этому взвешенно и сделать закаливание привычной ежедневной нормой жизни, то довольно быстро о частых болезнях, принесенных из садика, можно будет забыть.

Лучше всего, говорит доктор, начинать практиковать закаливающие процедуры с самого рождения. Это и прогулки, и прохладные ванны, и обливание, и массаж. Если вопрос о том, что необходимо улучшить иммунитет, встал только сейчас и сразу во весь рост, то радикальных действий не надо. Мероприятия следует вводить поочередно и постепенно.

Сначала запишите ребенка в спортивную секцию. Борьба и бокс для часто болеющего ребенка не подойдут, потому что в этих случаях чадо будет находиться в помещении, где кроме него дышат и потеют многие ребята.

Лучше, если сын или дочь займутся активным спортом на свежем воздухе - легкая атлетика, лыжный спорт, велосипедные гонки, фигурное катание.

Плавание, конечно, очень полезно, но для ребенка, который болеет очень часто, посещение общественного бассейна - не самое удачное решение, говорит Евгений Олегович.

Дополнительное образование (музыкальные школы, студии изобразительного искусства, кружки изучения иностранного языка, когда занятия проходят в замкнутых помещениях) лучше отложить на потом, когда количество заболеваний ребенка снизится хотя бы в 2 раза.

Как отдыхать?

Распространенное мнение о том, что морской воздух очень благотворно воздействует на ребенка, который часто болеет, далеко от действительности, говорит Комаровский. Лучше отправить ребенка летом в деревню к родственникам, где он сможет вдоволь подышать чистым воздухом, попить колодезной воды и в ней же искупаться, если наполнить ею надувной бассейн.

Следует запретить деревенским родственникам кормить чадо «на убой» сметаной и блинами. Пищу нужно давать только тогда, когда он сам ее попросит. Таких каникул длительностью 3-4 недели обычно вполне хватает для того, чтобы иммунитет, изрядно подорванный городской жизнью, восстановился полностью.

Как защититься от болезней?

Лучшая профилактика, по мнению Комаровского, это не горы таблеток и синтетических витаминных комплексов. В первую очередь следует ограничить контакты во время сезонных эпидемий вирусных инфекций. Не стоит ездить на общественном транспорте, посещать крупные торговые центры, цирки и кинотеатры.

Всех членов семьи часто болеющего ребенка нужно обязательно вакцинировать от гриппа, и всем (включая ребенка) нужно чаще мыть руки, особенно после возвращения с улицы. Для прогулок следует выбирать не площадки во дворе, где много детей, а менее многолюдные парки, скверы, аллеи.

Как лечить?

Вирусное заболевание не нуждается в особом лечении. Если ребенок принес из садика очередной насморк с кашлем, можно с уверенностью говорить о том, что у него именно вирусная инфекция. Лечение должно заключаться в соблюдении вышеуказанных правил - обильное теплое питье, чистый и влажный воздух, прогулки, умеренное питание, увлажнение слизистых оболочек носоглотки с помощью закапывания солевых растворов. Как правило, инфекция сходит на нет через 5-7 суток после начала.

После выздоровления Комаровский не советует сразу же вести ребенка в детский сад или отправлять подростка в школу. Иммунитет, который ослаблен недавней болезнью, не сможет адекватно отреагировать на новый вирус, и ребенок обязательно «принесет» очередной недуг. Протекать второе заболевание будет сложнее, чем первое. Лучше выдержать паузу в 7-10 дней после выздоровления, дать окрепнуть иммунной защите - и только потом возобновлять посещение дошкольного учреждения, школы, секции.

«Несадиковских» деток не бывает. Есть родители, которые не понимают, как противостоять заболеваемости и поддерживать иммунитет.

Ребенок станет вполне «садиковским», если в течение ближайших 3-4 эпизодов ОРВИ родители не будут давать ему аптечные медикаменты, таскать по врачам, делать ингаляции и парить ножки в тазике с горячей водой.

Если он самостоятельно (на компотах и морсах) справится с болезнями, его иммунитет научится противостоять угрозам извне, и вероятность того, что в следующий раз он разболеется, подхватив вирус в детском саду, станет минимальной.

Если родители соберутся сделать подарок садику на очередной важный праздник, то постарайтесь убедить других родителей, которые планируют финансово участвовать в нем, купить на собранные средства увлажнитель воздуха в группу. От такого приобретения лучше и легче станет всем детям - и часто болеющим, и крепким. Это и профилактика, и лечение, и просто создание нормальных условий в дошкольном учреждении.

Содержание

Многие родители сетуют на то, что младенцы и дети дошкольного возраста практически не вылезают из болячек. В большинстве случаев, такое ослабление защитных сил организма является следствием неправильного питания, отсутствия режима дня и недостаточного количества сна. Если, ребенок часто болеет простудными заболеваниями после посещения людных мест и коллективов (например, детского сада), – это сигнал организма, что у него снижен иммунитет.

Кто такие часто болеющие дети

Проблема, когда малыш больше времени проводит дома, а не в детском учреждении известна многим родителям. Главное, в таком случае не начать паниковать и предпринимать все профилактические меры сразу. Такое состояние в подавляющем большинстве ситуаций – временное явление, которое не требует специального лечения ребенка. Это не касается ситуаций, когда у младенца настолько понижен иммунитет, что малейшее ОРЗ может вызвать серьезные и опасные бактериальные осложнения, которые плохо поддаются лечению.

В зависимости от возраста и частоты заболеваний, специалистами выделено несколько групп ЧБД (часто болеющих детей):

  • дети до 12 месяцев, заболевающие простудными недугами чаще 4 раз в год;
  • ребята в возрасте 1-3 года, болеющие 6 и более раз за 12 месяцев;
  • дошкольники (возрастная группа 3-5 лет), страдающие от простуды более 5 раз за год;
  • дети школьного возраста, болеющие больше 4 раз за год;
  • маленькие пациенты, у которых длительность лечения простудного заболевания составляет более 2 недель.

Почему ребенок часто болеет

Причин, почему малыши часто заболевают простудными заболеваниями несколько. Как настаивают педиатры, быстрое решение большинства из них зависит от самих родителей. Взрослые могут влиять на режим жизни, и от их действий зависит насколько крепким и невосприимчивым к инфекциям станет иммунитет детей. В организмах некоторых деток есть активные очаги инфекции, которые негативно влияют на защитные функции. При увеличенных аденоидах, постоянном кашле или насморке необходимо сделать бактериальный посев, чтобы выяснить природу возбудителя.

В некоторых случаях снижение иммунитета ребенка вызвано сразу несколькими факторами:

  • неправильный образ жизни – отсутствие правильного режима дня, сна в дневное время, прогулок, плохое питание, недостаток закаливающих процедур, прогулок на свежем воздухе;
  • снижение защитных сил организма вследствие бездумного самостоятельного приема антибиотиков, иммуномодулирующих или противовирусных препаратов;
  • несоблюдение гигиены;
  • снижение защитных сил после перенесенного недуга (пневмонии, ангины, бронхита);
  • не подходящий температурный режим, параметры воздуха (низкий уровень влажности);
  • заражение инфекцией от заболевших малышей и взрослых в детском коллективе;
  • недостаточность двигательной активности, сидячий образ жизни.

Ребенок до года часто болеет простудными заболеваниями

В таком возрасте у ребенка еще нет частого контакта со сверстниками, поэтому это не основная причина снижения иммунитета. Предрасположенность к частым заболеваниям простудой может иметь другую причину – врожденное инфицирование младенца или недоношенность. Большое значение для правильного развития защитных сил организма младенца имеет способ кормления – детки на грудном вскармливании, как правило, болеют гораздо реже и легче «искусственников». При наличии дисбактериоза или гиповитаминоза вероятность снижения иммунитета увеличивается.

Ребенок постоянно болеет в детском саду

Учреждения для детей дошкольного возраста в большинстве случаев вызывают у родителей малыша страх и панику, поскольку зачастую в начальный период адаптации к детскому саду ребенок болеет каждый месяц. Такая ситуация действительно имеет место быть, ведь детский коллектив – рассадник инфекций. Как только малыш начинает посещать игровую площадку или группу сада, сопли и кашель становятся частыми явлениями в жизни, и если эти симптомы не вызывают осложнений, в специальной терапии такое состояние не нуждается.

Что делать, если часто болеет ребенок

Прежде чем начать лечение, необходимо выяснить причину частого ухудшения состояния здоровья ребенка:

  • очаги инфекции в носоглотке;
  • аденоидит;
  • родовая травма, энцефалопатия;
  • проблемы с эндокринной железой;
  • нарушения обмена веществ;
  • стрессовое состояние;
  • следствие длительного приема лекарств;
  • экологическая ситуация.

Как укрепить иммунитет

Межсезонье – самое коварное время года. В этот период за счет ослабления естественного иммунитета начинается разгул респираторных инфекций. Если осенью или зимой ребенок постоянно болеет простудными заболеваниями (ОРВИ, грипп), сопровождающимися высокой температурой, болью в горле и насморком, следует подумать о методах улучшения защиты организма. Формирование иммунитета – это процесс, который начинается сразу после рождения дитя и не заканчивается никогда. Если ребенок очень часто болеет простудой, пора заняться здоровьем всей семье.

Питание

Поскольку до 70% иммунных клеток находится в желудочно-кишечном тракте, рацион питания имеет огромное значение для здоровья. В нем должно присутствовать необходимое количество белков, жиров, углеводов, минералов и витаминов. Считается, что у младенцев на искусственном вскармливании иммунитет ниже, чем у малышей, питающихся грудным молоком, поэтому особое внимание нужно уделять подбору продуктов во время прикорма. Их нужно вводить постепенно и осторожно. Меню, состоящее из однотипных блюд, – враг детского здоровья.

В рационе всех детей должны быть каши, овощи, фрукты и мясо. Ребятам постарше (от 3 лет) для улучшения иммунитета врачи рекомендуют включать в ежедневное меню такие продукты:

  • чеснок и лук;
  • кисломолочка (кефир, йогурт, простокваша)
  • орехи;
  • лимон;
  • свежевыжатые соки из фруктов и овощей;
  • целебные травяные чаи и ягоды;
  • рыбий жир.

Закаливание

Часто болеющий малыш требует особого ухода, включающего профилактические меры. Закаливание – один из самых популярных методов повышения сопротивляемости организма различным инфекциям. Многие родители начинают с того, что ежедневно подолгу гуляют с малышами на свежем воздухе, часто проветривают детскую комнату. Но такой ритм жизни быстро надоедает и все возвращается на привычное провождение времени за экраном телевизора или планшета. Это самая главная ошибка, ведь закаливание – не набор процедур, а здоровый образ жизни всех членов семьи.

В процессе укрепления здоровья детей руководствуйтесь такими советами:

  • Не стоит чрезмерно укутывать малыша, хотя терморегуляция еще не полностью развита, это не значит, что он все время мерзнет.
  • Температура в комнате не должна превышать 22 градуса, воздух не должен быть слишком влажным (до 45%) или сухим.
  • Нельзя забывать о ежедневных прогулках и активных играх на воздухе, в любую погоду дети должны проводить на улице не меньше 2 часов.
  • Регулярное проветривание также очень важно для здоровья.
  • Если родители решили дополнить режим дня закаливающими процедурами, они должны проводиться ежедневно, в одно и то же время и только при абсолютном здоровье малыша.

Водные процедуры

Почему-то многие родители думают, что водные процедуры – это купание грудничка в холодной, ледяной воде, наподобие моржеванию. Хотя сами по себе купания, обтирания и обливания водой с постепенно снижающейся температурой – прекрасный метод укрепления здоровья и иммунитета. Специалисты рекомендуют начинать процедуры с 33 градусов, еженедельно снижая температуру воды на 1 деление. Такое времяпровождение зачастую очень нравится детям, улучшает их настроение и аппетит.

Воздушные ванны

Свежий воздух – замечательный помощник в области закаливания. Такая процедура совершенно безопасна и не требует специальных навыков и больших усилий. Для принятия воздушных ванн необходимо раздеть младенца и на определенный промежуток времени оставить голым. С помощью этих нехитрых манипуляций можно «разбудить» иммунитет организма и ускорить развитие системы терморегуляции, что поможет малышу меньше и реже болеть. Самое главное, что проводить такую процедуру можно с первых дней малыша.

Самые распространенные способы принятия воздушных ванн:

  • проветривания в комнате (3-4 раза в день, по 15 минут);
  • нахождение голым в проветренном помещении;
  • прогулки на улице, сон и активные игры.

Полезное полоскание

Если ребенок болеет в садике каждую неделю, тогда нужно обязательно вводить в режим время на полоскания. Это замечательная профилактика недугов, особенно если малыш болеет ангиной, тонзиллитом и другими болезнями носоглотки. Привыкание к частому регулярному действию прохладной воды закаляет горло и носоглотку, оно начинает меньше реагировать и станет реже болеть. Для деток в возрасте до 3 лет для процедуры используют кипяченую воду комнатной температуры. Деткам постарше и подросткам, для усиления эффекта, можно приготовить чесночный раствор.