Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе на тему «Весна красна. Аппликация "Весна-красна" план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему Аппликация по теме весна в подготовительной группе

А ппликаци я

«Весна. Признаки весны».

Цель: Закрепить навыки вырезания и составления коллективной аппликации.

Задачи:

    закрепить умение выделять признаки весны;

    продолжать развивать связную речь детей, мышление, память;

    закрепить умение срезать углы у квадрата, для получения округлой формы, разрезать лист бумаги по намеченной и воображаемой линии, аккуратно наклеивать детали, работать с разными типами бумаги различными способами;

    закрепить умение правильно держать ножницы, безопасно действовать с ними.

    воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем.

Материал: заготовки для коллективной аппликации, клей, кисточки для клея, клеенки, салфетки для клея, подготовленный фон для поделки, предметные картинки, сюжетные картинки для игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент :

Беседа:

Ребята, какое время года сейчас идет? Почему? Назовите признаки весны (дети, глядя в окно, называют признаки весны). Вспомните название весенних месяцев.

А сейчас я вам покажу картину. Какое время года на ней изображено? Обратите внимание на то, какая она грустная и невеселая. Давайте посмотрим и подумаем чего же там не достает?

(дети рассматривают фон-заготовку «Весна» и предлагают добавить недостающие весенние детали).

А давайте оживим эту картину, и сделаем вместе ее красивой и красочной.

Я приготовила заготовки бумаги, и те признаки весны, которые мы перечислили, изобразим на бумаге с помощью аппликации.

(Дети выбирают какие детали картины будут создавать).

(повторение устно способов создания выбранных частей картины)

Для начала повторим правила работы с ножницами.

Перед началом работы разомнем пальчики:

Наши алые цветочки

( Ладони соединить лодочкой перед собой.)

Распускают лепестки,

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными .)

Ветерок чуть дышит,

( Подуть на руки "цветки.)

Лепестки колышет.

(Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветочки

Закрывают лепестки.

( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.)

Головой качают,

( Покачать ладонями вправо-влево.)

Тихо засыпают.

( Положить голову на сложенные ладони.)

Выполнение коллективной работы, взаимопомощь.

(вырезание листьев березы из прямоугольника, сгибая пополам и отрезая дугу по воображаемой линии;

Составление цветка «одуванчик» из салфеток - объемная аппликация;

Солнышко-вырезание круга из квадрата, лучи делаются петельками из полосок бумаги, которые размеряются с помощью сгибания;

Облака – мятая бумага).

В ходе работы проводится игра «Назови ласково».(солнце, лист, облако, проталина, цветок, птица), образование уменьшительно-ласкательных существительных.

А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки» . Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

2. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

3. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

4. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)

5. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

6. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

Воспитатель: Давайте добавим сделанных заранее бабочек и птиц. Какие птицы зимующие, какие перелетные?

Я приготовила картинки с детьми. Нужно выбрать: какие картинки весенние, какие летние и зимние, объясните, почему так решили. Давайте их тоже поместим на нашу картину.

Заключение (анализ работы):

Воспитатель: Какая получилась картина? Вам нравится? Что именно? Что получилось лучше всего? Молодцы, работали все хорошо, а нашу картину повесим в группе. Сейчас приберем свои рабочие места.


Конспекты занятий в старшей группе

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе по теме «Прогулка в лес»

[Порошина 2011]

Цель: Развитие математических способностей детей.

Программное содержание:

Закрепить у детей имеющиеся знания: о днях недели, о цифрах и числовом ряде, распознавание геометрических фигур на ощупь, ориентировка на листе бумаги.

Устанавливать равенство, умение находить по длине предметы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия:

В начале занятия идет небольшая разминка:

В. Какой сегодня день недели?

Какой был вчера? Какой будет завтра? Назовите 1, 4, 2день недели. Сколько дней в неделе?

В. А сейчас отгадайте загадку: Тает снежок, оживает лужок. День прибывает, когда это бывает?

Д. Весной.

В. Давайте отправимся на прогулку в лес и посмотрим , что нас там ожидает (подходят к мольберту с весенней картинкой).

Посмотрите, ребята, здесь еще лежит снег. Возьмите каждый по снежному комочку (белые кружочки с цифрами) и давайте выложим дорожку из снега. Только все комочки нужно разложить по порядку начиная с цифры 1 и дальше.

Д. выполняют задание

В. Посчитаем все вместе (счет от 1 до 10). Дима, какое это число? Назови соседей числа 5 (спросить 2-3 детей)

В. А вот стоит…

Д. береза.

В. Под березой выросли первые весенние цветы. Назовите их.
Д. подснежники, мать - и - мачеха

В. Сколько подснежников, сколько мать-и-мачехи?

Чего больше? Чего меньше? Как сделать, чтобы их было поровну?

В. Весной просыпаются не только цветы и деревья, но и животные.

Например, такой зверек:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А ниток - ни одной.


В. Сколько здесь ежей? Где они находятся?

Д. 1 на пеньке, 5 около пенька.

В. Покажите цифру 6.

Весной к нам прилетают…

В. Куда сели птицы?

Д. на дерево.

В. Сколько их? Покажи цифру 2.

Прилетела бабочка и села куда?

Д. на цветок.

В. Послушайте еще одну загадку:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма ни пожара…

Д. лиса.


В. Где может находиться лиса, если ее тут не видно?

Д. за деревом.

В. А чего же нам не хватает весной?

Д. солнышка.

В. Где находится солнышко?

Д. на небе, над деревьями, над нами.

Физминутка:

Наши первые цветки открывают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

В. В лесу встречается много всяких вещей, и я нашла вот такой мешочек. Посмотрим, что в нем есть.

Д. достают по 1 фигуре и называют их (шар, куб, цилиндр, конус, призма).

Д. день весеннего равноденствия (день - ночи). Встречают новый год

В. А в новый год украшают елки.

Мы тоже украсим, только не игрушками, а геометрическими фигурами.
Д. украшают плоскостные елки геометрическими фигурами разного цвета и размера.

Физминутка:

Руки подняли, кистями помахали - это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем: крылья сложим назад.

В. (включается аудио запись «журчание ручья»)

Слышите, журчат ручьи - это растаяла наша снежная дорожка и превратилась в ручеек. А потом все ручейки сливаются и превращаются в речку, а чтобы через нее пройти нужно построить мост

Д. находят нужные по ширине полоски и раскладывают их по реке-мосты

В. Пора возвращаться в детский сад, поедим на поезде

Д. занимают места согласно билетам, (одному не хватает) ребенок называет кто в каком вагоне едет

Д/игра «Кто, где едет»

В. Вот мы и вернулись с вами в детский сад

Итог занятия.
Конспект интегрированного занятия по родной природе и художественной литературе в старшей группе, тема "Дуб"

[Давыдова 2012]

Программное содержание:

Расширить знания детей о дубе.


Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
Закрепить знания цифр и навыки счета.
Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
Воспитывать экологическое мировоззрение

Оборудование:

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь).

Незнайка: Ой, какой страшный зверь! А что вы еще о нём знаете? (ответы детей)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса.)

(Дети рассказывают Незнайке о том, где живёт лиса, чем питается)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк.)

(Рассказ детей о волке).

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

Незнайка: Вот так хозяюшка, эта белка! А что вы еще о ней знаете? (Ответы детей).

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках…(Заяц.)

Незнайка: А почему же зайца называют косоглазым? (ответы детей). А что ещё интересного можно рассказать о зайце?
Воспитатель по экологии: - Молодцы! Много знаете о жизни лесных обитателей.

Ну что ж, пора нам возвращаться…

Встали елки на пути,

Их нам надо обойти. (Дети идут к елкам.)

Воспитатель по экологии: - Ребята, смотрите, что это за сундучок лежит под елкой? Что же в нем? Посмотрим? (Открывают сундучок, где лежат палочки – зубочистки).

Незнайка: - Ой, палочки. А для чего они? (Ответы детей.)

Воспитатель по ИЗО: - Незнайка, ты знаешь, что это волшебные палочки . Ими можно рисовать.

Незнайка: - Как это?

Воспитатель по ИЗО: - Этими палочками нужно царапать по специально подготовленным листам.

Незнайка: - И сможете нарисовать, как просыпается природа весной? (Ответы детей.)

Воспитатель по ИЗО: - Тогда начнем! Ребята, мы с вами уже заранее подготовили листы.

Воспитатель показывает, как выполнить изображение в технике «граттаж»: палочкой снимается слой краски и воска, на листах появляется цветное изображение.

Теперь вы закройте глаза, и представьте картину весны, которую вы хотели бы нарисовать. Представили?

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.

Незнайка: - Какие замечательные рисунки! А вы можете подарить их моим друзьям?

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

«Аппликация из спичек»

[Маятникова 2012]

Задачи: Учить детей создавать несложные композиции из спичек.

Закрепить правила безопасности с опасным предметом, приемы наклеивания.

Развивать эстетическое восприятие, аккуратность, воображение, фантазию, творчество.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Пополнение словарного запаса у детей.

Методические приемы : беседа, художественное слово, объяснение, показ, рассматривание картин.

Материал к занятию: спички без селитры, картон цветной, клей ПВА, клеевые кисточки.

Предварительная работа: Сухая аппликация из спичек, логические игры со спичками. Беседы об опасных предметах.

Демонстрационный материал: схемы, картины сделанные из спичек, иллюстрации спичек каминных, термических,сигнальных, охотничьих.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель вносит в группу красивую коробочку.

Загадка: Вот так мошка – осиновая ножка,

На стог сена села - все сено съела. (Спичка)

Воспитатель достает спичку. Расскажите, какая спичка?

Проводится игра «Какая?». Дети стоят в кругу, передают спичку, друг другу и говорят какая спичка (маленькая, деревянная, короткая и т.д.)

Воспитатель: К каким предметам относятся спички? почему? (ответы детей)

Вы все правильно сказали. Спички - это опасные предметы, и с огнем шутить нельзя .

Ростом спичка - невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла

Крепко помните всегда.

Кто знает, как превратить опасные спички в безопасные? (ответы детей)

Вы всё правильно сказали нужно счистить селитру, и это может сделать только взрослый.

Такими спичками можно играть детям.

В каких играх можно использовать спички?

Ответы детей: вместо счетных палочек, для различных логических игр, для изготовления спичечных домиков, для жеребьевки, для поделок.

Воспитатель: в повседневной жизни мы чаще всего используем спички бытовые, но есть ещё спички, которые иногда используют люди.

Сигнальные спички - при горении дают цветное пламя.


Спички охотничьи или штормовые - горят на ветру, под дождем, помогают быстро разжечь костер, не гаснут под водой.

Термические спички – дают при сгорании больше тепла.


Каминные спички – зажигаются о любую твердую поверхность.


Из бытовых спичек, можно делать поделки, картины. Рассматривание картин из спичек.


Схемы поделок


Цель: формирование художественно- творческих способностей, научить детей создавать в технике аппликации (с элементами рисования) композицию « Ранняя весна». Формировать положительно- эмоциональное отношение к природе.

Образовательные: Формировать представления детей о ранней весне. Расширять знания о характерных признаках весны. Закрепить умение передавать свое отношение к природе, через аппликацию.

Развивающие: Коррекция общей и мелкой моторики рук. Развивать художественно-образное видение, воображение, умение передавать через аппликацию свое настроение.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту пробуждающейся природы в картинах известных художников.

Материал: Лист картона белого цвета, цветная бумага, клей, кисточка, простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, шаблоны.

Ход занятия:

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами

Черные проталины на полях видны

Видно очень теплые ноги у весны.

И. Токмакова.

Воспитатель: Сейчас начало весны, давайте, перечислим приметы весны.

Дети называют (световой день стал длиннее, солнце стала чаще светить, природа просыпается, на вербе почки набухают, снег таит, становится рыхлым, таит лед на реках и озерах, слышна песня большой синицы, .земля оттаивает, просыпаются насекомые.

Воспитатель: А какие месяцы отводятся для весны?

Дети перечисляют месяцы.

Воспитатель: А давайте поиграем в игру, которая так и называется « Март, апрель, май» (как вариант, воспитатель называет месяцы не попарядку)

Март — руки вперед, шевелим пальчиками.

Апрель — руки вверх, шевелим пальчиками.

Май — руки в стороны,шевелим пальчиками.

Воспитатель: какие вы внимательные и сообразительные. Ребята многие художники любили изображать раннюю весну, посмотрите на иллюстрации, которые я вам принесла.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель: посмотрев такую красоту, я тоже решила сделать картину, но только из бумаги (воспитатель наклоняет свою картину и все детали падают). Что же теперь делать?

Дети предлагают свои варианты выхода из положения.

Воспитатель: ребята, а может вы, сами хотите сделать свою картину?

Дети отвечают.

Воспитатель: для начала давайте вспомним как мы можем это сделать.

Показывает мнемотаблицы - обрывная техника

техника симметричного вырезывания

силуэтного вырезывания.

Воспитатель: ну что ж, все вы замечательно знаете, можно приступить к работе, но перед тем как вы начнете работать давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, пять

Пошли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик подснежник нашел

Этот пальчик небом любовался

Этот солнцем согревался

Этот всем лишь наслаждался.

Дети выполняют работу.

В конце занятия воспитатель, спрашивает, что было трудно делать, что легко, понравилось ли создавать свою картину? Хвалит детей и читает стихотворение

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла весна.

Жанна Моторина

(весенние картины в рамочках)

Задачи. Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить детей планировать работу. Развивать воображение,чувство ритма и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание с детьми картин знаменитых художников-пейзажистов И . И. Левитана "Март" и "Большая вода", А. К. Саврасова "Грачи прилетели",Ф. А. Васильева "Оттепель".

Чтение стихотворения В. Набокова "Весна ":

Взволнован мир весенним дуновеньем,

Вернулись птицы, и звенят ручьи

Бубенчиками влаги.

Прохладно

В полях,и весело в лесу, куда

Ни ступишь-крупный ландыш. Как вода

Дрожит лазурь- и жалобно, и жадно

Глядит на мир. Берёзы у реки-

Там, на поляне, сердцем не забытой,

Столпились и так просто, деловито

Развёртывают липкие листки,

Как будто это вовсе и не чудо,

А в синеве два тонких журавля

Колеблются, и, может быть, оттуда

Им кажется зелёная земля

Неспелым, мокрым яблоком.

Для аппликации- пейзажа нам необходимы :

Для рисования : листы тонированной голубой бумаги 15 х 21 см, кисточки разного размера, поролоновая губка.

Для аппликации : картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, салфетки, клеёнка.

Ход работы. Дети рассматривают картины И. И. Левитана "Март" и "Большая вода", А. К. Саврасова "Грачи прилетели",Ф. А. Васильева "Оттепель". Мы беседуем о содержании и настроении картин. Затем детям предлагается чтение стихотворения Ф. Тютчева "Весенние воды":

Ещё в полях белееет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будет сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы :

"Весна идёт , весна идёт !

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт , весна идёт !

Дети приступают к работе и рисуют весенние картины по своему желанию, потом оформляют их красивыми рамочками.

1. Рамочка изготовляется из листа картона форматом А4.

2. Готовая картина приклеивается на картон. Предварительно картину обводят карандашом, чтобы наметить границу для нанесения клея.

3. Затем оформляется рамочка по желанию детей. В оформлении рамки сохраняется весенняя тема.

Дети самостоятельно делают рамочки и оформляют ими весенние картины.


Посмотрите, что у нас получилось :



Вместе с детьми оформляем картины для выставки "Весна идёт !" Экскурсия по выставке. Два-три ребёнка выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о понравившихся картинах.

Светлана Вершель

Тема: "ВОЛШЕБНИЦА - ВЕСНА".

Цель: развитие творческой активности детей и проявление интереса к созданию аппликации нетрадиционными методами.

Задачи:

Уточнить и закрепить представления об изменениях в природе весной, её признаках.

Формировать грамматический строй речи и активизировать словарь детей.

Активизировать творческое воображение, творческие проявления; способствовать формированию умений и навыков в аппликации (с цветной бумагой, бумажными салфетками); использовать в работе симметричное вырезание, работа с трафаретами (обводить, вырезать, использовать приём скатывания салфетки между ладонями, закрепить способ складывания божьи коровки из бумаги, по типу оригами.

Формировать умение передавать в аппликации красоту природы, развивать эстетическое восприятие.

Закреплять умение создавать коллективную композицию.

Развивать умение доводить начатое дело до конца, соблюдая аккуратность в работе.

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественная литература.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и видят письмо, воспитатель обращается:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Вам загадку отгадать.

Загадка:

«Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла (весна).

Правильно, молодцы, письмо пришло от весны.

Она приходит с ласкаю

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт!

Давайте прочитаем, что она нам пишет:

«Дорогие ребята! Вы все рады

весеннему солнышку, звону

капели, бегущим ручьям? (да).

Приглашаю вас к себе на весеннюю лужайку.

Буду рада вас видеть у себя»….. «Весна».

Давайте отправимся к Весне. Как бы нам туда добраться? (ответы детей).

Давайте полетим туда на облаках. Согласны?

(Звучит песня «Облака» на музыку В. Шаинского).

Дети имитируют полёт на воздушных, лёгких облаках.

Посмотрите, а вот и весенняя поляна. А встречает нас волшебная Весна.

Обращает внимание на экран (пейзаж весны).

Назовите весенние месяца по порядку (март, апрель, май).

А как их называют в народе? Объясните, почему они получили такие названия? (протальник, снегогон, травень).

Давайте рассмотрим Весну и назовём изменения в природе, которые произошли с наступлением весны?

Показ слайдов весенних признаков….

В марте, кто главный помощник весны? (солнце). Солнышко ярко светит, греет, тает снег, звенит капель, на вербе распускаются почки, появляются первые проталинки, из снега растут первые цветы – подснежники.

В апреле – солнце ещё ярче светит, снег превращает в воду, бегут ручьи, бурлят реки, на озерах, реках тает лёд, звери меняют мех на более лёгкий, меняют окрас, у животных появляются детёныши, птицы возвращаются из дальних стран, строят гнёзда, выводят птенцов.

В мае – на деревьях появляются первые зелёные листочки, зелёная травка, цветут деревья и кусты, просыпаются разные насекомые, цветут цветы, ярко светит солнце, вокруг зелено, красиво.

Вам какая весна больше понравилась? (ранняя, средняя, поздняя).

Упражнение на релаксацию:

А сейчас поиграем в игру «Что увидел, нарисуй».

Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: солнышко, капель, цветы и т. д.

Давайте немного отдохнём, поиграем в игру «Веснянка».

Физкультминутка: (выполняют движения согласно тексту)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло,

Побежал в лесу ручей

Прилетело сто грачей

И сугробы тают, тают.

А цветочки вырастают!

Наши первые цветы

Раскрывают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают.

Разбудим цветочки?

Весна! Какое ласковое и нежное слово. Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу. Образ весны многолик. Это и красивая природа, и прилёт птиц, и цветение, и нежная зелень листвы. Весна несёт всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины.

А мы сегодня, с вами станем волшебниками и изобразим необычную, весеннюю картину. Передадим в ней всю красоту поздней весны. У вас на подносах лежат прямоугольники из цветной бумаги. Сложим прямоугольник пополам, приложим трафарет – ладошку, обведём, вырежем и из ладошек сделаем волшебную, весеннюю картину. Солнце, траву, цветы, бабочку (симметричное вырезание по готовому трафарету, божьих коровок (оригами, стебельки (скатывание бумажных салфеток между ладоней). Дети рассаживаются за столы по подгруппам, отбирают художественные материалы, собирают аппликативные образы, дополняют солнышко – глазки, нос, рот.

Звучит спокойная музыка, самостоятельная деятельность детей.

Вы, ребята сегодня настоящие волшебники, и картина у нас получилась действительно волшебная, неповторимая.

Что за волшебница Весна!

Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна,

Она природу разбудила.

Волшебной палочкой взмахнув,

Она сугробы растопила.

И сразу же не отдохнув,

Ручьям дорогу проложила.

И воздух чист, и даль ясна!

Поёт природа, оживая.

Да, ты волшебница, Весна!

Теперь я это точно знаю!

Литература:

Лыкова И. А. изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М. : «Цветной мир»,2011.