Мистические лица бельмеса. Лица Бельмеса: величайшая паранормальная загадка ХХ века Страшные лица на полу дома

Лица Бельмеса: величайшая паранормальная загадка ХХ века

Испанская деревушка Белмес де ла Мораледа, - родина «самого замечательного паранормального феномена Европы», считает немецкий парапсихолог Ганс Бендер. В 1971 году в доме одной из простых испанских семей в Бельмесе стали происходить таинственные события: на плитке, находящейся на полу и стенах дома, начали проявляться очертания лиц людей.

Все мы в детстве слышали страшилки о том, как на потолке комнаты проявлялось кровавое пятно, и как его не закрашивали, оно снова возникало. Сложно понять, стала ли эта детская страшная история основной для мистификации в испанской деревушке, или же история с лицами Бельмеса в Испании, наоборот, была положена в основу детских страшилок, но по свидетельству очевидцев все происходило практически так же.

Все началось с того, что хозяйка дома Мария-Гомес Комара однажды заметила на полу собственной кухни очертания лица женщины, что вызвало у нее страх. Мария попросила мужа заменить часть пола, однако это не помогло, и через некоторое время лицо снова проявилось. Более того, в скором времени на стенах и на полу начали проявляться и другие человеческие лица с достаточно отчетливыми очертаниями.

Очень скоро информация о таинственных лицах распространилась далеко за пределы деревушки и привлекла внимание многих скептиков и мистиков: одни считали это умелым фокусом, другие видели в этом подтверждение существования иных сущностей, или духов. Проведенные раскопки и исследования выявили, что до появления домов в этом месте в 19 веке располагалась церковь с прилегающим к ней кладбищем, которая затем была перенесена в другое место. Оставшаяся часть кладбища же бы перенесена лишь в 1971 году, как раз перед появлением лиц.

Что только не делали скептики: в начале 90-х годов они пытались стереть изображения с помощью чистящих средств, исследовали материал на предмет наличия красящих веществ, но никакого подвоха найти так и не удалось. Все, кто посетил это место, вынуждены были согласиться, что явление никак не объясняется логически и его подлинность заслуживает доверия.

Однако поток туристов и исследователей в деревушку не иссякал, принося жителям хорошую прибавку к основных доходам, и многие продолжали считали Лица Бельмеса не более, чем пиар-ходом для привлечения туристов.

Вскоре сложные химические анализы все же позволили выявить, каким образом с научной точки зрения эти лица могли быть нарисованы руками человека. Выяснилось, что как минимум три химических соединения способны создать эффект, подобный лицам Бельмеса.

Новые лица Бельмеса

Мария Гомес, которая, как считалось, и создавала лица на стенах, умерла в 2004 году в возрасте 85 лет. Известный парапсихолог Педро Аморос попытался найти свидетельства появления новых лиц в доме Марии. Таким образом, новая волна лиц Бельмеса захлестнула мир. Пресса насмехалась над парапсихологом, намекая, что лица Бельмеса созданы любителями охоты за приведениями, а также местным правительством деревушки.

В 2007 году журналист Хавьер Каванилес и исследователь Франциско Манес опубликовали книгу Las Caras de Bélmez («Лица Бельмеса»), где подробно описали историю появления и изучения рисунков и сделали вывод о том, что авторство рисунков принадлежит Диего Перейра, сыну Марии Гомес.

74 года назад Михаил Булгаков внес последнее изменение в свой великий роман «Мастер и Маргарита», над толкованием которого до сих пор бьются исследователи. В честь этого события предлагаем семь ключей к пониманию этого бессмертного произведения.

7 ключей к роману «Мастер и Маргарита»

1. Литературная мистификация
Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем на самом деле эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечением немецким мистицизмом XIX века: легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций. Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-29 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть, центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол, такой русский вариант «Фауста». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Каббала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу, и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

2. Многоликий Воланд
Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланда многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.
На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев, или Один у скандинавов, которого христианская традиция превратила в дьявола; это и великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустилти в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?».

3. Свита Сатаны
Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.
Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе он – правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.
Коровьев -Фагот – единственный человек свиты Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем МАССОЛИТа – сигнал для появления Воланда.
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, по сути, происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову – упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном – обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы - как у бегемота, что напоминало о его имени.

4. Черная королева Марго
Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой, Пушкинской Татьяной XX века. Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них – та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, чья свадьба обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал у Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар - парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе Маргариты исследователи также находят сходство и с другой королевой – Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

5. Москва – Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастер и Маргарита» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929-го года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29-го или 30-го года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «…над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов, сливаются воедино, обретая целостность, и переходя из нашего мира в мир потусторонний. Ершалаим «переходит» на улицы Москвы.

6. Каббалистические корни
Существует мнение, что при написании романа Булгаков находился не столько под влиянием каббалистического учения. Концепции еврейского мистицизма вкладывают в уста Воланда:
1.«Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Как известно, каббала трактует Тору, как запрет принимать что-либо не от создателя, что противоречит христианству, в котором наоборот «просить чужой милости» не возбраняется. Хасиды (представители мистического течения иудаизма, основанного на Каббале) трактуют утверждение о том, что Бог создал человека по своему образцу, поэтому человек должен уподобиться Творцу в созидании. То есть, должен работать.
2. Концепция «о свете». Свет сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда исчезает сатана со своей свитой, пропадает и лунная дорога. На первый взгляд, «учение о свете» восходит к Нагорной проповеди: «Вы - свет миру». С другой стороны, этот контекст поразительно совпадает со стержневой идеей каббалы об «Ор Хаим» - «свете жизни», которая утверждает, что Тора сама является «светом». Достижение его зависит от желания самого человека, что, согласитесь, соответствует идее романа, где на первый план выходит самостоятельный выбор человека.

7. Последняя рукопись
Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал целых 12 лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов слишком дилетантское? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».

(1) Мягкие часы - символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине - это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, - писал Дали физику Илье Пригожину, - думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. - Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. - Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

История создания

Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример - история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, - пишет Дали в воспоминаниях, - вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую - взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане - голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине - это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, - писал художник в автобиографии. - Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, - это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы -лежат слева циферблатом вниз - символ объективного времени.

(4) Муравьи - символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», - напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». - Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же - признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, - писал он, - в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. - Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых - стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков - древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

tagPlaceholder Tags:

Испанская деревушка Белмес де ла Мораледа, - родина «самого замечательного паранормального феномена Европы», считает немецкий парапсихолог Ганс Бендер. В 1971 году в доме одной из простых испанских семей в Бельмесе стали происходить таинственные события: на плитке, находящейся на полу и стенах дома, начали проявляться очертания лиц людей.
Все мы в детстве слышали страшилки о том, как на потолке комнаты проявлялось кровавое пятно, и как его не закрашивали, оно снова возникало. Сложно понять, стала ли эта детская страшная история основной для мистификации в испанской деревушке, или же история с лицами Бельмеса в Испании, наоборот, была положена в основу детских страшилок, но по свидетельству очевидцев все происходило практически так же.
Все началось с того, что хозяйка дома Мария-Гомес Комара однажды заметила на полу собственной кухни очертания лица женщины, что вызвало у нее страх. Мария попросила мужа заменить часть пола, однако это не помогло, и через некоторое время лицо снова проявилось. Более того, в скором времени на стенах и на полу начали проявляться и другие человеческие лица с достаточно отчетливыми очертаниями.
Очень скоро информация о таинственных лицах распространилась далеко за пределы деревушки и привлекла внимание многих скептиков и мистиков: одни считали это умелым фокусом, другие видели в этом подтверждение существования иных сущностей, или духов. Проведенные раскопки и исследования выявили, что до появления домов в этом месте в 19 веке располагалась церковь с прилегающим к ней кладбищем, которая затем была перенесена в другое место. Оставшаяся часть кладбища же бы перенесена лишь в 1971 году, как раз перед появлением лиц.
Что только не делали скептики: в начале 90-х годов они пытались стереть изображения с помощью чистящих средств, исследовали материал на предмет наличия красящих веществ, но никакого подвоха найти так и не удалось. Все, кто посетил это место, вынуждены были согласиться, что явление никак не объясняется логически и его подлинность заслуживает доверия.
Однако поток туристов и исследователей в деревушку не иссякал, принося жителям хорошую прибавку к основных доходам, и многие продолжали считали Лица Бельмеса не более, чем пиар-ходом для привлечения туристов.
Вскоре сложные химические анализы все же позволили выявить, каким образом с научной точки зрения эти лица могли быть нарисованы руками человека. Выяснилось, что как минимум три химических соединения способны создать эффект, подобный лицам Бельмеса.
Новые лица Бельмеса
Мария Гомес, которая, как считалось, и создавала лица на стенах, умерла в 2004 году в возрасте 85 лет. Известный парапсихолог Педро Аморос попытался найти свидетельства появления новых лиц в доме Марии. Таким образом, новая волна лиц Бельмеса захлестнула мир. Пресса насмехалась над парапсихологом, намекая, что лица Бельмеса созданы любителями охоты за приведениями, а также местным правительством деревушки.
В 2007 году журналист Хавьер Каванилес и исследователь Франциско Манес опубликовали книгу Las Caras de Bélmez («Лица Бельмеса»), где подробно описали историю появления и изучения рисунков и сделали вывод о том, что авторство рисунков принадлежит Диего Перейра, сыну Марии Гомес.

Сначала пятно оставалось просто пятном. Неприятно, но ничего страшного. Вряд ли Мария обращала на него внимание — обычная плесень. Но вскоре оно начало меняться и по завершению трансформации приобрело четкие очертания человеческого лица.

Это напугало Марию. Взявшись за тряпку, она снова и снова пыталась оттереть пятно от пола кухни. К ней присоединились ее муж Хуан и сын Мигель. Осознав тщетность их попыток, Хуан прибегнул к последнему способу. С помощью кирки он просто вынул часть пола, где было пятно, и зацементировал это место.


Все вздохнули с облегчением. Жизнь вернулась в привычную колею. Но ненадолго. Потому что спустя несколько недель лицо появилось вновь. На том же самом месте.

Хотя Мария мечтала только о том, чтобы избавиться от навязчивого лица на полу собственной кухни, у других жителей города странное явление вызвало любопытство. Слухи в маленьком городке разносятся быстро, и вскоре история дошла до самого мэра. Глава Бельмеса настаивал на том, что явление нужно изучить, а лицо ни в коем случае нельзя уничтожать. Семья согласилась с городским советом и разрешила делать все, что они посчитают нужным.


После долгих обсуждений решено было поднять пол кухни и посмотреть, что кроется под ним.

На глубине почти трех метров копатели нашли скелеты. Самое жуткое, что у некоторых из них отсутствовали черепа.

Перед тем как похоронить скелеты на католическом кладбище, их передали ученым, которые заключили, что костям по меньшей мере 700 лет.

Не конец, а начало


Если Мария Гомез и рассчитывала, что на этом все закончилось, то недолго. Хотя пол заново зацементировали, а покойников увезли и похоронили, лица продолжали появляться. Одно лицо сменяло другое, как отражения в зеркалах. Иногда эта смена происходила буквально за считанные часы. Некоторые лица по виду принадлежали женщинам и детям.


Слухи о лицах Бельмеса разнеслись по всему миру, и семья Перейра столкнулась с новой напастью — любопытством. Священники, студенты, исследователи паранормального, ученые, полицейские, журналисты, скептики — всем хотелось взглянуть на загадочные лица. В конце концов, поддавшись на уговоры, Мария Гомез согласилась на полноценный эксперимент.

Эксперимент

Скептики были убеждены, что появлению лиц найдется простое объяснение.

Образцы плиты доставили в Институт керамики и стекла Испании на анализ наличия красителей в камне.


В рамках эксперимента кухонный пол сфотографировали по частям, после закрыли тканью, а дом опечатали, чтобы исключить несанкционированный доступ. Все это снимали немецкие тележурналисты в присутствии местного нотариуса. Кухня оставалась опечатанной 3 месяца. Когда дом вскрыли, все увидели, что лица поменяли выражения и передвинулись с одного место на другое.

Версии скептиков


Профессор Дж. Алонсо из Высшего совета научных исследований Испании провел химический анализ материала, на котором появлялись изображения. В отчете он указал, что в материале были обнаружены следы меланократового соединения. Это могло означать, что изображения наносились вручную.


Первой подозреваемой стала, разумеется, Мария Гомез. Она умерла 3 февраля 2004 года. Все были убеждены, что лица с этого дня появляться перестанут, но феномен не прекратился, а подозрение сместилось на ее сына Мигеля.


Действительно ли лица Бельмеса носят мистический характер — быть может, это отпечатки тех, чьи черепа до сих пор остаются спрятаны? Или семья Перейра просто таким образом решила привлечь к себе внимание и немного заработать? Обе версии имеют право на существование.

Все мы в детстве слышали страшилки о том, как на потолке или на стене некой комнаты проявлялось кровавое пятно, и как его не закрашивали, оно снова возникало. Вместо кровавого пятна могло фигурировать страшное лицо, черная фигура и т.п. Суть от этого не менялась: изображение закрашивали чуть ли тонной краски, но оно все равно проступало.

Однако детские страшилки - это детские страшилки, отдельная область городских легенд, но такой случай на самом деле имел место.

Впервые о нем заговорили в 1971 г., когда в доме одной из простых испанских семей в испанской деревушке Бельмес де ла Мораледа (адрес: Street Real 5, Belmez de la Moraleda, Jaen , Spain) стали происходить таинственные события: на плитке, находящейся на полу и стенах дома, начали проявляться очертания лиц людей.

Все началось с того, что в августе упомянутого года хозяйка дома Мария-Гомес Перейра однажды заметила на полу собственной кухни, на цементной плите под очагом, очертания лица женщины.

Вполне естественно, что это явление вызвало у нее страх и отвращение. Она попыталась соскрести изображение. Ничего не вышло. Тогда Мария попросила мужа покрыть цементом эту часть пола, что муж благополучно и сделал, положив на нехорошее место новый цемент в дюйм толщиной.

Однако это не помогло, лицо проступило вновь. Тогда несчастная женщина вновь обратилась к мужу - уже с просьбой заменить часть пола. Основательно напуганные муж вместе с сыном убрали старый бетон и залили пол новым цементным раствором, но через некоторое время лицо снова проявилось.

Более того, в скором времени на стенах и на полу в других местах начали проявляться и другие человеческие лица с достаточно отчетливыми очертаниями.

Семья не знала уже, что и делать, и обратилась к мэру Бельмес де ла Мораледа. Мэр после их рассказа сказал им в следующий раз не трогать лицо, а оставить для изучения.

Очень скоро информация о таинственных лицах распространилась далеко за пределы Бельмес де ла Мораледа и привлекла внимание многих скептиков и мистиков: одни считали это умелым фокусом, другие видели в этом подтверждение существования иных сущностей, или духов.

История получала все более широкую огласку, вместе с оглаской возникало огромное количество версий, объясняющих возникновение лиц. По деревне прошла волна слухов, что дом находится на месте, где когда-то располагалось старое кладбище.

Проведенные раскопки под домами №№ 3 и 5 по улице Реаль в Бельмесе и исследования выявили, что до появления домов в этом месте в XIV в. на самом деле стояла церковь с прилегающим к ней кладбищем. Церковь и часть кладбища были перенесены в 1838 г. перед строительством домов на другое место. Оставшаяся же часть кладбища была перенесена лишь незадолго до событий, как раз перед появлением первых лиц.

Эта история получила поддержку местных СМИ - газеты, и телевидение с интересом отнеслись к этому явлению. А тем временем в доме на стенах и полу продолжали появляться образы - лица мужчин, детей и женщин...

Спустя небольшое время в деревушку стали целыми толпами приезжать любопытствующие и туристы - собственными глазами посмотреть на чудеса.

Тем более проступающие лица можно было сфотографировать - в отличие от других многочисленных чудес, о которых знали только по рассказам очевидцев. Явление получило название "Лица Бельмеса".

Естественно, что "Лица Бельмеса" привлекли пристальное внимание исследователей непознанного, парапсихологов и других специалистов из "смежных областей". Некоторые парапсихологи посчитали это событие одним из важнейших паранормальных явлений двадцатого века.

Так, немецкий парапсихолог Ганс Бендер считает, что деревенька Бельмес - родина "самого замечательного паранормального феномена Европы". А некоторые посчитали это искусной фальсификацией. Мол, Мария-Гомес сама рисует эти лица.

Что только не делали скептики! В начале 90-х они пытались стереть изображения с помощью чистящих средств, исследовали материал на предмет наличия красящих веществ, но никакого подвоха найти так и не удалось: лица не нарисованы!

Все, кто посетил это место, вынуждены были согласиться, что явление никак не объясняется логически и его подлинность заслуживает доверия.

В 1991 и 1994 гг. священник Хосе Мария Пилон приказал сделать два химических анализа появляющихся изображений. И опять следы красящих веществ найдены не были. Провели даже эксперимент: кухня в злополучном доме была опломбирована в присутствии нотариуса, что исключало проникновение в помещение кого бы то ни было.

Три месяца спустя пломбу сняли перед камерами немецких телевизионщиков, приглашенных исследователем Гансом Бендером. Было зафиксировано одно новое лицо, а два других, уже имевшихся, изображения оказались повернуты на 180 градусов. Эксперимент был зафиксирован в нотариате города Уэльва под номерами 462 и 667 за 1994 г.

Кроме этого, исследователи паранормальных явлений оставляли в доме на ночь включенные магнитофоны, и изучение сделанных записей позволяет констатировать наличие звуков, похожих на обрывки фраз, сказанных шепотом.

При условии, что в доме для чистоты экспериментов никого не было, этот шепот можно рассматривать как проявление потустороннего мира. Так, по крайней мере, считают исследователи.

Однако приверженцы материалистического подхода к объяснению всех тайн вселенной продолжали свои выпалы против хозяйки дома. Они утверждали, что раз поток туристов и исследователей в деревушку не иссякает и, значит, приносит жителям хорошую прибавку к основных доходам, то "Лица Бельмеса" не более чем пиар-ход для привлечения туристов.

Пришлось привлекать экспертов-химиков. Ученые посредством сложных химических анализов позволили выявить, каким образом с научной точки зрения эти лица могли быть нарисованы руками человека. Выяснилось, что как минимум три химических соединения способны создать эффект, подобный лицам Бельмеса.

Но для этого нужно было: а) иметь в этой затерянной на задворках Европы деревушки эти сложные соединения, и б) Марии-Гомес, простой женщине-крестьянке, нужно было элементарно знать об их существовании и их возможностях.

А еще нужно было уметь рисовать! Потому что лица были хоть и не всегда отчетливые, но практически всегда анатомически правильные, иногда даже не в фас, а в три четверти.

Да еще и с самыми разными явно выраженными в изображении эмоциями. Мария-Гомес рисовать не умела. Ее сын и муж - тоже. Кстати, на момент первого появления лиц Марии- Гомес было 52 года. Почтенный, согласитесь, возраст для начала какой бы то ни было мистификации...

Один из исследователей выдвинул гипотезу, что это могут быть фрески, выполненные каким-то бесцветным веществом, которое, смешавшись с известью плит, проявилось через какое- то время, как это происходит с бесцветными чернилами.

В поддержку паранормального происхождения лиц говорит и тот факт, что лица появлялись на непродолжительное время, потом исчезали. Если бы они были созданы с помощью окислительных реагентов (кислоты), с которыми бы в активный процесс вступал бы цемент (поскольку почти все виды цемента имеют щелочной характер), то изображения оставались бы если не навсегда, то на очень продолжительное время.

В итоге общественность разделилась на два лагеря. Одни считали, что всему виной мистика, другие утверждали, что имеют дело с искусной мистификацией. Доход толпы туристов деревеньке приносят? Приносят. Значит, все это затеяно именно с коммерческой целью.

Аргумент этот довольно хилый... Явление могло привлечь внимание, а могло и не привлечь. А если принять во внимание, что дом Марии-Гомес стал буквально проходным двором, что из него ради экспериментов нужно было куда-то переезжать ради многомесячных экспериментов, то довольно сложно представить себе семью, которая добровольно пожертвует собственным покоем ради непонятной и двусмысленной славы.

А покоя семье не было ни днем, ни ночью! То туристы, то зеваки, то исследования... Во время одного из них из-под дома было выкопано человеческое тело. Было объявлено, что теперь-то уж все прекратится. Однако лица продолжали появляться.

Появлялись они в течение тридцати с лишним лет. В 2004 г. Мария-Гомес возрасте 85 лет умерла. Известный парапсихолог Педро Аморос попытался найти свидетельства появления новых лиц в доме Марии.

По одним сведениям, они продолжают появляться, согласно другим после смерти Мари-Гомес чудесные явления прекратились. Однако новая волна явления под названием "Лица Бельмеса" захлестнула мир. Пресса насмехалась над парапсихологом, утверждая, что лица Бельмеса созданы любителями охоты за приведениями, а также местным правительством деревушки.

Так, например, испанские СМИ, а именно Испанская газета El Mundo опубликовала статью New Belmez Faces Faked by "Ghostbusters" and Municipal Government (Новые Лица Бельмеса. Ложь от "Охотников за приведениями" и Муниципального правительства). О чем статья - понятно и из названия.

После пошли слухи о сыне Марии, Диего Перейра, как об авторе всех таинственных "картин" в доме. Этому способствовал выход в 2007 г. книги Los Caras de Belmez ("Лица Бельмеса"), в которой авторы - журналист Хавьер Каванилес и исследователь Франциско Манес - опровергают всю мистику, связанную с лицами Бельмеса. Каванилес и Манес утверждают, что авторство рисунков принадлежит сыну Марии Гомес.

Этот вывод они сделали на основании самой истории появления рисунков и их изучении. Как на истории появлении и анализе рисунков можно сделать такой вывод, остается, так сказать, за кадром. Тем более если учесть все проведенные эксперименты, включая опечатанную на три месяца кухню, в которой, тем не менее, возникли новые изображения, а старые трансформировались.

Основной аргумент авторов книги заключается в том, что после смерти Марии-Гомес изображений больше не появлялось. Значит, что? Значит, все это - дело рук ее сына. Ну а кого же еще? Больше некому! Ну и что, что он не умеет рисовать? Ну и что, что изображения появлялись в запечатанной кухне? Ну и что, что магнитофон записал некие голоса в абсолютно пустом помещении?

Однако факт остается фактом: после смерти Марии-Гомес лица больше не возникали. Если абстрагироваться от желания официальной науки во всем и везде искать материалистические объяснения и в каждом чуде видеть лишь мистификацию, то стоит рассмотреть другой вариант: Мария-Гомес могла быть неосознанным медиумом. Она в силу специфических особенностей ее личности (или ее организма) могла быть катализатором неких процессов, объяснения которым современная наука не имеет.

Из этой же области появление геометрических фигур на полях, воды или огня в помещении, если там присутствует человек, вызывающий (как правило, неосознанно) эти процессы. Из этой же области и явление полтергейста, когда вдруг начинают двигаться или летать предметы, хлопать дверцы мебели, появляются рисунки на стенах и т.д.

Ученые, изучающие полтергейст, пришли к выводу, что эти явления, как правило, вызывает один из членов семьи. Повторимся - неосознанно.

Вполне возможно, что Мария-Гомес была таким человеком, благодаря которому другой мир (потусторонний, параллельный - называйте как хотите) так или иначе проявлялся в нашем мире, оставлял нам какие-то послания. А объявить все мошенничеством и фальсификацией - проще простого!

На протяжении трех десятков лет длилась эпопея с ликами, появлявшимися на полу в одном из домов небольшого испанского городка Бельмес-де-ла-Мораледа. Многие ученые пытались разгадать этот странный феномен. Исследователи паранормальных явлений, журналисты и просто энтузиасты искали разгадку. Но ответ так и не был найден. В настоящее время активность феномена прекратилась, и изображения постепенно исчезают, но вся эта история все еще остается большой тайной «за семью печатями».


Дом семьи Гамара

Сентябрь 1971 года, Бельмес-де-ла-Мораледа (Испания). Мария Гомеc Гамара вернулась с покупками в свой дом, расположенный по адресу Street Real 5, Belmez de la Moraleda, Jaen, Spain*. Женщина приготовила обед для семьи и тут, на своей кухне, заметила странные пятна на стенке очага. Присмотревшись к ним внимательнее, она с удивлением обнаружила, что это похоже на изображение ужасного женского лица. Попытки затереть эти следы не увенчались успехом. Соскоблить их также не получилось. В конце концов, она позвала своего мужа Хуана, который киркой разбил очаг и потом на его месте соорудил новый. Каково же было его удивление, когда на новом очаге снова показалось лицо. Вдобавок, на этот раз стали появляться все новые и новые человеческие лица.

* Примечание сайта сайт: улица Real была переименована в улицу Марии Гомес (Calle Maria Gomez).

Спустя неделю неудачных попыток избавиться от «гостей» уже и на полу, Мария, ее муж и сын Мигель решили покрыть пол новым слоем цемента. Через несколько дней лица проявились вновь. Обескураженное семейство решило разрушить цементный пол, но в то время об этой необычной ситуации узнал местный мэр и запретил уничтожать лики. Он приказал вырезать большой фрагмент пола и передать его на анализ. С этого времени и начались исследования в этом доме. Оказалось, что под домом семьи Гамара находились человеческие обезглавленные останки, которые датировались XIII веком. Кости были извлечены и должным образом захоронены, а яму засыпали и снова залили бетонный пол. К всеобщему удивлению через несколько дней после окончания ремонта на полу вновь появились лица.

Дом в Белмесе стал необычно популярен среди туристов и исследователей паранормальных явлений. Семья стала брать с них деньги за возможность осмотреть лики. Были приняты меры по защите таинственных изображений от возможных повреждений, а сами члены семьи при передвижении по дому старались обходить их. При всех предпринятых мерах предосторожности на покрытом воском полу очередные лики продолжали появляться. У них были различные черты и выражения лиц, но, согласно рассказам очевидцев, все они имели мертвый отсутствующий взгляд. Многие люди видели, как в их присутствии появлялись и исчезали очередные изображения. Мнения по поводу причин появления ликов именно в этом доме были весьма различными.

Слухи об этом феномене достигли известного специалиста по парапсихологическим явлениям – доктора Ханса Бендера из Фрайбурга. Он решил вместе с доктором Германом де Аргумосом исследовать загадочное явление. Чтобы убедиться, что образование ликов не связано с аномалиями влажности воздуха в доме, они на несколько недель прикрыли пол пластиковыми листами, закрыв лики для осмотра (согласно постановлению властей), и в итоге убедились, что эти образы точно не являются творением рук человека. На полу новые изображения продолжали появляться.

В 1974 году исследователям удалось даже сфотографировать момент проявления одного такого лица. Проведенные исследования показали, что химический состав пола вполне обычен. Пол просвечивали рентгеном, пропитывали химикатами, проводили другие измерения, но так и не удалось установить, откуда берутся эти ужасные лица.

Саму хозяйку дома, Марию Гомес Гамару, подозревали в причастности к появлению на полу этих изображений. Ходили слухи, что эта женщина обладает паранормальными способностями и является медиумом, отчего лица на полу могли быть эффектом ее ментальных проекций, то есть так называемой мыслеграфией. Конечно же, подозревали ее и в намеренном обмане – будто бы Мария сама создавала образы на полу. Отчаявшаяся женщина даже согласилась на тестирование с применением детектора лжи, который подтвердил ее невиновность.

Также предполагалось, что это необычное явление все же может быть неким образом тесно связано с личностью хозяйки дома. В связи с чем ожидалось, что после ее смерти загадочные лица исчезнут. 85-летняя Мария умерла в 2005 году, но это никак не сказалось на появлении ликов. Они продолжали появляться и дальше. В доме были проведены эксперименты по записи феномена электронных голосов (EVP — Electronic voice phenomenon). На пленке запечатлелись пугающие крики, стоны, вой, шепот и плач.

Озвучивалось и мнение, что вся эта история была мистифицирована сыном Марии — Гомезом. Но, каким образом ему удавалось создавать эти лики? Ответ на этот вопрос так и не был найден. Многие люди, поверившие в это чудо, зачастую склонны были игнорировать логику, а скептикам так и не удалось найти доводов в пользу версии об обмане. В настоящее время новые лица перестали появляться в этом доме. Те, которые возникли ранее, постепенно блекнут. Причины появления данного феномена установить так и не удалось. Лики Белмеса можно назвать одним из самых загадочных паранормальных явлений, имевших место в минувшем столетии.

Malgorzata Mackowiak (перевод — В. Гайдучик)