Как сделать из бумаги костюм римского воина. Царь ирод. Костюм Штурмовика из “Звездных войн”

Источник идеи: идея возникла после просмотра фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Мне и сыну очень понравились костюмы римлян, особенно военачальников. Так как костюмы на римлянах были немного театральными, то решено было пошить такой костюм на новогодний карнавал. Обилие блеска и росписи подчеркивает театральность и праздничное настроение.

Используемые материалы: креп-сатин, кожзаменитель, золотая тесьма, гофрированная бумага, клей ПВА, бумага для папье-маше (потребительская или которая хорошо размокает в воде), краски акриловые.

Расход материалов: креп-сатин белый - 1,20 м, креп-сатин красный - 1м, кожзаменитель коричневый - 1,5 м, тесьма золотая широкая - 5,20 м, тесьма золотая узкая - 15 м, краски акриловые (металик), клей ПВА, бумага гофрированная красная - 3 шт., "липучка".

Головной убор: шлем. Это было самое сложное в изготовлении костюма. Приступая к выполнению этой задачи, я просмотрела множество картинок с изображение военно-исторического костюма древних римлян. Шлем выполнен из папье-маше путем многочисленных примерок и переделок. Сначала на сдутый по размеру головы ребенка резиновый мячик был нанесен фломастером контур будущей круглой части шлема. Потом оклеила бумагой (использовала обычную потребительскую бумагу - продается в канцелярских магазинах), которую предварительно нарвала небольшими кусочками и намочила в воде) клеем ПВА в 4 слоя. Каждый слой должен просохнуть. После высыхания четвертого слоя осторожно сняла заготовку. Получилась бумажная «мисочка». К ней по кругу приклеила полосу бумаги (отрезала от альбомного листа). Эту полосу также оклеила намоченной в воде бумаги в 4 слоя с помощью клея ПВА. Чтобы при высыхании вся конструкция не деформировалась, надела заготовку на кастрюльку. Дальше измеряем голову ребенка от виска до виска, намечаем этот отрезок на заготовке будущего шлема. Осторожно вырезаем ножницами небольшую полукруглую полоску, чтобы срез проходил посередине лба. Потом наметила расстояние от виска и до начала уха с двух сторон. Дальше делаем вырезы для ушей. Все вырезы надо делать очень осторожно и понемногу, чтобы не срезать слишком много. Затылочная с изгибом часть шлема тоже изготовлялась отдельно. На подходящую по размеру эмалированную чашку в соответствии с нужными размерами наклеивала в 4 слоя намоченную бумагу клеем ПВА. Клеть нужно начинать от верха чашки к донышку (донышко не трогать) с внутренней стороны. Получилась выгнутая наверх заготовка, которая будет подклеена со стороны затылка от уха до уха. Все части склеиваем, формируя шлем. Затем весь шлем еще раз покрываем двумя слоями папье-маше. Когда весь шлем был склеен, то для большей гладкости я загрунтовала его шпаклевкой, а затем зашкурила наждачной бумагой.
Нащечники выполнялись отдельно. Сначала на бумаге рисовала выкройку (форму подсмотрела на сайтах военно-исторического костюма), несколько раз примеряла на ребенка, чтобы определиться с размером. Затем перенесла на картон, который также, как и шлем, оклеила в 4 слоя папье-маше, и пока заготовка была еще сырой, придала ей полукруглую форму. После высыхания также покрыла шпаклевкой, чтобы сровнять неровности, и зашкурила наждачной бумагой. И чтобы они имели подвижность, прикрепляла с помощью дверных петлей (самого маленького размера) и саморезов, купленных в строительном магазине.
Для гребня сделала полукруглый каркас из толстого картона (использовала старый посылочный ящик), который также оклеила папье-маше и прикрепила вверху шлема. Все размеры подбирала путем примерок. Потом весь шлем покрыла серебряной акриловой краской. Красный гребень сделан из гофрированной бумаги. Сначала была сделана полукруглая выкройка по размеру. Затем верхний край порезала мелкой бахромой. Все слои гофрированной бумаги прошила нитками для того, чтобы гребень не рассыпался. Готовый гребень приклеила клеем «Момент».
Налобник также выполнялся отдельно. Форму налобника, так же, как и нащечников, подсмотрела в интернете. Сначала вылеплялась заготовка из пластилина. Потом оклеивалась папье-маше и так же, как и весь шлем, покрывала шпаклевкой и зашкуривала наждачкой. Налобник покрыла серебряной акриловой краской. И в довершение разрисовала его акриловыми красками золотого и медного цвета. Готовый налобник попросту «пришила» нитками к шлему.

Туника. С белой туникой сложностей не возникло. Выкройку взяла из журнала «Бурда». К вырезу горловины, низу рукавов и низу туники настрочила золотую узкую и широкую тесьму.

Обувь: сандали готовые коричневые.

Дополнит. элементы: кожаные доспехи. Выполнены из кожзаменителя. Это два прямоугольника, скрепленные между собой небольшими полосками-ремешками. На плечах «доспехи» скреплены прямоугольными полосками с закругленными концами и пришитыми в два ряда «кожаными» лепестками. По низу доспехов пришиты кожаные полоски с закругленными концами. Все края отстрочены золотой узкой тесьмой. На полосках доспехов образующих, что-то вроде юбочки, наклеены круглые бляшки из толстого картона и покрытые золотой краской. Рисунок на доспехах я срисовала с книжки и приклеила к «доспехам» клеем «момент гель», Еще приклеила вырезанные из обрезков обоев орнаменты, которые покрасила золотой краской. «Доспехи» одеваются через голову.
Нарукавники и поножны также сделаны из кожзаменителя и продублированы картоном для жесткости. Украшены золотой тесьмой и рисунками, которые я вырезала из остатков обоев, такие же рисунки на доспехах. Крепятся нарукавники и поножны с помощью ремешков на «липучке».

Аксесуары: меч готовый.

О себе. Шью еще с детства. Начинала, как все девочки с кукольных платьев, а потом это увлечение перерасло в изготовление карнавальных костюмов. Костюмы на Новый год шью всем знакомым и, конечно же, своим детям. Еще увлекаюсь вязанием и вышивкой крестиком.

Капюшон ниндзя сделать его легко, но в этом случае образ будет оставаться незавершенным. Так почему бы не позаботиться о создании полноценного костюма? Тем более что ответ на вопрос о том, как сделать костюм ниндзя своими руками, более чем прост - потребуется выполнить несколько простых действий, и ребенок сможет отправиться на праздник в облике любимого героя.

Этап 1

Для первого шага, в создании наряда ниндзя, потребуется обычная футболка - важную роль играет лишь размер изделия, ведь она должна оборачиваться вокруг головы. Вещь нужно разложить на ровной поверхности, свернуть - изделие скатывается в плотный рулон, начиная от нижнего края.

В результате получается подобие повязки - отличительного знака настоящих ниндзя. Она надевается на голову, а края завязываются на затылке. Можно завернуть рукава в середину или же оставить их свободными - в любом случае капюшон скроет все огрехи.

Что же касается оттенка футболки, то каждый ниндзя самостоятельно выбирает свой цвет - все зависит от личных предпочтений. Поэтому ответ на вопрос о том, как сделать зеленого ниндзя лего, более чем прост - подобрать одежду подходящего оттенка.

Этап 2

Когда повязка готова, пора приступить к созданию пояса, который обязательно украшает ниндзя. Процесс практически полностью повторяет предыдущий этап: футболка раскладывается на ровной поверхности, аккуратно скатывается в плотный рулон, но уже вокруг головы её оборачивать не придется. При выборе основы для создания этого элемента костюма, стоит предварительно измерить собственную талию. Что касается ширины - то она должна быть немного больше объема руки.

Рукава «заводятся» назад - середина изделия должна находиться точно по центру живота. Пояс надевается максимально плотно, но стоит учитывать, что образ будет выглядеть не лучшим образом, если спину бравого ниндзя будет украшать огромный узел.

Рукава аккуратно завязываются, после чего «скрываются» в пояс. Важно присобрать пояс таким образом, чтобы горловина футболки находилась во внутренней его части. Это самый простой способ для тех, кто ищет, как сделать костюм ниндзя в домашних условиях.

Этап 3

В качестве основы для облика ниндзя, понадобиться еще одна футболка. Она надевается поверх основной одежды, после чего рукава заправляются внутрь - изделие должно выглядеть как жилетка. Очень важно выполнить работу максимально аккуратно - никаких складок или же изгибов. Лучше всего и вовсе сшить рукава с основным изделием, но для этого потребуется хотя бы минимальные швейные навыки - в противном случае линия шва будет слишком явно, а наряд будет смотреться неаккуратно.

Тому, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, удлиненная футболка - изначально она надевается обычным образом, после чего нижняя часть натягивается за голову. В результате эти манипуляций получается подобие обтягивающего жилета - именно так выглядят ниндзя.

Возможно, придется экспериментировать с несколькими нарядами, выбирая для костюма ниндзя тот, который будет сидеть наиболее удобно, совершенно не стесняя движений. Для ребенка отлично подойдет одежда родителей.

Этап 4

Капюшон. И снова пригодится футболка - изделие с длинными рукавами надевается на голову таким образом, чтобы горловина находилась на макушке, а ткань закрывала уши и нос. Именно так выглядит истинный воин.

Задняя часть натягивается на лоб - не стоит беспокоиться о том, что стала открытой линия волос, ведь её скроет специальная повязка. Важно, чтобы наряд ни в коем случае не мешал маленькому обладателю - капюшон должен быть достаточно плотным, но не давить на голову и не доставлять ни малейшего дискомфорта.

После того как капюшон удобно надет, он фиксируется на голове - вместо завязок используются рукава. Можно и вовсе оставить их свободными, но лучше скрыть под капюшоном, чтобы они не мешали во время активных развлечений. При желании, аналогичным образом можно и выполнить и любой другой наряд из этой серии.

Это отличный ответ на вопрос о том, как сделать костюм черепашки ниндзя своими руками.

Этап 5

Чтобы сделать костюм ниндзя, необходимо позаботиться и о защите конечностей. Футболка оборачивается вокруг бедра - сложить изделие необходимо таким образом, чтобы рукава и воротник не были заметны. Все узлы должны находиться сзади - чем незаметнее они будут, тем лучше.

Рукава также обматываются вокруг ноги, как и основное изделие. Аналогичный процесс повторяется и для второй ноги.

В данном случае футболка обматывается вокруг бедер, после чего порядок действий выполняется и для голеней. Когда ноги защищены, пора позаботиться и о руках - они обматываются абсолютно так же, как и нижние конечности. Либо же можно изначально надеть футболку с длинными рукавами - главное лишь подобрать подходящий оттенок. Но важно помнить простое правило: чем больше слоев, тем реалистичнее образ ниндзя.

Чтобы упростить процесс создания наряда, стоит просмотреть подходящее видео. Как сделать костюм ниндзя - все этапы процедуры описываются максимально подробно. Образ практически завершен, но остается лишь определить, какую сторону предстоит для себя принять, ведь от этого зависит и стиль наряда. Добро традиционно предпочитает светлые оттенки, а злу более свойственны темные тона.

Этап 6

Подготовка не отнимет много времени - остается лишь примерить готовое изделие . Изначально надеваются вещи, которые составят его основу - оптимальным вариантом станут футболка и штаны или же лосины для тренировок. Но важно помнить, что вещи должен сочетаться по цвету - многообразие оттенков не свойственно облику ниндзя.

Тем, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, стоит учитывать, что самые популярные тона, это:

Иногда и девочки желают примерить на себя облик храброго воина - в этом случае и розовые оттенки будут смотреться удивительно стильно.

Поверх основы последовательно надеваются все элементы наряда. Лучше всего воспользоваться для этой цели чьей-либо помощью - это значительно упростит сборы. Потребуется ведь отрегулировать капюшон, завязать за спиной узлы, зафиксировать изделие максимально плотно и удобно, чтобы ничто не съезжало, даже во время активных развлечений.

Не стоит отказывать ребенку в удовольствии выбора - пусть чадо самостоятельно подберет для себя подходящее оружие и аксессуары . Это могут быть различные вариации мечей, специальные звезды, используемые для метания или даже кинжалы. Обувь, перчатки, значки - все это придаст облику завершенность.

    Ниндзя - однотонный наряд, который создается из однотонных футболок. Но при желании можно и сыграть на контрасте.

    Ничего лишнего - узлы важно аккуратно заправить внутрь, спрятав горловину и рукава. Можно заколоть их булавкой, но лучше сделать несколько аккуратных швов.

Важно

    Слишком туго повязанный пояс или защита для рук и ног может стать причиной онемения конечностей или же болезненных ощущений.

    Для создания потребуется около 12 футболок - можно заменить их отрезами ткани

    Однотонные штаны или брюки

    Костюм царя выглядит красиво и эффектно. Однако в магазине за него запросят немало денег, и мастерицам, которые умеют шить, проще и дешевле смастерить его своими руками. Эта работа лишь на первый взгляд может показаться сложной, но если вспомнить из чего состоит костюм, то все окажется намного проще. А пошаговые мастер-классы лишь облегчат работу.

    Чтобы изготовить новогодний костюм царя, нужно знать его основные составляющие. От этого и нужно отталкиваться при работе. Чаще всего карнавальные костюмы состоят из:

    Основными деталями, которые отличают царя от других персонажей, являются корона и мантия, под которую можно надеть любые брючки и белую рубашку. Чтобы образ получился более эффектным, рубаху яркого цвета надевают навыпуск и подпоясывают широким поясом.

    Костюм царя: как сшить накидку

    Выкроить мантию достаточно просто. Если отталкиваться от цвета материи, изделие может стать княжеским плащом или Изготавливая костюм царя своими руками, выбирают ткань красного, золотого или голубого цвета с орнаментами и декорируют ее белым мехом.

    Для создания мантии нужно подготовить плотную ткань красного цвета, искусственный мех белого цвета, брошь или блестящую пуговицу, подкладочную ткань.

    Работу начинают с построения выкройки. Нужно начертить полукруг, радиус которого должен равняться желаемой длине изделия. Из этого же центра чертят второй полукруг, радиус которого вычисляют, разделив обхват шеи на удвоенное 3,14.

    Мантию выкраивают из красной ткани, прибавив со всех сторон по 1,5 см на припуски. Отдельно на белом меху выкраивают пелерину. Далее детали необходимо сшить. В области горловины нужно выполнить застежку: делают петлю и пришивают яркую пуговицу или красивую брошь. Теперь костюм царя практически готов, дело осталось за малым - изготовить головной убор.

    Изготовление короны

    На детском утреннике нельзя представить без короны. Проще всего купить готовую, но ребенку будет куда интереснее и полезнее смастерить ее самостоятельно (с помощью папы или мамы). Корону можно делать не только из картона или бумаги, для этих целей также подойдет фетр. Красивое изделие дополнит общий вид и придаст мальчику индивидуальность и изысканность.

    Лучше всего в работе использовать картон. Он более плотный и будет лучше держать свою форму. Замечательная идея - воспользоваться шаблоном или примером красивого изделия. Украшают корону искусственными камнями, которые можно найти в магазинах бижутерии.

    Прекрасной альтернативой короне может стать красная шапка, усеянная такими же искусственными камнями, приобретенными в магазине для шитья.

    Оригинальная корона из кружева

    Такой яркий элемент сделает костюм царя оригинальным, ребенок запомнит его надолго. Также подобный головной убор прекрасно подойдет для костюма маленькой принцессы. Для изготовления изысканной и необычной короны нужно подготовить:

    • кружево;
    • бижутерию;
    • акриловую краску серебряного или золотого цвета;
    • кисти, карандаш, ножницы, скотч, мисочку;
    • желатин;
    • картон или картонную тубу.

    Первым делом следует подготовить отрезок кружева необходимой длины. Концы сшивают и придают изделию жесткость. Для этого 1,5 чайной ложки желатина разбавляют теплой водой и оставляют для набухания на 30 или 40 минут. Далее массу нагревают на водяной бане и помещают туда кружево на полчаса.

    Кружево надевают на бумажную основу и помещают в микроволновую печь на 30-40 секунд при максимальной температуре. Достав изделие, наносят второй слой желатина и опять отправляют в микроволновку. Такие действия нужно повторить не менее 7-8 раз, пока корона не станет достаточно жесткой.

    Корону снимают с картонной основы и просушивают в микроволновке последний раз около 30 секунд. Когда изделие высохнет, его нужно покрасить с помощью кисти в золотой или серебряный цвет. Корону оставляют на просушку на подоконнике или открытом воздухе. Когда краска хорошо высохнет, готовое изделие украшают нетяжелой бижутерией (стразами, бусинами и т. д.).

    Изготавливая костюм царя своими руками, нужно знать о его главном преимуществе: такой наряд подойдет как для малыша 4 лет, так и для детей старшего или подросткового возраста. Выбор такого образа - это прекрасный вариант, чтобы выглядеть ярко, нарядно и эффектно.

    Рассказ “Царь Ирод” повествует о мальчике, который, стараясь изучить отличительные черты характера царя Ирода, всем сердцем уверовал в рожденного Спасителя. Вы думаете, такого не может быть? Заверяю вас, – может! И если уверовавший в Господа взрослый человек не может умолчать о Нем, то ребенок, которому открылся Господь, способен своим словом заставить задуматься многих взрослых.

    – Тише, ребята, тише! – пытаясь восстановить тишину, просила учительница.

    Дети же бурно обсуждали услышанное, и каждый хотел выложить свою идею или предложение. Анастасия Дмитриевна выждала еще минуту или две и снова попросила:

    – Давайте, продолжим чтение, обсуждать будем потом…

    – Говорят вам, тише! – прикрикнул вдруг Саша на девочек, сидящих впереди.

    Постепенно воцарилась тишина, и Анастасия Дмитриевна продолжила чтение:

    – «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов…»

    – Вот разбойник, – не удержался от комментария Сережа Дунаев.

    – И никого не пожалел? – ужаснулась Ирочка Матвеева.

    – Не пожалел… – ответила учительница, – будете дальше слушать?

    Прочитав еще немного, она перелистала несколько страниц и предложила выслушать другой текст, также повествующий о рождении Иисуса Христа. Закончив читать, Анастасия Дмитриевна сказала ребятам:

    – Я думаю, что нам надо выбрать из класса три-четыре человека, которые будут писать сам сценарий. Они могут написать его вместе, или же каждый из них напишет свой. Потом же мы выберем лучший сценарий и по нему поставим спектакль. Исполнителей ролей можно выбрать уже сейчас, чтобы не собирать еще раз весь класс вместе.

    – А можно, – громко заявил Саша Никитин, – я буду играть царя Ирода?!

    – Ирода? – в раздумье повторила Анастасия Дмитриевна. – Может быть, мы упустим этот эпизод из сценария?

    – Нет, нет, – запротестовали дети, – давайте, все как было, так и напишем!

    Снова выждав одну-две минуты, учительница, подняв руку, дала классу знак, и дети стали утихать.

    – Ну, хорошо, – согласилась она, – давайте, напишем сценарий строго по тексту. Но я просила бы авторов, тех, кто будет писать, не уклоняться и не придумывать ничего лишнего. После того, как ваш сценарий будет готов, принесите его мне, и мы его вместе доработаем. Нужно в повествование о Рождестве Христовом вложить смысл и суть самого Рождества…

    Дети внимательно слушали свою учительницу. Они знали, что она верила в Иисуса Христа. Часто случалось так, что на уроке Анастасия Дмитриевна приводила примеры из Библии, цитируя текст Священного Писания. И, несмотря на то, что в классе не было ни одного ребенка, имеющего верующих родителей, дети довольно много знали о Боге.

    Громко обсуждая предстоящую работу, ребята покидали класс. Им предстоял большой труд. Сначала нужно написать сценарий, потом выбрать способных его сыграть на сцене. Ребята были готовы учить слова, проводить репетиции – одним словом, работать.

    Спустя всего неделю, сценарий был готов. Теперь ученики шестого класса утверждали исполнителей на роли. Те, которые не получили никакой роли, получали другие задания. Одни должны были выучить стихи, другие позаботиться о музыкальном сопровождении и декорациях.

    Потянулись дни репетиций. Дети старались, желая сделать это представление максимально интересным. Иногда на репетициях присутствовали Анастасия Дмитриевна и завуч Ольга Ефимовна. Этот спектакль должен был быть представлен на праздничный конкурс по случаю праздника Рождества Христова. Участвовали все старшие классы школы. Планировалось провести праздник в большом актовом зале и пригласить не только всех учащихся и учителей, но и родителей…

    – Убить! – грозно кричал Саша Никитин, исполняя роль царя Ирода. – Всех убить! Всех мальчиков-младенцев убить!

    – Актер, прирожденный актер, – сидя в зале, тихо комментировала завуч Ольга Ефимовна.

    – Этот новоявленный царь должен умереть! – потрясал кулаком, продолжая свою роль, Саша. – Я царь! И никто другой не будет царем вместо меня.

    – Стоп, стоп! – прервал ход репетиции Артем Кузнецов. Он был выбран режиссером и теперь отрабатывал ход спектакля:

    – Воины, прислуги! Где вы?! Что вы, как спящие, еле-еле двигаетесь? Перед вами грозный царь, вы должны трепетать перед ним. На зов прибежать спешно, приказ выслушать, опустив голову и не двигаясь. А то такое впечатление, что вы с этим царем каждый день вместе в столовой обедаете, и страха у вас перед ним нет совсем…

    – Пойдемте, – тихо позвала Анастасия Дмитриевна Ольгу Ефимовну, – пусть дети работают, не будем их смущать.

    Они тихонько встали и вышли из зала. Вернувшись в свой кабинет, Анастасия Дмитриевна занялась проверкой тетрадей. Спустя минут сорок, в дверь постучали:

    – Можно? – просунув голову в дверь, спросил Саша Никитин.

    – А, Саша, – улыбнулась учительница, – заходи, заходи…

    Саша зашел в класс и прикрыл за собой дверь.

    – Анастасия Дмитриевна, вам понравилось сегодня, как мы играли? – спросил он, подходя к столу учителя.

    – Да, – кивнула головой учительница, – вы настоящие молодцы.

    Саша скинул с плеча свою сумку с учебниками и сел за первую парту напротив преподавателя.

    – Только… – неуверенно начала Анастасия Дмитриевна, – тебе не кажется, что ты очень уж активно играешь свою роль?

    – В каком смысле? – спросил Саша.

    – Ну, – пояснила учительница, – ты как будто на самом деле желаешь смерти новорожденному Младенцу.

    – А… – засмеялся Саша, – так ведь и следует играть роль. Как наяву. Ребята говорят, что я лучше всех исполняю свою роль. Ведь царь Ирод действительно был таким кровожадным и злым царем, не так ли?

    – Да, – закрыв проверенную тетрадь, сказала Анастасия Дмитриевна, – но ты-то на самом деле не Ирод. Я не об Ироде сейчас говорю, а о тебе…

    Саша смутился.

    – А что я не так делаю? – спросил мальчик.

    – Вообще-то, все так, – уклончиво ответила учительница.

    Саша призадумался, и тут его взгляд упал на маленькую, черного цвета, книжечку, из которой Анастасия Дмитриевна читала ребятам о рождении Иисуса Христа. И, как будто вспомнив о цели своего визита, оживившись, он спросил:

    – Анастасия Дмитриевна, – я хотел у вас попросить эту книгу почитать. Ведь мы завтра уже выступаем, и мне хочется самому перечитать весь сюжет, может, я уловлю еще что-нибудь из характера царя Ирода. Все же я должен ему подражать, я ведь актер…

    – Да, конечно, – взяв Евангелие, учительница протянула его мальчику, – почитай. Только смотри, не подражай Ироду в жизни.

    – Что вы! – воскликнул Саша. – Я же не изверг.

    – Многие живущие в наши дни – не изверги, однако они поступают, как Ирод. В христианстве есть понятие рождения Иисуса Христа в сердце человека, иначе сказать, человек принимает рожденного Младенца Иисуса в свое сердце. Но тот, кто отвергает Господа своим сердцем, подобен царю Ироду, избивающему или изгоняющему Иисуса Христа из своего сердца.

    Саша смущенно улыбнулся и, приняв Новый Завет из рук учительницы, неуверенно ответил:

    – Я только на сцене царь Ирод.

    Вечером, наспех поужинав и пожелав родителям спокойной ночи, Саша удалился в свою комнату. Только теперь он вспомнил, что не уточнил у учительницы, где именно в Евангелии идет речь о рождении Иисуса. Но эта мысль ничуть не смутила мальчика. Он достал Священную книгу и открыл ее. Раньше ему как-то не приходилось держать Евангелие в руках, да и необходимости для этого, как он считал, не было. Теперь же, перелистывая тонкие шелестящие страницы, мальчик ощутил в себе чувство благоговения, доселе не знакомое ему. К его великой радости, повествование о рождении Младенца шло сразу после странного перечня древних имен, которые читать мальчик не стал. Внимательно анализируя события Рождества Христова, к своему разочарованию, ничего нового о царе Ироде Саша не узнал. Но, сам того не замечая, продолжал читать. Уж очень ему стал интересен Божественный Младенец! Читая нагорную проповедь Иисуса, лицо мальчика становилось серьезным, читая об исцелении, сердце наполняла радость. Когда же Иисуса искушали фарисеи и книжники, Саша мысленно негодовал на них, а мудрые слова Учителя вызывали у мальчика восторг. Нет, он никогда раньше не был так близко знаком с Иисусом. Теперь же великий Учитель с неба становился для Саши авторитетом. Сколько времени Саша провел над Евангелием, он не знал, да это и не волновало его… Теперь в его глазах можно было увидеть тревогу. Один из учеников Господа предал его! Как он мог?! Иисуса взяли стражники, били Его, насмехались над Ним, а потом распяли. Дочитав до места, где описывается, как опечатали гроб с телом Христа, Саша закрыл Евангелие. Устало потирая глаза, мальчик приготовился ко сну и лег в постель. Было уже совсем поздно, но сон убежал от него. Все его мысли были там, в этой маленькой книжечке: «Почему? Почему? Почему Его распяли, как разбойника?» Как-то тяжело стало на душе и захотелось плакать. Саша не был слабохарактерным мальчикам и не позволял себе расслабляться и пускать слезы. Но теперь в его сердце что-то происходило, и он не мог объяснить этого. Наконец мальчик уснул.

    Утром, встав с постели, первым делом Саша взглянул на лежащую на столе книгу. И у него возник вопрос: «А что же было потом?» Он быстро умылся, и оделся, и стал искать место, где закончил вчерашнее чтение. Вот оно! Пробегая глазами по строчкам, мальчик радостно воскликнул:

    – Вот это да! – и, хлопнув себя по лбу, стал укорять себя. – Я же слышал раньше, что Он воскрес, слышал! Как же я это забыл?!

    С добрым расположением духа, Саша поспешил в школу. Сегодня все занятия были отменены. Сегодня их класс должен был выступить так, чтобы занять первое место. Придя в класс, мальчик застал своих одноклассников в сборе. Ребята сновали, как пчелы в улье. Все как-то суетились, девочки охали и вздыхали, а актеры осматривали свои костюмы.

    – Эй, Ирод! – окликнул Сашу Артем Кузнецов. – Давай, поторапливайся, а то прозеваешь свой выход.

    И тут Саша покраснел. Еще вчера он гордился своей ролью и именем Ирода. Ведь он играл роль царя! Но теперь вдруг ему стало неприятно оттого, что его назвали Иродом, и на душу лег тяжелый камень.

    – Сам ты Ирод, – отозвался он на оклик режиссера.

    Доставая самый красивый костюм царя Ирода, он вдруг с тоской подумал, что с радостью сменил бы свои сверкающие одежды на простое одеяние пастуха.

    – Слушай, – обратился Саша к Артему, – давай, я лучше пастухом буду. Не хочу я Ирода играть.

    – Ты что?! – испугался Артем. – Какая муха тебя укусила? Ты же сам хотел играть эту роль!

    – Хотел, – согласился Саша, – а теперь не хочу!

    Артем видя, что Саша не шутит, совсем разбушевался. Все присутствующие в классе ребята притихли.

    – Раньше думать надо было! – возмущался Артем. – Так не годится, ты подводишь весь класс! Все наши труды были напрасны!

    Артем не заметил, как в класс тихо вошла учительница. Она сразу догадалась, о чем идет речь. А когда ребята увидели ее, то гурьбой ринулись к ней и наперебой стали жаловаться, что Саша Никитин отказывается играть свою роль. Саша же не двинулся с места. Он не знал, чего теперь ожидать. Но Анастасия Дмитриевна, сдерживая улыбку, как-то по-особому посмотрела на него.

    – Тише, ребята, тише! – спокойным тоном говорила учительница, – не надо паниковать, сейчас все уладим.

    Но времени для обсуждения уже не было. Потолковав и так, и этак, Анастасия Дмитриевна обратилась к Саше:

    – Мы не можем теперь исключить эпизод о царе Ироде. Ребята работали над этим, заботились о костюмах и декорациях. Если мы удалим роль Ирода, нужно будет удалить и роль солдат и книжников… Надо как-то по-другому решить вопрос.

    И тут все ребята стали просить, уговаривать и умолять Сашу отыграть свою роль. Саша некоторое время колебался и, наконец, уступил:

    – Ладно, – медленно выдавил он, – я попробую.

    И вот, облаченный в ослепительные царские одежды, с короной на голове, Ирод стоит за кулисами, ожидая своего выхода. Но куда девалась его былая напыщенность и гордость? Нерешительный и робкий, как один из слуг, Саша стоял и теребил рукав своей мантии, пока Артем тихонько не подтолкнул его к выходу. Сделав глубокий вдох, наш герой властно шествует по сцене. Вот пришел гонец и доложил о чужеземных волхвах, вот Ирод призвал книжников, вопрошая их о месте, где должен родиться Мессия. Теперь он встречает волхвов, разговаривая с ними ласково и учтиво. Волхвы, выслушав просьбу царя, откланялись и ушли.

    – Молодец! – похвалил Артем Сашу за кулисами. – Теперь осталась последняя сцена, ты должен ее выдержать.

    Саша ничего не ответил, он уже ничего не хотел. Вновь открылся занавес, и перед зрителями предстал сидящий на троне царь Ирод. Вбежал воин и, склонившись перед царем, доложил, что волхвы, поклонившись Младенцу, ушли в свою страну другим путем, не известив Ирода о месте нахождении Младенца. Ирод встал. Мгновение – тишина.

    О, если бы можно было сейчас заглянуть в это детское сердце!

    «Распни Его, распни!» – предстал перед взором мальчика образ ревущей толпы. «Смерть Ему!» – как наяву представил мальчик злых фарисеев. Но это все было потом, после того, как царь Ирод во гневе кричал: «Убить Его! Убить Его! Всех убить!»

    – Нет, не могу, – прошептал Саша, чувствуя, как от волнения у него выступает пот.

    И вдруг он решительно шагнул по сцене к залу и заговорил:

    – Это было давно. Злой и кровожадный царь Ирод искал убить новорожденного Иисуса Христа и поэтому повелел погубить всех новорожденных младенцев.

    И, протянув руку в зал, так же твердо он спросил:

    – Есть ли среди вас желающие смерти Иисуса?

    – Если нет, то почему всякий раз, когда Он хочет родиться в вашем сердце, вы подобно царю Ироду избиваете и изгоняете новорожденного Христа?!

    Этот вопрос простого школьника эхом прокатился по залу и повис над сидящими. А в это время Артем Кузнецов, находясь за кулисами, напряженно грыз свои ногти, и когда царь Ирод задал вопрос всему залу, Артем, воспользовавшись паузой, приказал усилить звуки тревожной музыки и нажал кнопку, опускающую занавес.

    Ни перед кем не объясняясь, Саша покинул сцену. Он был уверен, что теперь ребята будут презирать его, но это уже не волновало его. Какое-то чувство ликования наполнило сердце мальчика. Вбежав в класс, он скинул с себя царские одежды и, схватив куртку, хотел было уйти домой, но в самых дверях класса почти столкнулся с Анастасией Дмитриевной.

    – Саша! – сияющими глазами смотрела на него учительница. – Я рада за тебя, Саша!

    И неожиданно она обняла его. Саша заплакал:

    – Я не смог, простите меня, не смог… Он родился в моем сердце, я не царь Ирод!

    – Я знаю, знаю, – положив руки на плечи мальчика, заверила учительница, – я поняла это утром, по твоим глазам. Я все это время молилась за тебя в зале. Ты превосходно сыграл свою роль. Это было даже лучше, чем я ожидала!

    – Правда?! – радостно воскликнул мальчик.

    – Это было сказано так к месту, так вовремя. Ты смелый мальчик, неси эту веру через всю свою жизнь. А теперь пойдем, нам надо вернуться в зал. Я уверена, наш спектакль был лучшим и для многих он станет серьезной темой для размышления.

    Галина Шперлинг

    Рассказ вошел в книгу “Моя дорогая мама”.

    При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

    Полное использование материалов сайта без согласования с автором запрещено.

    Давайте уважать друг друга.

    Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
    Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
    В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
    В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
    Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
    Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

    Мужской костюм в Древнем Риме

    Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
    Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
    Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
    Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
    Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
    Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
    Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
    Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

    Женский костюм в Древнем Риме

    Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
    Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
    Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
    Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
    Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
    Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

    Одежда римских патрициев:

    На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

    На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

    Костюм римских воинов

    Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
    В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
    На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
    Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

    Римский воин в лорике:

    На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

    На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


    На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

    На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

    Обувь в Древнем Риме

    У римлян не было привычки ходить босиком.
    Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
    Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
    Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

    Прически и головные уборы в Древнем Риме

    Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
    Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
    Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
    Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
    Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
    Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
    Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

    римские женские прически:

    Украшения в Древнем Риме

    Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
    Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
    Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
    Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
    Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
    Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
    Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
    Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

    Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян