Какой собор строили княгиня софия. Имя софия

Во II веке, в царствование императора Адриана, в Риме жила благоче- стивая вдова по имени София. Своих дочерей София воспитывала в любви ко Христу и дала им имена в честь главных христианских добродетелей - Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа, а вдова и ее дочери не скрывали своей веры. Слух об их семействе дошел до императора, и тот велел привести их к нему. Понимая, куда и зачем их ведут, мать и дочери горячо молились Господу, прося его дать им силы не устрашиться предстоящих мук. И когда святые предстали перед императором, всех присутствовавших изумило их спокойствие - как будто они явились на светлое торжество, а не на истязания.

Царь-язычник по очереди призывал дочерей Софии и настойчиво требовал принести жертву богине. И хотя дочери были совсем юными (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет), они оставались непреклонны. Тогда император приказал подвергнуть дочерей Софии жестоким истязаниям, после которых их умертвили. Софию ждала другая страшная пытка: она должна была смотреть на страдания и казнь своих дочерей. Но мать не проявляла ожидаемых палачами эмоций, она подбадривала своих дочерей так, что те терпеливо приняли свои мучения.

Чтобы продлить душевные страдания матери, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и похоронила за городом на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей, а затем скончалась. Верующие погребли ее тело на том же месте.

Мощи святой Софии и ее дочерей с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).

Другие известные святые с именем София:

Мученица София Египетская


Му­че­ни­ца Со­фия бы­ла обез­глав­ле­на по­сле ис­тя­за­ний за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста в III в. пра­ви­те­лем Егип­та Клав­ди­ем. Ее мо­щи пе­ре­не­сены Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким в Ца­рьград.

Праведная София Слуцкая


Свя­тая пра­вед­ная Со­фия, княж­на, а затем кня­ги­ня Слуц­кая, про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го ро­да Олель­ко­ви­чей, княжив­ших в го­ро­де Слуц­ке, од­ном из древ­ней­ших го­ро­дов Се­ве­ро-За­пад­ной Ру­си. Княгиня родилась 1 мая 1585 года. Ее супругом стал несвиж­ско­ий кня­зь Яну­ш Рад­зи­вил­ла, католик по вероисповеданию. Главным условием их свадьбы со стороны невесты было сохранение ею Православной веры. Уже будучи замужем она прославилась как защитница православной веры в условиях церков­ной унии с Римом, объ­яв­лен­ной в за­пад­но­рус­ских землях, и последовавшим за ней жестоким преследованием православного населения.

Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония)

Преподобная София, до монашества – Соломония, была великой княгиню, дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году она была выдана замуж за наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Их брак не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Спустя 20 лет брака, чтобы иметь наследника, Василий Иоаннович решил вступить во второй брак (с Еленой Глинской, которая родила ему сына – будущего Иоанна Грозного) и велел постричь Соломонию в монахини. Ее насильно постригли с именем София и сослали под стражу в Суздальский Покровский монастырь. Став монахиней святая победила в себе обиду и всецело посвятила себя Богу.

Преподобномученица София (Селиверстова)

Родилась в 1871 году Саратовской губернии в семье крестьянина. После смерти матери десятилетнюю девочку отдали в приют, который существовал при женской общине, а затем был преобразован в монастырь. Там София прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, стала обучаться рисованию и одновременно работать прислугой. В возрасте 27 лет София стала послушницей в Страстном монастыре в Москве и учила монахинь рисованию. В 20-е годы XX века монастырь закрыли, и София с тремя монахинями еще около десяти лет жила в подвальном помещении на Тихвинской улице. В ноябре 1937 года сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома. 22 февраля 1938 года арестовали и ее. На следующий день Софию допросили, через два дня приговорили к расстрелу за «контрреволюционную агитацию», а еще через три дня расстреляли. София Селиверстова погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2001 году ее причислили к лику святых новомучеников Российских.

1. Интересно,что в русской традиции имя София, означающее «мудрость», так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.


2. Мученица София Римская - самая почитаемая святая из прочих обладательниц этого имени. В честь Софии и ее дочерей построено множество храмов во всех христианских странах. Однако иногда святую Софию путают с Софией-Премудростью Божией, в честь которой построено множество православных храмов и которая означает саму Божию Премудрость и Силу, а не конкретную святую.


3. Имя София считалось традиционным княжеским именем. Так звали нескольких женщин из династии Романовых, среди них царевны Софья Михайловна и Софья Алексеевна.


4. Многие супруги русских правителей при вступлении в брак должны были изменить имя: в царское время - из соображений благозвучия, в период империи - при переходе из лютеранства в православие.
Так, например, имя Софии получила великая княгиня Московская София Палеолог, дочь Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии, которая от рождения носила имя Зоя.

Имя «София» было составной частью протестантских имен императриц Екатерины II, Марии, супруги императора Павла I и Марии, супруги императора Александра III, однако ни одной из них оно не было оставлено при переходе в православие.

Свя-тая пра-вед-ная Со-фия, княж-на, а за-тем кня-ги-ня Слуц-кая, про-ис-хо-ди-ла из древ-не-го ро-да Олель-ко-ви-чей, кня-жив-ших в го-ро-де Слуц-ке, од-ном из древ-ней-ших го-ро-дов Се-ве-ро-За-пад-ной Ру-си. Слуцк впер-вые упо-мя-нут в ле-то-пи-сях под 1116 го-дом - то-гда он при-над-ле-жал ве-ли-ко-му кня-зю Ки-ев-ско-му Вла-ди-ми-ру Мо-но-ма-ху. Око-ло 1270 го-да го-род ока-зал-ся во вла-сти ли-тов-ских кня-зей и в 1395 г. об-ра-зо-вал осо-бый удел со сво-и-ми кня-зья-ми, ро-до-на-чаль-ни-ком ко-то-рых стал внук ве-ли-ко-го кня-зя Оль-гер-да Алек-сандр (Олель-ко) Вла-ди-сла-во-вич. Под их управ-ле-ни-ем Слуцк стро-ил-ся, укреп-лял-ся и к XV ве-ку счи-тал-ся од-ним из глав-ных го-ро-дов Лит-вы. Мно-го раз оса-жда-ли его та-та-ры, но так и не смог-ли взять гроз-ной ци-та-де-ли. Род Олель-ко-ви-чей явил ми-ру нема-ло бла-го-че-сти-вых хри-сти-ан, хра-нив-ших вер-ность пра-во-слав-ной церк-ви. Дед свя-той Со-фии Юрий Юрье-вич - ве-ли-кий по-чи-та-тель пра-во-слав-ных свя-тынь, из-ве-стен соб-ствен-но-руч-но пе-ре-пи-сан-ным Еван-ге-ли-ем, пе-ре-дан-ным в дар Слуц-ко-му Свя-то-Тро-иц-ко-му мо-на-сты-рю. Кро-ме то-го, со-хра-ни-лись гра-мо-ты кня-зя Юрия и его су-пру-ги Ека-те-ри-ны о слуц-ких церк-вях и мо-на-сты-рях. В сво-ем ду-хов-ном за-ве-ща-нии князь уве-ще-вал сы-но-вей по-пе-чи-тель-ство-вать, по-доб-но ему, над Свя-то-Тро-иц-ким мо-на-сты-рем, не от-ни-мать у оби-те-ли дан-ных ей по-жерт-во-ва-ний и при-ви-ле-гий, твер-до дер-жать-ся пра-во-сла-вия.

Отец свя-той Со-фии, Юрий Юрье-вич II, был един-ствен-ным из трех сы-но-вей, ис-пол-нив-шим за-ве-ты сво-е-го ро-ди-те-ля. Млад-шие его бра-тья пе-ре-шли в ка-то-ли-че-ство, а по-доб-ные из-ме-ны в то вре-мя ста-ли ско-рее пра-ви-лом, чем ис-клю-че-ни-ем, вслед-ствие на-си-лия ка-то-ли-ков над пра-во-сла-ви-ем в Поль-ско-Ли-тов-ском го-су-дар-стве. Несмот-ря на при-тес-не-ния из-за вер-но-сти Пра-во-слав-ной Церк-ви, Юрий Юрье-вич твер-до дер-жал-ся ве-ры от-цов и обы-ча-ев пред-ков. Как и отец, был он щед-рым да-ри-те-лем церк-вям и мо-на-сты-рям: из-ве-стен по-жерт-во-ван-ный им Бла-го-ве-щен-ской церк-ви Свя-то-Тро-иц-ко-го мо-на-сты-ря ли-той се-реб-ря-ный на-сто-я-тель-ский по-сох.

Юрий Юрье-вич был же-нат на Ека-те-рине из ро-да Ки-шек; от это-го бра-ка, длив-ше-го-ся ме-нее од-но-го го-да, ро-ди-лась 1 мая 1585 го-да их един-ствен-ная дочь, по-след-няя из ро-да Олель-ко-ви-чей. Слов-но в озна-ме-но-ва-ние бу-ду-щей муд-ро-сти Слуц-кой кня-ги-ни и ее за-бо-тах о го-ни-мом пра-во-сла-вии, княж-ну на-зва-ли во Свя-том Кре-ще-нии Со-фи-ей - Пре-муд-ро-стию.

Вско-ре по-сле ро-дов ото-шла в жизнь веч-ную мать, а через год, 6 мая 1586 го-да, умер и отец. Дре-во слав-ных кня-зей Слуц-ких и Ко-пыль-ских за-кон-чи-лось на Со-фии, оси-ро-тев-шей еще в ко-лы-бе-ли.

Опе-ку над го-до-ва-лой де-воч-кой при-ня-ла се-мья Ход-ке-ви-чей, ее род-ствен-ни-ков: сна-ча-ла жмуд-ский ста-ро-ста Юрий Ход-ке-вич, взяв-ший ее в Виль-ну, а за-тем ви-лен-ский каш-те-лян, брест-ский ста-ро-ста Иеро-ним Ход-ке-вич.

За-бо-тясь о по-след-ней княжне Слуц-кой, Ход-ке-ви-чи, тем не ме-нее, пре-сле-до-ва-ли ко-рыст-ные це-ли. Оба опе-ку-на бы-ли долж-ны кня-зьям Рад-зи-вил-лам зна-чи-тель-ные сум-мы де-нег. Они хо-те-ли рас-пла-тить-ся с дол-га-ми за счет гро-мад-ных име-ний един-ствен-ной пря-мой на-след-ни-цы бо-га-то-го ро-да. Ход-ке-ви-чи и Рад-зи-вил-лы за-клю-чи-ли сдел-ку, под-твер-див ее пись-мен-но, что княж-на Со-фия по до-сти-же-нии ею со-вер-шен-но-ле-тия бу-дет вы-да-на за-муж за несвиж-ско-го кня-зя Яну-ша Рад-зи-вил-ла, сы-на ви-лен-ско-го во-е-во-ды Кришто-фа Рад-зи-вил-ла. В до-го-во-ре был ука-зан да-же срок сва-деб-но-го тор-же-ства - 6 фев-ра-ля, но все это при един-ствен-ном усло-вии, что неве-ста не из-ме-нит сво-е-го ре-ше-ния. Впро-чем, опе-ку-ны не слиш-ком опа-са-лись, ибо княж-на бы-ла по-слуш-на их во-ле. Князь Януш и юная Со-фия, в один-на-дцать лет став-шая его неве-стой, ви-де-лись в до-ме Ход-ке-ви-чей в Вильне.

Вско-ре сно-ва обост-ри-лись финан-со-вые спо-ры двух ро-дов. Рад-зи-вил-лы на-ло-жи-ли за-пре-ще-ние на Ко-пыль - име-ние Ход-ке-ви-чей - в счет опла-ты ста-ро-го дол-га. Раз-гне-ван-ные Ход-ке-ви-чи за-пре-ти-ли кня-зю Яну-шу ви-деть-ся с княж-ной Со-фи-ей. Рад-зи-вил-лы, не же-лая от-ка-зы-вать-ся от Слуц-ко-го кня-же-ства, воз-бу-ди-ли су-деб-ное де-ло, по ко-то-ро-му Ход-ке-вич был при-суж-ден к вы-пла-те огром-но-го штра-фа, ли-бо, в слу-чае от-ка-за, к ли-ше-нию прав и из-гна-нию.

По ме-ре при-бли-же-ния на-зна-чен-но-го сро-ка бра-ко-со-че-та-ния стра-сти на-ка-ля-лись. Не су-мев до-го-во-рить-ся, обе сто-ро-ны со-би-ра-ли вой-ска. Рад-зи-вил-лы со-бра-ли 6 000 рат-ни-ков, укре-пи-ли свой дво-рец. Ход-ке-ви-чи во-ору-жи-ли до 2 000 сво-ей че-ля-ди, вы-ста-ви-ли 24 ору-дия и пре-вра-ти-ли в непри-ступ-ную кре-пость свой ви-лен-ский дом, став-ший за-тво-ром для юной княж-ны-за-лож-ни-цы. Со-фия Юрьев-на неустан-но мо-ли-ла Бо-га оста-но-вить го-то-вя-ще-е-ся кро-во-про-ли-тие, неволь-ной при-чи-ной ко-то-ро-го она ста-ла.

Сам ко-роль от-пра-вил по-слов, скло-няя к ми-ру обе сто-ро-ны. Уни-ат-ский мит-ро-по-лит Ипа-тий По-тей на-пра-вил по-сла-ние на-мест-ни-ку Слуц-ко-го мо-на-сты-ря Исайе Со-болев-ско-му и все-му слуц-ко-му ду-хо-вен-ству, чтобы оно мо-ли-лось за бла-го-по-луч-ное для ка-то-ли-ков Рад-зи-вил-лов окон-ча-ние тяж-бы и на-ло-жи-ло трех-днев-ный пост, чтобы Бог «нам внял и от вся-ко-го про-тив-ле-ния, скор-би и бе-ды из-ба-вил...»

Несмот-ря на все уве-ще-ва-ния, к 6 фев-ра-ля все бы-ло при-го-тов-ле-но к бит-ве. Но Гос-подь не по-пустил бес-смыс-лен-но-го кро-во-про-ли-тия, и вско-ре недав-ние вра-ги за-клю-чи-ли но-вое со-гла-ше-ние о том, что Рад-зи-вил-лы в об-мен на ру-ку княж-ны пре-кра-тят лю-бые де-неж-ные пре-тен-зии, а так-же вы-да-дут сви-де-тель-ство о пра-виль-но-сти ве-де-ния дел по опе-ке над име-ни-я-ми неве-сты.

Но-вый день бра-ко-со-че-та-ния на-зна-чи-ли на вос-кре-се-нье 1 ок-тяб-ря 1600 го-да, на празд-ник По-кро-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рой вру-ча-ла свою судь-бу юная Со-фия. Од-на-ко неза-дол-го до вен-ча-ния по-яви-лась еще од-на про-бле-ма: опе-ку-ны не спро-си-ли у неве-сты, со-глас-на ли она из-ме-нить сво-ей ве-ре для бра-ка с несвиж-ским кня-зем-ка-то-ли-ком.

Но пра-во-сла-вие, ве-ра пред-ков - глав-ное со-кро-ви-ще, остав-ше-е-ся у княж-ны Со-фии от от-цов-ско-го на-след-ства, и она ре-ши-тель-но от-ка-за-лась пе-ре-хо-дить в ка-то-ли-че-ство. Бо-лее то-го, Со-фия на-ста-и-ва-ла еще и на том, чтобы де-ти от ее бу-ду-ще-го бра-ка бы-ли кре-ще-ны в Пра-во-слав-ной Церк-ви и вос-пи-ты-ва-лись как пра-во-слав-ные. Толь-ко при вы-пол-не-нии этих усло-вий че-тыр-на-дца-ти-лет-няя княж-на со-гла-ша-лась всту-пить в брак.

Кня-зю Яну-шу при-шлось об-ра-тить-ся к рим-ско-му па-пе с со-от-вет-ству-ю-щим про-ше-ни-ем. Раз-ре-ше-ние бы-ло по-лу-че-но, и бра-ко-со-че-та-ние княж-ны Со-фии Юрьев-ны с кня-зем Яну-шем Рад-зи-вил-лом со-сто-я-лось в на-зна-чен-ный срок: 1 ок-тяб-ря 1600 го-да, по пра-во-слав-но-му об-ря-ду, в од-ном из со-бо-ров Бре-ста. Об-сто-я-тель-ства это-го меж-ро-до-во-го и меж-кон-фес-сио-наль-но-го со-ю-за ста-ли объ-ек-том крат-кой пе-ре-пис-ки меж-ду Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом и рим-ским па-пой.

Труд-на бы-ла жизнь си-ро-ты у Ход-ке-ви-чей, не слад-кой ста-ла она и в за-му-же-стве. Во всех пе-ча-лях сво-их княж-на, а за-тем кня-ги-ня Со-фия на-хо-ди-ла уте-ше-ние толь-ко в мо-лит-ве, в Церк-ви. Но при-шло го-ре, за-тмив-шее со-бой все лич-ные скор-би: цер-ков-ная уния с Ри-мом, объ-яв-лен-ная в за-пад-но-рус-ских зем-лях в 1596 го-ду.

Вве-де-ние унии со-про-вож-да-лось ужа-са-ю-щи-ми на-си-ли-я-ми над пра-во-слав-ны-ми. У них от-ни-ма-лись хра-мы, мо-на-сты-ри, пра-во-слав-ные свя-щен-ни-ки из-го-ня-лись. Церк-ви от-да-ва-ли в арен-ду ино-вер-цам, ко-то-рые тре-бо-ва-ли пла-тить за каж-дое бо-го-слу-же-ние. Вслед за этим бы-ли за-пре-ще-ны все пуб-лич-ные со-бра-ния пра-во-слав-ных. «Ду-хо-вен-ство дис-си-ден-тов» - так на-зы-ва-ли в то вре-мя пра-во-слав-ных свя-щен-ни-ков - не долж-но бы-ло яв-но хо-дить по ули-цам со Свя-ты-ми Да-ра-ми. Кре-ще-ние, вен-ча-ние, по-гре-бе-ние раз-ре-ша-лось со-вер-шать толь-ко с со-гла-сия ка-то-ли-че-ско-го ксен-дза за уста-нов-лен-ную по-след-ним пла-ту. Хо-ро-ни-ли пра-во-слав-ных но-чью. Де-ти, рож-ден-ные от сме-шан-ных бра-ков, при-чис-ля-лись к ка-то-ли-че-ской церк-ви. Пра-во-слав-ным за-пре-ща-лось за-ни-мать об-ще-ствен-ные долж-но-сти, со-зы-вать со-бра-ния, ис-кать про-тек-ции под угро-зой при-ме-не-ния за-ко-нов про-тив бун-тов-щи-ков.

Бо-лея серд-цем за по-пи-ра-е-мую ве-ру сво-их пред-ков, юная кня-ги-ня ста-ла за-щит-ни-цей пра-во-слав-ных свя-тынь и пра-во-слав-но-го на-ро-да от уни-ат-ско-го на-си-лия. При-над-ле-жа-щий ей Слуцк она пре-вра-ти-ла в твер-ды-ню пра-во-сла-вия - од-ну из немно-го-чис-лен-ных, а вско-ре и един-ствен-ную во всем крае.

Жи-те-ли Слуц-ка спло-ти-лись в Пре-об-ра-жен-ском брат-стве, где са-мое де-я-тель-ное уча-стие при-ни-ма-ла кня-ги-ня Со-фия. Сво-е-го му-жа убе-ди-ла она ис-хо-да-тай-ство-вать у поль-ско-го ко-ро-ля гра-мо-ту о вос-пре-ще-нии в их вла-де-ни-ях на-силь-но при-нуж-дать пра-во-слав-ных к унии.

Гра-мо-та бы-ла по-лу-че-на. Кня-ги-ня за-щи-ти-ла ин-те-ре-сы пра-во-сла-вия юри-ди-че-ски.

Кро-ме юри-ди-че-ской за-щи-ты, Со-фия за-бо-ти-лась об обес-пе-че-нии мо-на-сты-рей, церк-вей и при-чтов, щед-ро жерт-во-ва-ла на стро-и-тель-ство хра-мов, сво-и-ми ру-ка-ми ши-ла и вы-ши-ва-ла зо-ло-том цер-ков-ные ри-зы и свя-щен-ни-че-ские об-ла-че-ния, со-вер-ша-ла па-лом-ни-че-ство в от-да-лен-ные хра-мы во дни пре-столь-ных празд-ни-ков.

Вли-я-ние пра-вед-ной кня-ги-ни бы-ло столь ве-ли-ко, что да-же ее муж впо-след-ствии, уже по-сле ее смер-ти, под-твер-ждал сво-и-ми гра-мо-та-ми, что пра-во-слав-ные хра-мы, обла-го-де-тель-ство-ван-ные в свое вре-мя княж-ной Со-фи-ей, долж-ны со-хра-нять сво-бо-ду сво-е-го бо-го-слу-же-ния и цер-ков-ные пра-ви-ла в ду-хе Во-сточ-ной Церк-ви... «Церк-ви и мо-на-сты-ри ре-ли-гии ста-ро-рус-ской в име-ни-ях мо-их по-преж-не-му долж-ны быть со-хра-ня-е-мы и по-том-ки мои долж-ны со-блю-дать, дабы не по-сле-до-ва-ло в том ни-ка-кой пе-ре-ме-ны». И по-том-ки со-блю-да-ли на-ка-зы. Княж-на Лю-дви-га Рад-зи-вилл под-пи-са-ла гра-мо-ту, текст ко-то-рой мы при-во-дим по-чти пол-но-стью: «изъ-яс-нить всем, ко-му знать долж-но, что церк-ви ре-ли-гии ста-рой Гре-ко-Рос-сий-ской, с неза-па-мят-ных вре-мен по-стро-ен-ные и арен-до-ван-ные в го-ро-де Слуц-ке и Ко-пы-ле и во всем кня-же-стве Слуц-ком и Ко-пыль-ском, а так-же в име-ни-ях мо-их Кай-да-нов-ском, Ко-пыль-ском, Се-беж-ском и дру-гих, все-гда сто-я-ли под бла-го-сло-ве-ни-ем во-сточ-но-го Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, и бла-жен-ной па-мя-ти князь и кня-ги-ня, пред-ки мои, все-гда этой ре-ли-гии и под-дан-ным пра-во-слав-ным по-кро-ви-тель-ство-ва-ли, и что они до-се-ле поль-зо-ва-лись и ныне поль-зу-ют-ся сво-бо-дою сво-е-го ста-ро-гре-че-ско-го бо-го-слу-же-ния и си-лою цер-ков-ных пра-вил в ду-хе Церк-ви Во-сточ-ной, а по-то-му на-сто-я-щею при-ви-ле-ги-ею сво-ею утвер-ждаю, чтобы церк-ви, ар-хи-манд-ри-ты, игу-ме-ны, мо-на-сты-ри и брат-ства в кня-же-стве Слуц-ком и дру-гих мо-их вла-де-ни-ях на веч-ные вре-ме-на непри-кос-но-вен-но, без вся-кой пе-ре-ме-ны бы-ли со-хра-ня-е-мы в со-вер-шен-ной сво-бо-де сво-е-го бо-го-слу-же-ния под вы-ше-озна-чен-ным Кон-стан-ти-но-поль-ским бла-го-сло-ве-ни-ем и во всех сво-их обы-ча-ях и об-ря-дах цер-ков-ных; на ме-сто уми-ра-ю-щих пре-сви-те-ров уни-а-ты не долж-ны быть по-став-ля-е-мы и уния на эти церк-ви не долж-на вво-дить-ся ни-ка-ким на-силь-ствен-ным или из-мыш-лен-ным спо-со-бом, но да бу-дет им поз-во-ле-но для по-свя-ще-ния пре-сви-те-ров, от-но-ся-щих-ся к вла-ды-кам их не уни-а-там, в ко-роне и Лит-ве на-хо-дя-щим-ся, а за недо-стат-ком их ез-дить за гра-ни-цу без вся-ко-го пре-пят-ство-ва-ния и ма-лей-ше-го за-труд-не-ния. Все это со-дер-жать, как са-ма обе-ща-ла ду-хо-вен-ству Слуц-ко-му; и пре-ем-ни-ков сво-их обя-зы-ваю эту при-ви-ле-гию точ-но и непри-кос-но-вен-но со-блю-дать».* [*Вест-ник Бе-ло-рус-ско-го эк-зар-ха-та N 3, 1990].

Умер-ла бла-жен-ная Со-фия в воз-расте 26 лет 19 мар-та 1612 го-да при рож-де-нии до-че-ри, ко-то-рая не пе-ре-жи-ла свою мать. В па-мять о пра-вед-ной жиз-ни и бла-го-тво-ре-ни-ях кня-ги-ни она бы-ла по-гре-бе-на в Слуц-ком Свя-то-Тро-иц-ком мо-на-сты-ре. Гос-подь про-сла-вил свя-тую кня-ги-ню Со-фию нетле-ни-ем мо-щей и чу-до-тво-ре-ни-я-ми у гро-ба.

По-сле ок-тябрь-ской ре-во-лю-ции мо-щи свя-той Со-фии изъ-яли из мо-на-сты-ря и от-пра-ви-ли в Мин-ский му-зей, где они и пре-бы-ва-ли до на-ступ-ле-ния но-вых вре-мен.

Нетлен-ные мо-щи свя-той пра-вед-ной Со-фии, кня-ги-ни Слуц-кой по-чи-ва-ют ныне от-кры-то в Свя-то-Ду-хо-вом ка-фед-раль-ном со-бо-ре го-ро-да Мин-ска у се-вер-но-го при-де-ла в честь чу-до-твор-ной Мин-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Свя-тая Со-фия про-сла-ви-лась три-на-дца-той из свя-тых жен. В хри-сти-ан-ской сим-во-ли-ке три-на-дцать - чис-ло по-бе-ды. И про-слав-ле-ние три-на-дца-той из свя-тых жен Ру-си яв-ля-ет-ся зна-ком по-бе-ды.

Имя по-след-ней из свя-тых жен Ру-си - Со-фия, Пре-муд-рость, и толь-ко бла-го-да-ря это-му да-ру от Гос-по-да смог-ла де-воч-ка, остав-ша-я-ся в год от ро-ду си-ро-той, вос-си-ять в лоне пра-во-слав-ной церк-ви. Пре-муд-рость Бо-жия на-пи-та-ла свое ча-до и укре-пи-ла. До 26 лет пра-вед-ная Со-фия успе-ла прой-ти свой да-ро-ван-ный ей свы-ше путь и стать для Рус-ской Церк-ви неча-ян-ной ра-до-стью. Свя-тая Со-фия Слуц-кая ста-но-вит-ся сре-ди жен свя-той Ру-си хра-ни-тель-ни-цей неча-ян-ной ра-до-сти. Хра-ни-тель-ни-ца - зна-чит ис-пол-ни-тель-ни-ца Бо-жи-его За-ко-на.

Не имея сво-их де-тей, сколь-ко она со-хра-ни-ла для Гос-по-да вер-ных сер-дец! Сей-час, ко-гда мно-гие ча-да Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви ока-за-лись неволь-но от-де-лен-ны-ми от Ма-те-ри Церк-ви и ис-ку-ша-е-мы-ми дру-ги-ми ре-ли-ги-я-ми, мо-лит-вен-ная по-мощь и за-ступ-ле-ние свя-той кня-ги-ни Слуц-кой осо-бен-но важ-ны. Ра-дость ду-хов-ная - дар Вос-крес-ше-го Хри-ста, один из се-ми бла-го-дат-ных да-ров Свя-то-го Ду-ха че-ло-ве-ку. Неча-ян-ная ра-дость - это неожи-дан-ная ра-дость. В зем-ной жиз-ни это ра-дость неожи-дан-но-го вы-здо-ров-ле-ния смер-тель-но боль-но-го че-ло-ве-ка, ра-дость встре-чи лю-бя-щих, ко-гда-то по-те-ряв-ших друг дру-га. Неча-ян-ная ра-дость не за-ви-сит от уси-лий че-ло-ве-ка - это бла-го-дат-ный дар свы-ше. В ду-хов-ном со-зна-нии рус-ско-го на-ро-да неча-ян-ная ра-дость свя-за-лась с име-нем Бо-жи-ей Ма-те-ри. Это вы-ра-зи-лось в про-слав-ле-нии Ее чу-до-твор-ной ико-ны «Неча-ян-ная Ра-дость»: Бо-жия Ма-терь да-ру-ет неча-ян-ную ра-дость бла-го-дат-но-го рас-ка-я-ния и ду-хов-но-го воз-рож-де-ния пре-ступ-ни-ку, мо-лив-ше-му-ся у Ее ико-ны каж-дый день пе-ред со-вер-ше-ни-ем сво-их пре-ступ-ле-ний. Бла-го-дать кос-ну-лась его серд-ца, и он уви-дел кап-ли кро-ви на те-ле Бо-гом-ла-ден-ца, рас-пи-на-е-мо-го че-ло-ве-че-ски-ми гре-ха-ми. И эту бла-го-дат-ную по-мощь ис-про-си-ла для него Ма-терь Бо-жия у Сво-е-го Сы-на. Нет гре-ха, по-беж-да-ю-ще-го ми-ло-сер-дие Бо-жие. Неис-то-щим ис-точ-ник Неча-ян-ной Ра-до-сти.

Ис-тин-ная ра-дость не ми-мо-лет-на, она веч-на. Здесь, на зем-ле, она лишь на-чи-на-ет-ся, чтобы пе-рей-ти в веч-ную жизнь с каж-дым но-си-те-лем ра-до-сти. Свя-тые же-ны рус-ские ис-пол-ни-ли сво-ей жиз-нью за-по-ведь Вос-крес-ше-го Хри-ста: «Ра-дуй-тесь», они во-пло-ти-ли дар ду-хов-ной ра-до-сти, ис-хо-дя-щей от Са-мой Все-ра-дост-ной Ра-до-сти Ма-те-ри Бо-жи-ей, и это ста-ло за-ло-гом об-ру-че-ния веч-ной ра-до-сти.

Путь свя-тых рус-ских жен от свя-той рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги, в Кре-ще-нии Еле-ны, до свя-той пра-вед-ной Со-фии вы-ра-жа-ют их име-на: от Еле-ны («фа-кел»), ог-ня Ду-хов-но-го, воз-го-рев-ше-го-ся в серд-цах рус-ских жен с при-ня-ти-ем Кре-ще-ния, - к Со-фии, Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей.

Вторая супруга великого князя Иоанна III , сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского императора Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он … Биографический словарь

Вторая супруга великого князя Иоанна III, сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского имп. Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

У этого термина существуют и другие значения, см. София (значения). София греческое Род: жен. Этимологическое значение: «мудрость» Другие формы: Софья Производ. формы: Софьюшка, Софа, Соня, Сона, Сонюша … Википедия

- (болгарск. Средец, турецк. София) столица Болгарскогокняжества, занимает весьма выгодное положение вблизи центра Балканскогополуострова, посреди целой сети проезжих дорог, из которых вдоль главнойтеперь уже проложена жел. дорожная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (Зоя Палеолог) урожденная принцесса византийская, великая княгиня Московская, родилась около 1448 г., прибыла в Москву и вступила в брак с Иоанном III 12 ноября 1472 г., умерла 7 апреля 1503 г. Зоя Палеолог происходила от последней царственной… … Большая биографическая энциклопедия

Дочь деспота морейского, 2 я супруга в. кн. московского Иоанна III Васильевича (с 1472 г.); † 7 апреля 1503 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

София Палеолог Ζωή Παλαιολογίνα Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г … Википедия

- Θωμάς Παλαιολόγος … Википедия

Греч. Μανουήλ Παλαιολόγος Род деятельности: Аристократ, один из наследников византийского трона … Википедия

Книги

  • София Палеолог , Павлищева Н.. …
  • София Палеолог. Первый кинороман о первой русской царице , Павлищева Наталья Павловна. К премьере телесериала`София Палеолог` на Российском ТВ. Первый роман об одной из самых удивительных женщин на русском троне, благодаря которой было свергнуто татаро-монгольское Иго, а Москва…

1 апреля день памяти Святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Прошло почти четыре столетия, с тех пор, как завершилась ее земная жизнь. Но и сегодня вспоминают о ней православные верующие, приходят в Минский Свято - Духов кафедральный собор, где покоятся ее нетленные мощи, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих делах и заботах.

София Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Беларуси. Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей, в 1395 г. образовался особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда - Александр (Олелько) Владиславович.

Под управлением Олельковичей Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Великого княжества Литовского. Этот род явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич - великий почитатель православных святынь - известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято -Троицкому монастырю. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято - Троицким монастырем, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привилегий, твердо держаться Православия.

Заветы князя строго выполнял Юрий Юрьевич II, отец Софии Слуцкой, который, несмотря на католические притеснения из - за верности Православной Церкви, твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох. Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, и родилась 1 мая 1585 г. их единственная дочь, последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией.

Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу и его трем братьям Слуцкое княжество, но видно злой рок постепенно обрел на вымирание этот род. Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Вскоре умирают и оба дяди Софии - Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию деда, София становится еще и княгиней Копыльской. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти лет. Ее опекуном становится родственник со стороны матери, жмудский староста Юрий Ходкевич.

Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. В этом время София, предоставленная самой себе, начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла. Разумеется, София ничего не знала об этом решении.

Одновременно с приготовлениями к свадьбе тянулась тяжба между другими представителями родов Ходкевичей и Радзивиллов из-за имения Копысь под Оршей. Дело практически дошло до кровопролития, когда Радзивиллы осадили Ходкевичей в их доме в Вильно, где жила София. Но буквально за несколько часов до начала штурма девушка дала согласие на брак с Янушем Радзивиллом, тем самым предотвратив побоище.

День бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако незадолго до венчания появилась еще одна проблема - опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком. Но Православие, вера предков - главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась на брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В это время ей принадлежал город Слуцк, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия».

С участия княгини Софии, Слуцк оставался твердыней Православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты православия. Вдобавок, Софья убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии.

«Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения... уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом...»

Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов о пожертвованиях церквям.

На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам. К сожалению, Господь не дал супругам потомства. В 1604 и 1608 г. их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

Безвременная кончина супруги глубоко ранила мужа - князя Януша. Но и по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. В ее жизнеописании отмечалось: «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей» .

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Почитание святой и ее мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды.

Существовала еще одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. В 30 -х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, но вскоре из - за угрозы вывоза в Германию стали храниться в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор.

3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Составил А. Медельцов

Соф"я Слуцкая , польск. Zofia z Olelkowiczów Radziwiłłowa , лит. Sofija Slucka iš Olelkaičių ) - последняя княгиня города Слуцка , святая, чтимая белорусской православной церковью.

Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. До наших ней не сохранилась.

Жизнь под опекой и брак

Софья Олелька-Радзивилл. Портрет неизвестного художника XVI в.

В жизнеописании отмечают:

Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».

Свидетельств о более ранней общецерковной канонизации святой нет. Но стоит упомянуть о причислении во многих источниках начала XX века её к лику местночтимых в Минской Епархии. К вопросу о канонизации святой следует добавить, что православные ученые Польши утверждают о её возможной канонизации во времена Петра Могилы . Да и А. Трофимов в книге «Святые жены Руси» указывает на дореволюционную канонизацию святой Софии. Решение таких вопросов документами РПЦ отнесено к ведению Епархиальных Комиссий по канонизации.

Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта - 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Мощи и поклонение

Как отмечают, дольше всего нетленные останки почивали Слуцком Троицком монастыре .

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой, и по описанию Архимандрита Афанасия (Вечерко), была вся увешана вывесками, пожертвованными богомольцами. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Близ гробницы стоял медный подсвечник высотою с аршин, с вылитыми изображениями ангелов при трех ножках, для братской свечи весом в 1-2 пуда. Подсвечник этот всегда стоял на солее близ гроба.

Почитание святой и её мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды. Существовала ещё одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. Рядом с нею находились и Святые Мощи мученика-младенца Гавриила Заблудовского.

Источники и историография

  • Из дошедших до нас литературных источников стоит упомянуть о дневниковых записях литовского вельможи Зеновича.
  • Соломон Рысинский-Пантера: был делопроизводителем мужа Софии - Януша Радзивилла, и он же автор посмертной эпитафии в её честь.
  • В 1841 году вышла в свет документальная повесть Юзефа Игнацы Крашевского «Последняя из князей Слуцких».
  • В 1858 году Владислав Сырокомля издает историческую драму «Магнаты и сирота. (София княжна Слуцкая)».
  • Юбилейная статья архимандрита Афанасия (Вечерко) «Блаженная Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько». Архимандрит был наместником Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, где тогда почивали мощи святой, он именует её «блаженной» - тем самым открывая вопрос о её канонизации. Эта статья легла в основу многих последующих попыток составления жизнеописания святой Софии.
  • До г. было ещё несколько заметных попыток осветить деяния и личность княгини: наиболее доступны и известны труды архимандрита Николая, ректора Минской Духовной Семинарии, Ф. Ф. Серно-Соловьевича, Н. А. Глебова.