Все ребенке в 9 мес. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Игры и игрушки

Активный девятимесячный малыш уже освоил ползание. Поэтому его родителям стоит запастись терпением и развить в себе стремительную реакцию. Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает наличие определенных навыков и умений. Время в этот период бежит быстро и каждые несколько дней или недель обозначают новые витки развития крохи.

Что уже умеет девятимесячный малыш:

  • тянется за игрушкой, которая находится в зоне его недосягаемости;
  • может самостоятельно сесть из положения «лежа» на животике;
  • стоит, опираясь на что-либо;
  • катает мячик по просьбе;
  • воспринимает игру в прятки;
  • выражает бурное возмущение, если отобрать у него игрушку;
  • пьет из чашки самостоятельно;
  • передвигается на цыпочках, держась за опору;
  • может подтянуться и встать из положения «сидя»;
  • произносит слова: «мама», «баба»;
  • использует жесты для приветствия и прощания.

Определяем самостоятельно уровень развития малыша

  1. Если придерживая ребенка за ручки, опустить его на пол, то он должен уверенно стоять на двух ступнях. Пальчики на ножках при этом не должны быть скрючены.
  2. Ставим пустую коробку на пол, и бросаем в нее кубик. Просим малыша достать его. Ребенок в 9 месяцев должен заинтересоваться этим предложением и просунуть ручку в коробку. Возможно, достать кубик он и не сможет, но это не главное.
  3. Берем несколько шумных игрушек (погремушки, кубики с бубенчиками внутри) и роняем их на пол так, чтобы они создавали шум. Малыш должен повторить эти движения, бросая предметы поочередно двумя руками.

Психологическое развитие

Малыш уже знает названия окружающих предметов, может говорить отдельные слова. Признак нормального развития в 9 месяцев это умение идентифицировать свое отражение в зеркале, отличая его от других. Если попросить малыша показать определенный предмет, то он с легкостью покажет на него пальчиком. Ребенок с удовольствием играет в развивающие игры, рассматривает цветные картинки, перекладывает предметы с места на место.

Малыш согласно кивает головой, если ему задавать наводящие вопросы. Иногда он щипается, кусается, капризничает и в знак несогласия мотает головой. Почему он так делает? Таким образом, ребенок определяет границы позволенного ему. Следует спокойным тоном объяснить крохе, что этого делать нельзя, но не срываться на крик. В этот период он хочет попробовать все на вкус, поэтому взрослым нельзя оставлять его с маленькими предметами наедине, чтобы избежать неприятных последствий.

Физическое развитие

Малыш может вставать самостоятельно, держась за опору. Ходит он пока только с поддержкой и преимущественно на носочках. Ребенку 9-ти месяцев отроду присуща излишняя энергичность в действиях, скорость и умение управлять своим телом. Ребенок активно проявляет интерес к необычным предметам у окружающих – кулон на шее тети, мобильник в руках у папы – и старается к ним дотянуться. Он ищет общения с другими детьми и старается с ними контактировать.

Сон ребенка в девятимесячном возрасте

На этом этапе развития малыш спит в общей сложности 12-14 часов в сутки. Из них ночной сон занимает 10 часов, дневной – 1,5-2 часа по два раза. Третий дневной сон обычно уже отсутствует. Ночью малыш может просыпаться 1-2 раза для кормления.

Кормление малыша в 9 месяцев

В этот период малыш еще остается грудничком, но все же материнское молоко – уже не главный продукт в рационе. Теперь его меню разнообразно: мясо, рыба, овощи, фрукты и молочные продукты. Все блюда подаются вареными, или приготовленными на пару. Разработано множество специальных детских консервов с рыбой, мясом, овощами.

Их тоже можно вводить как прикорм. Малыш ест 4-5 раз в день, употребляя за один прием около 200-250 грамм пищи. В перерывах между кормлениями, нужно давать ему пить компот или несладкий чай, чтобы избежать обезвоживания. Новые фрукты и ягоды нужно вводить в рацион осторожно, наблюдая нет ли на них аллергии.

Игры с девятимесячным малышом

Как развивать ребёнка на девятый месяц жизни? Конечно же, посредством игр – это самый эффективный на сегодняшний день метод раннего развития детей. Чему можно научить, играя? Да практически всем основным навыкам.

  1. Развивающие игрушки – пирамидки, башенки, матрешки. Эти приспособления должны быть максимально просты в сборе – кольца на пирамидках должны быть с широкими отверстиями и широкой закругленным безопасным штырем.
  2. Развитие мелкой моторики рук. Для этого нужно использовать пальчиковую гимнастику. Следует сгибать и разгибать пальчики малыша, делая круговые движения. Можно при этом рассказывать шуточные стихи или петь песенки. Такие занятия нужно проводить ежедневно, по 3-4 минуты.
  3. Игры с крупами. Берем две пластмассовые емкости и наполняем одну горохом, чечевицей, фасолью. Малыш будет с радостью пересыпать крупы из одной емкости в другую.

Параметры девятимесячного малыша

Вес мальчика в таком возрасте должен составлять около 9 кг, а рост – 71 см. Вес девочки – около 8,5 кг, а рост – около 70 см. Эти параметры рекомендованы врачами, но могут колебаться в одну лили другую сторону. Особенности развития каждого ребенка индивидуальны, поэтому такие цифры не являются неизменной величиной.


Отправить

Подсказки родителям

  • Стимулирование развития речи. Нужно разговаривать с ребенком постоянно, рассказывая об окружающем мире и предметах. Таким образом стимулируется процесс повторения слов и предложений.
  • Игры для развития мелкой моторики рук важны не только для физического развития пальцев, но они также играют ключевую роль в речевом развитии ребенка.
  • Необходимо использовать запреты. В этом деле нужно проявлять настойчивость, иначе смысл запретов нивелируется. Однако не следует впадать в излишнюю строгость.

Как правильно хвалить ребенка

В этом деле главное правило – золотая середина. Из-за излишней похвалы у ребенка может выработаться психологическая зависимость к ней. Она притупляет в ребенке интерес к осваиванию новых навыков и информации. Чрезмерная похвала приводит к тому, что ребенок производит какие-то действия из-за расчета на последующее одобрение. Поэтому стоит хвалить ребенка за успехи, но не преувеличивать их.

Безопасность малыша

Термина «полная безопасность ребенка» не существует. Но все же некоторые правила позволят минимизировать риски развития неблагоприятных ситуаций. Ведь нам легче предупредить беду, чем разбираться потом с уже наступившей проблемой.

  • Нельзя оставлять рядом с ребенком тяжелые предметы или посуду с горячей жидкостью.
  • На розетках в доме должны быть специальные пластиковые заглушки.
  • Нельзя оставлять наполненные емкости с водой (ведра, тазы) в доступности малыша.
  • Необходимо оборудовать жилище индикаторами утечки бытового газа.
  • Нельзя оставлять даже на короткое время малыша одного в ванне с водой. Одну руку всегда следует держать на спинке ребенка, чтобы вовремя перехватить его в нужный момент.
  • Нежелательно использовать ходунки. Они иногда смертельно опасны для ребенка.
  • Нельзя оставлять малыша надолго на ультрафиолете во время прогулки. Самый опасный загар – это с 10 утра и до 15 дня. Не рекомендуется в это время находиться на прямых солнечных лучах.

Всю бытовую химию, лекарства, растворители следует хранить в недоступном для детей месте. Но если ребенок все-таки добрался к ядовитым веществам и выпил их – не надо бросаться и искать ответ на форуме у других мам, а незамедлительно ехать в больницу!

Итак, мы с вами продолжаем разговор о развивающих играх и занятиях для малышей первого года жизни. Сегодняшняя тема – «».

Девятимесячный ребенок – это уже маленький человечек со своими желаниями, предпочтениями и характером. Теперь вам приходится учитывать его мнение, даже выбирая очередную игру или занятие. Я постаралась подобрать для сегодняшней статьи максимально разнообразные варианты развивающих игр и упражнений для ребенка 9 месяцев, чтобы каждому малышу нашлось что-то интересное и увлекательное.

Полоса препятствий для ребенка 9 месяцев

Пересыпаю или… рассыпаю?

Реквизит – пара небьющихся емкостей, которые удобно держать детской ручкой, плюс любой сыпучий материал – крупа, песок, овсяные хлопья, пуговицы и т.д. (предлагайте каждый раз разный вариант – это интересно малышу и полезно для развития тактильной чувствительности).

Покажите крохе, как можно пересыпать содержимое одного стакана в другой. Немного тренировки, и ему, наконец, удастся выполнить эту задачу на «отлично». Тогда вы сможете попробовать повторить фокус с водой – лучше всего будет сделать это во время купания.

Игра «Ищем клад» для ребенка 9 месяцев

Еще одна интересная игра с крупой. Понимаю, что у вас есть и другие дела, кроме как развивать ребенка в 9 месяцев , поэтому попробуйте проводить ее в ванной (без воды) или просто перед тем, как вы запланировали пропылесосить. Насыпьте побольше крупы в широкую миску с высокими бортиками или тазик и на глазах ребенка закопайте в крупе мелкие игрушки, детали от конструктора, сортера и т.п. Пусть малыш попробует отыскать их все!

Давайте посмотрим видео о развитии девятимесячного крохи:

Вот такой список занятий, как развивать ребенка в 9 месяцев , у меня сегодня получился. Думаю, вы уже отлично разбираетесь в предпочтениях вашего малыша и, может быть, даже научились сами придумывать для него игры и мастерить игрушки. А в следующей статье вас ждет очередная порция развивающих игр и занятия – теперь уже . Увидимся!

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Роль родителя очень трудная и ответственная.

Казалось бы, за 9 месяцев вы уже сумели привыкнуть к тому, что ваша жизнь вращается вокруг маленького сокровища, смогли научиться его понимать, но все равно ежедневно беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок получал лучший уход, достаточно любви и внимания.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Физиологическое развитие ребенка в 9 месяцев

Еще за месяц своей жизни малыш немного подрос, вытянулся вверх, на полсантиметра увеличились объемы его головы и грудной клетки.

Как изменились физиологические параметры девятимесячного ребенка, вы можете узнать из этой таблицы:

Большинство детей к 9 месяцам уже обзаводятся 6–8 зубами. К уже имеющимся зубам добавляются боковые и центральные резцы (сначала они появляются на нижней челюсти, затем – на верхней).

Растущие зубы могут вызвать физическое недомогание младенца (болевые ощущения, повышение температуры), ухудшить его сон и аппетит, сделать ребенка нервным и капризным.

Вы увидите, что малыш пытается снять болезненные ощущения и ускорить процесс прорезывания зубов, засовывая в рот все предметы.

Не препятствуйте этому, просто замените неподходящий, по вашему мнению, предмет на резиновую игрушку или специальное силиконовое охлаждающее кольцо.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев

Эмоции ребенка в 9 месяцев очень богатые.

Он охотно демонстрирует вам радость, счастье, грусть, страх.

Он учится получать желаемое при помощи капризов или плача, поэтому не стоит позволять манипулировать собой.

Малыш в этом возрасте не переносит одиночества и требует, чтобы мама, папа и другие близкие ему люди проводили с ним как можно больше времени.

Мама остается главным человеком в его жизни, с ней устанавливается особая эмоциональная связь, которую нужно сохранять, поэтому не стоит спешить выходить на работу из декрета.

Пройдет еще много времени, пока ваш ребенок будет спокойно чувствовать себя в присутствии незнакомых людей.

Пока же он настороженно относится к новым лицам и не хочет проводить время у них на руках.

Отнеситесь с пониманием к его желаниям, как только малыш подрастет, станет спокойнее себя чувствовать в присутствии незнакомцев.

Что должен уметь ребенок 9 месяцев, чтобы не сомневаться в его нормальном развитии?

Чтобы быть уверенным в нормальном развитии своего малыша, следует знать, что умеет ребенок 9 месяцев.

Большинство детей в этом возрасте обладают следующими умениями и навыками:

Поскольку малыш растет и стремительно набирает вес, то материнского молока или разведенной сухой смеси ему уже недостаточно для насыщения.

Они должны составлять не более 1/3 от его суточного рациона.

Смело пополняйте меню малыша:

  • пюре, соками из фруктов и овощей;
  • кисломолочными продуктами;
  • молочными кашами;
  • вареным желтком;
  • мясными и рыбными пюре;
  • хлебом и печеньем;
  • растительным и сливочным маслом;
  • свежими фруктами, такими, как банан, яблоко.

Поскольку у девятимесячного ребенка во рту уже есть зубики, то не следует оставлять их без работы, перебивая любое блюдо в однородное жиденькое пюре.

Оставляйте небольшие кусочки, которые ребенок мог бы прожевать. Хлеб и печенье не всегда нужно размачивать, иногда давайте малышу погрызть его.

Можно также позволять младенцу «почесать растущие зубики» о банан (шкурку только снимайте 🙂) или целое яблоко.

В 9 месяцев можно переводить ребенка на полноценные трехразовые приемы пищи (завтрак, обед и ужин) с дополнительными приемами пищи в течение дня (второй завтрак, полдник) и легкими перекусами (печенье, овощное/фруктовое пюре, творожок).


Девятимесячный малыш по-прежнему проводи не менее чем 12 часов, а то – и 2/3 суток во сне.

Его ночной сон длиться 10–12 часов.

А вот дневные периоды активности увеличиваются.

Некоторые мамы жалуются, что они не могут уложить своего ребенка спать днем не только в третий раз, но и – во второй. Если днем ваш малыш ложится спать лишь один раз, то постарайтесь не шуметь в это время, чтобы дитя хорошо выспалось и не капризничало.

А вот потакать младенцу, который вообще не хочет укладываться днем, не стоит, девятимесячные дети нуждаются в послеобеденном сне.

О чем еще нужно знать родителям о развитии девятимесячного малыша?

Об этом в видеосюжете:

Развитие ребенка в 9 месяцев при помощи игр и простых упражнений

Поскольку девятимесячный ребенок требует повышенного внимания, то этим следует пользоваться, и в периоды его бодрствования пытаться научить его чему-то новому, почитать младенцу стишки или сказочки, попеть ему песенки, рассказать что-то интересное (но не длинное), развлечь при помощи полезных развивающих игр.

Вот способы проводить время с пользой для малыша:

    Многие родители, смеясь, говорят, что их ребятишки в 9 месяцев напоминают попугайчиков, потому что повторяют все, что слышат.

    Воспользуйтесь этим, чтобы научить малыша говорить отдельные слова, имитировать звуки, произносимые животными или неживыми предметами.

  1. Девятимесячный ребенок способен разминать пальчиками пластилин, поэтому можно лепить вместе с ним, что-то простое.
  2. Прививайте ему любовь к книгам, рассматривая вместе картинки и объясняя ребенку, что там нарисовано.

    Пока ребенку следует покупать книги с твердыми листами, чтобы он не мог их порвать.

    Чтобы удовлетворить желание младенца рвать бумагу, давайте ему старые газеты и журналы.

  3. Стройте что-то вместе из кубиков, собирайте пирамидки, наипростейшие мозаики.
  4. Учите его пересыпать мелкие предметы: камушки, орешки, фасоль, песок, причем не только ручками, но и при помощи лопатки, например.

Развитие ребенка 9 месяцев , конечно, имеет некоторые особенности, но все же не так сильно отличается от того, что вы знали о восьми- или семимесячных малышах.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?