План-конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол пришел». Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба Динамическая пауза «Посевная»

, учитель-дефектолог, МБДОУ № 548 – детский сад компенсирующего вида, г.Екатеринбург.

  • Тема. «Как хлеб на стол пришел»

    Цель.

    Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

    Задачи.

    1. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
    2. Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
    3. Обогащение и активизация словаря.
    4. Развивать связную речь при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
    5. Привитие детям бережного отношения к хлебу.

    Оборудование.

    • для педагога: игрушка Незнайка, карточки-артикуляционные упражнения, игрушка–видеокамера, карточки–загадки, серия сюжетных картин о хлебе, хлебобулочные изделия на подносе, ИКТ, видеофильм «Откуда хлеб пришел».
    • для детей: образцы колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий, плоскостные формы хлебобулочных изделий, карточки-картинки, салфетки для детей, медали для поощрения.
    Этапы игры-занятия Содержание игры-занятия
    1. Организационный момент

    1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!!!

    Ребята, посмотрите, кто это сидит у нас в кругу? Вы узнали его, это Незнайка. Он пришел к нам в гости и хочет с вами поиграть. Давайте вначале поздороваемся с Незнайкой, а потом друг с другом (дети передают игрушку и желают друг другу доброго утра).

    Сегодня Незнайка отправляется в путешествие. Он хочет узнать, как хлеб появляется на нашем столе. Ребята, а вы хотите узнать, откуда хлеб пришел? Значит, отправляемся в путешествие вместе с Незнайкой.

    Для этого нам надо подготовиться. Сделать упражнения.

    2. Артикуляционная гимнастика -Подготовим мышцы щек и губ.

    Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

    Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

    Мышцы языка.

    Иголочка.

    Воротник с широкими и острыми краями.

    Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».

    Мышцы шеи и головы:

    Кошка умывается.

    Повернуть голову влево - облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо - облизать нижнюю губу.

    Круговые движения головой.

    Мышцы рук.

    (Пальчиковая гимнастика. См. приложение 1)

    Молодцы. Теперь мы с вами готовы к путешествию. А на чем мы отправимся в путь?

    Хорошо поедем на автобусе. Занимайте свои места. А чтобы все не забыть и другим рассказать, мы будем снимать на камеру (ставится игрушечная камера).

    3. Введение в тему - Ребята, посмотрите, что-то Незнайка загрустил. Он не может разложить картинки по порядку правильно. Давайте мы ему поможем.

    Дети выкладывают карточки-картинки на столе по порядку правильно.

    Молодцы. А Незнайка придумал для вас загадку:

    Вырос в поле дом
    Полон дом зерном
    Стены позолочены
    Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.

    Как вы думаете, что это?

    Правильно, это колос.

    Давайте остановимся и посмотрим на колоски. Дети подходят к образцам колосков и рассматривают их.

    В колосе много зерен.

    Какое это полевое растение? Это пшеница.

    Где растет пшеница? В поле.

    Верно. Незнайка хочет поиграть с зернами. А вы хотите? Возьмите вырезанные фигуры хлебобулочных изделий, покрытые пластилином, и нанесите на них зерна пшеницы. Зернышки берите по одному и укладывайте на форму на небольшом расстоянии.

    Понравилось играть? А нам надо отправляться дальше.

    Дети, а Незнайка опять загрустил. Наверное, не может отгадать загадку? Давайте поможем:

    У лепешки, каравая,
    Сушки, плюшки, пирожка,
    От рождения седая,
    Мать по имени … (мука).

    Незнайка принес для нас муку. А из чего получают муку? Из зерен колоса.

    Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная и др.

    Понравилось вам рассматривать муку? Не забудьте после этого вытереть руки салфеткой.

    А что у вас лежит в другой тарелочке?

    Тесто. Верно. Если в муку добавить воду и другие продукты, то получится тесто. Давайте поиграем и с тестом, сделаем баранки.

    Пока мы с вами играли с мукой и тестом, Незнайка приготовил картинки. Он хочет составить рассказ, но боится, что один не справится. Мы с Незнайкой будем начинать рассказ по картинкам, а вы будете заканчивать.

    (На доске 9 картин. См. приложение 2)

    Словарная работа проводилась ранее.

    1. Весной землю пашут … плугом.
    2. Потом ее … боронят.
    3. Затем в землю бросают … зерна.
    4. Летом растения … поливают.
    5. Осенью начинается уборка … урожая.
    6. На машинах зерно везут на … мельницу.
    7. Здесь из зерна получают … муку.
    8. На хлебозаводах из муки пекут … хлеб, батон, булочки.
    9. Эти продукты продают в … магазине.

    Молодцы. Очень хороший получился рассказ.

    Незнайка немного устал. А вы? Давайте остановимся и поиграем. Выходите из автобуса.

    4. Физ. пауза (Включается медленная музыка)

    Игра-релаксация (См. приложение 3)

    5. Закрепление пройденного материала - Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, у нас на видеокамере закончилась кассета.

    Давайте посмотрим, что у нас на кассете?

    Но вот беда, у нас на кассете пропал звук. Видно что-то сломалось. Но мы не будем расстраиваться, ведь вы - мои помощники. Кто хочет рассказать по слайду?

    (Дети составляют рассказ по слайдам «Откуда хлеб пришел». См. приложение 4)

    Молодцы.

    Ребята, а нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а Незнайке в сказочную страну. А на чем мы с вами поедем обратно? Давайте полетим на самолете (имитация движений):

    В самолет детишки сели,
    Самолеты полетели.
    Полетали, покружились,
    На площадку приземлились.

    Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился и у нас на столе (на подносе под салфеткой выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).

    Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке, что «Хлеб – это наше богатство», его надо беречь. Почему?

    Правильно. Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Давайте, еще вспомним пословицы о хлебе. Какие вы помните?

    - «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда». Что они означают?

    6. Подведение итога игры-занятия. - Какие вы у меня помощники! Что бы я без вас делала? Вы очень помогли Незнайке. Теперь он знает «Как хлеб появился на столе». И поэтому, он приготовил для вас подарки – медали (детям раздаются медали).

    Давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора. Он обязательно еще придет к нам в гости.

    Список литературы.

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
    2. Волосовец Т.В, Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004
    3. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М., Айрис, 2008
    4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987
    5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2007
    6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001
    7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996
    8. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2003

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

    Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто )

    А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги )

    Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы )

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи –

    Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши )

    Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед )

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Игра-релаксация “Зернышки”

    Звучит музыка природы.

    Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

    Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Слайд № 1

    Это зерно – пшеница.

    Слайд № 2

    Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.

    Слайд № 3

    Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.

    Слайд № 4

    Летом вырастают колоски, а в них много зерен.

    Слайд № 5

    Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами комбайнами.

    Слайд № 6

    Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.

    Слайд № 7

    Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.

    Слайд № 8

    Это мука. Муку можно купить в магазине.

    Слайд № 9

    В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.

    Слайд № 10

    А это тесто.

    Слайд № 11

    Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки.

    Слайд № 12

    Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.

    Слайд № 13

    И получается вкусный и ароматный хлеб.

    Слайд № 14

    А еще из теста пекут печенье, булочки, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают макароны. Все это мы покупаем в магазине.

  • (для старшего возраста)
    Задачи:

    1. Закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что хлеб растят хлеборобы на огромных полях.

    2. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.

    3. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона).

    4. развивать связную речь детей.
    Игровые правила. Дети должны показывать картинку в соответствии с рассказом водящего.

    Игровые действий. Сигнал, после которого может быть показана картинка; правильный показ отмечается красной фишкой, неправильный – синей.

    Материал. Карточки с изображением различных профессий хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

    ХОД ИГРЫ

    Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Ответы детей). Да, «Хлеб – всему голова» – гласит пословица. Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивается хлеб, какие машины помогают людям на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок), который даст водящий.

    Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

    Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).

    Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».

    Затем рассказывают дети:

    Через некоторое время в поле уже работают другие машины. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

    Ребёнок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

    Это сеялка. На ней работают сеяльщицы.

    Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:

    На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

    Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

    Это комбайн, ведёт его комбайнёр. А потом на машинах везут зерно в новый дом (сигнал).

    Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки.

    Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и в пекарни (сигнал).

    Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин – муководов и говорит:

    Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).

    Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

    В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдаётся красная фишка, кто ошибся – получает синюю фишку. тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путём использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

    дидактическая игра «а что потом»

    Задачи:


    1. Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

    2. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

    3. Активизировать речь детей, их словарь.
    Правила игры. Называть последующий этап только после получения мяча в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибётся, платит фант, который в конце игры отыгрывается.

    Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.
    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

    Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из игроков).

    Удобряют почву, - быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:

    А что потом?

    Тот, кому брошен мяч, говорит:

    Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».

    дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

    Задачи:


    1. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года.

    2. Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.
    Игровые правила. Закрывать клеточки игрового поля только теми картинками, на которых нарисованы машины, работающие в соответствующее изображённому на больших картах сезону года. Играющие (3 человека) начинают действовать только по сигналу водящего. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет клетку своего поля. Каждая победа отличается красным флажком. При повторении игры дети обмениваются большими картами, а маленькие карточки перемешиваются.

    Игровые действия. Соревнование играющих – кто скорее и правильнее закроет пустые клетки - награждение флажком.

    ХОД ИГРЫ

    У воспитателя три картинки, на которых изображено зерно пшеницы, колосок и булочка. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле весной, летом, осенью. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы, в производстве хлебных изделий. На этих больших картах есть игровое поле – пустые клетки. По сигналу ведущего каждый игрок быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ему. Так, игроку с картинкой «Зёрнышко», надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном. Для игрока с картинкой «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания, подборки и обмолота зерна, комбайны. Игроку с картинкой «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе, мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фигура «хлеб».

    По сигналу ведущего дети отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто справился, поднимает свою картинку. Водящий отмечает победителя и награждает его.

    При повторении игры ставится цель отрабатывать у детей внимание. Для этого надо незаметно подложить картинки с изображением других машин, не относящихся к сельскохозяйственным, например, каток, трамвай и др.

    Дидактическая игра «Когда это бывает?»
    Задачи:


    1. Учить детей соотносить описание процессов сельскохозяйственного труда, данное в стихах и прозе, с определённым временем года.

    2. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

    3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родной природе.
    Игровые правила. Показать карточку, соответствующую определённому времени года (отвечает тот, на кого укажет стрелка).

    Игровые действия. Отвечать по показу стрелки.

    Материал. Картинки с изображением труда людей в разное время года.

    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель читает стихотворение «Лето»:

    Зарумянились вишня и слива,

    Налилась золотистая рожь,

    И, как море, волнуется нива,

    И в траве на лугах не пройдёшь.

    Затем поворачивает стрелку. Тот, на кого она указала, находит картинку с изображением лета и показывает всем играющим. За правильный подбор картинки ребёнок получает фишку. Педагог читает теперь отрывок из стихотворения В.Степанова:

    Убран хлеб и тише стало,

    Жарко дышат закрома.

    Поле спит. Оно устало.

    Приближается зима.

    И вновь поворачивает стрелку, которая указывает на другого участника игры. Тот ищет картинку с осенним пейзажем.

    Для этой игры используются и другие стихотворения о временах года и труде людей в природе.

    Нива

    Н.Некрасов

    Дорого – любо, кормилица – нива.

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита.

    Гордо стоишь, высока и густа.
    Летний дождь

    А.Майков

    Золото, золото падает с неба! -

    Дети кричат и бегут за дождём…

    Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!
    Рожь, рожь

    А.Твардовский

    Рожь уродилась. Близкие сроки.

    Отяжелела и на край

    Всем полем подалась к дороге

    Нависнула – хоть подпирай.
    Жёлтая осень

    А.Каминар

    Где б сегодня ни прошёл ты,

    Цвет везде увидишь жёлтый.

    Пожелтели всюду нивы,

    Жёлты груши, жёлты сливы.
    В.Кожевников

    Зеленеют дружно всходы,

    присмотрись – увидишь тут

    Самый главный труд народа.

    Самый нужный в мире труд.

    Подготовила: Лозовая Н.Г., воспитатель

    с. Чёрный Отрог

    Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

    Цель:

    зерно, чтобы стать хлебом.

    Задачи:

      Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

    выращивающих хлеб.

    образное воображение.

    Словарь: Пшеница, трактор, тракторист, плуг, комбайн, комбайнёр, мельница, молотить, замесить, пекарня, пекарь.

    Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, булочка, интерактивная доска Smart, презентация слайдов «Как хлеб к нам пришел», кофемолка, вышитое полотенце, сито.

    Для каждого ребенка колосок, розетка с зернышками, соленое тесто.

    Предварительная работа:

      Рассматривание колоска.

      Пальчиковая игра «Лепёшки».

    Методические приёмы:

      словесные (вопросы, беседа);

      наглядный (демонстрация);

      организационный;

      проведение опыта;

      игровое упражнение.

    – интегрированный.

    Форма деятельности:

    Виды деятельности:

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Вводная часть

    Организаци-онный момент

    Сообщение темы НОД.

    (Дети стоят рядом с воспитателем).

    Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

    Воспитатель загадывает загадку:

    Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый,

    Он и чёрный, он и белый,

    А бывает подгорелый.

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет! (Хлеб).

    Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

    Основная часть

    Биоэнергопластика «Как растет колосок?»

    Опыт «Где живут зернышки».

    Опыт: «Помол зерна».

    Пальчиковая гимнастика «Лепёшки».

    Физминутка «Дрожжи».

    Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

    Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?

    Колоски.

    Хотите узнать, как колосок стал хлебом? Тогда садитесь поудобнее. Всё хорошо узнать о хлебе нам помогут колоски и сказки, которые мы с вами читали.

    - «Три жёлтых рта,

    Три голодных рта

    Смотрят в небо,

    просят хлеба». Из какой сказки эти строки?

    -«Голубь и пшеничное зерно».

    Правильно. Что нашёл голубь? Что выросло из зерна? Что бы вырос колосок, что сделал голубь? Чтобы посадить зерно в землю, что надо сделать с землёй?

    На полях землю «копает», вспахивает трактор железным плугом (слайд 1 ).

    Кто ведёт трактор? Какая становится земля? Когда землю вспашут, трактором и специальными сеялками сеют зерно. (слайд 2 )

    А чтобы зернышко выросло, что ещё нужно?

    Солнце, дождик.

    Дети на интерактивной доске рисуют, что необходимо для роста зерна.

    Давайте поиграем «Как растет колосок?»

    Представьте, что пока Вы маленькое зернышко оно лежит в земле (присядьте, обхватите голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышко начало прорастать (поднимите голову, раскройте ладони). Это маленький слабый росток-колосок. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и росток стал подниматься все выше все выше (и мы поднимаемся руки вверх в стороны). Ветерок нас раскачивает солнышко, пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень. Ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.

    Ребята, посмотрите на зернышко, потрогайте их. Как вы думаете, где их домики?

    Сейчас это мы узнаем. Возьмите колоски, разберите их и отыщите в них зернышки.

    Вы держали в руках колоски, какие они?

    Из чего состоит колосок?

    Где живут зернышки? (В колосе)

    Вывод. Значит, колосок состоит из зернышек.

    Выросли колоски. Пшеница созрела (слайд 4). Тогда на поле выходит другая машина. Как называется эта машина? (слайд 5)

    Кто управляет комбайном?

    Что делает комбайн?

    Вспомнить сказку «Колосок», что делал Петушок, когда нашёл колосок.

    Что происходит на мельнице?

    Дети с воспитателем подходят кофемолке.

    Ребята, подойдите ко мне поближе. Зерно перетираем, мелем, получаем муку.

    Просеять через сито: отруби, мука.

    Тошки, тошки, тошки

    Испечём лепёшки.

    Дрожжи, сахар, соль, яйцо

    И парное молоко

    Муки положили,

    Тесто замесили.

    А зачем в тесто кладут дрожжи?

    Дрожжи воздух собирали,

    (дети раздувают щёки, выпускают воздух)

    Дрожжи тесто раздували.

    Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

    Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

    Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

    Разрастись и поднимись!

    Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

    Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

    Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

    И весёлкой повзбивали.

    Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь. Что мы можем испечь из теста?

    А в нашем селе пекут хлеб, где? Как называют людей, которые пекут хлеб?

    Заключитель-ная часть

    Подведение итога.

    Переход к другому виду деятельности.

    Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! (Перечислить профессии).

    - Ребята, как вы понимаете пословицу «Хлеб -всему голова».

    К хлебу нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

    Тесто мы с вами замесили, и я предлагаю для нашего магазина сделать, а потом испечь баранки, булочки. дети переходят в центр художественного творчества.

    Длительность НОД: 20 минут.

    Самоанализ

    Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

    Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит

    зерно, чтобы стать хлебом.

    Задачи:

    1.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

    2. Учить анализировать и делать выводы в опытной деятельности.

    3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей

    выращивающих хлеб.

    4. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление,

    образное воображение.

    Была проведена предварительная работа:

      Чтение украинской народной сказки « Колосок», русской народной сказки «Петушок и меленка», «Голубь и пшеничное зерно».

      Рассматривание колоска.

      Пальчиковая игра «Лепёшки».

      Опыт: «Как пашут землю», «Что вкуснее: зерно, мука и хлеб».

      Дидактическая игра «Кто, чем управляет».

    Вид непосредственной образовательной деятельности – интегрированный.

    Интегрируемые образовательные области:

      Образовательная область «Социализация»: практические действия, проведение опытов – приучать решать интеллектуальные задачи, способствовать расширению опыта совместной деятельности детей в малой детской группе.

      Образовательная область «Познание»: познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

      Образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»: Способствовать укреплению здоровья через пальчиковую игру, физминутку.

      Образовательная область «Безопасность»: воспитывать бережное отношение к результатам труда – хлебу.

      Образовательная область «Чтение художественной литературы»: формировать умения делать выводы, умозаключения – загадывание загадки.

      Образовательная область «Коммуникация»: учить отвечать на вопросы, развивать речь, мыслительную активность.

    Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная.

    Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: организационный, наглядный, словесный, проведение опыта, игровое упражнение которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность.

    Я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.

    В ходе НОД были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием; логическое мышление (проведение опытов), зрительное восприятие (через слайды). Как необходимый элемент любой НОД, мною использовались здоровьесберегающие технологии (работа с колоском, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, физминутка).

    Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию – проведение опытов, что повысило их внимание и активность.

    Считаю, что структура НОД соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности.

    Длительность занятия 19 мин., что соответствует нормам СанПиН.

    Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.

    В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.


    Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:
    "Откуда к нам хлеб пришел"
    Цель:
    В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
    Задачи:
    развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
    развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
    познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
    воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
    воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
    радость от процесса получения новой информации.
    Предварительная работа:
    Проведение тематической недели.
    ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
    Чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел”, рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.
    Все о хлебе. Картины иллюстрации, плакат «Хлеб всему голова».
    Презентация «Как хлеб на стол пришёл»
    Презентация: “На хлебозаводе”.
    Серии картин «дары природы» Книга «Мое Оренбуржье». Альбом о хлебе.
    Инсценировка «Легкий хлеб» из книги Театр для малышей.
    Экскурсия в хлебный магазин «Весна», на хлебозавод посёлка Тюльган.
    Работа с тестом.
    Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.
    Выставка хлебобулочных изделий.
    Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»
    Дидактические игры (в группах и парах) – собери цепочку « Как хлеб на стол приходит»; Распредели по группам картинки « Как наши предки выращивали хлеб» и «Как хлеб выращивают сейчас».
    Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.Подготовка к исследованию, материалы:
    карандаш;
    блокнотик;
    зерна пшеницы, ржи; колосья;
    ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;
    мука ржаная и пшеничная;
    картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
    карточки последовательности исследования выращивания хлеба.
    Проведение занятия.
    (с использованием презентации «Как хлеб на стол пришёл»)
    Воспитатель: Ребята, кто может мне сказать, как называется книга?
    “Откуда к нам хлеб пришел”.
    А вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?
    Дети: Да.
    Воспитатель:
    Вот он – хлебушек душистый.
    Вот он – теплый, золотистый,
    В нем – здоровье наше, сила,
    В нем – чудесное тепло.
    Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло!
    Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
    Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
    Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
    Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
    Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
    Дети: Мы должны подумать.
    Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
    Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.
    Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
    Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.
    Воспитатель: Верно!
    Выставляется карточка “спросить у другого человека”.
    Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
    Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
    Воспитатель: Такой человек называется агроном.
    Выставляется карточка “связаться со специалистами”.
    Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
    Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
    На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.
    Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
    Выставляют карточку “понаблюдать”.
    Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
    Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
    Сбор материала.
    Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
    Дети: Полученные сведения можно записать.
    Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
    Дети: Мы умеем рисовать.
    Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.
    Этапы исследовательской работы.
    Подумать самостоятельно.
    Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
    Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.
    Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
    Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.
    Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).
    Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.
    Посмотреть в книгах.
    Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.
    Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?
    Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.
    Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?
    Воспитатель: Связаться со специалистом.
    Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом.Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.
    (Предварительная договорённость с агрономом сельхоз управления)
    Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада “Алёнка ”. Мы проводим исследование по теме “Откуда к нам на стол хлеб пришел”. Что бы вы могли об этом рассказать?
    Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
    Самолет над полем кружит
    Следом вьюга вьет и кружит.
    Летчик сверху всюду – всюду
    Сыпет белый порошок.
    Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”
    Дети: Комбайн.
    Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
    Дети: Комбайнер.
    Воспитатель: спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).
    Физкультминутка.
    Дети изображают росток, а затем колосок.
    Колоски золоченые
    На ветру качаются
    На ветру качаются
    Низко наклоняются.
    Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?
    Дети: Наблюдение.
    Наблюдение.
    Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
    Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
    Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
    Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные. Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)
    Воспитатель: Следующий метод исследования?
    Дети: Спросить у другого человека.
    Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.
    Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
    Гости: Зерно везут на элеватор.
    Вопросы детей: Что там с зерном делают?
    Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
    Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
    Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.
    Ребенок:
    Здесь такое с ним твориться,
    В оборот его берут,
    В порошок его сотрут!
    Воспитатель: Что это за порошок?
    Дети: Мука.
    Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
    Вопросы детей: Что делают с мукой?
    Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
    Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?
    Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
    Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.
    Дети смотрят Презентацию, после просмотра делают зарисовки в блокноте.
    Ребенок:
    На большом хлебозаводе
    Станет тестом та, мука,
    Хлебу путь теперь недолгий,
    Вот он в булочной на полке,
    Вот уже к тебе на стол
    Он пожаловал – пришел.
    Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
    Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.
    2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.
    Дидактическая игра "Цепочка". (Дети делятся на группы)
    Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
    В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
    Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
    Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
    Из чего мука? (Из зерна.)
    Откуда зерно? (Из колоса.)
    Откуда колос? (Вырос в поле.)
    Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (выставку хлебобулочных изделий приготовили родители)
    Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.
    Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.
    Слава тем, кто хлеб растил,
    Не жалел трудов и сил.
    С огурцами ли, с картошкой
    Надо хлеб съедать до крошки.
    РЕФЛЕКСИЯ:
    Работа в группах с дид. материалом « Покажи с помощью картинок как хлеб к нам на стол пришёл».
    Чаепитие.

    Полный текст:

    Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме-тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу, помнят поручения взрослых, могут вы-учить небольшое стихотворение и т. д.
    Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей. (слайд)

    При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

    Мониторинг я осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также следующие методы: (слайд)

    Наблюдение

    Изучения продуктов деятельности детей

    Несложные эксперименты

    Беседы, игры

    Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме:

    Не сформирован

    Находится в стадии становления (частично сформирован);

    Сформирован. (демонстрирую таблицы)

    При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

    Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

    Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений. Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Приведу примеры описания инструментария по некоторым образовательным областям в средней группе детского сада.

    Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

    Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

    Ознакомление с предметным окружением

    Ознакомление социальным миром

    Ознакомление с миром природы.

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография » (слайд), где использую сюжетную картинку, где изображена семья (ба-бушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография се-мьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы

    1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
    2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама)
    3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
    4. Какой у тебя самый любимый праздник?
    5. Почему? и т. п.

    Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удо-вольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

    Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы » помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

    Задаю уточняющие вопросы:

    Кто такой охотник?

    Кто такой пастух?

    Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. Затем организую беседу по вопросам:

    Почему человек заботится о домашних животных?

    Какие домашние животные дают молоко?

    Какие домашние животные дают пух и шерсть?

    Чем питаются?

    Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

    Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

    Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

    Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки», которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5; оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов (слайд); по цвету (слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы (слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу, слева-справа (слайд), т.е. совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов. Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятель-но придумать небольшую сказку на заданную тему.
    С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».

    Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи-ков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

    Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовываю беседу по вопросам:

    Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

    Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный) Почему? (Потому что испачкался)

    Быть неряшливым хорошо?

    А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят-ным?

    А какой мальчик тебе нравится? Почему? и т.п.

    В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этиче-ские качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

    Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

    Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на вопросы.

    Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

    Назови известные предметы посуды.

    Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

    Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность . Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

    Они предлагают варианты ответов - Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

    Другие предлагают надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

    Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

    Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

    В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

    В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

    Связные высказывания короткие;

    Отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

    Фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

    Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

    В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель-ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд

    По данному направлению провожу обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета-лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

    Образовательная область «Физическое развитие». (слайд)

    В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

    Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

    Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

    Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении этого раздела я наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

    В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

    Использую методы беседы, создаю проблемную ситуацию. 25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

    И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется«Дружественная ладошка» (слайд). Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры. Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Дети могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

    Выполнение задания участниками. (2 мин)

    Подведем итог. Все участники справились с заданием. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

    Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд).

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
    2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! - СПб.2001.
    3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии - М.,2005.
    4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста - СП.б,2003.
    5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,2001.
    6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)