Кепка с цветком на масленицу. Масленица в полном обмундировании. Кокошник своими руками из картона

Во что нарядиться на Масленицу?

Масленица - яркий нарядный праздник. Конечно же Масленица не может быть без вкусных блинчиков с маслом и красной икрой. Но сейчас я хотела бы сказать не об этом. Блинчики блинчиками, но и про наряд и обличие забывать нельзя.

В Масленицу народ гуляет в разноцветных праздничных одеждах, которые готовятся загодя. Для мужчин можно сшить красную рубаху-косоворотку, обшить тесьмой подол и рукава и подпоясать нарядным поясом-кушаком с кистями, прицепить к головному убору цветы и ленты.

Пестрые просторные рубашки, сшитые из лоскутков, легко наденутся на зимние вещи, пестрые колпаки с бубенчиками и колокольчиками поднимут настроение.


Женщины в ярких разноцветных сарафанах, обшитых лентами, тесьмой. Поверх сарафана для пущей верности надеть душегрейку (короткя одежда с меховой опушкой) Пусть наряды будут просторными, чтобы надеть их поверх зимней одежды.

Так же можно симпровизировать кокошник из картона, обтянутого яркой тканью и расшитого лентами и бусинами.

В старину красавицы чернили брови и румянили щеки, так что следует запастись косметикой, чтобы ярко нарумяниться.

Если некогда шить костюмы и заниматься нарядами, то можно вполне обойтись тем, что найдется в доме. Все самое яркое и красочное. Это могут быть разноцветные широкие юбки, вышитые или просто яркие фартучки передники, кушаки (широкий пояс из куска яркой ткани, шарф и т.п.) бусы из баранок, валенки с декоративными цветными заплатками, большие шапки-ушанки.

И, на мой взгляд, самый главный атрибут русских народных праздничных нарядных гуляний - это конечно же наш любимый роскошный яркий очень модный, теплый и красивый Павловопасадский платок - самый самый русский символ!

Так что если нет костюмов на масленицу, некогда ими заниматься, - любимый павловопасадский платок все сделает за вас - нарядит, украсит любой праздник и вы будете самой модной нарядной красавицей!

А сейчас картинки из инэта про Масленицу, а еще если интересно смотрите дальше по моей любимой теме Россия:











В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.


Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.


Ряженые. Детей развлекают играми.


Хэллоуин. Детей пугают.


Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/

**************************************** ***

Pяженье (ряжение) - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться - подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже - на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.


Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно - все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.


М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль - эту группу можно обобщить под названием "животные";

следующая группа - персонажи потустороннего мира и нечистой силы - смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп - это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых - Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти", "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.


Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы - солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. - все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.


Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".


Современные маски ряженых

В Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников" рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".


Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах - балалайки и даже скрипки, - и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж - "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".


П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"». А за кузнецами следовали музыканты - это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу - девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега - это их посолили, "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака - это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.


Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой - козу, третий - скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье - с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов".

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию - гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина - обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?". Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?


Современная "коза"

"Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост - под пиджаком - веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…> В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************** **********
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.


Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.


Ряженые. Святочное вождение "Козы".
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"

А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше


Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.


Колядовщики на Белгородщине. 2012 год. К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....

Масленица - всеми любимый народный веселый праздник, поэтому костюмы для него можно сделать и сшить своими руками в народном стиле.

Костюмы на масленицу для мужчин

Для мужчин например, очень кстати будет красные рубахи-косоворотки, которые в свое время считались самой праздничной и нарядной одеждой. По краям и подолу на рубаху можно пришить тесьму.

Для особых искустниц-мастериц можно выбрать вариант вышивки рубахи. В старину её носили навыпуск и подпоясывали. Сейчас вместо пояса можно использовать шарф с кистями - кушак.

Если костюмы планируются для праздника на открытом пространстве, его лучше делать пошире, чтобы их можно было легко одеть сверху теплой одежды.

В качестве головного убора мужчины, можно смело сделать колпак - остроконечную шапку (в оригинале он должен быть сшит из белого атласа) с разрезами спереди и сзади. Они должны застегнуться на мелкие пуговицы. Также можно сшить высокую шапку с отворотами и закругленной макушкой.

Для женщин костюмы на праздник Масленица

Женский костюм на Масленицу состоит из просторного сарафана. Скроить его очень просто. Он расклешен книзу, а понизу можно обшить его бархатом, расшить вышивкой или атласной лентой. Сверку сарафана для лучшей убедительности можно надеть душегрейку) (плотную безрукавку).

Женщинам на голову можно повязать яркий, разноцветный платок, а девочкам сделать корону треугольной формы. Делается она своими руками совсем просто: нужно вырезать из картона каркас в виде треугольника и обтянуть его тканью, преимущественно атласом. Его можно расшить бисером, бусинками или же стеклярусом. Макияж состоит в том, что бы нарумянить щечки и зачернить бровки.

Если у вас нет времени для того что бы сшить костюм, можно обойтись яркими, бросающимися в глаза, элементами русского народного образа (яркие, пёстрые платки; разноцветные широкие юбки; кушаки; бусы из баранок, валенки и шапки ушанки).

Сделать чучело на праздник тоже довольно просто. Даже если вы живете в городе и вам трудно достать солому, используйте обычный веник. Сшейте для него сарафан, косынку, тряпочную голову и прикрепите её к венику.

Масленица без ряженых не масленица.

Тут фантазировать можно сколько угодно. По традиции на масленицу разыгрывается сценка с медведем и козой. Для шкуры медведя подойдет шуба вывернутая наизнанку и маска медведя из картона. Для козы - тулуп, рожки сделайте из картона. Сверку тулупа нашейте для убедительности колокольчик, бусы и бубенцы. Все остальные ряженные могут быть с накладными носами, бородами и в масках.

Можно поменяться костюмами. Женщина с мужчиной и наоборот.

Для скоморохов сделать костюм своими руками - пустяк.

Яркие свободные рубашки из лоскутков, легко надеть сверку одежды. Добавьте к этому колпачки с колокольчиками и нотки вашего праздничного настроения. Один человек из взрослых может изобразить весну: надев яркий сарафан, украсив одежду лентами и нарумянив щёчки.

Если заглянуть в церковный календарь, то можно узнать, что Масленица начинается во второй половине февраля или же в начале марта. Она длится ровно семь дней, во время которых верующие обязаны изрядно подготовиться к самому длинному и наиболее строгому посту. На протяжении этих семи дней лавры почета достаются очень традиционному русскому блюду - блинам. Их жарят в непомерном количестве и подают с различными начинками. Покушать блинов от души - это не единственна цель Масленицы. По своей сути этот праздник является проводами зимы и встречей весны! Он предусматривает различные ритуалы и обычаи, в том числе и традиционное убранство, о котором пойдет речь ниже. Костюмы на Масленицу Какой же должна быть одежда на Масленицу? На самом деле ответ на этот вопрос довольно прост. Так как сам праздник является народным, то уместно будет шить для него традиционные русские костюмы, которые в древние времена считались исключительно нарядной одеждой. Мужской костюм Для представителей сильного пола отлично подойдут красные рубашки-косоворотки. Они же в старину считались образцовой и самой нарядной одеждой. Часто рубахи обшивались широкой тесьмой. Стоит также отметить, что в старину рубахи обычно подпоясывали. Если хочется вернуться к исконным традициям, то в качестве пояса можно выбрать тканый шарф. Так как Масленица предполагает различные массовые гуляния на свежем воздухе, то лучше всего сделать костюм просторным, чтобы его было удобно надеть поверх теплой одежды. Для мужчин отличным головным убором будет колпак, то есть остроконечная шапка. В старину подобные колпаки делались из специального белого атласа с продольными разрезами. Можно также сшить очень традиционную шапку с отворотами. Будет тепло и по-русски! Женский наряд Что касается русской традиционной женской одеждой, то она представлена красочными просторными сарафанами. На самом деле выкроить сарафан очень просто. Он обязательно должен быть расклешенным. Отлично будет смотреться вышивка. Сарафан можно обшить яркими атласными лентами или же бахромой. Сверху сарафана, чтобы было тепло, обычно надевали «душегрейку». Она представляла собой теплую жилетку. В качестве головного убора для женщин приемлемо повязать платок. Русские красавицы в старину обязательно чернили брови и румянили щеки. Это неотъемлемый элемент аутентичного «масленичного» наряда. Никакие костюмы на Масленицу не будут совершенными без образа румяной русинки! Варианты наряда на Масленицу Если выбор костюма застал врасплох, то можно ограничиться традиционными элементами костюма. Например, красочными платками, большими разноцветными юбками, бусами, валенками. Конечно же, отлично подойдут к такому зимнему образу шапка ушанка и декоративные заплатки. Во что нарядить чучело Масленицы? Как правило, чучело Масленицы делают из соломы, либо из самого обыкновенного веника. Для Масленицы подойдут различные тряпочные наряды. Можно использовать старые шапки, фуфайки, косынки и прочие вещи.

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»