Второй месяц жизни ребенка. Физические упражнения


Со второго месяца жизни пора приступать к физическому воспитанию малыша. Оно поможет укрепить его здоровье, всесторонне и правильно развить его физические способности, окажет содействие в формировании и совершенствовании его двигательных навыков, а также поспособствует правильному нервно-психическому развитию. Гимнастика, и сопутствующий ей массаж, доставят малышу множество приятных мгновений, улучшат его настроение и позволят вам не только насладиться общением с вашим ребенком, но и с пользой провести время.

В чем заключается польза гимнастики и массажа для малыша

Маленький ребенок двух месяцев большую часть суток поводит практически в неподвижном состоянии, и именно поэтому простейшие гимнастические упражнения в сочетании с массажем для него имеют особую важность. Какими неоспоримыми достоинствами они обладают? Специально разработанные для младенцев физические упражнения и массаж:

  • благотворно влияют на процесс кровообращения;
  • улучшают легочное дыхание – помогают насытить ткани кислородом, питательными веществами, а также способствуют отдаче углекислоты тканями;
  • содействуют продвижению по организму ребенка лимфы;
  • делают более интенсивным обмен веществ, устраняя застойные явления в организме, очищают его от побочных, вредных продуктов обмена;
  • улучшают кожное дыхание, помогая очистить кожные покровы от избыточных ороговевших клеток эпидермиса;
  • придают эластичность подкожной клетчатке и кожным покровам;
  • эффективно повышают тонус мышц;
  • хорошо расслабляют и успокаивают;
  • улучшают аппетит;
  • делают последующий сон более глубоким.

Когда следует проводить гимнастику с ребенком: время и условия

Лучшее время начинать делать гимнастику со своим малышом – это 6-я или 7-я неделя его жизни. Также стоит помнить о том, что ее рекомендуется дополнять массажем – это принесет гораздо больше пользы. До достижения полутора – двух месяцев, лучше ограничиться простыми поглаживаниями, без присутствия физических упражнений, поскольку в столь раннем возрасте более интенсивными занятиями малышу можно нанести вред.

Массаж и гимнастику лучше всего проводить каждый день и в одно и то же время – не раньше, чем через час – полтора после кормления или за полчаса до него. Длиться первые упражнения должны недолго – всего лишь несколько минут в день. Постепенно продолжительность занятий следует увеличивать, доводя до 5 – 6 минут за один раз и осуществляя их дважды в сутки.

Также при проведении гимнастики и массажа необходимо соблюдать следующие условия:

  • не следует заниматься с ребенком сразу после сна, дайте ему окончательно проснуться и осознать окружающую обстановку;
  • запрещается делать гимнастику и массаж сразу после кормления, поскольку это может спровоцировать срыгивание или принести малышу дискомфортные ощущения;
  • делать гимнастику и массаж можно только абсолютно здоровому ребенку, никогда не начинайте процедуры, если ваш кроха плохо себя чувствует или даже просто недоволен, ориентируйтесь на его настроение – если оно хорошее, только тогда начинайте занятия;
  • при проведении упражнений и массажа можно создать музыкальное сопровождение, ориентируясь при этом на предпочтения ребенка, не стоит включать слишком активную или агрессивную музыку, также не нужно чрезмерно увеличивать громкость;
  • при проведении процедуры, следует негромко и спокойно разговаривать с малышом, улыбаться ему, хвалить за маленькие, но уже такие важные его первые «спортивные» достижения.

Подготовка к гимнастике и массажу

Прежде чем приступить к основным гимнастическим упражнениям с вашим двухмесячным крохой, необходимо подготовиться. Для этого следует:

  1. Заблаговременно создать соответствующие условия окружающей среды – проветрить комнату, температура в помещении должна быть 20 – 23 градуса. Педиатры не рекомендуют превышение или же занижение этих цифр. Также комнату следует увлажнить, хорошо при этом использовать увлажнитель воздуха.
  2. Подготовить место для выполнения гимнастических упражнений, которым может быть пеленальный столик или обычный стол, комод. Можно использовать для этих целей кровать, однако, только при наличии ортопедического матраса повышенной жесткости. Поверхность для проведения массажа и упражнений должна быть твердой, накрыта легким одеялом и застелена поверх него пеленкой из натурального хлопчатобумажного материала.
  3. Мама или тот человек, который будет осуществлять за малыша гимнастические упражнения и сопутствующий им массаж, должен хорошо вымыть руки, снять кольца, браслеты, часы и закатать (при их наличии) длинные рукава одежды. Также стоит проследить, чтобы ногти на руках были обрезаны, а сами руки были теплыми и сухими. Не стоит смазывать кожные покровы малыша или взрослого какими-либо кремами, мазями или маслами, даже подходящими для 2-хмесячных детей.

Техника выполнения гимнастических упражнений и массажа

Прежде чем начинать делать с ребенком гимнастические упражнения, его стоит к этому подготовить при помощи массажных приемов: поглаживания, растирания и легкого разминания. После чего можно приступать к самим упражнениям: приподниманию ножек и ручек, переворачиванию.

Комплекс массажных и гимнастических упражнений

Первое гимнастическое упражнение

Первоначально необходимо сделать несколько поглаживающих движений по каждой ручке от запястья к плечику и после этого приступать.

Вложить свои большие пальцы в ладошки малыша и дождаться, когда он крепко их сожмет в своих кулачках. После этого можно слегка притягивать ребенка к себе за ручки. Затем следует вытянуть его ручки в разные стороны по обеим сторонам туловища и легонько перевести в противоположные стороны, скрестив на груди малыша.

Второе гимнастическое упражнение

После массажа ножек, включающего в себя поглаживания от стопы к бедру, приступаем ко второму упражнению.

Оно заключается в переворачивании малыша на животик – одно из самых главных и даже обязательных ежедневных упражнений. Для его правильного выполнения следует согнуть одну ножку ребенка в коленке и, направляя ее в сторону к бедру второй ножки, перевернуть малыша сначала на бочок, а затем и на животик.

Следует это сделать с одной, а затем и второй ножкой, перевернув малыша на животик со стороны правого и левого бока. После этого дайте ему немножко полежать на животике и пошевелить ножками и ручками в свое удовольствие. Также в таком положении малыш обычно пытается поднять головку, что также очень полезно, очень трогательно при этом покряхтывая.

Пока ребенок лежит на животике, ему обычно делают массаж спинки по направлению от поясницы к шее.

Третье гимнастическое упражнение

Перевернув малыша на спинку, после массажа животика по кругу, обязательно по часовой стрелке, и массажа груди, следует сделать массаж стоп и можно сделать упражнение «велосипед».

Для этого следует взять ребенка за голени и немного «поработать» его ножками, имитируя езду на велосипеде. Также это упражнение обычно дополняется одновременным сгибанием обоих ножек с прижатием их к животику и последующим выпрямлением.

Четвертое гимнастическое упражнение

После этого укладываем ребенка на бочок и с небольшим усилием проводим пальцем вдоль позвоночника – ребенок при этом должен сделать рефлекторное движение – глубоко прогнуть спинку. Сделать это необходимо несколько раз и после этого все повторить, перевернув кроху на другой бочок.

Пятое гимнастическое упражнение

Опять выкладываем малыша на животик и приставляем к стопам его ножек свою ладонь, первоначально слегка подталкивая их. Малыш должен сделать рефлекторное движение и попытаться оттолкнуться от твердой поверхности вашей ладони и пробовать ползти. При этом у него будут задействованы очень многие группы мышц, и именно поэтому это упражнение очень полезно и важно для малыша.

В детских поликлиниках существуют специальные медицинские работники, обучающие молодых мам техникам и приемам гимнастических упражнений и массажа. Обязательно посетите их и хотя бы один раз посмотрите на все своими глазами. Также на сегодняшний день существует очень много видео и литературы, посвященных этой науке. Самый главный принцип – не навреди! Всегда следуйте рекомендациям своего педиатра и патронажной сестры, не старайтесь вводить что-то новое и усложненное. Ваш кроха еще слишком мал и самое главное, в чем он нуждается – в вашей защите, заботе и любви.

Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни. Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка. Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом.

Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении. Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими. Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.

Зарядка для новорожденных

Как проводится гимнастика для новорожденных? И нужна ли она вообще? Этот вопрос должна задать себе мама, малыш которой родился абсолютно здоровым. С первых дней жизни начинается сложный период адаптации к новой среде. В этом возрасте большую часть времени дети спят, а в перерывах питаются. Кроме материнского тепла и заботы, малышу больше ничего не нужно в первые недели жизни. Поэтому можно услышать и такое мнение: не надо спешить ни с массажем, ни с гимнастикой. Что включает гимнастика для месячного ребенка? Все упражнения направлены на развитие равновесия и стабилизации в теле, а также тренировки мускулатуры. Никаких активных движений быть не должно. Все упражнения выполняются в максимально щадящем, плавном режиме, без силового нажима.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине, его таз находится в свободном положении, его не надо приподнимать или, наоборот, прижимать. Взрослый становится со стороны стоп малыша и сгибает его ноги под прямым углом по отношению к тазу. Также ноги должны быть согнуты под прямым углом в коленях. В этом положении нужно зафиксировать ножки младенца. Необходимо следить, чтобы колени грудничка находились на одной линии с плечевыми суставами. Следует обхватить колени малыша руками так, чтобы большие пальцы лежали на голени и внутренней поверхности коленного сустава. В таком положении нужно удерживать ноги на протяжении 3 минут. В этот период нужно воздействовать на колени на протяжении 7 секунд, потом уменьшать воздействие на протяжении 10 секунд, затем снова плотнее удерживать ноги.
  • Упражнение № 2. Это упражнение тренирует мышцы спины и шеи, формирует навык удерживания головы. Малыш лежит на животе. Взрослый, находящийся сзади, наклоняется и обхватывает руками плечи грудничка. Таким способом помогает ребенку удерживаться на локтях. Эта поза самостоятельно осваивается примерно в 3 месяца. Можно слегка разводить плечи малыша в стороны, это приведет к реакции - младенец начнет поднимать голову.
  • Упражнение № 3. Грудничок находится на спине, а взрослый стоит слева от него. Нужно подложить ладонь под голову малыша так, чтобы зафиксировать его голову. А другой рукой фиксируется правое колено грудничка таким же способом, как это выполняется в первом упражнении. Удерживать малыша также нужно в течение 3 минут, с поочередным воздействием и расслаблением. Затем нужно перейти на правую сторону и выполнить то же упражнение с левой ногой.

Никакой боли во время гимнастики малыш не должен испытывать. Он может заплакать из-за непривычных ощущений в теле, которые ему были до этих пор неведомы. Перечисленные упражнения полезны тем, что дают возможность телу проявлять ответные реакции на воздействие. Таким способом происходит самостоятельная тренировка мышц и формирование координации движения.

Второй месяц

Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
  • Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
  • Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
  • Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
  • Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
  • Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
  • Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
  • Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
  • Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
  • Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
  • Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
  • Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.

Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.

Третий месяц

Гимнастика для ребенка в 3 месяца должна быть направлена на формирование важного навыка - переворачивания на живот. Для этого необходимо укреплять мышцы шеи, спины и пресса, развивать равновесие. В этом возрасте можно проводить ту же гимнастику, что и в 2 месяца. Также зарядка усложняется другими упражнениями.

  • Подъем из положения на животе. Для этого необходимо вложить в ладошки ребенка большие пальцы и обхватить предплечья. Затем нужно осторожно приподнять кроху, как бы присаживая его, затем опустить в исходное положение. Можно выполнить 3-4 подъема.
  • Повороты на живот при помощи рук. Ребенок лежит на спине. Нужно взять его за одну руку и переместить ее через корпус в противоположную сторону. Затем такое же движение нужно повторить с другой рукой. Рефлекторно тело грудничка будет тянуться за рукой. Таким образом отрабатывается навык переворота со спины на живот.
  • Повороты на живот при помощи ног. Малыш лежит на спине. Нужно согнуть ногу и повернуть ее в сторону разворота корпуса, как бы закидывая ее на другую ногу. Тело рефлекторно начнет двигаться в сторону поворота ноги. Также повороты на живот можно совершать из положения на боку.
  • Разгибание позвоночника на весу. Для выполнения этого упражнения грудничка нужно взять под живот и приподнять. Рефлекторно малыш приподнимает голову и разгибает спину.

Четвертый месяц

Гимнастика для ребенка в 4 месяца повторяет комплекс предыдущих упражнений. Что особенно полезно детям в этом возрасте и что они воспринимают с восторгом?

  • Зарядка для ног. В этом возрасте малыш начинает воспринимать все действия взрослых как игру. Интересным для крохи будет упражнение «велосипед». Также дети любят «аплодировать» стопами. Для этого нужно приложить ступни ребенка друг к другу и прихлопывать ими. Можно складывать ноги в положение «лягушка» и раскачивать малыша, дотягиваться пальчиками стоп до носика и т.д. Также можно проводить растяжку таким способом: правую руку и левую ногу нужно подтягивать навстречу друг другу, затем поменять руку и ногу.
  • Зарядка для рук. Упражнение «ладушки» хорошо развивает мелкую моторику и приносит много позитивных эмоций. Можно выполнять перекрестные движения руками в форме объятий, «боксировать», «плыть» - все те упражнения, которые выполнялись в первые месяцы жизни.
  • Упражнения для пресса. Дети этого возраста уже пробуют подтягиваться на руках, если вложить в их ладони большие пальцы. В течение дня можно несколько раз устраивать для малыша такие подъемы, которые хорошо тренируют мышцы брюшного пресса, а также спины, рук и шеи.

В этом возрасте все движения становятся более энергичными и интенсивными. Ребенок из пассивного наблюдателя постепенно превращает в активного участника процесса.

Пятый месяц

Гимнастика для ребенка в 5 месяцев уже не приносит дискомфорта, поскольку к этому возрасту проходит гипертонус. При сгибании и разгибании конечностей, поворотах туловища и головы малыш чувствует себя более раскованным и свободным в движениях. Что в этом возрасте наиболее интересно и полезно?

  • Приподнимание за ручки из положения лежа.
  • Сгибание ног в коленях и скользящие движения стопами по поверхности в положении лежа на спине.
  • Шаговые движения в вертикальном положении при опоре стопами о твердую поверхность (нужно держать грудничка под мышки).
  • «Полет» на животе с прогибом позвоночника (выполняется на весу).
  • «Полет» на спине, когда ребенок напрягает мышцы пресса и пытается удерживать тело на весу (выполняется на весу).
  • Переворот со спины на живот и обратно.

Малыш этого возраста в период бодрствования все время двигается, то есть тренируется, даже если мама не проводит никаких специальных упражнений. Важно мотивировать ребенка к движению.

Шестой месяц

Гимнастика для детей в 6 месяцев направлена на постепенное формирование навыка сидения и ползания. В этом возрасте и позже грудничок может предпринимать первые попытки вставать на четвереньки. И нужно всячески поощрять его желание принимать именно эту позу. Если малыш в этом возрасте еще не сидит - это нормально. Не стоит слишком часто его присаживать и форсировать развитие моторных навыков.

  • Подъем туловища. Упражнение выполняется из положения лежа на животе. Нужно приподнять ручки ребенка, развести в стороны и слегка подтянуть корпус к себе. В этом положении малыш хорошо удерживает голову, пробует вставать на колени. Если упражнение не получается, ребенку дискомфортно, не надо его повторять. Нужно вернуться к нему позже.
  • Навык ползания. Этот навык заложен природой, его не надо специально развивать. Но подтолкнуть к ползанию грудничка можно, мотивируя его новыми игрушками, привлекательными, яркими предметами быта и т.д. Когда грудничок лежит на животе, можно положить перед ним яркую игрушку. Это будет хороший стимул для продвижения вперед по-пластунски. Также можно немного помочь малышу, стимулируя ноги к движению. Для этого нужно поочередно сгибать их в коленях.
  • Мелкая моторика. Гимнастика для малышей этого возраста развивает не только крупную, но и мелкую моторику. Важно делать гимнастику пальчиков и массировать ладошки, при этом рассказывать потешки. Пальчиковые игры нравятся всем детям, кроме того, стимулируют работу мозга. Во время разведения рук в стороны, можно вкладывать в ладони ребенка игрушки в виде колец.

Особенности гимнастики во втором полугодии жизни

Гимнастика для детей до года делится на два этапа: пассивный и активный. После 6 месяцев начинается активная гимнастика, когда ребенок уже многое понимает (особенно к концу первого года жизни) и может выполнять ряд упражнений самостоятельно, в игровой форме.

  • Поощрение ползания. Хорошо, если малыш не спешит подниматься в вертикальное положение. Нужно время, чтобы окрепли и сформировались мышцы спины. Как и раньше, ползание можно стимулировать новыми игрушками, яркими предметами. Из положения на четвереньках грудничок со временем попробует подняться на ноги.
  • Укрепление мышц спины и живота. Можно уложить грудничка к себе на колени животом вниз, так, чтобы голова, грудь и плечи провисали. Из этого положения нужно попросить малыша поднять игрушку с пола. Это задание можно дать, когда ребенок лежит в таком же положении только на спине. Ребенок будет прогибаться, делая мостик, а затем подниматься в исходное положение.
  • Спортивный инвентарь. Чем старше становится малыш, тем больше навыков крупной моторики у него формируется. В упражнениях уже можно использовать подручные средства и спортивный инвентарь: скакалки, мячи, обручи, кегли. О фитболе для грудничков читайте в другой нашей статье.
  • Навык ходьбы. Примерно после 10-11 месяцев (у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже) дети самостоятельно поднимаются, пробуют стоять без поддержки и делают первые шаги, держась за руку мамы или папы. В этом возрасте уже можно поощрять желание малыша ходить, приседать на корточки, вставать.

К концу первого года жизни дети любят копировать действия взрослых. Поэтому зарядку можно делать вдвоем. Малыш охотно будет приседать, делать наклоны в стороны, поднимать руки вверх, бросать мяч, наклоняться за игрушкой, становится на носочки, повторяя движения за мамой.

Азы динамической гимнастики: стоит ли начинать

Динамическая гимнастика - комплекс активных двигательных упражнений, которые выполняются на весу, в воздухе. Динамическая гимнастика для грудничков - тема спорная. Можно найти справедливые положительные отзывы об этой экстремальной зарядке. Какие именно?

  • Хорошо развивается не только скелет, мышечная система, но и вестибулярный аппарат.
  • Корректируется мышечный тонус.
  • Динамическая гимнастика формирует стойкий характер, уверенность в себе.
  • Дети в большинстве случаев позитивно настроены на воздушные упражнения.

Полярный негативный взгляд связан с опасениями, что динамическая гимнастика может навредить ребенку, привести к лабильности суставов, угасанию естественных двигательных рефлексов, стрессу. Что важно знать?

  • Да, действительно, при неумелом, неправильном выполнении упражнений грудничку можно нанести травму, в первую очередь - повредить суставы, хрящи, связки.
  • Поэтому родители, которые приняли решение заниматься с малышом динамической гимнастикой, должны пройти обучение у сертифицированного инструктора.
  • Важно научиться делать правильные и надежные захваты конечностей малыша.
  • Начинать нужно с самых простых упражнений, постепенно увеличивая время и интенсивность воздушных упражнений.
  • Нельзя сразу выполнять сложные упражнения: перебросы через голову, прокруты, кручения и т.д.
  • Взрослый должен быть уверен в своих силах и действиях, а если есть сомнения, то лучше упражнение не делать.
  • При динамической гимнастике высок риск падений малыша.
  • Риск травм увеличивается, если начинать заниматься после 6 месяцев, поскольку связки не тренированы, а масса тела ребенка значительно увеличилась.
  • Оптимальный возраст для начала занятий - 1,5 месяца.

Динамическая гимнастика для малышей включает такие базовые упражнения:

  • маятник за руки;
  • маятник за ноги;
  • маятник за руку и за ногу;
  • раскачивание вперед и назад за руки и ноги;
  • крестик за ноги и крестик за руки;
  • забросы на руку;
  • повороты за руку и ногу.

Противопоказания к динамической гимнастике: гипертонус или гипотонус, связанный с неврологическими заболеваниями; дисплазия тазобедренных суставов, подвижность суставов и другие ортопедические нарушения. Не всегда эти отклонения могут заметить родители. Поэтому перед началом занятий нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом и ортопедом.

Гимнастика для младенцев может быть лечебной и общей оздоровительной. Лечебную гимнастику должен проводить специалист по ЛФК. Но если у ребенка нет никаких нарушений, родители могут самостоятельно освоить простые, безопасные упражнения и выполнять их ежедневно.

Распечатать

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж - поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук - правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота - ладонь идет вниз, а тыл кисти - вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом - в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).


Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте - полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).


Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе - «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко - этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика - ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы - кисть, стопу - можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы - нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии

Серия «В помощь родителям»


Полезное: Более подробно читайте на baby.ru: Краснуха во время беременности - профилактика и диагностика

Продолжаем снова наш пятничный пост по теме “Игры с рождения до года ”. На прошлой неделе мы с вами читали про .

Сегодня у нас – второй месяц жизни ребенка . Ваш любимый малыш немного подрос и благодаря упражнениям, уже многому для себя научился.

В 2 месяца ребенок начинает ловить взгляд мамы, следить за ней, сосредотачиваясь в течение 25 секунд на ней. С развитием зрения он все больше интересуется окружающими предметами, понемногу задерживаясь взглядом на них, в результате чего даже может отвлекаться во время еды. Обостряется слух – малыш может пытаться повернуть голову на источник звука или отыскать его глазами.

Кулачки постепенно разжимаются, сами руки приобретают большую амплитуду движений – малыш активнее размахивает ими, пробует держать предмет, не выпуская. Разжимать кулачок с игрушкой будет немного позже (через пару недель). Начинает удерживать голову , лежа на спине (это умение появляется с 2 до 4 месяцев жизни). Лежа на животе, пытается сам приподнимать голову , поворачивать ее набок, чтобы не ткнуться носом вниз. Одновременно он учится опираться на предплечья .

В этот период возникает характерный “комплекс оживления ”: при виде мамы или едва заслышав ее, двухмесячный малыш проявляет радость: он улыбается (!), пытается гулить (растягивая гласные в ответ на обращение к нему и самостоятельно – как бы пробуя свой речевой аппарат), изменять мимику лица, активно размахивать ручками и ножками. Тонко улавливает настроение окружающих, может проявить недовольство, если его не понимают, протестовать с помощью характерной гримасы. Он отлично распознает ласковый или строгий тон в голосе.

2-месячный малыш нуждается в физических упражнениях так же, как и в развивающих играх. Начнем с упражнений.

Учимся умываться

Ребенок лежит на спинке. Улыбнитесь и наклонитесь к нему, возьмите его ручки в свои, а если кулачки сжаты, потрясите их, чтобы расслабить, и сделайте умывательное движение личика сначала его правой ладошкой, затем левой, приговаривая ласково:

Рано утром, на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки!

Потом сложите ладошки друг с другом и потрите их.

Упражнение помогает получить заряд бодрости утром, приучает к гигиеническим процедурам и устанавливает теплые эмоциональные связи с малышом.

Сорока-белобока…

Начните с малышом играть в игру. Возьмите его кулачок, разогните осторожно пальчики, слегка поглаживая ладошку. Своим указательным пальцем сделайте круговое движение, приговаривая:

Сорока-белобока, где была? Далеко…

Что делала? – Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (повторяйте и по очереди загибайте пальчики, кроме одного большого).

А этому не дала (потрясите его большой палец, шутливо сдвинув брови):

Ты печку не топил, ты кашу не варил

А он полетел-полетел… (поднимаем большой палец, потряхивая), и на головку сел! (прижимаем к его головке).

Упражнение помогает расслабить ладошки и способствует раскрытию кулачка .

Потряхивания

Положите малыша на спинку, проведите легкими поглаживающими движениями вдоль его ручек, туловища и ножек, добиваясь приятного расслабления. Возьмитесь за его локотки, и чуть-чуть потрясите для расслабления предплечий. Аналогично проделайте с запястьями рук малыша, чтобы расслабились ладошки и пальчики. Приложите его ладошки друг к другу, похлопайте ими, потом потрите слегка его пальчики.

Упражнение приводит в норму тонус ручек и помогает лучше их развивать .

“Ездим на велосипеде”

Ребенок лежит на спине с полусогнутыми ножками, ступни упираются в поверхность стола, где он находится. Возьмитесь за его голени своими руками, осторожно обхватив их вместе со стопой и начинайте ритмично двигать их, имитируя езду на велосипеде. Затем можно “потопать”, по очереди ставя то одну стопу полностью на поверхность стола, то другую.

Как вариант, можно соединить стопы его ножек друг к дружке, также дотронуться большим пальцем стопы до животика, до подбородка и, напоследок, до лобика. По очереди так делайте с правой и левой ножкой.

Упражнение нужно выполнять аккуратно и если вы встречаете сопротивление или недовольство со стороны малыша, повремените с данным упражнением (через недельку-другую попробуйте еще раз).

Данное занятие помогает укрепить мышцы и развить чувство опоры ножек .

Мама и папа-качели

Положите малыша к себе на живот поперек, чтобы голова его была рядом с вашим левым боком, а ножки – у правого и обхватите его ножки одной рукой. Придерживайте ручки малыша другой рукой и начните ритмичное покачивание, имитируя качели. Следите, чтобы кроха не свалился, и избегайте сильных раскачиваний.

Упражнение тренирует мышцы живота, шеи и ног ребенка, учит его пользоваться для опоры ручками, что в дальнейшем поможет малышу выставлять руки вперед при падении.

Малыш уже достиг возраста 2 месяцев, а ведь так недавно он был совсем еще беспомощным. Теперь вы замечаете, что его ручки и ножки крепнут, он учится приподнимать головку и увереннее себя чувствует в таком положении, перенося вес на предплечья.

Главной особенностью этого возраста является то, что карапуз в период бодрствования встречает любимых родных (маму, папу, бабушку) активно и радостно: он улыбается, машет ручками и ножками - это называется комплексом оживления. Малыш начинает гулить, этим привлекает взрослых поиграть вместе. Как мама может развлечь и занять в домашних условиях своего подрастающего карапуза? Чем можно заинтересовать ребенка в 2 месяца? Какие игры и занятия нужны ему в этом возрасте?

Общение с двухмесячным малышом - одно удовольствие: он улыбается близким людям, радостно агукает, учится демонстрировать свои эмоции (подробнее в статье: )

Игры для развития. Какие они?

Выбирая упражнения для вашего малыша в 2 месяца, учитывайте те способности и навыки, которые он уже приобрел, и направляйте часть заданий на развитие новых навыков и умений. Малыш умеет устанавливать зрительный контакт с родителем – это главное умение ребенка в 2 месяца. Такую способность можно развивать, помогая ребенку фокусироваться на определенном предмете в игровой форме.

В период бодрствования ребенок активно изучает окружающий мир, ему доставляет большое удовольствие рассматривать яркие предметы или рисунки, которые он видит перед собой. Отличным вариантом будет перемещение привлекательных для крохи предметов в пространстве : тренировать глазки можно, стимулируя желание малыша следить за объектами, которые то приближаются, то отдаляются. Свое одобрение ребенок будет выражать улыбками и лепетом.

Мелкую моторику также можно упражнять в 2 месяца, ведь ладошки у малыша уже частично открываются. Играть с малышом стоит также и с помощью массажа пальчиков.

Во время упражнений с пальчиками можно одновременно улучшать слух. Для этого сопровождайте игровые упражнения стихами и потешками, ритмический окрас которых обязательно придется по душе малышу.

Звуки привлекают ребенка все больше, в том числе и звуковые игрушки. Интерес крохи выражается поворотом головы в сторону звука и попыткой найти его источник.

Игрушки для ребенка 2 месяцев

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Период с 2 до 4 месяцев отлично подходит для забав с погремушками . Малыш радостно изучает новые игрушки, а если их можно при этом сжимать, кусать, слушать звонкие звуки, то такие вещицы станут самыми любимыми у вашего крохи. Вы заметите большое желание малыша дотянуться до заманчивой цели и взять игрушку в ладошку. В этот период не забывайте знакомить ребенка с разными поверхностями и материалами: ткань, пластик, резина или дерево.

Браслеты из мягких материалов , которые можно надевать не только на ручки, но и на ножки, непременно порадуют вашего малыша. Браслетики или варежки с вдавленными бубенчиками помогут ребенку осознать, что его движения рук и ног заставляют звучать другие предметы. Наблюдайте за реакцией ребенка на новые звуковые предметы: если заметите, что малыш пугается погремушки, отложите знакомство с ней на некоторое время. Через пару недель можно попробовать снова заинтересовать ребенка веселой игрушкой.

Координация движений

  • Откажитесь от тугого пеленания, не стоит сковывать движения ребенка, позволяйте ему двигаться. Чтобы было удобно, можно одевать малыша в ползунки или оставлять полностью голеньким. Малыш учится координировать свои движения именно при свободном владении ручками и ножками - не затормаживайте это развитие.
  • Вертикальное положение ребенка скорее научит его владеть мышцами шеи, поэтому почаще берите кроху на руки, поднимайте и опускайте карапуза, поддерживая его под мышки, позволяйте его ножкам отталкиваться от опоры. Сопровождайте такие игры ободрительными словами, это поможет стимулировать его общую двигательную активность.

Укрепление рук и кистей

Вкладывайте свой большой палец в сомкнутую ладошку ребенка. Плавным движением расправляйте ладонь, массируя ручку от центра ладони к кончикам пальцев, непременно массируйте каждый пальчик в отдельности. Помогайте обособить большой пальчик малыша, делая им вращательные движения. Легкое поглаживание тыльной стороны кисти поможет расслабить пальчики, и разжать кулачок, потом вложите в раскрытую ладонь погремушку.

Старайтесь выбирать погремушки с удобными для захвата ручками, это может быть форма кольца или гантели: игрушка вызовет интерес у малыша, и он постарается ее взять, потрогать, толкнуть или ударить. Первоначально неосознанные движения станут с опытом более целенаправленными. Дети, чьи родители занимались с ними подобными упражнениями, быстрее сверстников осваивают навык удержания предмета и манипуляции с ним.

Мягкие игрушки с возможностью издавать звуки можно зафиксировать на кроватке с помощью резинки. Сначала малышу будет интересно просто дотрагиваться до них, а позже он научится сводить руки вместе, чтобы прижать мягкую любимицу к себе. Такие игровые приемы способствуют развитию мелкой и крупной моторики.

Игры на развитие внимания

Зрительное внимание

Окружающий мир для ребенка в возрасте 2 месяцев состоит в основном из звуков и картинок. Таким образом, главными органами, которые стоит «тренировать», являются зрение и слух.

  • Помогайте малышу фокусировать свой взгляд на предмете с помощью яркого предмета (погремушки или кубика на палочке), плавно перемещаемой в поле зрения ребенка. Расстояние до глаз малютки должно быть около 25-30 см. Сначала водите по дугообразной траектории, затем меняйте направление на плавные движения вверх и вниз, темп при этом может меняться.
  • На стенках кроватки можно продолжать развешивать рисунки с изображением различных эмоций человеческого лица. Особую любовь у малышей в 2 месяца получила кукла-неваляшка - по возможности располагайте ее неподалеку от малыша.
  • Спираль из разноцветной пластмассы, подвешенная над головой ребенка, вызовет большой интерес у крохи. Плавные движения спирали от детских прикосновений будут радовать и веселить.


Концентрация внимания на ярком заметном предмете - не просто игра, а настоящая тренировка зрительного восприятия малыша и его внимания

Слуховое внимание

Для развития слухового восприятия можно использовать такие виды упражнений:

  • Потрясите звучащими погремушками с разных сторон, сначала у одного ушка, потом у другого.
  • Еще одним упражнением станет воспроизведение разных звуков из двух погремушек. Погремите одной с правого уха, потом другой – с левого. Устраивайте секундные паузы между звучаниями.
  • Фиксируем мягкие браслеты со звонкими бубенчиками, вшитыми в их поверхность.
  • Мягкую игрушку с бубенцами можно сделать самостоятельно, вшив в обычного мягкого мишку звонкие колокольчики. Подвесьте такую игрушку над кроваткой, чтобы малыш мог достать ее рукой.

Формирование речевого навыка

Доктор Комаровский советует сопровождать ежедневные действия речевым озвучиванием: «Пора искупать мою крошечку. Какая теплая водичка, буль-буль! Будем купаться, куп-куп! Покупались, вытираемся мягоньким полотенцем. Где же наши ползуночки? Ах вот они, нашлись. Теперь ты чистая, моя малышечка». Нужно говорить мягким голосом, почаще называть малыша ласковыми словами: мой котеночек, лапочка, цветочек и т.д. Нежная интонация, приятный тембр – все это очень важно, чтобы ребенок развивался полноценно.

Учим гулению: старайтесь почаще привлекать внимание 2-месячного ребенка, склонившись над ним и издавая различные звуки: поцокайте, пощелкайте, позовите его. Демонстрируйте горловые звуки, которые можно воспроизвести: агу, уа, у-у-у, агх-агх, а-а-а. Меняйте интонационную окраску голоса, продолжая гулить определенным звуком - через некоторое время вы заметите, что малыш начинает вам отвечать. Постарайтесь воспроизвести те звуки, которые получаются у крохи - это и есть первый диалог с ребенком. Вы сами убедитесь, что развлекать детей такого возраста - очень интересный процесс.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог