Семья мое богатство классный час. Классный час "Моя семья — мое богатство". Мой дом – моя крепость

Конспект классного часа для 5-8 классов по теме: Семейные ценности

Классный час «Моя семья – моё богатство»

Автор: Непрокина София Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г.о. Шуя Ивановской области
Описание работы: данную разработку можно использовать для проведения классного часа о семейных ценностях в средней школе (5-8 класс). При проведении данного мероприятия большую роль играет работа детей. Учитель лишь задает направление этой работы. Классный час помогает не только задуматься о семейных ценностях, но и способствует творческому самовыражению детей.
Цель:
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2. Осознание детьми ценности семейных отношений
Задачи:
1. Углубить знания о ценности семьи;
2. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.
Оборудование: у каждой группы на столе присутствует конверт с картинками, изображающими семью, семейные развлечения и т.д., ватман, фломастеры, клей-карандаш.

Ход мероприятия:

Заходя в кабинет, дети берут жетоны. У жетонов разный цвет. В зависимости от того, какого цвета жетон взял ученик, происходит деление на группы. Ребёнок садится за стол, на котором лежит конверт того же цвета, что и жетон.
1. Формулировка темы.
Предмет разговора формулируют дети после просмотра презентации (слайды презентации включают семейные фото, на каждом слайде присутствует строка из стихотворения, которое вы можете увидеть в конце конспекта.)
- Вы посмотрели презентацию. Думаю, что вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. Как вам кажется, о чём мы будем говорить?

2. Слово учителя.
Действительно, сегодняшний классный час посвящен семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Семья – это наше богатство.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?
Сейчас я вам предлагаю проанализировать, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив обязанности, должны будете выполнить оба задания. И не просто выполнить, а еще и представить свои творения.

Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, фломастеры, клей. Это первое задание.

Задание второе – синквейн на тему «Семья». Если вы забыли или не знаете, как составляется синквейн, то у каждой группы на столе есть схема составления синквейна с примером.

Правила составления синквейна (у детей на партах):
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:

Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя
Искусство.


3. Работа детей.
Пока дети работают, можно включить спокойную, ненавязчивую музыку. Она поможет создать теплую атмосферу.

4. Представление работ детьми.
Этот этап выступает как своеобразная рефлексия. Ведь дети здесь как раз и расскажут, о чем они задумались и к каким выводам пришли.

5. Слово учителя.
Ребята, теперь нам осталось только подвести итог, из чего складывается понятие «семья». И если посмотреть на ваши плакаты, обратиться к вашим синквейнам, то получается, что
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Классы: 1 «Б» и 5 «Б»

Учитель: Ракитина Н. Е.

Тема: «Моя семья – мое богатство»

Цели:

Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;

Укрепить привязанность к членам семьи; научить гордиться их достижениями, быть терпимыми к их недостаткам;

Привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Оборудование: пословицы о семье, дидактическая игра «Построй дом»,

динамическое пособие «Березка», аудиозаписи, стихи о семье, о маме, о бабушке, родословные древа семей учащихся, фотографии семей учащихся.

Ребята, я вам предлагаю послушать стихотворение.

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.

Как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Семья

А.В. Камкин

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.

А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья - это семеро таких же как и я». И правда - в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога - венчание.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки - сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.

Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помни мудрую заповедь:

Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Перед вами лежат разрезанные пословицы о семье. Соберите пословицы и объясните их смысл.

Семья в куче – не страшна и туча.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Семья – печка, как холодно, все к ней собираются.

Учащийся:

В семейном кругу мы растём,

В семейном кругу все корни твои.

Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Учитель:

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

На доске слова. Составьте из этих слов фразу.

Мой дом – моя крепость.

Афоризм «мой дом – моя крепость» принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку.

Учащийся:

С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать данную Творцом свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам.

Звучит песня «Родительский дом».

Учитель:

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

Именно в таком доме хочет жить каждая семья.

Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

Перед вами дом. Он уже построен. Но чего-то в нем не хватает? Как вы считаете чего? (Фундамента)

Задание: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» дома, помня о том, что дом и семья едины. (Записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

Ребята, наш дом готов, у него очень прочный фундамент. Значит и семья наша будет крепкой.

А кто составляет основу семьи? Д ети

О тец

М ать

А вот так говорит о взаимоотношениях в семье И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень – очень важных.

2 ученик:

Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

3 ученик:

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик :

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик :

Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды…

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

6 ученик :

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И, наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Вечерами, когда все собираются дома можно послушать красивую музыку.

(Учащиеся играют на музыкальных инструментах)

И только в тот дом, где царит добрая атмосфера, тянутся люди. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

Ребята, а какие праздники вы отмечаете в кругу своей семьи?

А какой праздник мы отмечали недавно?

(Учащиеся поют песню «Песенка про папу».)

Какой праздник будем отмечать?

Учитель:

“Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей” - писал Максим Горький.

Учащийся:

Самое прекрасное слово на Земле - Мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют.

Учитель:

Руки матери качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое в своей жизни слово: – "Мама!"

Учащийся:

Я маму люблю.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю,
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем,
Никогда не бывает.
Я ей открываю,
Свои все секреты.
Но маму люблю,
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

Моя мама.
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук,
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас,
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг,
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
(Инсценировка «Мама потерялась»)

Когда я по городу,
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей,
Идти и бояться,
Что может она,
Потеряться?
Но так все-таки произошло…

Девочка потерялась. Люди, проходившие мимо, спрашивают: «Что случилось?»

Мама потерялась.

А какая, она твоя мама?

Моя мама самая лучшая.

(Звучит песня «Мама для мамонтенка»)

И действительно, для каждого из нас, мама самый дорогой, близкий и родной человек.

Учитель:

Весна – это самое замечательное и прекрасное время года! Оно наполнено запахом первых цветов и пением птиц! И не случайно первый праздник весны – праздник женщин! Поздравляем милых мам, бабушек с праздником весны.

Учащийся:

Я с бабушкой своею,
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях,
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки,
Люблю всего сильней.
Учащийся:

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то моют,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки.
Ласкают нежно так.
Учащийся:

Проворные, - смотрите, -
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер - тени,
Сплетают на стене,
И сказки сновиденья,
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветит -
И тут замолкнет вдруг.
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.

Но нельзя построить счастливого настоящего не зная прошлого.
Учащийся:
Вчерашний день, минувший год,
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке,
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья,
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме,
Твердят о времени ином.
- Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них?
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.
Учитель:

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Это наша беда. Забылась мудрость Пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева.
Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. - Кто хочет рассказать о родословной своей семьи?
В жизни как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно. Тот род силен, который предков помнит и чтит.

Учащийся:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

ИТОГ:

Ребята, давайте посмотрим, кто в нашем доме живет? (Это мы, наши родители, предки, родственники).

Учащийся:

Кто тут в «Домике» живет,

Громко песенки поет?

Это мы, дружный класс

И родители у нас.

Также с нами вся родня,

Вместе мы одна семья.

Будем в классе дружно жить

И семью свою любить!

Учитель:

И действительно мы с вами, одна большая и дружная семья. Большую часть своего времени вы проводите вместе. Согласитесь, ведь приятно иметь старших братьев и сестер, которые в любую минуту придут на помощь. И так же здорово иметь младших братьев и сестер, о которых можно заботиться. И в нашем школьном доме вы обрели таких братьев и сестер.

Оглянитесь и посмотрите друг на друга. Как нас много и как это здорово. Именно к нашему классу подходят слова: «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО».

И в конце я предлагаю вам на березовых листиках написать пожелания для людей, которые хотят иметь такую же большую и дружную семью.

(Учащиеся прикрепляют листики на березу и читают свои пожелания)

Классный час:

« Моя семья –

моё богатство»

Классный рук-ль 2 «А» класса: Краева М.Ю.

Классный час: « Моя семья – моё богатство ».

Цель:

    Расширить кругозор детей о составе своей семьи, родственных отношениях, формировать морально-этические нормы поведения в семье; развитие интереса к семейным традициям, праздникам.

    Развить представления обучающихся о роли семьи для всей жизни человека; ознакомить с условиями создания благополучной семьи.

    Воспитывать уважение, любовь к старшим членам семьи. Сплочение классного коллектива, создание дружелюбной атмосферы.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, презентация, солнышко на доске, толковый словарь Ожегова, листочки, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Проверка готовности.

2. Вводная беседа.

Сегодня наша встреча о том, что объединяет всех нас.

Что же это такое, когда все вместе: 2 дедушки, 2 бабушки, папа, мама, я?

Правильно, это семья . Мы будем говорить о семье. Тема нашего классного

часа «Моя семья - моё богатство». Год от года Вы становитесь взрослее, и придет время, когда тоже будете создавать свои семьи.

А что же обозначает слово семья?

3. История слова.

Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья
».

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.-

Семья (по С. Ожегову) - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.

4. Работа с пословицей.

Как вы понимает эту пословицу? «На что клад, если в семье лад?» .

(Лад – согласие).

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей).

Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни, помогают друг другу.

    Анкетирование (проводилось заранее)

1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие -2 3) нормальные -2

2) отличные - 4 4) не очень хорошие -1

2.Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да -7

2) не совсем -2

3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники -5 4) всё, многое -1
2) ужин в кругу семьи -3 5) праздники и поездки - 0

3) поездки – 0 6) не знаю -0

7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин -1

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно - 0 4) когда как -2
2) часто -2 5) редко - 4

3) как получится -1 6) всегда - 0
4. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом -7
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 0
3) обсуждаем учёбу - 5
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 4
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы -1
6) занимаемся семейно – бытовым трудом - 3
7) делимся впечатлениями - 0

8) смотрим TV передачи - 4

9) общаемся - 5

10) вместе проводим досуг -3

11) читаем - 2

12) шутим, смеёмся - 3

13) отдыхаем -7

5. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко - 6

2) иногда - 1

4) часто - 0

Из этой анкеты видно, что взаимоотношения в вашей семье хорошие, соблюдаете семейные традиции для укрепления вашей семьи. Очень хорошо, что вы с семьей проводите большую часть времени, общаетесь, занимаетесь общим трудом. В каждой семье возникают ссоры, конфликты. В нашем классе иногда тоже возникают конфликты.

6. Чтение легенды о семье в Древнем Китае.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней

лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово.

Какое слово назвал старейшина?ТЕРПЕНИЕ

Нам часто не нравится чьё - то поведение, чьи - то слова. Мы должны быть немного сдержанными, понимать, прощать, во что бы то ни стало, терпеть любые поведения других. Дарить им тепло, говорить ласковые слова.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.

7 . “Комочек счастья”.

(Каждый ученик передает добрые слова, пожелания соседу)

Как приятно слышать добрые слова в свой адрес.

Какие чувства связывают живущих вместе близких родственников?

(ответственности друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание)

8. Притча «Почему одному плохо?»

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.

Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.

- Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.

Схватила бабушка посох, обрадовалась:

- Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?

- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.

- Можешь отдыхать сколько хочешь.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:

- Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.

- Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.

- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.

В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада.

Обсуждение.

А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением.

Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится.

9. Упражнение «Кто кем приходится?»

Семьи могут быть большими, где живут бабушки, дедушки, тети, дяди и

другие. Следующее упражнение «Кто кем приходится?»

Прабабушка Папин или мамин брат

Бабушка Сын твоей тети и дяди

Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя Дедушка твоего отца или мамы

Тетя Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы

Прадедушка Мамина или папина сестра

Племянник Сын твоей сестры или брата

Племянница Дочь твоей сестры или брата

Отчим Муж твоей мамы

Мачеха Жена твоего папы

Обсуждение:

Л.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

10. Упражнение «Обязанности в семье».

мама

папа

дети

Раздаются листы бумаги с заданиями. Как разделяются обязанности в вашей семье.

После выполнения задания, обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.

Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Вот, если вы себя показываете с хорошей стороны, то мы думаем что в вашей семье все хорошо.

Ну а сейчас давайте с вами пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья.

11 . «Моя семья» . Задание(на листочках)

В слове СЕМЬЯ , к каждой букве подпишите слова на вопрос - КАКАЯ?

С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

МЬ - милая, многодетная, мечтательная, музыкальная и т.д.

Я - яркая, ясная и т.д.

Есть такая пословица: «Счастье дороже богатства ». Из чего же складывается семейное счастье?

12. «Семейное солнышко».

На доске солнышко с названием СЕМЬЯ, от него отходят лучики со словами: Радость Смех Друзья Чистота Долг Свет Ссора Понимание Терпение Сквернословие Верность Уважение Праздность Взаимопомощь Любовь Доброта Забота.

Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Наша семья –это наше богатство. Все мы живём одной дружной школьной семьёй. Когда наша семья будет богатой, когда будут отходить эти лучики от нашей семьи.

Как бы не было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был бы

окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод.

Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.

13. Итоги классного часа.

И в конце хочется отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре такими как 1 октября – день пожилого человека, 25 ноября – день Матери, 8 марта – Международный женский день ООН 15 мая провозгласил Международный день семьи.

Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет
Сохраняйте письма. Ждите в гости
Иногда дарите им цветы
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черед
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет
Вы еще успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черед.

На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою. Вы все поедете домой и вам домашнее задание заполнить родословное древо.

Наш классный час подошёл к концу.

Что нового и интересного вы запомнили с нашего занятия?

Нужна ли человеку семья? Обоснуйте ответ.

Какие семейные традиции вы знаете?

Что составляет основу здоровья?

В какой семье легче жить?

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ - МО Ё БОГАТСТВО»



«Моя семья – моё богатство»

Актуальность: в настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Разнообразные формы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание учащихся.

Цели классного часа : содействие расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах; формирование ценностного отношения к семье, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.

Форма проведения : час общения.

Оформление.

На закрытой доске : Эгоизм (от лат. Ego я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами.

На центральной доске:

Идеальные родители – это

Идеальные дети – это

Идеальная семья – это

План классного часа.

    Вступительное слово.

    Интерактивная беседа. Эгоизм и альтруизм.

    Решение проблемной задачи «Гадкий утенок».

    Воспитывающие ситуации.

    Работа в группах.

    Заключительное слово.

    Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа:

1. Вступительное слово.

Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы будем разговаривать с вами, обсуждать, убеждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

О чем же будем говорить? Конечно же, о семье. Сегодня мы постараемся выяснить, почему некоторые семьи называют себя несчастливыми, что мешает им стать благополучными; поговорим об идеальных родителях и детях, постараемся найти оптимальные решения для проблемных ситуаций. Я надеюсь, что сегодняшний классный час поможет вам понять ваших родителей, побудит вас хотя бы постараться сделать свою семью хоть чуточку счастливее.

2. Беседа.

Все вы читали сказки. И многие из них заканчиваются свадебным пиром. Увы, в реальной жизни все не так хорошо, и со свадебного пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда.

Скажите, а от одного ли конкретного члена семьи зависит ее счастье, благополучие?

Чтобы семья была счастливой, нужен упорный труд всех ее членов. У одних это получается, и тогда рождается счастливая, благополучная семья, где все чувствуют теплоту, заботу и любовь, а у многих этого не получается. Тогда люди просто живут под одной крышей. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: « Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по – своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?

Неблагополучных и несчастливых семей сейчас немало. И не всегда это связано с материальными трудностями.

Многие психологи утверждают. Что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? Кто такие эгоисты?

Ваше понимание недалеко от истины (далеко от нее).

В словаре С. И. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (открыть доску): « Эгоизм (от лат. Ego– я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по–вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

3. Решение проблемной задачи.

Все знают сказку Г. Х Андерсена «Гадкий утенок». Как многие из нас, наверное, переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. А как радовались, когда этот гадкий утенок превратился в лебедя. Послушайте рассказ одного психолога, который я назвала «Гадкий утенок».

Однажды на прием к психологу пришла мама 14 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мам в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

В сказке Андерсена из гадкого утенка вырос лебедь. А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм – признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

4. Воспитывающие ситуации.

Мы живем среди людей. Общаясь, мы стараемся соблюдать определенные правила. Но есть одно «золотое» правило, которое мы, куда бы судьба нас не завела, должны исполнять. Об этом правиле мы говорили на многих уроках литературы. Какое это правило?

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. А когда мы приходим домой, расслабляемся и позволяем себе то, что на людях не всегда можем позволить. Дома же нет тех, кто осудит со злом. Мама, бабушка, папа, дедушка – все свои. Потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, которые правят в обществе. Семья никогда не сделает нам ничего плохого, ее, прежде всего, надо любить и уважать. А как поступаете вы?

Хочу предложить вам испытания. Проверим, как вы относитесь к своим домашним, цените и уважаете ли их?

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро и четко принять решение. Если класс одобряет, то поднимает руки, если же нет, участник остается на месте.

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки. Включили музыку, приготовились помечтать, отдохнуть. И тут началось.

Ситуация №1.

Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама.

Ситуация №2.

Бабушка заглянула: «Ну – ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!».

Ситуация №3.

Папа тоже подоспел со своими указами: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь прополоть картошку».

Ситуация №4.

Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год. Подпиши – ка всем открытки».

Ситуация №5.

Собаку хотел – иди по темноте выгуливай!» - сказал папа.

Ситуация №6.

«Опять куда – то очки запропастились», - попросила бабушка найти ее очки.

Ситуация №7.

«Да выключи ты эту дурацкую музыку» - закричали все.

Тем, кто не справился, дополнительные ситуации.

Прием в школу разведчиков вы прошли.

5. Работа в группах.

Что ж, во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они частенько расстраиваются, грубят. И тогда не выдержит никакой ребенок и тоже ответит грубостью. Давайте постараемся не расстраивать членов нашей семьи, и тогда они будут отвечать нам взаимностью.

Мы уже много говорили и о родителях, и о детях. Вспомните тему классного часа - «Моя семья – мое богатство». Ведь родители и дети – одна семья. И ее нужно сохранить, ею нужно дорожить, ни один человек на свете не сделает для вас того, что делают для вас ваши родители. Какими бы плохими не были дети, родители все равно их будут любить. Вспомните хотя бы притчу о блудном сыне. Поэтому постараться нужно не расстраивать нашу семью.

Казалось бы, чтобы не расстраивать маму и папу нужно быть идеальным. А многие из нас родителей хотят сделать таковыми. В любом случае, каждый хочет, чтобы его семья называлась образцовой. Что для этого нужно? Чтобы все были идеальными. А каков он, идеал? Разберемся. Поработаем в группах.

Первая группа составляет портрет идеальных детей, вторая – идеальных родителей, а третья думает над вопросом об идеальной семье.

Чтение получившихся результатов.

Ну что ж, слово «идеал» обозначают высшую цель деятельности. Будем считать, что цель такую вы получили. Желаю, чтобы каждый из вас ее достиг, и в вашей семье царила гармония.

6. Заключительное слово учителя.

Наше общение подходит к концу. Обратимся к названию. Согласны ли вы с предложенным мною выражением?

В заключении хочу дать вам один совет: доверяйте своим родителям, делитель с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну. Постарайтесь не обижать их. Ведь родители – единственные на земле люди, которые самоотверженно и бескорыстно любят нас, а не это ли в нашем мире самая главная ценность?

7. Рефлексия.

Полезен ли для вас был сегодняшний классный час? О чем задумались? Что решили? Напишите, пожалуйста, дома мини-сочинение на тему «Моя семья».

Классный час

Тема: «Моя семья – мое богатство»

Разработала и провела:

Братанова Марина Сергеевна

Сургут, 2018

Классный час «Моя семья – мое богатство»

Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

У. Фоскало

Цели :

способствовать приобщению обучающихся к духовным и культурным ценностям;

помочь обучающимся осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Задачи :

расширить представления о семье,семейных богатствах, о важности и роли семьи в жизни человека;

воздействовать на эмоциональные чувства;

способствовать формированию у обучающихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.

Предварительная подготовка:

Проведен подготовительный классный час, на когтором проделана следующая работа:

обучащиеся пишут сочинение – размышление «Моя семья – мое богатство», по вопросам, приложение 1.

рассказать историю создания герба семьи и что он из себя представляет. Выдано домашнее задание продумать план или схему герба идеальной семьи, собрать необходимый материал. Приложение 3

2. Активные студенты группы готовят выступление – рассказ о своей семье, который сопровождается наглядным материалом: презентация, генеалогическое древо семьи, фото альбом…

3. Подготовить выставку фотографий, смешных рассказов из жизни семьи…

4. Украшение кабинета: фото плакаты, высказывания о семье…

Ход классного часа

Ведущий : Добрый день ребята, гости нашего мероприятия. Я очень рада видеть вас на нашем классном часу, который называется «Моя семья – мое богатство». А начать наш классный час мне бы хотелось со слов: зачитать эпиграф.

Студент 1.

Семья моя – мое богатство
Любовь защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придают
Все вместе праздники встречают
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья
Что в жизни главное – семья.

Ведущий : Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи

Скажите мне пожалуйста: Кто входит в семейный круг?

Муж и жена, которые с рождением детей становятся отцом и матерью. Все вместе они составляют единение настоящей семьи. Если есть семейный круг, то значит есть и будущее.