Программа кружка «Страна Рукоделия» художественно-эстетической направленности. Рабочая программа кружка Смастеримка! Количество часов на раздел

Воскресенье, 11 Марта 2018 г. 17:52 + в цитатник

Приветствую всех любителей ручного творчества! В этом мастер-классе я расскажу вам о своей авторской технике исполнения шпагатной подарочной из бросового материала . Даная работа приурочена к международному женскому дню 8 марта. Но использовать подобные кружечки-основы вы можете для разнообразных работ, например, для основы различных кофейных композиций, с использованием шаров сизали и ротанга, или как основу для «летящих» кружек с кофейными зёрнами, монетами или цветами, а так же под топиарии. Кружечки можно сделать любых желаемых размеров, выбирайте соответствующую пластиковую бутылку. Цвет шпагата (или ниток) так же можно выбирать по желанию.

Для создания композиции нам понадобятся следующие материалы:

  • пластиковая бутылка с ровным донышком;
  • ножницы;
  • термо-пистолет;
  • кусок толстой проволоки для ручки и для восьмёрки;
  • шпагат;
  • кружево шириной около 1 сантиметров;
  • утюг;
  • двухсторонний скотч;
  • маркер;
  • кусок пенопласта;
  • гипс;
  • кофейные зёрна (можно заменить бисером, бусинами или крупой);
  • ленты: светоло-розовая шириной 12 миллиметров, коралловая шириной 2 сантиметра;
  • нитки белые катушечные и иголка;
  • искусственные листья и травинки;
  • искусственная роса(не обязательно);
  • бусины для серединок цветков и для концов восьмёрки;
  • круглогубцы.

Изготовление подарочной кружки из шпагата и бросового материала: мастер-класс

Шаг 1: Делаем основу для кружки:

Выбираем округлую пластиковую бутылку с ровным донышком, у меня бутылочка от растительного масла, не забудьте её хорошенько помыть с применением обезжиривающих средств. Обрезаем донышко, как показано на фото:

Для обрезки я пользуюсь прибором для выжигания по дереву, это очень удобно.

Так же отрезаем верхнюю часть бутылки, лучше, что бы поверхность была ровная без лишних изгибов. Высоту определяйте сами, она должна соответствовать желаемой высоте будущей кружечки, плюс ещё около полутора сантиметра для оплавления.

Оплавляем край пластиковой детали на перевёрнутом утюге. Для этого деталь необходимо крутить и немного придавливать к утюгу, делайте это аккуратно, так, что бы край оплавлялся и подкручивался вовнутрь равномерно:

Шаг 2: Оклеиваем основу шпагатом

Для оклеивания я использовала двухсторонний скотч, это намного удобнее, чем пользоваться клеем, а от термо-клея тонкий пластик может деформироваться. Двухсторонний скотч клеить нужно постепенно кусочками, снимая каждый раз защитную ленту. Начинаем оклеивать от основания чашки, на скотч наматываем ровными рядами шпагат.

Шпагат лучше взять не слишком тонкий, так работа будет сделана быстрее. Вместо шпагата можно использовать обычные нитки для вязания любого подходящего Вам цвета.

Постепенно подклеиваем кусочки двухстороннего скотча и продолжаем наматывать шпагат до верха заготовки.

По краю кружечки шпагат приклеиваем термо-пистолетом, стараемся клеить чем по глубже вовнутрь.

Затем по намеченному месту внутри начинаем приклеивать шпагат, здесь можно клеить термо-пистолетом, так как донышко в бутылке довольно плотное и от температуры клея деформации быть не должно.

Продолжаем оклеивать шпагатом внутреннюю часть будущего блюдечка, затем аккуратно приклеиваем шпагат по ребру, работу переворачиваем и оклеиваем изнаночную (нижнюю часть) блюдечка. Шпагат стараемся клеить плотно и ровно.

Шаг 3: Соединяем детали, формируем и приклеиваем ручку, декорируем кружевом

Чашечку и блюдце склеиваем при помощи термо-пистолета, держим работу в руках, до застывания клея. Сверху по стыку приклеиваем несколько витков шпагата, тем самым маскируем место соединения.

Круглогубцами изгибаем проволоку в форме ручки, как показано на фото:

Затем термо-пистолетом приклеиваем получившуюся ручку к чашечке, старайтесь, что бы клей не выступал, если же такое произошло, места стыка можно оклеить несколькими витками шпагата.

Чашку украшаем тонким ажурным кружевом, фиксируем его по боку чашечки термо-пистолетом. С боку приклеиваем бантик и полубусину.

Шаг 4: Изготавливаем и вклеиваем восьмёрку, заливаем основу гипсом

Отрезаем кусок плотной толстой проволоки (которая хорошо держит форму) приблизительно 58 сантиметров. Проволоку оклеиваем шпагатом, фиксируя термо-пистолетом.

Изгибаем проволоку в форме восьмёрки, как показано на фото:

Вовнутрь кружечки вклеиваем кусок пенопласта, сбоку можно подклеить фольгу или настоящие камушки, таким образом, экономим гипс и облегчаем работу.

В пенопласте делаем отверстие, в которое термо-пистолетом вклеиваем восьмёрку:

Серединку аккуратно заливаем гипсом и оставляем до полного высыхания.

После застывания гипса, в серединку вклеиваем кофейные зёрна, бисер, бусины или любую крупу, которую можно покрасить в подходящий цвет. Клеить можно Титаном или ПВА. Так же приклеиваем несколько зёрен или бусин на блюдечко.

Шаг 5: Делаем цветы

Для композиции можно взять готовые цветы любого вида или сделать цветы из конфет. Я решила сделать цветы из лент, а именно придумала, как создать небольшие орхидеи из имеющихся у меня в наличии атласных ленточек. Длину лент определяйте произвольно, точные замеры тут не обязательны.

Для одного цветка отрезаем три отрезка (длина приблизительно 7-8 сантиметров) светло-розовой ленты шириной 12 миллиметров, края оплавляем. Склеиваем отрезки ленты в форме петелек.

Петельки склеиваем между собой, как показано на фото:

Отрезаем кусок такой же ленты длиной около 7-8 сантиметров, края срезаем косо и оплавляем. Затем сгибаем ленту пополам и фиксируем термо-пистолетом.

Для серединки берём более тёмную ленту, шириной 2 сантиметра, длина произвольная, около 8-9 сантиметров. Ленту фигурно вырезаем и оплавляем, как показано на фото:

Вырезанную деталь сшиваем и стягиваем посередине.

Склеиваем светло-розовые детали, сверху приклеиваем серединку и бусинку, верхнюю часть внутреннего лепестка можно приплюснуть и зафиксировать по краям клеем.

Таким образом, создаём необходимое количество цветов, у меня в работе пять орхидей:

Самостоятельное украшение кружек полимерной глиной позволяет получить дизайнерскую посуду из самой простой и дешевой.

Термопластика не боится влаги и высоких температур, поэтому чайными чашками можно пользоваться по прямому назначению. Главное – аккуратно мыть, не подвергая декор воздействию абразивных средств и жестких мочалок. Сегодня у нас мастер-класс по изготовлению мужского подарка своими руками. За идею взят ремень с пряжкой с имитацией кожи. Универсальный дизайн без намека на романтику – идеальный выбор для мужчины.

Материалы и инструменты

Чтобы украсить кружку, подготовьте:

  • разноцветную полимерную глину,
  • кружку,
  • ролик,
  • текстурные обои,
  • зубочистку,
  • коврик для рукоделия,
  • канцелярский нож.

Для запекания потребуется духовой шкаф с термометром.

Кстати, женский вариант украшения , а для детей можно украсить пластикой . Если ваш мужчина рыбак, то порадуйте его . Или загляните в нашу подборку своими руками.

Пошаговая техника декора

Разомните глину в руках. Эффектный «кожаный» оттенок получится, если в коричневый добавить немного красного, желтого, зеленого, черного и пудры «металлик».

Для создания мужского«кожаного ремня» вокруг кружки раскатайте глину в полоску примерно 2-3 мм.

Обрежьте выступающие части канцелярским ножом.

Примерьте на чашку, подгоните по диаметру.

Снимите полоску полимерной глины с кружки, аккуратно придавите текстурной частью обоев. Снова наденьте полоску на кружку, прогладьте, чтобы не было пустот между пластиком и кружкой. В месте стыка прижмите текстурным элементом, чтобы узор не прерывался.

Теперь сделайте пряжку в анималистическом стиле. Из пластики серебристого цвета вылепите элемент в форме подковы – это будут лапы и спина медведя. Разгладьте неровности. Серебристый оттенок можно получить, смешав белую и черную глину в пропорции 10/1 и добавив металлический пигмент (или ненужные тени).

Вылепите голову мишки в форме треугольника.

Слепите маленький шарик, разрежьте его пополам – это будут ушки. Приделайте их к голове. Нанесите зубочисткой имитацию шерсти.

Прижимая зубочисткой, сделайте когти, углубления глазниц.

Слепите два одинаковых шарика – глаза и вставьте в глазницы. Зубочисткой сделайте ноздри и имитацию меха вокруг глаз и в ушах.

Нажимая зубочисткой по периметру фигурки, прижмите ее к «ремню» на кружке. Если мордочка получилась худой, нарастите щечки и прижмите их зубочисткой.

Выполните имитацию отверстий на ремне. Для этого слепите несколько серебристых шариков, расположите их на равном интервале вокруг кружки. Надавите зубочисткой в центре, чтобы получилось сквозное отверстие.

В таком же стиле оформите полимерной глиной ручку кружки. Ее нужно сделать в форме медвежьей лапы. Для этого оберните ручку коричневым пластом с нанесенной текстурой, в верхней части добавьте серебристую полоску. Вылепите и приделайте когти из серебристой пластики. По краям «ремня» нанесите зубочисткой имитацию стежков.

Запеките посуду с декором в духовом шкафу в соответствии с инструкцией производителя к термопластике. В использовании избегайте попадания на изделие агрессивных моющих жидкостей.

Если вам нравится работать с пластикой, посмотрите, как из этого материала сделать или . В разделе лепка еще больше идей и уроков по рукоделию.

Мастер-класс по декорированию кружки полимерной глиной в подарок мужчине подготовила Наталья Неустроева, пошаговые фото автора.

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…

Наш сайт изначально создавался как сайт о вышивке крестиком. Но: талантливый человек талантлив если не во всем, то очень во многом. И наши форумчанки занимаются разными видами рукоделия: вяжут, шьют кукол, занимаются скрапбукингом и квиллингом. Сегодня я расскажу о некоторых других видах рукоделия.

1. Аппликация. На уроках труда в начальной школе этим занимались абсолютно все. Аппликация – это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Между прочим декупаж и скрапбукинг – это разновидности аппликации!

2. Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Ткани, расписанные по технологии «батик» выглядят легкими, летящими, по-настоящему воздушными.

3. Витраж — мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. Витражные окна наполняют позитивом любой, даже самый пасмурный день!

4. Выжигание по дереву – способ получения изображения на деревянной поверхности. В советской школе, этим умением (а также следующим – «выпиливанием») должен был овладеть каждый ученик, наравне с умением сделать табурет и скворечник).

5. Выпиливание – способ художественной обработки деревянных поверхностей с целью придания им той или иной формы. Вспомните школьные уроки труда. Девочки шили фартуки, мальчики – вырезали разделочные доски. Но включив фантазию можно получить более интересные результаты.

6. Вырезание силуэтное – прием, при котором производится вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (животные, растения), с плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, поэтому они вырезаются без мелких подробностей. Особым мастерством считается вырезание без отрыва, одним движением остро заточенных ножниц.

7. Ганутель – техника изготовления изделий (чаще всего – цветов) с помощью спиральной проволоки и намотанных на неё шелковых нитей. Техника довольно трудоемкая, но результат того стоит!

8. Гильоширование — (выжигание по ткани) - техника, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом с помощью специального аппарата.

9. Изонить (Нитяная графика, вышивка по бумаге) – графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

10. Канзаши — Изначально – японские женские украшения для волос. В настоящее время – искусство изготовления украшений из отрезков лент, которые складываются определенным образом в виде лепестков.

11. Карвинг — искусство художественной резки по овощам и фруктам, а также по дереву, льду и камням.

12. Кусудама – бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Изначально являлось одним из направлений оригами, в последнее время выделяется в самостоятельное направление творчества. Кстати, такая красота делается довольно быстро.

13. Лепка – техника придания формы пластическому материалу при помощи рук и инструментов. Материалом для лепки обычно служит пластилин, обычная и полимерная глина, соленое тесто, холодный фарфор.
полимерная глина


соленое тесто


холодный фарфор.

14. Макраме — техника узелкового плетения. Тоже довольно известная техника (раньше изделие макраме висело почти в каждой квартире), которая в последнее время возвращает свою популярность.

15. Мозаика — техника получения изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Чаще всего о мозаике вспоминают после произведенного ремонта (когда остается сломанная или лишняя плитка). Но мозаика это и хороший повод купить новую посуду, а из старой сделать что-нибудь подобное этому:

16. Мыловарение – приготовление мыла в домашних условиях. Особенностью такого мыла являются натуральные ингредиенты для его приготовления, а красивая форма (некоторые делают его в виде пирожных или фруктов) – делает домашнее мыло отличным подарком.

17. Пергамо (пергамано) — одна из разновидностей техники тиснения. В процессе обработки пергаментная бумага становится выпуклой. Может применяться как отдельная техника, так и как элемент скрапбукинга.

18. Плетение из газет – техника плетения, получившая большую популярность в последнее время. Материалом служат трубочки, скрученные из газет. Служит неплохой альтернативой плетению из бересты и лозы. В результате получаются великолепные корзинки, подставки и коробочки.

19. Плетение на коклюшках – техника создания кружева с помощью специальных инструментов (коклюшек), на которые наматываются нитки.

20. Рисование цветным песком или подкрашенной солью – техника получения изображения с помощью цветного песка или соли. Особый интерес представляют композиции, насыпанные в бутылку. Чаще всего изображение выглядит как простые цветные пятна, но встречаются мастера, способные создавать настоящие картины.

21. Роспись – нанесение рисунка на деревянные, глиняные или другие поверхности с помощью красок. Роспись подносов и игрушек является исконно русским промыслом (Хохлома, Гжель, Палехские миниатюры и т.п.).

22. Фриволите — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков.

Если вы не нашли в этом списке какого-то рукоделия, то может быть о нем уже создана отдельная тема на нашем форуме: Handmade

Если вы занимаетесь каким-либо видом рукоделия и хотите рассказать о нем остальным форумчанкам, то ждем ваших предложений по открытию новых тем форума вот

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка декоративно- прикладного искусства

«Смастеримка»

Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

Научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1 . Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2 . Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком (3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

7. Работа с цветными нитками (4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги.Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

Учебно – тематический план

кружкового объединения « Смастеримка »

Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

Работа с бумагой

Театр из конусов

Работа с фольгой, фантиками

Работа с ракушками, песком

Работа с соленым тестом

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупами

Работа с гофрированной бумагой

Всего

Тематическое планирование кружкового объединения " Смастеримка "

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

Работа с природным материалом

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

"Осенний букет"

"Сова"

"Домик "

"Дружная семейка на прогулке"

Работа с бумагой

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

"Птичка"

"Гвоздики для дедушек"

"Домик"

4."Мамочке любимой"

Театр из конусов

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

"Мышки"

"Царевна лягушка"

"Тигр"

"Морячок"

Работа с фольгой, фантиками

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

"Мимоза"

"Удивительное дерево"

"Волшебная бабочка"

Изготовление игрушек к Новому году

Работа с ракушками, песком

3

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

"Цветочные горшки"

1

"Жар-птица"

1

"Мышка"

1

6.

Работа с соленым тестом

4

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

"Рисуем тестом"

1

"Милые сердечки"

1

"Подсолнух"

1

"Божья коровка"

1

7.

Работа с цветными нитками

4

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

"Лебеди"

1

"Ваза с цветами"

1

" Снеговик "

1

" Кролик "

1

8.

Работа со скорлупками

4

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

1

"Клоун"

1

"Утенок"

1

" Золотая рыбка "

.

1

9.

Работа с гофрированной бумагой

3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

"Розочки"

1

" Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек."

1

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы-

Обучающие:

Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

Раскрыть истоки народного творчества;

Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

Формирование творческих способностей, духовной культуры;

Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Мастерская рукоделия» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 6-8 классов. Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 3 занятие в неделю по 1.5 часа. 1 занятие в неделю для учащихся обучающихся во вторую смену, 2 занятия для учащихся обучающихся в первую смену.

Структура программы

Программа кружка «Мастерская рукоделия» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

    Сутажная вышивка и украшения из сутажа.

    Подарочная упаковка

    Изготовление чулочной куклы

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах –выставках районного, городского, областного, всероссийского и международного уровня.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии (между сменами).

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из текстиля и бумаги. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

О видах декоративно- прикладного искусства;

О проектной деятельности.

умения:

Работать нужными инструментами и приспособлениями;

Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала

Работать с различными материалами.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей - участие в международных и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества, а также организация и проведение конкурсов- выставок на базе МАОУ «Лицей №121».

Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»

1 год.

Сутажная вышивка и украшения из сутажа

Изготовление сережек «Капля росы»

Сент

Изготовление подвески.

Сент

Подарочная упаковка

Подарочный пакет

Окт.

Подарочная упаковка «Купюрница»

Окт.

Подарочная упаковка «Книжка в подарок»

Окт.

Изготовление новогодних игрушек из текстильных материалов

Зимний ангел

Нояб.

Ангелочек «С любовью в сердце»

Нояб.

Ангел « Нежность»

Нояб.

Изготовление текстильной куклы

Мишка-тильда

Дек.

Кукла «Фея доброе утро»

Дек.

Кукла «Альки-«сплюшки»

Янв.

Изготовление чулочной куклы

Хозяюшка- Благополучница

Фев.

Домовенок Кузя

Март

Изготовление швейного изделия

Пошив швейного изделия «Летняя фантазия»

Апр.

Май

Подведение итогов. Выставка работ.

1.5

Май

105