Какого числа профессиональный праздник водителя. День автомобилиста: особенности и традиции праздника водителей. Традиции Дня автомобилиста

Водители грузового автотранспорта, легковой машины, автобуса, трактора и другой автомобильной техники ждут этого праздника с нетерпением. Это их праздник, который преподносит их водительский труд и любовь к автомобилям, как что-то очень важное в их жизни. Особенно в нашем современном мире, когда за руль все больше садятся женщины. Сегодня интернет-издание «Выбор мой» рассказывает об истории возникновения праздника Дня водителя, выясняет, когда отмечается день водителя в России и что подарить водителям в их профессиональный праздник.

День водителя - это профессиональный праздник автомобилистов, празднование которого установлено Указом Президента РФ N 897 "О Дне работника автомобильного и городского пассажирского транспорта".

День водителя (шофера) отмечается в тот же день, что и День автомобилиста, а точнее в последнее воскресенье октября. Так, в 2015 году день водителя (автомобилиста) отмечается 25 октября, в 2016 г. – 30 октября, в 2017 г. – 29 октября, в 2018 г. – 28 октября, в 2019 г. – 27 октября и т.д.

Об истории праздника День водителя можно прочитать в статье по ссылке.

В этот день на каждом автомобильном предприятие проходят чествования лучших работников. Автолюбители в этот день выходят на дороги города и проводят различные акции. Эти акции в последнее время связаны с большой проблемой всех водителей - плохие дороги. Пешеходы также не оказываются в стороне. Их акции в этот день больше связаны с дорожно-транспортными происшествиями, которые приводят к смертельному исходу. Сегодня каждый день слышны в новостях сводки о ДТП, особенно страшно становится, когда погибают дети. Простые люди выходят на улицы, для того чтобы водители увидели и услышали их, чтобы они перестали нарушать правила дорожного движение и не гоняли на большой скорости. Такие акции портят праздник, но это жизнь и, к сожалению, имеется печальная статистика гибели людей под колесами.

Но, несмотря на это, праздник остается праздником. В этот день стоит поздравить родных и близких людей, которые ездят за рулем. В этот день можно сделать им памятный подарок для автомобилиста . Например, это может быть аксессуар для автомобиля - освежитель воздуха, набор инструментов, фонарик, накидки на сиденья, зарядное устройство для телефона, пылесос для автомобиля, рация, магнитола, навигатор, антирадар и другое. Для тех, кто любит свой автомобиль больше жизни можно подарить сертификат на посещение автомойки или подарочную карточку на заправку, а также сертификат на тюнинг автомобиля. Некоторые советуют подарить водителю алкотестер, однако необходимо учитывать, что некоторые могут воспринять такой подарок как намек, поэтому такой подарок рекомендуется дарить только человеку, которого Вы хорошо знаете.

В последнее время большую популярность получили ауди-поздравления. Различные интернет-сайты предлагают всевозможные поздравления в официальной или шутливой форме. Такие поздравления отлично поднимают настроение абоненту, который их получает. Отправить такое поздравление очень просто. Можно перейти по

День автомобилиста 2018 отмечают ежегодно в последнее воскресенье октября. Официальное название профессионального праздника – «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта». Какого числа будут чествовать представителей отрасли в этом году? Праздник выпадает на 28 октября. Установлена дата была указом президента РФ от 26.06.2012.

Как появился праздник

Впервые он был установлен указом ПВС СССР от 15.01.1976 и называли его тогда «День работников автомобильного транспорта». Через 20 лет его стали отмечать как «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства». Затем в 2000 у работников дорожного хозяйства появился свой праздник, а с 2012 года к автомобилистам присовокупили всех работников городского пассажирского транспорта.

Праздник отмечают:

  • водители;
  • инженерно-технические работники;
  • рабочие автотранспортных предприятий;
  • сотрудники учебных заведений.

Транспорт в России

Страна использует все современные виды транспорта. На автотранспорт приходится 8.6% общего грузооборота, 56% объема перевозок грузов и 44% коммерческих перевозок. Доля автобусных перевозок в пассажирских перевозках составляет 61%, а в общей структуре пассажирооборота автотранспорт занимает 28%.

Городской общественный транспорт – основной элемент транспортной системы. Он включает: трамвай, скоростной трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, монорельсовые дороги, обеспечивая порядка 80% поездок населения.

Праздничные мероприятия

Как правило, накануне Дня автомобилиста в Минтрансе РФ проводят заседание Оргкомитета, где обсуждается регламент проведения и праздничные мероприятия.

Торжественная часть праздника включает:

  • поздравления и награждение представителей отрасли;
  • чествование ветеранов отрасли;
  • вручение призов участникам конкурсов профессионального мастерства;
  • большой праздничный концерт.

Благодаря автомобилистам работают заводы и фабрики, торговые центры пополняются товарами, люди свободно перемещаются внутри и между городами. Поэтому День автомобилиста смело можно назвать всенародным днем.

Автомобильный транспорт

Это самый молодой вид транспорта, ведь первые автомобили появились лишь в конце XIX в. Сейчас автомобильные перевозки успешно конкурируют с железнодорожными и водными, перевозя практически все виды грузов. Автотранспорт универсален, надежен и удобен. Его основное преимущество – транспортировка «от дверей до дверей». Автомобильный транспорт – первый конкурент железнодорожного. Он эффективен для перевозки грузов на короткие и дальние расстояния. В общественном автотранспорте используют троллейбусы и автобусы. Автобусы повышенной комфортности стали незаменимы в индустрии туризма.

Однако не все так радужно. Автомобили и автобусы нуждаются в хороших дорогах, транспортных развязках. Строительство новых трасс, реконструкция старых – долгий и затратный процесс. А пока автотранспорт вынужден по полдня простаивать в пробках, нанося экологический вред.

Личный или общественный

Общественный транспорт стал развиваться с начала XX в. Но уже с середины века с ним начали конкурировать личные автомобили. В некоторых странах Европы на волне автомобилемании был полностью ликвидирован трамвай. Понятно, что личное авто – это и скорость, и удобство, и возможность поездки «от двери до двери». Но следует учитывать, что города буквально страдают от перегрузки улиц, а недостаток парковочных мест раздражает не только самих автомобилистов, но и пешеходов, вынужденных маневрировать между машинами, стоящими вкривь и вкось и частично перекрывающими тротуары. Платный въезд в центральную часть города и улучшение качества общественного транспорта должны помочь решить проблему.

День автомобилиста, или, как его чаще называют – День водителя ежегодно отмечается в нашей стране в последнее воскресенье октября. В 2018 году праздник выпал на 28 число. Фактически, этот праздник может считаться днем каждого человека, имеющего, водительские права. Хотя, конечно, для того, чтобы стать профессиональным водителем, этого мало.

В качестве профессионального праздника День Водителя был установлен еще в Советском Союзе, когда в 1980 году Президиум Верховного Совета СССР выпустил соответствующий Указ. Этот праздник широко отмечался на всех автотранспортных предприятиях. В наши годы эта традиция продолжает сохраняться, тем более, что к водителям профессионалам присоединились и многочисленные владельцы личных автомобилей, которых с каждым днем становится все больше и больше.

День работника автомобильного и городского транспорта — так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста (или шофера). Как понятно из названия, главными героями этого дня являются профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси.

Кроме того, принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.

Цель этого торжества — показать важность автотранспорта в экономике страны, отдать дань уважения всем работникам данной отрасли, ведь они делают нашу повседневную жизнь удобнее и проще.

В настоящее время праздник уже не несет своего первоначального значения, так как теперь его считают своим не только профессиональные водители, но и любители (одним словом, все, у кого есть машина).

Традиции празднования Дня автомобилиста

В этот день принято поздравлять профессиональных автомобилистов. Причем виновники торжества получают поздравления не только от своих близких, но от начальства, политиков и местных чиновников. В транспортных, грузовых и пассажирских компаниях празднику уделяется особое внимание.

В частности, там организуются концерты, а руководство вручает лучшим сотрудникам премии, почетные грамоты и дипломы. Но так как праздник уже давно стал народным, то и торжества по его случаю приобрели такой же характер.

Так, в конце октября во многих российских городах обычно проводятся парады ретро-автомобилей, автопробеги и различные конкурсы (например, на лучший авто-тюнинг и оснащение машины). Там, где есть возможность, организуются гонки и скоростные заезды.

Помимо этого в День шофера устраиваются многочисленные выставки, на которых всех желающих знакомят с машинами, их устройством и принципами работы, а также историей автопрома.

В 2010 году на 110 китайском шоссе государственного значения была зафиксирована пробка, которую называют крупнейшей за историю автомобильного транспорта. Некоторые водители сообщали, что они ехали 100-километровый участок в течение 5 дней, а всего затор длился с 14 по 25 августа.

В 1997 году Японцы ввели специальный знак ля пожилых водителей старше 75 лет. Наклейку в виде осеннего увядающего листа они должны клеить на стекло своего авто. Однако некоторые водители отказывались это делать, избегая ассоциирования себя с мёртвым листом, поэтому в 2011 году форма знака Koreisha была изменена на четырёхлистник.

В Финляндии штрафы за серьёзные нарушения правил дорожного движения исчисляются в процентах от последнего задекларированного дохода нарушителя. Все мужчины ругают женщин водителей, но согласно милицейским сводкам, они значительно реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП. Женщины более осторожны и в большей степени, чем мужчины, соблюдают правила вождения автомобиля.

Читайте сегодня

Он отмечается в последнее воскресенье октября

В последнее воскресенье октября отмечается профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, день автомобилиста. Официально он носит название «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта», однако в обиходе чаще всего используется более лаконичное название, а поздравляют с ним зачастую не только профессиональных водителей, но и всех автовладельцев.

Впервые профессиональный праздник автомобилистов был учреждён в СССР в 1976 году, и тогда он носил название «День работников автомобильного транспорта», а в 1980 году указом «О праздничных и памятных днях» предписывалось отмечать его в последнее воскресенье октября. Тогда праздник чаще всего неофициально называли «днём водителя». После распада Советского союза во многих странах праздник был отменён или перенесён, однако в России, на Украине и в Белоруссии он по-прежнему отмечается в те же дни, что и раньше. Особенностью России можно назвать то, что в ней этот праздник не совмещён с профессиональным праздником работников дорожного хозяйства - последний был перенесён на третье воскресенье октября. У военных автомобилистов в России также существует отдельный праздник, который отмечается 29 мая.

Ко дню автомобилиста нередко бывают приурочены автопробеги или различные конкурсы, а также выставки ретро-автомобилей или современного транспорта. Люди, у которых в числе знакомых есть профессиональные водители, могут спросить о тонкостях, которые нужно учитывать при исполнении такой работы, и о профессиональных качествах, необходимых для ее выполнения. Также в этот день многие вспоминают людей, которые в качестве водителей были вынуждены рисковать жизнью, вывозя детей и женщин по Дороге Жизни в Ленинграде.

В этом году праздник выпал на 28 октября. Некоторые ошибочно считают, что он отмечается в четвёртое воскресенье месяца, и, пусть в этом году оно и является последним, подобная ошибка иногда приводит к путанице в случае, если на октябрь приходится пять воскресных дней.


1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.