Почемучка почему. Сто тысяч «почему». Отвечаем на детские вопросы. Почему курицы не летают

У моего младшего сына возраст почемучки начался с вопроса "А зачем? " .

— Мама, что ты делаешь?

— Кушать готовлю.

— А зачем?

Немного позже этот вопрос частично сменился на "А что может быть? " .

— Арсений, не сиди на земле.

— А что может быть?

— Сынок, давай будем прыгать потише.

— А что может быть?

И так до бесконечности Более того, этот вопрос стал буквально «нарицательным» в нашей семье. Теперь все: и дети, и взрослые при случае спрашивают: «А что может быть?»

Ах, этот возраст почемучек!.. Столько перлов он рождает, столько прекрасного настроения и улыбок... А порою даже ставит родителей в тупик. Увы, родитель — не ходячая и может кое-что и не знать Зато, для этих случаев есть прекрасные книги. Вот, например, увлекательная энциклопедия ответов на детские вопросы

«Почему?»

Книга яркая, красочная, дает ответы на множество детских и не только вопросов. Иллюстрации Скота Ричи не дают скучать. На протяжении всей книги идет сюжетная история о семье с двумя ребятишками. То с мамой, то с папой они купаются в ванной, едут в деревню, идут в супермаркет... Ребенок с удовольствием рассматривает и изучает картинки, пока мама читает.

  • Вопросы в ванной
  • Вопросы в супермаркете
  • Вопросы перед сном
  • Вопросы на прогулке
  • Вопросы на кухне
  • Вопросы в деревне

Очень понравилось, что книгу можно использовать не от вопроса к вопросу, а просто как настольную книгу. Так, глава «Вопросы в ванной» у нас довольно быстро переросли в практическое почти тематическое занятие.

А началось все с купания в ванной и любимого детьми вопроса:

Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Потом последовал, пожалуй, самый любимый- нелюбимый многими детками вопрос:

Ой! Почему от шампуня щиплет глаза?

Потому что защитная система наших глаз воспринимает шампунь, как опасного... микроба или пыль. И глаза посылают мозгу сигнал об опасности, что выражается сильной резью.

Почему вода утекает с таким смешным звуком?

А оказывается, это потому, что в воде лопаются воздушные пузырьки! Более того, понять этот принцип очень легко, если сравнить сливную трубу с трубочкой для коктейлей. Когда ты допиваешь сок до дна стакана и собираешь трубочкой последние капельки, то вместе с соком в соломинку попадает воздух, заполняя тем самым всю трубочку и издавая характерный звук. То же самое, только в обратном направлении, происходит и со сливной трубой.

Теперь наш взгляд упал на зеркало, которое «вспотело», покрылось капельками воды и оно стало прекрасным полотном для рисования!

Почему можно рисовать на зеркале?

Потому что горячий водяной пар оседает на холодном зеркале и снова превращается в крошечные капельки воды. Капелек много и они образуют тонкую пленку на зеркале, из-за чего оно выглядит белым, как лист бумаги. А когда мы рисуем пальцем, то просто сдвигаем капельки воды и освобождаем зеркало.

Выдумаете, мы на этом остановились? А вот и нет! Книга дала на ответы на такие вопросы как:

  • Как из крана течет одновременно холодная и горячая вода?
  • Почему нужно чистить зубы?
  • Почему мыло такое скользкое? И т.д.

Немного позже пригодилась книга и во время похода в магазин. Сначала мы прочитали весь раздел "Вопросы в супермаркете " , а потом в магазине все вспомнили и обсудили. При входе, Алеша сразу нашел «специальный электронный глаз» над дверью магазина, который замечая тебя, дает сигнал дверям открыться.

А Арсений сразу стал искать «загадочные большие двери», за которыми скрывается столько всего!:

Совершая покупки, мы удивляли прохожих тем, что дети рассказывали, что знают:

  • Почему макароны выглядят по-разному.
  • Почему шипит лимонад?
  • Почему одни яйца коричневые, а другие белые?

Вопросы и ответы нашли очередное продолжение дома. Лёд в нашей семье — обязательный атрибут чаепития. Ну, как еще быстро остудить чай? Но, как же удивительно он трескается, соприкасаясь с горячей водой. Теперь мы знаем ответ и на этот вопрос:

К вечеру, мы узнали ответ на вопрос: Почему я зеваю?

Занятия с детьми

Почемучка. Ответы на детские вопросы.

1:504 1:513

«Мама, а откуда появляются детки?», «Почему идет дождь?», «Для чего верблюду горб?» или «Почему я хожу в сапогах, а собачка нет?»; «А почему у этой тети огромные глаза?» - вот какие вопросы, иногда, задают дети. Просто ваш ребенок дорос до того возраста, когда ему хочется знать почти все! Это "возраст почемучки"!

1:1125

На эти и множество других вопросов, порой, взрослые теряются и не могут найти ответы. Чтобы вооружить вас знаниями, мы предлагаем вам ответы на некоторые из вопросов ваших "почемучек".

1:1462 1:1471 1:1480 1:1485 1:1494

Почему осенью паучки на паутинках летают?

1:1584

2:503 2:512

Осенью многие молодые паучки отправляются в далекие странствия. Сидя на верхушке травинки, на листе или на сучке, паучок выпускает паутинку. Ветер подхватывает ее, паучок перестает цепляться за листик и улетает вместе с паутинкой. Он такой еще маленький и легкий, этот паучок, что его держит в воздухе едва заметная паутинная ниточка.

2:1125

Перебегая по летящей паутинке, удлиняя и укорачивая ее, паучок то взлетит повыше, то спустится пониже. Он может вобрать в себя всю паутинку, и тогда спустится на землю. Осенняя паутина — это работа тысяч молодых паучков-летчиков. Так молодые паучки переселяются на новое место жительство!

2:1658

2:8

Почему одну белку парашютистом называют?

2:103

3:607 3:616

В Индии и на острове Цейлон живет белка-тагуан . Величиной она с домашнюю кошку, а передние и задние ноги ее соединены толстой перепонкой. Перепонка это не простая. Вытянув ноги, тагуан прыгает с верхушки дерева. Перепонка служит ему парашютом, и зверек словно летит сверху вниз по косой линии.

3:1153

Толстый и пушистый хвост служит белке рулем. Глаза у тагуана зоркие: он без ошибки опускается на нужный ему сучок. Летающие белки есть и у нас. В тайге водится белка-летяга. Она меньше нашей обычной белки и делает прыжки-полеты в двадцать-тридцать метров.

3:1618

3:8

Почему осенние мухи злые?

3:68

4:572 4:581

Говорят, что к осени мухи становятся злее — начинают больно кусать. Наша обычная комнатная муха ни летом, ни осенью не кусает. Она не может куснуть — ей нечем. Посмотри на головку комнатной мухи — впереди торчит хоботок. Конец этого хоботка — широкий и плоский, словно детский башмачок. Таким хоботком можно всасывать жидкость, но проколоть им кожу нельзя.

4:1250

А все-таки в конце лета мухи кусаются. Это кусается не комнатная муха, а жигалка осенняя . Жигалкой эту муху зовут потому, что она очень больно колет своим хоботком. — словно ожжет, жиганет. А осенней зовут эту муху потому, что она чаще встречается в конце лета и осенью.

4:1745

Жигалка похожа на комнатную муху. Она такой же величины, такого же цвета. Вот и думают, что это простая муха кусает. Но отличить жигалку от простой мухи нетрудно. У жигалки хоботок острый и торчит вперед. Тело у нее пошире и покороче.

4:423

У простой мухи, когда она сидит, крылья направлены назад, у жигалки расставлены в стороны. Летает жигалка быстро и ловко, не жужжит. В комнатах чаще летает понизу, около пола.

4:741

Присмотрись в конце лета к мухам в комнатах, сразу заметишь — разные они. Жигалку не увидишь на столе, на хлебе или около молока. Она не садится даже на варенье. Все это — не ее еда. Пищей для жигалки служит кровь. Она сосет ее как комар.

4:1178 4:1187

Почему подосиновик так называют?

4:1267

5:1771

5:8

В лесу из под старых опавших листьев осины выглядывает красная шапочка гриба. Это вылез подосиновик. А чуть подальше, вод под той березой, торчит коричневая шляпка подберезовика. Я осторожно разрываю опавшие листья. Да тут целая семья подберезовиков: два, три, четыре... Один другого меньше Чтобы не попортить шапочку гриба, я берусь за низ ножки. Корешок гриба плотно сидит в земле. Снимаю тихонько верхний слой земли и вижу: от корешка в землю идут в разные стороны тонкие белые нити-мицелий. Эти нити так переплетаются друг о другом, что трудно уследить, куда они идут дальше.

5:1059

Оказывается, все семейство моих подберезовиков связано друг с другом под землей этими белыми нитями и все эти малыши-подберезовики - родные братья, выросшие из одного клубка нитей, из одной грибницы. Ниточки грибницы, пробираясь в земле между корнями цветов и деревьев, всасывают по пути воду и пищу. Их еда - это опавшие старые листья, прошлогодняя гниющая трава. Нити поят и кормят ножку и шапочку гриба Но что это?

5:1818

Отдельные ниточки грибницы близко-близко подходят к живым корням березы. Они оплетают корни со всех сторон, они проникают в самый корешок. Той еды, какую они достают из старых гниющих остатков растений, им мало, и они добывают сок из живых деревьев, присасываясь к их корешкам.

5:505

Но и само дерево от этого соседства не в проигрыше: ниточки гриба служат ему как бы добавочными корешками и подкармливают его в свою очередь. Ниточки подберезовика „дружат“ чаще всего с корнями березы, подосиновик „дружит" с осиной, рыжик — с елкой, и так далее; поэтому-то каждый гриб встречается большей частью около одного определенного дерева.

5:1161

В Швеции не водились маслята. А когда туда пересадили лиственницу, то в этих новых лесах появились и новые для Швеции грибы — лиственничные маслята.

5:1439 5:1448

Почему снег скрипит?

5:1499

6:503 6:512

Попробуйте поймать одну снежинку, и вы увидите, что эта красивая звездочка состоит из многих маленьких кристалликов.

6:729

Как эти кристаллики ни малы, но, когда они ломаются, раздается треск. Когда ломается один кристаллик, уловить звук невозможно. А когда ломается много таких кристалликов сразу, треск становится слышным, и мы говорим, что снег скрипит.

6:1155 6:1164

Почему коньки по льду скользят?

6:1241

7:1745 7:8

Мише сказали, что коньки скользят оттого, что лед гладкий. Миша стал на стекло, еще более гладкое, чем лед, а коньки не скользят. Почему это?

7:262

Коньки скользят оттого, что лед под тяжестью тает. Между коньком и льдом образуется тонкий слой воды. Эта вода, как смазка, позволяет конькобежцу скользить. Слой воды получается такой тонкий, что не успеет конек проехать, как вода снова замерзает и только след остается на голубой глади льда.

7:796

Если стоит очень сильный мороз, коньки скользят не так хорошо. Это знает каждый конькобежец. Теперь уж ни Миша, ни его товарищи не будут пробовать скользить по стеклу, каким бы гладким оно ни казалось.

7:1163 7:1172

Почему у краба на панцире цветы растут?

7:1257

8:1761

8:8

Есть в природе крабы, на панцире которых растут цветы. Вы спросите, как это может быть? А вот так. На панцире краба живут водоросли, полипы, морские черви, актинии. Кажется, что это просто движущийся островок. Трудно догадаться, что этот островок, заселенный животными и растениями, - краб. Когда такому крабу захочется есть, он клешней достает с панциря кого-нибудь из своих сожителей и отправляет в рот. Этот краб не только хорошо спрятан от врагов живой покрышкой, но и всегда носит с собой готовый обед!

8:935 8:944

Куда улетают перелетные птицы?

8:1020

9:1524

9:8

Оказывается, аисты, журавли и ласточки полетели в Африку; в самую середину Африки, к бегемотам в гости забрались. Скворец тоже в Африку полетел, только не так далеко, — добрался до Египта, и хватит. Дикие гуси в Африку, в Индию улетели, а иные и в Персии остановились. Кукушка хоть и плохо летает, а как принялась от зимы улетать, так тоже до Африки добралась. Живут там в лесу, только не кукует. Молчит наша кукушка в Африке, в гостях словно немая стала.

9:830

Гнезд птицы на чужбине не вьют птенцов не выводят. Кто летит за десять тысяч километров, а кто и всего за тысячу.

9:1036

Грач далеко не летит. Ему зимой и на юге Украины хорошо, да и на Северном Кавказе не плохо. Тут и сытно, и не очень холодно, и от дома близко. Он и улетать по осени не спешит: недалеко ему лететь. А весной из всех птиц первым прилетает: рукой ему подать с юга Украины до Москвы: дня три крыльями помахал, — и дома.

9:1600

9:8

Какие птицы зимуют рядом с нами?

9:82

10:586 10:595

Наступила поздняя осень, ребята заметили, что не видно больше веселых трясогузок, быстрых ласточек, неутомимых скворцов. Улетели на юг перелетные птицы. А какие птицы остаются с нами зимовать?

10:949 10:958

11:1462 11:1471

Кто прокормиться может: тетерева, рябчики, куропатки. По лесу стайки синиц летают, а среди синиц — дятел. Словно предводитель: куда он, туда и синицы. Дятел клювом кору на дереве долбит, а синицы по снегу прыгают, упавших личинок подбирают. Кормятся они возле дятла, вот и летают за ним.

11:1994 11:8 11:11 11:20

Возле человека воробьи, галки, вороны, голуби, а в деревне и желтые овсянки держатся. По перелескам и пустырям щеглы летают — на репейнике кормятся.

11:296 11:305

12:809 12:818

Но среди знакомых птиц вдруг зимой промелькнет неизвестная птичка. Не было у нас таких летом. Кто же это? Оказывается на зиму к нам некоторые птицы прилетают.

12:1113 12:1122

Кто к нам из птиц на зиму прилетает?

12:1200

Зимой по дорогам стайки подорожников летают; словно воробьи, в лошадином навозе роются. В лесу, на березовых ветвях, чечетки виснут, а на рябине красногрудые щуры сидят. Тихо в северных лесах, откуда прилетели к нам на зиму эти птицы. И такие спокойные эти щуры, что диву даешься. Подойдешь к нему, а он хоть бы что. Палкой с дерева сшибить можно. Но поживет у нас щур немного, и тогда уж близко не подпустит - улетит.

12:1951

12:8

13:512 13:521

Какие птицы вьют гнезда зимой?

13:590

Конечно, не во всяком лесу гнездо зимой найдешь, а постараешься, поищешь — увидишь. Ель; на верхушке — гнездо; в гнезде — яйца, а на яйцах птица.

13:865


14:1371 14:1380

Клюв у нее кривой, перекрещенный. Таким клювом хорошо лущить еловые шишки. Это — клест, бродяга. Так и бродят клесты всю свою жизнь из леса в лес. Попадут в лес, где шишек уж очень много, задержатся - гнезда совьют, птенцов выведут. И зима им нипочем. Мороз, галки на лету мерзнут, деревья трещат, а у них — птенцы в гнезде сидят. Еловых семян много — птенцы сыты. Гнездо глубокое, с пухом, тепло в нем. А в мороз и мать собой прикроет. Тогда уж совсем хорошо.

14:2214

14:8

Как узнать, какие птицы куда улетают?

14:89

15:593 15:602

Как узнать, куда какая птица улетает? Краской метку на птице сделать? Нельзя. Краску дождем смоет. Вот и придумали ученые. На ногу птице легонькое колечко надевают. На колечке — номер. Номер в книжку записывают. Попадется такая птица в руки человеку, по номерку можно узнать, где ее родина.

15:1133 15:1142

Надели, например, кольцо журавлю на болоте возле Твери. А убили этого журавля осенью под Одессой. Значит — летел журавль из-под Твери на юг через Одессу. Метят кольцами обычно птенцов на гнезде, — это всего проще. Птичьи кольца много разных вещей про птиц рассказали: по каким дорогам птицы на юг летят, где зимуют, прилетают ли обратно в тот же лес, откуда улетели.

15:1814

15:8

У какой рыбы глаза на боку?

15:70

16:574 16:583

Да это рыба КАМБАЛА! Есть такая рыба-лежебока, зовут ее камбалой. Живет она на дне морском. Плавает мало, а на поверхность воды никогда не поднимается. Лежит камбала на дне не на брюшке, а на боку: бок у нее широкий, лежать на нем хорошо и удобно. Она всегда на одном и том же боку лежит.

16:1098 16:1107

Почему у камбалы глаза на одной стороне?

16:1194

17:1698 17:8

На боку лежать один глаз в песок смотреть будет. Что толку в таком глазе? И вот у камбалы глаза по-особому расположены. Не как у всех рыб один справа, другой слева. У нее оба глаза на одном боку, а другой бок слепой. Тот самый, на котором она лежит.

Так не сразу случается, выведется камбала из икры - плавает, как и все рыбы. И глаза у нее в это время с обеих сторон есть. Растет понемножку камбала и все чаще и чаще на бок ложится. И вот в это время начинают у ней кости на голове по-разному расти. Так растут, что голова перекашивается: на одной стороне растут сильнее, на другой слабее. А кончается все это тем, что оба глаза рядом оказываются. К этому времени камбала уже совсем лежебокой становится.

17:1273 17:1282

Какая рыба стрелять умеет?

17:1345

18:1849

18:8

Ты не думай, что рыбы из ружья стреляют. Рыбы стреляют изо рта водой. Наберет воды в рот и брызнет. Метко брызгает, не промахивается. Самый меткий стрелок у рыб - рыба-брызгун . Живет он далеко отсюда — на острове Яве.

18:405 18:414

19:918 19:927

Увидит брызгун мушку на листике над водой, наберет в рот воды, высунет над водой голову, брызнет. Трах! Мушка упала: сбил ее водой брызгун. Проглотит мушку, другую искать начнет. Метра на полтора стреляет брызгун и всегда без промаха.

19:1352 19:1361

Ваш ребенок вступил в возраст почемучек и засыпает вас вопросами, но вы не всегда знаете, как правильно объяснить ему то или иное явление? Ну что ж… Запаситесь терпением и… подходящей книгой! Перед вами - как раз такая.

Почему у них так много «почему»?

Детская энциклопедия «Почему?» написана для детей от трех до семи лет и призвана помочь родителям ответить на такие простые и такие сложные детские вопросы.

В чем психологическая роль возраста почемучек?

Если раньше малыш познавал мир, ощупывая и облизывая предметы, то в возрасте 3-5 лет наступает новый этап. Речевая активность ребенка растет, он знает уже много слов и начинает догадываться, что вещи, окружающие его, устроены не так просто, как кажется. Наступает пора теоретического познания.

Простые правила для родителей почемучек

1. Проявите уважение и искреннюю заинтересованность.

Фото © Cat Johnson

В мире взрослых вопрос трехлетки может звучать нелепо, но в мире ребенка в этот момент идет серьезный поиск истины. От того, как отреагируют родители на интерес малыша, будет зависеть формирование его личности.

Кроме того, потребность в познании мира у детей связана с потребностью в уважении со стороны взрослых. Когда вы внимательно относитесь к вопросам почемучки, ребенок чувствует, что вы проявляете уважение к его личности. Книга «Почему?» - хороший способ ответить на вопросы малыша, проявить уважение и похвалить за любознательность.

2. Помните: он должен получить ответ независимо от того, сколько раз уже задавал этот вопрос.


Фото © Spiegel

Почему ребенок повторяет вопрос снова и снова? Вряд ли он забыл ответ. Скорее всего, он проверяет сам себя: правильно ли он вас понял, не упустил ли чего-то важного? Если раньше ребенок опирался на наглядность (потрогать предмет, взять его в руки, облизать), то теперь он переходит в область умозрительного. Это нормально, что в новой области он чувствует себя неуверенно и задает одни и те же вопросы десятки, а то и сотни раз.

Если вам надоело, что ребенок задает один и тот же вопрос, предложите ему вместе отыскать ту страницу книги, на которой находится нужный ответ.

3. Ответ не должен порождать еще больше вопросов


Фото © Anek-Worlds.ru

Если ребенок когда-нибудь спросит вас, почему небо голубое, посмотрите ему в глаза и скажите: «Это из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приемников фиолетового цвета в нашей сетчатке».

Учитывайте особенности детского восприятия. Объяснение должно быть простое, ясное, без лишних деталей и заумных фраз. Не у каждого родителя получается найти удачное объяснение, которое поймет ребенок трех-семи лет. На этот случай и существует эта книга.

Вопросы и ответы в книге вплетены в историю и сопровождаются наглядными иллюстрациями. Дети креативны, у них образное мышление, поэтому они хорошо запомнят сравнения и иллюстрации из книги.

4. Отложите фоновые дела


Фото © Safewithulli

Ребенок может быть недоволен тем, что вы отвечаете ему, продолжая заниматься повседневными делами. В таком случае он начнет требовать, чтобы вы безраздельно посвятили ему свое внимание.

Заведите ритуал. Усадите ребенка рядом с собой, ответьте на его вопрос и предложите вместе поискать ответы на другие интересные вопросы «по ситуации». Для такого случая в книге «Почему?» есть несколько разделов:

  • вопросы в ванной
  • вопросы в супермаркете
  • вопросы перед сном
  • вопросы на прогулке
  • вопросы на кухне
  • вопросы в деревне

Такое ситуативное разделение вопросов поможет вам всесторонне развить начальную эрудицию ребенка.

5. Предложите ребенку выдвинуть свою версию


Фото © Em.Pelle

Пусть он пофантазирует. Почему у деревьев есть листья? Почему кошки мяукают?

Если ребенок не сможет ответить, просто расскажите ему, как в действительности обстоит дело. Поощряйте его выдвигать свои идеи. Ведь одна из главных задач этапа почемучек - сформировать умение обсуждать явления и вещи. От раза к разу уверенность ребенка окрепнет, и от «почему?» вы перейдете к «а я знаю!».

Пять самых обескураживающих детских вопросов

Просмотрите этот список. Задавал ли ваш ребенок какие-то из этих вопросов? Если да, то вы наверняка вспомните, как трудно было подобрать простое и точное объяснение. Но автор «Почему?» на любой вопрос находит подходящий ответ - убедитесь сами:

1. Куда солнце прячется ночью?

Иллюстрация из книги

Оно никуда не прячется. На самом деле оно продолжает светить, даже когда мы его не видим. Мы живем на планете Земля. Она вращается вокруг Солнца, и мы вместе с ней. Каждый день наша планета делает один оборот вокруг своей оси. Солнце освещает ту часть Земли, которая ближе к нему. Когда часть Земли, где мы живем, поворачивается к Солнцу, у нас настает день. А когда Земля поворачивается к Солнцу другой стороной, у нас ночь.

2. Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Иллюстрация из книги

Потому что они ничем не защищены! Наша кожа покрыта тонким-тонким слоем жира. Когда ты долго сидишь в теплой воде, этот жир смывается. Вода просачивается под кожу, та набухает, и появляются морщинки. На ладонях и ступнях кожа толще, поэтому она морщинится сильнее.

3. Что такое тень?

Иллюстрация из книги

Это место, где нет света. Свет не может пройти сквозь все предметы, которые встречаются на его пути. Когда солнце освещает тебя, твое тело задерживает часть лучей, а другие лучи проходят мимо и доходят до земли. Там, где ты мешаешь солнечным лучам достичь земли, образуется темное очертание - твоя тень. Поэтому тень по форме похожа на тебя! И в солнечные дни она ходит вместе с тобой повсюду. Если солнце позади тебя, то тень будет впереди, и наоборот.

4. Почему персики мохнатые?

Иллюстрация из книги

Ворсинки на кожице защищают персик. У всех фруктов разная кожица: у яблок - гладкая, у апельсинов - бугристая, у ананасов - колючая, а у персиков - мохнатая. Кожица защищает мякоть фруктов от насекомых и различных болезней - в общем, от всего того, что может им навредить. А ворсинки персика, например, помогают ему уберечься от инфекции, которая называется бурой гнилью. Именно она является причиной гниения фруктов в тех местах, где повреждается кожица. Поэтому чем мохнатее персик, тем он дольше не портится!

5. Как пчелы делают мед?

Иллюстрация из книги

Они высушивают нектар. Нектар - это сладкая бесцветная жидкость, которую пчелы собирают с цветов. Пчелы приносят нектар в ульи и складывают его в соты - крошечные коробочки. С помощью крылышек пчелы обдувают соты с нектаром. Затем они перемешивают новый нектар со старым, перекладывая их из сот в соты. Постепенно нектар высыхает и густеет. Когда соты наполнятся нектаром, пчелы запечатывают их восковой пробкой. Мммм - получается мед!

Видео взято с youtube.com
Пользователь Алексей Ткачев

Эта книга - не только для детей, но и для родителей. Она учит нас не оправдываться своей занятостью, поощрять детское любопытство и тратить несколько минут на то, чтобы полностью удовлетворить потребности ребенка в знании, одобрении и уважении.

Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»


Кэтрин Рипли «Почему? Самые интересные детские вопросы…»

Купить в Лабиринт.ru

Купить на Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане

Купить в МИФ

Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых... Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие - маленькие почемучки-"приставучки"? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских "Почему?", "Как?" и "Зачем?" И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!

Почему эти "почему"?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое "я" всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст "почемучек". Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 -5 годам. На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью - черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слоненку из сказки Киплинга хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти "что" и "почему" - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксер, а завтра - как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте "почемучек", закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться ("Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…"). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Пару раз на вопрос "почему?" ответить "по качану!", еще лучше "по качану и по капусте!". А самым подходящим ответом станет веское "Почему? Потому что!". Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите "по качану" в ответ на какой-нибудь свой вопрос… Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребенка, признак его одаренности. И если он задает вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими "что" да "как", наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. А то может получиться, как в истории о мальчике Игоре из рассказа В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом "почему?" Знакомый профессор посоветовал родителям: "Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!" Увидите, очень быстро отвыкнет". Родители так и поступили:

- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаешь?
Cтрого и веско:
- Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
- Пек...пер...куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!"

Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все затруднительные вопросы мальчик стал отвечать: "Потому что перпендикуляр!" А что, зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделать "перпендикулярным"?

Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…

Он взрослых изводил вопросом "Почему?".
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?"
(С.Маршак)

Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей аккурат в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Вдумайтесь в это…

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот. Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой "переводить" даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребенка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок - человечек очень умный, вдумчивый, в чем-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных "почему" и "зачем". Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: "А ты сам как думаешь?" Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: "Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашел ответ!" И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш "достает" вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас "зацепить". Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. "Что ты делаешь?" "Мою посуду". "Зачем моешь посуду?" "Что бы чистой была". "Зачем что бы чистой была?" "Что бы есть из нее было приятно". "Зачем что бы есть было приятно?" Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: "А ты как думаешь?" И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. "Что ты делаешь?" "Танцую!" "Нет, мама, ты посуду моешь!" Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3,10, спрашивает на прогулке: "Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?" Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: " Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!" Вот ребенок сам и ответил на свой вопрос! Или еще почти классика. Когда одному из моих племянников было года 4, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: "Да нет же! Она живет в гнезде!" Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде? А что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой "почемучий" вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребенка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: "Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?" Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: "Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать". Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в "почемучку" наоборот, задавая вопросы "цепочкой": "Зачем тебе велосипед?" "Что бы кататься" "Зачем кататься?" "Потому что мне нравится" "Почему нравится?" и т.д.

Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему вода мокрая? Ребенок в возрасте до 10 лет задает порядка 300 вопросов в день, подсчитали дотошные ученые. На одни вопросы родители отвечают легко, почти не задумываясь, а от некоторых просто хватаются за голову – настолько каверзными и неожиданными они бывают. Здесь представлены самые необычные детские вопросы, способные не просто удивить взрослого, но и поставить его в тупик. В качестве бонуса под каждым вопросом помещен развернутый ответ специалиста из соответствующей области. Читаем и берем на заметку. Вдруг именно сегодня ваш ребенок задумается о том, «сколько весит небо»?

1 вопрос. Почему птиц не ударяет током, когда они сидят на проводах?

Ответ родителя № 1. Потому что провода опасны лишь в том случае, если касаться их и одновременно находиться на земле. Если бы птица одной лапой держалась за провод, а второй стояла на земле, тогда ее бы убило током. Ответ родителя № 2. Это можно сравнить с прикосновением языком лишь к одному концу батарейки – в этом случае ты не почувствуешь покалывания. Однако если прикоснуться к обоим концам, то это обязательно произойдет. Так вот в случае с птицами – они как раз дотрагиваются до одного конца условной батарейки.
Ответ эксперта-физика. Удар током предполагает прохождение электричества сквозь тело. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы птица касалась сразу двух проводов с разницей потенциалов. Однако она этого не делает, так как сидит лишь на одном проводе и разницы в напряжении нет. При этом если птица взмахнет крылом и заденет соседний кабель, то ее ударит током, и она погибнет.

2 вопрос. Почему Луна иногда появляется в небе днем?

Ответ родителя. На самом деле Луна на небе задерживается гораздо чаще, чем мы можем видеть. Но из-за того, что солнце слишком ярко светит, мы попросту не замечаем ее присутствия. Например, включенный уличный фонарь мы не сможем увидеть днем издалека, потому что будет очень светло. В то же время ночью тот же самый фонарь будет виден за много метров, так как вокруг – темнота.
Ответ эксперта-астронома. Когда Луна вращается вокруг Земли, часть времени она находится на той же стороне, что и Солнце, а какое-то время – на противоположной стороне. Так вот, когда Луна и Солнце находятся на одной стороне, то спутник Земли виден днем. В то же время, когда Луна и Солнце на противоположных сторонах, этого не происходит.

3 вопрос. Сколько весит небо?

Ответ родителя № 1. Примерно столько же, сколько весят 10 миллионов слонов. Ответ родителя № 2. Кусок неба, покрывающий каждые 2,5 квадратных метра Земли, весит 6,5 килограммов. Значит, все небо весит более 5 миллиардов килограммов.
Ответ родителя № 3. Больше, чем ты думаешь, сынок. Поверхность земли – 317 миллионов квадратных километров. Атмосферное давление составляет в среднем 6,6 килограммов на 2,5 квадратных метра. Значит, небо весит где-то 5,2 миллиарда тонн. А теперь иди спать. Ответ эксперта. Примерный вес может составлять около одной миллионной от массы Земли – эквивалент веса 570.000.000.000.000 взрослых индийских слонов.

4 вопрос. Почему все рыбы в море не погибают, когда в него бьет молния?

Ответ родителя №1. Молния распространяется на все море, поэтому тока недостаточно, чтобы убить рыбу. Скорее всего, каждое живое существо в воде получает лишь небольшой разряд, который не представляет опасности. Ответ родителя № 2. Представь, что ты поместишь каплю яркой газировки в чайную ложку. В данном случае, ты сможешь ее видеть – яркое пятно будет заметно на столь малой площади. А теперь представь, что ты ту же самую каплю помещаешь в ванну, наполненную водой. Капля через несколько секунд просто исчезнет, и ты не сможешь ее больше видеть. Так вот молния – как капля цветной газировки. Попадая в море, она быстро распространяется и становится безвредной, исключение составляет то место, куда она ударяет.
Ответ эксперта-физика. Когда живое существо погибает от удара молнии, это означает, что существо оказалось на ее пути, и ток прошел через тело. К счастью, молния не может навредить всем живущим в море. Лишь самая невезучая рыба может стать ее жертвой. Морская вода проводит электричество. Как только молния попадает в нее, она тут же распространяется по всем направлениям. Множество рыб могут получить в это время небольшой электрический разряд. Однако погибнуть может лишь то существо, которое окажется у поверхности воды в том месте, куда ударяет молния. При этом, скорее всего, рыба, которая будет находиться хотя бы в 30 сантиметрах от поверхности, не пострадает.

5 вопрос. Почему я люблю розовый цвет?

Ответ родителя №1. У многих людей есть какой-то любимый цвет. Они называют его любимым, потому что он их радует, глядя на него, они чувствуют себя хорошо. Сегодня тебе нравится розовый цвет, но позднее, когда ты вырастешь, возможно, твое восприятие изменится, и тебе будет нравиться другой цвет. Ответ родителя № 2. Потому что он красивый. Этот цвет ассоциируется у тебя с массой приятных вещей: с цветами, розовыми щеками, определенной едой.
Ответ родителя № 3. Любимые цвета, как правило, связаны с какими-то вещами, которые нас радуют и делают счастливыми. Так вот розовый цвет чаще всего ассоциируется с весельем или сладостями. Ответ эксперта-психолога. Традиционно считается, что женщин больше привлекают оттенки красного, а мужчин – оттенки синего. Некоторые биологи полагают, что склонность представительниц слабого пола к розовому объясняется тем, что в первобытное время женщины часто занимались сбором фруктов красных оттенков, в результате у них сформировалось особое восприятие этого цвета. Эта же особенность, по версии некоторых исследователей, позволяет женщинам лучше различать оттенки кожи - например, ее покраснение - а значит, лучше считывать чужие эмоции.

6 вопрос. Что такое время?

Ответ родителя № 1. Время – это такой длинный шнурок из бисера, тянущийся и уходящий вдаль. Каждая бисерина – это какой-то момент из нашей жизни, в который мы испытывали определенные чувства: печаль или радость. Ответ родителя № 2. Время – это специальное понятие, которое было придумано людьми, чтобы организовывать свою жизнь и следить за тем, когда происходят те или иные события. Например, когда человек «А» хочет встретиться с человеком «Б», они выбирают одно и то же время – приходят на встречу в один и тот же год, один и тот же месяц, один и тот же день, один и тот же час. Время – это система, которая исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами и секундами.
Ответ родителя № 3. Все в этом мире стареет. Стареет трава, старее стол в комнате, сыр в холодильнике, люди и животные тоже становятся старше… Время – это определенный способ измерять, насколько постарели животные, люди и вообще все вокруг. Ответ эксперта-физика. Это весьма сложный вопрос. Одни ученые могут назвать время потоком причин и следствий. Другие дали бы более подробное объяснение в соответствии с общей теорией относительности, однако эту позицию принимают далеко не все исследователи.