Были ли онегин и ленский друзьями. Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги. Несколько интересных сочинений

Что способствовало дружбе Онегина с Ленским? Выполнила: Ученица 9 «А» класса Адиян Тамара Лицей «МОУ» №4 Волжского района города Саратова Руководитель: Козенко Т.К., учитель литературы

Цель работы. Узнать лучше характер Ленского и Онегина. Изучить общие черты сходства и различия между Ленским о Онегиным. Узнать, что способствовало дружбе Онегина и Ленского. Содержание

Дружба Онегина и Ленского. Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями Содержание

Что сближает героев Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Содержание

Несходство характеров. Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия. Содержание

Соседи героев. Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились. Содержание.

Приятные собеседники. Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать. Содержание

Споры героев. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах. Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду - Все подвергалось их суду. Содержание

Заключение. Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно. То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко. Содержание

Литература. Содержание 1) А. С Пушкин: «Евгений Онегин»

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

4 / 5. 2

Сочинение

Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".

"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Чтобы разобраться в вопросе “Друзья ли Онегин и Ленский” нужно обратится к самым важным моментам романа, ведь только поступки характеризуют человека, а не игра слов, мастерски созданная автором.

Два разных человека

В персонажах романа действительно очень мало общего. Онегин – абсолютно противоположен Владимиру Ленскому: он холоден, лицемерен, циничен. Ленский – открытый, порядочный, доверчивый, восторженный юноша. Эмоциональность и доверие жизни – его движущая сила. Евгений плывёт по течению будней, ничему не радуясь и не удивляясь, этакий “молодой старик”.

Он “не ищет дружбы”, не понимает, как можно доверять людям и верить в их лучшие стороны. Онегин слишком хорошо изучил человеческую натуру и пороки, свойственные высшему свету, чтобы верить в романтические идеалы, воспеваемые Ленским. Любовь, как нечто священное и непоколебимое, не известна Онегину. Он не видел ни материнской ласки, ни отцовской заботы, способность к близким доверительным отношениям вовсе отсутствует у нашего героя. Любая эмоция, возникающая у Онегина, как правило, вызвана желанием поиграть, развлечься, спастись от скуки. Его душа черства и пуста, она рано “перегорела”, способность к настоящим чувствам проснётся с годами, но это не принесёт счастья герою.

Дружба “от скуки”

Единственное, что связывает Онегина и Ленского – их интеллектуальный уровень, образование. Возможность скоротать время за беседами и философствованиями на различные темы – прекрасный выход спасения от скуки в русской деревне. “Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло…” – автор даёт понять, что у молодых людей было много тем для обсуждения, ведь их кругозор не ограничивался “скотным двором”, урожаем и погодой (как у помещиков, которые соседствовали с Ленским и Онегиным). Это, пожалуй, единственная причина дружбы Онегина и Ленского.

Юный поэт был ещё неопытен в человеческих отношениях, а Онегин слишком часто встречал обман, предательство и подлость (да и сам был мастером в этом ремесле), чтобы кому-то доверять и возводить в статус друга. Автор откровенно высказывается: “Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья”. Если в основе дружбы лежит желание скрасить досуг и не “умереть от скуки”, то такой союз едва ли можно назвать дружбой, скорее – приятельством. Отношения, основанные на взаимном уважении, чести, искренней симпатии и глубоком доверии могут быть дружбой.

Позиции героев

Автор далеко не просто так даёт высоко поэтическое описание дружбы двух молодых дворян: “волна и камень…стихи и проза, лёд и пламень…”. Он подчёркивает, что в основе связи двух людей нет ничего, что могло бы держать удар. Холодный бесчувственный Онегин и горячий эмоциональный Ленский – как два противоположных берега, никогда не станут по-настоящему близки. Время, проведённое в совместных беседах, не скрепило их дружбу, они не были по-настоящему откровенны друг с другом – это издержки дворянского воспитания.

Если Ленский пытался открыть другу чувства к своей возлюбленной Ольге, то Онегин просто молча наблюдал, как его друг нелепо борется с теми эмоциями, которые свойственны молодости. Его потешает стихотворчество Ленского, но такт и снисходительность не дают Евгению убить “музу” Ленского. Лишь однажды у Онегина прорывается несколько фраз, о том, насколько поэту не подходит в невесты Ольга. Владимир обижается и сухо отвечает что-то нейтральное, больше никаких личных тем друзья не затрагивают.

Риторика вопроса данной темы заключается в личном восприятии таких понятий, как дружба, честь, ответственность. В корне разное мировоззрение двух героев, в романе «Евгений Онегин», А.С. Пушкиным было обозначено без завуалированных приёмов:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Лёд и пламень

(Евгений Онегин )

Онегин - флегматичный, молодой человек, который не может найти гармонию с самим собой. Его не устраивают ни балы и светские выезды, ни деревенская глушь, ни, в конце концов, мнение о чём - либо других людей. Можно назвать Евгения асоциальным типом, с возможными скрытыми комплексами.

Ленский Владимир - яркая, живая, но и с тем посредственная персона, плотно вместившая в себе стандартные характеристики молодого человека, стремящегося к совершенству. Его идеализация чувств и нравственности совершенно не вяжется со взглядами Евгения.

Нельзя сказать точно, что Владимиру по душе светские гуляния, балы, оживлённые беседы. Однако, он привычен к ним и охотно поддерживает темп своей современности.

(Владимир Ленский )

В жизни обыденной, как говорится «в своём гнезде», эти два характера попросту не смогли сойтись - слишком большая пропасть между характерами, между привычкой проводить свой досуг и, естественно, само общение.

Дружбой, общение двух молодых людей, назвать можно едва - ли. Конфликты и громкие споры, отстаивание своей точки зрения, конкуренция. Онегина и Ленского свела судьба и маленькая деревушка, где, как описывает сам автор, заняться было, ровным счётом не чем и не с кем. Ленский искал общения, Онегин - давал его, благосклонно принимая общество приятеля.

Ценности и ответственность

Кто виноват в возникновении конфликта, случившегося на балу - сказать, по правде, сложно. Владимир, настоявший на визите своего друга в людное место (что Евгению никогда по душе не приходилось) или же сам Онегин, поведший себя более чем грубо, по отношению к Владимиру. Молодому человеку или не пришло в голову учесть моральные принципы влюблённого друга или же Евгений настойчиво показывал своё безразличие и высокомерность к проявленному братскому отношению Владимира. Обида и ревность Ленского вполне объяснима и понятна. По характеру герой - пламя, вспыхивающее на своих эмоциях. И, действительно, так себя повёл бы любой подросток, защищающий и свои интересы, и разбитое сердце. Поведение Онегина показывает отречение от общего понимания «уважение к чувствам», «моральные принципы», «поступление ради кого-то». Оказывать знаки внимания даме сердца своего друга - не этично и по сей день, что говорить о временах поэзии и дуэлей.

«Дружеский» вызов

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Дуэль была оглашена в порыве чувств, с горяча. Но друзья даже этот факт восприняли по - разному. Вызов был брошен Владимиром, так кричавшем о силе дружбе и преданности чувствам, и принят без колебаний Евгением, вдруг подумавшем о молве, а не о том, что будет наставлять оружие на близкого для него человека.

Факт на лицо - цени бы два юноши отношение и поддержку друг к другу, дуэль закончилась выстрелом в воздух, как максимум. Однако, гордость встала на весы тяжелым грузом, спустив курок Онегина прежде, чем до человека дошло, что он лишил жизни того, кто столько раз спасал его от одиночества и безмолвной тоски.

Дружба Онегина и Ленского изначально была обречена. Ни ситуация с Ольгой, так любой другой повод не заставил бы себя ждать.