Появился первый бюстгальтер. Кто придумал бюстгалтер? Кто изобрел бюстгальтер

История бюстгальтера перевалила на второй век. Он пересек столетний рубеж в прекрасной форме, переосмысленный и видоизменившийся, самое мощное оружие обольщения, фетиш из фетишей, но и предмет интимного туалета, необходимый, в силу своей практичности, миллиардам женщин, вне зависимости от моды и традиций.

Точная дата рождения бюстгальтера неизвестна. Бюстгальтер в виде повязки уже присутствует на мозаиках виллы Армерина (римская вилла на Сицилии, датируемая III веком н.э.).

В 1907 году, однако, журнал Vogue, под названием brassiere начинает публиковать фото и модели первых бюстгальтеров, которые мы можем назвать "современными". Американцы и англичане укоротили название, и появилось слово bra. Сначала по-французски бюстгальтер называли soutiens-gorge, "поддержка для груди" – и он весьма напоминал поддерживающий корсет. Он родился во Франции, но американцы его усовершенствовали и придали ему форму, сохранявшуюся на протяжении его векового существования.

В действительности, уже в 1889 году французская дама Эрмини Кадолль, богатая буржуазка, но одновременно с этим убежденная феминистка, представила на Всемирной выставке в Париже свое творение, очень походившее на модель, фото которой появились в 1907 году: две хлопчатобумажные чашечки, снабженные бретельками, иными словами, грудь была разделена посередине – настоящая революция. Но потребовались годы, чтобы окончательно были списаны со счетов китовый ус и другие орудия пытки.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby и уступила ее компании Warner за 1500 долларов: бюстгальтер без остова, через который грудь не просвечивала. Прототип она создала самостоятельно, использовав два платка и ленту, убрав жесткий корсет.

В 1917 году военная промышленность побудила американских женщин отказаться от бюстгальтеров, снабженных металлическими деталями. И это помогло сэкономить 28 тыс. тонн металла, что позволило построить целых два военных корабля.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками. Но в годы Второй мировой войны, благодаря изобретению в 1938 году нейлона, победу одержали синтетические ткани, которые стали использоваться ввиду отсутствия натуральных материалов – шелка, резины, хлопка.

50-е годы стали эпохой красивых женщин с привлекательными формами: пышная грудь после ограничений и страданий, связанных с войной. Появился бюстгальтер с вкладками, предок модели push-up. Даже Мэрилин Монро – мы это могли видеть, когда на последнем аукционе ее личных вещей было самым бесстыдным образом выставлено на торги ее нижнее белье – использовала знаменитые "рыбки", вкладки овальной формы, устанавливавшиеся внутри чашечек. Бюстгальтер – слово, которое следовало произносить тихо, стыдясь и краснея. В Италии в те годы мораль была в почете, и в каталоге Carosello в разряде слов, подвергавшихся цензуре, считавшихся "недостойными", значилось слово бюстгальтер.

Неистовые 60-е годы стали годами аутодафе. Грудь и бюстгальтер оказались вне закона, о чем свидетельствует успех модели, которая очень быстро стала примером: Твигги, анорексичная, изнуренная голодом, с грудью нулевого размера. В 1968 году феминистки сжигали свои бюстгальтеры на кострах – в прямом и переносном смысле. Подобное происходило, в том числе, и перед зданием, где проходил финал конкурса "Мисс Америка". В историческом костре чего только не было: подвязки, заколки для волос, пинцеты, воск для депиляции, туфли на шпильке – словом, все то, что считалось орудием подавления и инструментами пыток. Но самым главным символом дискриминации и неравенства полов был признан бюстгальтер.

Но отправленный на чердак в результате эмансипационных чисток, бюстгальтер уже вошел в наш обиход и в наше коллективное воображение, завоевав достойное место среди мифов и икон ХХ века. Бюстгальтер Маты Хари, хранившей в этом предмете туалета секретные документы. Бюстгальтер, или, правильнее сказать, бюстгальтеры миллиардерши Барбары Хаттон, у которой их было несколько сотен. Бюстгальтер Мэрилин Монро, рассказывавшей в фильме "Зуд седьмого года", что хранит свое нижнее белье в холодильнике. Бюстгальтер без бретелек великих див: черный с ленточкой – у Софи Лорен в фильме "Вчера, сегодня, завтра", в клеточку виши – у Брижит Бардо, красный и моделирующий форму груди – у Джины Лоллобриджиды. Бюстгальтер становится предметом провокации, но и пародии, достойной комиксов, в руках таких стилистов, как Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд. К их числу можно отнести и турбо-бюстгальтер в форме торпеды, представленный певицей Мадонной.

Все остальное – недавняя история, более того, хроника наших дней. Реабилитация, исследования, технический прогресс. Мы поняли, что бюстгальтер не только не подавляет, но, прежде всего, помогает, что это самый универсальный предмет нашего туалета, в большей степени союзник, чем враг, и не только в спортивном зале. В 1994 году появился Wonderbra, модель, которая помогает даже самым обделенным в смысле размеров груди. В том году началось использование самых передовых технологий в сфере производства нижнего белья. Конец второго тысячелетия и рассвет третьего отмечены триумфом пышной груди, настоящей или искусственной, увеличенной при помощи бюстгальтера или пластического хирурга.

Мы живем во времена такого сексуального и красивого белья, что грех прятать его под пиджаком. Моделирующие, с корректирующим эффектом – такие модели были показаны на днях на ежегодном Салоне нижнего белья в Париже. Промышленность каждый день предлагает нам все новые и новые модели и формы бюстгальтеров и продвигается в направлении "умного", если не говорящего белья. У нас появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который при желании можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер, снабженный микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес, – не случайно его называют "Армагеддон" и изготавливают из ткани, из которой NASA шьет костюмы для астронавтов. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтеры, делающие запах сигареты невыносимым, бюстгальтеры, сшитые из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

История возникновения бюстгальтера уходит своими бретельками далеко в прошлое, а точнее в его самую-пресамую древность. Даже у первобытных племен был свой прообраз современного бюстгальтера. Дабы не провоцировать мужчин трясущейся грудью и не отвлекать их от добычи чего-нибудь мясного, женщины подвязывали грудь шнурами. Они хитро переплетались и крепились таким образом, что грудь была надежно "под замком". И женщинам удобно, и мужчинам спокойней.

А вот египтянки в качестве нагрудных повязок использовали широкие ленты. Эта маленькая деталь была неотъемлемой частью костюма египетской женщины. Ведь даже в древние времена в цене была небольшая и упругая грудь. Если бюст отвисал, то статуса женщине это явно не добавляло. Такие прелести считались "достоинством" простолюдинок.

В Древней Греции женщины в качестве нагрудной повязки использовали кусок ткани или кожи, который завязывали под грудью. Однако как действительно выглядел их бюстгальтер доподлинно не известно. Зато известно, что, если гречанка обладала большими формами, то такая повязка помогала эти формы немного уменьшить.

Гораздо дальше в своих изобретениях пошли древние римлянки. Их бюстгальтерами были кожаные пояса, которые поддерживали грудь и подчеркивали талию. Такие пояски можно считать прообразом современного бюстгальтера, который римлянки использовали совершенно по-разному. Одни повязки поддерживали грудь, другие стягивали, третьи сдерживали ее рост и т.д.

Однако в Средние века все достижения женщин древности были забыты. Вместо бюсгальтеров европейские женщины носили тяжелые корсетные кольчуги с вставками из металла, которые поднимали грудь.

Так было вплоть до 19 века, пока в 1887 году в Англии не изобрели «приспособление для улучшения формы груди». По виду оно напоминало два чайных ситечка, скрепленных между собой. На ощупь «приспособление» не многим отличалось от чайных ситечек. Понятное дело, что такое «чудо» не сильно вдохновляло слабую половину человечества, которая продолжала мучиться в тесных и неудобных корсетах. И лишь в 1889 году в Париже модистка и феменистка в одном лице Эрмин Кадоль, взяла, да и отрезала лиф от корсета! Бюстгальтер того времени завязывался по принципу корсета. Однако имел две хлопчатобумажные чашечки, разделенные между собой, которые поддерживались бретельками.

Запатентовать же изобретение бюстгальтеров первой пришло в голову американке Мэри Фелпс Якоб в 1914 году. И с тех пор использование и производство бюстгальтеров стало массовым, а корсеты отошли на второй план.

Все эти годы, формы и внешний вид бюстгальтеров претерпевают значительные изменения. Так, до 1920-х годов популярны модели, которые делают грудь плоской. В 30-х годах стали производиться бюстгальтеры с остроконечными чашечками. В этот же период лифчики стали производить с чашками разных размеров. Появилась нумерация чашечек от A до D. А уже в 40-х годах компания «Meidenform» выпустила сразу две новинки: бюстгальтер для кормления и бюстгальтер с регулирующимися бретельками. Стоит ли говорить, что белье шили только из натуральных тканей. До тех пор, пока не пришла Вторая мировая война. Острый дефицит натуральных тканей повлек за собой широкое распространение одежды и белья из синтетики.

После окончания войны женщины снова захотели выглядеть привлекательно и сексуально. Пришло время большой груди и пышных форм. В связи с этим, в 50-е годы, появился бюстгальтер зрительно увеличивающий и приподнимающий грудь, который получил название «push-up».

Женщины боготворили изобретение века - бюстгальтер, вплоть до 60-х годо 20 века. Именно в этот период пришло время феминизма, и лифчик, как "предмет парабощения" был напрочь отвергнут. Продажы бюстгальтеров упали почти в два раза за несколько лет феминистической эпохи. Однако спустя десятилетие, настало время сексуальной революции и раскрепощенности. Бюстгальтерам снова стали уделять повышенное внимание в 70-е годы. Их формы и фасоны становились интереснее и разнообразнее. Учитывая все эти наработки, в 80-х годах появились лифчики с новыми фактурами, в новых цветовых гаммах. Для них даже специально рисовался узор кружев.

В 90-х годах 20 века женщин стало интересовать белье удобное и практичное. Дизайнеры не заставили себя долго ждать, представив общественности бесшовное нижнее белье, бюстгальтеры-аппликаторы и т.д.

Сегодня индустрия моды предлагает нам все новые и новые модели бюстгальтеров, с различными эффектами и вставками, силиконовыми подушечками и бретельками. Выбор моделей, цветов, текстур и фактур огромен. Нам повезло больше, чем друвним египтянкам. Нам есть из чего выбрать!

Для большинства представительниц женского пола лифчик является неотъемлемым атрибутом одежды. Сегодня существует огромное множество фасонов: это и классический, и балконет, и пуш-ап, и бюстье, и «Анжелика» (Demi Bra). Но мало кто из девушек задумывается, кто изобрел лифчик, в какой стране модницы впервые могли похвастаться новинкой гардероба, и главное, как он выглядел изначально.

Откуда произошло слово «лифчик»?

Слово «бюстгальтер» в переводе с немецкого «Büstenhalter» означает дословно «поддерживающий грудь». В современном русском языке часто используется разговорный вариант – «лифчик». Почему по-русски данная деталь гардероба называется так, а не иначе?

Само слово «лифчик» представляет собой уменьшительную форму слова «лиф». Под «лифом», согласно Толковому словарю Ожегова, понимается «верхняя часть женского платья», охватывающая грудь и спину женщины (стан). Слово «лиф» имеет нидерландское происхождение «lijf» и переводится как «корпус», «тело».

История происхождения

Период изобретения бюстгальтера охватывает сразу несколько вех человеческой истории. Знаменитая фраза «изобретать велосипед» лучше всего описывает процесс эволюции данной детали женской одежды. В наши дни точно ответить на вопрос, когда изобрели лифчик, не представляется возможным.

До н.э.

В одном из древних любовных посланий, написанном на папирусе и датирующимся VI веком до нашей эры, дословно написано: «Я мечтал бы стать лентой, стягивающей твою грудь». Дело в том, что в Египте были в моде упругие груди небольшого размера: такая форма свидетельствовала о «благородном происхождении» ее «носительницы». То есть уже в те далекие времена женщины носили полоски из кожи или ткани.

В Античные времена женщины тоже использовали некое подобие «лифчика» — специальные повязки, делавшие грудь плоской и упругой настолько, насколько это только было возможно. Женщины стремились достичь эффекта «умеренности», характерной для статуй Венеры Милосской или Ники Самофракийской. Внешний вид древнегреческого атрибута не дошел до наших дней. Однако на древнегреческой мозаике и одной из амфор, датируемой V веком до н.э., можно увидеть изображение строфиона – пояса из нежной кожи, подвязанного на груди. По сути, строфион – это и есть примитивный предшественник бюстгальтера: женщины надевали его как под одеждой, так и поверх специальной нижней туники («исподней»).

Древние римлянки под своими хитонами и туниками также носили строфионы, подчеркивающие «женские прелести». На фресках печально известного древнеримского города Помпеи археологи обнаружили изображения женщин с «предвестником» современного бюстгальтера. А в древнеримском жилище Армерина до нашего времени сохранилась великолепная мозаика, на которой изображена женщина с «нагрудной» повязкой (III в до н.э.)

В тот период времени в Риме существовало сразу несколько вариантов данной детали одежды:

  • fascia – повязка, препятствующая росту груди у юных римлянок;
  • mamillare – предназначена для стягивания бюста женщин зрелого возраста;
  • strophium – повязка для небольшого бюста, надеваемая для поддержки грудной клетки;
  • capitium и toenia – предназначенные для придания фигуре стройности и изящества.

XII-XVII вв.

А вот во времена Средневековья бюстгальтер на долгое время исчез из обихода. С XII в. и вплоть до первой половины XV в. женщины надевали под платья странные приспособления с металлическими или деревянными вставками-брусками для поднятия бюста. Но уже в 1550 году Екатерина Медичи, супруга Генриха II, изобрела всем известные корсеты. Французская королева принудила своих придворных дам облачиться в данное одеяние. Первые корсеты изготавливались из китового уса или кожи со вставками металла.

Если бы у современной женщины была возможность переместиться в Испанию XVI-XVII вв., то они бы пришли в глубокий шок от такого «обязательного атрибута». Металлические пластины буквально «пронизывали» тела испанок, вызывая постоянное головокружение и обмороки.

XIII в.

Только к середине XVIII века отношение модниц к корсету стало постепенно меняться, и уже к концу XVIII – началу XIX вв. ему на смену пришли легкие и свободные туники. В то время в моде были платья-рубашки (так называемые «платья-шемиз»), исполненные в стиле ампир. Женщины вновь смогли почувствовать свободу, а в обиход вернулись поддерживающие «нагрудные» пояса времен Афродиты.

Женское счастье продлилось недолго: уже через 30-40 лет, к 20-м годам XIX века, «осиная талия» снова стала «последним писком моды», однако корсеты приобрели несколько измененный вид. Прямая цилиндрическая форма конструкции трансформировалась в силуэт песочных часов: наступила эпоха барокко.

В конце 1840-х пышные рукава, характерные для «волны романтизма» 1820-1830-х, уступили место открытым плечам. Именно в это время появились те самые тугие утягивающие корсеты, ломающие ребра модницам. Если раньше функцией корсета была, в первую очередь, поддержка тела, а уж потом – формирование стройной талии, то в Викторианскую эпоху основной ролью этого элемента одежды стало создание узкого силуэта и поддержка массивной юбки с металлическими обручами. Корсет превратился в утягивающую конструкцию. Несмотря на весь индивидуализм эпохи, уже к 1850-м годам стал формироваться корсетный рынок: «неотъемлемые атрибуты» одежды пустили в массовое производство.

К 1870 году корсет приобрел такую бешенную популярность, что женщины использовали его не только на баллах, т.е. находясь в светском обществе, но и повсеместно (даже дома). И небогатые представительницы той эпохи сделали его частью своего повседневного костюма. Именно в то время медики забили тревогу за состояние женского организма: на саму идею насильственного стягивания силуэта обрушилась волна критики. Новые веяния привели к тому, что во второй половине XIX века появилась идея о создании «здорового корсета», которая достигла своего апогея в середине 1890-х годов.

Сторонницы суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательного права и права собственности) выступали с лозунгами об искоренении практики ношения корсета. Эта идея – чуть ли не центральный тезис приверженок феминизма. Избавление от корсета стало главным символом равноправия и независимости на рубеже веков.

Кто изобрел бюстгальтер?

Феминистические настроения привели к созданию в 1889 году модели «le Bien-Etre», что дословно переводится с французского языка как «Благополучие». Это и есть первый бюстгальтер авторства Эрмине Кадоль, владелицы корсетной мастерской во Франции. Женщина представила на всеобщее обозрение интересную новинку – чашечки на сатиновых лентах, которые можно было крепить к корсету. Произошло данное событие 27.06.1889 г. на Всемирной выставке в Париже. «Полукорсет» позиционировался как поддерживающий «механизм», не изменяющий естественных очертаний и форм бюста женщины.

По одной из дошедших до наших времен легенд, постоянная клиентка пожаловалась Кадоль на то, что ношение корсета мешает играть в теннис, на что последняя решила «поэкспериментировать» и отрезала нижнюю часть конструкции. Однако историки считают подобную теорию происхождения лифчика не более чем красивой легендой.

Первый патент на производство бюстгальтеров был получен немецкой швеей Кристиной Хардт 05.09.1899 г. Жительница Дрездена дала забавное название своему экспериментальному образцу: «женская фуфайка на лямках с чашечками для груди». Поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, уроженка какой страны была «истинной изобретательницей» бюстгальтера: Германии или Франции.

Уже в 1914 г. Мэри Фелпс Джекобс в США получила патент под номером 1115674 на «бесспинный лифчик» (по-английски – «backless brassiere»). Фото моделей «brassiere» появились задолго до этого, в 1907 г., в журнале Vogue. Первые лифчики были выпущены под маркой Caresse Crosby. Несмотря на все попытки популяризировать «backless brassiere», идеалом женской красоты начала XX века оставалось длинное тело с узкой талией, что достигалось только при помощи утягивающего корсета из китового уса, а грудь поддерживалась подкладками или специальными муляжами.

Из-за малого успеха нового предмета дамского туалета Мэри решила продать патент компании Warner Brothers Corset за 1,5 тыс. долларов. Если бы она только знала, что производство лифчиков принесет братьям Уорнерам более чем 15 млн. долларов за первые 30 лет реализации, она бы точно не решилась на столь опрометчивый поступок. Успех братьев был достигнут благодаря стараниям кутюрье Поля Пуаре, который открыл новую эру в истории женского белья: одежда стала иметь более свободный силуэт, и корсет стал попросту не нужен.

Уже к 1916 году в журнале «The Lady magazine» была напечатана разгромная статья: ее автор призывал британок отказаться от «душных» корсетов в пользу удобных, современных и прогрессивных бюстгальтеров», которые в то время уже во всю носили любительницы высокой моды из Франции. В 1917 году на волне всеобщего ажиотажа Правительство США обратилось к американкам с просьбой постепенно отказаться от использования металлических деталей в нижнем белье.

В годы Первой мировой войны Правительство призывало женщин направить весь металл на нужды вооружения: отказ от корсетов принес американской армии около 28 тыс. т дополнительного металла. В свою очередь популярность лифчиков значительно возросла.

Стандартизация бюстгальтеров по размерам от A до D и создание особой модели для кормящих мам являются заслугой Иды Розенталь и ее мужа. Розенталь – уроженка Российской империи, эмигрировала в США, вышла замуж, и в 1922 г. основала вместе со своим избранником компанию Maidenform. В 1935 году был создан первый прототип push-up, или «бра». Maidenform придумали вставлять в чашечки бюстгальтеров специальные тканевые подкладки для придания формы и объема бюсту, а в 1942 году Розенталь смогла запатентовать регулируемую по длине застежку для выпускаемых моделей лифчиков.

В 1938 году стали все чаще использовать синтетические ткани, по большей части благодаря изобретению нейлона. Искусственные материалы позволили существенно снизить себестоимость производства бюстгальтеров.

Многие женщины привыкли носить бюстгальтер, даже не задумываясь для чего. В современном обществе принято считать, что это вещь, без которой трудно обойтись. Интересно то, что ношение этого предмета одежды не является необходимостью для большинства женщин, это делается в основном по эстетическим причинам.

Сложно назвать точную дату изобретения этой неотъемлемой сегодня части женского интимного туалета. Дело в том, что за историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз.

В Средние века бюстгальтер был забыт. Европейские женщины на протяжении многих столетий носили тяжелые корсетные панцири с металлическими вставками для поднятия груди. Испанская дворцовая мода в средние века отдавала предпочтение абсолютно плоскому женскому профилю, для чего девочек с самого раннего возраста заключали в свинцовые пластины, препятствовавшие росту бюста.

Русское слово бюстгальтер происходит от нем. Bustenhalter, из Buste — «женская грудь» + Halter «держатель».
В разговорном языке также использутся слово лифчик, которое в свою очередь есть уменьшительная форма от слова лиф —
часть женского платья, охватывающая стан (грудь и спину) и происходит от нидерл. lijf — «корпус».
До 1903 года как такового бюстгальтера не существовало, был корсет.Первый бюстгальтер появился в Англии в 1887 году.
Он назывался приспособлением для улучшения формы груди и по виду напоминал два чайных ситечка. Но женщины с большой осторожностью прощались с тугими корсетами.
В 1903 году Гош Capo, женщина-врач Парижской медицинской академии, разрезала корсет пополам. Верхняя часть стала бюстгальтером, а нижняя - поясом.Rosa Alba bra, 1905.


"Bra" with strengthening slats of whale | Abiti Antichi | circa 1909.

Этот бюстгальтер с 1917 года. В это время в США War Industries Board призвал женщин отказаться от покупки корсеты сократить расход металла.
Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby. Собираясь на очередной светский раут, Мэри заметила, что корсет из плотной ткани никак не сочетается с ее великолепным вечерним платьем, открывающим спину, и на пару со своей горничной смастерила из двух эластичных лент и пары носовых платочков “лифчик без спины“. Чудо-белье пришлось по вкусу многим знакомым семьи Джекобс и со временем стало весьма и весьма популярным. Если бы не практичный муж изобретательницы, быстренько запатентовавший идею, то неуклюжее сооружение Мэри вероятно позабылось бы на другой день.
Неудивительно, что уже через несколько лет права на изобретение были выкуплены у Мэри Фелпс крупной фирмой, занимавшейся производством корсетов, за баснословную по тем временам сумму в 15 000 долларов.


В 1920-х годах преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. Удивительно, но первые бюстгальтеры были нужны женщинам не для поддержки груди, не для придания ей пышности. Первые бюстгальтеры были призваны СКРЫВАТЬ грудь, делать её малозаметной и плоской. Дело в том, что в те времена идеалом красоты считалась мальчишеская безгрудая фигурка. Коротко постриженные дамы в прямых, лишенных вытачек платьях лихо осваивали мужские профессии, отплясывали чарльстон, играли в теннис и учились водить автомобили. Грудь больше первого размера следовало скрывать, что с успехом и выполняли первые модели бюстгальтеров. Уже в начале 30-х годов жизни без бюстгальтера не мыслила ни одна уважающая себя дама. А так как женская мода того времени была подчинена стремлению добиться максимального сходства с мужчинами, то “бюстик” в основном использовался для того, чтобы сделать грудь как можно меньше.


1915-1925 bandeau from


Brassiere, 1920s, via Whitaker Auctions.

Шелковый бюстгальтер на косточках. Эта модель в 1920 году попала на страницы журнала Vogue.

Brassiere, 1915-1920, via The Museum of Fine Arts, Boston.




В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками.Начиная с 1935 года, количество вариаций форм бюстгальтера стремительно растет, при этом производятся модели с чашечками четырех размеров от A до D.

Эта модель бюстгальтера была создана для туалетов с глубоким вырезом и открытой спиной. Успеха она не имела. 1930 год

Вплоть до начала Второй мировой войны лифчики шьют в основном из натуральных тканей, однако, учитывая тот факт, что в этот период ощущается острая нехватка сырья в виде шелка, хлопка и резины, а также то, что в 1938 году создается новый искусственный материал нейлон, на первый план постепенно выходят изделия из синтетики

В 1942 году изобретена и запатентована застежка на спине, которая представляла собой крючочек и несколько петелек; таким образом, застежку можно было регулировать по длине. Редкая модель бюстгальтера обходится сегодня без такой застежки.

В том же году компания Meidenform начинает производство сразу двух товаров-новинок: бюстгальтеров с регулируемыми бретельками и бюстгальтеров для кормящих мам.

К середине 40 годов прошлого века мода кардинально поменялась. На смену мальчишеству пришла подчеркнутая женственность и новая форма бюстгальтера-буллета. Чашечки конической формы действительно напоминали по форме снаряд. И убойная сила этого оружия превосходила все известные до того времени женские хитрости.

  • Грудь любого размера выглядит высокой и подтянутой.
  • Кончики груди вызывающе направлены вперед и немного в стороны.
  • Простеганная ткань чашечек сохраняет форму даже без плотного наполнения.
  • Остренькая форма груди создает летящий и юный силуэт.
  • Приподнятые конусы грудей визуально работают на сужение талии.

Наиболее смелые девушки закладывали в кончик конуса бусинку или горошину. Так чашечка бюстгальтера не проминалась, а сквозь ткань одежды проступал якобы напряженный «сосок». Причем одежда при таком белье может быть предельно закрытой и даже пуританской.

бюстгальтер Мэрилин Монро был снабжен дополнительными бретельками спереди, которые приподнимали грудь. Они крепились к середине бюстгальтера и соединялись с основными на плечах. Кроме того, в чашечки лифчика снизу была вшита жесткая проволока, как это делается в современных моделях белья. Это делало более заметной ложбинку на груди. Наконец, в бюстгальтере, по сведениям издания, было две пары чашечек - вторые прибавляли бюсту кинозвезды по меньшей мере дюйм (2,54 сантиметра) объема. Журналисты не раз отмечали, что грудь Мэрилин Монро выглядела по-разному на фотографиях в одежде и без. Кроме того, размер бюста актрисы увеличился за время ее карьеры, хотя в то время не существовало безопасных и эффективных технологий увеличения груди.

Но далеко не все могут похвастаться такими достоинствами, поэтому вполне закономерно, что именно тогда появляется еще одно новшество, завоевавшее признание многих девушек и женщин - поролоновые вкладки для бюстгальтера овальной формы, именуемые “рыбками” и призванные добавить недостающий объем в области декольте.




в 1943 году миллионер Говард Хьюз, бизнесмен, авиатор, кинорежиссер, продюсер (гений, миллиардер, плейбой, филантроп и просто эксцентричный человек, подарил Джейн Рассел (на фото ниже), молодой голливудской актрисе и обладательнице роскошных форм, бюстгальтер собственного изобретения для съемок в вестерне "Вне закона".

Камера так настойчиво преследовала объективом декольте Джейн, что цензура еле-еле допустила фильм к прокату. Гораздо позже из автобиографии актрисы, вышедшей в 1988-м, стало известно, что она сочла первый в мире бюстгальтер на косточках весьма посредственным и страшно неудобным, поэтому надевала под костюмы собственное белье.



В 1952 году после выхода на экраны фильма "Веселая вдова" с Ланой Тернер в главной роли появилась модель вызывающего черного бюстгальтера с таким же названием. Актриса сказала, что из конструкции бра сразу понятно, что его создатель - мужчина, потому что женщина никогда бы сделала такого с другой женщиной. В 1968 году родился миф о феминистках, сжигающих свои лифчики на кострах в знак протеста против дискриминации по половому признаку. Действительно, в 60-е годы, когда феминистское движение активно набирало силу, группа радикально настроенных дам устроила демонстрацию и пикетировала здание в Атлантик-Сити, где проходил конкурс красоты "Мисс Америка". Они привели с собой овцу и короновали несчастное животное как "Мисс Америки" (их счастье, что об этом не знали приверженцы еще одного набирающего популярность движения - за права животных). Затем дамы решительно побросали в мусорный бак символы полового неравенства - бюстгальтеры, пояса для чулок, туфли на шпильках, бигуди, щипчики для завивки ресниц и прочие инструменты из арсенала дамской красоты. Миф о сжигании появился благодаря редактору "Нью-Йорк пост", которому было необходимо придумать броский заголовок для статьи. Правда выяснилась только в 1992 году, когда автор "сенсационного" репортажа Линдси ван Гельдер дала интервью.


Как только грудь большого размера стала осознаваться ценностью, появились бюстгальтеры с эффектом увеличения груди. До возникновения моды на услуги пластических хирургов женщины «оперировали» белье. В 60 годах популярность приобрели бюстгальтеры с надувными чашечками. Через соломинку дамы могли надуть себе грудь до желаемого размера. Правда, история умалчивает о случаях экстренного сдувания пышных форм. Да, кто захочет рассказывать о конфузе!

Эпоха феминизма 60-х годов - тяжелое время в истории бюстгальтера, когда столь необходимый предмет нижнего белья был объявлен особами феминистических взглядов “предметом порабощения”, и даже произносить его название стало безнравственно и недостойно. Неудивительно, что на фоне такой борьбы за равенство полов продажи бюстгальтеров за несколько лет снизились практически в два раза. Апогеем же феминистического движения стала прокатившаяся по всему миру в 1968 году волна публичных сожжений атрибутов женственности, главным из которых стал, конечно, бюстгальтер.

70-е годы оказались весьма неоднозначными и противоречивыми в мире моды. В это десятилетие самые невероятные идеи дизайна одежды стали достоянием широких масс, произошло сексуальное раскрепощение и бельевая промышленность вновь ощутила на себе возросший интерес к женскому нижнему белью - в мире моды наступила “бюстгальтерная контрреволюция” .

В 1977 году первый спортивный бюстгальтер Jogbra (от английского "jogging" - "бег трусцой") был изобретен американками Хиндой Миллер, Лайзой Линдел и Полли Смит, тремя женщинами, увлекавшимися бегом. К концу 70-х бег стал очень популярным спортом в Америке. Миллионы мужчин и женщин проводили свое свободное время в буквальном смысле на бегу. Но если мужчинам было достаточно комфортного костюма и удобных кроссовок, женщины столкнулись с совсем другой проблемой. Спортсменки обнаружили, что как бы прекрасно ни влиял бег на их фигуру и сердечнососудистую систему, последствия для груди были просто катастрофические. Серьезно страдала соединительная ткань, в результате чего грудь обвисала, обычное белье натирало кожу и раздражало соски, а для обладательниц крупных форм бег превращался просто в кошмар. Миллер и Смит, художники по костюмам, объединили усилия с Лайзой Линдел, тоже завзятой бегуньей, и разработали поддерживающий спортивный бюстгальтер, который обеспечивал груди отличную поддержку и при этом не натирал кожу, потому что у него не было внутренних швов. Мгновенный коммерческий успех изобретения превратил трех обычных женщин в мультимиллионерш.

Выбрать подходящую модель стало значительно проще в начале 80-х годов, когда знаменитые дома моды, такие как Жан-Поль Готье, Ив Сен-Лоран, Гуччи и Версаче, разработали и запустили в производство собственные коллекции белья. Восхитительные модели из шелка, кружева и атласных ленточек прочно обосновались на рынке женского белья и, как следствие, в гардеробах изысканных и утонченных модниц. Сыграло свою роль и то, что в 1981 году в Америке была официально разрешена реклама нижнего белья, и на страницах популярных журналов для женщин в огромных количествах появились фотографии полуобнаженных роковых красавиц.

Настоящей же революцией в истории бюстгальтера стало изобретение модели Wonderbra в 1994 году. Отныне девушки и женщины, которых природа обделила пышной грудью могли ощутить себя сексуальными обольстительницами всего лишь надев “чудо-лифчик”, приподнимающий грудь и формирующий соблазнительную ложбинку, к тому же открытые чашечки Wonderbra позволяли подбирать одежду с самыми откровенными вырезами. Интересен тот факт, что, в отличие от остальных моделей бюстгальтера, состоящих примерно из двадцати деталей, Wonderbra является целым произведением конструкторской мысли и включает в себя целых сорок деталей.

Бюстгальтер по праву завоевал любовь и славу у женщин всех стран и континентов в XX веке, но инженерная мысль не стоит на месте и с каждым годом появляется все больше и больше разнообразных моделей, отвечающих самым взыскательным требованиям современных представительниц прекрасного пола.

Современная техническая революция дошла и до бюстгальтеров. Появились моделирующие, с корректирующим эффектом. Промышленность предлагает новые модели и формы бюстгальтеров в направлении «умного», говорящего белья. Появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер с микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтер, делающий запах сигареты невыносимым. Бюстгальтер, сшитый из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

Мы живем во времена сексуального и красивого белья. Сегодня бюстгальтер - незаменимый помощник женщин и их личный секрет привлекательности и неотразимости!

Основные виды бюстгальтеров

Классический - с закрытой чашкой. Верхние и нижние половинки этого бюстгальтера одинаковы по высоте.


Корбей - бюстгальтер с открытой чашкой. Верхняя половина намного меньше нижней.
Такой бюстгальтер едва придерживает грудь. Его обычно носят под платьем с большим декольте.

Балконет - это название произошло от особенности конструкции чашек. Грудь наполовину погружена в чашечки и по форме напоминают балкончики. У такого бюстгальтера есть косточки, которые хорошо поддерживают грудь. Эти бюстгальтера носят под платьем с большим вырезом или открытым верхом. На бюстгальтере съёмные бретельки. Если платье с тонкими бретельками, то на бюстгальтер можно надеть прозрачные бретельки, которые делают из силикона.

Брасьер - едва прикрывает соски. Такой лиф подходит для платья с глубоким декольте.

Бра, пуш-ап - бюстгальтеры, придающие дополнительный объём груди. Такой эффект достигается с помощью поролоновых или силиконовых вставок в чашки лифчика.

Существует 3 вида бюстгальтеров пуш-ап. 1-й - незначительно приподнимает грудь за счет кроя. 2-й - увеличивает объём груди на размер с помощью добавления мягкого материала в чашки. 3-й - значительно изменяет бюст, чашечки полностью наполнены мягким материалом.

Вондербра - этот бюстгальтер призван поддерживать грудь не только снизу, но и по бокам. Поэтому бретелька смещена в сторону центра тяжести. А внизу чашки имеются "карманчики" для того, чтобы можно было поместить туда поддерживающую (и визуально увеличивающую) грудь вставку.

Бюстье - бюстгальтер на косточках со съёмными бретельками или без них, совмещённый с коротким корсетом из плотной ткани, которая прошита косточками. Он придаёт форму не только груди, но и всей верхней части тела. Поддерживает грудь, корректирует её и слегка стягивает талию. Бюстье шьётся с минимальным количеством швов. Его удобно носить под вязаную или сшитую из синтетических тканей одежду.


Бесшовный бюстгальтер - характеризуется отсутствием швов на чашечке. Шьют его из тонкого эластичного материала. Его можно надевать под тонкую стрейчевую ткань, обтягивающие платья и блузки. Бесшовные бюстгальтеры весьма популярны.



Бюстгальтер на косточках - в таких моделях в нижнюю часть чашечки вшивается упругая и жесткая дужка. Грудь чётко фиксируется. Этот лифчик подходит под любую модель платья, кроме декольте.

Бюстгальтер с мягкими чашками - модель чашки полностью закрывает грудь. Такой лиф подходит для занятия спортом.

Бюстгальтер без бретель - достаточно жёсткой конструкции для поддержки груди без лямочек.

Дугообразные каркасы (их также называют «косточками») в нижней части чашки дают возможность создать безупречный силуэт, надежно фиксируя и поддерживая грудь. Чаще всего они выполняются из гипоаллергенного сплава металлов или пластмассы. Конструкция каркаса не подвергается деформации (при верно подобранном размере), сохраняя форму модели в течение долгого времени.

С помощью бюстгальтера на каркасах легко корректировать линию декольте, минимизировать недостатки бюста. Каркасная опора чаще всего применяется во многих моделях: пуш-ап, бюстье, балконет и другие.

Каркасы из плоских металлических пластинок скрыты под тканью и абсолютно безопасны. Достаточно правильно подобрать размер, чтобы исключить малейшие проявления дискомфорта в подгрудной области.

каркасы разных размеров Вертикальные каркасы в боковых деталях стана обеcпечивают дополнительную поддержку бюста и отличную посадку по фигуре. Рекомендуем обладательницам пышного тяжелого бюста обратить внимание на модели с такой дополнительной поддержкой.

Стан (пояс)

Еще одной важной деталью качественного бюстгальтера является стан, проходящий под грудью и оснащенный застежками. Конструкция стана включает боковые детали (6)и центральную часть. Именно он (а не бретели) должен принимать на себя 90% всей нагрузки. Поэтому очень важно знать свой точный размер обхвата под грудью. Если вы выберите размер меньше чем нужно - пояс будет слишком тугим и каркасы чашек начнут врезаться в грудную клетку. Слишком большой размер не даст необходимой поддержки.

В зависимости от вида модели стан бывает:

Т-образный - классический вариант; U-образный - задние бретели образуют букву «U», применяется в изделиях с большой чашкой, бретели

Центральная деталь (между чашками - на иллюстрации цифра 5) закрепляет посадку по центру, фиксирует положение груди. Ее декорируют миниатюрными бантиками, кружевами, стразами и иными элементами. В некоторых моделях в этой части изделия располагают застежку.

Стан изготавливают из износостойких тканей, выдерживающих нагрузку, устойчивых к деформации. В боковых частях могут быть расположены упругие пластины - вертикальные каркасы(7).

узкая центральная деталь (без стана)

Также бретели могут быть

  • съемные - бюстгальтер можно носить без них (под платье или топ с открытыми плечами), заменить на силиконовые или декоративные.
  • силиконовые - визуальный эффект невидимости бретелей.
  • декоративные - деликатно декорируют модель, создают изящный и женственный образ.
  • бретели-трансформеры - под одежду с открытой спиной, глубоким вырезом и т.д.

Застежка - крючки и петли

Крючки и петли в конструкции выполняют регулирующую функцию, позволяя изменять длину стана согласно объему грудной клетки, за счет многоуровневого ряда креплений.

Существует три варианта расположения застежки на поясе: сзади, спереди и сбоку. В современных моделях используются также фигурные застежки-замки из металла и пластика.

Женское нижнее белье появилось в России как смелый эксперимент и заимствование немецкой моды. Начав стремительно развиваться в XVIII веке, оно было практически остановлено политическим курсом XX века и снова набрало обороты только после падения коммунизма.

Давайте посмотрим, какие сюрпризы преподносила российским модницам история нижнего женского белья.

Корсеты: рай и ад для российских женщин

В России корсеты появились с легкой руки Петра I. В то время в Европе царила мода Екатерины Медичи, согласно которой объем талии дамы высшего общества должен был укладываться в 33 сантиметра. Российский император был возмущен «костлявыми» фигурами немецких фрейлин. Но в противоречивости своей натуры все же привез корсеты в Россию и потребовал в обязательном порядке носить их при дворе.

Император не учел, что европейские девочки начинали носить корсет с раннего детства (сохранились даже крошечные корсеты для двухлетних малышек) и успевали к нему привыкнуть. Русским же барышням с их пышными формами было тяжело с непривычки утянуть себя в подобную упряжь.

В итоге на балу, наряженные по европейской моде в корсеты и шлейфы, с высокими прическами и в башмаках на каблуке, модницы не могли не то что танцевать, но даже толком присесть.

Первые корсеты имели зигзагообразную шнуровку. Из-за этого затягивание их происходило следующим образом: пока помощница дергала шнурок корсета из стороны в сторону, женщина крепко держалась за столбик кровати. Без этой предосторожности модница просто не устояла бы на ногах. Более поздние модели имели уже классическую перекрестную шнуровку, доставлявшую женщинам меньше неудобств. Но привычка держаться за столбик во время одевания корсета пережила не одно поколение.

Корсет просуществовал более ста лет, пока на смену ему не пришло трико, одеваемое под платье. Оно могло быть лишь белое или телесное, любые яркие цвета считались уделом дам легкого поведения.

Однако эластичное трико тут же лишило женщин осиной талии и высокой привлекательной груди. Даже модные тогда платья с разрезом до бедра не спасли положение, и вскоре корсет снова утвердился в женском гардеробе.

Эволюция корсета: разделяй и властвуй!

В 1903-м году во Франции происходит историческое разделение корсета на две части - верхнюю для бюста и нижнюю для талии (позднее превратившуюся в пояс для чулок). Автором новинки стала врач-гигиенист Гош Саро. Благодаря ей в моду вошли платья без классического корсета, где его роль выполнял широкий пояс, подпирающий грудь.

«Бесспинный лифчик» изобрела американка Мери Фелпс Джекобс. Девушка собрала модель из портняжных лент и пары носовых платков и тут же запатентовала под названием Caresse Crosby. Позднее патент был выкуплен крупной компанией за 15 тысяч долларов.