Задания времена года 5 6 лет. С чего начинать занятия

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Все вы, конечно, знаете о популярной методике раннего развития детей. Большинство родителей, являющихся её адептами, начинают заниматься со своими малышами практически с пелёнок. Это, вне всякого сомнения, достойно похвалы. Однако, как и в любом деле, в воспитании ребёнка важно соблюдать золотую середину, чтобы не получить печальную картину: кроха несчастными, полными слёз глазами смотрит на маму, которая с грозным видом уже полчаса пытается заставить его запомнить стишок. Как же не уподобиться суровой родительнице, если малыш отказывается от занятий? Чем заинтересовать ребёнка? Конечно, игрой! Сегодня мы расскажем вам, как в непринуждённой и игровой форме рассказать малышу про времена года. А помогут нам детские загадки для детей 4–5 лет.

Роль загадок в развитии ребёнка весьма значительна. С их помощью малыш познаёт окружающий мир, тренирует память, развивает логическое и образное мышление, совершенствует разговорную речь.

После четырёх лет детей недаром называют почемучками. Бесконечные «зачем», «как» и «почему» так и сыплются от крохи. Его начинают интересовать не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия: почему летом жарко, а зимой холодно, почему желтеют листья и т.п. Как же рассказать маленькому человечку о смене времён года? Воспользуйтесь нашими советами.

Конечно, лучше всего объяснять на прогулке в лесу или парке, чтобы малыш наглядно мог увидеть признаки того или иного времени года. Но делать перерыв в целых три месяца едва ли будет разумным. Поэтому мы советуем вам для беседы с малышом подготовить наглядный материал.

  • Вырежьте из картона большой круг и разделите его на 4 сектора. На каждом из секторов нарисуйте или наклейте картинку, соответствующую одному из времён года. Сделайте отверстие в центре и вставьте стрелку. У вас получились своеобразные часы-календарь.
  • Распечатайте и наклейте на плотную бумагу картинки, изображающие предметы, характерные для зимы, лета, весны и осени. Например, санки, корзинку с грибами, подснежники, клубнику и др.
  • Возьмите четыре коробки, обклейте их цветной бумагой: лето - зелёной, осень - жёлтой, зиму - белой, весну - голубой. В них вы с карапузом будете собирать всё, что связано с тем или иным временем года. Можно разложить в коробки фотографии малыша, снятые в разные месяцы. Пусть он увидит, как был одет летом, а как - зимой.

Когда все приготовления закончены, можно приступать к беседе с ребёнком. Не забывайте о музыкальном сопровождении. Просто здорово, если ваш рассказ будет идти на фоне прекрасных композиций П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Начать можно с таких загадок:

Стоит дерево райское:
На одном боку цветы расцветают,
На другом - листы опадают,
На третьем - плоды созревают,
На четвёртом - сучья подсыхают. (Времена года)

Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею - молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

Зима - это самое холодное время года. Идёт снег, ребятишки катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снежную бабу. Рассказывая малышу про зиму, не забывайте показывать картинки и загадывать загадки.

Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)

Что за чудо-покрывало:
Ночью всё вдруг белым стало,
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый… (Снег)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали.
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью, под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)

Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся -
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)

Напомните карапузу, что зимой наступает Новый год - самый долгожданный праздник, и к детям приходят Дедушка Мороз и Снегурочка с подарками.

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт -
Что за праздник? (Новый год)

Он к нам в Новый год придёт,
Он подарки принесёт,
«Кто он?» - задаём вопрос.
Это дедушка… (Мороз)

Дед Мороз пришёл к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал её дочуркой.
Эта девочка… (Снегурка)

Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня… (Хлопушка)

Вслед за зимой приходит весна. Снег тает, на деревьях проклёвываются почки, появляются первые цветы, прилетают птицы из тёплых краев. Посмотрите с малышом мультфильм «Как мы весну делали», предложите крохе игру: пусть он отберёт те карточки, которые связаны с весной. Пригодятся и загадки-подсказки:

Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу. (Весна)

Он растёт красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лёд растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу,
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелётные птицы)

Пробиваемся из почвы
И растём и днём, и ночью.
С каждым днём всё крепче, выше -
Скоро дорастём до крыши! (Побеги, ростки)

Наступает жаркое лето. Это время года обычно ассоциируется у детей с поездкой к бабушке в деревню или с отдыхом у моря. Летом созревают фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, слива. Цветут яркие, красивые цветы, поют птицы. Ребятишки много гуляют, играют в мяч, катаются на велосипедах, самокатах, роликовых коньках. Предложите малышу отгадать интересные загадки:

Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое! (Лето)

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают -
Когда это бывает? (Летом)

Жёлтый сарафанчик
Сменил на белый кафтанчик.
Промчался ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Я бежала - не устала
По лугам, полям, лесам…
Столько нового узнала,
Что и не приснится вам! (Тропинка)

Как поспею -
Так краснею.
В кузовок прошусь,
Да в роток ложусь. (Клубника, малина)

В глухом лесу из-под земли
Пробился струйками воды
И боязливым ручейком
Он побежал как бы тайком,
Петляя средь полей, лугов,
И вскоре речкой стал…
Кто он таков? (Родник)

Осень - это время, когда опадают, окрашиваясь в жёлтые и красные цвета, листья. Птицы собираются в стаи и улетают зимовать на юг. Становится холоднее, по утрам бывают заморозки. Нужно снова доставать курточки, сапожки и шапки. Зато осенью можно насобирать много желудей, шишек, каштанов и сделать замечательные поделки.

Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными. (Осень)

С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монет
И соберу большой букет. (Осенние листья)

Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)

Ветер тучу позовёт,
Туча по небу плывеёт,
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (Дождь)

Осенью он часто нужен:
Если дождь стучит по лужам,
Если небо в чёрных тучах -
Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? (Птицы)

Отгадывание загадок - это увлекательная игра, в процессе которой ребёнок получает новые разнообразные знания. Если в загадке встречается слово, неизвестное малышу, обязательно дайте пояснения. Это не только поможет развить эрудицию ребёнка, но и пополнит его словарный запас. Кроме этого, загадки:

способствуют развитию у малыша ассоциативного мышления;
побуждают его к запоминанию наиболее интересных строчек;
воспитывают у крохи чувство юмора.
Если вы, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, согласны с нами, если наша статья оказалась для вас полезной, то расскажите о ней своим друзьям. Мы ждём ваших отзывов и предложений, а также новых интересных загадок.

Желаем всего наилучшего! До новых встреч!

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна в стихах и картинках для детей

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Расскажи, что изображено на картинке весной?

Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

B. А. Жуковский «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

C. Д. Дрожжин «Весеннее царство»

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камешкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг...

И. Бунин

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

По лесным цветам...

Слышишь? — Звонко песня льётся,

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

Глубь небес ясна...

В каждом сердце возникает, —

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

Р. Сеф «Отчего весна пришла весной?»

— Отчего

Весна пришла весной?

Журчит ручей

Всё расцвело кругом?

Нужны гроза и гром?

— Оттого, дружок,

Весна пришла,

Что погода

И ручей лесной

Журчит, звеня,

Чтобы пеньем

Радовать меня.

А гроза —

Хотя и не нужна,

Без грозы весна?

Я. Аким «Апрель»

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня — прямиком

Шлёпает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!» —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба...

Ты знаешь, когда наступает ранняя весна? Что появляется на улицах ранней весной? Как можно сказать, какой бывает ранняя весна? (Робкой, слабой, несмелой.) Почему она такая? Послушай стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...». Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а весну — как ребёнка? Какие слова автор находит, чтобы передать своё отношение к Зиме и Весне? Какая у него Зима? А Весна? В каких строчках

О каком времени года говорит С. Д. Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство»? Какие звуки весны мы можем услышать в его стихотворении? А какие запахи можно почувствовать? А какие краски есть у весны? Что ты представляешь, когда слышишь такие строчки из стихотворения: «Краснея, почки лепестков вздохнули вдруг...»?

Послушай произведение о весне, написанное И. Буниным. Это рассказ или стихотворение? А как ты догадался? Чем стихотворение отличается от рассказа? (В стихотворении есть напевность, ритмичность, музыкальность, рифма. Рифма — это одинаково оканчивающиеся слова (созвучия слов) в окончаниях стихотворных строк: «зелёном» — «клёнам», «льётся» — «раздаётся», «цветам» — «лесам». Рифма придаёт благозвучие стихотворению, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм.) Попробуй сам найти рифму во второй части стихотворения.

Какую картину ты представил, слушая стихотворение И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном...»? Ты можешь показать, как шумит по клёнам и по лесным цветам весенний дождь? Какой звук у тебя получится, тихий или громкий? Будут ли рады этому дождю растения? Почему? Какие ещё звуки можно услышать в весеннем, омытом дождём, лесу? Как ты понимаешь: «Глубь небес ясна...»? Как можно сказать по-другому? Почему людей так радует приход весны?

О чём стихотворение Я. Акима «Апрель»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? Как рассказывает автор о приходе весны? Как ты понимаешь эти слова: «Гонит талые снега с гомоном и звоном...»? С чем сравнивает поэт зелёную траву на лугу? (Сравнивая два предмета, используй слова «как», «словно», «будто», «точно»: «Свежая трава на лугу, как зелёный бархат».) Почему трава похожа на бархат? (Она такая же мягкая, упругая и шелковистая, как бархат.) Какое дерево весной расцветает первым? Как говорит об этом поэт? Какой образ он рисует? Какое это стихотворение, весёлое или грустное? Автор рад приходу весны? Почему ты так думаешь?

Е. Трутнева «О лете»

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

А. А. Фет

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

А. Блок «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит.

Гайда Лагздынь «Жарко»

Встало солнышко пораньше,

Искупалося в реке

И уселось на лужайке —

На зелёном бугорке.

Тёмно-алые гвоздики

Накалились докрасна!

Загорела на припёке

Одноногая сосна.

Зарумянилась малина,

Раскраснелся в поле мак.

В камышах кричат лягушки:

— Жар-ко, квак! Жар-ко, квак! Как!

Вопросы для обсуждения прочитанного с детьми

Тебе понравилось, как рассказывает о лете Е. Трутнева в стихотворении «Лето»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? О каких приметах лета говорит поэтесса? Ты знаешь, когда выпадает роса? А почему капельки росы «гнут былинки до земли»? Почему до самой ночи не смолкает пчелиный гул? Какое летом солнышко? Как оно греет землю? Послушай стихотворение Е. Трутневой ещё раз и постарайся запомнить в нём рифмующиеся строчки". Какие рифмы ты запомнил?

Какие краски у лета? А какого цвета бывает летом небо? А ты знаешь, когда небо становится красным? Послушай стихотворение А. А. Фета, в котором поэт рассказывает о летнем вечере. Какую картину ты себе представил, слушая это стихотворение? Когда о деревьях можно сказать, что они дремлют? Как ты понимаешь выражение «извивы реки»? Ты догадался, почему так говорят? Когда могут блестеть извивы (повороты) реки?

Ты знаешь, что поспевает летом? А какие хлебные растения тебе известны? Раньше пшеницу и рожь убирали не машинами, как сейчас, а вручную. Таких людей называли жнец и жница, потому что они косили, или, как говорили раньше, жали, траву. Послушай стихотворение А. Блока

«Летний вечер». О чём нам рассказывает автор? Как ты понимаешь слова автора: «Дремотой розовой объята трава...»? Когда так бывает в природе? А ты догадался, почему луна на небе вдруг стала красной? Сравни стихотворения А. А. Фета и А. Блока. Какая картина летнего вечера тебе понравилась больше?

Как летом греет солнышко? В какой цвет оно красит всё вокруг? Послушай стихотворение о лете Г. Лагздынь, которое называется «Жарко». Что рассказывает о солнышке автор? Как солнышко изменило гвоздики? Как об этом говорится в стихотворении? Что поэт говорит о сосне? А разве сосны могут загорать? Какими стали малина и маки? Значит, какие слова в стихотворении помогают передать, что всё кругом стало красным от солнца? («Накалились», «загорела», «зарумянилось», «раскраснелся».)

А. Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

К. Бальмонт «Весёлая осень»

Щебетанье воробьёв,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поёт лучу.

А. С. Пушкин

Печальны лес и дол завялый,

Проглянет день — и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в окно...

Н. Рубцов

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес

И лодка, шурша осокой,

Плывёт по каналу в лес.

И холодно так и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с лёгким свистом

Слетает прохладный лист.

Что можно нарисовать жёлтой краской? (Солнце, песок, подсолнух, цыплёнка.) А может ли зелёное стать жёлтым? Когда это бывает? Какие ещё цвета у осени? Послушай стихотворение А. Твардовского «Лес осенью». Оно грустное, печальное или светлое, спокойное? О чём это стихотворение? Какую картинку ты представлял, когда его слушал? Какими стали деревья? Вспомни, как об этом говорится в стихотворении. Почему ель в осеннем лесу стала заметнее? Что автор говорит о подосиновике? Какие строчки стихотворения тебе понравились больше всего? А какие строчки запомнились?

Какие ты знаешь слова об осени? (Холодно, листопад, жёлтые листья, птицы улетают, дождь, ветер, солнце не греет, лужи, грязь.) О времени года говорят не только краски, но и звуки. Давай послушаем осень. Какие у неё звуки? (Шорох листьев, вой ветра, шум дождя.) Послушай стихотворение К. Бальмонта «Весёлая осень». Оно весёлое, грустное или спокойное? Как ты это понял? Какие звуки услышал поэт в осеннем лесу? Что говорит поэт о лесе, каким он стал? Почему так говорится в стихотворении? Как сказать об этом по-другому? Какие цвета увидел поэт осенью в природе?

Ты знаешь, что такое листопад? Почему в лесу становится красиво, когда начинается листопад? Ты бывал в лесу осенью? А собирал разноцветные осенние листья? Что тебе нравится в осеннем лесу?

Послушай отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Печальный лес и дол завялый...». Почему поэт называет лес «печальным», а дол (долину) «завялым»? Каким становится день осенью? Как об этом говорится в стихотворении? («Проглянет день — и уж темно...») С чем сравнивает поэт осенний ветер, бурю? Как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Какие слова помогли тебе это понять?

А. С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Ф. И. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

С. Есенин

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца, ясная

Красавица весна.

В. Ланцетти «В мороз»

Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

От дороги робко Веточками тропки

Тянутся к домам:

— Погреться можно нам?

Гайда Лагздынь «Ноябрь»

— Ты чего скрипишь, берёза?

— Стынут корни от мороза.

— Ты чего вся побелела?

Прячешь ветки в кружева?

— Я совсем заледенела...

Но не бойся... я жива...

В. Лунин «Зима»

На картине у зимы

Всё бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Вопросы для обсуждения с детьми

Послушай стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Это сказочное стихотворение? Почему ты так думаешь? О чём в нём рассказывается? Как автор говорит о приходе зимы? Почему он называет её волшебницей? Как лежит снег на суках дубов? С чем автор сравнивает снег на полях? (Снег как волнистый ковёр.) Как по-другому можно сказать? Что зима сделала с речкой и её берегами? Каким проказам матушки-зимы мы радуемся?

Послушай, как рассказывает нам о зимнем лесе Ф. И. Тютчев в своём произведении «Чародейкою Зимою...». Это рассказ или стихотворение? Почему ты так думаешь? Можно сказать, что оно напевное, мелодичное? Какие рифмы ты здесь услышал? Какую картину ты представил, когда слушал стихотворение? Как описывает автор зимний лес? Какое волшебство сделала Зима с лесом, как она его околдовала? Что говорит автор о снеге, с чем его сравнивает? Тебе понравилась эта картина зимы?

Тебе понравилось стихотворение В. Ланцетти «В мороз»? Какой красивый образ придумал автор, чтобы показать холод зимы? Если бы ты был художником, какую бы картинку ты нарисовал к этому стихотворению?

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года
(автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна

Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
ВЕСНОЙ называется

Лето

Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ЛЕТО

Осень

Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
ОСЕНЬ золотая

Зима

Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка - ЗИМА

Многие названия месяцев происходят из народного календаря и связанны с некоторыми важными событиями, например, июнь-хлеборост, потому что восходит хлеб, а вот сентябрь-хмурень, потому что погода в это время года начинает быстро портится и хмуриться. В каждое время года природа меняется, лес сменяет цвет, меняется погода. Мы тоже меняемся в каждое время года, сменяем одежду, игры и занятия.

Задания-игры для детей про времена года

Назови, какие явления природы изображены на картинке?

Выбрать можно из этих природных явлений: Дождь; Снегопад; Град; Гроза; Ветер; Радуга

(Правильные ответы можно узнать, нажав мышкой на картинку )

А теперь, скажи, в какие времена года встречаются данные явления природы?

Картинка времена года для детей в виде часов

Скачайте изображение на компьютер, распечатайте и вырежьте из бумаги. Затем надо придумать стрелку, это может быть полоска из бумаги. Сделайте отверстие в центре часов и вставьте стрелку. Теперь нужно переводить стрелку, указывая на время года с картинкой соответствующей сезону одежде.

()

Игра для детей с картинками времен года.

Пройди по дорожкам лабиринта и ты узнаешь, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника и когда птицы улетают в теплые края.

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания )

Угадай, какое это время года?

Посмотри внимательно:
Какие времена года изображены на картинках?

(qнǝɔо) (оɯǝv)
(ɐнɔǝʚ) (ɐwиε)