Учимся читать. Первые игры для обучения чтению. Учимся читать по складам Буквы учимся читать по слогам

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад - это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове "пальто" 2 слога "паль-то", но 3 склада "па-ль-то". Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей. Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению . Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам , совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 - 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать - .

P.S. Поскольку по этой методике обучения чтению мы читаем отдельные склады, которые совпадают с открытым слогом, то можно употреблять как слово склад, так и слог. А вот когда будем соединять их в слово, тогда уже будет склад.

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает . Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева ). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.

Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Игры для обучения чтению

1. Открывающиеся окошки

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.

Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.

Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.

Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.

2. «Большая стирка»

Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».

Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.

Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.

3. Кто как говорит?

Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.

Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»

Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.

4. Почтальоны

Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.

5. Попевки Зайцева

Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:

Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

6. Разные игры со складами

С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать . Например:

  • Расселяем животных по кубикам-домикам, при этом обращая внимание на название домика. «Мишка у нас будет жить в домике СО»…и т.д. После расселения можно устроить небольшую сюжетно-ролевую игру с походами друг к другу в гости.

  • Та же игра, только в плоском варианте, без кубиков Зайцева:

  • Прячем кубик или карточку со складом под одеяло / под стол / за углом и искренне любопытствуем «Кто же сейчас к нам придет?», «Кубик СО к нам пришел!»
  • Перекладываем кубики / карточки из одной тары в другую, при этом называем написанный склад. Игра подходит для самых маленьких.

  • Пишем склады крупными буквами и раскладываем их по комнате. Затем даем задания вроде таких «А теперь бежим в домик ДО!», «Кто быстрее найдет КА, Тася или мишка?»

7. Щекотушки

Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.

Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.

В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады. Тогда прежде, чем наклеить тот или иной склад на страницу, ребенок сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных вами. Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.

9. Слова в мешочке

Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.

10. Слова в коробочках

Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.

Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».

Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.

12. Игра с держателями для фото

Интересный вариант игры можно придумать с держателями для фотографий , сделанных в виде животных или других интересных фигурок. Сзади или сверху у таких подставок есть небольшие прищепки, в которые удобно помещать слова.

Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.

Ну что ж, это только небольшая часть игр, которая может помочь малышу начать читать. Попозже я постараюсь продолжить тему и опубликовать и другие игры-читалочки, в том числе и для детей постарше. Не пропустите: Вконтакте

Учимся читать по складам. Данилова Е.

М.: 2003 - 95 с.

Эта книга - уникальное пособие по обучению чтению. С ее помощью ваш ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их в тексте и прочитывать слова по складам. Пособием можно пользоваться при обучении чтению по кубикам Зайцева, а можно заниматься по нему самостоятельно.

Формат: pdf

Размер: 18 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Эту книгу можно использовать для обучения чтению по «Кубикам Зайцева», а можно заниматься по ней самостоятельно. С ее помощью ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их и читать слова по складам.
Книга предназначена для рассматривания, чтения, игр с детьми двух-трех лет и старше. Предлагаемые задания направлены на развитие речи и фонематического слуха, а также на приобретение и закрепление начальных навыков чтения.
Малышам в возрасте до трех лет предлагайте простые задания и вопросы, лишь постепенно добавляя более сложные. Для начала не раз и не два рассмотрите все картинки, все склады, не требуя что-либо показать или назвать. Пусть ребенок освоится с книгой, хорошо запомнит названия всех картинок и хотя бы часть складов.
Детям постарше можно сразу предлагать все варианты заданий, включая и те, что написаны внизу каждой страницы. Листая книгу, каждый раз действуйте по-разному. То обращайте внимание только на картинки, то просите ребенка отыскать те или иные слова или склады, то задавайте вопросы.
Не обязательно каждый раз просматривать всю книгу и выполнять максимальное количество заданий. Не стоит также начинать каждый раз с самого начала книги - открывайте случайный разворот или продолжайте с того места, где остановились в прошлый раз.
Не забудьте объяснить ребенку, что части слова, выделенные разным цветом, называются «склады», что в каждом слове есть черный склад. Он самый яркий, потому что «ярче» слышится (не требуйте от малыша до трех лет, чтобы он это запоминал); прочитайте несколько слов, выделяя голосом ударные склады.
«Показываем склады». Листая книгу, называйте ребенку склады:
"А прочитывая верхний ряд или напевая его на простой мотив (выбрав мотив, используйте его на каждой странице; простейшим мотивом может быть звукоряд «соль-фа-ми-ре-до»; склад, не содержащий гласный звук, петь не нужно, просто произнесите его, а затем пойте оставшиеся пять складов);
Ч* показывая по одному складу «вразнобой» - в верхнем ряду или в словах.
«Ищем склады». После того как вы многократно посмотрели склады вместе с ребенком, попросите его:
"/> показать все склады черного цвета;
"А показать подчеркнутый склад в каждом слове;
4t найти одинаковые склады в разных словах (давая это задание, сначала убедитесь, что на данной странице есть одинаковые склады).
Назовите какой-либо склад, например ДО или НУ, и попросите ребенка найти его. Л
Произнесите склады, встречающиеся в словах на одной странице, пусть ребенок покажет их «под диктовку».
Назовите несколько складов на странице (начинайте с двух-трех), предложите ребенку по памяти показать их в том порядке, в котором они были произнесены.
«Называем склады». Предложите ребенку назвать тот или иной склад (естественно, если малыш уже умеет говорить). Например:
"А назови подряд все склады в верхнем ряду;
<Н назови один из складов в верхнем ряду;
"А назови склады в слове - первый склад, последний, любой, все по порядку. 9
«Звукоподражания». Если на странице попадаются склады, обозначающие слова-звукоподражания, озвучьте их и спросите ребенка: «Кто так говорит?» или «Чей это голос?» Например, МУ, ME, КУ-КУ, БИ-БИ (задание для детей двух-трех лет).

Карточки для обучения чтению по складам (метод Зайцева)

Я хочу Вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению.
Этот материал основан на методике Зайцева, где мы с детками учимся читать по складам.
Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие.
Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия позволят вам начать обучение чтению дома и представляют собой карточки с буквами.
Вам надо скачать 3 файла: домик короля, домик королевы, и файл с карточками-согласными. (Скачать их в winzip архиве можно тут: bukvi.zip 137 кб)
Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант – приклеить липучку). Положить на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры, плотный картон и пр. подручные материалы, и обтягиваем его фланелью.
Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом в интересную игру, которая заодно непринужденно обучает буквам и с ней же мы учимся читать.
Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы – в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»
Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).
Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.
Берем, например, "Б" и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ
--
бя
бё
бю
би
бе
Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ
--
мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.
Тоже самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам).
Это вроде на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.
Моя старшая дочь, когда ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала