Неблагополучная семья: характеристика. Дети из неблагополучных семей. Проек "неблагополучные семьи" Критерии оценки достижения планируемых результатов

Кристина Никитина
Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями

Аннотация : в статье затрагивается проблема неблагополучных семей . Данная проблема очень актуальна, в настоящее время появляется все больше неблагополучных семей . Особое внимание уделено эффективной форме работы с неблагополучными семьями , которой является семейный клуб «Родительская беседка» .

Ключевые слова : «Семейный Кодекс » , семья , социальная проблема, неблагополучная семья , типы неблагополучных семей , статистические данные, направления, семейный клуб , цели.

В «Семейном Кодексе » Российской Федерации говориться о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье , насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам .

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека , она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно , ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает, и обратная сторона медали Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Среди острых социальных проблем одной из актуальных в современных условиях является проблема неблагополучной семьи .

Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья » , то исследователи не выделяют единого определения. Л. Я. Олиференко определяет этот термин как «семья , в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие . В. М. Целуйко считает, что неблагополучная семья – такая семья , в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции , имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети . Рассмотрим понятие о термине Т. И. Шульги, что неблагополучная семья - это не только семья , материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья , которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху .

Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей , в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи :

1. Проблемные семьи – это семьи , функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи

2. Кризисные семьи - это семьи , переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи , взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи , утрата работы , жилья, документов, средств к существованию.

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи , уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи - это семьи , полностью утратившие семейные ценности , характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье , как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

В результате исследования литературы можно сделать вывод, что неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка.

Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства . Количество неблагополучных семей в Якутии за год увеличилось с 2,4 тысячи семей до 4 ,2 тысячи, в них растут более 9,3 тысячи детей.

Увеличение числа неблагополучных семей , случаев проявления агрессии и девиантного поведения среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой проблемы. Работа с проблемной семьей - одно из приоритетных направлений в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Рассмотрим на примере опыта работы с неблагополучной семьей более подробно .

Первым направлением в нашей работе с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия , благодаря которой составляется своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи .

Проводится систематическое целенаправленное наблюдение семьи , которое позволяет педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Нами также проводятся индивидуальные беседы и консультации, помогающие педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

На наш взгляд более эффективной формой работы является семейный клуб . Семейный клуб «Родительская беседка» - это постоянное детско-родительское объединение на базе ГБУ РС (Я) Ленского социально-реабилитационного центра несовершеннолетних, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.

Основными целями работы семейного клуба являются :

Объединение усилий педагогов и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Оказание педагогической помощи родителям;

Повышение педагогической компетенции родителей;

Укрепление детско - родительских отношений;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участниками клуба являются родители , дети, педагоги и специалисты центра, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) .

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач :

Круглый стол;

Тренинг;

Семинар – практикум;

Решение педагогических ситуаций;

Обмен опытом семейного воспитания ;

Видео просмотры по организации жизни детей в учреждении :

- организация совместной деятельности детей и родителей.

Работа в «Родительской беседке» организовывается , чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление , радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой участников, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях . Как показывает, проведенный опыт можно добиться успеха в работе с неблагополучными семьями , если стремится к доверительным контактам с родителями, пробуждать в них материнские и отцовские чувства.

Список литературы :

1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье :

2. Гладкова Ю. А. Детско-родительский клуб/ Ю . А. Гладкова, Н. М. Баринова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №1. - 66 с.

3. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей /В. М. Целуйко. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006. -271 с.: ил. -(Психология для всех) Ренёва Е. Н.

4. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи[Текст] / Е . Н. Ренёва, С. С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . – 2016. – № 3 (март) . – 81–85 с.

5. Шульга, Т. И. Ш95 Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254, |2| с.: ил.

6. Шульга Т. И., Олифиренко. Л. Я., Методика работы с неблагополучной семьей : из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М. ,1999.24С.

дипломная работа

1.3 Формы и методы социальной поддержки несовершеннолетних детей из неблагополучных семей

социальный поддержка несовершеннолетний неблагополучный

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей применительно к различным субъектам деятельности включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности Герен, К.А. История социальной работы. М. : Искра, 2014. С. 216..

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самоемей, склонных к реализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

Информационно-просветительскую работу.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Общеобразовательные учебные учреждения располагают определенными возможностями для этого.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 164..

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Роль школы в этом направлении трудно переоценить.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Все эти этапы применимы в условиях общеобраовательнынх учреждений.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Особого внимания требует работа с неблагополучной семьёй.

В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 183.:

Педагогическая;

Социальная;

Психологическая;

Диагностическая;

Медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в общеобразовательных учебных учреждениях.

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, в социальной работе используются различные модели в работе с родителями, что важно для оказания помощи детям из неблагополучных семей.

Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, специалист по социальной работе призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Специалисты (М. А. Галагузова, Е. Я. Тищенко, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность с семьей должна протекать по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы Оборин, В. Н. Семья в XXI веке: вызовы времени. М. : Сфера, 2014. С. 313..

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Данное направление особенно актуально для образовательных учреждений.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями). Данное направление реализуется и в деятельности образовательных учреждений.

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей, оно актуально в ракурсе предмета настоящего исследования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Адаптация к обществу выпускников детских домов

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала судьба, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты...

Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты...

Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Беломорска)

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст...

Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере Центра социальной помощи семье и детям г. Беломорска)

Государство, обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации разнообразных способностей...

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ярославской области

Сиротство - это социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов...

В рамках микросоциума школьник получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер...

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

На этапе диагностики социальным педагогом школы был изучен уровень социальной адаптации подростков. Опросник - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросов, называемых анкетами...

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Первые свидетельства появления государственной поддержки в данной сфере относятся ко времени правления Ивана IV Грозного. Стоглавый Собор высказался за упорядоченность помощи нуждающимся...

Социальная поддержка детей из неблагополучных семей в условиях образовательных учреждений на примере МБОУ "СОШ №32" г. Хабаровска

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия «неблагополучная семья», хотя оно встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ. В законодательных документах федерального уровня его также нет...

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

Социальная помощь семье и детям в настоящее время - это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации...

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей...


13.
14.
15.
16.
17. Программа внеурочной деятельности «Учимся сотрудничать»
Здоровьесберегающая педагогика как перспективная образовательная система на уроках химии. Галина Петровна Бекренева
Лидия Борисовна Кочетыгова, учитель биологии моу гимназии №1, г. Серпухов. Старинная латинская поговорка гласит «Пока мы учим- мы учимся.»
Методики работы при организации досуга детей из неблагополучных семей
Семья как социокультурная среда воспитания и развития
В начальной школе
Влияние школьного курса риторики на развитие речевой культуры учащихся. Галина Владимировна Стёпина
Проблематика здоровья и здорового образа жизни одно из важных направлений отечественного социально-гуманитарного знания
Технология «дебаты»
Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребёнка ольга Петровна Уласевич, учитель начальных классов моу гимназии №1, г. Серпухов, Почётный работник общего образования РФ «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить»
Организация дифференцированного обучения с опорой на психофизиологические особенности детей
Достижение реального результата в развитии личности ребенка на основе проектной деятельности согласно фгос ноо
Технология сотрудничества на уроках английского языка
Культуры дорожного движения школьников. Наталья Михайловна Колесова
Использование игровых технологий на уроках английского языка
скачать docx

МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Лукьянчикова Галина Ивановна , социальный педагог МОУ гимназии №1, г. Серпухов

Седова Марианна Игоревна , педагог-психолог МОУ гимназии №1, г. Серпухов

Когда мы говорим о детях из неблагополучных семей, мы подразумеваем именно тех подростков, которые состоят на учете в КДН.

Эффективность методик по досуговой работе с подростками, состоящими на учете в КДН заключается в следующем:

Организация досуга подростков, состоящих на учете в КДН с учетом их личностных особенностей, привлечение их в кружки с целью увода их с улицы и бесцельного времяпровождения;

Тесное сотрудничество со всевозможными молодежными организациями г. Серпухова и Серпуховского района (например, молодежный клуб «Факел», молодежное общественно-политическое движение «Местные») с целью привлечения к досуговой деятельности и социализации «трудных» подростков, развития разносторонних интересов, которые способствуют росту личности и потребности её творческой реализации;

Создание «разговорного» мини-клуба или кружка, в котором собираются дети и подростки из неблагополучных семей, а также состоящие на учете в КДН, в котором была бы возможность выговориться каждому из них, где обсуждаются их проблемы; в создании такого кружка является необходимость общения этих детей и подростков, приобретение новых друзей, а также новых интересов и навыков.

Подростки приобщаются к хорошему путем: игра в театральной студии, настольные игры, шахматы и шашки, слушание музыки, роспись акриловыми красками, игра в настольный теннис, пение, занятия в танцевальном кружке, участие в КВНе, концертах и т.д..

Все дети нуждаются в празднике, но дети из неблагополучных семей - особенно. Праздник должен быть ярким и запоминающимся. К подготовке его привлекаются все подростки, чтобы было видно, как проявляются все таланты мальчишек и девчонок. Это большой концерт "Утренняя звезда", веселый КВН, фестивальная программа, а также:


  1. Подготовка и оформление работ для детских выставок: "Времена года", "Я и природа", "Мои любимые цветы", "В мире животных и птиц", "Волшебный мир сказок и мультфильмов".

  2. Школа этики: "Об истории хороших манер", "Что такое такт и вкус", "Как себя вести", "Будем знакомы", "Подарок приносит радость", "Пожалуйте к столу", "Счастливого пути", "Старый да малый", "Важные мелочи, или как мы выглядим", "Шесть правил, позволяющих нравиться людям" (Д. Карнеги).

  3. Встреча с прекрасным (Студия кукол)
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если ребенку будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Следует учитывать конкретные интересы и запросы детей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у детей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.

Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в их; узнавание нового и возможность творить на этой основе. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне.

Досуг детей, подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенциалов подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии.

Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

Принцип индивидуально-личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Любая культурно-досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

·приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

·повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

· формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ осуществляется с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ детей.

В процессе анализа досугового мероприятия фиксируются и оцениваются следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия: ·наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия: · содержание и воспитательная направленность; отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

Выбор форм и методов организации культурно-досуговой деятельности обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня подготовки и развития ребят, ресурсного обеспечения.

Одна из самых доступных форм активного досуга – игровая деятельность во всем многообразии ее видов. Именно игре отдается предпочтение, так как этот вид досуговой деятельности самый доступный и в тоже время самый коммуникативный, познавательный, творческий и познавательный.

Используются следующие виды игр:

1.Физические и психологические игры и тренинги (спортивные, подвижные, моторные, двигательные, освобождающие, лечебные).

2.Интеллектуально-творческие (сюжетно-интеллектуальные, познавательные, развивающие).

3. Социальные игры (творческие сюжетно-ролевые).

4. Комплексные (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Методы досуговой деятельности способствуют раскрепощению детей из неблагополучных семей, детей «группы риска». Дети приобретают творческие навыки, у них повышается самооценка, они стремятся к познанию нового и полезного для них.


  1. Метод игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта);

  2. Метод театрализации (знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни);

  3. Метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);

  4. Воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);

  5. Импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);

  6. Равноправного духовного контакта (гуманизм и доверие в отношении между детьми и взрослыми).
Успех любой досуговой программы определяется тем, чтобы каждый ее участник почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, смог ощутить себя частью дружного детского коллектива.

Ожидаемая результативность для детей, которые попадают в группу риска, для детей из неблагополучных семей выражается в следующих положительных факторах:


  • Принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • удовлетворенность в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, эмоциионально-образной;

  • проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;

  • потребность в творческой самореализации;

  • принятие культурных ценностей;
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Барковская Е. Современный подросток-кто он? Психологический практикум, жур. «Школьный психолог» №10, 2008

    2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М.,2002Конституция РФ

    3. Конвенция о правах ребёнка (1999).

    4. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие для студента. М,2004

    5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М,1999

    6. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник/Профилактика и коррекция отклонений. М,2006

    7. Реан А.А.Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб,2004

    8. Семейный кодекс РФ

    9. Славина Л.С. Трудные дети М,1998

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • - создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
  • - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • - организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • - создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • - организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Муниципальное автономное учреждение культуры

Бижбулякская централизованная библиотечная система

Детская районная библиотека

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ - ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ

ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

https://pandia.ru/text/78/517/images/image003_45.jpg" width="253 height=189" height="189">

Руководитель проекта:

Заместитель директора по работе с детьми

С. Бижбуляк, 2013 г.

Комиссия на проведение конкурса на соискание грантов

Наименование мероприятий

Примечание

Совместный сбор ребят из неблагополучных и малообеспеченных семей (целевая аудитория) и инициативной группы для разработки вариантов оформления зон клуба. (игровой зоны, зоны для занятий творчеством, «зеленого» и «живого уголка»).

Приобретение оборудования, материалов для оформления зон, уголков, караоке-площадки. Оснащение библиотеки мягкой мебелью, создание комфортной среды детей.

Оформление уголков и зон клуба «Лучик»

Проведение анкетирования детей и родителей с целью выявления их информационных потребностей

Проведение обучения библиотекарей центральной библиотеки и филиалов ЦБС с участием специалистов (психологов, юриста, сотрудников социальной защиты)

Использование современных форм и методов библиотечно-информационной, культурно-досуговой, просветительской и образовательной деятельности , направленной на привлечение в библиотеку данной категории детей.

Анализ работы по программе и анкетирования пользователей. Изучение эффективности проделанной работы.

Заседания в клубе «Лучик»

2 раза в месяц

Данные о руководителе проекта

1. Ф. И.О: , заместитель директора по работе с детьми.

2. Дата рождения: 02.02.1983 г.

3. Почетное звание, ученая степень, награды: дипломы за участие в конкурсах

4. (домашний телефон, адрес электронной почты): Башкортостан, с. Бижбуляк, улица Юбилейная д. 2 кв.3. сот:

5. Организация –основное место работы

Ул. Победы, 12

6. Должность

7.

Организация работы и общее руководство осуществлением проекта. Анализ и изучение эффективности осуществления проекта.

Организация досуга.

Печать организации:

Форма 4.1.

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 08.03.1979

3. Почетное звание, награды: благодарственное письмо Министерства культуры Республики Башкортсотан. (2011 г.)

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

5. (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Центральная районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность (служебный телефон, адрес электронной почты

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта: Методическое руководство. Организация проведение обучающих семинаров для библиотекарей ЦБС. Анализ и исследование.

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Данные о соисполнителях проекта

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 15.11.1963

3. Почетное звание, награды: отсутствуют

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк, ул. кв.4

5. Организация – основное место работы (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Детская районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта:

Внестационарное обслуживание.

Подпись исполнителя: __________________________

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Данные о соисполнителях проекта

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 15.02.1981

3. Почетное звание, награды: отсутствуют

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк, ул. Юбилейная, 10 кв. 15. Тел:8(347

5. Организация – основное место работы (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Детская районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность (служебный телефон, адрес электронной почты):

Ведущий библиотекарь детской районной библиотеки

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта:

Организация досуга детей в клубе «Лучик».

Поиск инновационных форм массовой работы.

Подпись исполнителя: __________________________

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Форма 5.

Смета расходов на запрашиваемую сумму (по гранту)

создание на базе детской районной библиотеки Бижбулякской ЦБС

детского клуба «Лучик» для организации досуга детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

Название статьи

Сумма, тыс. руб

Примечание

Приобретение материалов для оформления зон, уголков.

Приобретение стеллажа «Дом кота Леопольда».

Детский мягкий уголок (2 кресла, 1 диван)

Игрушки: настольные, развивающие.

Детские стулья «Дошколёнок»(2 шт)

Аудио и видеоматериалы

Ковровая дорожка

Материальное стимулирование исполнителей проекта.

Магазин «Максимус»

Бибколлектор

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Форма 6.

Комментарий к смете расходов

(с обоснованием расходов по статьям)

1. Ноутбук (15 000 рублей). Библиотекари ДБ постоянно сталкиваются с проблемой нехватки компьютера. В библиотеке один компьютер на три сотрудника. Компьютер - отличное средство для набора текстов, выпуска буклетов и брошюр для читателей. На компьютере можно комфортно просматривать мульфильмы. С помощью специальных программ можно организовать виртуальную библиотеку, подобрать шрифт текста и вид страниц для удобного чтения.

2. Приобретение материалов для оформления зон, уголков. (2 000 рублей). Приобретение стендов для тематических уголков, уголков творчества. Можно сделать небольшую оранжерею, например, обставить подоконник и около него цветами, занять место в углу помещения и выставить вазоны на разных ярусах. Будут цветущие растения - это сразу придаст уголку природы уют и красоту. Также можно вырезать из цветной бумаги и нарисовать самим бабочек разных размеров и расположить их на листочках растений. Также на растениях можно расположить и разных птичек, сделать для них маленькое гнездышко или кормушку. На стене можно закрепить изготовленных сказочных героев. И т. д.

3. На красочном стеллаже (6 300) будут представлены книги для чтения.

4. Детский мягкий уголок (13 300) для заседания клуба, для чтения и для отдыха детей.

5. Игрушки настольные, развивающие(1100) позволят детям играть в свободное время.

6. Детские стулья «Дошколёнок»(2 шт) (1 600) - для занятий.

7. Аудио и видеоматериалы (1 000). Предназначены для просмотра мультфильмов, прослушивания аудиопроизведений, для обсуждения и обменом мнения на занятиях в клубе.

8. Ковровая дорожка (3 000) придаст уют в зоне отдыха и занятий в клубе «Лучик».

9. Материальное стимулирование.

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Муниципального автономного учреждения культуры

Бижбулякская централизованная библиотечная система

Муниципального района Бижбулякский район

к социально-культурному проекту «Отогреться душой».

Методический совет Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на заседании №2 от 01.01.01 года вынес решение, что:

Данный проект имеет важное значение для привлечения в ряды читателей детей из неблагополучных и малообеспеченных детей через создание литературного клубы «Лучик», со всеми условиями для досуга и обслуживания: детской мебелью, техническими средствами, специальными изданиям и т. д. В ходе реализации проекта в библиотеке появятся новые настольные игры, канцелярские принадлежности, интересные книги и журналы, новая мебель. Всё это позволит библиотекарям занять свободное время детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также постепенно приобщить их к чтению книг, культурному проведению досуга.

Проект имеет значимость для муниципального района тем, что данная работа будет вестись в тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения, школами, детским приютом «Алый парус» по разным программам и направлениям.

Председатель совета:

Члены совета:

Информационная справка о деятельности детской районной

библиотеки.

Основной контингент пользователей Бижбулякской районной детской библиотеки – учащиеся двух средних школ , дошкольники с родителями и те, кто занимается воспитанием и обслуживанием детей. Основная цель – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании, самообразовании, пропаганда ценности чтения и книги.

С каждым годом в библиотеку приходит всё больше детей из неблагополучных семей, причины этому: асоциальное поведение родителей, плохие условия жизни. В таких семьях страдают прежде всего дети. Поэтому всё своё свободное время они проводят в библиотеке, где выполняют домашние задания, читают любимые книги и журналы.

Чтобы привлечь детей к чтению, привить им любовь к художественной литературе детская районная библиотека проводит различные мероприятия. Библиотека ведет работу по таким направлениям, как краеведение, патриотическое и экологическое просвещение, а также работу по популяризации ЗОЖ, по укреплению семейных традиций. В своей работе библиотека использует различные формы: это беседы, краеведческие часы, уроки мужества, литературные игры и путешествия, конкурсы и викторины.

В организации досуга детей данной категории мы проводим новогодние развлечения, день защитников Отечества, Неделю детской книги, Международный день детской книги, День защиты детей, День республики, День матери и День космонавтики. Мероприятия всегда проходят весело и интересно, ребятам предоставляется возможность не только весело и интересно провести время, но и пообщаться друг с другом.

Это и другие мероприятия призваны сформировать у детей привычку к систематическому чтению, помочь в развитии кругозора, творческих способностей. На всех мероприятиях большое участие принимают дети из неблагополучных и малоопеспеченных семей.

Так, 1 сентября в фойе РДК и провели театрализованное представление, посвященное Дню Знаний. Книга () поприветствовала детей, родителей, гостей, поздравила с праздником, пожелала отличной учебы и хороших оценок. Далее к детям пришли весёлый гном () и Почтальон Печкин (). Мероприятие прошло весело и интересно.

В июне заведующая детской библиотекой посетила детский сад №3 «Дюймовочка». В этом саду воспитываются дети из неблагополучных и малоопеспеченных семей. Она провела с детьми викторину по сказкам «Что за прелесть эти сказки!», загадывала загадки и, конечно же, пригласила ребят поиграть в интересные игры: «Звери», «Угадай, что за животное», «Заинька» и «Воробышки и кошка». Также она продемонстрировала книги и журналы для детей, выписываемые детской библиотекой. В конце мероприятия пригласила детей с родителями посетить детскую библиотеку и стать ее читателями.

6 июня – Пушкинский день России: Этот день отметили и в детской библиотеке. Заведующая детской библиотекой провела увлекательную викторину по сказкам. Ребята посмотрели «Сказку о рыбаке и рыбке». После просмотра мультфильма состоялось обсуждение этой сказки. В конце мероприятия ребята читали наизусть стихотворения Пушкина.

Весной этого года заведующая детской библиотекой, ученики 4 а класса средней школы №2 с. Бижбуляк, их классный руководитель, руководитель клуба «Отрада» при центральной библиотеке Иванова-Габдрахманова О. В. навестили воспитанников социального приюта «Алый парус». поприветствовала ребят, поздравила мальчиков с праздником и оставила книги для чтения в разных жанрах: сказки, приключения, детективы, рассказы (эти книги будут обмениваться каждый месяц). Читатели, являющиеся членами клуба по интересам «Алый парус» при детской библиотеке, выступили с интересной программой. Они показали сценку «Вова в армии», русскую народную сказку «Репка» на современный лад. Девочки спели песню «Горница», а мальчики исполнили номер с ложками. В честь праздника ребята рассказали стихотворения. Воспитанникам социального приюта были вручены мягкие игрушки и красочные книги, шоколадные конфеты. Кириллову Игорю, который учился в 4 а классе, родительский комитет класса (председатель -) подарил зимнюю куртку и костюм. Перед отъездом все сфотографировались на память.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в понимании и особом внимании. Поэтому библиотеки ведут активную деятельность с привлечением различных форм и методов работы с этой категорией детей. Библиотекари оказывают всевозможную поддержку детям, в которой они нуждаются.