Перинатальное развитие ребенка. Женское здоровье. Внутриутробный мир и игры

I (синоним околородовой период)

период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).

Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода, что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.



Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни

Перината́льный пери́од (Пери- + лат. natus рождение)

период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Перинатология -раздел медицины , прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 недели беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) - вокруг, около; natus (лат.) - рождение; logos (лат.) - учение.

Перинатальный период включает время до родов - антенатальный , во время родов - интранатальный и после родов - неонатальный периоды . Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плод подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания - перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50-70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Перинатология начала бурно развиваться во всем мире.

В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М. Сидельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились - стали выделять пренатальное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 недель беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22-23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.

Роды - это состояние, во время которого женщина внимательно прислушивается к собственному состоянию, а врач старается оценивать его объективно. Существует даже ряд тестов, позволяющих оценить готовность организма женщины к родам.

Готовность шейки матки. Шейка должна до родов «дозреть». На протяжении беременности в плотно сомкнутой шейке матки происходят значительные изменения, затрагивающий мышечные и коллагеновые волокна. В результате внешне это проявляется в том, что шейка матки разрыхляется и укорачивается, увеличивается просвет цервикального канала.

Готовность шейки матки к родам оценивается при влагалищном исследовании. Бывают случаи, когда при осмотре перед самыми родами врач говорит, что рожать вроде бы пора, а организм не готов: шейка матки еще не «созрела». Это значит, что из-за нехватки эстрогенов в ней не произошли необходимые изменения. Если роды начнутся при таком положении дел, очень велик риск внутренних разрывов. Поэтому созревание приходится ускорять извне путем введения эстрогенных гормонов и простагландинов (в виде геля) непосредственно в шейку матки.

Готовность миометрия. Миометрий - мышечный слой матки - тоже должен быть готов к родам. Его реактивность должна быть повышена, - только в этом случае схватки будут эффективными, сильными и скоординированными. А вот если миометрий на раздражение реагирует слабо, это говорит о нехватке в организме будущей роженицы окситоцина. Следствием может стать нарушение родовой деятельности: например, она может резко прекратиться в момент самих родов. Определить готовность миометрия к родам помогают несколько тестов: окситоциновый (при котором вводят гормон и смотрят, как сокращается матка) или нестрессовый (кардиотокография). Последний помогает выяснить, ритмично ли сокращается матка и как реагирует на схватку малыш. При необходимости для регулирования родовой деятельности женщине вводят окситоцин внутривенно.

Гормональный баланс перед родами можно определить путем взятия влагалищного мазка. Полученные клетки исследуют под микроскопом и на основании преобладания тех или иных типов клеток делают вывод, каких гормонов в организме женщины не хватает и какие процессы требуется ускорить.

Наряду с физиологическими изменениями перед родами организм готовится к родам и психологически . За несколько недель до родов нередко изменяется эмоциональное состояние женщины. Она может стать более раздражительной, плаксивой, излишне эмоционально реагировать на те или иные события. Многие женщины непосредственно перед родами пытаются уединиться, побыть в тишине. В большинстве случаев будущим мамам нравится в это время обустраивать свое жилище, готовить его к появлению малыша, заниматься детским приданым.

С началом родовой деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения. Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители. Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток - так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед - тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри. Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг - апофеоза родов - достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием. Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, - это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша. Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком.

Периодноворожденности (от рождения до 1 мес.)

Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности и определяет как переход к новым условиям существования при родах, так и дальнейшее прогрессивное развитие организма. О его состоянии судят по ряду признаков, характеризующих психомоторное развитие (скорость наступления и интенсивность первого крика, характеристика мышечного тонуса, наличие и выраженность ряда безусловных рефлексов). У новорожденных функционируют все органы чувств , но их восприятие ограничено и избирательно: с первых минут его глаза чувствительны к свету, но не может сфокусировать оба глаза в одной точке (налаживается к концу второго месяца). Новорожденные слышат (вздрагивают от громких звуков, поворачивают голову на звук голоса). От низкочастотных звуков (как в колыбельных песнях) – успокаиваются, а в ответ на высокочастотные – возбуждаются. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, на 3-4 неделе возникает реакция на голос человека. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Органы вкуса и обоняния полностью функционируют с самого рождения (различают сладкое, кислое, соленое, горькое), реагируют на сильные запахи, приятные ароматы (как от матери) привлекают их (6-ти-дневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины). Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей (достаточно просто подержать новорожденного за руки или ножки, чтобы он успокоился, или пеленать), хорошо развито чувство боли .

Этот период называют кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру. Новорожденный имеет определенный запас врожденных безусловных рефлексов:

а) функциональные (необходимы для его выживания) рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение;

б) защитные (предохраняющие организм от опасных и сильных воздействий) – мигательный, отдергивание ручки;

в) сосательный рефлекс – один из важнейших. К 2 мес. – ребенок умеет хватать предметы и подносить их ко рту, К 4 мес. – руки тянутся целенаправленно к предмету. К 5 мес. – могут доставать предмет, глядя на него. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы: реагирует на позу кормления – возникают сосательные движения.

У новорожденного опыт общения с окружающими объектами – зрительный. Он проводит время во сне или в дремотном состоянии. Беспомощен, полностью зависит от взрослого человека.

Младенчество. В этот период быстро овладевает разнообразными средствами общения. Ребенок уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса. Видя мать, начинает улыбаться. Это поведение называется комплексом оживления (термин ввел в 20-е г.г. Н.М. Щелованов) – замирает, зрительно сосредотачивается, улыбается, двигательно оживляется, вскрикивает.

Важное новообразование младенца 2-3 мес. – эмоциональное сопровождение восприятия (это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление).

Восприятие – идет быстрыми темпами первые 6 месяцев. К этому периоду хорошо развито восприятие запаха, вкуса, звуков, прикосновений; яркие звучащие предметы отвлекают внимание ребенка, умеют выделять отдельные свойства предмета; с 3-х мес. – совершенствуются процессы выделения признаков, к 3-4 мес. - созревает система восприятия цвета, способность различия объектов по размеру. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые они получают.

Мышление – первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в игры.

Память – первым появляется узнавание. В 3-4 мес. Узнает ту игрушку, которую показал ему взрослый. В 4 мес. – отличает знакомое лицо от незнакомого. К 1 году находит игрушку через 1-3 сек. после того, как ее спрятали. После 8 мес. – восстанавливает в памяти образ, когда перед ним нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие – зависит от общения с близкими взрослыми. Первые 3-4 мес. проявляются: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (сильное биение сердца, зажмуривание глаз), расслабление при удовлетворении потребности. После 3-4 мес. улыбается знакомым, теряется при виде незнакомого человека. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. В 7-11 мес. появляется страх расставания (грусть или легкий испуг при исчезновении мамы). К концу 1 года стремиться к совместным действиям с близкими людьми.

Слух. К 4 мес. Чаще улыбаются в ответ на голос матери, чем на другой женский голос. К 6 мес. – проявляют беспокойство, когда слышат голос матери, но не могут увидеть ее. Чувствительность младенца к речевым звукам помогает ему научиться говорить. Эта чувствительность и способность узнавать знакомые голоса способствует укреплению его привязанности к родителям и воспитателям.

Речь. Плач – результат рефлекторного действия, способ передачи информации. В первые 6 мес. формируется речевой слух. В исследованиях физиолога М.М.Кольцовой, проведенных в домах ребенка, было показано, что специальные занятия по развитию моторики пальцев руки благотворно сказываются на речевом развитии детей. У детей, с которыми такие занятия проводились, речь начинала развиваться раньше и ее развитие шло более быстрыми темпами по сравнению с детьми контрольной группы.

Гуление – в 2-3 мес. – когда ребенку хорошо. С 6-10 мес. – период младенческого лепета. Через лепет малыш выражает готовность к общению. Лепеча, он научается произносить и различать все новые речевые звуки. В 1 год передает смысл с помощью произношения 1 слова (на, дай…) – «голофраза»; понимает 10-20 слов.

Физическое развитие

2 мес. – должен, лежа на животе, опираясь руками держать головку

3 мес. – брать большие предметы

4 мес. – можно присаживать

6 мес. – сидеть с поддержкой, уметь брать предмет в руки

7 мес. – сидеть самостоятельно

8 мес. – стоять с поддержкой, вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек

9 мес. – стоять самостоятельно, но держась за предметы

10 мес. – спокойно ползать

11 мес. – ходить, держась за ручку, верно использовать предметы, подражая взрослым (катать машинку, бить по барабану, поднести ко рту чашку с соком)

12 мес. – ходить с опорой

13 мес. – преодолевать препятствия (ступеньки)

14 мес. – стоять и ходить пытаться без опоры

15 мес. – самостоятельно ходить (девочки идут раньше, чем мальчики)

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.

Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.

Нервная система зародыша формируется с 3-4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.

Многочисленные исследования показали, что в развитии плода играет огромное значение деятельность нервной системы. Если у плода по какой-то причине повреждается мозг, длина и масса уменьшаются, то во время родов плод может погибнуть. Движения плода в организме матери определяются деятельностью развивающейся нервной системы. Выражены глотательные и хватательные движения, подвижны конечности. Хватательный эффект впервые проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной жизни.

Специалисты по проблемам раннего развития мозга, внешней среды и психического здоровья доказали, что ребенок чувствует отрицательные эмоции матери, и они влияют на него самым сильным образом. Основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов плода с окружающей средой. Если будущий ребенок был не желателен для матери, в период беременности она была озлоблена или раздражена, то плод все это чувствовал. Гормоны, образующиеся в организме женщины, самым негативным образом воздействовали на ребенка.

Акт рождения сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. После того как ребенок появился на свет, нервная система глубоко потрясена всем происшедшим. Это дает основание говорить о психологической травме рождения.

Понимание того факта, что ребенок чувствует и сознает еще до рождения, дает возможность осознать беременной женщине, что она может повлиять на личность ребенка, может направить его развитие в том или ином направлении с помощью своих мыслей и чувств. Это не означает, что любые мимолетные волнения или тревоги могут навредить ребенку и качественно повлиять на его характер, в некоторых случаях это даже может сыграть положительную роль в развитии ребенка. А значит это только то, что мать ребенка имеет возможность качественно улучшать его эмоциональное развитие.

Открытию факта внутриутробного формирования личности способствовал ряд открытий, среди которых открытие существования системы общения между матерью и новорожденным ребенком, названной «привязанностью» .

Что важно, сделанные открытия по-новому объясняют роль присутствия любящего мужа рядом с беременной женщиной. Для нее общение с ним является постоянным источником эмоциональной поддержки и чувства защищенности, что, в свою очередь, передается ребенку.

Возвращаясь к теме о психологической травме рождения с точки зрения данных открытий, становится очевидным, что для ребенка очень важно родиться в теплой, душевной обстановке, рождающей чувства безопасности и защищенности.

Однако все эти открытия не означают, что ребёнок в утробе матери обладает полностью сформированной эмоциональной и психической базой. Он не может понять тонкости разговора взрослых людей, однако он понимает этот разговор с точки зрения эмоций, улавливая малейшие изменения, не ограничиваясь сильными и ярко выраженными, такими как любовь или ненависть, но также распознавая такие эмоции, как неуверенность или двойственность чувств.

Ребенок в утробе матери является очень способным учеником. Одним из главных источников информации для него являются его чувства. Так, например, если мать ребенка курит – он испытывает негативные эмоции (предположительно это связано с тем что во время курения ему недостает кислорода). И даже если мать будет просто думать о курении, у ребенка будет наблюдаться волнение (учащенное сердцебиение, повышенная активность) – так называемый условный рефлекс на негативное событие.

Другим источником информации для ребенка является речь. Не секрет, что у каждого человека индивидуальный ритм речи. И доказано, что источником рисунка речи человека является речь его матери, звучание которой он копировал. Причем процесс обучения начинается еще в утробе матери, это доказывается тем фактом, что ребенок движется в ритм ее речи. Младенец в возрасте 4–5 месяцев обладает хорошо развитым слухом и может различать не только голоса родителей, но и музыку. Если включить спокойную музыку, то даже достаточно беспокойный ребенок успокоится, в случае с быстрой и громкой музыкой будет наблюдаться резкое изменение поведения плода в сторону повышения его активности.

Доктором Домиником Пурпура , профессором медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, являющимся главой секции исследования мозга Национальных институтов здоровья, было указано точное время формирования личности ребенка в утробе матери – это период между 28-й и 32-й неделями беременности. Начиная с этого периода, информация поступает в мозг и передается отдельным частям тела. Несколькими неделями позже сигналы мозга ребенка становятся более ярко выражены и могут быть зафиксированы приборами, позволяющими определить, когда ребенок спит, а когда бодрствует.

Рождение ребенка резко вносит в его мироощущения новые эмоции, новые впечатления, зачастую не всегда приятные. И то, как поведет себя ребенок в первые минуты после рождения, в большинстве случаев покажет, каково будет его поведение в дальнейшей жизни. Так, ребенок, родившийся и оказавшийся в руках акушера, может развернуться, а может остаться в позе эмбриона, привычной ему по утробе матери. В первом случае ребенок будет активным и деятельным, а во втором – будет психологически замыкаться и отстраняться. Для ослабления кризисности перехода из пренатального в перинатальный период развития необходимо создать условия при рождении и сразу после него близкие к тем, что были у ребенка в последние девять месяцев: положить его сразу после рождения на живот матери, после чего в ванну с теплой водой и т. д.

Психология возрастного развития – это отрасль знаний, рассматривающая динамику возрастных изменений. В психологии возрастного развития выделяют 2 типа развития: преформированный , непреформированный .

Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени, например, эмбриональное развитие.

Непреформированный тип – это такой тип развития, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию окружающей среды на организм.

Эволюционное изменение психики – это длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – это быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные изменения – это быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные – предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в системе и носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания.

В ситуационных изменениях особую роль играют психотрав-мирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.

Детское развитие – непреформированный тип развития. Это качественно своеобразный процесс, который определен той формой развития общества и непосредственно окружающего ребенка социума, в котором ребенок находится.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.

Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений.

Закон цикличности заключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.

По проблеме развития мнения большинства зарубежных и отечественных психологов расходятся. Многие зарубежные психологи, например, Ж. Пиаже , считают, что обучение ориентируется на развитие, т. е. при обучении необходимо исходить из того, что ребенок осваивает информацию в соответствии с уровнем развития познавательных процессов в данный период времени. Соответственно, нужно давать ребенку то, что он может «взять».

В отечественной психологии взгляд на проблему соотношения обучения и развития принципиально иной. Л. С. Выготский говорил о ведущей роли обучения в процессе развития, т. е. он отмечал, что обучение не должно плестись в хвосте развития. Оно должно несколько опережать его.

Обучение Выготский характеризовал как общественный момент развития, имеющий всеобщий характер.

Также он выдвигал теорию (идею) о существовании уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Под понятием развития Л. С. Выготский понимал процесс формирования человека или личности и возникновения на каждом этапе развития новых качеств, специфичных для человека и подготовленных ходом предыдущего развития. Следует отметить, что данные качества существуют в готовом виде на предыдущих ступенях развития, для них есть предпосылки.

Основоположником исследования эволюционного развития всего живого и конкретно человека является Ч. Дарвин . На основе его учения был разработан закон о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Дж. Холл перенес данный закон на человека, на его психику. Человек в течение своей жизни повторяет все стадии развития человечества. В рамках этого работали Ф. Гетчесон , В. Штерн и другие ученые.

Ф. Гетчесон в качестве основного критерия использовал способ добывания пищи. Он считал, что ребенок на протяжении жизни проходит все стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища и торгово-экономическую стадию.

В. Штерн ориентировался на овладение человеком определенным культурным уровнем. Он отмечал, что человек на первоначальном этапе своего развития напоминает млекопитающих, на следующей стадии – обезьяну, затем он овладевает культурными навыками и к началу обучения становится культурным человеком. Данную теорию критиковали за то, что негуманно заставлять человека повторять все стадии развития человеческого общества. Ее критиковали и за то, что она умозрительна, т. е. основана на внешнем сходстве. Тем не менее, теория рекапитуляции – это первая попытка создать эволюционную теорию.

Представителями нормативного подхода являлись Н. Гейзелл и У. Термел .

На основе многолетнего исследования особенностей социальной адаптации детей, их речевого развития и ряда других показателей с помощью специального оборудования, кино, видео, а также непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психологические портреты отдельных возрастных групп и определены нормативные показатели психического развития.

Термел исследовал детей-вундеркиндов. Сторонники нормативного подхода положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Они проследили динамику развития психических функций ребенка с раннего детства до юношеского периода, до наступления взрослости.

Большой интерес представляет теория трех ступеней детского развития К. Бюллера . Фактически, теория Бюллера представляет собой своеобразную иерархию отдельных компонентов детского развития. На первой ступени стоит инстинкт , на второй ступени – дрессура (навыки) , третья ступень – интеллект . В рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия.

На первой ступени удовольствие приносит выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.

Теорию Бюллера критиковали за необоснованность описанных ступеней и критерия их выделения. Фактически, изучая развитие в рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его и охарактеризовал по тому же принципу детское развитие.

Постепенно в процессе развития происходит социализация личности. Этот процесс экспериментально изучался многими психологами.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры , Дж. Кольмана и др. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное учение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии – как самоактуализация.

Явление социализации многоаспектное, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от степени включенности в общество.

Формирование ценностных ориентиров также является сложным процессом, зависящим от многих факторов, причем как внутренних, так и внешних. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ориентиры рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориен-таций различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок).

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает мир, и наиболее яркие образы откладываются у него в памяти. Поэтому очень развита и богата фантазия. Дети любят слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позже они сами стараются их сочинять. Они воспроизводят когда-то увиденный образ сами, не осознавая этого, при этом думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, но при этом ребенок комбинирует образы, вводит новые.

В это время у ребенка начинает формироваться характер, т. е. некоторые черты характера. В психологии характер определяют следующим образом.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕОРИИ ФРЕЙДА Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутрипсихических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Переезд в Мэдисон: развитие теории семейной терапии В 1965 году мне представилась возможность переехать в другой университет - сладкая возможность бегства. Это был не только шанс убежать от накопившихся профессиональных проблем; для моей собственной семьи пришло время

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый

автора Фромм Эрих Зелигманн

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места,

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последней важной разработкой Фрейда была его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд приступил к основательной ревизии всей своей теории инстинктов. Он отнес свойства инстинктов к

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

Развитие теории семейной психотерапии Начало «семейному движению» в психиатрии было положено в 1950-е годы несколькими психиатрами, которые работали независимо несколько лет до того, как начали получать информацию друг о друге. В нескольких статьях (Bowen, 1966; Bowen, 1971; Bowen, 1975)

Из книги автора

6.2. Морально-этические аспекты вмешательства в пренатальное развитие Наблюдение за состоянием беременной женщины и ее плода преследует двойную цель – достижение благоприятного результата как для матери, так и для ребенка. В свете современного развития перинатальной

Из книги автора

3.3. Демографическое развитие региона в зеркале теории Демографическая история стран ЦВЕ была, среди прочего, и эмпирической проверкой двух больших теоретических построений. Одно из них восходило к знаменитому тезису К. Маркса: «Всякому исторически особенному способу

Ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенка называют новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология (peri-вокруг; natalis - относящийся к рождению) - это наука о психической жизни в перинатальном периоде, ее влиянии на формирование личности человека, а так же о связи плода и новорожденного с матерью и о влиянии психической жизни матери на ребенка. Перинатальная психология - новое направление в психологии. Как наука оно существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, имеющая свои отделения в различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из двух основных утверждений: наличия у плода психической жизни, а также наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на поведение человека в критических ситуациях (стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме того, перинатальный период оказывает влияние на отношение человека к службе в армии, войне, сексу, азартным играм, а также ответственен за тягу человека к экстремальным видам спорта, и вообще ко всему "острому".

Основателем теоретической базы считается С. Гроф, который предложил теорию «перинатальных матриц». Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде клише (штампов) - стойких функциональных структур, являющихся базовыми для его психических и физических реакций и соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они и называются базовыми перинатальными матрицами. С. Гроф выделяет четыре основных матрицы.

1. Матрица наивности (амниотическая Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы составляет симбиотический союз плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные факторы физической, химической, биологической и физиологической природы могут отрицательно повлиять на это состояние. На более поздних стадиях ситуация может стать менее благоприятной также из-за размера плода, механического сжатия или неудовлетворительной работы плаценты. Для формирования матрицы наивности необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода. Таким образом, ее формирование относят к 22-24 неделе беременности. Некоторыми авторами предполагается наличие клеточной и волновой памяти, а, следовательно, матрица наивности может начать формироваться сразу после зачатия и даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством очень давно.

2. Матрица жертвы.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки, что примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть адаптироваться. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода, формируя патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери перед родами провоцирует выброс матерью гормонов стресса, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода, что также формирует патологическую матрицу жертвы. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны переживания нахождения в замкнутом пространстве, чувство загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, в то время как при экстренном кесаревом сечении она формируется.

3. Матрица борьбы.

Онаф ормируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка, что п римерно соответствует 2 периоду родов. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это считается спорным. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

4.Матрица свободы.

Эта матрица начинает формироваться с момента рождения. Ее формирование заканчивается либо в период первых семи дней после рождения, либо в первый месяц после рождения. Считают, что эта матрица может пересматриваться всю жизнь человека, т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. У исследователей нет единства по вопросу продолжительности формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то возникает важный практический вопрос о возможности его внутриутробного воспитания. Перинатальная психология утверждает, что это не только возможно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания, в которых подчеркивается значимость достаточного количества положительных эмоций, испытываемых матерью. Во все времена беременным рекомендовали смотреть на красивое вокруг (природа, море), не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если будущая мать будет рисовать (даже не умея этого делать) и в рисунке будет передавать свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме того, большой положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится и так называемая "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при продолжительных прогулках.

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения эта гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

Если признавать наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной к плоду и обратно. Согласно современным представлениям существуют несколько основных путей такой передачи. Считают, что передача информации может осуществляться через маточно-плацентарный кровоток (через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями). Есть гипотеза (волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения, а оплодотворенная яйцеклетка также извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне. Вода также может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Находясь в утробе матери, дети тоже слышат. Однако, им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее, а недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох. Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно, и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения, а дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Кризис рождения

Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, имеющим название новорожденности. Ребенок во время родов физически отделяется от матери. Зарубежными учеными предложена теория родовой травмы. Появление ребенка на свет – это травматический момент, который сказывается на всей последующей жизни. С этой точки зрения появление на свет является потрясением, а первый крик – это крик ужаса. Большое значение представители данной теории придают переживаниям, которые сопровождают процесс рождения. Рождающийся ребенок, проходя через родовые пути, может испытывать ряд переживаний: страх, безысходность, отчаяние. Данные переживания могут проявляться и у взрослого человека, что может стать причиной невроза.

Существуют рекомендации по смягчению родовой травмы: поддерживать мягкое освещение, не шуметь, не ругаться, не греметь инструментами, использовать мягкую музыку, на какое-то время положить новорожденного на живот матери.

Противоположный взгляд на психическую жизнь новорожденного высказывали отечественные рефлексологи: никаких серьезных переживаний в жизни новорожденного быть не может, психической жизни еще нет, психика новорожденного складывается из одних рефлексов.

Современный подход к рассмотрению психической жизни новорожденного ставит под сомнение обе, приведенные выше, концепции. Психическая жизнь у новорожденного уже есть, но в силу незрелости нервной системы все органы чувств имеют довольно высокий порог (низкую чувствительность).

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Однако рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.

Период новорожденности считают кризисным. Этот период психического развития ребенка как критический был описан одним из последних. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима. Она определяется двумя важными обстоятельствами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка. Без взрослого он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности, в связи с чем младенец является максимально социальным существом. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом.

Основное новообразование этого периода – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка взрослых людей. У ребенка появляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Появление комплекса оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления служат основным критерием оценки адекватности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.


Похожая информация.


Перинатальный период (синоним - околородовой период)

1. Период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения, т.е. по 7-е сутки жизни новорожденного . По классификации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), принятой в ряде стран,

Некоторые специалисты считают начало П. п. - с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более);

Уже в этот период (по современным исследований) плод двигается, т.е. ищет более удобную позу, проявляет эмоции (улыбается, хмурится…), т.е. идет психическая жизнь ;

А что еще покажут последующие исследования?!!!

2.Продолжительность перинатального периода (П.п.) различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов:

Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности

П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

3. В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного .

По данным Петра Кузьмича Анохина , у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции (см. Плод) объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

4. Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды.

На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни.

Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода.

5. Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности.

Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного.

Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни.

У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов.

У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г ) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.

Развитие малыша до рождения

Душа не может появиться вдруг, в момент родов.

Хуго Юнг

Что и когда начинает чувствовать плод в утробе матери? Отражается ли это на развитии новорожденного, на его взаи­моотношениях с родителями? Разные ученые в свое время по-разному отвечали на этот вопрос. Зигмунд Фрейд предполо­жил, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Сильвия Санти описывает отношение беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период - самый счастливый, безмятежный в жизни человека. Исследования последнего десятилетия также подтверждают, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы. Японские ученые записали на магнитофон все внутриутробные звуки, и оказа­лось, что прослушивание этих звуков новорожденными мла­денцами сопровождалось появлением на лицах детишек поло­жительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассо­циировались у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось.

В глубинах подсознания каждого человека дремлют воспо­минания, восходящие ко времени блаженства в уютном полу­мраке маминого животика. Еще задолго до того, как сформи­руется мозг и нервная система ребенка, он едва ли не с первых часов после зачатия обладает необъяснимой способностью за­печатлевать физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Так, воспитанный в любви и ласке, ребенок каким-то неведомым образом догадывается, что был нежелан­ным, и это воспоминание может наложить отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Получение информации об окружаю­щей мире, эмоциональные реакции на изменения в нем - пред­посылка сложнейшей психической деятельности будущего че­ловека.

Ребенок - хранитель тайны бытия, он близок к пред­кам… Известно выражение из Торы: «Когда ребенок рождается. Бог накладывает печать на его уста».

Младенец в матке может пережить эмоциональный шок, при­ступ тревоги, вспышку ненависти или агрессии, подавленность, сексуальное возбуждение или, наоборот, чувство релаксации, удовлетворения, счастья, любви. Плод разделяет эмоциональное состояние матери благодаря связи через гормональную систе­му, а также получает информацию об эмоциональном состоя­нии матери через такие сигналы, как тактильное давление, ко­торое является индикатором напряженности, специфические пищеварительные звуки, вокальные интонации или внешние звуки и голоса. Каждый плод развивает собственную модель деятельности, и специалисты, которые проводят ультаразвуковое исследование, подтверждают уникальность каждого буду­щего ребенка, его отличную от других индивидуальность.

Образ жизни будущих мамы и папы должен быть проник­нут уважением к способностям еще не родившегося ребенка. Перед каждой парой стоит задача создать благоприятное ок­ружение для своего ребенка, и нужно сделать это, основыва­ясь не только на научных знаниях, но и на собственном инту­итивном понимании, что это правильно. Такая забота должна начаться еще внутри утробы. Ребенок созревает не только от правильного питания и питья. На него влияет общее состоя­ние мамы, качество ее мыслей, чувств и ее активность. Все, что делают родители, чтобы стимулировать себя, стимулирует и ребенка. Любая мамина активность, будь то танцы, йога, плавание или занятия любовью, влияет на развитие его осяза­ния и чувства равновесия. Речь, пение, повторные и ритмич­ные звуки стимулируют слух и речевые способности. Откры­вая живот прямому свету, особенно свету солнца, мать стиму­лирует развитие зрения у ребенка.

Уже в утробе матери человек проходит свою первую школу принятия и любви или отвержения и ненависти. От того, что пришлось ему испытать, во многом зависит его будущее. Если женщина вынашивает ребенка вопреки желанию мужа или других родственников, то ребенок будет чувствовать в утробе их недоброжелательное отношение и потом станет испытывать неприязнь к этим людям. Будучи в утробе, ребенок безоши­бочно определяет истинное отношение к себе и к своей мате­ри того или иного человека. Так происходит потому, что он воспринимает прежде всего биополе другого человека, которое соответствует реальной духовной, нравственной и психо­логической сущности человека вообще и применительно к дан­ной ситуации общения с его матерью в частности.

Отрицательное отношение к ребенку родных беременной женщины, как и ее самой, вызывает у него мощную психоло­гическую закомплексованность и сильную подсознательную неуверенность в себе и в своих силах.

Ранние переживания - это своеобразный фон, который либо поддерживает человека, либо препятствует ему. Позитивный ран­ний опыт может способствовать возникновению интереса и оп­тимистического отношения к жизни, что подтверждают наблю­дения за детьми, матери которых были достаточно уравнове­шенны в течение беременности и у которых было сформировано положительное эмоциональное отношение к ребенку еще до рождения. Положительный и успешный опыт рождения являет­ся основой активности в критических жизненных ситуациях, в то время как трудности рождения могут подавлять эту актив­ность. Однако благоприятные послеродовые условия жизни по­зволяют преодолеть внутриутробные травмы.

Психолог С. Гроф в ходе своей работы с пациентами и на­блюдений выделил четыре этапа психологического развития человека до рождения и в процессе родов. Эти этапы получи­ли название «базовых перинатальных матриц» (Подробнее об этом вы можете прочитать: Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Ин-т психотерапии, 2001.).

Первая перинатальная матрица - внутриутробная жизнь. Этот этап еще называют «матрицей любви». Мама и ребенок составляют единое целое. Ребенок, соединенный с материнским организмом общим кровотоком, чутко реагирует на малейшие изменения как физического, так и эмоциональ­ного состояния мамы. Через пуповину к нему поступают пи­тательные вещества, эмоциональное состояние мамы влияет на уровень гормонов, что незамедлительно сказывается на со­стоянии ребенка. Оказывают влияние и внешние факторы: зву­ки, изменения температуры, излучение, механические воздей­ствия.

На этом этапе матка - это вселенная малыша. И для каж­дого ребенка эта вселенная уникальна и неповторима. Она может быть дружественной к своему маленькому обитателю, доброй и ласковой. И тогда малыш пребывает в состоянии рай­ского блаженства, он чувствует себя защищенным, спокойным и умиротворенным. Глядя на новорожденного младенца, все­гда можно догадаться, насколько хорошо ему было в его пер­вом «домике»:

Психические переживания мамы во время беременности сказываются на состоянии мышечного тонуса ребенка: если мама постоянно находится в состоянии стресса, тонус будет повышен, если беременность будет проходить под знаком уны­ния, депрессии, постоянных сомнений, тонус будет понижен;

Отсутствие физических нагрузок и избыточное питание будущей мамы делают мышечные ткани малыша рыхлы­ми, кожу - дряблой, у такого ребенка плохо выражены реф­лексы.

В этот период будущей маме стоит избегать:

интеллектуальных перегрузок - при интенсивной ин­теллектуальной нагрузке мама мало думает о ребенке, находится в состоянии постоянного стресса;

работы на компьютере - в первую очередь из-за мало­подвижной позы; кроме того, хотя современные мони­торы снабжены хорошей системой защиты, все-таки луч­ше сидение у компьютера ограничить;

излишних физических нагрузок: профессиональных за­нятий спортом, тяжелой работы по дому;

ожидания ребенка определенного пола, мыслей о пре­рывании беременности;

алкоголя, курения, бесконтрольного употребления ле­карств;

нерационального питания.

Первая матрица закладывает отношение между малышом и окружающим миром. А в мире, как известно, идеальных условий не бывает, поэтому не стоит стремиться превратить обиталище ребенка в рай. Умеренные физические нагрузки, пе­риодическое чувство голода, небольшие перепады настроения окажут на развитие малыша положительное влияние, задавая первичные модели жизненных ситуаций, с которыми ему при­дется столкнуться в дальнейшем. Врачам и психологам извест­но, что после слишком «лучезарной» беременности дети очень часто бывают капризными, требовательными, эмоционально не­устойчивыми.

Вторая перинатальная матрица - период от начала схваток до полного раскрытия родовых путей. Эту матрицу называют «матрица жертвы». Внезапно для ребенка его рай­ское блаженство заканчивается, огромная сила сжимает и да­вит тело, не хватает кислорода и питательных веществ. Но выход для маленького обитателя пока закрыт. От того, как по­ведет себя мама, зависит очень многое. Если она принимает схватки спокойно, понимает, что происходит с ней и малышом, стремится установить с ним контакт, ребенок ощущает под­держку и трудится вместе с мамой. Если же мама не готова к родовым схваткам, впадает в панику, замыкается на своей боли, кричит, ребенок может почувствовать себя отверженным, бро­шенным один на один с неведомой стихией. Все, что малыш успел пережить в этот момент, остается в его памяти и в даль­нейшем влияет на то, как он будет вести себя в трудных, кажу­щихся безвыходными ситуациях.

Третья перинатальная матрица - прохождение ребен­ка по родовым путям и рождение. Эту матрицу называют «матрица борьбы и пути». Физически это самый тяжелый этап родов. Неведомая сила сжимает и выкручивает крохотное тель­це, не хватает кислорода. Однако психологически этот этап легче предыдущего, потому что многое теперь зависит от са­мого малыша. Все силы его организма мобилизуются и про­кладывают путь к выходу, к свету, теперь ясно видимому. Но после появления на свет испытания для ребенка еще не закон­чены. В животе у мамы он находился в состоянии невесомо­сти, а во внешнем мире действуют законы земного притяже­ния, и ребенок переживает «гравитационный удар». Ребенок начинает самостоятельно дышать, изменяется кровообращение, перестраивают работу внутренние органы. С момента рожде­ния начинает пробуждаться сознание, перинатальные воспо­минания уходят в слои бессознательного.

Если потужной период прошел нормально, у ребенка нор­мальный мышечный тонус и внутричерепное давление. Этот этап крайне важен для становления личности ребенка. За вре­мя прохождения по родовым путям запускаются адаптивные механизмы психики. От того, как пройдет этот период, за­висит, сможет ли ребенок приспосабливаться к меняющим­ся условиям жизни, научится ли он ставить цели и дости­гать их.

В этот период маме стоит избегать:

нарушения естественного хода потуг;

грубых акушерских манипуляций;

неадекватного поведения во время потуг.

Четвертая перинатальная матрица - первое время после родов. Эту матрицу называют «матрицей свободы». От того, что увидит, услышит и почувствует малыш в первые минуты после родов, зависит, какими будут его отношения с миром и близки­ми. Во время схваток и потуг малыш чувствовал, что материн­ский организм отвергает его, что он одинок в своей борьбе с неведомой силой. Если, пройдя через ад, он вновь не обретет райского блаженства, то на всю жизнь сохранит тоску по поте­рянному раю и ему будет очень тяжело обрести гармонию с со­бой и миром. Поэтому так важно, чтобы после родов произошло воссоединение: когда мама выдавит ему первые капли молозива, ласково погладит и скажет слова любви, малыш поймет - он любим и желанен, а все неприятности позади. Важно, чтобы мир, куда попал малыш, напоминал его прежний: без громких звуков, яркого света, лишних движений. Мягкое прикосновение рук, при­глушенный свет, теплая водичка помогут скорее адаптироваться в новых условиях. Но если ребенка ослепит холодный свет опе­рационной, чужие руки перережут пуповину и унесут от мамы, вся жизнь человека может пойти по совершенно иному пути. Когда нарушается естественный ход событий и ребенка сразу после родов разлучают с матерью, он находится в постоянном возбуж­дении, у него нарушается мышечный тонус, он испытывает чув­ство страха, незащищенности, одиночества, и в дальнейшем это может привести к неуверенности в себе, страхам, отсутствию доверия к миру, депрессиям, неумению установить нормальный контакт с окружающими.

В этот период стоит избегать:

неоправданных медицинских манипуляций;

преждевременного (до полного прекращения пульсации) перерезания пуповины;

агрессивного воздействия окружающей среды (громких звуков, яркого света);

разлуки с малышом.

За девять месяцев в животе у будущей мамы формируется не только тело малыша - растет и зреет его душа, формиру­ются многие черты характера. В этой своей первой вселенной маленький человечек получает первые знания о мире, в кото­рый он скоро попадет. И ни один урок всей последующей жиз­ни не будет им заучен так прочно, как этот.

по материалам книг «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой; «Психика и роды» под ред. Айламазяна Э.К.