Что может делать ребенок месячный. Календарь развития ребенка по месяцам. Любовь и забота

Что должен уметь ребенок в 1 месяц - ведь он совсем еще кроха. Весь мир заключается для него в еде и сне. Так ли важно следить за его своевременным развитием в этом возрасте? Но малютка приобретает определенные навыки. Они определяют интенсивность его дальнейшего развития. И выявленные проблемы компенсируются быстро и безболезненно. Именно поэтому так важно знать контрольные точки развития месячного крохи.

Эти показатели за первый месяц жизни крохи меняются внушительно. В среднем малютка прибавляет 1-1,2 кг. Нормы веса составляют при этом 4,2-4,5 кг. Вырастает кроха на 4-5 см за один месяц жизни. Средний рост крохи составляет 54-55 см. Значения показателей для мальчиков и девочек различаются на 7-10%.

Как ребенок познает окружающий мир в месячном возрасте

В этом возрасте развитие малютки имеет свои особенности. Зная их, внимательная мама всегда ответит на вопрос: как растет ее малыш.

Тактильные ощущения

Грудничок очень чувствителен. Для формирования контакта мамочки и младенца рекомендуется создавать для него комфортную среду:

  1. Прикасаться к тельцу крохи следует предварительно согретыми руками.
  2. Одежда, которую надевают, должна быть сухой и теплой.
  3. В комнате должен быть свежий воздух.
  4. Но сквозняки при этом исключены.
  5. Температура в помещении, где живет младенец, должна быть 20-22 градуса.

При смене подгузников, одевании для прогулки маме следует ласково поглаживать кроху и разговаривать с ним.

Когнитивные навыки

Младенцу в один месяц свойственны импульсивные рефлексы. Они формируются автоматически при воздействии раздражителя. Для месячного крохи к таким навыкам относятся:

  • способность кратковременной фиксации взгляда;
  • различие контрастных цветов;
  • сосредоточие взгляда на лице матери;
  • способность различать громкость звуков;
  • возможность отличать и выделять голос мамы.

Впоследствии у крохи развивается хватательный рефлекс. Малютка способен связать лицо и голос матери, то есть создать образ.

Основные рефлексы малыша

В течение первого месяца жизни малыш проявляет основные рефлексы. Некоторые при дальнейшем развитии исчезают. Остальные преобразуются в условные и остаются до конца жизни. Малютка умеет:

  1. Хватать за поставленный палец взрослого и крепко сжимать его.
  2. Поворачивать головку в сторону той щечки, которую погладит мама. Так кроха находит пищу.
  3. Делать сосательные движения при контакте предмета с губками. Так кроха реагирует на появление еды.
  4. Разводить ручки в стороны и разгибать пальчики при однократном ударе по плоскости, на которой лежит кроха. Это эффект Моро.
  5. Поворачивать головку и открывать ротик при нажатии на бугор ладошки под большим пальчиком. Головка повернется в сторону ручки, с которой проводят манипуляции. Это рефлекс Бабкина .
  6. Разводить пальчики ножки в стороны при поглаживании тыльной стороны стопы. Это рефлекс Бабинского.
  7. Отталкиваться от плотно прижатой к ножкам ладони взрослого при положении лежа на животике.
  8. Отталкиваться стопами от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки.

Развивая последние 2 пункта, можно добиться того, что кроха быстрее поползет и начнет ходить.

Вкусовые и обонятельные рефлексы

В этот период кроха различает вкус пищи. Он отличает соленое, кислое и сладкое: морщится и кряхтит. Если мама съедает что-то неподходящее, малыш отказывается от грудного молока. Резкие запахи вызывают у малютки гримасы и плач.

Что может услышать малыш в месячном возрасте

Слышит кроха в один месяц превосходно. Он различает издаваемые звуки и поворачивает головку для поиска их источника. Малютка уже узнает мамочкин голос. Именно ее ласковые уговоры помогают ему успокоиться. Голоса других членов семьи такого эффекта не вызывают.

Зрение в первый месяц жизни

Малютка пока не научился фокусировать зрение. Все окружающие предметы кажутся ему размытыми. Больше всего он интересуется лицами.

В это время полезно показывать крохе яркую погремушку: игрушка поможет ему сфокусировать взгляд.

Эмоциональное и социальное развитие

Малютка в один месяц отлично чувствует эмоциональное состояние мамочки. Если она спокойна, он радуется. При огорчении мамы - начинает громко плакать. Кроха реагирует на разговоры с ним. Он начинает издавать радостные звуки при ласковом обращении к нему. В это время в периоды бодрствования рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом: это наладит контакты с мамой и поможет социализироваться впоследствии.

Психическое развитие

Неопытные родители считают, что в первый месяц малютка еще ничего не умеет. Однако кроха способен:

  • различать голоса домашних, выделять мамочкин голос;
  • фокусировать взгляд на несколько секунд на ярких предметах;
  • вздрагивать при резких звуках;
  • различать контрастные цвета.

Спокойная обстановка в семье способствует обретению чувства защищенности у крохи: малютка начинает развиваться быстрее.

Двигательная и физическая активность

Кроха пока проводит время лежа. Но он уже умеет:

  • поворачивать головку в сторону в положении лежа на животике;
  • вращает шеей в поисках источника звука;
  • во время бодрствования шевелит ручками и ножками (пока эти движения непроизвольные);
  • пытается поднять и удержать головку при положении лежа на животике или находясь вертикально столбиком.

В конце первого месяца жизни кроха научится одновременно приподнимать головку и попу в положении лежа на животике.

От чего зависит нормальное развитие

Без активного участия членов семьи кроха не сможет развиваться нормальными темпами. Близкие должны выполнять несложные правила ухода за крохотулей.

Правильный уход

Новорожденному для быстрого и успешного развития требуется грамотный уход. Он заключается в соблюдении несложных правил. Рекомендуется:

  • выполнять гигиенические процедуры: умывание, подмывание, стрижку ноготков, причесывание (при необходимости), увлажнение кожи;
  • делать гимнастику и массаж;
  • гулять с крохой на свежем воздухе;
  • купать крохотулю;
  • грамотно кормить;
  • играть с малюткой в развивающие игры;
  • придерживаться режима дня;
  • ласково разговаривать с ним.

Важно понимать: весь комплекс по уходу за малышом следует выполнять постоянно.

Здоровый продолжительный сон

Большую часть своей жизни месячный малыш проводит во сне. Это необходимо для правильного развития. Малютка бодрствует ¾-1 час. Остальное время кроха спит. Днем кроха должен иметь до 8 сонных периодов. Длительность каждого до 2-3 часов. Ночной сон продолжается 8 часов. Для высыпания малютке требуется создать комфортные условия:

  • свежий воздух в комнате;
  • удобную постель;
  • температуру 20-22 градуса;
  • приглушенный свет.

Важно помнить: голодный малыш крепко и долго спать не станет.

Питание ребенка в 1 месяц

Идеальная пища для месячного малютки - грудное молоко. За один прием он высасывает до 60 мл. Кормить крошку рекомендуется при первых признаках беспокойства. Такой процесс называется режимом свободного вскармливания. В сутки у мамы может получиться до 12 кормлений. Частое прикладывание ребенка к груди стимулирует увеличение лактации. Молочко вырабатывается в требуемых малютке количествах. Если молока достаточно, давать прикорм в один месяц не следует. Не рекомендуется допаивать малютку водой.

При недостатке молочка следует сообщить о проблеме участковому педиатру. Он назначит адаптированную смесь.

Что характерно для поведения новорожденного

Большую часть жизни месячный младенец спит. Но во время короткого бодрствования он совершенствует полученные при рождении навыки:

  • активно двигает ручками и ножками;
  • охотно слушает песенки, потешки, заклички;
  • ненадолго фиксирует взгляд на лице мамы и ярких предметах;
  • пытается поднять головку.

Важно поощрять такие занятия крохотули.

Физиологические показатели к концу первого месяца

Физиологические показатели отличаются от зафиксированных при появлении малютки на свет:

  1. К концу первого месяца кроха перестает спать в позе эмбриона.
  2. Даже при сне на животике он поворачивает головку в сторону (проявляется защитный инстинкт).
  3. Нормально развивающийся младенец может одновременно приподнять головку и попу.
  4. Кровообращение малыша перестраивается: мозг, почки, печень снабжаются интенсивнее.
  5. Формируется иммунная система.
  6. Начинают зарастать роднички.
  7. Затягивается пупочная ранка.
  8. Кожа перестает быть слишком сухой, но еще нуждается в увлажнении специальными средствами.
  9. Исчезают белые пятнышки (милиумы) с лица малютки.
  10. Почки выполняют назначение, но они еще незрелы.

В этот период от родителей требуется обеспечить должную гигиену. Это поможет быстрее сформироваться физиологическим особенностям.

Что делать, если возникли отклонения

При несоответствии нескольких показателей нормам рекомендуется сообщить о проблеме участковому педиатру. Он осмотрит малютку, назначит консультацию профильных специалистов. По результатам будут проведены коррекционные процедуры.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

Кроме контрольного осмотра у участкового педиатра, малышу понадобится осмотр:

  • хирурга;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • невролога.

Как способствовать развитию младенца

Неопытным родителям кажется: в 1 месяц ребенок слишком мал для игр. Но для успешного развития рекомендуется знать, как играть с месячным малышом.

Игры в 1 месяц

Для развития слуха и речи следует почаще разговаривать с крохотулей. В ответ на слова мамочки он произносит свое «агу». Для развития цветового зрения следует развесить над кроваткой разноцветные погремушки. Гирлянды рекомендуется менять. Крошку следует часто брать на ручки, гладить, нежничать. Это формирует чувство защищенности.

Занятия в воде

Начиная с 3-4 недель малютку можно начать учить плавать. Такие занятия укрепляют организм. К тому же они пока естественны для крошки: ведь он долго жил в жидкой среде. Все упражнения требуется сопровождать голосом: это способствует развитию слуха и речи.

Беременность, многочасовые схватки, болезненные роды – все это осталось позади; несколько секунд назад кто-то из врачей произнес заветную фразу: «Поздравляем, вы стали мамой!». И вот вам на грудь кладут слабо попискивающего младенца с еще сморщенным личиком и плотно сжатыми кулачками. Это ваш сынок или дочка, ваш маленький комочек счастья. Что же с ним теперь делать?

Оценка здоровья малыша

В первые минуты новорожденным занимается не только мать, но и врачи. Они оценивают его жизненные показатели по шкале Апгар и принимают решение о необходимости реанимационных мероприятий. Обычно доношенные дети получают от 7 до 10 баллов и не нуждаются в медицинской помощи.

Затем акушер обрабатывает остаток пуповины, взвешивает ребенка, измеряет его рост и пеленает. Родовые травмы и дефекты развития выявляются позже, во время ежедневных осмотров врача-неонатолога.

Показатели, свидетельствующие о нормальном состоянии малыша:

  • красноватый или розовый цвет кожных покровов, резко выраженные кровеносные сосуды, восковой налет или пушок на коже;
  • открытые глаза (иногда отекшие, налитые кровью);
  • крупная голова с минимальными деформациями;
  • отсутствие переломов и вывихов, патологий внутренних органов, дефектов ротовой полости (незаращенного неба);
  • хаотичные, нескоординированные движения согнутыми конечностями, пальчики, сжатые в кулачки;
  • наличие безусловных рефлексов;
  • способность издавать тихие звуки и прислушиваться к разговорам, которые ведутся в непосредственной близости.

Когда врачи убедятся, что здоровью младенца и роженицы ничего не угрожает, они отправят их домой. И теперь молодым родителям придется самостоятельно следить за здоровьем ребенка.

Уход за младенцем

Новорожденный пассивен и нуждается лишь в регулярном кормлении, тепле и спокойном сне. Поскольку он пока не отличает дня от ночи, родительское внимание, забота и ласка требуются ему круглосуточно.

Режим дня

Новорожденного малыша невозможно приучить к распорядку: он сам устанавливает режим дня. Родителям нужно лишь подстроиться под это «расписание». Основные занятия крохи:

  • сон (2–3 часа);
  • бодрствование (0,5–1 час);
  • прием пищи.

Кормление, физиотерапевтические и гигиенические процедуры производите только после самостоятельного пробуждения ребенка. Если пришло время обеда, а ребенок еще спит – не будите кроху. Его «биологические часы» настроены хорошо, поэтому младенец лучше вас знает, когда следует принимать пищу.

Кормление

Материнское молоко – лучшая пища для крохи: оно содержит все необходимые младенцу витамины и питательные вещества. Кормление производится часто – раз в 3–4 часа, – поскольку желудок малыша слишком мал для больших объемов пищи.

Особенности кормления:

  • первое кормление следует произвести через полчаса после рождения ребенка;
  • матери должно быть удобно: сядьте на низкий стул или кресло, откиньтесь на спинку и расслабьтесь;
  • важно правильно приложить кроху к груди: он должен захватить губами сосок с ареолой, а его подбородок должен упираться в материнскую грудь;
  • во время приема пищи ребенок не должен пить слишком быстро или издавать посторонних звуков – присвиста, хлюпанья, чавканья.

Если вы нарушили правила кормления, ребенок начнет срыгивать, у него появятся колики и вздутие. Чтобы избавить младенца от неприятных ощущений, погладьте животик круговыми движениями или приложите к нему теплую мягкую ткань.

Сон

В первый месяц кроха спит до 18 часов в сутки. Его сон прерывист: каждые 2–3 часа он просыпается, чтобы получить очередную порцию материнского молока.

Укладывая младенца в кроватку, следите, чтобы он звсыпал на боку, а не на спинке. Почему? Да потому что если младенец срыгнет во сне, он может подавиться и задохнуться. Кроха еще не умеет переворачиваться, поэтому поддерживать правильное положение тела не составит труда.

Гигиена

Ежедневные гигиенические процедуры, необходимые младенцу, включают:

  • обработку пупочной ранки;
  • умывание;
  • купание или обтирание тела;
  • удаление корочек с головы;
  • очищение носика, ушек и глаз;
  • стрижку ноготков (после 3 недель);
  • расчесывание;
  • очищение тела детскими салфетками и обработку тальком при каждой смене памперса.

Первое купание крохи можно проводить после заживления пупочной ранки. До этого тельце ребенка следует обтирать мягкой тряпочкой, намоченной в теплой воде.

Развитие по неделям

1 неделя

Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.

Умения младенца к концу 1 недели:

  • способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
  • делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
  • оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
  • различает цвета, звуки и запахи.

В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы. Вес быстро приходит в норму.

2 неделя

Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.

Новые умения:

  • распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
  • удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
  • приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).

На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.

3 неделя

Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.

Новые умения:

  • фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
  • изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
  • захватывает пальчиками небольшие предметы;
  • пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.

Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.

4 неделя

К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.

Умения малыша:

  • реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
  • пытается удерживать головку, лежа на животе;
  • фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
  • копирует мимику взрослых;
  • произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
  • хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
  • различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
  • безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.

Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним.

Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.

Как развивать новорожденного?

На первом месяце происходит формирование сенсорных ощущений: слуха, зрения, осязания. Именно на их совершенствование и должна быть направлена деятельность родителей.

Развитие зрения

  1. Прикрепите над детской кроваткой (на высоте 20–30 см) яркую подвижную игрушку. Малыш научится задерживать взгляд на подвижном объекте и начнет проявлять интерес к окружающему миру.
  2. Поводите светящимся фонариком над кроваткой малыша (свет должен быть тусклым, чтобы ребенок не испортил зрение). Сначала кроха будет лишь ненадолго задерживать взгляд, но через несколько дней сможет следить глазами за передвижениями света и фокусироваться на объекте.
  3. Подвесьте над кроваткой рейку с привязанными к ней яркими лентами. Откройте окно, чтобы ветерок привел их в движение. Крохе будет интересно наблюдать за развевающимися ленточками, и он научится сосредотачивать внимание на объекте.
  4. Почаще приближайтесь к кроватке малыша, чтобы ребенок смог вдоволь налюбоваться материнским лицом. Стройте младенцу рожицы, высовывайте язык, улыбайтесь. Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.

Развитие слуха

  1. Повесьте над кроваткой малыша музыкальную игрушку или яркий колокольчик. Ребенок будет видеть красивую вещицу и слышать мелодичный звук: это активизирует развитие слуха и научит соотносить зрительные и звуковые образы.
  2. Танцуйте с малышом. Включите негромкую плавную музыку, возьмите младенца на руки и, покачивая его, покружитесь по комнате.
  3. Потрясите перед лицом малыша погремушкой, а затем уведите ее в сторону. Сделайте так несколько раз, чтобы ребенок понял, что источник шума находится где-то вне его кроватки. Такое упражнение не только усовершенствует умение фокусировать взгляд, но и разовьет способность связывать зрительные и звуковые образы.
  4. Включайте в комнате малыша музыку (композиции Вивальди, Моцарта, Гайдна). Не бойтесь, что «музыкальное сопровождение» помешает крохе спать: напротив, оно успокоит и расслабит ребенка.
  5. Разговаривайте с крохой, рассказывайте ему интересные истории и сказки. Да, младенец пока не понимает слов, но он реагирует на умиротворяющий звук материнского голоса, учится слушать и прислушиваться. Это закладывает основу дальнейшего обучения и развития.

Развитие осязания

Ребенок должен получать и тактильные ощущения. Почаще прикасайтесь к нему, гладьте, ласкайте. И не мешайте ему ощупывать вас или окружающие предметы: кладите в его ручку игрушки, погремушки, давайте подержаться за пальцы или волосы.

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 964 times, 5 visits today)

  • Детские ходунки прыгунки и каталки с ручкой - мнение…

  • Воспитание и развитие детей раннего возраста: ошибки…

В первый месяц жизни прикладывать к груди новорожденного надо как можно чаще: это стимулирует и наладит лактацию. Такой процесс называют «кормление по требованию». Большую часть молока ребенок высасывает в течение первых 10 минут. Если кроха засыпает раньше, чем проходит это время, следует пробуждать его и предлагать еще, чтобы он набирал вес.

Сон в первый месяц жизни

У новорожденного принято выделять 3 фазы сна и 2 фазы бодрствования. Выделяют:

  • глубокий сон, когда дыхание ребенка ровное и спокойное;
  • неглубокий сон: дыхание может сбиваться, ручки и ножки могут подергиваться;
  • не сон, а дрема, например, при сосании молока.

Во время бодрствования младенец может активно двигать руками и ногами или просто лежать спокойно: такое поведение говорит о том, что ему хорошо и его все устраивает. Плач сигнализирует о неудобстве, так он сообщает об этом.

Уход за ребенком в 1 месяц

  1. В период новорожденности уход за ребенком очень важен, от этого может зависеть его жизнь. Для него главная работа — просто сосать молоко, научиться правильно это делать. Часто у многих еще не получается сосать и не заглатывать воздух, а из-за этого могут появиться срыгивания. Перед кормлением ребенка можно выложить на животик на несколько минут, а после подержать вертикально, и дождаться отрыжки или срыгивания.
  2. У всех новорожденных в разной степени может быть вздутие животика. Чтобы облегчить его состояние, можно ладошкой по часовой стрелке делать легкий массаж. Или положить кроху к себе на живот и гладить спинку. За день надо проделывать это не один раз. Если боль мешает ребеночку даже спать, можно использовать укропную воду или газоотводную трубочку.
  3. Обязательно ухаживать ежедневно за пуповиной. Она сама отпадет ко второй неделе жизни. Пупочная ранка требует постоянной обработки, чтобы она не покраснела, припухла или не кровоточила.
  4. Следить надо за родничками (расхождение черепных костей с соединительными перепонками). Во время купания их надо аккуратно промывать во время мытья головы, вскоре они затянутся: маленький — к 3 месяцам, а к 18 месяцам — большой.
  5. Пупочная грыжа. Мальчиков во время плача надо обследовать на наличие пупочной грыжи. Она проявляется в виде припухлости в области паха, пупка или мошонки.
  6. Для стимуляции физического развития и для укрепления всех мышц крохи надо делать легкий массаж до 10 минут ежедневно. После кормления перед массажем должно пройти не меньше 30 минут.
  7. Очень важны прогулки на улице.
  8. Уход за кожей новорожденного необходим. Сейчас она особенно чувствительная и нежная. Для ухода используются мягкие материалы, крема и присыпки, которые предназначены специально для младенцев с первых дней жизни. При каждой смене подгузника надо подмывать малыша.
  9. Нужно правильно научиться подмывать младенцев. Девочку - спереди назад. Мальчика также, но раз в десять дней обычной водой промывать крайнюю плоть. Купаться можно каждый день.

Чтобы мама, особенно кормящая, и младенец были в хорошем настроении вся семья должна их поддерживать и помогать. Не должно быть нервозности и негатива со стороны «домашних».

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда малыш плачет не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.