В теории цвета, какие первичные и вторичные цвета? Теория цвета: кратко обо всем, что нужно знать К первичным цветам относят

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета - производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого - теплыми.

Синий - самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий - единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.




Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый - это сочетание синего и желтого, оранжевый - красного и желтого, фиолетовый - синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).


Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные тона, красно-фиолетовый - тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый - теплые тона. Желто-зеленый - теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).


Рис. 3 Третичные цвета

ВСТУПЛЕНИЕ

Привет всем. Меня зовут Саша Стоуерс (Sasha Stowers) (или просто sashas), и этот урок посвящен цвету и тому, как эффективно применить его в своем творчестве. Я слегка коснусь теории цвета, но большую часть урока я буду говорить о применении цвета для создании привлекательной композиции, о том, как цвет воспринимается, и как он получается. Я также затрону некоторые распространенные «ошибки», которые могут привести к неграмотному подбору цвета. Должна сразу предупредить, урок не из коротких. Но (надеюсь) полны полезной для вас информации.

ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?

Цвет – это восприятие. Когда свет попадает на наши глаза, специальные световые рецепторы собирают всю информацию об этом свете и записывают все данные о том, какой он – яркий или приглушенный, имеет ли оттенок (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.). После сбора всех этих данных глаз посылает в наш мозг сигнал. Мозг прочитывает всю посланную информацию и говорит нам «Яблоко красное».

Таким образом, чтобы воспринять цвет нам нужно, чтобы:
1. наши глаза были чувствительны к свету и собирали информацию о нем
2. наш мозг перерабатывал информацию, которую мы получаем от глаз.
Особое внимание нужно уделить второму пункту. Наш мозг выполняет очень много работы; он восполняет различные световые ситуации, давая нам знать, что яблоко красное, даже если оно освещено синим светом; он позволяет нам определить форму яблока, расстояние между объектами и многое другое. В данном уроке мы разберемся, как работает наш мозг, чтобы понять цвет, и как это можно использовать в своих художественных целях.

ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА

ПАЛОЧКИ И КОЛБОЧКИ

У наших глаз есть два вида рецепторов света – палочки и колбочки. Палочки хороши при плохом освещении. Они хорошо распознают движение и расположены больше по периферии, формируя наше боковое зрение. Колбочки отвечают за восприятие цвета. Существует три типа колбочек: L (длинная длина волны света), M (средняя длинна волны света), S (короткая длина волны света). Именно они отвечают за восприятие нашими глазами красного, зеленого и синего цвета.*

*Это не совсем верный термин, потому что данные колбочки дают намного больше возможностей, чем просто восприятие красного, зеленого и синего цветов.

Так как же имея всего три рецептора, мы можем распознавать множество различных цвета? На самом деле, эти колбочки работают не по одиночке (если только у вас не дальтонизм, вызванный наличием только одного типа колбочек), они все работают сообща, чтобы собирать всю информацию о цвете. Каждый рецептор колбочки может распознавать до 100 градаций цвета. Если собрать информацию со всех трех колбочек, то получается, что человеческий глаз распознает около 1.000.000 цветов.

КАЧЕСТВО ЦВЕТА

Итак, у нас целый 1.000.000 цветов, с которыми можно поиграть. Это довольно много. И было бы неплохо каким-то образом рассортировать эту груду информации. К счастью, такой способ существует. Как-то собрались вместе ученые и художники и начали думать, как бы разделить цвета так, чтобы им можно было дать четкое описание. И так, цвета были разделены по тону, чистоте и насыщенности.

ТОНА КАК СИНИЙ

Первое качество цвета – это тон. Тон относится к имени, которое больше всего ассоциируется с цветом – например, желтый, желто-зеленый, синий и т.д. – и устанавливает положение цветов на видимом световом спектре. Именно об этом думают люди, когда говорят о цвете. Ниже представлено несколько свотчей (образцов) цветов. На шкале HSB (Hue/Тон, Saturation/Насыщенность, Brightness/Светлота) цвета отличаются только лишь по Тону.

ЧИСТЫЙ КАК БИРЮЗА

Второе качество цвета – это его чистота. У этого определения есть и другие названия, такие как интенсивность и хроматичность. Чистота выражает количество насыщенности или тусклости цвета по сравнению с нейтральным (белым, черным или серым) цветом. Цвет с высоким уровнем чистоты будет далек от нейтрального, тогда как цвет с низкой частотой будет намного ближе к нейтральному цвету. Ниже вы увидите шкалу, где видно, как уменьшается чистота цвета по мере добавления белого.

Не путайте чистоту цвета с насыщенностью. Темный цвет все же может быть чистым и далеким от серого.

Если вы хотите уменьшить чистоту цвета, можно сделать это, разбавив его черным, белый или серым цветом. Вы также можете использовать для этой цели комплементарные (дополняющие) цвета, если рисуете красками, т.к. комплементарные цвета вроде как дают серый цвет, однако в результате обычно получается более насыщенный цвет, чем, если бы вы добавили просто нейтральный серый или коричневый цвет.

ЯРКИЙ КАК БЕЛЫЙ

Третье качество цвета – это светотень, которую иногда называют яркостью. Светотень – это светлота или темнота цвета. Они измеряется тем, как цвет отражает свет на шкале от белого до черного.

Не игнорируйте светотень только потому, что она не так эффективна, как другие качества цвета. Среди млекопитающих редко можно встретить особей с цветным зрением, но, тем не менее, все они могут созерцать мир в черно-белом цвете. Почему? Потому что насыщенность может дать нам столько информации о цвете, сколько не могут ни тон, ни хроматичность.

На рисунке выше приведены примеры того, как бы мы видели, если разделить три свойства цвета.** С тоном и чистотой, объект почти невозможно распознать. Это просто что-то, похожее на человеческую фигуру. При светотени же мы можем разобрать такие детали картинки, которые ни в одном другом случае не были видны. Мы уже точно можем сказать, что на рисунке изображено, мы можем распознать шарф и направление света – в общем, мы четко можем понять, на что мы смотрим.

**Нельзя, конечно, разделить эти свойства на 100%. Чтобы передать тон и чистоту цвета, вам обязательно нужно варьировать насыщенность, также как и невозможно получить чистый цвет без вмешательства тона.

СОВЕТ: если вы используете Photoshop, то можете наложить на свой рисунок черно-белый корректирующий слой, который можно включать и прятать, чтобы контролировать композицию.

ГОТОВИМ КАРАНДАШИ

ТЕОРИЯ

Теперь, когда мы понимаем, что такое цвет и как его описать, можно попытаться организовать его для нашего удобства. Теория цвета – это способ организации цвета таким образом, чтобы нам было удобно смешивать цвета и создавать новые цветовые сочетания с целью достижения благоприятной композиции. Я пройдусь по самым базовым принципам теории цвета, а также расскажу, как ими пользоваться.

КОЛЕСО

Скорее всего, вы уже знакомы с цветовым колесом. Если нет, то определение ему звучит следующим образом: цветовое колесо – это просто цвета видимого светового спектра, сгруппированные в определенном порядке (от красного до фиолетовому) по кругу. Исаак Ньютон, основатель множества принципов света и цвета, был первым, кто организовал цвета в таком порядке. Подобная организация цветов помогает найти, например, комплементы (или дополняющие цвета) (это противоположные тона), а также другие цветовые сочетания.

Альтернативное цветовое колесо в CYM. Традиционным считается колесо (на рисунке выше) в RGB цветах.

ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА

Первое, что нам нужно сделать, это ознакомиться с некоторыми ключевыми терминами цветовое колеса. Самое первое и самое важное, что мы должны запомнить – это наши первичные цвета. Существует три первичных цвета: красный, желтый и синий.*** Они называются первичными, потому что не могут быть образованы путем смешивания других цветов, но вы можете образовать большинство других цветов путем смешивания этих трех.

***Некоторые считают первичными цветами пурпурный, желтый и бирюзовый (см. выше), но «настоящие» версии этих цветов в красках найти крайне сложно. В любом случае, используя только эти три цвета, вы можете создать столько новых цветов, что можно даже не покупать новые краски.

ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА

Вторичные цвета – это те цвета, которые получаются в результате смешивания первичных. Желтый и синий образуют зеленый. Синий и красный дают фиолетовый, а при смешении красного с желтым получается оранжевый. Если вы вдруг забудете об этом, можете просто посмотреть на цветовое колесо. Результат смешивания двух цветов будет располагаться непосредственно между ними.

ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА

Третичные цвета располагаются на цветовом колесе между первичными и вторичными цветами (часто оттенки коричневого и серого приписывают к третичным цветам, не смотря на то, что их нет на традиционном цветовом колесе). Названия этих цветов обычно пишутся через дефис (желто-зеленый, сине-зеленый, красно-фиолетовый). Некоторые определяют третичные цвета как комбинацию первичных и вторичных¸ но я предпочитаю говорить, что они являются результатом неравномерного добавления первичных цветов. Таким образом, у вас не будет чувства, что бы можете добавить только зеленый, чтобы получить желто-зеленый.

ОТТЕНКИ

Вы можете заметить, что даже при такой организации цвета, мы теряем из виду множество других цветов. Главное в первичных, вторичных и третичных цветах это тон, не чистота или насыщенность. Чтобы создать более светлый, темный или менее насыщенный цвет, нам нужно создать светлые оттенки, тона и темные оттенки (вы также можете добавить комплементарный цвет для нейтрализации другого цвета, но мы не можем назвать это тоном, потому что не использовали при этом нейтральный цвет). Светлые оттенки (tints) появляются в результате добавления белого цвета. Тона (tones) – это результат добавления серого цвета. А темные оттенки (shades) получаются при добавлении черного цвета. Заметьте, что даже когда вы добавляете нейтральные тона, вы можете получить изменения в цвете. Белые оттенки смещают цвет больше к синему тону. Черные – к зеленому (попробуйте с желтым). При добавлении нейтрального цвета к любому другому цвету, вы получите уменьшение чистоты цвета.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Цветовые колеса – это не просто красивые диски, которые помогают при смешивании цветов. Мы можем использовать цветовые колеса с целью создания цветовых схем и подбора таких цветов, которые бы гармонировали друг с другом.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Комплементарные (или дополняющие) цвета – это те, что располагаются на цветовом колесе друг против друга. Они называются дополнительными, потому что ДОПОЛНЯЮТ друг друга. Такие цвета повышают свою интенсивность и чистоту, потому что более далекого тона найти просто невозможно. Это то же самое, что поместить черный цвет рядом с белым на светотеневой шкале.

СПЛИТ КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Сплит комплементарные цвета почти аналогичны комплементарным. Единственная разница между ними в том, что вы берете оттенки смежные (соседние), а не просто противоположные. Например, вместо создания цветовой схемы из оранжевого и синего, вы возьмете оранжевый, сине-фиолетовый и сине-зеленый. Вместо двух оттенков, привлекающих внимание друг к другу, у нас получается сочетание двух оттенков, которые работают на то, чтобы усилить эффект от противоположного на колесе оттенка.

ПРАВИЛО ПРЯМОУГОЛЬНИКА

По правилу прямоугольника выбираются комплементарные цвета по обе стороны цветового колеса. Обратите внимание, что в результате у нас получается два набора комплементарных цветов (красный с зеленым и желтый с фиолетовым). Главный плюс такого подхода – широкий спектр цветов. Вместо двух или трех цветов, в вашем распоряжении – целых четыре.

АНАЛОГОВЫЕ ЦВЕТА

Аналоговая цветовая схема является полной противоположностью схеме с комплементарными цветами. Вместо цветов, драматически контрастирующих в тоне, в аналоговой схеме мы получаем похожие оттенки, расположенные на цветовом колесе по соседству. Чаще всего именно аналоговые цвета считаются наиболее гармоничными.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цветовое колесо можно разделить на две равные части: на теплые и холодные цвета. Холодные цвета умственно и эмоционально ассоциируются с холодом (оттенки синего, зеленого и фиолетового). Теплые же цвета напоминают о тепле (желтый, оранжевый, красный). Хотя, умственные и эмоциональные ассоциации, связанные с этими цветами, немного расходятся с точкой зрения, опирающейся на физику. Красный, например, это цвет самых холодных звезд во вселенной, а синие/фиолетовые – одни из самых горячих. Также стоит отметить, что фиолетовый и зеленый могут быть как холодными, так и теплыми цветами, поэтому деление колеса можно произвести по-разному.
Самым теплым цветом считается желтый (потому что он отражает больше всего света), поэтому, добавление этого цвета в любой другой, делает последний более теплым. Синий же считается самым холодным, поэтому разбавив какой-то цвет синим, он станет более холодным.

МОНОХРОМНЫЕ ЦВЕТА

В монохромных цветовых схемах используется только один тон. Многие думают, что это сочетание цветов слишком скучное, но это вовсе не так. Несмотря на ограниченность в вариативности тона, это вовсе не значит, что ограниченной будет и чистота и светлота/темнота цвета.

ТРИАДА (ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА)

Как видно из названия, данная схема включает в себя цвета, выбранные по правилу треугольника (равностороннего, если быть точнее). Таким образом, колесо делится на три равные части с обширным выбором цвета. Заметьте, что наши первичные цвета являются частью этой триады.

ТЕТРАДА (ПРАВИЛО КВАДРАТА)

По правилу тетрады внутри нашего цветового колеса образуется равносторонний квадрат. Данная цветовая схема считается гармоничной, потому что включается в себя два холодных и два теплых тона, которые идеально дополняют друг друга. Не смотря на то, что данные цвета являются комбинацией комплементарных (в данном случае красного с зеленым и желто-оранжевого с сине-фиолетовым), они более распространены, чем сплит комплементарные, и дают возможность уменьшать контраст тона.

ДРУГИЕ ТЕОРИИ

Как и многое в искусстве, система классифицирования цвета по цветовому колесу не является единственным методом. Не смотря на то, что цветовое колесо подходит для определения цветовых сочетаний, оно не охватывает два других аспекта цвета – чистоту и насыщенность (светлоту/темноту). Рассмотрим еще одну популярную систему организации цвета – систему Манселла (Munsell). В отличие от цветового колеса, система Манселла трехмерна. На одной оси у нас чистота/хроматичность цвета, на второй – насыщенность (светлота/темнота), и на третьей – тональность.

Обратите внимание на «пропуски» в этой 3D-модели системы Манселла, которая основывается на восприятии тона, хроматичности и насыщенности. Некоторые цвета, такие как желтый, по своей природе выглядят намного ярче, чем другие; какие-то цвета всегда выглядят темнее остальных, и именно из-за этой разницы в восприятии и появляются данные «пробелы».

В отличие от трех первичных цветов, выделяемых на традиционном цветовом колесе, Манселл делит тон на пять принципиальных цветов – красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, – но как и на традиционном цветовом колесе, комплементарные цвета располагаются друг против друга.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫПУСК

Если вы художник (в любом ремесле), то наверняка заметили, что есть цвета, которые очень сложно поддаются воспроизведению. И не важно, используете ли вы краски, компьютерные экраны, или распечатки, ваши цвета просто не «тянут». Чаще всего это происходит из-за того, что ваша цветовая гамма ограничена. Гамма – это полный диапазон возможных цветов на определенном носителе, будь то компьютер, или набор красок, или картридж в принтере.

Компьютерный экран работает за счет оптического смешивания Красного, Зеленого и Синего цветов (RGB). Принтер смешивает Бирюзовый, Пурпурный, Желтый и Черный цвета (CMYK). Если дело касается красок, то смешивается Красный, Желтый и Синий цвета. Но, не смотря на то, что при смешивании этих красок мы получаем в результате широкий спектр новых цветов, гамма все же остается лимитированной.

Посмотрите на рисунок ниже. Серым выделен диапазон цветов, который виден человеческому глазу. Буквы A, B и C демонстрируют цвета, которые может воспроизводить ЭЛТ-монитор: красный, зеленый и синий. Эти цвета образуют треугольник. Почему же сюда не входит весь спектр цветов? При смешивании двух цветов мы получаем новый цвет, который будет располагаться непосредственно между ними. Мы не можем смешать синий с зеленым и получить цвет, более синий, чем оригинальный синий, или цвет зеленее нашего зеленого. Из-за того, что мы может работать только с цветами между A, B и C, наш монитор никогда не сможет создать цвет D, который находился бы далеко за пределами данной гаммы.

РАСШИРЕННЫЙ ВЫПУСК

Так как же можно расширить гамму цветов, если вы рисуете красками или печатаете на принтере? Легко. Добавьте новые цвета. Когда вы ограничиваете себя красным, желтым и синим, вы ограничиваете и диапазон цветов, который используете. Иногда вам нужен небесно-голубой или бирюзовый. Иногда розовый совсем не подходит, когда вам нужен пурпурный. Не бойтесь выходить за границу первичных цветов.

Примечание: сегодня можно купить принтер с чернилами больше четырех стандартных цветов (CMYK). Если не ошибаюсь, у моего принтера их шесть: синий, бирюзовый, желтый, красный, пурпурный, черный и матовый черный. Также вы можете использовать цвета системы Пантон (Pantone) – это специализированные тона для печати.

ДА БУДЕТ СВЕТ

ОДИН МИНУС ОДИН

До этого момента мы говорили о смешивании цветов посредством смешивания пигментов. Когда мы смешиваем пигмент, краситель или чернила, мы используем определенный способ смешивания цветов – субтрактивный. Называется этот метод так, потому что наши цвета создаются путем абсорбации (или вычитания) определенных цветов, одновременно отражая другие. Если вы осветите белым светом красное яблоко, поверхность этого яблока впитает в себя большую часть лучей, но будет отражать длинные волны света вокруг красной части спектра на наши глаза. Именно поэтому яблоко становится красным, и именно по этой причине традиционные краски и пигменты приобретают те цвета, которыми они являются.

ОДИН ПЛЮС ОДИН

Как вы, наверное, заметили, в последнем определении мы коснулись только способности поглощать и отражать свет. А что на счет тех вещей, которые окрашиваются по другому принципу? Я говорю об объектах, которые излучают свет. Смешивание цветов света называется аддитивным (добавляющим) смешиванием. Данное название обусловлено тем, что разные источники света добавляют цветной свет для выработки цвета. Аддитивное смешивание цветов используется в светоизлучающих приборах.

Первичными цветами для аддитивного цвета являются красный, синий и зеленый, что должно вам о чем-то напомнить, если вы читали пункт про то, как работают наши глаза. Вторичные цвета для такого вида смешивания цветов: пурпурный, желтый и бирюзовый. Скажу честно, я только поверхностно затронула тему аддитивного смешивания цветов, поскольку большинство светоизлучающих приборов, которые работают по шкале RGB, могут конвертировать цвет в CMYK или HSB, которые работают внутри системы аддитивного смешивания.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ

Итак, мы определили следующие способы создания цвета – поглощение/отражение и излучение, но эти методы не являются единственными. Следующие способы создания цвета встречаются редко, поэтому я расскажу о них коротко:

РАССЕИВАНИЕ

При прохождении через материал свет имеет свойство рассеиваться. Так наше небо окрашивается в синий цвет. При минимальном рассеивании, оно станет голубым. Если рассеять свет больше, то можно получить более глубокие цвета, такие как красный или оранжевый. Когда солнце находится прямо над головой, оно преодолевает меньше атмосферы, чем когда оно образует острый угол, как, например, при закате или рассвете. Если хотите проверить эту теорию на практике, попробуйте добавить молоко в стакан с водой и просветить его светом.

ИРИЗАЦИЯ (РАДУЖНОСТЬ)

Иногда, когда вы смотрите на какой-то объект, его цвета начинают меняться (например, на мыльных пузырях, перьях павлина, или крыльях некоторых бабочек). Этот феномен называется иризацией. Это происходит из-за того, что тонкие светопроницаемые и прозрачные слои смещают цвета. Угол, под которым вы смотрите на объект, меняет ваше взаимодействие со слоями, таким образом, меняются и цвета.

ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ (СВЕЧЕНИЕ)

Данный эффект проявляется, когда объект абсорбирует волны света разной длинны, а излучает волны другой длинны. Вы можете посветить ультрафиолетовым светом (который не видим человеческому глазу), но в результате увидите зеленый. Фактически, объект переводит свет в другую частоту, отличную от той, с которой вы начали. Хороший пример – урановое стекло.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Итак, вы прошли через самую скучную часть урока. На самом деле я не хотела так углубляться в теорию цвета, но вы должны сначала познакомиться с основами, прежде чем перейдете к другим пунктам, касающимся цвета. В следующей части я затрону тему уже непосредственно восприятия цвета.

Художники делят все цвета на три группы: Основные цвета (первичные), Вторичные цвета и Третичные цвета. Тон, относящийся к названию цвета, как то красный, синий и желтый, являются разными оттенками. Насыщенность цвета - это сила, с которой этот цвет представлен. Чистота цвета - это количество серого в цвете, достигаемое при добавлении белого или черного. Это значение относится к светлоте и темноте цвета по шкале градации яркости от 1 до 10.

При взаимодействии одного цвета с другим можно добиться как сильного, так и тонкого эффекта свечения в работе. Понимание силы взаимодействия цвета и света на поверхности различных текстур имеет существенное значение для каждого художника. Жанр, техника и изображаемый предмет не имеет такого значения. Каждый должен обязательно это знать, иначе его работы будут лишь странными произведениями, так как добиваться этого эффекта вы будете методом проб и ошибок.

Первичные цвета

Красный, Желтый и Синий, так как световые волны обладают различной частотой: Красный - длинные волны, Желтый - средние, Синий - ближе к коротким, последний- (Фиолетовый)

Вторичные цвета


Оранжевый, Зеленый и Фиолетовый - сочетание Основных цветов в пары является результатом появления Вторичных цветов. (Желтый +Красный=Оранжевый, Желтый+Синий=Зеленый, Красный+Синий=Фиолетовый)

Третичные цвета


Цвета, которые получаются при смешивании Первичных и Вторичных - это Желто-оранжевый, Красно-оранжевый, Желто-зеленый, Сине-зеленый, Красно-фиолетовый и Сине-фиолетовый.

Комплиментарные цвета


Это те цвета, которые на 180° противоположны друг другу на цветовом круге. Комплиментарные цвета позволяют достичь наибольшего цветового контраста и стабильности. Цвета, расположенные рядом с комплиментарными позволяют смягчить визуально контраст, который может раздражать.

Как получить "свечение"

Вы знали? Использование более светлых оттенков комплиментарных цветов может воссоздать то самое "свечение" света и цвета.

Смешивание комплиментарных цветов



Если медленно добавлять цвет в его комплиментарный цвет, то постепенно он будет терять свою идентичность. Они нейтрализуют друг друга и остается только вариация оттенка. В зависимости от используемого пигмента, это свойство можно считать важным инструментом для поиска более сложных сочетаний теплых и холодных оттенков.

Сплит-комплиментарные цвета


Сплит-комплиментарные группы состоят из главного цвета и двух прилегающих цветов. Например, Желтый\Красно-фиолетовый\Сине-фиолетовый.

Аналогичные цвета


Группы из 3-4 ближайших цветов на цветовом колесе. Здесь представлены четыре группы из трех аналогичных цветов.

Цветовой ключ

Цветовой ключ - общая яркость и насыщенность цвета рисунка. Рисунок в светлой цветовой гамме - рисунок изображенный цветами, находящимися на светлом конце шкалы. Работа в темных тонах - темнее, и оттенки находятся на темном конце шкалы. Картины, написанные в светлой и темной цветовой гамме, могут иметь разный уровень насыщенности цвета.


Высокий ключ - высокий уровень насыщенности цветов
Высокий ключ - низкий уровень насыщенности цветов
Низкий ключ - высокий уровень насыщенности цветов
Низкий ключ- низкий уровень насыщенности цветов

Цвет и эмоциональная температура

Основные цвета - красный, желтый, синий

Красный - это цвет крови и всего живого, он теплый. Желтый - это цвет солнца и теплых золотистых цветов. Синий -это цвет прохлады и воды и далекого неба.

Вторичные цвета - оранжевый, зеленый, фиолетовый

Оранжевый - это цвет плодов цитрусовых, висящих на деревьях и последних теплых лучей, касающихся края отдаленного каньона. Зеленый может быть цветом жизни и всего растущего, или далекого и чужого. Фиолетовый может быть богатым, требующим нейтрального присутствия или обнаруживать себя в элементах органических продуктов.

Третичные цвета - желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый

Желто-оранжевый - это цвет плоти и жизни. Красно-оранжевый - это яркое приглашение отпраздновать его присутствие. Красно-фиолетовый - это еще не холодный оттенок каньенного песчанника в сумерках. Сине-фиолетовый - это тайна с глубокими тенями в холодную ночь. Сине-зеленый требование, которое обещает утешение в другом месте.

Эмоциональный отклик на цвет

Все приведенные выше ассоциации дадут вам лишь неясное представление о той базовой теории цвета, которая рассказывает о нашем эмоциональном ответе на цвет, и как эти отклики фактически связаны с реальностью, в которой мы находимся. Так же, как и вмешательство некоторых закономерных первобытных связей, которые мы, скорее всего не сможем понять.


Фредерик Эдвин Черч. "Сумерки в пустыне", 40x64,1860, масло, Кливлендский музей искусств

"Цвет - сильная составляющая. Он может заставить вас затаить дыхание. Привычный вид сияющего ярко красного заката стало таковым по причине нашего желания получить один и тот же эмоциональный ответ из первых рук. Это один из тех волшебных моментов, когда мы, в качестве художников, пытаемся возродить реальность в наших мыслях и действиях. Мы хотели бы обратить внимание на этот опыт с помощью наших творений... не так ли? "

Включите в работу голову:

Составьте список цветов, как было сделано выше. Запишите свой эмоциональный отклик на каждый цвет, как если бы это было всего лишь свойством, присущим какой-либо личности, за которой вы наблюдаете. Как например, "Когда вы видите красный, что приходит вам в голову. Затем, используя термины, которыми вы описываете те предметы, имеющие данные цвета, представьте тактильные ощущения, температуру цвета. Обычно это относится к времени суток, времени года и насколько далеко визуально отображается данный цвет.

"Если вы замерзли, и при равных условиях можете выбирать из красного и синего одеяла, в каком, по вашему мнению будет теплее?"

Если вы действительно оглянетесь вокруг и посмотрите на природу, и предметы повседневной жизни, то, что вы увидите, должно быть записано. Если нет, то вам необходимо время, чтобы скорректировать свой выбор.

Основные цвета

В природе три основных цвета: красный, синий и желтый. На них строится вся цветовая гамма, и путем различных их сочетаний можно получить все остальные цвета. Основные цвета присутствовали в интерьере с момента зарождения земной цивилизации. Чтобы вы уяснили взаимоотношения красок, обращаем ваше внимание на диаграмму.

Красный

Красный цвет - наиболее эмоциональный и активный из трех основных цветов. Он позволяет создать множество эффектов, оживляет интерьер, волнует человека, создает атмосферу теплоты. Но он требует от дизайнера известной смелости и уверенности в себе. Красный цвет используется при отделке практически всех интерьеров, хотя в спальнях - реже, поскольку у него сильная энергетика. Превращаясь в розовый, он становится женственным, а темнея - наоборот, мужественным. Смешиваясь с желтым, он превращается в веселый оранжевый, а с синим - в таинственный фиолетовый. Дополнительный цвет к красному - зеленый.

Взгляд на красный цвет в культурах разных народов неодинаков. Китайцы, например, всегда его любили, считали символом долголетия и именно из красной ткани шили свадебные платья для невест. Древние римляне считали, что красный цвет - символ силы, мощи, власти. Эти ассоциации получили продолжение в ритуалах католической церкви. Красный цвет присутствует на флагах многих государств. В современной истории он нередко символизировал политические взгляды левых экстремистов. В обиходе красный цвет часто выступает как знак предупреждения об опасности.

В природе он прочно ассоциируется с кровью, хотя нас соблазняют вполне мирные красные ягоды, фрукты и овощи. Вспомним библейское предание о Еве и запретном плоде.

Синий

Из всех цветов синий чаще всего связывают с понятием красоты. С древнейших времен он популярен во всем мире. Синий - цвет вечности, соединяющий настоящее с прошлым и будущим. Выразительные его возможности поистине неисчерпаемы. Смешивая его с желтым, получаем зеленые оттенки, а с красным - фиолетовые. Дополнительный цвет к синему - оранжевый.



Синий цвет, как правило, ассоциируется с небом и морем. Цвет неба иногда называют лазурью. Цвет моря во многом зависит от неба, глубины, времени дня, погодных условий и даже особенностей морского дна: он колеблется от темных сине-фиолетовых оттенков до бледного аквамарина.

Синий цвет обладает способностью передать и воздушность облаков, и спокойствие безоблачного неба, и даже заряженность атмосферы электрической энергией. Он впитал в себя и яркий дневной свет, и глубокий мрак ночи, он вызывает у нас ощущение радости или грусти, ясности или тайны. Подобные эффекты зависят от пропорций, в которых в синюю краску добавляется черная или белая.

С психологической точки зрения, синий цвет ассоциируется у нас со спокойствием и умиротворением. Темные глубокие тона предпочтительны для медитаций: биологические

процессы в организме замедляются, происходит его расслабление. Часто синий цвет символизирует женственность.

В дизайне интерьеров при оформлении обширных помещений лучше использовать смягченные и светлые тона. Голубой цвет хорош для потолков. С помощью темных тонов можно удачно сделать какие-либо акценты при оформлении небольших помещений. Благодаря своему успокаивающему воздействию синий цвет часто встречается в оформлении спален. А связанные с ним ассоциации с водой, чистотой и порядком позволяют использовать его в ванных комнатах и кухнях (нередко в сочетании с белым). Сам по себе синий цвет считается холодным, поэтому опытные дизайнеры уравновешивают его теплыми тонами: красный придает интерьеру выразительность, желтый - свежесть, а персиковый - роскошь и элегантность.

Желтый

Возможности желтого цвета весьма богаты. У него есть разные по степени насыщенности оттенки, но в своей чистой форме он необычайно интенсивен. Его сияние часто ассоциируется с солнечным светом, поэтому он пробуждает в нас энергию и волнение.

В интерьерах его мощное излучение намеренно приглушается - используются его светлые оттенки или комбинируют желтый с другими цветами. Эмоциональное воздействие желтого - в целом оптимистичное, и все же он внушает некоторое беспокойство. Сочетание желтого с красным дает теплый оранжевый цвет, а желтого с синим - более спокойные зеленые тона. Дополнительный цвет к желтому - фиолетовый.

В «семейство» желтых оттенков входит и золотистый цвет, ассоциирующийся с богатством и изобилием. Позолоченные изображения были особенно популярны в эпоху Возрождения. С доисторических времен знаменита и охра, хотя она быстро выцветает.

В культурах Востока желтый цвет всегда был почитаем. В Индии его считали священным; на свадебную церемонию невесты одевали желтые платья (так же, как, кстати, и римлянки). В Китае желтый цвет ассоциировался с земными и небесными владыками.

На Западе же отношение к нему было совсем другим. Здесь он часто ассоциировался с ересью, предательством (вспомните цвет одежд Иуды), болезнями (дома, куда приходила чума, помечали желтым крестом), предупреждением об опасности (желтый свет).

В оформлении интерьеров желтый цвет - безусловный фаворит. Нередко его сочетают с зеленым, чтобы создать ощущение природной свежести. Сочетание с синим дает эффект чистоты и яркости, с красным - веселья и богатства. Смешивая желтую краску с белилами, вы приглушите яркость, однако живость восприятия останется. Добавив в желтый фиолетовые тона, вы снизите его интенсивность - он станет спокойнее. В общем, как и другие основные цвета, желтый оставляет дизайнеру широкий простор для фантазии.

Перед вами - так называемый цветовой круг.

Равнобедренными треугольниками обозначены основные цвета и дополнительные. У каждого основного цвета есть свой дополнительный, обозначенный треугольником, находящимся напротив него. Так, зеленый цвет - дополнительный к красному, оранжевый - к синему фиолетовый - к желтому.

Учтите, что цвета в круге - чистые. Если перенести их на обширное пространство интерьера, они будут чересчур интенсивными и не создадут ощущения комфорта. Поэтому дизайнеры часто снижают интенсивность цвета, добавляя в краску белила или подмешивая дополнительные цвета - тон тогда приобретает сероватый оттенок. Создание комбинаций цветов - занятие увлекательное, дающее простор фантазии.

Основная статья : Психология восприятия цвета

В цветовом пространстве HSVпротивостоящие цвета являются дополнительными, при смешивании они дают оттенки серого

Дополнительные цвета - пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием Основные цвета. Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета:

§ при аддитивном смешении (характерно для смешивания потоков света) дают цвет, воспринимаемый как белый, а

§ при субтрактивном смешении (вычитание спектров, характерное для смешивания различных пигментов) - серый или чёрный.

Общая информация

При совместном действии потока фотонов равной интенсивности всех длин волн видимого спектра на зрительный аппарат человека возникает ощущение белого, неокрашенного света.

Таким образом, совместное действие световых потоков, вызывающих ощущение соответствующих спектрального и дополнительного к спектральному цветов, вызывает ощущение белого цвета. Этим обуславливается термин «дополнительный цвет».

Дополнительные цвета являются смешанными цветами, так как их ощущение вызывается совместным действием монохроматических лучей, порознь вызывавших бы ощущения своих спектральных цветов.

Поиск дополнительных цветов на цветовом круге

Цветовой круг позволяет быстро найти дополнительный цвет, к спектральным. Типичные сочетания - синий и жёлтый , красный и зелёный .

Первичные и вторичные цвета

Триаде Жёлтый - Пурпурный - Голубой соответствует триада Синий - Зелёный - Красный.

Подробнее:

§ Красный цвет и Циан (red cyan) (циан - сине-зелёный цвет)

§ Зелёный цвет и Маджента (green magenta) (маджента - смесь красного и синего)

§ Синий цвет и Жёлтый цвет (blue yellow) (жёлтый может быть получен при смешении зелёного и красного)

Излучения, составляющие дополнительные цвета, могут иметь различный спектральный состав (см. Метамерия).

Для механического получения дополнительного цвета использовали специальные непоглощающие светоделительные зеркала.

Основные, составные и дополнительные цвета Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это - красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Глава 2. Теория цвета

2.1 Классификация цветов

Теплые цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого. Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета – это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета – это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый – цвета пигментов – то получим черный цвет.

Рисунок 1 – Природные цвета

Вторичные цвета (рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато – голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.

Рисунок 2 – Вторичные цвета

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся – оранжевый, пунцовый, светло – зеленый, ярко – голубой, изумрудно – зеленый, темно – фиолетовый.

Дополнительные цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов – желтого и циана (зеленовато – голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Рисунок 3 – Хроматический круг по Манселлу

2.3 Система Манселла

Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

Тональность – это, например, желтый или синий.

Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Рисунок 4 – Система Манселла

Глава 3. Психологическое воздействие цвета

3.1 Цветовые предпочтения

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Почему невозможно придерживаться объективных сторон при изучении этого вопроса? Отчасти потому, что достаточно сложно отделить психологию цвета от его символики.

Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный – это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.

Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Так, например, мнение специалистов фэншуй о свойствах цветов по многим аспектам совпадают с мнением западных ученых. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определенные качества, которые лежат глубоко в его природе. Именно эти свойства выявлялись человеком и передавались из культуры в культуру, начиная с момента великого открытия венецианца Марко Поло.

По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя в интерьере, все это может многое рассказать о нас.

Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети, молодежь, а также открытые прямые натуры.

Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.

Психология синего (голубого) цвета

Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Предпочтение синего цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение синего цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству. Часто синий цвет отвергают курильщики.