Золотое кольцо россии. Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» Плес-это город художников

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира любой программы обучения. Материал содержит карту Золотого кольца, красочные фотографии достопримечательностей городов, входящих в Золотое кольцо России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

на тему «Золотое кольцо России»

Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

  1. Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
  2. Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;
  3. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности;
  4. Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;
  5. Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;
  6. Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, лист А4, клей

Ход урока

1.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

2. Постановка цели урока

– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей. )

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)

И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,

По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.

Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей. ) Слайд 4

– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.

Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей. )
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (
предположения ):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока. )

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы . Давайте посмотрим на карту России.

(На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4)

- Покажите на карте столицу нашей Родины.

Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

(ученик выходит к доске и отвечает : Князь – Юрий Долгорукий.)

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского , который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра . Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10)

5. Работа в группах

А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная литература и лист А3(+клей).

На выполнение задания у вас 15 мин.

По истечению времени слушаем ответы групп.

6. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз?

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять

Топаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

(слова дети сопровождают движениями)

Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

7.Закрепление материала

Разгадываем кроссворд

8.Итог урока

А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

Почему это кольцо Золотое?

Вам понравилось наше путешествие?

9.Домашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся 2х городах, Владимире и Суздале

Предварительный просмотр:

Приложение

Кроссворд «Золотое кольцо России»

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс )
  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль )
  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины - Золотые ворота. (Владимир )
  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич )
  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра )
  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов )

4.Составь слово из предложенных букв.

Кукушкина Е.Ю. 209-531-987

Предварительный просмотр:

План

1. название города

2. когда и кем основан (или в честь кого назван)

3.Описание герба

4.Интересный факт (расположение улиц, происхождение города и тд.)

5. Достопримечательности

(Пользуйтесь учебником и дополнительной литературой

Удачи!)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

Что за чудо – красный дом!

Карта-схема городов, входящих в Золотое кольцо России

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Русский художник Исаак Ильич Левитан

Путешествие завершено

Предварительный просмотр:

Кострома

Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.

Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость». По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах обряд, напоминающий масленицу.

Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями .

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой.

На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм изначально он являлся посадской церковью деревни Городище. Отсюда и происходит название церкви.

Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в лазоревом поле плывущая влево по таковым же, с серебряными гребнями, волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами

Предварительный просмотр:

Плёс

Город Плес расположен на правом берегу Волги, в устье речки Шохонки на северо-восточных границах Золотого кольца. Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года , когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Однако еще задолго до этого времени здесь существовало древнее поселение, называемое Чувиль и населенное древнеугорским и славянским племенами меря и кривичей, жившими в IX-XIII веках. За свою долгую историю Плес пережил и набеги монголо-татар, и княжеские междоусобицы, и польско-шведскую интервенцию. Во времена Минина и Пожарского, а также войны с Наполеоном Плес был одним из центов формирования народного ополчения. Был Плес и крупным портом и торговым городом на Волге, однако после строительства в 1871 году железной дороги, обошедшей стороной этот город, Плес превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плес - великолепный памятник русской природы - становится летней мастерской.

Плес не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плес певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.

Дата принятия герба Плеса: 29.03.1779 г.
В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части щита - в серебряном поле река с выходящим из нее плесом, означающее имя сего города.

Предварительный просмотр:

Углич

Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани».

Название получил , по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол . Кроме того, существует две менее вероятных версии: от того, что в этом месте выжигали угли, и от того, что сюда был переселён народ «угличей» с реки Углы, притока Днепра.

В 1148 году город впервые упомянут в общерусских летописях под названием «Углече-поле». В XIII веке он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левому берегу Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326 года Угличское княжество стало уделом Московского княжения.

В XV столетии город - один из значительных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.

Среди основных достопримечательностей Углича:

Угличский кремль с церковью Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенским собором, колокольней, палатами царевича Димитрия.

Герб городского поселения Углич представляет собой геральдический щит. В червлёном (красном) поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича - серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета. Графическое изображение герба всегда должно соответствовать геральдическому описанию герба с учётом геральдических норм».

Предварительный просмотр:

Ярославль

На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, являясь длительное время его духовным, культурным и экономическим центром.

Воистину жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами. Стены, своды, откосы окон - всё свободное пространство заполнено росписями.

Стоит также выделить Церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь - вершина ярославского зодчества XVII века.

Уникальнейший ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.) расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале XIV в. ростовским епископом Прохором по случаю «явления» ему иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас это женский монастырь, в нём живёт более ста сестёр.

О гербе

«В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой кривой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава.»

Протазан (от нем. Partisane) - колющее древковое холодное оружие, разновидность копья.


Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе

Урок окружающего мира .

Тема : «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ »

3 класс

Цели деятельности учителя :

Образовательная : создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России ; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Развивающая : способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.

Воспитательная : содействовать воспитанию любви к России , интереса к её духовному наследию.

Цель : познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России .

Задачи :

1. Познакомить со старинными городами России .

2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя :

Мультимедийный проектор;

Учебник «Окружающий мир » , рабочая тетрадь;

Энциклопедии

Оборудование для учащихся :

Учебник;

Тетрадь на печатной основе «Окружающий мир ;

Информационные листы

Лист самооценки

Смайлики

Памятки работы в группе

Роли в группе

Медиаматериалы :

Аудизапись «Звон колокола»

Презентация «Золотое кольцо России »

Музыкальная физминутка

Планируемые результаты :

Личностные УУД :

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД :

Умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД :

Умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет) ;

Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД :

Умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

Умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

Умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм

План урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Постановка темы и цели урока .

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Итог урока .

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия

Этапы урока Ход урока Примечания

1. Орг. момент

1-2 мин - Добрый день.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок .

Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок ? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)

Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.

смайлики

2. Мотив. момент

2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи : рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.

Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)

(Для путешественника, туриста)

Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке ? (мы отправимся в путешествие) .

А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо )

Как называется наша страна? (Россия )

Итак, какая же тема нашего урока ? Путешествие по Золотому кольцу России . (Тема урока на доске .)

Работа с листком самооценки.

Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке ?.

Что такое Золотое кольцо России ? (на доске)

Почему кольцо ? Почему Золотое ? (на доске)

Какие города входят в Золотое кольцо России ?

Местоположение этих городов на карте.

Достопримечательности этих городов.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

Чтение журналисткой заметки.

Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) «Советская культура» Золотое кольцо России

3 ряд :

С древних времён кольцо

С давних пор золото золота очень изящны и затейливы.

«Золотое кольцо России

записная книжка, ручка,

карандаш,

фотоаппарат,

кольцо

Тема урока на доске .)

Золотое кольцо России

Лист самооценки

Вопросы на доске

Заметки на каждой парте.

Задание по рядам.

(1 на парту)

Читают парой.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам» . Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте . Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.

Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.

Игра «4-й лишний» в парах.

(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.

Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России )

Составьте флаг России .

Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)

Что оказалось лишним? Где находится эта башня?

Карта Золотого кольца .

Карточки

Достопримеч

Карточка Князь Юрий Долгорукий

Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать

Сегодня на уроке вам поможет учебник , рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.

Перед работой вспомните правила работы в группе.

Распределите роли в группе.

Энциклоп.

Учебник, рабочая тетрадь, информа

тивные листы.

Памятки «Правила работы в группе»

«Роли в группе»

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание.

(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)

(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)

Время работы – 10 минут.

Физминутка. (муз.)

Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца .

Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.

Первый город Сергиев Посад.

(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм

Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.

Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти

Закрепление изученного

Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца . На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.

А сейчас давайте вернёмся к началу урока . Нашли ли мы ответы на наши вопросы?

Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России .

Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.

Рефлексия Работа с листком самооценки.

Д/З

Понравилось ли вам сегодня на уроке ? Покажите соё настроение смайликом.

Я благодарю вас за урок . Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.

Урок окончен . Работа с листком самооценки

синквейн

Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.

Заслушиваем 1-2

Д/З : по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.

2. Придумать вопросы к викторине.

3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.

синквейн

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Знаю, но не всё Знаний стало больше

Знаю мало Ничего нового не узнал

Ничего не знаю Могу рассказать другим

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников

культуры и истории.

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России . Каждый очерк был посвящен отдельному городу.

3 ряд :

«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».

С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.

С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.

Юрий Долгорукий

Год основания Москвы

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

  • кольцо
  • России
  • Выполнила
  • учитель начальных классов
  • МОУ СОШ № 48
  • Грешнякова Ольга Петровна
Сергиев Посад
  • Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Александров
  • Переяславль
  • Ростов Великий
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Палех
  • Суздаль
  • Владимир
  • Город Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь.
  • Сергиев Посад
  • Начало городу Сергиев Посад положил крупнейший в России Троицкий монастырь, основателем которого был Преподобный Сергий Радонежский. В честь Преподобного Сергия город получил свое первоначальное название
  • Александров
  • Александров– город удивительной судьбы. Из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславских и московских князей он, по воле Ивана Грозного, на несколько лет превращается в фактическую столицу Русского государства.
  • Александровская слобода известна с середины XIV века. В 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III.
  • С 1564 по 1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного, фактически Александровская слобода являлась столицей Московского государства.
  • В 1778 году получил статус города
  • На его гербе были изображены две на-ковальни и тиски в знак того, что в Александрове славились своими изделиями кузнецы
  • В 1870 через город прошла железная дорога Москва - Ярославль. На ней расположена узловая станция - Александров I. Кроме неё, в городе есть ещё одна станция - Александров II.
  • Александров
Ростов Великий, один из старейших городов России, являющийся настоящей «жемчужиной» региона.
  • Ростов Великий
  • Ростов Великий, один из старейших городов России, являющийся настоящей «жемчужиной» региона.
  • Впервые Ростов упоминается в летописи под 862 годом, однако земли возле озера Неро были населены ещё в доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и новгородцы.
Тогда же, видимо, и возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в Х веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нём княжество расширилось, а Ростов получил прозвание – Великий.
  • Тогда же, видимо, и возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в Х веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нём княжество расширилось, а Ростов получил прозвание – Великий.
Ярославль - один из наиболее значительных в культурном отношении и крупнейший среди городов Золотого кольца России. Город Ярославль расположен на правом берегу реки Волги, в 282 км к северо-востоку от Москвы. По преданию Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. С 1218 года город становится столицей самостоятельного удельного княжества и приобретает известность как развитый культурный центр, однако уже в 1238 году мирная жизнь Ярославля прерывается монгольским вторжением.
  • Ярославль
  • Ярославль - один из наиболее значительных в культурном отношении и крупнейший среди городов Золотого кольца России. Город Ярославль расположен на правом берегу реки Волги, в 282 км к северо-востоку от Москвы. По преданию Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. С 1218 года город становится столицей самостоятельного удельного княжества и приобретает известность как развитый культурный центр, однако уже в 1238 году мирная жизнь Ярославля прерывается монгольским вторжением.
  • В 1380 году ярославские дружины принимают участие в Куликовской битве, положившей конец ордынскому владычеству на Руси, а с 1463 года Ярославское княжество входит в состав Русского государства.
Кострома – древний русский город, раскинувшийся на берегах великой русской реки Волги. Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким.
  • Кострома
  • Кострома – древний русский город, раскинувшийся на берегах великой русской реки Волги. Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким.
Название города Кострома происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
  • Кострома
  • Название города Кострома происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
  • Палех - небольшой городок срединной России, один из районных центров Ивановской области. "Село - академия", прославившее страну неповторимыми изделиями из папье-маше с многоцветным изящным рисунком в узорном золотом орнаменте, мастерством известным в мире как "палехская миниатюра".
  • Палех
  • От поколения к поколению передавалось среди жителей искусство иконописи, сохраняя свои традиции. Иконописцы как правило работали в мастерских, выполняя заказы и сбывали свою продукцию скупщикам. Были в Палехе надомники. Икону писали сразу несколько живописцев. Многие мастера работали в отъезде, писали фрески в храмах, занимались реставрацией. Палехские иконописцы реставрировали Грановитую палату в Москве, соборы Троице - Сергиевской лавры. .
  • Палех
  • Предполагают, что основали Палех люди, бежавшие от монголо-татарских погромов, что среди этих поселенцев были и такие, кто хорошо владел иконописным мастерством. Окруженный глухими лесами, отрезанный от густо населённых мест бездорожьем, находившийся в стороне от больших рек Палех жил обособленной и замкнутой жизнью
  • Палех
Суздаль по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца». Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году.
  • Суздаль по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца». Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году.
  • У Суздаля - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни.
  • Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане
  • Суздаль
  • Владимир
  • В истории России Владимир более 250 лет выполнял важную роль, являясь столицей Древнерусского государства. Вплоть до 1432 г. Великие князья венчались на княжение во владимирском соборе Успения Пресвятой Богородицы.
  • Город Владимир
  • называют воротами
  • "Золотого кольца
  • России". И не только
  • потому, что знаменит
  • он своими древними
  • Золотыми воротами
http://www.tourizm.ivanovo.ru
  • источники
  • http://www.tourizm.ivanovo.ru
  • www.alexandrov-city.msk.ru
  • www.goldenringofrussia.com
  • www.hotel-sokol.ru
  • www.sergievposad-grad.ru
  • www.kostroma-online.ru