Нод в средней группе экспериментальная деятельность. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему. Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Воздух – невидимка». Цели: Образовательные: - Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека; -Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; - Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитательные: - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - Воспитывать любознательность и взаимопомощь; - Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Материал: - Полиэтиленовые мешочки(по количеству детей); - Стаканчики с водой, коктельные трубочки(по количеству детей); - Тазик с водой, стакан, салфетки; - Парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик. Место проведения - Групповая комната Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но, невидим он для нас! Что это? Эксперимент № 1 « Какой воздух?» Дети: Воздух! Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы видели воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Воспитатель: Вы хотите воздух увидеть? Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Тогда возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Каким стал пакет? Дети: Он стал круглым. Воспитатель: Пакет полон воздуха. Но, здесь ничего не видно. Почему? Дети: Воздух прозрачный, невидимый. Воспитатель: А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал тоненьким. Почему7 Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Вывод- воздух невидимый и, чтобы его увидеть, воздух надо поймать. И мы это смогли сделать! Воспитатель: А сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой пакет воды. Чем они похожи? Дети: Они оба прозрачные. Воспитатель: А как узнать, в котором воздух? Вот, возьмите и подержите. Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий. Воспитатель: Вывод- воздух легкий. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Вот, вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, умываться, стирать. А воздух для чего нужен? Дети: Дышать. Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать? Дети: Нет, очень тяжело. Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха. Сделаем Вывод- воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Эксперимент № 2 « Где живет воздух?» Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, что воздух вокруг нас, мы им дышим, мы его ловили. А где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас? Дети: Может. Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это? Дети: Соломинки. Воспитатель: Да, это соломинки стаканчик с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Что происходит? Что вы видите? Дети: Пузырьки поднимаются вверх. Воспитатель: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но, как он попадает к вам? Через нос? Дети: Да. Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем (2-3 раза). Дыхательная гимнастика « Обдуваем плечики». Вывод- человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке стакан. В нем что-то есть? Дети: Нет, он пустой. Воспитатель: Я его переверну вверх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стакан и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: снаружи стакан мокрый, а внутри сухой. Воспитатель: Почему вода не попала внутрь? Дети: Там был воздух. Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный. Что нового узнали? Дети: Воздух живет в стакане, в воде и в нас тоже. Физминутка: Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли, друга повстречали. - Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись. Эксперимент № 3 « Как помогает воздух?» Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой – парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете: какой шарик упадет раньше? Дети: С парашютом.Без него. Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель опускает одновременно оба шарика. Дети: Быстрее упал без парашюта. Воспитатель: Как, вы, думаете почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? Дети: Ему помог воздух. Воспитатель: Правильно. Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух? Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта. Воспитатель: Вот, спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух? Какой он? Где живет? И кому помогает? Вывод: - Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - Чтобы увидеть воздух, его надо поймать; - Воздух легче воды; - Воздух находится даже внутри людей; - Без воздуха ничто живое не может жить; - Воздух помогает человеку. Аутотренинг: Закройте глаза, мы с вами отдыхаем. « Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый и свежий воздух. Нам хорошо и приятно». Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик. Его надуло ветром. Посмотрите, какой он веселый. Давайте его украсим. (Дети украшают шарик салфетками, намоченными водой).

Наталья Чернышова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема «ВОДА »

Цель : Познакомить со свойствами воды

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении

2. Познакомить со свойствами воды

3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей

4. Воспитывать бережное отношение к воде

5. Формировать навыки экспериментирования

Оборудование : волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.

Ход экспериментирования:

Дети входят в группу .

В :Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении.

Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются.)

А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.

Прошу вас собраться в кружок.

Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за воспитателем) .

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг (дети встали в круг и взялись за руки) .

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте с вами поздороваемся веселой песенкой :

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.

Здравствуй, носик, бум-бум-бум.

Здравствуйте, ребятки!

В : Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,-

Сундучок я здесь нашла.

А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.

(воспитатель достает «сундучок» - небольшую коробочку).

Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения детей)

В :Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать.

Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды) .

Дети высказывают свои предположения.

В : Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.

Нужно отгадать загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : …. воды!

В : Так что же в сундучке?

Д : Вода !

В : Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)

В : Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода .

А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.

Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять :

1 Слушаем внимательно воспитателя.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

В : Прошу вас одеть фартучки.

(Дети проходят в «лабораторию» , надевают фартучки.)

В : Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.

Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)

В : Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)

В : Что мы видим? Ваши предположения?

Д : Мы видим воду.

В : А какая она?

Д : Чистая, прозрачная

В : Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ, прозрачная вода или нет . Вы согласны?

Дети : Да!

В : Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица прозрачная?

Д : Нет!

В : Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети берут пуговицы и опускают в воду)

В : Что мы видим?. мы пуговицу видим?

Д : (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде видны) .

Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

В : Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно проведенным экспериментом , где мы с вами доказали, что вода прозрачная ! И что помогло нам увидеть это?

Д : Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная .

В : Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.

В : Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас к опыту №2

В : Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта к следующему столу нашей лаборатории.

На втором столе стаканчики с водой.

В : Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах . А как мы можем это определить?

Д : Мы можем понюхать

В : Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом . Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане. (дети нюхают воду)

В : Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха .)

Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

В : Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы выяснили, что вода не имеет запаха ! У меня остался в этом эксперименте один вопрос , что помогло нам определить, что вода без запаха ?

Д : Нам помог наш нос.

В : Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.

В :Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая интерес) Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.

Дети подходят к столу.

В : Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?

Д : высказывают свои предположения.

В : Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?

Д : Мы можем попробовать воду.

В : Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.

Дети пробуют воду.

В : Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус ?

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса .

В : Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?

Д : Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.

В : Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.

Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

В : Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.

Дети садятся на стульчики.

В : Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?

Д : Сегодня мы узнали, что вода прозрачная , без запаха, без вкуса.

В : А как мы узнали, что вода прозрачная ? Что помогло нам определить это?

Д : Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли увидеть нам наши глаза.

В : Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?

Д :Глаза.

В : Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?

Д : Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха . Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.

В : Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.

В : Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?

Д : В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса . Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.

В : Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное обозначение.

На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда. Дети рассматривают, берут в ладошки.

В : Что же это такое?.

Д : Это лед.

В :А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое ?

В : Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для проведения опытов со льдом?

Д : ДА!

В : Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.

В : В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» , за успешное проведение научных опытов.

Вручение сертификатов.

Дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе экспериментирование "Свойства воды"

Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель:
Закреплять представления детей о свойствах воды.
Развивать у детей связную речь, создавать предпосылки к умению делать выводы, развивать пространственное мышление, фантазию, познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет-не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачное – окрашивается.)
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. Привнесение результатов работы в группе в домашние условия. Воспитание бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Воспитатель: 1. Определение темы, цели, задач занятия.
2.Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент (Мальвина и ребенок- Буратино)
Словесный (беседа о воде)
Наглядный (различнве плакаты о воде, глобус)
Практический (опыты, эксперименты)
Дети: Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде». Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде. Проведение опытов, в которых дети могли узнать, что вода прозрачная и без вкуса, что она льется, что вода не имеет запаха, что вода жидкость и может принимать любую форму сосуда, в котором находится.
После которых ребята пришли к выводу, что вода - прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда, без запаха и вкуса).
Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования.
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки.
Для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовые пластиковые ложки, гуашь разного цвета по количеству детей, жидкое мыло в маленьких одноразовых стаканчиках, бумага белая форматом А5, скатерть - клеёнка, бумажные полотенца, ключ железный и деревянный, банка большая прозрачная с водой.
Зоны действия:
- на ковре (стульчики по периметру ковра расположены так, чтобы детям не мешал световой луч от проектора),
- рабочая зона для опыта (столы с необходимыми материалами и стульчики).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сказочные персонажи - Сюрпризный момент:
Мальвина – воспитатель.
Буратино – заранее подготовленный ребёнок из группы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных
Воспитатель: Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - рыжее пятно.
(кто это, ребята?).
Дети : Солнышко.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: И мы с вами давайте скажем друг другу слова приветствия.
Воспитатель. Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети : Здравствуйте!
Гости: Здравствуйте!
Воспитатель : Ребята, садимся на стульчики. (Стульчики по периметру ковра).
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ой, к нам ещё гости пришли, надо их встретить.
(Воспитатель выходит в приемную, на себя надевает парик синий, и входит в группу в образе Мальвины, за ручку ведет с собой Буратино).
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали нас
Я – красавица Мальвина,
С голубыми волосами.
Утром делаю зарядку,
Живу по распорядку,
Буратино я учу
И вас ребята научу!
Буратино: Я - мальчишка деревянный,
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Воспитатель : Ой, а ключика то и нет!!!?
Опять Буратино совал свой нос, куда не следует и ключик обронил.
Буратино: Да, хотел посмотреть, что в этой большой банке наклонился и уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его от туда достать? А может это опасно для меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем, Буратине достать ключик.Посмотрите пожалуйста на банку! Как вы думаете, что в этой банке находится?
Дети: Вода!
Воспитатель: А что это такое - вода? Давайте расскажем Буратине!
Включается презентация о свойствах воды:
1 слайд:
Вода – жидкость, которая льется.
2 слайд:
Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.
3 слайд:
Вода прозрачная,через нее все видно.
4 слайд:
Вода без вкуса и запаха.
5 слайд:
Вода может принимать цвет, растворившего в нем вещества.
6 слайд:
Делаем вывод,что вода – жидкость, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, является растворителем.
Воспитатель: Вот,Буратино, ребята тебе подробно рассказали, что такое вода. Теперь можешь спокойно, без страха достать свой ключик из нее.
Буратино: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать, что такое вода.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул?
Дети: Нет, не утанул!
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что он сделан из дерева.
Воспитатель: Значит ключик какой?
Дети : Ключик деревянный.
Воспитатель: Я сейчас возьму другой ключик, смотрите, что произошло?
Дети : Ключик утонул.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети : Потому что он железный!
Воспитатель: Молодцы! Ключик железный, значит, он сделан из чего?
Дети : Из железа.
Воспитатель : Ребята, а если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде?
Дети: Нет, не растворится.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что железо в воде не растворяется.
Воспитатель: А давайте узнаем, какие вещества растворяются в воде?
Дети: Давайте, узнаем!
Воспитатель : Мы с вами отправимся в мою сказочную школу, которая находится на цветочной поляне. Гостей с собой возьмем?
Дети: Да! Возьмем!
Воспитатель: А чтобы нам не было скучно идти, я позову своих веселых друзей, и они нас проводят до самой школы!.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков)
Дети вместе с героями выполняют физкультминутку, которая показывается на экране, под веселую песню.
Воспитатель: Вот мы и пришли в мою сказочную школу. Проходите и садитесь за стол. И прежде чем мы с вами начнем экспериментировать, я вам хочу напомнить как себя нужно вести во время экспериментов:
- быть аккуратными;
- слушать что говорят;
- препараты смешиваем аккуратно;
- в рот ни чего не берём;
- руками не размахиваем;
- лишнего не трогаем;
- чётко выполняем этапы эксперимента;
- не кричим.
Мальвина предлагает детям провести ряд экспериментов:
Опыт №1. Эксперимент с водой на растворимость в нём жидкого мыла.
Воспитатель предлагает детям взять прозрачные стаканчики с водой и еще раз убедиться в том, что вода прозрачная. Принимает форму того сосуда, в котором находиться, без цвета и запаха.
При помощи трубочки попробовать надуть пузырь и посмотреть, что получиться.
Вывод: Из воды пузырь не получится.

2.Воспитатель показывает, как приготовить мыльный раствор: при помощи жидкого мыла.
Вывод: мыло растворилось в воде, нет цвета и запаха.
3.Затем при помощи трубочки и выдыхаемого воздуха образует мыльную пену.
Вывод: Получается пена.
4.Игра « Выдуваем мыльные пузыри». Задачи: показать детям один из способов надувание мыльных пузырей из приготовленного ими раствора.
Опыт №2. Изготовление цветного мыльного раствора.
1. Воспитатель добавляет в мыльный раствор немного гуаши и при помощи трубочки делает воздушную пену.
Вывод: Вода растворила гуашь и приняла ее цвет.
2. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены (по необходимости при помощи воспитателя).
3. Рисование при помощи цветной мыльной пены.
Воспитатель предлагает ребяткам порисовать при помощи цветной мыльной пены. И объясняет способ рисования: и при помощи трубочки начинаем взбивать пену, баночка накрывается сверху листом бумаги (не очень плотно) в результате получаются интересные цветные оттиски воздушных пузырей.
4. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению рисунков.
Воспитатель: Ребята эти рисунки возьмите с собой, они будут напоминать о нашей встрече. А еще, мы с Буратино, для вас приготовили подарки. Вот такое красивое мыло, которое вы возьмете домой и еще раз попробуете сами сделать мыльные пузыри.
Пока Буратино раздает детям подарочки, воспитатель рассказывает стихотворение:
Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Воспитатель: Ребята вам понравилось у меня в сказочной школе?
Дети: Да
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети : Спросить 2-3 ребенка по желанию.
Воспитатель : А что вы сегодня узнали интересного про воду?
Дети: Ответы детей по желанию.
Воспитатель: А чему вы сегодня научились?
Дети: (предполагаемые ответы детей) делать мыльные пузыри,
И рисовать на бумаге мыльными пузырями.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Хорошо вели себя в сказочной школе. Мне очень понравились мыльные пузыри … (конкретные называю имена детей). А рисунки получились замечательные у … (конкретные называю имена детей). Вы хорошо все постарались, а теперь мы с вами отправляемся опять в детский сад с нашими друзьями.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков).
Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу. И с гостями нам пора прощаться. Скажем гостям до свиданья!
Гости: До свидания!
Полученные рисунки дети оставляют подсохнуть, и мы организуем выставку рисунков из мыльных пузырей.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе

Тема: «Игры с воздухом»

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: кукла Незнайка, 2 шарикавеер, пакеты, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, банка с водой, салфетка, пластилин, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров, бутылочка, баночки с разными ароматами, апельсин.

Ход занятия:

Стук в дверь, заходит Незнайка:
- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка. (Незнайка принес шарики). Какие шарики? (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).
- Почему ты, Незнайка, такой грустный?
Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.) А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)
Воспитатель : А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория.)

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию .

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их .

Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.

Опыт 2. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»

Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна. Затем вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считаете? (Ответы детей).

Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.

Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 3. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»

Воспитатель : Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? ( Выходят пузырьки.)
Воспитатель : Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!
- Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.)
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»

Воспитатель : Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер? (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)
- А что умеет делать ветер? (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»

ОПЫТ 5. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)

Вывод: воздух можно услышать.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.

ОПЫТ 7. «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)

Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную (газированную) воду. Бросим в нее несколько кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

Что происходит в стакане? Почему падает на дно пластилин? (Он тяжелее воды, поэтому тонет.)

Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает? (Ответы детей).

Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина, пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух. (Ответы детей).

Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)

Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад "Колокольчик"".

Конспект НОД с элементами экспериментирования

в средней группе.

Подготовила и провела воспитатель: Елькина Т.Б.

Г.Гагарин

2016г.

Тема: Воздух- невидимка.

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;

развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность; развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: наблюдение за ветром, изготовление вееров;

эксперименты с водой и предметами из металла, камня, пластмассы.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки для всех детей, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, веера, вертушки, воздушные шары.

В. Ребята сегодня к нам в гости пришёл Утёнок- удивлёнок, он хочет чтобы мы помогли ему в чём-то разобраться.

Утенок. Здравствуйте ребята я хочу загадать вам загадку:

Он нам нужен чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Дети: Это воздух

У. Ребята, а что такое воздух? Я никогда его не видел, а вы?

В. Ребята,а вам интересно узнать что такое воздух и где он живёт?

Д. Да

В.Тогда я предлагаю отправится на поиски воздуха. Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие учёные

Ребята, а вы видели воздух вокруг вас?

Д. Нет

В.А раз мы его не видим, значит он какой?

Д. Невидимый

У.Вот невидимый, а значит его вовсе нет

В.Погоди утёнок, я тоже воздух не видела, но знаю, что он вокруг нас

У.А как это? Докажите, что он вокруг нас.

В. Я согласна. Чтобы его увидеть его надо поймать! Хотите я научу вас ловить воздух?

Д. Да

В. Возьмите пакет, что в нём? (ответы детей) теперь мы ловим пакетом воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? Теперь выпустим воздух из пакета, какой стал пакет? (ответы)

В. Утёнок ты понял воздух прозрачный, и чтобы его увидеть его надо поймать

Ребята, а как вы думаете, где спрятался воздух (ответы)

У. А внутри человека есть воздух?

В. Как вы думаете ребята? Давайте проверим подуйте в трубочку опущенную в стакан, что происходит? (ответы детей)

Значит воздух есть внутри нас мы дуем в трубочки и он выходит

У. А как он туда попадает?

Д. Через нос и рот

В. Конечно все дышат, а давайте покажем утёнку как вы умеете дышать носом

В.Воздух состоит из газообразных человечков, которые двигаются в разных направлениях, в разные стороны.Воздух быстро перемещаясь создаёт ветер. Давайте мы с вами с помощью веера устроим ветер и помашем на наших бабочек. Что с ними произошло?

Воздух нужен всем на земле и растениям и животным. Без воздуха они бы погибли

У.Вот спасибо, как много я сегодня узнал о воздухе! А давайте вместе повторим:

Что воздух бесцветный, мы его не видим

Что бы увидеть надо поймать

Без воздуха ничто живое не может жить.

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер это движение воздуха!

Спасибо вам ребята за интересные опыты, а можно я к вам буду приходить в гости? До новых встреч!