Состав цифр от 1 10. Пособие «Числовые домики. Состав числа. Молодцы! Спасибо за урок

Класс: 1

Цели:

  1. Повторить состав числа в пределах 10.
  2. Закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 10.
  3. Закрепить умение сравнивать числа и выражения.
  4. Решать задачи изученных типов.
  5. Развивать логическое мышление, умение наблюдать и анализировать.

Оборудование: доска, мел, указка, десять пароходиков вырезанных из картона, на каждом написаны примеры в пределах 10, стихи-задачи З.А. Михайловой, плакат, на котором нарисован Незнайка.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение темы урока.

(Проверка готовности к уроку.)

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Дорогие ребята! Тема нашего урока “Состав числа в пределах 10. Закрепление изученного.

II. Устный счет.

  1. Счет от 1 до 10 и обратно.
  2. Назовите предыдущее число 4, 6, 8, 10
  3. Назовите последующее число 2, 4, 5, 7, 9.
  4. Назовите соседей числа 3, 5, 7, 9.
  5. Какое число стоит перед числом 6, 8, 10.
  6. Назовите число, которое больше 4 на 1.
  7. Назовите число, которое меньше 7 на 1
  8. Назовите число,которое стоит между числами 5 и 7,справа от 7,слева от 9.
  9. Задачи в стихах.

– На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5)

– На полянке у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3)

– На березе три синички продавали рукавички.
Прилетело еще пять,
Сколько будут продавать? (8)

III .Физкультминутка.

Топай,мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

IV. Закрепление материала.

Ребята! К нам в гости пришел Незнайка.

(Незнайка прикреплен к доске.) Однако пришел не просто так, а с просьбой о помощи. Ему нужно решить примеры, но он совсем запутался. Давайте поможем Незнайке.

(Заранее на доске прикреплены пароходики с примерами на сложение и вычитание в пределах 10.)

Игра “Найди пристань”.

(На доске в разнобой написаны ответы к каждому пароходику. Ученик должен правильно соединить пример с ответом.)

Молодцы! Помогли Незнайке правильно решить примеры.

– Дети! Следующее задание называется “Заселить домики”.

(На доске нарисованы домики с числами на крышах 6, 7, 8, 9, 10. Класс делится на 5 команд по рядам. Дети выходят по одному от каждой команды к доске и заселяют домики. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно заселит домики.)

Хорошо! Молодцы!

Задание. Сравнить числа.

(Дети выходят к доске, решают выражения, ставят знак и поясняют получилось равенство или неравенство.)

V . Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

VI. Решение задач.

Мы с вами немного отдохнули, поэтому можем продолжить работу.

Внимательно послушайте задачу.

У Миши было 5 машинок. На день рождения ему подарили еще две машинки.Сколько машинок стало у Миши?

– Ребята, о чем говорится в задаче?

(Дети отвечают полными ответами.)

В задаче говорится о машинках.

– Сколько было машинок у Миши?

У Миши машинок было пять.

– Сколько машинок ему подарили?

Ему подарили еще две машинки.

– Какой вопрос задачи?

Сколько машинок стало у Миши?

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Как можно это сделать?

К 5 машинкам прибавить 2 машинки.

– Сколько всего получится?

Всего получится 7 машинок.

– Какое выражение мы запишем на доске?

(Ответы детей.

– Первое слагаемое (5)

– Второе слагаемое (2)

– Сумма равна (7),

Сейчас мы с вами решим еще одну задачу.

Дядя ежик в сад зашел
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же-зайчатам.

Сколько груш дядя еж дал зайчатам?

– Сколько груш нашел дядя ежик?

(Полные ответы детей.)

Дядя ежик нашел 10 груш.

– Сколько груш отдал ежатам?

Ежатам отдал семь груш.

– Что нам нужно узнать?

Сколько груш отдал зайчатам?

– Как можно узнать, сколько дал зайчатам?

От 10 отнять 7.

– Какой у нас получится ответ?

Три груши отдал зайчатам.

– Как можно записать решение этой задачи на доске?

(Ответы детей:

– уменьшаемое (10)

– вычитаемое (7)

– разность равна (3),

разность чисел 10 и 7 равна 3 .)

Следующее задание такое.

– На доске записан пример 9 – 7, давайте его прочитаем по разному и составим по этому выражению свои задачи. (Дети составляют задачи.)

1. На дереве сидело 9 ворон, 7 ворон улетело. Сколько ворон осталось на дереве?

2. У Сережи 9 марок, у Славы 7 марок. На сколько больше марок у Сережи, чем у Славы?

3. В гараже стояло 9 машин. Из них легковых 7,остальные грузовые. Сколько в гараже стояло

Грузовых машин?

VII . Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,два нагнулся,
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.

А сейчас проведем самостоятельную работу на листочках.

(На крыльях доски написаны заранее примеры на сложение и вычитание в пределах 10.)

К доске выходят два ученика. 1-й ученик решает первый столбик, 2-й ученик решает второй столбик с обратной стороны доски. Остальные работают самостоятельно на местах.

1 + 2
10 – 6
7 + 3
9 – 6
5 + 4
7 – 2
2 + 5
4 + 6
4 – 3
8 – 2
9 + 1
5 + 5
8 – 6
7 – 6
10 – 8
2 + 8

Самостоятельная работа рассчитана на 5–7 минут.

После выполнения примеров идет проверка. Ученики открывают “крылья” доски, где решали примеры и весь класс у них проверяет, а у кого допущены ошибки, они их исправляют. Учитель спрашивает у детей:

– Кто решил все примеры правильно?

– Кто допустил ошибки и сколько?

И так ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.

VIII . Итог урока.

– Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Что больше всего понравилось?

– Что вызвало затруднение?

(Полные ответы детей.)

Молодцы! Спасибо за урок.

Лариса Николаевна Софронова

Для изучения темы "Состав числа 10 ", я всегда использую "Домики", которые сама разработала в нужном мне формате. Распечатываю их на цветном принтере. Раньше я их вставляла в файлы, но несколько лет назад вырезала домики по контуру и заламинировала, вид у пособия стал как у типографского изделия. Служат они и по сей день.

Данное пособие используется для подготовки детей к школе. Ребенок должен четко знать, что 7 - это 3 и 4, 2 и 5 и т. д. На основании этого знания он будет решать примеры и задачи не только в детском саду, но и в начальной школе.

Я всегда рекомендую родителям тех детей, которые никак не могут запомнить состав числа , повестить эти домики на стену в детской, чтобы перед сном ребенок волей-неволей смотрел на домик, НО могу сказать с уверенностью, что должен висеть только 1 домик, только в этом случае состав числа запомнится . Как только ребенок запомнил состав вывешенного числа , вешаем следующий.

Удачи всем!

Публикации по теме:

Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.

Наглядное пособие "Макет "Ферма". Данное пособие используется для формирования представлений у детей о домашних животных. Предназначен для.

Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию наглядное пособие - макет "Морские обитатели (сделан из фанерной доски и пластика, задняя.

Уважаемые коллеги,хочу предоставить вашему вниманию макет"Насекомые".Организуя предметно-пространственную среду в группе младшего дошкольного.

С 30 ноября в моей группе начинается неделя безопасности. При подготовке к теме в интернете я искала что нибудь интересное для своих деток,.

Я работаю педагогом дополнительного образования и моей темой самообразования является декоративно - прекладное искусство, и по этой теме.

И счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Зачем это нужно?

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.

Кот Василий любит сидеть на крыше под луной. А еще он любит считать этажи.

Кот Василий любит сидеть на крыше под луной. А еще он любит считать этажи, поднимаясь по ступенькам на крышу.

Познакомьте вашего ребенка с котом Василием. И пусть ребенок поможет считать, сколько же этажей остается пройти котику.

Эти несожные примеры, помогут вашесу ребенку быстрее выучить состав чисел первого десятка и в дальнейшем легко перейти к более сложным задачам на состав числа.

Скачать файл: (cкачиваний: 384)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!