Жидкий мрамор технология. Материалы для изготовления искусственного мрамора. Литой акриловый камень

На строительном рынке появилась альтернатива цементу, который с точки зрения экологичности производства не безопасен для атмосферы. Ежегодно в мире производится около 2 миллиардов тонн цемента, при этом каждая тонна выделяет 0,4 тонны углекислого газа в атмосферу. Инженеры усиленно работали над этой проблемой в течение долгого времени, пока не изобрели жидкий гранит – новое слово в технологии производства отделочного материала. Он имеет множество преимуществ по сравнению с другими отделочными материалами: огнестойкость, универсальность, качественность, безопасность, прочность.

Определения

Жидкий гранит – это искусственный жидкий камень.

Его преимущества обусловлены тем, что в отличии от , в состав жидкого гранита входит очищенная мраморная крошки (80%) и полиэфирная смола (20%). Он затвердевает при добавлении к нему ускорителя и отвердителя. В процессе химических реакций выходят все вредные вещества, и в готовом состоянии изделие будет уже экологически безопасным.

Жидкий гранит может использоваться в любых помещениях: квартирах, офисах, школах и так далее. В качестве поверхности для напыления выступают: дерево, камень, металл, фарфор, фибергласс, керамика, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты. Изделия из жидкого гранита напоминают изделия из натурального камня, потому что в его состав входит мраморная крошка, и уже не нужно использовать крупные куски камня. Цветовая гамма материала разнообразна благодаря сотне цветовых красителей, которые позволяют жидкому граниту вписаться в любое помещение.

Особенности

  • Цвет грунта не влияет на цвет жидкого камня;
  • Приятный на ощупь;
  • Материал не токсичен, без запаха;
  • Влагостойкость достигается путем добавления отвердителя;
  • Не теряет своего вида с течением времени, долговечен – срок службы изделий более 25 лет;
  • С поверхности легко удалять загрязнения;
  • При перепадах температур изделие из жидкого камня не теряет формы и свойства.

Компоненты для жидкого камня:

  • Пластилин;
  • Стеклоткань;
  • Химическая смола;
  • Наполнитель;
  • Отвердитель;
  • Ацетон;
  • Кальцинит;
  • Гелькоут;
  • Термоклей;
  • ДСП, ДВП.

Методы изготовления

  1. Метод литья – готовая смесь заливается в специальную форму до полного высыхания. Затем готовое изделие извлекают и проводят обработку.
  2. Метод напыления – распылителем на поверхность наноситься жидкий камень слоем в несколько миллиметров.

Метод прямого напыления

Метод прямого напыления – на заготовку наносят специальный грунт, дают ему высохнуть. Распылителем наносят слой жидкого камня. Шлифовка и полировка осуществляются после высыхания.

Метод обратного опыления

Метод обратного опыления – применяется, если заготовка не является частью мебели. Заготовку кладут на формовочную поверхность (ДСП, лист стекла, стол) и обводят ее по контуру. По контуру устанавливается бортик из ДСП или пластика. Наносится слой антиадгезива. После него по поверхности распыляется жидкий камень. Когда он частично затвердеет, напыляется грунт, чтобы слой камня не просвечивал. Получается форма, куда заливается полиэфирная смола. Изделие извлекают из формы, когда оно полностью затвердеет.

Технология изготовления

Помещение, в котором происходит изготовление жидкого гранита, должно состоять из двух комнат . Первая комната необходима для непосредственного производства, а вторая – для шлифовки полученного изделия. Температура в комнатах должна поддерживаться на уровне 20-24 градусов. Обязательно должна быть вентиляция.

Подготовка поверхности начинается с удаления с нее грязи и пыли. Перед покрытием поверхность промывается водой и тщательно просушивается. Все повреждения, царапины, трещины должны быть отремонтированы.

Этапы изготовления:

  1. Подготовка смеси путем смешения с помощью дрели прозрачного гелькоута (полимерная смола) с гранулами в соотношении 2:1. Отвердитель добавляется перед напылением.
  2. Полученная смесь наносится на изделие. Существует два способа ее нанесения: прямое напыление и обратное напыление.
  3. Поверхность готового изделия шлифуют и полируют.

Область применения

очень разнообразно . Он подойдет для отделки элементов декора, для облицовки печей и каминов. Его применяют для изготовления сантехники для ванных комнат и туалетов, а также для столешниц и других элементов комнатной мебели.

Жидкий гранит позволяет создавать различные вазы, цветочные горшки, статуи.

Уход за жидким гранитом

Чтобы и жидкого гранита радовали глаз долгое время, за ним нужно правильно ухаживать.

  1. Не стоит разделывать пищу на поверхности, покрытой жидким гранитов, иначе будут появляться царапины. Их можно ремонтировать, но это приведет к быстрому износу поверхности.
  2. На столешницы с покрытием из жидкого камня нельзя ставить горячие кружки, тарелки, кастрюли и другую посуду. Высокая температура может повредить поверхность. В мойки из этого материала тоже нельзя выливать горячую воду. Температура не должна превышать 80 градусов, и быть не ниже -50.
  3. Очищать поверхность следует мягким полотенцем или губкой без абразивного слоя. Чтобы покрытие дольше служило, можно применять полироль.
  4. Мойки из жидкого гранита можно чистить средствами, содержащими хлор. Это будет способствовать обновлению внешнего вида. Если поверхность матовая, то лучше использовать чистящие средства в виде геля. Они наносятся на несколько минут, затем смываются губкой.

Производители

  • GRANITO-FARFALLA – компания, занимающаяся производством столешниц, подоконников из жидкого гранита. Качество продукции обеспечивается материалами и оборудованием от известных мировых производителей. Фирма постоянно стремится к совершенствованию технологий, улучшению технического исполнения.
  • «ГРАНИТ» – компания, выпускающая декоративный наполнитель GraniStone для производства жидкого камня, и готовый к использованию жидкий состав AquaGranit, изготовленный из полиэфирной изофталевой смолы и акрила.
  • «Жидкий гранит» – компания по производству столешниц, подоконников из искусственного камня, стеновых панелей и накладок для дверей под гранит.

  • MASTERCOMPOSIT – производитель покрытий и изделий из искусственного камня по технологии GraniStone.
  • ColGran – компания выпускает жидкий полиэфирный камень 150 цветов.
  • Hi-Macs – производитель – корпорация LG выпускает камень, состоящий из 70% натуральных материалов, основу составляет акриловая смола.

Изделия из жидкого камня имеют красивый привлекательный вид, разнообразны по цветовым решениям и по . Они прекрасно сочетаются с любыми отделочными материалами. Качество, безопасность и прочность дополняют список плюсов этого материала.

Производство изделий из жидкого гранита: видео

Выводы

При уходе за жидким гранитом как и за следует ответственно подходить к выбору чистящих средств, иначе он быстро износится и деформируется. Еще одним недостатком использования камня является низкая степень сцепления смолы с поверхностью, поэтому могут появляться пузыри и отслоения. Чтобы не допустить этого, не нужно обрабатывать поверхность. Необоснованно завышенная цена камня – недостаток для покупателей. Производители завышают ее, ссылаясь на время изготовления, вредные условия труда и трудозатраты.

Натуральный камень – удовольствие дорогое, особенно если вы хотите сделать из него столешницу или поддон для душа, и поэтому искусственный мрамор своими руками представляется более выгодным вариантом. Причем способов получить достоверную имитацию существует довольно много, с использованием самых разных, порой довольно неожиданных компонентов и технологий.

Как получить искусственный мрамор своими руками

Что собой представляет интересующий нас камень? У него неоднородная расцветка, чаще всего с пронизывающими всю толщу прожилками, зернисто-кристаллическая структура. Окраска может быть белоснежной, розовой, голубой, черной либо серой. Реже встречающиеся цвета: красный, фиолетовый, зеленый, желтый. Проще всего создать иллюзию мрамора с помощью гипса, который дает плотную, непористую массу. Однако данный вариант неприемлем, если вам нужна столешница или облицовка в помещении с высоким уровнем влажности. Поэтому рассмотрим альтернативные способы, позволяющие изготовить искусственный мрамор своими руками.

Простейшая технология – отливка в формах из цементно-песчаной смеси. Литой мрамор прочен, влагонепроницаем и, главное, внешне очень похож на настоящий. Однако следует учесть, что тонкие плитки будут довольно хрупкими, а толстые – получатся тяжелыми. Как следствие, столешницу из такой имитации сделать можно, но при этом корпус мебели должен быть очень массивным, чтобы выдержать вес каменной плиты. Более тонкий вариант можно изготовить, взяв за основу саму деревянную плоскость стола. Далее мы рассмотрим оба варианта.

Почти настоящий искусственный мрамор: технология изготовления

Что же нам понадобится, чтобы в итоге получить плиту литого камня, практически неотличимого от натурального? Прежде всего – форма из полиуретана, песок и цемент в соотношении 2:1 соответственно, вода (пятая часть от одной доли цемента) и галька в качестве наполнителя. Также потребуется краситель (1 % от доли цемента) и пластификатор в том же количестве. Для того, чтобы технический процесс удался, запасаемся полиэтиленовой пленкой, строительным миксером, смесителем или специальной насадкой для дрели, а также шпатель и короткое правило.

Технология изготовления настоящего искусственного мрамора - пошаговая схема

Шаг 1: Подготовка

Тщательно промываем и высушиваем форму, которая может быть любых размеров, например, как раз для рабочей поверхности кухонной стенки. Готовим раствор, для чего в сухом состоянии соединяем цемент, песок и гальку, хорошенько перемешав составные части. Наливаем 80 % запасенной воды, а также пластифицирующий состав, и продолжаем замес, добиваясь получения максимально возможной однородности массы. Добавляем остатки воды и, неодинаковыми порциями в разные сектора емкости, краситель, чтобы добиться как можно меньшей равномерности последующего смешивания колера с раствором.

Шаг 2: Заполнение формы

Как только краситель разошелся по цементной массе тонкими прожилками, состав готов, и можно приступать к самой важной фазе техпроцесса. Берем форму, ставим ее на абсолютно ровную поверхность, чтобы исключить изгиб дна или стенок, и выливаем в нее раствор. Очищаем с помощью шпателя края формы от излишков, которые могут повлиять на гладкость плиты, после чего разравниваем правилом поверхность массы и накрываем ее полиэтиленом.

Чем больше плита искусственного камня, тем выше вероятность ее поломки из-за внутренних пустот. Поэтому, по возможности, следует использовать вибростол, а при отсутствии такового при смешивании стараться не поднимать миксер из массы, чтобы не образовались пузырьки воздуха.

Шаг 3: Получение готового искусственного камня

Приблизительно через 10 суток застывание залитой в форму массы закончится, при этом в процесс вмешиваться нет необходимости, как это требуют другие работы с цементом. Например, регулярное увлажнение поверхности не требуется ввиду того, что раствор накрыт полиэтиленом, исключающим быстрое испарение жидкости. Когда плита полностью затвердеет, аккуратно поднимаем ее, переворачиваем и, как чехол, снимаем форму с готовой столешницы.

Чтобы получить искусственный мрамор, технология изготовления не должна быть сложной, все может быть сделано в условиях квартиры. На выходе получаем продукт с низкой пористостью, высокой устойчивостью к влажной среде и различным бытовым химическим средствам. Если необходимо, полируем плиту с помощью прозрачной политуры и спирта, чередуя обработку ими поверхности. При этом сначала следует обрабатывать спиртом, затем, по высыхании, политурой, и, не дожидаясь ее высыхания, снова беремся за тампон, смоченный спиртом.


Как сделать искусственный мрамор в виде иллюзии

Если вам хочется, чтобы имитация камня покрывала изящный журнальный столик, от ранее описанной технологии придется отказаться, поскольку вряд ли тонкие деревянные ножки выдержат нагрузку многокилограммовой плиты. Вместо этого проще всего с помощью красок частично превратить в мраморный сам столик, нарисовав на нем соответствующие разводы. Для этого понадобится баночка краски для фона, например, белой или зеленой, а также небольшая емкость колера для узора. На белом фоне правильней будет рисовать черные или серые полоски, на зеленом или черном – белые.

Перед тем, как сделать искусственный мрамор, специальным водным наполнителем для древесины заполняются все трещинки и сколы на поверхности, если таковые имеются. Далее из пульверизатора увлажняем столешницу, чтобы набухшие волокна выявили все шероховатости, и, по истечении 30 минут, необходимых для высыхания, как можно лучше ошкуриваем до гладкого состояния. Затем, очистив поверхность, приступаем к покраске и наносим два фоновых слоя с промежутком, необходимым для высыхания первого из них. Чтобы не было разводов, лучше использовать кисть или подушечку из поролона. Через два часа можно приступать к нанесению текстурного узора.

Рисунок мрамора знаком многим, иногда он напоминает зигзаги молний на испещренной множеством зернышек вкраплений поверхности, а порой похож на произвольно пересекающиеся трещинки. Все это не сложно изобразить перьевой кистью, с помощью которой можно изменять толщину линии. Выждав минут 5, смешиваем небольшое количество белой краски с прозрачным полиакриловым покрытием. Обмакнув в состав мокрую губку (обязательно следует убрать с нее излишки смеси), проводим по рисунку, не нажимая сильно и растушевывая, таким образом, линии, делая их более расплывчатыми. Еще через 5 минут высыхания протираем поверхность чистой тканью, легкими касаниями перемешивая цвета. Еще 30 минут высыхания и снова беремся за перьевую кисть, подчеркивая нанесенный ранее и уже видоизменившийся узор.

Через два часа, когда поверхность уже хорошо высохнет, берем тщательно перемешанное полиакриловое покрытие и покрываем наш «мрамор» тонким прозрачным слоем. Желательно после этого надолго оставить столешницу, чтобы дать пленке основательно застыть. Далее необходимо тончайшей шкуркой отполировать поверхность, очистить влажной губкой или тканью и, дав подсохнуть, снова обработать полиакрилом. Опять оставляем сохнуть уже почти сформировавшуюся имитацию камня на 2-3 часа, затем еще раз полируем и протираем. Наносим последний слой прозрачного покрытия, ждем, когда он застынет (2-3 часа), и окончательно отполировываем, после чего забываем про наш предмет меблировки приблизительно на недельку.

Понятие жидкий камень объединяет в себе несколько видов современных отделочных материалов, которые производятся по сходной технологии. Внешне он напоминает натуральный природный камень.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 250 000 — 350 000 рублей
Актуально для городов с населением: от 300 тысяч
Ситуация в отрасли: сфера предложений свободна
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 4-7 месяцев

Жидким камнем обычно называют не полученный материал, а технологию, позволяющую производить облицовку любой поверхности. Зачастую этим способом покрывают ДСП, фанеру или МДФ. Жидкий камень получают, смешивая смолу общего назначения с прочими компонентами. Толщина облицовочного слоя изделия может быть от 3-4 мм до нескольких сантиметров.

Где используется?

Жидкий камень – это смесь химических компонентов, которая реагирует при контакте с водой или с раствором из гелькоута и наполнителя. В результате образуется жидкое, пластичное вещество, которое при затвердевании дает структуру, внешне напоминающую природный камень.

Тонкий слой искусственного камня создает эффект ламинирующего покрытия. Происходит химическая реакция, в результате которой жидкие компоненты смеси полимеризуются, трансформируясь в тонкий слой, схожий по строению с натуральным камнем – гранитом или мрамором. Чаще всего жидкий камень используют:

  • при производстве сантехнических изделий, в частности моек;
  • в облицовке стен и фасадов;
  • при изготовлении напольных покрытий;
  • при изготовлении ступенек для лестниц;
  • при отделке бассейнов;
  • при изготовлении различных изделий, используемых в интерьере, таких как подоконники и столешницы.

Жидкий камень применяется при создании внутреннего дизайна, так как он прекрасно декорирует самые сложные поверхности, изобилующие неровностями и углами. С его помощью можно создать идеальное покрытие на любой поверхности.

Как образуется слой?

Поверхностный декоративный слой формируется двумя основными способами:

  1. Прямой – подразумевает нанесение смеси непосредственно на подготовленную поверхность. Требуется выждать время, чтобы состав затвердел. Затем верхний слой поддают шлифовке и полировке.
  2. Обратный – наносят смесь для искусственного камня на подготовленную форму, в которую после этого вклеивают фанеру или ДСП.

Прямой способ обработки поверхности достаточно простой, но имеет свои недостатки:

  1. Жидкий камень своими руками по этой технологии производится очень долго.
  2. Требуются внушительные трудозатраты.
  3. Работать приходится в некомфортных условиях, ведь при шлифовке и полировке поверхности в атмосферу выделяется много пыли.
  4. Для нанесения состава подходит не любая поверхность. Она должна быть обязательно необработанной. Поэтому чаще всего используют фанеру и ДСП. Гладкую поверхность нельзя обрабатывать этим способом, так как покрытие к ней просто не пристанет. После затвердения масса отвалится от основы.

Универсальный обратный метод намного удобнее в использовании. Он позволяет наносить жидкий камень на поверхность намного быстрее. Но и у него есть недостатки. Для его применения потребуются специальные формы. Минусом является и то, что он не подходит для обработки поверхностей с большой площадью.

Пошагово технология нанесения слоя жидкого камня обратным способом выглядит так:

  1. В емкость заливают воду и засыпают смесь.
  2. Используя специальную насадку на дрель, состав перемешивают. Консистенция раствора, который получится, должна быть жидкой, а масса – пластичной.
  3. Наносят раствор на поверхность изделия и дают массе время для затвердения.
  4. Проводят аккуратную шлифовку, устраняя неровности.

В конце изделие полируют, чтобы появился блеск.

Зачастую при производстве жидкого камня в состав смеси добавляют гранитную или мраморную крошку, благодаря чему готовое изделие выглядит очень презентабельно и дорого.

Недостатки технологии

В настоящий момент существует более 200 расцветок искусственного камня. Однако по желанию клиента производитель может изготовить новый вариант. Сделать материал нужного цвета позволяют мельчайшие точки, размер которых равен не более 1,5-2 мм. При помощи точек такого размера невозможно создать многие фактуры, которые позволяет воспроизвести технология акрилового камня.

Известно, что ДСП не устойчиво к влаге. Так как толщина покрытия незначительна, и оно плохо защищает основу от внешних влияний, то со временем может происходить деформация изделия. Проблемы возникают также из-за того, что слой плохо прилегает к поверхности, образуя зазоры. В ходе эксплуатации изделия верхний слой может отставать от нее, появляются трещины, неровности и «пузыри».

Несмотря на множество недостатков, изделия из жидкого камня являются достаточно дорогими. Отчасти это объясняется малой распространенностью технологии его производства.

Преимущества материала

Жидкий камень имеет много достоинств. К таковым относятся:

  1. Эстетичность готовых изделий, солидный внешний вид.
  2. Легкость ремонта. При необходимости любой дефект быстро устраняется. Трещины можно замаскировать небольшим количеством смеси, из которой и был создан слой. Дополнительная полировка места, где был изъян, сделает его практически незаметным.
  3. Простота обслуживания. Изделия из этого материала легко мыть, так как поверхность лишена пор, и грязь в нее не забивается.
  4. Сравнительно небольшой вес, благодаря чему снижаются расходы на транспортировку и монтаж.
  5. Разнообразная цветовая гамма.
  6. Не выгорает на солнце, поэтому может использоваться во внешней отделке.
  7. Гигиеничность.
  8. Изделия из камня приятны на ощупь.
  9. Материал не токсичен и не обладает запахом.
  10. Отличная влагостойкость позволяет изготавливать из камня сантехнические изделия, например, раковины.
  11. Невосприимчивость к гниению и плесени.
  12. Высокая износоустойчивость.
  13. Стойкость к перепаду температур.

Жидкий камень под воздействием высокой температуры становится только тверже, чем выгодно отличается от акрилового. Поэтому если на каменную столешницу поставить горячую сковородку, то она не расплавится, а может лишь немного изменить цвет.

Изготовление столешницы с покрытием жидким камнем

Столешницы наиболее часто поддаются отделке искусственным камнем обратным способом. Поэтапно этот процесс выглядит так:

  1. Вырезают две заготовки нужной формы. В качестве материала обычно служит лист МДФ.
  2. Склеивают детали между собой.
  3. Делают вырезы на деталях, если это предусмотрено по эскизу.
  4. Склеенную деталь устанавливают на столе и делают кромку по контуру из полосок фанеры, пластика или ДСП. Материал крепится на термоклей при помощи пистолета.
  5. Извлекают деталь из формы и фрезеруют по кромке, убрав несколько миллиметров по контуру.
  6. Обрабатывают поверхность формы ваксой. Дают ей высохнуть в течение 10-15 минут.
  7. Наносят при помощи распылителя смесь из гелькоута и наполнителя.
  8. Полимеризация происходит в течение 30-45 минут.
  9. Армируют форму стеклотканью.
  10. Заготовку грунтуют смесью известкового шпата и смолы. Цвет грунта должен совпадать с оттенком наполнителя, для этого в него добавляют пигментные пасты.
  11. В подготовленную форму выкладывают изделие из ДСП или МДФ, сверху ставят грузы на 1-1,5 часа. Это необходимо для того, чтобы вышел лишний воздух.
  12. Снимают грузы, очищают изделие от остатков грунта и вновь ним же заливают.
  13. Дожидаются, пока состав полимеризируется, и затем снова очищают поверхность заготовки.
  14. Готовое изделие шлифуют, поддают фрезеровке и полировке.

Если планируется изготовить очень крупное изделие, например, большую столешницу, то придется отлить несколько деталей из жидкого камня и затем произвести их склеивание бесшовным способом.

Что нужно, чтобы наладить производство?

Изучить производство жидкого камня можно за несколько дней, но кроме знаний нужны ресурсы – помещение, оборудование, инструмент и материалы. Для этого необходим стартовый капитал не менее 650 тысяч рублей. Следует учесть расходы на аренду помещения, покупку оборудования и расходных материалов, транспорт, а также на рекламу.

Продумывая маркетинговый план будущего бизнеса, нужно позаботиться о рынках сбыта продукции. В качестве клиентов можно рассмотреть:

  • владельцев загородных домов;
  • рестораны, кафе, бары, ночные клубы;
  • производителей мебели для кухонь и ванных комнат;
  • салоны элитной сантехники.

Требования к помещению, в котором будет проходить производство жидкого камня следующие:

  1. Оно должно состоять из двух комнат, одна – для заливки материала в формы или напыления, а вторая – для окончательной полировки и шлифовки.
  2. Обязательно освещение, отопление и вентиляция.
  3. Комната должна хорошо проветриваться в виду того, что при производстве выполняется шлифовка и распыление химических веществ.
  4. Оптимальная температура в рабочем цеху – в пределах 20-23°С. Не допускается падение температуры ниже 18°С.
  5. Площадь двух цехов должна составлять не менее 40 м2.
  6. Необходима электрическая сеть с напряжением не менее 220-380 В.

Для производства изделий по технологии искусственного камня придется обзавестись инструментами и оборудованием:

  • рабочий стол;
  • компрессор;
  • орбитальная шлифовальная машина;
  • лобзик;
  • дрель;
  • дрель-миксер;
  • шуруповерт;
  • пистолет для напыления гелькоута;
  • клеевой термопистолет;
  • фрезер ручной.

Следует также закупить материалы, из которых будет изготавливаться смесь для искусственного камня:

  • ДСП или МДФ;
  • смола общего назначения;
  • гелькоут – смесь эпоксидной смолы с красителем;
  • пигментные пасты разных оттенков;
  • кальцит;
  • парафин;
  • наполнители;
  • отвердители;
  • ацетон;
  • пластилин;
  • стеклоткань.

На практике выходит, что производство жидкого камня полностью окупается уже через 6 месяцев. Но это что касается затрат на оборудование и сырье. Однако если предприниматель не планирует самостоятельно производить материалы для искусственного камня, а будет закупать готовые, то срок может сократиться до 2-3 месяцев. Учитывая то, что бизнес по производству жидкого камня в нашей стране еще недостаточно развит, можно быстро добиться не только полной окупаемости, но и хорошей прибыли.

Современные психологи утверждают, что люди, успешно ведущие активную профессиональную деятельность, на самом деле, ментально имеют своим местом жительства не свой дом или квартиру, а как это ни странно, свою работу. Проанализировав данные о среднем количестве времени, которое люди проводят на рабочем месте, круге общения работающих людей, содержании их мыслительной деятельности в течение дня, специалисты сделали почти парадоксальный вывод: люди живут на работе, а домашний очаг является местом для необходимого отдыха и восстановления сил.

Кухонные рабочие поверхности непременно должны быть эстетичными и практичными, износостойкими и удобными.

Но даже без этой информации совершенно очевидно, что кухня занимает абсолютно особое место в общем устройстве квартиры и дома. Это святая святых для хозяек всех возрастов. Здесь молодые девушки делают свои первые кулинарные пробы, принимая поздравления от отца и старшего брата. Готовят жены, понимая как важна для семьи, здоровая, домашняя пища. Трудятся бабушки, вкладывая свою любовь к внукам, в выпечку и сладости.

Поэтому и выбирают каменные столешницы, в которых великолепный внешний вид соединяется с безусловно высокими показателями прочности.

Оттого и естественно желание любого человека обустроить кухню как можно лучше, снабдив, по возможности, всей необходимой мебелью и прочими интерьерными аксессуарами. Природа устроила человеческий организм так, что своевременный прием пищи является для него крайне важным.

Главные характеристики таких рабочих поверхностей – стабильность, долговечность, невосприимчивость к износу и механическим повреждениям.

Люди стараются приобрести для своей кухни удобные стулья, снабдить ее качественным мягким уголком и всеми необходимыми столовыми приборами. Освещают комнату ярким, теплым светом софитов или люстр. Во все времена особое место занимала и столешница. Она всегда идеально справлялась с функцией поверхности для установки всей необходимой кухонной бытовой техники, размещения на ней столовых приборов и посуды для приготовления пищи, разделочной доски.

Столешницы из натурального камня всегда будут отличаться друг от друга, поскольку двух одинаковых плит в природе найти невозможно.

Что такое жидкий искусственный камень?

Полувековая история успешного применения искусственного камня широко известна. Технология его изготовления основана на свойстве молекул каменной крошки входить в качественную неразрывную связь с молекулами синтетических смол. При этом полученный в результате такого смешения материал благодаря последующей поверхностной обработке, как по своим внутренним свойствам, так и по внешним характеристикам очень напоминает полированный гранит.

Производители утверждают, что столешница из натурального камня служит минимум 12-17 лет, но практически этот материал оказывается в разы долговечнее.

Годом создания материала считается 1967-й, когда специалисты французской фирмы Дюпон, впервые представили изделия из искусственного камня на европейском рынке.

На сегодняшний день технология освоена всеми ведущими мировыми производителями мебели.

Преимущества использования на кухне столешницы из жидкого камня

  1. Гигиеничность.

Благодаря специальной обработке материал приобретает активные антибактериальные свойства. Такая обработка наделяет его абсолютно гладкой поверхностью, что в свою очередь не дает там застаиваться органическим веществам, таким как, например, частички пищи или следы домашних животных.

Отсутствующий микрорельеф в виде микротрещин и пор позволяет легко удалять ненужную влагу, нейтрализуя среду обитания различных микроорганизмов.

  1. Легкий уход за мебелью.

Любой процесс приготовления пищи неизбежно сопровождается образованием небольшой нечистоты. Пролитые кетчуп, шоколад, или подсолнечное масло… Именно с такой столешницы они крайне легко удаляются. И стоит ли говорить, что после этого не остается никаких следов?

Такая поверхность не боится ни воды, ни концентрированной бытовой химии, ни горячего, а продукты здесь можно нарезать без доски.

  1. Устойчивость к повреждениям.

Столешницу из жидкого камня сложно как-то повредить или испортить ее внешний вид.

Чтобы избежать появления пятен, мрамор нужно покрывать специальным защитным средством.

Напомним, что материал обладает почти всеми свойствами настоящего полированного гранита. И поэтому ему не присущи недостатки, коими обладают дерево и пластик. На нем невозможно оставить царапину, каким-либо острым предметом.

Он не отсыревает и не выцветает под действием солнечных лучей.

Стоит упомянуть и о минусах.


Разновидности жидкого камня

В зависимости от того, какой материал используется в качестве связующего, и от той доли, которую в нем составляет непосредственно кварцевая крошка, искусственный камень делится на два вида: кварцит и акриловый камень.

Кухонные столешницы из кварцита отличаются стойкостью к высоким температурам.

Акриловый камень характеризуется долговечностью в использовании.

Кварцит (агломерат)

В состав входят:

  1. К варцевая крошка (не менее 9/10 долей от общей массы);
  2. К расящие пигменты (от их сочетания с оттенком кварцевой крошки, варьируется конечный цвет столешницы);
  3. П олиэфирная смола, в качестве связующего звена.

Когда говорят о точной схожести качеств полированного гранита с качествами камня искусственного, то подразумевают именно эту его разновидность – кварцитовую.

Такое высокое содержание минеральной составляющей достигается за счет сложного производственного процесса – вакуумной высокотемпературной прессовке компонентов. Этим реализуется крайне прочная структура материала. Столешница не подвержена воздействию высоких температур, которые могут встречаться в быту.

Отставленный в сторону закипевший чайник, или раскаленная сковорода, случайно оброненная зажженная спичка или сигарета, не оставят на поверхности кварцита и следа.

И понятно, что этот вариант столешницы не может быть изготовлен самостоятельно в домашних условиях. Детали общей конструкции не поддаются склеиванию. Они состыковываются в результате точной размерной подгонки.

Кварцит (агломерат) в качестве материала для столешницы обойдется покупателю весьма дорого. Однако цене в данном случае качество полностью соответствует.

Акриловый жидкий камень

Состав этой разновидности искусственного камня отличается высоким содержанием акриловой смолы, в качестве связующего материала, и соответственно небольшой долей минерал наполнителя.

Столешница из акрила без проблем впишется в любой дизайнерский стиль кухонного помещения.

У материала также есть свои плюсы и минусы.

  • В силу наполненности состава акрилом, столешница будет меньше «боятся» сколов.
  • Малая теплопроводность создает эффект теплоты на ощупь.
  • Случайно оставленные острым предметом царапины легко устраняются посредством наждачной бумаги и шлифовальной пасты ГОИ.

Однако сравнительно невысокая себестоимость материалов и отсутствие сложной технологической составляющей в процессе производства превращают изготовление акрилового искусственного камня своими руками в занимательную и нехитрую работу.

Покупка жидкого камня

Планируя приобрести добротную вещь, которая будет служить не один год, при этом хорошо представляя необходимые размеры, стиль и тот материал, из которого она будет выполнена, останется совсем немного – отыскать где-то реальное воплощение всего этого. И каково же будет разочарование, если именно на этом завершающем этапе нас вдруг постигнет неудача. Что делать тогда? Смириться с неизбежностью выбирать из предложенного? Конечно же, нет!

Столешница из искусственного камня доступнее, намного легче и проще в монтаже, а внешне ничем не отличается от столешницы из натурального камня, но выбор цвета поверхностей при этом гораздо шире.

Существует как минимум два выхода из этого положения. Первый – заказать кухонную столешницу, как вы ее себе представляете, непосредственно на производящем мебель предприятии. Второй – сделать самостоятельно своими руками.

И, несмотря на то, что на первый взгляд, последний вариант может показаться трудно выполнимым, многих людей такие трудности не только не останавливают, но даже вызывают своеобразный азарт.

Изготовление столешницы из жидкого камня. Метод напыления полиэфирного акрила.

  1. Подготавливается форма из ДСП с тем расчетом, что камень покроет 5 мм поверхности с каждой стороны.
  2. В создании формы частично участвует идеальная по своей ровности поверхность, например, широкоформатное стекло. На него монтируется своеобразная опалубка из вырезанного ДСП.

    Самый дешевый вариант – самому изготовить опалубку из ДСП. Также можно найти полиуретановую или силиконовую форму промышленного производства.

  3. Вся внутренняя поверхность смазывается восковой мастикой с целью создания необходимой изоляционной прослойки.
  4. Из краскопульта один за другим наносятся 3 слоя акрила без красителя. При этом каждый последующий слой не наносится до тех пор, пока не полимеризуется предыдущий.

    Работу следует выполнять как можно аккуратнее, т.к. от этого зависит внешний вид кромки будущего изделия.

  5. Далее идет подготовка основной смеси. На 3 части акрила, замешивается 1 часть минеральной крошки и необходимая часть красителя. Минеральная крошка предварительно должна быть промыта водой и просушена. Отвердитель идет в последнюю очередь, предваряя непосредственное нанесение.
  6. Затем смесь кистью наносится на внутреннюю поверхность формы. Обязательно равномерно и в несколько слоев.

    Все компоненты смешивают строго в соответствии с рекомендациями производителя.

    На высыхание смеси потребуются сутки.

  7. Приступаем к армированию. В форму укладывается и придавливается стекломат, на который наносится клей (1:1 полиэфирная смола и кальцит) в смеси с отвердителем. Вкладывается заранее подготовленная форма ДСП. Сверху кладется груз.
  8. Наконец, заливается последний слой клея (1:1,5 полиэфирная смола и кальцит) в смеси с отвердителем.
  9. После окончательного завершения процесса полимеризации (около 4 часов), ДСП заготовка вынимается, изделие окончательно зачищается и полируется.

    Готовое изделие шлифуют, полируют, монтируют на каркас гарнитура.

Сегодня не все люди могут позволить себе покупку дорогих трендовых предметов и аксессуаров мебельной обстановки. Не каждому по карману услуги профессиональных дизайнеров интерьера, с их предложениями декора краснокнижными породами дерева.

Но мы не ошибемся если скажем, что для того чтобы смастерить надежную и красивую вещь для своих родных и близких людей, все, что достаточно иметь, это желание, терпение и немного фантазии.

ВИДЕО: Всё о производстве столешниц из акрилового камня.

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня — от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.