Хозяйственно — бытовой труд. «Наведем порядок в группе.» Старшая группа. Од по трудовому воспитанию "наведем порядок в группе" Пословицы о труде
Конспект по НОД в старшей группе по трудовому воспитанию.
Тема: «Наведем порядок в группе» (коллективный труд)
Цель: учить детей поддерживать порядок в группе.
Задачи. Образовательная: формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
Развивающая: развивать умение работать совместно.
Воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение к труду.
Оборудование: фартуки по количеству детей; тазики с водой; тряпочки.
Ход НОД.
Создание проблемной ситуации: в группе не убраны игрушки, разбросаны фантики.
Воспитатель с детьми входят в группу.
Воспитатель: дети, почему у нас такой беспорядок? Утром у нас был порядок, что произошло, пока мы отсутствовали? Может кто-то из вас так пошутил? Это не вы? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на разбросанные вокруг фантики и следы: дети, посмотрите, кто же разбросал фантики? Давайте вместе подумаем, кто же это сделал? (ответы детей)
Под веселую музыку вбегает Карлсон.
Карлсон: а вот и я! Шлю привет я, вам, друзья!
Воспитатель: Карлсон, так это ты у нас такой порядок навел?
Карлсон: да, это я. Беспорядок – это лучший порядок! Красота! Пойдемте лучше поиграем!
Воспитатель: нет, Карлсон, прежде чем идти надо все прибрать, да на места игрушки расставить!
Карлсон: да, это такая скука! Дети, скажите, а вам нравится трудиться?
(ответы детей)
Воспитатель: Карлсон, а ты почему не любишь трудиться?
Карлсон: я считаю, что это так неинтересно и трудно…А я люблю веселье!
Воспитатель: может, ты просто ленишься?
Карлсон: нет, просто я никогда не наводил порядок и чистоту!
Воспитатель: дети, а давайте научим Карлсона? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю провести уборку в нашей группе, чтобы было чисто, красиво. Для этого нам нужно вымыть стулья и столы, вытереть пыль с полок, убрать игрушки и выкинуть все фантики.
Воспитатель: дети, давайте мы с вами разделимся на группы: у кого будут красные кружки – моют стулья и столы; у кого синие кружки – вытирают пыль с полок и убирают игрушки. Ну, а Карлсон убирает фантики! Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила:
не ссориться;
помогать друг другу;
работу выполнять до конца качественно и аккуратно;
после работы убрать свое рабочее место.
(дети рассказывают правила поведения во время труда по опорным схемам)
После инструктажа дети надевают фартуки, подворачивают рукава, самостоятельно берут нужный инвентарь, приступают к работе.
Карлсон убирает фантики, после подходит к работающим детям, интересуется, что они делают, как они это делают, пробует трудиться сам.
Воспитатель: ну, вот мы и потрудились вместе! Как вы думаете, вы справились с работой? Трудно ли работать в команде? (ответы детей).
Воспитатель: давайте вспомним, что же мы делали? Чем мы занимались? (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, почему мы работу сделали быстро? (ответы детей).
Воспитатель: а тебе, Карлсон, понравилось трудиться вместе детьми?
Карлсон: да, мне очень понравилось! Спасибо вам, дети, что научили меня трудиться! За это я хочу вам подарить по сладкий подарок. (Карлсон вручает детям подарок, дети благодарят Карлсона).
Карлсон: Ну, а мне пора возвращаться домой! До новых встреч!
(Дети прощаются с Карлсоном).
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
Конспект
Непосредственно организационно образовательной
деятельности
по социально – коммуникативному развитию
для воспитанников 3 - 4 лет
Подготовила и провела В.В. Белая,
воспитатель
г. Семёнов
2015г.
Программное содержание
«
Наведём
порядок
в
группе!
»
Цель:
способствовать развитию умения поддерживать порядок в группе, закреплять
умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.
Задачи:
Формировать умение планировать последовательность своей работы.
Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: подготовить место и
инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки; убирать игрушки на
свое место.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело,
взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.
Развивать гендерные различия в трудовом воспитании.
Методы и приемы:
приемы игровой и проблемно-поисковой ситуации, прием
привлечения и сосредоточения внимания детей, прием активизации мышления.
Оборудование:
корзина для бумаги, куклы, кукольная посуда; игрушки – большая машина
(грузовик), конфеты (угощение).
Предварительная работа.
- Знакомство с правилами совместной работы.
- Зачитывание пословиц о труде.
- Беседа «Маленькое дело – лучше большого безделья».
- Беседа «Наш дом – наведем порядок в нем»
- Труд – «Операция «Уют», «Поможем няне убрать со стола», «Каждой игрушке –
свое место», «Наведем порядок в уголке творчества».
- Чтение художественной литературы: С. Маршак «Федорино горе», К. Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка Чумазая», сказка «Заяц-хваста».
- Просмотр мультфильмов: «Нехочуха», «Карлсон, который живет на крыше».
Конспект НОД
Вводная часть
(Звучит запись жужжание)
Воспитатель:
- Ребята! По-моему кто-то жужжит? Вы слышите?
Ответы воспитанников
………………………
Дети вместе с воспитателем осматривают групповую комнату. В групповой комнате
беспорядок – стулья стоят криво, возле столов на полу лежит испорченная бумага, на ковре
валяются кубики, в библиотеке книги находятся в беспорядке, машинки.
(Ходим ищем кто жужжит. Выходим в раздевалку и видим сидит грустный Карлсон).
Воспитатель:
Здравствуйте, молодой человек!
Карлсон
: Привет! (отвечает грустно)
Воспитатель:
-Ребята а вы знаете кто это?
Ответы воспитанников
…………………………..
Карлсон:
Разве вы меня не узнали? Я – Карлсон. (отвечает грустно)
Воспитатель:
-А почему ты такой грустный? Что случилось?
Карлсон: -
Просто у меня День рождение,я прилетел к вам, что бы поиграть и
отпраздновать его, а у вас в группе такой беспорядок!!!
Основной этап.
Воспитатель:
Ребята надо что-то делать? Как ему помочь?
Ответы воспитанников
……………………….
Воспитатель:-
Правильно ребята,надо просто навести порядок в группе!
(надо стульчики за столы поставить, собрать машинки в гараже у мальчиков, собрать
кубики, книги и бумагу на полу)
Карлсон:
Вы такие маленькие и сами умеете все мыть и убирать!
Ответы детей………………………………
Карлсон:
Ох, и скучно вам, наверно, этим неинтересным делом заниматься…
Ответы воспитанников:
Нет!
Воспитатель: Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Воспитатель:
А ты не любишь трудиться?
Карлсон:
Нет. Это так утомительно, скучно, трудно… А я люблю веселье!
Воспитатель:
Может, ты просто ленишься?
Карлсон:
Да нет. Я просто никогда не пробовал наводить порядок и чистоту.
Воспитатель:
Ребята, научим Карлсона наводить порядок и чистоту?
Ответы воспитанников:
Да.
Воспитатель:
Карлсон, перед тем как начать трудиться нужно выполнить некоторые
правила – нужно проверить - не валяется ли что-нибудь на полу.
Карлсон:
Ребята, а зачем это нужно проверять, подумаешь, валяется, пусть себе лежит.
Ответы воспитанников: ………………………………….
Карлсон:
Ну, хорошо, посмотрел я на пол и увидел, кругом что-то валяется. Откуда я
знаю, куда это нужно все выбросить.
Воспитатель:
Никуда эти вещи выбрасывать не надо. Здесь нужно вспомнить следующее
правило:
«Каждой вещи – свое место».
А вещи на свои места нужно складывать аккуратно – это третье правило.
Карлсон:
Понял, понял! Ладно, так и быть, я тогда уберу ту бумажку. А потом буду
смотреть как вы убираете все остальное. Здорово я придумал!
Воспитатель:
Нет, Карлсон, так не пойдет. Вот тут нам на помощь приходит четвертое
правило – убирать нужно всем вместе, дружно. А если кто-то еще не окончил свою работу,
то мы и ему поможем! Потому что всегда и всем и везде нужно помогать!
И пятое правило, самое главное, не забудь поблагодарить за помощь, нужно
обязательно сказать «спасибо!».
И, конечно, же после уборки непременно нужно вымыть руки.
Воспитатель:
Ребята с чего нужно начать уборку?
Ответы воспитанников:
(Нужно собрать игрушки с пола).
Воспитатель:
Ребята, давайте разделимся на мальчиков и девочек и, посмотрим, кто
быстрее уберет игрушки с пола. Кто будет убирать мячики? (Девочки). А - кубики?
(Мальчики).
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
Воспитатель:
Молодцы, как вы быстро справились с этим заданием. А тебе, Карлсон,
понравилось собирать кубики?
Карлсон:
Очень, мне никогда еще так не было весело!
Воспитатель
: Ну, что же эту часть работы мы выполнили. Нам нужно убрать еще машины
в гараж и сложить книги в библиотеке. Дети, давайте, решим, кто будет ставить машины в
гараж - мальчики или девочки? (мальчики). А девочки, соответственно, пойдут наведут
порядок в библиотеке.
Мальчики вместе с Карлсоном убирают машинки в гараж.
Девочки и воспитатель красиво расставят книги в библиотеке.
Воспитатель:
Мне, кажется, что у нас пока все получается, правда, ребята?
Ответы
воспитанников
……………….(да).
Но у нас еще в беспорядке находятся стульчики. Давайте, все вместе поставим на свои
места стульчики. И с этим делом мы справились! Правда, ребята?
Ответы воспитанников
………………….(да).
Результат.
Воспитатель:
Какие вы все молодцы! Посмотрите, как чисто, красиво и уютно стало у нас
в группе. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?
(Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли)
Воспитатель:
Дети, мы быстро навели в группе порядок?
Ответы воспитанников
………………………..
Воспитатель:
Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
Предполагаемый ответ детей:
Потому что все работали дружно, помогали друг другу, не
ссорились, старались всё делать аккуратно.
Воспитатель:
Правильно вы всё говорите, ребята.
Карлсон:
Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам за то, что научили меня
наводить порядок. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно. Я буду всегда
поддерживать чистоту и порядок в своем доме. А теперь-то вам можно со мной поиграть и
повеселиться?
Воспитатель:
Карлсон, а завтра мы с ребятами будем мыть столы и вытирать пыль.
Приходи к нам завтра в гости. Мы тебя тоже научим как правильно вытирать пыль и мыть
столы. А сейчас, таких замечательных помощников я хочу отблагодарить (воспитатель
раздаёт детям и Карлсону конфеты за оказанную ей помощь).
Карлсон:
Спасибо вам, ребята, что научили меня трудиться. А теперь мне пора
возвращаться домой. Помогите мне завести мотор. Как работает мотор: «У-у-у-у!»? До
свидания! До новых встреч!
Карлсон улетает.
Список используемой литературы:
1. С. Маршак «Федорино горе».
2. К. Чуковский «Мойдодыр».
3. А. Барто «Девочка Чумазая».
4. Сказка «Заяц-хваста».
Мультфильмы:
1. «Нехочуха»
2. «Карлсон, который живет на крыше».
Конспект
открытого занятия по хозяйственно- бытовому труду
Тема: « Наведём порядок в группе»
Подготовил воспитатель : Мухина Н.В.
Тема: «Наведём порядок в группе»
Раздел : хозяйственно- бытовой труд.
Группа : №16
Форма проведения : подгрупповая
Цели : 1.Учить выполнять элементарные трудовые поручения (убирать игрушки).
2. Развивать зрительно- моторную координацию и ориентировку в пространстве.
3.Воспитывать навыки трудолюбия.
Оборудование : игрушки: мячи, кубики, машины. Магнитофон, диск со спокойной музыкой, коробка, корзина, ковры, миски с сыпучим материалом.
Предварительная работа :
Игры с игрушками;
Наблюдение за трудом взрослых;
Обучение навыкам перекладывания предметов из ёмкости в ёмкость;
Выполнение трудовых поручений по уборке игрушек;
Ход занятия:
1 Вступительная часть.Орг. Момент.
Круг приветствия
Сообщение темы
2.Основная часть.
Упражнение с руками: «Делай как я»
Упражнение «Сюрприз»
Упражнение «Найди нужный предмет»
Динамическая пауза.
Выполнение трудовых поручений:
Задание №1
«Складывания кубиков»
Задание №2
«Сбор мячей»
Задание №3
«Уборка машин»
3. Заключительная часть.
В. «-Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними».
Ритуал приветствия: дети садятся на ковёр берутся за руки (звучит музыка).
В. : « Посмотрите, кто у нас сегодня будет заниматься: Миша, Алёша, Женя. Улыбнитесь друг другу. Мы очень рады, что собрались вмести.»
Приветствие каждого ребёнка:
В.: «Кто здесь? Кто с нами?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это-Алёша, Алёша, Алёша!
Привет, привет».
В.: «Ребята, сегодня мы с вами будем трудиться. Вы будете моими помощниками».
В. предлагает детям встать с ковра и сесть за столы.
(Педагог привлекает внимание детей).
В.: «Ребята, посмотрите, как у нас красиво, уютно в группе, на стеллажах стоят аккуратно игрушки: полка с музыкальными игрушками, мягкими игрушками, резиновыми игрушками, корзина с мячами, ящики с кубиками и т.д.. Поддерживать порядок нелегко, этому нужно учиться.»
В.: «Но прежде, чем мы будем трудиться, нужно подготовить руки к работе. Посмотрите на меня
(воспитатель предлагает детям упражнение на развитие моторики рук).»
«Повторяйте упражнение за мной.
1.Протянули руки вперёд
2. Сжали руки в кулачки.
3.Делаем вращательные движения кулачками.
Молодцы!
Следующее упражнение:
1. Руки выпрямить вперёд.
1.Плотно сжатые кулачки.
2.Выпрямить пальцы.
3.Развести их, как можно шире.
Молодцы!»
На столах стоят миски с сыпучим материалом и предметами.
В.: « Ребята, я вам сейчас покажу, а потом вы выполните это задание.
1. Руку, опускаю в миску.
2. Ищу руками предмет.
3.Достаю предмет из миски.
4. Ставлю предмет на поднос и т.д.
Я все предметы достала, а теперь вы поработаете сами руками».
В. ставит детям миски на стол. И предлагает детям достать предметы по одному из миски.
В.: « Алёша, опусти руку в миску, достань предмет. Молодец!» (и так с каждым ребёнком дети выкладывают предметы на поднос) .
В.: « Много игрушек достали (в. показывает поочерёдно предмет и называет его).
Это мяч (кубик, резиновая игрушка)».
В. предлагает детям рассмотреть эти предметы.
В. показывает предмет и называет его- это кубик ставит на стол, берёт другой предмет – это мяч, это – резиновая игрушка.
В. предлагает детям по просьбе взять тот предмет, который просят. В.: « Алёша, дай мне мяч». (и так с каждым ребёнком).
В. предлагает детям обратить внимания на внезапно возникший звук («би-би» издаёт звук машина).
В.: «Ребята, посмотрите, к нам приехала машина. Она привезла нам много игрушек: мячи, кубики, резиновые игрушки». (из кузова машины высыпается много игрушек на ковёр, на ковре под пелёнкой спрятаны ещё игрушки).
В.: «Много у нас игрушек в группе, давайте немного поиграем. (вос- ль предлагает детям поиграть с игрушками). Алёша возьми мяч поиграй. Женя давай построим домик. Миша брось мне мячик.
Молодцы! Мы немного поиграли».
В.: «Ребята, посмотрите у нас в группе на стеллажах порядок: игрушки стоят аккуратно, а на ковре игрушки раскиданы. Давайте уберём игрушки по своим местам: мячи у нас лежат в корзине, кубики лежат в ящики, резиновые игрушки стоят на полочке».
В.: «Будем убирать кубики в ящик, я покажу, потом вы будете складывать кубики в ящик.
1.Беру кубик в руки.
2.Кладу кубик в ящик.
3. Беру следующий кубик, кладу кубик аккуратно, рядом с первым.
4.Закрываю ящик крышкой.
(в. предлагает каждому ребёнку выполнить задание)
Кубики мы убрали. Молодцы!»
В.: «Теперь уберём мячи в корзину, я покажу, потом вы поможете мне.
1.Беру мяч в руки.
2. Кладу в корзину.
3.Закрыли корзину крышкой.
(в. предлагает каждому ребёнку взять мяч и положить в корзину). Молодцы!»
В.: « У нас остались неубранными резиновые игрушки.
1. Беру машину в руки.
2. Аккуратно ставлю машину на полку.
(в. предлагает каждому ребёнку поставить машины на полку). Молодцы!».
В.: «Ребята, сегодня вы учились убирать игрушки. Алёша- молодец, убирал кубики в ящик. Женя- молодец, собрал все мячи в корзину. Миша молодец, аккуратно расставил на полки резиновые игрушки.
Молодцы!».
Дети здороваются.
Дети садятся на ковёр и берутся за руки.
Дети встают и садятся за столы.
Дети наблюдают.
Дети выполнят.
Дети наблюдают.
Дети выполняют задание.
Дети показывают пальцем или берут предмет.
Дети наблюдают.
Дети выполняют задание с игрушками.
Дети наблюдают.
Дети наблюдают.
Дети выполняют.
Дети наблюдают.
Дети выполняют.
Дети наблюдают.
Дети выполняют
Дети слушают.
В :- ААААААА! Ребята, посмотрите, почему у нас такой беспорядок? Что произошло, пока мы отсутствовали? Может кто-то из вас так неудачно пошутил? Гости, это не вы?
Машенька: Всем приветик шлю друзья!
Ребята, кто это к нам пришёл?
Машенька, так это ты, тут у нас беспорядок навела?
Машенька: Я поиграла немножко, мне было так весело!
Ты, Машенька поиграла, но нужно было навести порядок после игры.
Машенька: Что такое порядок? Мне стыдно, я не умею правильно убираться и наводить порядок.
Воспитатель:- А наши дети умеют! Давайте покажем Машеньке, научим её прибираться и наводить порядок. Это так, интересно и полезно, и совсем не трудно. Скучен день до вечера, коли делать нечего! Трудиться всегда пригодиться. Давайте научим Машу наводить порядок и выполнять правило «Каждой вещи – своё место! ».
Прежде чем начать уборку в группе нужно собрать игрушки с пола. Когда всё разбросано, можно наступить на игрушку и сломать её или получить травму.
Молодцы. А теперь подойдите ко мне, присаживайтесь. Что нам нужно для того, чтобы помыть игрушки и вытереть пыль с полок (фартуки, тряпочки, тазики с водой, мыло) .
Иди Даня и Женя выберете, те предметы, которые нужны для работы. А лейка нужна? Правильно нет.
А теперь давайте проверим, как нужно мыть игрушки. Что с начало, что потом.
(Работа по схемам- алгоритмам) .
А теперь давайте вспомним, как протирать пыль. Что с начало, что потом. (Работа по схемам- алгоритмам)
Перед работой необходимо вспомнить правила труда, которые нам помогут быстро и качественно справиться с работой.
1. Нельзя отвлекаться от работы.
2. Любую работу надо выполнять до конца, качественно и аккуратно.
3. Аккуратно обращаться с водой, не проливать её, а если пролил, надо вытереть.
4. Помогать своему товарищу, советом или делом, если он не справляется с работой.
5. Кто закончит свою работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого ещё не окончена работа, принимать помощь с благодарностью.
6. После работы необходимо убрать своё рабочее место.
Давайте распределяться. Вероника моет игрушки, Женя ополаскивает, Вова вытирает. Даня и Ваня протирают пыль, и красиво всё расставляют.
А прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики, чтобы пальчики лучше трудились.
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»:
1, 2, 3, 4, 5. Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили, с горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись - все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.
Всё. Приступаем к работе.
Дети выполняют работу под бодрую музыку.
В процессе работы воспитатель подсказывает, подбадривает, уточняет действия детей.
Видя, что процесс уборки немного затягивается, воспитатель предлагает детям свою помощь.
После окончания работы воспитатель напоминает детям привести в порядок своё рабочее место и просит положить тряпочки на поднос, снять фартуки и убрать их на место. Предлагает подойти к себе.
Теперь давайте немного разомнёмся, поиграем.
Пяточка - носочек. 1.2.3! (2 раза)
А теперь потопаем.
Ручками похлопаем.
А ещё попрыгаем, ножками подрыгаем.
Покружились вправо – раз!
Покружились влево – два!
Ну и снова ещё раз повторяем этот пляс!
— это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.
Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.
Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно . Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.
Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты , которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.
Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.
Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка , вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».
Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.
Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.
Например, поиграйте в игру «Руки-ноги» . По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
Другое упражнение называется «Кто меня слышит» . Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.