Разработка игр для детей с моторной алалией. Моторная (Экспрессивная) алалия лечение, коррекция. Ребёнок всё понимает, но не говорит Домашнее задание для детей с моторной алалией

Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. Пособие для учителей-логопедов.- М.: Просвещение, 1966.

Методика Надежды Ивановны Кузьминой,

Веры Ивановны Рождественской

Рассчитана на дошкольников, посещающих логопедический кабинет при поликлинике, а также для специализированных ДОУ. По мнению авторов, в работе с детьми необходимо учитывать не только речевой аспект проблемы, но и ряд других отклонений.

    Недостаточность общей моторики: дети неуклюжи, с трудом прыгают на одной ноге, ищут опору для рук (рука взрослого, стол, стена), не умеют самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать обувь; двигательные навыки усваиваются с трудом.

    Недостаточность слухового внимания (неумение улавливать отдельные звуки и дифференцировать их).

    Отклонение в области зрительных восприятий (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу).

    Отклонение в мотивационной сфере (недостаточная активность, вялость в работе, пониженный интерес к окружающему).

По всем этим направлениям должна вестись работа наряду с речевой.

Методикой предусмотрено начинать работу с развития и обогащения воспринимаемой

речи. Рекомендуется 3-ступенчатый урок – презентация М. Монтессори. Сначала ребенку показывается предмет (картинка, явление, действие), которое ясно и четко называется логопедом. Затем проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку. Это вторая ступень. Третья ступень – называние предмета словом. У алалика необходимо с самого начала требовать называть предмет хотя бы в лепетной речи.

Урок-презентация выглядит так: 1 – Это мяч. 2 - Дай (покажи) мяч. 3 – Что ты мне дал (показал)?

Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами, по которым работают не менее недели. Темы должны быть из окружающей жизни – «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Техника», «Транспорт» и т.п. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п.

Несмотря на то, что алалики не произносят многие звуки, в работе берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактильному восприятию, более легкие по своей артикуляции: В, Ф, П, Б, Т, Д и др. Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты. Весь материал ребенок должен проговорить за логопедом! Пересказ, а тем более самостоятельный рассказ для алаликов затруднен, поэтому его используют в конце коррекционной работы.

Форма проведения речевых занятий с дошкольниками – игра, особенно на первых порах.

Развитие общей моторики развитие моторики нижних конечностей

    Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки логопеда, матери, за стол, стул.

    Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку (для успешности деятельности ребенка).

    Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно или держась за руку логопеда, матери. При этих движениях логопед обязательно должен отметить, на какой ноге ребенку легче прыгать, при дальнейшей работе по моторике уделять больше внимания развитию этой конечности.

    Ходьба - шаг на месте, на носочках, на пятках, маршировка по кругу.

    Ходьба с подниманием и опусканием рук («как птички, как бабочки»), с покачиванием рук над головой («Как колоски, как деревья»).

    Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

    Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

    Прыганье через скакалку.

    Комплекс физических упражнений в виде зарядки, физминутки, игры.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

    Игры с мячом (диаметр 15-20 см): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя в пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери, ребенку.

    Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (прокатывание между стульями, кубиками, ножками стола).

    Игра в «городки» - попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, кубики, кегли и др.). Усложнение – попасть мячом в конкретную игрушку из нескольких предлагаемых.

    Катание по полу обруча.

    Лазание по шведской стенке.

    Конструирование домиков, столов, скамеек из кубиков, конструкторов и строительного материала по образцу, потом по памяти. На этом же материале вести знакомство с цветом, свойствами материалов, величиной, пространственными и временными представлениями.

    Складывание из кубиков простых картинок по образцу (сначала предметных, потом сюжетных; из 2, 3, 4, 6, 9 кубиков).

    Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.

    Раскладывание и сбор разборных игрушек – матрешек, шаров, яиц, чашек; нанизывание пирамид.

    Составление предметных разрезных картинок сначала по образцу, затем по памяти.

    Складывание из палочек, полосок, спичек геометрических фигур, элементов букв, букв (П,Т, Х, Ш) по образцу и по памяти.

    Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами, фломастерами, мелками.

    Вырезывание по прямой линии цветных полосок, фигурок по контурам.

    Раскрашивание рисунков по контурам (раскраски).

    Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

    Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

    Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы («в замок»), в стороны (разрывание цепи).

    Сжимание и разжимание резиновой груши, упругого мячика.

    Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

    Выполнение упражнения «решетка»: сделать решетку из 2 пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

    Упражнение «коза», пальчиковая игра; многократно одной рукой (правой, левой), обеими.

    Упражнение «Пальчики здороваются»: приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.

    Работа с мозаикой.

    Шитье на ручной игрушечной машинке.

    Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

    Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

    Работа с дидактическим материалом по обучению навыкам самообслуживания – застегивание замка-молнии, «липучек», пуговиц, крючков, завязывание шнуров, шнурование и т.п.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ – ЛЕПКА

    Скатывание шариков – орешков.

    Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

    Скатывание жгутиков, свертывание их в баранки, нанизывание их на ленточку.

    Лепка детей по их замыслу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Речевое сопровождение в форме несложных звукоподражаний

    «Пчелки полетели» - звук З. Варианты: «Жуки полетели» - звук Ж, «Мухи …» - звук З; «Комары …» - звук Зь.

    «Поезд» - звук У.

    «Лошадки» - игра в парах, произносит НО, НО, НО…

    «Пильщики». Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук З.

    «Мишка». Изобразить, как тяжелой походкой ходит медведь, одновременно произнося: ТО, ТОП, ТОП…

    «Зайка». Поскакать на носочках, подставив указательные пальчики над головой, и произносить: СКОК, СКОК, СКОК…

    «Козочка». Дети семенят ножками, произнося: ТУПЫ, ТУПЫ, ТУПЫ…

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Упражнения для губ

    Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

    Открывание и закрывание губ. Вытягивание губ вперед, выполнение сосательных движений.

    Всасывание верхней губы под нижнюю, нижней под верхнюю, чмоканье вытянутыми губами.

    Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

Упражнения для языка

    Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

    «Часики».

    Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

    «Птенчик».

    «Лопаточка».

    «Иголочка».

    «Чашечка».

    «Лошадка».

    Присасывание языка к небу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук ТРР.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звуки С – З – Ц

    Свист в пузырек –ССС…

    Накачивание воздуха насосом – ССС…

    Полет осы – ЗЗЗ…

    Поманить рукой цыплят – ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП…

Звуки Ш- Ж- Ч – Щ

    Звук лопающегося пузыря – ШШШШ…

    Мама спит – ШШШШ…

    Кукла спит – ШШШШ…

    Гусь шипит –ШШШШ…

    Жук жужжит – ЖЖЖЖ…

    Паровоз пыхтит – ЧЧЧ… (ЧУ – ЧУ – ЧУ).

Звуки Р – Л

    Болтушка – БЛБЛБЛБ…

    Остановить лошадку – ТПР (язык между губами – язык вибрирует).

    Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

    Балалайка. БЗЫНЬ – ДЗЫНЬ… или ДЫН – ДЫН – ДЫН. Можно одновременно производить вибрацию языка пальцем.

    На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки К – Г – Х

    Покашливание при вызывании звука К.

    Подражание крику кукушки для вызывания звука К.

    Подражание крику гуся для вызывания звука Г: ГА – ГА – Га…

    Подуть на озябшие руки для вызывания звука Х.

    Подражание рубке дров с произнесением междометия УХ.

    Изображение зубной боли с произнесением междометия ОХ.

    Подражание смеху ХА – ХА – ХА.

Звуки В – Ф – Б

    Подражание вою ветра – ВВВ…

    Потушить свечку, подуть на «ушибленное место» руки, подуть на горячий чай – ФФФ…

    Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука Б.

    Игра в бирюльки: при произнесении звука ВВВ … производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука Б.

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Воспитание слухового внимания

Воспитание слухового внимания проводится на узнавание звуков музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов; на указание направления звука инструментов, игрушки; на воспроизведение ритма в постукивании.

      Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах. Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки, затем ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться. После этого логопед играет на одном из инструментов, ребенку открывают глаза и предлагают указать, на каком инструменте играл логопед, дают его поиграть. Затем спрашивают название инструмента.

      Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн, рожок, свисток, колокольчик и др.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

      Воспитание слухового внимания на издаваемых различными предметами звуках: свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу, железу, шуршание бумаги, шаркание ногой по полу и т.п. Здесь также сначала ребенка знакомят со звуками, потом он угадывает звук, затем сам воспроизводит и называет звук, предмет и действие.

      Указание направления звука инструмента или игрушки: В кабинете должны быть несколько детей, которые рассаживаются по разным углам кабинета; одному завязывают глаза; один из детей играет на каком-нибудь инструменте, после чего у ребенка-алалика снимают повязку с глаз, и он должен указать направление услышанного звука.

      Воспроизведение ритма хлопков в ладоши, стука о стол карандашом и т.п.: например, логопед ударяет в ладоши 2 раза и просит ребенка сделать столько же хлопков. Варианты заданий различны.

      Воспитание слухового внимания к речи на выполнении приказаний и поручений. Логопед, прикрывая рот листом бумаги, говорит ребенку: «Дай кошку. Дай собаку» и т.п. Безошибочное выполнение заданий логопеда свидетельствует об умении ребенка слушать и слышать чужую речь.

Воспитание фонематического слуха

Фонематический слух –это представление ребенка о звуковом составе слова.

Основные этапы воспитания ФС:

      различение и выделение а) слов в предложении; б) слогов в слове; в) звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества;

      дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

Различение, выделение слов в предложении надо проводить в игровой форме; например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в 2, 3 слова.

Сказать ребенку предложение в 2, 3 слова, например «Мама дома», и предложить ему сосчитать в этом предложении слова. При назывании каждого слова хлопать в ладоши, отбивать мячом или притопывать ногой столько раз, сколько слов в предложении.

Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мячом в пол или подбрасывание вверх и притопывание ногой.

Логопед показывает картинку и называет первый слог картинки под хлопок, а ребенок заканчивает слово, делая хлопок в ладоши. Например: СА-НИ, ША-РЫ, ЛО-ПА-ТА.

Дети бросают друг другу мяч, произнося по слогам имена детей; подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий – второй: ТА-НЯ, МИ-ША, МА-ША и т.п.

Дети самостоятельно называют предметы, картинки, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

Выделение звуков в слоге и слове надо начинать с гласных звуков – А, О,У, И в слогах (АУ, УА), словах (АНЯ, АИСТ), а затем переходить к выделению согласных сначала в звукоподражаниях (МУ, АМ), а затем в начале и конце слова (ММАМА, ДОММ, ММУКА, ДЫММ).

Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале – на игрушках, на картинках. Логопед показывает их: САНИ – ШУБА, ЗАЙКА – ЖУК, ЛОПАТА – РАМА; ребенок называет эти картинки, выделяя первый звук.

Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например, на Л - Р, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д –Т, называет их.

В период обучения ребенка грамоте воспитание ФС увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «БАЮ – БАЮ- БАЮ – БАЙ…», «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ – ЛЮЛИ…», «АЙ ЛЮЛИ, АЙ ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ…» и т.д.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ

Работа по развитию зрительных восприятий проводится на воспитании понятий цвета, формы, величины.

      Понятие о цвете начинается с просьбы дать предмет такого же цвета, т.е. по образцу. Пример: логопед показывает карандаш красного цвета и просит найти карандаш такого же цвета.

      Показывает красный кубик и просит найти кубик такого же цвета.

      Найти такой же цвет в окружающей обстановке. Например, красное платье на ребенке, красную ручку на столе и т.д.

      Положить в коробку сначала карандаши одного цвета, например, одни красные.

      Положить в ящик кубики тоже одного цвета – красные. ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК ТВЕРДО УСВОИЛ ЭТОТ ЦВЕТ ПО ОБРАЗЦУ, МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОГО ЦВЕТА. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ КРАСНУЮ ПОЛОСКУ БУМАГИ И ГОВОРИТ: «ЭТО КРАСНАЯ».

      Логопед, обращаясь к ребенку, просит дать ему КРАСНЫЕ ПОЛОСКИ со стола, КРАСНЫЕ КАРАНДАШИ, КРАСНЫЕ КУБИКИ и т.д.

      Сложить в коробку все карандаши, кубики, полоски красного цвета и т.п. ЭТИ ЗАНЯТИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДО ТВЕРДОГО УСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ДАННОГО ЦВЕТА. ЗАТЕМ ЛОГОПЕД ПЕРЕХОДИТ К УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДРУГОГО ЦВЕТА НА ТАКИХ ЖЕ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ. ПОРЯДОК УСВОЕНИЯ ЦВЕТОВ: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ. После усвоения основных цветов можно переходить к занятиям по различению этих цветов.

      Дай красный шар, надень синее кольцо на палочку пирамиды и т.д.

      Игра в цветную посуду: дай красную, синюю, зеленую чашку; дай красный чайник, желтый и т.п.

      Игра в «Разноцветные картинки». Дай красный, синий, желтый, зеленый шар. Дай синюю, красную, желтую шапочку и т.д.

      Найди в комнате предметы красного, синего, зеленого и т.п. цвета.

      Найди на себе красный, синий, зеленый, желтый и т.п. цвет одежды.

      Закрась контурные картинки – шар, треугольник – в требуемый цвет.

      Закрась соответствующим цветом мак, елочку, лимон, василек. Детские работы логопед сохраняет для сравнения продвижения в навыках.

Развитие зрительных восприятий на формах предмета начинается с показа логопедом предметов одной формы – круглый мяч, круглый шар, яйцо, яблоко, апельсин, пуговица.

      Логопед показывает круглый шарик и просит найти предмет такой же формы.

      Найти предмет такой же формы в окружающей обстановке.

      Нарисовать предмет такой же формы по образцу: шар, мяч, пуговицу и т.д.

      Нарисовать предмет такой же формы по памяти.

      Слепить из пластилина.

      Вырезать эту форму из бумаги по контуру. ПОСЛЕ УСВОЕНИЯ ФОРМЫ ПО ОБРАЗЦУ МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОЙ ФОРМЫ: ЭТО КРУГЛЫЙ МЯЧ, ЭТО КРУГЛОЕ ЯБЛОКО, ЭТО КРУГЛАЯ ПУГОВИЦА.

      Логопед просит дать ему круглые предметы из шкафа.

      Вынуть круглые предметы из мешочка и назвать предмет и форму: КРУГЛЫЙ МЯЧ.

Таким же образом проводится развитие зрительных восприятий на других формах и параметрах величины предмета: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий и др.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкости – твердости; вкуса: горький – сладкий; веса: тяжелый- легкий; термических свойств: холодный – горячий. Можно использовать такой материал:

    мягкий пластилин, мягкая ткань, мягкая подушка, мягкая шапочка, шарф…;

    твердый орех, сахар, кубик, расческа…;

    сладкая конфета, сахар, варенье, торт…;

    горький перец, лук, горчица, лекарство …;

    тяжелый стол, молоток, ящик, книга…;

    легкий кубик, шарик, лист бумаги, шелк…;

    холодная вода, лед, металл, пол, руки …;

    теплая батарея, вода, чай, молоко …

Каждое понятие (свойство предмета) дается по единому плану:

      Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит «Дерево твердое».

      Логопед кладет на стол сахар, хлеб, пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать все твердое. Эти предметы кладутся в другую сторону.

      Находит мягкие, твердые и т.д. предметы в кабинете и, если возможно, называет их.

Тактильно-кинестетические ощущения логопед широко использует при постановке звуков игровыми приемами (С – Ш, В – Ф, П – Б, С – З, Х, Ч, Ш и др.)

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

Алалия - редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Причины алалии

Причин данного нарушения может быть множество:

  • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
  • Генетическая предрасположенность
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
  • Травмы головы
  • Отравления токсичными веществами

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии - недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+
МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования:
Отоскопия
Аудиометрия
Исследование функции слухового анализатора

  • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом

Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Логопедический массаж часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы:
    Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник
    Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
    Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
    Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек
    Логопед просит малыша надуть щеки.
    Надуй щеки как сердитый медвежонок.
    Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка
    Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
    Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла
    Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике
    Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки
    Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко
    Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки
    Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы
    Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

Игра «Сделай бусы» для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки
    Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик
    В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц
    Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает
    Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Карточки для занятий:

Карточки для работы с алаликами часть 1Карточки для работы с алаликами часть 2Карточки для работы с алаликами часть 3Карточки для работы с алаликами часть 4

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

  • Ограниченный словарный запас,
  • Полное отсутствие речи,

Моторная алалия

Проявления моторной алалии:

  • Маленький словарный запас.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии:

Сенсомоторная алалия

Алалия: способы лечения

моторная алалия в 3 года

электро-рефлексотерапия

Как распознать проблему?

  • 2-3 месяца - гуление,
  • 3-4 месяца - лепет,
  • 6-8 месяцев - произношение первых слов,
  • 1 год - построение фразы.

  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает .
  • Курс
  • занятия с логопедом логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения .

Занятия с ребенком

Речевые упражнения и игры

Угадай загадку

Скороговорки

Стихи

Например:

Са-са-са - ле-тит о-са
Су-су-су - мы ви-де-ли о-су

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у - я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Компьютерные игры

Видео логопедического массажа:

Артикуляционная гимнастика

Видео по теме:

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи –

фонетико-фонематического

и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признакиМоторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу. Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят. Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами. В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположениеКак заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы леченияМедико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков.
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность.

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно - развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия - например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке

Алалия у детей

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка - всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей - электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант - специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

Речевые упражнения и игры

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап - заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки - великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Су-су-су - мы ви-де-ли о-су

Сы-сы-сы - не бо-им-ся мы о-сы

У-у-у - я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка

С дет-ка-ми иг-ра-ет

О-чень гром-ко ла-ет

В ма-ши-не, в ма-ши-не

Он ва-го-ны по-вёз

Кто едет в по-ез-де?

Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное - проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер - это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры - это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Мы, взрослые, не должны забывать, что маленькое существо, которому мы когда-то дали жизнь, нуждается в нашей постоянной заботе и любви. Будьте внимательны к своим детям. Если вам кажется, что с ребенком что-то не так, лучше перестраховаться, обратившись за помощью, чем потом узнать, что это обращение было запоздалым.

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Причины алалии

Причин данного нарушения может быть множество:

  • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
  • Генетическая предрасположенность
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
  • Травмы головы
  • Отравления токсичными веществами

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», « », «дисфазия», «афазия развития», « » и «конституциональная задержка», « », «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+
МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования:
Отоскопия
Аудиометрия
Исследование функции слухового анализатора

  • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом

Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы:
    Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник
    Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
    Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
    Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек
    Логопед просит малыша надуть щеки.
    Надуй щеки как сердитый медвежонок.
    Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка
    Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
    Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла
    Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике
    Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки
    Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко
    Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки
    Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы
    Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки
    Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик
    В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц
    Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает
    Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Не лишним будет развитие мелкой и крупной моторики, формирование связи моторики и зрения. Связь между этими умениями и речью очень тесная, одно ведет за собой другое.

Игра – это основная деятельность дошкольников, именно в игровой форме малыш будет непринужденно усваивать нужный материал.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному» .

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.



Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.



Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.