Тропа здоровья в доу на улице. Проект «Тропа здоровья. Это – красиво и позитивно оформленная зона

Сергеева Ольга
Проект «Тропа здоровья»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Функционального оснащения участков детского сада для прогулок и всей территории нашего ДОУ №544? Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детский сад зелеными насаждениями. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.

В тоже время экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Для этого ее необходимо периодически изменять.

Именно по этой причине в нашем ДОУ №544 возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и стильный облик территории детского сада, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, которые издавна известны людям, а также соответствующий тенденциям современной ландшафтной архитектуры. Создавая программу, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Выбранный нами свободный, асимметричный стиль планировки соответствует интересам детей – на лужайках и газонах им удобно играть.

Итак, всем нам необходимо прийти к сознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь усовершенствовав себя, и начинаться это должно с самых первых лет жизни. Наша благородная задача помочь в этом каждому ребенку.

Наша познавательно-оздоровительная программа один из путей достижения этой высокой и гуманной цели.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Главная цель программы – профилактика плоскостопия, улучшение координации движения, способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; воспитание здорового подрастающего поколения.

Основные задачи программы :

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

сохранение и укрепление здоровья детей ;

формирование привычки к здоровому образу жизни ;

формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

раскрытие и развитие восприятия красоты;

заложение этических и нравственных основ;

расширение сознания и кругозора;

раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;

В процессе решения поставленных задач необходимо самому воспитателю быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.

На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

Оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :

познавательная деятельность;

развитие художественно-эстетической культуры;

организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;

закаливание детей;

создание условий для оздоровительной работы с детьми ;

работа с родителями;

работа с коллективом ДОУ

Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных целительных факторов была организована “тропа здоровья” .

Основными целями “тропы здоровья” являются :

профилактика плоскостопия;

улучшение координации движений;

улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

улучшение эмоционально-психического состояния детей;

приобщает детей к здоровому образу жизни .

Организация “тропы здоровья ” осуществлялась поэтапно.

Первый этап - поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации краткосрочного проекта «Тропа здоровья » .

Второй этап - поиск и приобретение различных материалов для тропы здоровья и непосредственное её строительство, в котором принимали участие сотрудники ДОУ, дети, родители.

«Тропа здоровья » длиной 15 метров, шириной 70 см делится на участки по 1 метру, которые имеют разные покрытия :

травяной покров;

игольчатое покрытие (резиновый коврик)

пластмассовые пробки;

песчаная поверхность;

деревянные пеньки;

средний булыжник;

крупный булыжник;

тонкие брёвнышки;

Условия реализации программы :

Подготовленность кадров – инструктор ЛФК, учитель физкультуры, медицинский работник.

Материально-техническое оснащение :

песок, гравий, маленькие бревнышки, водоем, крупный булыжник, мелкий булыжник, пластмассовые пробки,деревянные пеньки,

Травяное покрытие, игольчатое покрытие.

Возраст детей :

младший(3-4года)

Средний (4-5 лет)

Старший (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Формы занятий :

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Механизм оценки получаемых результатов :

Открытые занятия

Диагностика

Опрос детей

Опрос родителей

Анкетирование

Закаливание на тропе здоровья может проходить в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями.

Проходя по разным участкам поверхности тропы , дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Дети проходят по тропе босиком , выполняя дыхательные упражнения. Достаточная длина «тропы здоровья » позволяет выходить на неё целой группой. Дети дополнительно проходят по бревну и по газону. После этого - гигиенические процедуры.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами - биологически активными веществами, убивающими или подавляющими рост и развитие бактерий, микроскопических грибов.

Вдоль всей тропы растут : иссоп, мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, хрен, лук и другие.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья » !

Для прокладывания тропы или круга здоровья необходимо :

1. Согласовать все вопросы, связанные с выделением места для будущей трассы, с соответствующими отделами районной администрации, руководителями учреждений, предприятий и организаций.

2. Получить разрешение на оборудование трассы от санэпидемстанции.

3. Располагать трассу вдали от загрязненных и многолюдных мест.

Как проводить занятия

Занятия на тропах здоровья в зависимости от своего назначения могут быть двух видов. Первый – занятия с дозированной физической нагрузкой на станциях. Второй – занятия с дозированной физической нагрузкой на этапах между станциями. Первый вид занятий – дозированные многократные повторения различных физических упражнений на снарядах, приспособлениях и тренажерных устройствах. Они имеют в основном силовой и ациклический характер. Большую часть времени (до 70%) занимающиеся на этой тропе здоровья проводят на станциях, выполняя упражнения. Второй вид занятий включает строго дозированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ходьбу и бег . Они выполняются на этапах между станциями и также занимают до 70% времени от общей продолжительности занятий.

Следовательно, основную нагрузку занимающиеся получают на этапах между станциями. На самих же станциях интенсивность физической нагрузки снижается и занимающиеся переключаются на активный отдых, восстановление, в результате чего повышается интерес к выполнению упражнений на различных тренажерах, устройствах и приспособлениях развлекательного и игрового характера.

Темп ходьбы и бега между станциями строго задается ритмодатчиками в соответствии с длиной и рельефом тропы , состоянием здоровья и возрастом занимающихся. Качество выполнения заданий на каждой станции может оцениваться по установленному ранее количеству набранных очков, что придает занятиям соревновательный характер. Победитель определяется по наибольшей сумме очков, набранных на всех станциях.

Тематический план работы на год

месяц Название темы Количество занятий

май «Знакомство с тропой здоровья » 1

«экскурсия по тропе здоровья » 1

«Наши растения» 1

июнь «Паровозик из Ромашкова» 1

«Буратино приглашает в гости» 1

«С камушка на камушек 1

«С пенечка на пенечек» 1

июль «Иголочки» 1

«Помочим ножки» 1

«В гости к сказочным героям» 1

«Кто живет в воде» 1

август «Чему мы научились» 1

«Жаркое лето» 1

«Природа вокруг нас» 1

«Чему мы научились» 1

сентябрь «Наше здоровье » 1

«Всплеск воды» 1

«Осень золотая» 1

«Закрытие сезона» 1

«Прощание с тропой здоровья » 1

Список используемой литературы :

1. Захлебный А. Н. «На экологической тропе опыт экологического воспитания» - М.: Знание, 1986.

2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя»- М.: Просвещение,1984.

3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов» - Ростов : Феникс, 1996.

4. Ремизова Н. И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке» . ж-л "Биология в школе" №6, 2000.

5. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. «Экологическое образование (учебные тропы »- Сб. "общество и природа" МГУ, 1981

ГБОУ СОШ №1155 (детский сад комбинированного вида №544)

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Образовательная программа :

«Тропа здоровья »

составитель : Воспитатель детского сада №544

Сергеева Ольга Александровна

Приоритетными направлениями в деятельности МДОУ "Центр развития ребенка первой категории детский – сад № 85" г. Челябинска (далее – МДОУ) являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям , коррекционно­-развивающее обучение и воспитание.

В МДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и . В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья и мини­стадионы в группах, бассейн, сауна, комната для массажа.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2007–2008 гг. в МДОУ была организована "Тропа здоровья". Расскажем об этом подробнее.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

"Тропа здоровья" в детском саду позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Основными целями организации "Тропы здоровья" в детском саду являются:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация "Тропы здоровья" в детском саду осуществлялась поэтапно.

Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий МДОУ, воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, педагог­п-сихолог, педагог изодеятельности, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • методика оздоровления детей в детском саду с помощью "Тропы здоровья";
  • охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;
  • ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" в детском саду представлена в приложении 1);
  • режим функционирования "Тропы здоровья" (приложение 2);

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Второй этап – установление связей со сторонними организациями (Управление экологии и природопользования администрации г. Челябинска, детский экологический центр, областной краеведческий музей, зоопарк, Российское общественное детское экологическое движение "Зеленая планета", региональная общественная детская экологическая организация "Планета детей", организация по предоставлению ландшафтных услуг и др.). С названными организациями были заключены договоры:

  • о паспортизации и инвентаризации;
  • о сотрудничестве;
  • о некоммерческом сотрудничестве;
  • возмездного оказания услуг;

Третий этап – согласование обеспечения финансовой поддержки со стороны депутата городской Думы. Благодаря финансовой поддержке и была создана "Тропа здоровья" в детском саду.

Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" в детском саду (приложение 4), график работы специалистов в летний период (приложение 5), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

"Тропа здоровья" в детском саду длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

  • травяной покров;
  • песчаную поверхность;
  • поверхность с галькой;
  • поверхность с бутом.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" в детском саду представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, желудями и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн с фонтанчиком. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" в детском саду специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: кефир, сок и витаминизированный напиток "Золотой шар" с кальцием (в 10.00), напиток из шиповника (после занятий в бассейне с дошкольниками), "Люкс-вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" в детском саду используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная доска, ребристая доска, мостик с перилами, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (мельница, водоплавующие птицы, домик для ежа, туристическая палатка). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (домовенок Кузя, "волшебная печь", Колобок).

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
  • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" в детском саду используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми, тогда как оформление уголка здоровья в детском саду позволяет проводить занятия только днем. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

  • посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
  • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
  • сделать несколько дыхательных упражнений;
  • походить босиком по песку, траве;
  • покатать желуди, шишки ступнями ног;
  • полюбоваться красотой цветущих растений;
  • понаблюдать за работой фонтанчика;
  • просмотреть памятки и листовки;
  • выпить чашечку фито­чая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" в детском саду позволили добиться следующих результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто­весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально­психического состояния дошкольников.

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"


Условные обозначения:

    Театрализованная зона
    1а) кострище;
    1б) малые архитектурные формы;
    1в) цветники;
    1г) информационный стенд

    Пеньки

    Искусственная трава

    Бревна

    Водоем

    Песок

    Мостик

    Стилизованная гора уральских самоцветов

    Валуны

    Плитняк

    Шаровидные ивы

    Кустарники

    Полынь

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Все группы

Воспитатели групп

Игры малой подвижности

То же

То же

Физические упражнения

– " –

– " –

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

– " –

Инструктор по физическому воспитанию,старшая медсестра,массажист

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

Корригирующая гимнастика

– " –

– " –

Точечный массаж

– " –

– " –

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, педагог­психолог

Закаливающие процедуры
(хождение босиком,солнечные ванны)

– " –

То же

Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

– " –

– " –

Психологическое сопровождение(психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

– " –

– " –

15.15–15.30

Гимнастика после сна

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

– " –

Старший воспитатель,музыкальный руководитель, заведующий

Индивидуальная работа с детьми

– " –

То же

Развлечения, досуг

– " –

– " –

Праздники (по плану)

– " –

– " –

Встречи с родителями

– " –

– " –

Приложение 3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85"

ПРИКАЗ15.05.2008 № 213

Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании

Во исполнение приказа Управления образования Тракторозаводского района «Об организации летней оздоровительной кампании в МДОУ "Лето­2008"», в целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МДОУ ЦРР ДС № 85 и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

  • режим функционирования;
  • сетку занятий;
  • график работы специалистов;
  • перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;
  • график питьевого режима;
  • график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителям заведующего по УВР и АХР обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Старшей медсестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

4.5. Постоянно вести "Журнал здоровья" детей.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – заместителя заведующего по АХР;

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – заместителя заведующего по АХР;

6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя.

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне в ходе эксплуатации бассейна в ДОУ .

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий __________________ Л.С. Чевтаева

Приложение 5

График работы
специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Педагог­-психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Вторник, четверг

9.00–13.00 (занятия)

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Учитель­-логопед

Понедельник – вторник

9.00–12.45

Среда

9.00–13.0016.30 – 17.30

Четверг, пятница

13.00–16.45

Учитель­-логопед

Понедельник, вторник

13.00–16.45

Среда

9.00–13.0016.30–17.30

Четверг, пятница

9.00–12.45

Приложение 6

Ежедневный план
закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятие

Номер группы

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Купание в бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

Нормативные документы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")
  • Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
  • Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
  • "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
  • «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м

Скачать книгу «Медицинское обслуживание в ДОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Л.С. Чевтаева,
зав. МДОУ "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85" г. Челябинска, руководитель высшей категории, лауреат премии губернатора Челябинской обл.

Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: апрель — сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Долгих Н.В.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, зам. зав. по ВМР, заведующий, воспитатель-экол ог, родители.

Вид проекта: практико-ориенти рованный, коллективный.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательско й деятельности.

Проблема исследования:

К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.

— Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

— Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

— Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность , познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.​ Профилактика плоскостопия.

2.​ Улучшение координации движений.

3​. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.​ Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

1​. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

3​ Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

  • 1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.
  • 2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».
  • 3. Подбор растений для цветника.
  • 4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • 1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • 2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • 3. Разработка нормативно- правовых документов.
  • 4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

  • 1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.
  • 2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.
  • 3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательско й деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду

Тропа здоровья в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район

Тропа здоровья

Составила

Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре

МБДОУ №35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей . Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни , развивающее обучение и воспитание.

В ОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей . В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.

Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами : Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании , в которую вовлечены все участники образовательного процесса : педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована "Тропа здоровья ".

"Тропа здоровья " позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья » является : организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья " являются :

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни .

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы : приказ об организации функционирования "Тропы здоровья " в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья " (приложение 2) .

Организация "Тропы здоровья ".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений . Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья , мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья » . Создание "Тропы здоровья " позволило проводить с детьми оздоровительную работу , а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье .

«Тропа здоровья » начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе .

"Тропа здоровья " длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие : большая часть поверхности «Тропы здоровья » представляет собой : травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками

"Тропа здоровья " расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья » дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма , лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные :

Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

Хождение босиком по траве;

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

Выполнение упражнений на осанку;

СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ »

Приложение 3

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей , как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

На "Тропе здоровья " используется различное оборудование : балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы) . Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья " задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения :

упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде) ; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра) ; "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) ;

Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями : ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки) ; захват предметов стопами ног.

Планируется "Тропу здоровья " использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещаются полезные материалы для взрослых : "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья ", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня :

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь . Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения , а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни .

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья ” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада . Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья " в летне-оздоровительный период , ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья” , делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья” . Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья ” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период , включающая в себя следующие факторы :

Эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Психологические факторы

Средства физического и музыкального воспитания

Лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов :

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики росто-весовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья ” продолжается и в холодный период года : ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!