Далеко близко занятие в старшей группе. Конспект ориентировка в пространстве. Материалы и оборудование

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА СТАРШЕЙ ГРУППЕ Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по обещанию; снижение психоэмоционального напряжения. Материалы к занятию: игрушка Чебурашка, запись «Песни Чебурашки» магнитофон. ХОД ЗАНЯТИЯ *Приветствие. *Этюд «Робкий Чебурашка». Воспитатель показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик. -Ребята, к нам в детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я сейчас прочитаю ему стихотворение про новичка. Может быть, это стихотворение поможет ему стать более смелым и подружиться с другими детьми. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок, Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка-скок да прыг, До чего же осмелел: даже песенку запел! *Этюд «Смелый Чебурашка». Ребенок – Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и подпевает под запись песню Чебурашки: « Я был когда – то странной игрушкой безымянной…». Дети по очереди исполняют оба этюда. *Упражнение «Глубокое дыхание». Дети садятся на стулья, выпрямляют и расслабляют спину. На счет 1-2-3-4 – делаем глубокий вдох носом, на счет 4-3-2-1- выдыхаем через рот. Время выполнения 2-3 минуты. КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ» Программное содержание: продолжать развивать связную речь детей, пополнять активный словарный запас, продолжать знакомить с правилами общения, с этикетом, развивать коммуникативные навыки, дать определение словам «вежливость», «доброта», воспитывать сострадание, желание помочь, сочувствие, закреплять навыки работы с гуашью и кисточкой (закрашивание по свечке). Материал: кукла Незнайка, 2 игрушечных телефона. У детей – гуашь, кисточка ½ альбомного листа с нарисованными свечкой снежинками (до закрашивания они не видны). Х О Д З А Н Я Т И Я: Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Вежливости. Хотите? А далеко или близко находится эта страна, вы потом скажите мне сами. Итак, чтобы начать наше путешествие, нужно занять свое место, получить свой волшебный билет. А для этого каждый из вас должен назвать слово, противоположное по назначению моему слову. Начали! (Игра «Скажи наоборот») Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, можем отправляться. Сначала мы полетим на вертолете (движения руками над головой), поедем на поезде, пойдем пешком по высокой траве, высоко поднимаем колени (упражнения выполняются сидя на стульях). -Ой, ребята, подождите, кто-то здесь плачет. Да это же Незнайка! Как ты сюда попал? Кто тебя обидел? Незнайка:(говорит воспитатель) – Я обиделся на всех коротышек и ушел из Цветочного города, куда глаза глядят. Со мной никто не хочет дружить, говорят, что я невежливый, злой, невоспитанный. Ну и ладно, буду жить здесь один! (плачет) Воспитатель: Незнайка, тебе очень повезло! Посмотри на этих ребят, они самые добрые, вежливые и они обязательно тебе помогут. Правда, ребята? Незнайка, скажи, пожалуйста, умеешь ли ты правильно говорить по телефону? Незнайка: Ой, велика наука! А чего тут уметь? Вот я тут хотел к Карлсону в гости сходить, ну и позвонил его другу Малышу. Воспитатель: И что же ты сказал? Незнайка: Ну я сказал: «Эй, ты, Малыш, позвони-ка быстро по телефону Карлсону! Воспитатель: И ты так грубо, невежливо сказал? Незнайка: И что такого? Воспитатель: Да, ребята, вы, наверное, тоже поняли, почему с Незнайкой никто дружить не хочет. А хочешь, Незнайка, ребята тебя научат правильно говорить по телефону? (Дети имитируют разговор) Воспитатель: Ребята, а если вы совершенно случайно ошиблись номером и попали не в ту квартиру, что нужно сказать? (Дети отвечают) Воспитатель: Незнайка, скажи, пожалуйста, как ты поступаешь, если у входа в детский сад встретишься с чьей-либо мамой или бабушкой? Незнайка: Конечно, вперед пробегу, мне же быстрее надо. Воспитатель: А вы, ребята, как поступите? (Дети отвечают) Далее разыгрываются ситуации с покупкой в магазине, приходом гостей в группу детского сада и так далее). Воспитатель: Ну, Незнайка, я думаю, теперь ты понял, как нужно вести себя, если ты с кем-то разговариваешь. Да, вежливым человеком быть не просто, но окружающим тебя людям это очень нравится. А как вы думаете, ребята, что означают слова «вежливость», «доброта»? (Дети отвечают) Ты знаешь, Незнайка, оказывается даже имя человека можно сказать поразному. Вот тебя мама в детстве как называла? Незнайка: - Баловник! Воспитатель: - А ведь любое имя можно произнести очень ласково. Давайте, ребята, научим Незнайку! (Каждый ребенок по очереди встает, остальные называют его имя в уменьшительно-ласкательной форме). Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вы будете повторять за мной различные движения, но только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». (Физкультминутка) Воспитатель: - А сейчас мы поиграем по-другому. Я буду читать стихи, но не простые. Слушайте: Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте! Растет даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) Кода нас бранят за шалости, Говорим мы: … (простите, пожалуйста) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: … (спасибо) - Молодцы, ребята, очень хорошо у нас получилось. Ты убедился, Незнайка, что у нас самые вежливые и воспитанные ребята? А такие ребята больше всего любят дарить подарки. Давайте подарим Незнайке наш волшебный подарок - все добрые и вежливые слова, которые так ему нужны. Запоминай, Незнайка! (ответы детей) -Знаешь, Незнайка, у нас для тебя есть еще один подарок. Видишь у ребят на столах чистые листы бумаги? Сейчас наши волшебники – ребята закрасят эти листы голубой гуашью, и получится чудо! (Идет закрашивание) -Понравились тебе наши подарки, Незнайка? Никогда не забывай волшебные слова и тогда с тобой будут дружить все твои друзья. До свидания, Незнайка, тебе пора возвращаться в свой Цветочный город, а мы вновь очутились в своей группе. Так далеко или близко от нас находится страна Вежливости? (Ответы детей, окончание занятие) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ «ОПИШИ ДРУГА» Упражнение проводится в парах. В течение 2-3 минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производится 2-3 изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. «УГАДАЙ-КА» Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. «УЗНАЙ, КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ» Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

Программное содержание:

  • Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Продолжать использовать в речи слова «Сколько?», «Который по счету?», «Поровну».

  • Совершенствовать умение определять положение предметов, используя слова «далеко – близко». Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Закреплять умение уравнивать группы предметов способом приложения.
  • Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Развивать психические способности детей: логическое мышление, зрительную память, внимание, наблюдательность.

Дидактический наглядный материал: ноутбук, проектор, магнитная доска, фланелеграф, игрушка медвежонок, классическая музыка, картинки «части суток», картинки – зверюшек.

Демонстрационный материал: 4 круга одинакового размера, разного цвета: желтого, красного, синего, черного с загадками о временах суток, цветы красного цвета (5 шт.), бабочки синего цвета (5 шт.), ленты (желтого и синего цвета) для игры «Прыгни далеко – прыгни близко», картинки со зверюшками для дидактической игры «Который по счету?», картинки « части суток».

Раздаточный материал: карточки и фломастеры для каждого ребенка.

Методические указания:

1.- Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

(Здравствуйте!)

— А сейчас давайте настроимся на занятие. Встаньте, пожалуйста, полукругом.

Встаньте дети в полукруг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Вот с этим прекрасным настроением мы и начнем наше занятие, а занятие у нас математика. На котором мы будем считать до 5, узнаем, что результат счета не зависит от расстояния между предметами, поиграем в игры.

— Сейчас внимание!

Сегодня к нам на занятие пришел Мишка. Он очень любит математику и во всем будет нам помогать, а мы ему.

И так за дело!

Мишка принес с собой конверт для вас, а что в нем посмотрим. Здесь лежит листок с загадками о временах суток: внимательно послушайте их:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет.

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

— Даша, когда это бывает?

(это бывает утром)

Никита, скажи, пожалуйста, когда дети просыпаются?

А ты как думаешь, когда дети идут в детский сад?

(дети идут в детский сад утром)

Посмотрите на картинку, проверьте, правильно ли ответили.

Правильно, утро я обозначу желтым кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку пошли дети.

Когда это бывает?

— Вадим, когда это бывает?

(это бывает днем)

Как вы догадались, что это день?

(дети идут на прогулку днем)

Посмотрите на картинку и проверьте свои знания о времени суток – дне.

Правильно, день я обозначу красным кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Слушаем следующую загадку.

Говорит Зайчиха – мать:

Ну – ка, дети,

Все в кровать!

Спать пора давным – давно,

На дворе уже темно!

Когда это бывает?

Вика, как ты думаешь, когда это бывает?

(вечером)

Что вы делаете вечером?

(приходим из садика домой, смотрим телевизор, читаем книги, готовимся ко сну)

Правильно, вечер я обозначу, синим кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик

Все вокруг уснуть должны

Наши дети тоже.

— В какое время суток все спят?

(Все спят ночь)

А ты как думаешь, что делают ночью?

Правильно, ночь я обозначу, черным кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Посмотрите на доску и назовите время суток: желтый кружок – это….(утро),

красный кружок – это…(день), синий — это…(вечер), черный – это… (ночь).

Давайте поиграем в игру «Чего не стало?», т.е. будет исчезать какое – то время суток.

Закрыли глазки – чего не стало?

(не стало ночи) и т. д.

Молодцы! Вы были очень внимательны, поэтому ни разу не ошиблись.

А когда дети делают зарядку?

Наш мишка тоже любит делать зарядку и построил на нее своих друзей:

— Назовите их?

(Заяц, лиса, волк, белка, ежик).

— Давайте посчитаем, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку?

Считаем всегда слева направо.

— Кто стоит первым?

(Первым стоит заяц)

— Который по счету стоит ежик?

(Ежик стоит пятым)

— Которая по счету стоит белка?

(Белка по счету стоит четвертой)

— Какой по счету стоит лиса?

(Лиса стоит второй)

Молодцы! С заданием справились хорошо!

Давайте отдохнем!

Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошел домой,

Поскакал и заинька.

2.- Медвежонок приглашает вас в математический класс

Проходите, занимайте свои места, садитесь поудобнее.

Дети, посмотрите на фланелеграф, что вы на нем видите?

(цветы и бабочки)

— Какого цвета цветы?

(красного)

— Какого цвета бабочки?

— Посмотрите внимательно, и сравните, одинаковое расстояние между цветами и бабочки?

(расстояние разное)

— Как расположены цветы далеко или близко друг от друга?

— Как расположены бабочки?

— Чего больше цветов или бабочек?

(ответы детей)

Мнение разошлись, одни считают, что больше цветов, другие, что больше бабочек. Я тоже не знаю чего больше, зрительно кажется, что больше цветов, а бабочек меньше.

— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов и бабочек?

Вадим, посчитай цветы?

Даша, сколько цветов?

Женя, посчитай бабочек?

Матвей, сколько бабочек?

Что можно сказать о количестве цветов и бабочек?

(Цветов и бабочек по пять, их поровну)

(нужно под каждый цветок расположить бабочку и сразу видно, что их поровну)

Какой прием мы использовали в этом случае?

(прием приложения)

Как вы думаете, расстояние между предметами влияет на результат счета?

Правильно, ребята, мы сегодня узнали, что расстояние между предметами (неважно как, они расположены близко или далеко друг от друга) не зависит от результата счета.

3.Мишутка зовет вас на ковер.

Игровое упражнение «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

На ковре расположены ленты: 2 близко друг к другу и 2 далеко друг от друга.

Какого цвета ленты на ковре?

(желтого и зеленого)

Как расположены друг к другу зеленые ленты?

Как расположены желтые ленты?

Сейчас мы поиграем в игру «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

Я буду называть ребенка, и говорить через какие ленты прыгать.

Вадим, перепрыгни через ленты, которые расположены далеко друг от друга.

Катя, перепрыгни через ленты, которые расположены близко друг к другу.

Вика перепрыгни через зеленые ленты.

Ты прыгнула далеко или близко?

Матвей перепрыгни через желтые ленты.

Ты прыгнул близко или далеко?

Посчитайте, сколько желтых полосок?

—Посчитайте, сколько синих полосок?

Как они расположены друг от друга?

(синие полоски расположены далеко друг от друга)

Скажите, расстояние между предметами влияет на результат счета, то есть число 2?

(нет, не влияет)

Правильно, мы с вами еще раз убедились в том, что расстояние между предметами не влияет на результат счета.

Мишутка, снова приглашает вас в математический класс, становитесь у своих мест.

— Покажите мне пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Карандаш»

Все рисует карандаш,

(держим в руке воображаемый карандаш)

Когда ему работу дашь

(стучим пальцами по столу)

Сам без дела не сиди

(разжимаем и сжимаем пальцы)

Карандашом руководи!

(рисуем карандашом)

Садитесь на свои места.

Предлагаю вам выполнить новое задание.

Перед вами лежат карточки с двумя полосками.

На верхней полоске нарисуйте две красные линии расположенных близко друг от другу.

А на нижней полоске две сини линии расположенных далеко друг от друга.

Я буду выполнять задание вместе с вами на фланелеграфе.

Дети, посмотрите на фланелеграф и скажите правильно ли я выполнила задание.

Что я нарисовала на верхней полоске?

(две красные линии расположенных близко друг к другу)

Проверьте у себя.

А что я нарисовала на нижней полоске?

(две линии синего цвета, расположенных далеко друг от друга).

Проверьте это задание у себя и у своего соседа нет ли ошибки.

Все молодцы, с заданием справились.

Приведите в порядок свое рабочее место и подойдите ко мне

Вот и подошло к концу наше занятие. Мишутке очень понравилось заниматься с вами математикой, спасибо вам ребята.

Вы славно потрудились, правильно выполняли разные задания, хорошо себя вели, я очень довольна.

Название: Конспект НОД в средней группе по математике «Учимся, играя»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»
Месторасположение: г. Мичуринск, Тамбовской области

Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных напровлениях;
- Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность;
- Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;
- развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
- развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:
- ковер - самолет; карточки с цифрами; 2 домика; мяч; бусы из геометрических фигур; геометрические фигуры; картинки; музыкальное сопровождение; лабиринты и пуговицы; звездочки.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).

Ход занятия.

Вводная часть.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!!
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дидактическая игра “Определи свое место”
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
- Маша, кто находится справа от тебя?
- Егор, а кто находится слева от тебя?
- Даша К, кто стоит впереди тебя? А сзади?
- Молодцы.
Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие в королевство Математики. (Ответы детей)
- На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие в королевство Математики на ковре-самолете.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.
Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше.
Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака.
- Мы попали с вами в королевство Математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться

Основная часть.

Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра “Найди место в ряду”
Дети по очереди выходят к домику и выполняют задание. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.
-Ребята, давайте посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы.

Дидактическая игра «Числа-соседи»
- А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки.
Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.
- А теперь становитесь все в круг, поиграем в мяч. Я вам называю слово, а вы мне противоположное.
Дидактические игры «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
- Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами догадались. Узнали??
Маша какую геометрическую фигуру ты видишь?
Даша а ты какую фигуру видишь
Геометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Дидактическая игра “Бусы”
Дети подходят к столу и выполняют задания. логическую цепочку из геометрических фигур.
- А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.
- На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат)Егор?
- На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник)Маша?
- А солнце? (на круг)Даша К?
- А шарик? (на овал)Даша Ч?
- А стол (на прямоугольник)Аня Ч?
- А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию) Вика А?
Молодцы, справились.!!!
(подходите ко мне, маленькая пауза,)
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5,(прыжки)
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем то же:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.(дыхательное упражнение)

Ребята в этом королевстве есть улица где живут Логические упражнения на внимательность.
Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра “Найди лишнее”
Дети должны найти лишний предмет из предложенных.
1. Зима, Весна, Март,Лето? (Маша что здесь лишнее?)
2. Декабрь, Апрель, Осень, Июль?(Даша К.здесь что лишнее?)
3. Среда, Ночь, Четверг, Суббота? (Даша Ч. Ответь что здесь лишнее?)
4. Пять, Восемь, Утро, Семь?(Егор Что здесь лишнее?)
Молодцы!!

А теперь проведем игру быстро отвечай!
1. Сколько месяцев в году? Аня?
2. Назови мне зимние месяца Вика?
3. С какого дня Даша Ч. Начинаются дни недели?
4. Сколько дней в недели Маша?
Какие вы молодцы!!

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.
Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
-Мы с вами должны пройти Лабиринт с помощью пуговиц.
Ищите правильный путь и выкладывайте пуговицами дорогу...
Графическое упражнение «Лабиринт»
Дети с помощью пуговиц должны проложить дорогу «лабиринт.»
- Все вы молодцы, с заданиями справились, теперь мы может отправляться домой.
Заключительная часть.
Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.(1,2,3,4,5 можно глазки открывать)
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие? Предлагаю вечером рассказать родителям о нашем путешествии.
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.
Дети оцениваю себя сами!!

Александра Гостева
«Далеко-Близко». Интегрированное занятие по математическому развитию

Далеко-Близко

(интегрированное занятие )

Цель занятия

Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по

диагонали; составлять предмет из четырех частей измерять

протяженность с помощью условной мерки : развивать представление о

расстоянии : «далеко » , «близко» .

Материалы

для воспитателя : два больших листа бумаги белого или голубого

для детей : по одному бумажному квадрату, все квадраты одного

(зеленого) цвета, но разных размеров (3х3 см; 2,5х2,5 см : 2х3 :

ножницы, клей, мешочек с песком, полоска длиной 4 см.

Ход занятия

Сидя за столом

У каждого ребенка по одному квадрату. Воспитатель предлагает по-

разному назвать фигуру, которая лежит перед ними (квадрат,

четырехугольник).

Затем детям предлагается самостоятельно разделить квадрзи на четыр

треугольника. По окончании работы воспитатель предлагает показап

треугольники и, показывая на части от разных квадратов, проси"

ответить, почему получились разные треугольники.

Дети самостоятельно делают вывод : квадраты были разные, поэтом

и треугольники разной величины.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Елка)

Ответ выложите из всех треугольников

Дети приступают к выполнению задания. Если : воспитатель видит, что

ребенок сделал самую простую елку, он предлагает собрать ее по-

другому. Полезно еще раз напомнить детям, что в работе нужно

использовать все треугольники, прикладывая один к другому без

наложения.

По окончании работы предложите детям наклеить елки на большие

листы бумаги, лежащие на столах. Напомните им, что елки необходимо

располагать по всему листу.

Какой красивый лес у нас получился! Но как узнать, какая елка

самая высокая? Какая самая низкая? Что для этого

надо сделать? {Измерить.) Чем можно измерить высоту елок?

Дети самостоятельно делают мерку и с ее помощью измеряют высоту

Какая елка далеко , а какая елка ближе?

Как узнать, где больше елок, не пересчитывая их?

с помощью заместителей дети устанавливают соответствие между

двумя группами предметов.

На земле чертится линия. Дети становятся за нее. У них в руках

мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки вдаль.

Усложнение. Бросить мешочек левой рукой.

Примечание. Доказать дальность полета можно с помощью измерения.

Дети могут предложить разные мерки : палочку, прутик и т. д. В этом

случае скажите детям, чтобы они представили, что этих предметов нет, пусть придумают, чем еще можно измерить расстояние. Не торопите их с ответом. Дайте возможность высказаться всем. Можно подсказать, что расстояние можно измерить с помощью ступни.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте

задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой - вблизи. В конце предложить детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.

ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы.

Закрепить знания о временах года: называние признаков, названий месяцев, дней недели;

Упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь;

Закрепление счёта (в пределах 10);

Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;

Упражнять в классификации предметов (определение материала, из которых они сделаны);

Развивать логическое мышление, речь, память;

Воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность;

Методические приемы:

Сюрпризный момент, использование художественного слова, игровой метод, наглядный, словесный, поощрение, рефлексия, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Оборудование:

Проектор, ноутбук, наглядный материал (изображение радуги; предметов изготовленных из железа, дерева, стекла), мяч, медали.

Раздаточный материал:

Доска с двумя полосками, наборы цветов (ромашки, колокольчики), наборы цифр, наборы геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольни

(Дети входят в зал под музыку, приветствуют гостей, встают полукругом).

Входит воспитатель с кистью и красками в руках.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила красивую картину, которую сама нарисовала. Вот она, смотрите! (Слайд № 2)

(На слайде изображение радуги).

Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,

Все дорожки не простые, а волшебные такие!

По дорожке кто пройдет - тот играет,

Много знает, всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит!

Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да)

(Слайд № 3 - радуга гаснет)

В. Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Ребята поможете мне вспомнить расположение цветов радуги? (да). Хорошо!

(Воспитатель достаёт цветные конверты - 7 штук.)

В. Посмотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты в порядке расположения цветов радуги, чтобы радуга восстановилась правильно.

Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

В. Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

Дети: Красный!

(открывают красный конверт, читают задание)

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: весна. (Слайд № 4) - показывает картинку о весне).

После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?

(дети по очереди называют прилагательные к существительному)

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

(Слайд № 5 – показывает картинку - лето).

В. А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) Какое лето бывает?

Дети: Жаркое, весёлое, яркое, цветочное и т. д.

В. Назовите летние месяца. (Июнь, июль, август)

(Слайд № 6 – показывает картинку - осень).

В. Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались? Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

(Слайд № 7 – показывает картинку – зима).

В. Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы) Перечислите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль)

В. Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. (На доске крепится красная дорожка радуги).

(Слайд № 8)

В. Ой, что-то я устала…

Физминутка. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг).

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

В. Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги?

выбирают оранжевый 2 конверт.

В. Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». (Слайд № 9).

Внимание на экран, перед вами расположены три стола под номерами – 1, 2, 3. Сейчас будут появляться картинки с различными предметами, которые сделаны из различных материалов. Ваша задача: на первый стол положить картинки с изображением предметов, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.

(дети выполняют задание).

В. Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги. (На доске появляется оранжевая дорожка радуги).

В. Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!

В. Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт.

(Слайд № 10 – изображение поляны с ромашками и колокольчиками).

В. Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна с цветами)

Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. На верхней полоске выкладываем справа на лево 4 ромашки, на нижней выкладываем 5 колокольчиков. Равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (нет). Насколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (добавить одну ромашку или убрать один колокольчик). И обозначьте количество, соответствующей цифрой.

В. Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги. (На доске

В. Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?

(Дети выбирают зеленый конверт – 4-й).

(Слайд № 11 – изображены геом. бусы: треугольник, круг, квадрат).

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Дидактическая игра “Бусы”

(Дети на местах продолжают логическую цепочку из геометрических фигур).

А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них. (Сдайд № 12)

На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат)

На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник)

А солнце? (на круг)

А шарик? (на овал)

А стол (на прямоугольник)

А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию)

А вот знак дорожный «Главная дорога», на какую геометрическую фигуру похож? (на ромб)

В. Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появилась следующая дорожка радуги. (Зеленая дорожка)

В. Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой - 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?

В: «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы!

Кто скажет, сколько дней в недели?

Расскажите по порядку дни недели.

Какой день недели после вторника?

Сколько выходных в неделе?

Какой день недели перед пятницей?

Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) .

Солнце светит днем, а луна …. (ночью) .

Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью)

В. Молодцы, ребята. Устали вы наверно, ребята! Давайте отдохнем с вами. (Слайд № 13)

Физкультминутка

(Ребёнок рассказывает стихотворение. Дети встают в круг, повторяют движения за ним).

В понедельник я купался, а во вторник рисовал

В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!

В. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… .фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт – 6.

(Слайд № 14).

Дидактические игры «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

В: Молодцы! Остался у нас фиолетовый конверт.

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? Пять.

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? Четыре.

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Сколько будет два и пять? Семь.

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек? Три.

В: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейдем в подготовительную группу!

Спасибо ребята, что вы мне помогли снова собрать радугу.

А я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали.

Он чтобы получить медаль нужно, сказать, что больше вам понравилось и что интересного было на занятии. (Дети получают медали).

(Слайд № 15 – показывает радугу).

Все вместе. (Звучит музыка)

Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга

На травушку шелковую, на речку бирюзовую,

На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок

Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.

В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!

(Дети выходят из зала).