Развитие и восстановление мелкой моторики. Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо

Этапы развития моторики руки

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Он развивается в хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным.
Координация "рука - глаза" появляется, когда младенец может видеть предмет, который находится у него в руке. Это происходит в возрасте 4-6 месяцев, когда ребенок может держать руки перед своим телом. Это - начало координации между обеими половинами мозга.

Для ребенка более трудно расслабить руку, чем сжать ее. Вначале ребенок очень сильно хватается за предмет и только позже он может научиться соразмерять силу хватки с предметом.

Переходы между сгибательными и разгибательными движениями настолько трудны, что ребенок не может свободно отпустить предметы до возраста примерно 12 месяцев, да и то только после серьезного обучения. После этого он часто получает удовольствие от игр типа "дай - возьми".

Каждый, кто проводит время с годовалым ребенком, вынужден время от времени поднимать с пола ложку или кубик - просто потому, что энергичный малыш любит все время швырять вещи на пол.
Таким способом малыш тренируется и проводит многочисленные эксперименты, связанные с тем, какой звук производит кубик, когда он ударяется об пол, сколько времени он падает и т.д.

Хватательный рефлекс является рефлекторным движением, которое активируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

Локтево-ладонная хватка появляется примерно в 3 месяца. Новорожденный держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно поло­ жить предметы себе в рот с помощью такой хватки и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки.
Локтевая: кость на той же стороне руки, что и мизинец; ладонная: ладонь этой руки.

Радиально-ладонная хватка видна примерно в 6 месяцев. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.
Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет четырьмя или пятью пальцами. Предметы не находятся больше внутри ладони.

Щипающая хватка наблюдается примерно в 11 - 12 месяцев. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы, лежащие на полу.

Верхняя хватка наблюдается между 1 и 2 годами. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

Хватка крест-накрест. Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой. Он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз.
Это - внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем. Это - большое моторное движение. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту же самую хватку с выпрямленным указательным пальцем.

Хватка щетки - между 3 и 4 годами.

Она также называется верхняя хватка пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука все еще повернута наклонно внутрь, но уже начинается движение в запястье.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте около 5 лет. Движение теперь становится все более ограниченным и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка.


Такое движение пальцев развивается последним, примерно в 5-летнем возрасте. Большой палец должен быть в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачивается, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами".

В возрасте 6-7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом и, например, есть ножом и вилкой.

Игры с мячом

Игры с мячом являются развитием ребенка типа "возьми и дай".
Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его.
Затем ребенок хватает мяч обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены.
Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу, бросает в направлении вперед и вверх.
Ребенок в возрасте 2 - 3 года не может бросать мяч в каком-то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч.
К пяти годам бросок мяча становится скоординированным и более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч.

Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:

Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку.

Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук.

Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу он использует при бросании мяча.
Тренирует чувство направления и того, как далеко он сможет бросить мяч.

Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

Многие дети могут получать удовольствие играя только одним мячом.

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки не достигла определенной зрелости.

1-2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет . Вырезает спиральные гирлянды.

Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.

Письмо

Наиболее трудным видом движений для ребенка является обучение письму. Ребенок со слабо развитой моторикой кисти руки должен значительно сконцентрироваться на "выписывании" слов и затем у него возникают затруднения с пониманием содержания. Если у ребенка недостаточно хорошо развита моторика кисти руки, то это повлияет на все результаты обучения его в школе.

Способность писать требует:

Хорошо развитой моторики кисти;

Явно выраженной доминирующей руки (правой/левой);

Координации между глазами и кистью руки;

Развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз (см. развитие зрения);

Восприятия и понимания картинок;

Распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;

Понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.

Школьник, испытывающий затруднения с письмом, не должен просто работать над навыком письма. Ему нужно заниматься (в том числе в игровой форме) так, чтобы тренировались упомянутые ранее навыки.

Порядок стимуляции кисти руки

Восприятие тела. Знание своего собственного тела, рук, кисти, пальцев, ногтей. Знание того, как называются эти части тела. Обучение с помощью игр и детских считалок.

Тактильная стимуляция. Тактильные ощущения в кистях рук тренируются с помощью различных материалов: песка глины, краски. Осязание является очень важным для развития способности оперировать правильным образом с достаточной точностью.

Кинестетическое восприятие. Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев.
Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен, не глядя на них. Научиться ощущать, что правое и что левое. Эти умения эффективно развиваются с помощью пальцевых игр и детских считалок.

Осмысленная хватка кистью. Тренируется с помощью таких материалов, как кубики, "Лего", различные конструктивные материалы и головоломки. Для этого можно также использовать рисование карандашом и красками, шитье, нанизывание деревянных бусинок на нитку и раскладывание деревянные бусинок квадратиками.

Противостояние большого пальца. Для того чтобы иметь возможность использовать кончики пальцев для осязания различных предметов, необходим большой палец, который может пододвинуть эти предметы к кончикам пальцев. Этот навык тренируется при помощи игр с пальцами, музыкальными тарелочками и куклами, одеваемыми на пальцы, глиной и с помощью резания ножницами.

Доминирование кисти руки

Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого, и каждое из них управляет противоположной стороной тела. У новорожденного нет доминирующей стороны - он не использует одну руку больше другой примерно до годовалого возраста. В 3 года ребенок определенно использует какую-то одну руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач.

Типы предпочтения рук могут быть разделены на:

Полностью праворукие дети

Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.

Полностью леворукие дети

Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.

Амбидекстры

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения.
Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.

Смешанное доминирование

Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.

Очень важно понаблюдать за ребенком и определить тот тип доминирования, который у него имеется, так как это помогает сделать так, чтобы доминирующая рука функционировала естественным образом во время выполнения различных действий.
Например, шестилетний Ричард, новичок в своей группе в центре дневного содержания, испытывает значительные затруднения с рисованием. Он судорожно держит мел вначале в одной руке, затем - в другой. Иногда он держит мел двумя руками. Этому сопутствует множество параллельных движений и гримас. После разговора с его матерью выяснилось, что она пыталась переучить Ричарда и заставить его пользоваться правой рукой. Следовательно, выяснение отношения родителей и их опыта к леворукости может дать эффективные результаты. В случае с Ричардом оказалось, что ему можно было помочь, так как у него было некоторое доминирование левой руки.

Потенциальные трудности для леворуких детей

Приветствие (рукой) и помахивание рукой может восприниматься с некоторой неловкостью.

Письмо в левом углу может быть более трудным, чем для праворуких детей.

Большинство ножниц и других инструментов выпускается для праворуких.

Выяснение типа доминирования у детей

С помощью выяснения того, какая предрасположенность унаследована. Есть ли у ребенка леворукие родители, бабушки или дедушки, братья и сестры?

Какой рукой пользуется ребенок наиболее часто?

Какой рукой ребенок в состоянии выполнять наибе трудные движения?

Какая рука наиболее быстрая и надежная?

Какая рука обладает наиболее развитой хваткой ручки столовых приборов?

Пользуется ли ребенок правой или левой рукой и степень доминирования этой руки можно увидеть, когда ребенок:

Сооружает что-либо из кубиков;

Причесывается;

Ловит мяч;

Чистит зубы;

Зажигает спичкой свечу;

Рисует кистью;

Сортирует маленькие предметы, такие, как бусинки, мешки и т.п.;

Нанизывает бусинки;

Играет, например, в теннис и настольный теннис;

Пользуется такими инструментами, как молоток и отвертка;

Режет ножницами.

Факторы, определяющие тип доминирования

В настоящее время никто не может дать точного объяснения, так как слишком мало известно о сложных процессах, происходящих в мозгу. У ученых есть целый ряд различных теорий на этот счет, но тем не менее существует несколько возможных объяснений этого явления:

Тип доминирования является наследуемой характеристикой и он может быть ассоциирован с определенными родственниками.

Многие люди становятся праворукими, так как именно для праворуких сконструировано большинство вещей.

Неосознанное подражание родителям или близкому для ребенка человеку.

Пальчиковые игры.

Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.

Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.

Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол - расслабиться.

Напряжение/расслабление.

"Сырые и вареные спагетти" ().

Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:

Упражнения для пальцев.

Игры с мячом.

Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.

Научить ребенка различать его правую и левую стороны.

Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.

Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику . Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики ? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками , красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера) .

Конструировать из бумаги («оригами» , шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки , камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки . Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно . Наверняка вы помните и другую распространенную игру : на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов , ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий , например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками , красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки .

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков .

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук .

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление , фантазия, мелкая моторика рук .

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук .

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества : для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например) .

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик) . Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук .

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку , чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков .

Развивающая игра «Делаем бусы» . Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок ! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

«Мелкая моторика» — это выражение известно всем родителям. Однако не всегда взрослые понимают, зачем нужно развитие мелкой моторики рук у детей. Умственное развитие малышей, их память, интеллектуальное развитие, внимательность, мышление, речь — все это зависит от того, насколько ловки пальчики рук крохи.

Родители часто интересуются, что подразумевают под мелкой моторикой, как происходит развитие мелкой моторики пальчиков. Интерес вызывает и то, какие занятия, упражнения для развития моторики можно делать, как без ущерба для развития ребёнка проводить такие занятия.

Моторное развитие ребенка начинает активную фазу с момента появления на свет маленького человечка. Моторика — это двигательная активность, двигательные процессы, а также взаимодействующие с ними явления физиологии, психологии.

Развитие моторики у детей особенно важно в связи с тем, что моторный и речевой центр головного мозга расположены очень близко. При стимулировании, развитии моторных навыков происходит активизация способности к речи, формируются интеллектуальные, логические способности.

Моторика подразделяется на 2 вида:

  • Мелкая — в процессе по манипулированию небольшими предметами задействованы только мелкие мышцы кистей рук, пальчики ручек, ножек.
  • Крупная — это ползание, ходьба, бег, любая двигательная активность всего организма.

На кончиках пальчиков расположено неимоверное количество нервных окончаний. Через поступающие в головной мозг импульсы от этих нервных окончаний кроха получает и обрабатывает огромный объем информации. Чем больше информации получает головной мозг, тем быстрее, активнее происходит умственное совершенствование малышей. Пеленая младенца, поглаживая кожицу крохи, нежно и мягко разгибая пальчики рук, мама уже делает упражнения, которые начинают формировать ловкость, двигательную активность.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Это развитие имеет свои особенности. Прежде всего, кроха не может сообщить словами — больно ему, неприятно, или не нравятся физические упражнения. Мамочка должна сама следить за самочувствием грудничка.

Упражнения, легких массаж пальчиков рук, ножек можно делать до 5 раз в день, когда малыш проснулся, проявляет активность. Для детишек до 3-х лет длительность таких процедур не должна превышать 4-5 минут. Если несмышленыш начинает плакать, кривить губки, дергать ручками — следует прекратить упражнения, вызывающие подобную реакцию.

Только родившийся младенец уже начинает сам заниматься мелкой моторикой: разжимает, сжимает кулачки, рассматривает свои ручки, пытаясь подвести их поближе к лицу. Кроха хватает ручками пустышку, которая выпала, пытается потрогать яркие погремушки. Все эти простые действия уже развивают ловкость пальчиков.

Мамочка может поддержать, направить самопроизвольное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Перед глазками грудничка, на небольшом расстоянии, чтобы кроха мог дотянуться, можно повесить игрушки разной формы с разнообразной фактурой, чтобы, дотрагиваясь до таких игрушек, малыш получал дополнительную информацию через ощущения пальчиков.

Проблемы, связанные со слабым развитием мелкой моторики

Совершенствованием двигательной активности, ловкости кистей рук, пальчиков могут заниматься специалисты, родители, сам ребенок. Массаж, который могут делать профессионалы, в домашних условиях под силу и взрослым родственникам крохи. В случае самоустранения родителей от дополнительных занятий с детьми у несмышленышей возникает множество проблем в связи с низким развитием мелкой моторики:

  • Малыши позже осваивают речь, у таких крох часто образуются дефекты речи, для корректировки которых потребуются длительные занятия с логопедами.
  • Слабая внимательность, недостаточная способность логически мыслить. Творческие способности практически не развиты.
  • Проблемы с чтением: ребенок долго осваивает чтение по слогам. Трудно запоминает цифры, буквы, не может правильно их повторить на листе тетради.
  • Из-за отставания по усвоению нового материала в школе будут возникать трудности с адаптацией к учебному процессу.
  • Дошколята со слабо развитой мелкой моторикой не способны провести прямую линию, написать несколько раз буквы в прописи.
  • Малыш не умеет или с большим трудом пользуется ножницами. Не сформировано умение правильно держать ручку, фломастер, карандаш.
  • Плохая координация движения, малыш делает много лишних движений, быстро устает. Практически не умеет самостоятельно одеваться, раздеваться.

Если ребенок видит свое отставание от других сверстников, у него может развиться чувство неполноценности, которое выплескивается в агрессивное поведение. Детский коллектив может быть достаточно жесток со сверстниками, которые отстают в развитии, особенно в начальных классах.

Необходимо уделять своим чадам дополнительное внимание в раннем возрасте, чтобы не столкнуться с большими проблемами в процессе школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей должно стоять на одном из первых мест у родителей, заботящихся о благополучии своего подрастающего поколения.

Игры для развития мелкой моторики

Через игры малыши получают большой пласт знаний, умений, которые помогут в дальнейшей жизни. Развивать ловкость пальчиков также легче всего в процессе игры с малышом. Одни из самых популярных и доступных — это пальчиковые игры, не требующие специальной подготовки, а также не нуждающиеся в дорогостоящих пособиях.


Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, а также развивает интеллектуальные артистические способности крохи. В продаже много куколок, которых можно использовать в пальчиковом театре. Малыш обязательно захочет сам попробовать, продемонстрировать какую-нибудь сценку с куклой, которую надевают на палец.

Развитие мелкой моторики в творчестве

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста включает и формирование, совершенствование творческих способностей. Маленькие непоседы не приемлют скуки и монотонности. Привлечь их внимание может что-то новое, яркое или необычное явление. Легче всего добиться такого внимания, включая дошколят в процесс созидательного творчества. Еще совсем крохи рисуют пальчиками, лепят поделки из теста.

Рисование пальчиковыми красками, которые безобидны для детей по химическому составу, можно начинать с раннего возраста. Для маленьких художников, рисующих пальчиками, лучше всего приготовить место для творчества заранее. Убрать все тяжелые, бьющиеся предметы, приготовить большой стол или выделить место на полу, которое лучше застелить моющейся клеёнкой. Пальчиками лучше рисовать на большом листе бумаги или ватмане.

Рисование красками для пальчиков развивает у детворы понимание цветов, их сочетания, позволяет проявлять свою фантазию в рисунках. После 2-х лет малышам уже можно покупать раскраски, сначала водяные, позже обычные раскраски. Водяные раскраски позволят крохе научиться держать правильно кисть.

Виды творчества

  • Лепка. Пластилин — достаточно трудный для маленьких пальчиков материал, поэтому деткам до 3 лет лучше предоставлять возможность заниматься лепкой с мягким тестом. После 3 лет чадо может пробовать лепить поделки из пластилина, так как физически малыш уже более крепок и может работать со сложными материалами.
  • Аппликация. Трехлетние детишки уже начинают осваивать ножницы, вырезают квадрат, круг, треугольник. Для развития моторики пальчиков, а также усидчивости можно учить дошкольника делать первые аппликации, пусть пока из 2-3 деталей. Например, сделать аппликацию дома. Вырезать квадрат для домика, треугольник — для крыши.
  • Оригами. Если родители не умеют делать поделки из бумаги, существует много кружков для малышей, где их научат основам конструирования из бумаги. Обучение оригами кроме совершенствования мелкой моторики влияет на усидчивость, внимательность крохи. У ребенка развивается кропотливость, а также чувство аккуратности. Для занятий оригами нужны только бумага и твердая поверхность.
  • Конструирование. В играх непосед, начиная с 3-х лет, появляются пазлы. Сначала они сделаны из мягкого материала, состоят из 4-6 крупных деталей. С взрослением чада размер деталей уменьшается, а количество — увеличивается. Сами пазлы становятся более сложными.

Первые конструкторы должны быть также из крупных деталей, хорошо и легко соединяющихся между собой. Собирая конструктор, малыш развивает не только ловкость пальчиков, но и свою внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение достигать поставленной цели.

Конструкторы относятся к тем играм, которые развивают пространственное мышление ребенка, его внимательность, воображение. Не заставляйте кроху собирать конструктор по инструкции. Соберите несколько раз с ребенком домик, машину, самолет. Предложите малышу самому придумать и собрать то, что он хочет. Конструирование предоставляет множество возможностей для творчества, это один из лучших вариантов совершенствования моторики кисти, пальцев и подготовки чада к школе.

Подготовка к школе

Начиная с 4 лет, в детских дошкольных учреждениях проводится подготовка детишек к школьному обучению. В рамках такого обучения совершенствование мелкой моторики занимает особое место. Маленькие непоседы все так же рисуют, лепят, собирают конструкторы. Только теперь, учитывая, что дети подросли, время занятий увеличивается, усложняются задания.

В возрасте 4-5 лет ребятня стремится заниматься творчеством самостоятельно, без помощи взрослых. Можно дать непоседе задание, пускай покажет свои возможности. На рисовании малыши уже рисуют мелкие детали, раскрашивают их. Например, окошко в доме с занавесками, бантик на прическе у девочки, цветной руль на велосипеде.

Аппликации усложняются. Теперь малыш умеет вырезать несколько геометрических фигур, создавать сам из них картинку, приклеивать полоски бумаги самостоятельно. Кроме пальчикового рисования, ребенок уже рисует гуашью, осваивает акварельные краски. Конструкторы становятся более сложными.

Занятия с детьми 6-7 лет

Ребятня усиленно готовится к поступлению в школу. Работа по развитию мелкой моторики тоже усложняется. Стремясь развивать навыки чтения, письма, счета необходимо больше внимания уделять различным занятиям и упражнениям, развивающим ловкость пальцев малышей.


Психологи, педагоги советуют заниматься развитием малыша регулярно, целенаправленно. Не стоит ждать, когда кроха сам научится, без помощи взрослых. Или, получив замечания от педиатра, что малыш начинает отставать от сверстников, срочно искать воспитателей, которые займутся вашим ребенком.

Проявлять внимательность, заботу, любовь к подрастающему поколению следует постоянно. Нежелание заниматься развитием мелкой моторики крохи, пока он маленький, приведет к проблемам в освоении школьной программы.

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока...»,
  • «Ладушки-ладушки...»,
  • «Идет коза рогатая...»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • "Этот пальчик дедушка...” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.
Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  1. Развивающие игрушки:

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие - это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.
Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом. Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.
В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.
С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.