Название коллекции одежды в русском стиле. Русский стиль в одежде (фото)

Откройте для себя удивительный мир русского стиля в женской одежде. Мировой подиум в разных странах и континентах по достоинству оценил самобытность и актуальность нарядов в русском стиле.

Русское этно направление в современной моде становится необычайно популярным, хотя и считается немного самобытным, отличается от других стилей своей естественностью, красочностью и выразительностью.

Народные мотивы присутствуют практически во всех коллекциях современных модельеров, они создают образ простоты, оригинальности и даже застенчивости.

Возросшая популярность русского стиля в одежде сподвигла нас на создание отдельной публикации по данной теме. Предлагаем вам ознакомиться с основными понятиями русского стиля в женском гардеробе и ознакомиться с его ключевыми особенностями.

Примеры русского стиля одежды в рекламных фотосессиях

Эта мода давно полюбилась многим красавицам.

Основные понятия в русском стиле

Отличительными самобытными символами, которые выделяют русский стиль в одежде, являются: хохломские узоры, посадские шали, матрёшки.
С начала возникновения и по сегодняшний день такой наряд – это необычная комбинация современных мотивов с национальными русскими элементами, воплощающая в комфортных и удобных повседневных вещах на каждый день.

Где и когда возник русский стиль?

С 1910 года русский стиль начал маленькими шажками завоевывать мир. Французский Кутюрье Поль Пуаре приехал в Россию и был поражен здешней культурой, вернувшись к себе на родину, в 1911 г. он создал первую в мире европейской моды одежду со славянским стилем. Это были платья, вышитые золотой ниткой из, пальто с объемным цветочным рисунком, напоминавшие узоры павлопосадских платков, шапки из дорогих сибирских мехов особенно понравились парижской публике и стали русской классикой стиля.


Русский стиль одежда и орнаменты на павлопосадских женских платках

До сих пор западные Кутюрье ассоциируют русский шик с экзотикой, аристократичной изысканностью, роскошью.
С 1920 по 1930 гг. Одежда русский стиль занимает лидирующую позицию в миры моды с помощью первой волны эмиграции. Дизайнеры Жанна Ланвен и Поль Пуаре, модные дома Paul Caret, Worth и другие создали своим клиенткам свадебный и вечерние головные уборы, сделанные под кокошник, прямого кроя блузки и платья с запахом и застежкой, вышитые символическим орнаментом или расписанные под лубок, объемные длинные пальто с воротниками стойками как у бояр.
Коко Шанель придумала рубашки-платья с вышитым поясом и воротником, сумки соответствующей тематике, носящие через плечо, костюмы и пальто вышитые бисером и украшенные мехом.


Детали русского стиля в отдельно взятых вещах

Ив Сен-Лоран выпустил коллекцию в 1976 году, называвшуюся «Русские балеты», она вызвала большой интерес у Запада к загадочным русским традициям. На подиуме были представлены боярские пышные юбки с завышенной талией, пальто в русском стиле, с набивным рисунком, вязанное белое платье, сделанное под матрешку, расписные платки, жилетки из овчины. Французский Кутюрье на долгие годы закрепил русский стиль в моде мировых столиц.

История названия русского стиля

У истоков названия русского стиля все также стоит французский новатор моды Поль Пуаре, который своей коллекцией закрепил национальное убранство России.

В Европе под словом «Русское» представляют: 1)платки с тканым набивным узором из шерсти, хлопка, шелка носят в России с конца XVII века. Они дополняли и даже заменяли головной убор у женщины всех сословий, а также были частью наряда как украшение.


Примеры женских платков в русском стиле

2)ПАЛЬТО, в которое одевались наши царицы и княгини XIX века. Это длинные, приталенные, щедро украшенные мехом и дорогой вышивкой с высокими воротниками. Знатные дамы в то время отличались золотой вышивкой и украшением из бисера на верхнем слое, ткань была сделана из фетра, плюша, бархата, парчи, обязательно с шелковой подкладкой.
3)Шапку-ушанку, которая стала в XIX веке русским национальным головным убором. Шапка выполнена из замши или меха с пришитыми к бокам и тыльной части лоскутами-отворотами.


Во времена Великой Отечественной Войны женщины, находящиеся на службе примерили на себя мужское обмундирование, и с этого времени шапка-ушанка окончательно зарекомендовала себя как дамский гардероб.

Одежда в русском стиле и ее основные признаки

Исконно русской отличительной одежды в гардеробе совсем немного: длинный сарафан, рубашка-сорочка, зимний кафтан и платок. Но любую одежду, которая существует сейчас, можно оформить в русской тематике. Например, с помощью вручную связанного тонкого кружева, рисунков в русском стиле на ткани, вышивки мережки.

Аксессуары русского стиля и его признаки

Украшением русского стиля являются:

  • -пестрые ленты;
  • -цветочные венки;
  • -браслеты из дерева и кожи;
  • -бусы.

Также можно образ дополнить стилизованными серьгами, кокошником, расшитым камнями и бисером. Можно использовать в качестве наряда красочные шали, платки, накидки.


Варианты русских кокошников

Уместность русского стиля

Правильно подобранная одежда в русском народном стиле выделит вас в серой безликой толпе одинаковых нарядов, позволит выглядеть оригинально, красиво и не ординарно.
Девушка в такой одежде, безусловно, привлечёт внимание окружающих, вызвав немалый интерес.

Кому подойдет русский стиль и почему?

Русский стиль в современной одежде, несомненно, очень идет женщинам славянского типа внешности, подчеркивая их этническое происхождение.


Повседневная одежда в русском стиле на улицах российских городов

Данный стиль подходит любому возрасту, любому телосложению. Ведь в длинном сарафане с вертикальными неровными линиями или широком кафтане как нельзя лучше можно спрятать свои аппетитные формы.

Кому не идет русский стиль и почему

Людям с африканским типом кожи нежелательно прибегать к русскому стилю в одежде, так как образ создается на противоречиях стилю и внешности.
Женщинам блондинкам с пышными формами не рекомендуется использовать в своем образе одежду, расписанную гжелью, подчеркнет еще большую полноту, делая фигуру шире, а светлые волосы сделают вас безликой на ее фоне.

Русский стиль 2017. Новые тенденции

Необычное и изысканное вечернее платье, созданное в русской стилистике весной- летом 2016 г. будет модным в любых вариациях декора. Например, золотистая вышивка, расклешенный подол, объемные цветы и так далее. Платье должно быть длинным, без выраженной талии.

Стоит заметить, что одежда с русскими узорами — это, как правило, красно-белая гамма и цветочный принт.

В новом году мода на красно-белую расцветку необычайно популярна среди дизайнеров Западной Европы. Достаточно бегло просмотреть несколько десятков коллекций из весенне-летнего сезона, чтобы убедиться в том, что красный и белый стали негласными фавритами нового сезона. Именно с этим связывают возрождение актуальности данного стиля в современном женском гардеробе.


Мода на русский стиль в дизайнерских коллекциях последних сезонов

Используются принты: цветы или народные узоры, подчеркивающие фигуру и хороший вкус. Ориентируйтесь на звезд, одетых в русской тематике.

Звезды в русском стиле

Многие знаменитости используют в своем образе русский стиль: Ксения Собчак, Алена Водонаева, Мирослава Дума, Наталья Водянова, Ульяна Сергеенко и многие другие.

Модные коллекции в русском стиле

В 2016 году модные дизайнеры подготовили коллекцию одежды в русском стиле: Юлия Янина с коллекцией осень-зима 2015-2016 гг, Вячеслав Зайцев с новой модной коллекцией этностиля.
Русская стилистика в одежде всегда была и остаётся модным течением. И если не относитесь к истинной приверженке народных мотивов, хотя бы одна деталь вашего гардероба, должна быть выполнена, либо украшена в русском стиле, это привлечёт внимание не только мужчин, но и заставит завидовать многих женщин.

В одежде сейчас очень популярен. Это не значит, что все вокруг начинают носить сарафаны в пол, кокошники и лапти. Просто некоторые отдельные составляющие наряда напоминают былое время. Дама, одетая в русском стиле, не выглядит как девица из сказок. Она, наоборот, подчёркивает свои глубокие познания в моде. Самые известные дизайнеры создают коллекции с элементами хохломы, и элементами гжеля.

Цвета

В одежде выражается в нескольких цветах, это красный, белый, кремовый, реже голубой и коричневый. Их сочетают с вышивками, орнаментами, принтами, имитирующими народные промыслы. Оттенки чёрного считались на Руси траурными, поэтому почти не использовались. Хотя сейчас могут быть применены в сочетании с ярким акцентом.

Верхняя одежда

Какой может быть верхняя одежда? Русский стиль встречается даже в этой части гардероба. Выполнена такая вещь в виде кроя. Оно обычно однотонное с ярким элементом типа орнамента либо вышивки. Верхняя одежда может быть с мехом на воротнике или рукавах.

При этом на голову нельзя надевать модные сейчас шапки с помпонами и тому подобное. Лучший вариант - кружевной либо павлово-посадский платок. На дамах в возрасте хорошо смотрятся меховые шапки. Длина пальто зависит от роста девушки. Чем она ниже, тем короче нужно выбирать модель.

Если вы не любите пальто, но хотите, чтобы был русский стиль в одежде, то можно приобрести пуховик с соответствующим принтом. К нему следует подобрать национальную «ушанку». Разбавьте шубу павлово-посадским платком. Также носят меховые жилеты. Раньше их надевали поверх платья, но для холодной погоды это не сгодится. Всё-таки русская зима сурова. Ив Сен-Лоран ввёл в моду и дублёнки. Это отличная альтернатива для тех, кто хочет быть в тепле, но не имеет средств на шубу, а пальто считает скучным.

Обувь

На Руси в давние времена знатные дворяне предпочитали изысканную, нарядную обувь. Одежда в русском стиле обязательно должна быть дополнена красными полусапожками. Зимой можно надеть валенки. Несколько лет их не использовали, считали по-деревенски старомодными. Но в последнее время дизайнеры начали создавать поистине удивительные вещи. Так, обычные серые валенки украшены вышивкой в национальном стиле, имеют принт матрёшки. Некоторые модели даже на каблуках. Поэтому, если вы серьёзно занялись заполнением своего гардероба в русском стиле, прикупите модные валенки. На весну хорошо пойдут красные резиновые или кожаные сапоги.

Аксессуары

Аксессуары - это большие меховые варежки, шапки, муфта, павлово-посадские платки. Женская одежда в русском стиле, создавая определённый образ, учитывает и эти, на первый взгляд, незначительные детали. В первую очередь стоит позаботиться о причёске. Заплетите косу в любом виде. Хорошо тем, кто имеет длинный волос, остальные могут купить накладную косу. Вплетите в причёску красную ленту, наденьте ободок. Дополнить образ помогут однотонные бусы, браслеты и серьги.

Разрешается использовать очки, хотя раньше их и не надевали. Сумка должна гармонично смотреться со всем образом. Так, к яркому платью подойдёт лишь однотонная сумочка. Это наиболее выгодный вариант, потому что её можно будет позже сочетать и с другой одеждой. А вот белый клатч с хохломой применить намного сложнее. Он подойдёт разве что к белой вышитой сорочке и платью в этом стиле.

Фасон

Настоящая современная должна быть длинной по колено. Допускается и немного выше, но совсем чуть. Если открыта зона декольте, то обязательно закрыты руки. Рукава могут отсутствовать. В таком случае лямки должны быть широкими либо сделанными в форме «фонариков». Хорошо, если длинные рукава обтягивают руки только на манжетах. Девушки традиционной предпочитают одежду, будто бы взятую из сундука бабушки. На них гармонично и интересно смотрится русский стиль в одежде. Фото ниже тому доказательство. Но не все рискуют так одеться. Многие просто разбавляют образ каким-либо элементом, даже не обращая внимания на макияж и причёску.

Ткань сама по себе может быть любой: от атласа до хлопка. Но чтобы повторить русский образ в тончайших деталях, приобретайте вещи из натуральных материалов.

Макияж

Любой образ будет выглядеть законченно только в сочетании с макияжем. Не исключение и одежда в русском стиле. Красным надо подчеркнуть губы, ресницы лишь немного подкрасить. Идеально, когда девушка выделяет брови, а щёки щедро румянит. Но помните: приветствуется натуральная красота. Поэтому неактуально добиваться вида матрёшки. Косметики должно быть в меру.

Кому пойдёт? Куда носить?

Русский стиль в одежде пойдёт практически каждой девушке. Просто на некоторых будет смотреться лучше. Естественно, это касается славянской внешности. Приветствуется высокий рост, большие глаза, пухлые губы, длинные русые волосы. Дополнив такой лук скромным характером и трудолюбием, получим настоящую «русскую красавицу». Даже вес дамы не важен. Пышные формы свойственны зажиточным дворянкам, а худенькими были крестьянские жительницы.

Одеться в подобном стиле можно куда угодно. Всё зависит лишь от самого фасона и расцветки. Так, длинное однотонное платье, украшенное каким-либо элементом древнерусской губернии, предпочтительно только на вечер. А яркий цветочный сарафан хорошо будет смотреться днём. Спортивный костюм с цветами пойдёт для тренажёрного зала или уличной пробежки. Русский стиль в одежде - это в любом случае прекрасное решение для фотосессии. Время года выбирайте самое разное:

  • Для зимы повяжите на голове шарф, наденьте валенки, дублёнку, шубу или пальто. Заплетите косу и сделайте соответствующий макияж. Лучшим местом для фотосессии будет деревня или лес.
  • Летом отправляйтесь в ту же деревню либо поле, где побольше колосьев. Наденьте сарафан, красные бусы. Ноги должны быть босыми. Обязательно заплетите косу, на голову наденьте венок.

И в то и в другое время года можно сесть за столом на веранде рядом с самоваром и баранками. Хорошо было бы примерить кокошник, но в связи с тем, что он богато украшен бисером, стоит такой элемент обычно очень дорого. Тем более что нигде, кроме фотосессии, его нельзя будет использовать. Позы выбирать стоит скромные, чтобы создалось впечатление девушки из прошлого.

Вариант лука

Русский стиль в одежде может быть выражен в разных вариациях и использоваться в любое время года. Наиболее популярны модели, созданные в определённой цветовой гамме с добавлением одного яркого элемента. Например:

  • Красное платье, подчёркивающее талию поясом с хохломой.
  • Спортивные штаны с полосками хохломы на швах.
  • Белое платье, обшитое по краям каёмкой в стиле гжель.
  • Платье с вышивкой национальных орнаментов.
  • Сарафан прямого кроя на широких лямках.
  • Часто модницы оставляют свой выбор на яркой юбке с соответствующим принтом и однотонным верхом.
  • Белая свободная рубаха с народным узором плюс пышная юбка.
  • Платье, блуза с кружевами на воротнике.

Это несколько примеров одежды, которая встречается в магазинах чаще всего.

Если у вас есть платье белого либо красного цвета, то вы можете легко придать ему изюминку с русским акцентом. Вышивание крестиком поможет в этом. Используя соответствующий орнамент, сотворите какие-либо цветы разных оттенков или сделайте обрамление по краям. Так, скучная, однотонная вещь станет намного интересней.

Русский стиль в одежде придаёт девушке женственности и изысканности. Можно иметь лишь павлово-посадский платок, элемент хохломы или красные сапожки, а образ уже будет отдавать нотками красавицы из народа. Такая одежда будет уместной на любом мероприятии. Не зря мировые подиумы часто представляют одежду такого стиля. Хотя порой образы бывают чересчур экстравагантны и сохраняют в себе лишь некоторые элементы русского народного стиля.

Вряд ли кто-то возьмется оспорить справедливость русской пословицы: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Народная мудрость гласит, что важным атрибутом, отражением внутренней сути человека является та одежда, которую он носит. Так было во все времена. Актуальность этой пословицы не ослабевает по прошествии веков.

От наших предков нам досталась богатейшая история, в том числе, и история русского костюма. Плавные линии, летящие силуэты, затейливые узоры, яркие расцветки – это далеко не полный перечень особенностей одежды в русском стиле.

Женская красота воспевалась издревле. В старинных русских песнях сказках и преданиях мы находим описание прекраснейших русских девушек. Важной частью женского образа во все времена, безусловно, была одежда. Для каждого случая, будь то повседневная работа или праздник,предполагался свой костюм. По одежде и ее отдельным элементам можно было судить о социальном и семейном положении.

Среди простого народа основополагающим принципом было удобство одежды. Это напрямую связано с нелегким крестьянским трудом. Одежда не должна была стеснять движений, натуральные ткани облегали тело, даря легкость и комфорт. Несмотря на кажущуюся простоту, в русском человеке всегда жило стремление к прекрасному. Это выражалось в желании украсить даже повседневную одежду. Особое внимание уделялось вышивке. Рукотворные произведения искусства были уникальными и неповторимыми. Девушки вышивали свою одежду, создавая на ней цветы, птиц, другие причудливые узоры. Искусные орнаменты придавали гармоничность и законченность образу. С помощью вышивки даже простое платье дарило своей обладательнице ощущение радости и праздника.

Несколько иная атмосфера царила в княжеских домах. Здесь одежда в русском стиле отличалась богатством материалов и отделки. Расшитые драгоценными камнями платья и костюмы дополняли величественный образ своего владельца, служили отличительной особенностью, показателем его статуса и стиля жизни. Дорогие, плотные ткани надежно защищали тело князя или боярина, создавая дополнительную границу между ним и внешним миром.

Защита от посторонних глаз, сохранение цельного образа – это основное назначение одежды в русском стиле. В народной традиции все предельно целомудренно, здесь нет коротких юбок и глубоких декольте. Для русского человека, согласно христианской традиции, всегда более важной была красота души, а не тела. Одежда служила лишь дополнением внутреннего мира, а не его альтернативой.

Одежда в русском стиле всегда была единичной и неповторимой. Одной из причин этого служила ручная работа. Вне зависимости от статуса девушка самостоятельно готовила себе приданое, вкладывая душу и готовясь к началу нового жизненного этапа. Создание одежды считалось благородным занятие. Даже в богатых семьях все, от мала до велика, умели шить. Шитье было неотъемлемой частью жизни. Одежду не просто шили самостоятельно, но и ткали, вышивали, отделывали вручную.

Одежду для особых, праздничных случаев можно отличить по наличию кружевной отделки. Кружево – это одна из особенностей одежды в русском стиле. Так, например, кружево служило непременным украшением свадебного платья. Летящее, тонкое, нежное – оно символизировало чистоту помыслов и начало новой жизни. Каким волнением, каким трепетом сопровождалось создание свадебного платья и подготовка приданого для девушек. Сколько мыслей рождалось в голове, сколько песен было спето во время этого сакрального действа! Все эмоции, переживания и чувства через руки передавались в создаваемую одежду. Она грела и освещала не только снаружи, но и изнутри. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что одежда в русском стиле – это воплощенная душа народа.

Каждый предмет одежды, создаваемый руками мастериц, являлся настоящим произведением искусства. Лучшим традициям создания одежды в русском стиле сегодня следует «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой».

Традиционная одежда в современном мире – это не просто дань моде и традициям. Она используется не только в тематических мероприятиях при воссоздании неповторимого национального колорита. Отрадно, что в настоящее время одежда в русском стиле или отдельные ее элементы становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Это означает, что мы возвращаемся к своим истокам. Мы осознаем, что русская культура богата и многообразна. Она не теряет своей актуальности, а лишь укрепляет позиции, возрождая в нас глубокую и искреннюю любовь к родной земле и самобытной культуре.

Несмотря на то, что западные стандарты красоты и моды прочно установились и в российском обществе, они не сумели победить в русском человеке стремление к чистому и светлому, к тому, чем проникнута наша национальная культура и история с древнейших времен. Это означает, что одежда в русском стиле будет жить. В настоящее время она востребована как среди людей старшего возраста, так и среди молодого поколения. В чем причина огромной популярности русского национального костюма? Такая одежда пропитана любовью, она отражает прекраснейшие традиции нашего народа, дарит радость и покой, создает, сохраняет и преумножает гармонию и счастье.

«Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» дает возможность приобщиться к лучшим традициям нашей национальной культуры, стать частью мира света, добра и радости. Одежда в русском стиле, выполненная с любовью, настоящими мастерами своего дела, – это воплощение души, отражение самых лучших, самых светлых ее сторон.

Русский народный костюм является ярким самобытным элементом богатейшей родной культуры, который синтезирует в себе различные виды декоративного творчества: традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Русская мода и женская одежда

В наши дни в европейской моде горячо приветствуется русский стиль. Павловский платок воспринимается как очень модный элемент одежды. Русская культура внесла в мировую моду вышивку цветными нитями, бисером, камнями, золотом и лентами. Сейчас многие дизайнеры в своих работах используют ткани в стиле русский платок. Традиционный русский платок расписывается цветами: в центре находится один крупный элемент, а к краям цветки начинают уменьшаться в размерах. Еще одной неповторимой и уникальной чертой русского национального стиля является кружево. Оно выглядит романтично, таинственно и экзотично. Мода в русском народном стиле допускает использование кружева во всех видах одежды и аксессуаров.

В последнее время в зимний сезон вернулась мода на. Современные валенки выпускаются в России и за рубежом. Теперь они вышиваются разноцветными узорами, бисером и кожаными вставками.

Хочется отметить, что модный и современный образ в русском стиле формируется с учетом количества элементов русского костюма. Его не стоит сочетать с вещами, выполненными в стиле винтаж и гранж, ибо такое сочетание будет больше походить на бедного родственника из далекого прошлого, чем на образ прекрасной модной леди.

Ксения Собчак в павловопосадском платке

Алёна Водонаева

Мирослава Дума

Покорила сердца современников и: тулупы, шаровары, а также шапки-ушанки. Хотя пришли они в Россию в пятом веке из Прибалтики, но здесь их приняли лишь с девятнадцатого века и с той поры считают исконно русскими. В швейном цехе в Петербурге шапку усовершенствовали и добавили к ней тесемки. Со времен Великой Отечественной войны шапки-ушанки прописались и в женском гардеробе .

Из-за своей практичности и способности к трансформациям, шапки-ушанки в моде и сегодня. А благодаря фантазии наших дизайнеров они приходят в гардероб модников целого мира все в новых и новых вариациях. Чудную компанию им составляют усовершенствованные модели сапожек, чехлов для мобильников, бумажников, сумочек, ремней, варежек и множества других аксессуаров того же русского народного стиля.

Интерпретация шапки-ушанки в коллекции Жана-Поля Готье

Не осталась незадействованной, конечно, и, благодаря которой детки по всему миру стали походить на малышей с лубяных картинок. Если такую одежду изготавливают по народным канонам и только из натуральных материалов, то она становится очень качественной, красивой и комфортной. Все мамы, отдавшие предпочтение русскому стилю в детской одежде, подтвердят, что современные народные одежки для детишек - это очень удобно, красиво и здорово. Свободного покроя рубашечки, косоворотки, сарафаны и юбки, украшенные милой вышивкой и кружевом, придают детям трогательный кукольный вид.

Одежда в русском народном стиле

Этнические мотивы в нарядах современников все больше популяризируются. Элементы уже можно угадать в коллекциях, составленных на основе моды других стран. Но и в нашу культуры внедрились многие характерные детали, например, из индийского (пейсли или «огурцы»), шотландского (самобытная клетка), цыганского наряда (пестрые пышные юбки) и так далее. Конечно, и русская, и любая другая одежда слегка «осовременена», но основная идея остается: это свободные, удобные, практичные наряды. В национальном стиле лучшие дома мод предлагают сегодня свои варианты нарядов.

Ульяна Сергеенко - известный дизайнер одежды в русском стиле

Наряды из коллекции Ульяны Сергеенко

Например, - платья широких моделей, со сборками-резинками, с вышивками и складками на горловине. Рукава – реглан, короткие, со сборкой-резинкой на манжетах. Окантовка их подола немного закруглена. В народных традициях – материал натуральный (чаще всего – лен, хлопок и даже конопля). Длинные рубахи в клетку, немного удлиненные, с удобным капюшоном. Коротенькая застежка размещена спереди посредине или сбоку (вариант косоворотки). Рукава подворачиваются, крепятся хлястиком. На бедрах – эластичная резинка. Красиво и удобно!

Русские мотивы в коллекции Готье



Особенно часто применяемые в женском гардеробе, украшают и детские платьица с оборками и окантовкой из белоснежного кружева с тонкой вышивкой . По верху платья – неплотная резинка, бретельки отстегиваются; дополнено подкладкой из тонкого хлопка. Орнаментом оформляются и фланелевые рубашки, сарафаны в русском стиле, льняные туники, блузки, ленточки, повязки для волос, пояса для брюк, тканые платья с бретельками, трикотажные детские и женские брюки-капри и многая другая одежда в русском народном стиле. И если когда-то для бедных крестьян вышивка или кружево были единственной возможностью придать привычному наряду праздничности, то сегодня аналоги тех украшений приравниваются к высокому искусству.


В итоге напрашивается вывод, что современный модный человек должен уметь виртуозно сочетать джинсовую одежду и русские этнические мотивы в гардеробе. Даже деловое платье, украшенное в русском народном стиле, будет смотреться роскошно на самых строгих приемах. Поэтому позвольте себе проявить свою сущность русского человека не только в действиях, словах и помыслах, но и в одежде.

Русская народная одежда фото

Наталья Водянова

Ульяна Сергеенко в пальто от Джона Гальяно

Мирослава Дума

Этнический стиль в современной фешн индустрии имеет множество направлений. Среди всего разнообразия особо ярко выделяется русский. Яркая привлекательность, самобытность исполнения, органичное сочетание народных орнаментов и выразительной славянской традиции эффектно смотрятся в нарядах современных модельеров.

Историческая база для современных креативных экспериментов

Русский стиль в одежде стал популярен во всем мире около столетия тому назад. Революция 1917 года спровоцировала массовую миграцию россиян в далекие страны, где вынужденным переселенцам выпала возможность познакомить мир с уникальной культурой русских.

Russian style плавно внедрился в европейскую, а затем и американскую фешн культуру. Эффектные выкройки на модных подиумах превращались в умопомрачительные платья с роскошными фольклорными узорами. Грета Гарбо и Марлен Дитрих первыми решили примерять элементы, ярко демонстрирующие, что же такое русский стиль в одежде - пестрые шали, экстравагантные кокошники, косоворотки и костюмы со сложным декором в духе этнических мотивов.

Русский стиль в одежде в современной фешн индустрии

Типичными элементами Russian style являются матрешки, хохломская роспись, шерстяные шали, платки из пуха. Большинство атрибутов одежды имеют зимнюю ориентацию, что предопределено специфическими климатическими условиями в России.

Первыми кутюрье, которые рискнули использовать «чисто национальные» выкройки для создания эффектных платьев для женщин стали Ив Сен Лоран и Поль Пуаре. Перед красотой исконно русских мотивов и харизматичной стилистикой не устояли следующие модельеры и модные дома:

  1. Шанель и Кензо заприметили экстравагантный кокошник и брутальную буденовку. Женская одежда в их интерпретации выглядела весьма колоритно и необычно;
  2. Вячеслав Зайцев - отечественный метр в модной индустрии, который создает роскошные женские платья и харизматичные наряды, пользуясь оригинальными выкройками в этническом славянском стиле;
  3. Денис Симачев время от времени демонстрирует публике эффектные ансамбли для женщин.

Главные элементы в выкройках и готовых модных ансамблях

Стилистические комбинации в формате Russian style предполагают наличие сразу нескольких характерных атрибутов. В первую очередь следует обратить внимание на фасоны платьев для женщин. Главные качества – простота, комфорт и удобство.

Для платьев характерны довольно длинные прямые юбки, напоминающие колокол, популярны сарафаны на бретелях. Многие используют выкройки нарядов с сильно завышенной талией. Для пошива используют исключительно натуральные материалы и фактуры – лен, хлопок, шелк, шерсть, кожа и мех.

Детали

Для идеальной выкройки традиционного русского платья или костюма крайне важно уделить внимание второстепенным деталям. Воротники в преобладающем большинстве случаев отложные круглые.

Рукава или прямые, или с пышным оформлением – по типу «фонариков». Часто используют удлиненную баску, пояса со шнуровкой, тесемки в формате застежек.

Цветовые композиции и рисунки

В фаворе сочетание красного цвета с черными и белыми узорами, Актуальны также различные оттенки зелени, желтые, оранжевые и золотистые тона. Поскольку ткани используются натурального происхождения, трендовыми считаются все оттенки беленого и натурального льна, имитирующего мешковину. Серые, бежевые, кремовые тона используют только в качестве базиса для создания яркого сложного по конструкции образа.

Три российских бренда доказывают:

традиции могут быть модными

В Индии легко встретить женщину в сари, но вряд ли вы когда-нибудь видели в центре Москвы мужчину в косоворотке или девушку в кокошнике. "Национальный костюм в повседневной жизни будет выглядеть скорее экстравагантно, нежели модно, - признает Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна D3 (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). - Но обращение к традициям - один из трендов в современном дизайне".

На подиумы и в жизнь возвращается русский стиль. Но, как ни странно, мало кто может объяснить, что это такое. "Хохлома? Матрешки? И да и нет, - считает Логинова. - Владимир Познер как-то сказал , что русский стиль - это прежде всего дерзость. И я с этим согласна. Наши дизайнеры - дерзкие. И в последние годы в России их появляется все больше, хотя мода - не самый простой способ заработать".

Мы рассказываем о трех российских модных брендах. У кого-то из наших героев уже есть шоурум в центре Москвы. Кто-то пока продает вещи лишь через интернет. Но все они творят по-русски. Дерзко.

Вышивка, фартуки, древние мотивы и научный подход

Светлана Левадная, бренд Levadnaja Details

"Одна женщина увидела на выставке наш фартук и сразу его купила. Я ее отговаривала, - рассказывает Светлана Левадная. - Потому что это не самая дешевая вещь, да и не самая необходимая в XXI веке. Волновалась, что мужу не понравится такая дорогая покупка… А он увидел фартук и говорит: "Наконец-то ты купила себе что-то нормальное!"

"Русское - это не желто-красное!" - говорит Светлана. Она уверена, что большинству наших женщин идут приглушенные цвета

Вещи от Levadnaja Details действительно стоят недешево: их делают только из натуральных тканей (в основном из шелка, кашемира и итальянского льна) и на каждой есть вышивка бисером и полудрагоценными камнями, на которую уходит не меньше месяца ручной работы. И носить такую одежду сможет не любая девушка: попробуйте предложить кому-нибудь повязать фартук поверх джинсов или надеть кокошник с вечерним платьем. "Мои клиентки - очень сильные и уверенные женщины, - говорит Светлана. - Потерявшиеся, запутавшиеся к нам не приходят".

Сегодня отсылки к русским народным костюмам уже можно увидеть и на подиуме, и на светских раутах. Светлана начинала свое дело в 2006 году и говорит, что тогда на нее "смотрели как на сумасшедшую".

Светлана Левадная

Первая юбка, которую мы сделали, была длиной по колено, с черным бархатным фартуком. И многие реагировали на нее так: "Боже, что это?" Все национальное было немодным, непонятным. Иногда у меня опускались руки - казалось, этого не изменить

Светлана Левадная

Дизайнер Светлана Левадная никогда не была "модницей". А вот все русское любила с детства. "Когда мне было лет девять, мама заказала для меня блузу, - вспоминает она. - В очень русском стиле, с вышивкой, из простой ткани. Помню, что люди на улице спрашивали: "Где вы такое взяли?"

Вышивка - визитная карточка бренда. На одну вещь уходит не меньше месяца ручной работы

Светлана родилась и выросла в Крыму, училась в Германии, а в 2004 году переехала в Москву. Она лингвист, переводчик, и за собственный бренд взялась по-научному: изучала музейные экспонаты и собрала целую библиотеку о вышивке и народных костюмах. Светлана хотела делать моду по-русски. И прототип ее моделей - это не павловопосадские платки, которые были созданы только в конце XVIII века. Это - вещи древние, еще дохристианские (слово "языческие" Светлана не любит). С вышивкой, оплечьями (это что-то вроде широких воротников) и символами-оберегами.

Светлана Левадная

Для наших платков мы берем узоры из книг и музейных экспонатов. На самом деле это не просто узоры. Каждый символ там что-то означает. Все наши клиенты хотят узнать - что. Но этот язык уже никто никогда не переведет, максимум - отдельные знаки. Если вам кто-то скажет, что прочел все, - не верьте

Светлана Левадная

Исконно русский костюм сейчас принято называть крестьянским. Потому что со времен Петра I его могли носить только простые люди. Прорубая окно в Европу, царь запретил носить при дворе русскую одежду. Можно долго спорить, было ли это решение правильным - мы никогда не узнаем, какой была бы наша жизнь без той "европеизации". Светлана называет тот указ "стрелой в самое сердце". "Русский костюм никогда не был просто одеждой, - объясняет она. - Это была сага, написанная в узорах. Она рассказывала о роде человека, о его желаниях… По сравнению с тем, что было, мы - как слабый росток рядом с мощным деревом. Но я могу сделать хотя бы это".

Оплечья - что-то вроде воротников - можно носить и с платьями, и с простыми футболками

Основать свой бренд непросто. Еще сложнее начать продавать вещи, которые даже близко не похожи на масс-маркет - ни по универсальности, ни по цене. Деньги Светлана собирала по крупицам. А продав первое платье (тогда, 12 лет назад, оно стоило 3–4 тысячи евро), всю сумму вложила в коробки: "Достойная упаковка - это первое, что нужно сделать. Она показывает, что дизайнер уважает свой труд". Потом был первый маленький шоурум. Левадная старалась расширяться и переезжать каждый год. Сегодня у нее большой шоурум в центре Москвы.

Светлана сама не шьет. Зато с пяти лет занимается живописью. Для своего бренда она создала особую вышивку.

Светлана Левадная

Многие, когда ее видят, сразу говорят: "Вы художник?" Это не ремесленная вышивка, это вышивка-живопись. Сейчас у нас ее где-то 570 образцов. Я создала их своими руками, а потом обучила первых мастеров. Это наша визитная карточка

Светлана Левадная

В команде Levadnaja Details 20 вышивальщиц и четыре швеи. В шоуруме представлены образцы, сшитые для моделей. Но понравившиеся вещи отшиваются под каждую конкретную заказчицу. "Вы просто крошечная, поэтому вам все крупновато, - говорит мне Светлана, пока я примеряю платье из бледно-голубого льна. - Но оно должно сидеть свободно, у нас почти нет облегающей одежды. Это повседневная вещь - сюда подойдет большая сумка и удобная обувь. Мне на каблуки нервов не хватает". Еще одно платье - пыльно-розовое, в пол, из плотного шелка - больше похоже на вечернее. У всех моделей очень простые фасоны: иначе вышивка и орнамент будут выглядеть чересчур броско. А цвета - в основном приглушенные, хотя несколько ярких моделей тоже есть. "Славянским женщинам не идет буйство красок, - объясняет Светлана. - Но клиентки с Кавказа у нас тоже что-то для себя находят, просто подбирать надо тщательнее".

В этой одежде легко почувствовать себя русской красавицей - вне зависимости от национальности

Светлана признает: ее бренд больше тяготеет к искусству, чем к коммерции. Некоторые ее клиентки говорят, что хотели бы передать эти вещи по наследству. "У нас есть две категории покупателей. Одна - это женщины очень обеспеченные, очень самостоятельные. А вторая - женщины со средним достатком, которые копят несколько месяцев, а потом заказывают, - рассказывает она. - Нам пишут из разных городов России, особенно часто из Сибири. Даже если не покупают, говорят: "Спасибо, что вы есть, мы думали, этим никто уже не занимается".

Светлана уверена, что у большинства людей искаженное представление о русском стиле. И для нее важно показывать людям: русская одежда - это красиво. "Я всегда говорю: русская культура - это пять звезд. И русская мода - это высокая мода, - говорит она. - Создавая вещь, я всегда думаю: а это достойно того, чтобы считаться продолжением тех традиций? Как будто каждый раз сдаю экзамен".

Нина Самохина, бренд Secret Garden

"В детстве я почему-то стеснялась сказать маме, что хочу шить. Как-то купила подкладочную ткань, зеленую, с блеском - мне казалось, ткань очень красивая, типа шелка, - рассказывает Нина Самохина. - Сшила себе втихаря юбку к Новому году. Получилась полная лажа, я ее так и не носила. Мама говорит: "Это же подкладка, из такого не шьют, почему ты меня не спросила?" А я говорю: "Не знаю, мне казалось, это красиво, а ты бы не разрешила мне ее купить…"

Нина еще только начинает работать над своим брендом: пока у нее была лишь одна большая коллекция

Сейчас мама Нины помогает дочке отшивать коллекции. А когда-то сама шила и вязала одежду для дочерей. Однажды переделала отданную кем-то неудачную куртку: "Там цвет был не очень и кокетка большая. А мама кокетку срезала, связала новую, пришила, подкладку сделала из кролика… В ней сестра потом ходила. Куртка стала суперхитом, я ее до сих пор помню". Тогда, в советские годы и в начале 90-х, все что-то перешивали, а бабушка Нины даже делала дома цветы из шелка - носили их как броши. "Похоже на Гуччи", - смеется Нина.

Та неудачная юбка Нину не остановила - она шила все детство. Но учиться пошла на архитектора, и там было не до моделей. В 2014 году переехала из Минска в Москву, собиралась поступать в Британскую высшую школу дизайна на иллюстрацию. А параллельно готовилась к свадьбе и решила сшить себе платье сама. Потом даже хотела открыть свадебное агентство, но вместо этого основала бренд Secret Garden.

Пока у Нины была только одна большая коллекция - дипломная. "Я хотела полностью сделать ее из верхней одежды, но куратор сказал, что лучше, чтобы она была разнообразнее, - рассказывает Нина. - Верхней одеждой я решила заниматься, потому что ее мало. Наши масс-маркеты в основном испанские, они не совсем понимают, что такое минус 20–25 градусов". Поэтому в коллекции Нины есть бархатный бомбер (он на утеплителе и рассчитан на мороз до 22 градусов), шапка-шарф ("я его называю "перелина"), бежевый плащ ("Дана Скалли в "Секретных материалах" все время гоняла в плаще - мне казалось, она такая красивая!") и теплые пальто. Одно из них сшито из мохеровых советских шарфов: "Я их искала по всей Москве, а потом подбирала по цвету. У мохера ворс длинный, когда стачиваешь, надо потом пройти иголочкой и вытащить его из швов - тогда швы будут не заметны".

Нина говорит, что в ее моделях есть мотивы советского прошлого, хотя этого прошлого она толком не застала - ей всего 28. Но в ее детстве были бабушкины сундуки, советские выкройки и старые альбомы. "С бабушкой в картишки резались - она что-то рассказывала… Так что для меня это знакомое и родное, хотя я и сама это не переживала". А еще у нее в голове "замес" из фильма "Амели" и мультика "Простоквашино". "Там палитра очень моя. Все цвета - глубокий зеленый, например - прямо такие, как надо. А мама там очень французская - эти шарфики, карешечка… Но в то же время интерьеры, стены - все нарисовано, как было у нас. Вся атмосфера - родная советская, а мама - такая фифочка".

Весь этот "советский флер" Нина отражает в одежде. Даже бархатный бомбер, который смотрится очень современно, отсылает к детским воспоминаниям: "Он большой, круглый, выглядит как шарик. Это как зимой в детстве, когда на тебя надели пять свитеров, шубу, шапку и еще сзади за шарф держат". Русские народные мотивы в ее одежде тоже есть: например, одно пальто было скроено на базе русской рубахи. А в одном из принтов есть мотивы русских изразцов: "Раньше мне казалось стыдным рисовать что-то похожее: ты что, придумать не можешь ничего? Но ты же все равно перерабатываешь, добавляешь свое".

Принты Нина особенно любит - она же иллюстратор. У нее была мини-коллекция цветастых рубашек. Для одной из них девушка собрала и оцифровала гербарий: получился принт с листочками. "В Британке я была немножко инопланетянкой. Там обычно все лаконично, архитектурно. А мне хотелось делать смешное. Хотя я понимаю, что не все люди готовы это носить". Нине пришлось отказаться от "безумных рубашек в стиле ретро" с большими бантами: оказалось, что для большинства ее знакомых это чересчур. "Совсем в "арт" я уходить не хочу, - говорит она. - Одежда - это предмет утилитарный".

Нина - иллюстратор, и в ее одежде важны принты, которые она создает сама

Пока у Нины нет своего производства. Она работает дома, бок о бок (а точнее - спина к спине) с мужем-инженером, иногда прерываясь на йогу. Работ у Нины несколько: собственный бренд еще не приносит достаточного дохода, приходится брать заказы. Одежду она частично отшивает сама, частично - на местных фабриках. Иногда вещи из коллекций шьют на конкретного покупателя, подгоняя под его фигуру. "Хороший вариант: вещь хорошо сидит, точно продана, все довольны, - улыбается Нина. - А не так, что у меня весь шкаф забит, а денег нет". Шоурума у нее тоже пока нет, все продажи - через соцсети и знакомых.

Сейчас Нина шьет на заказ свадебное платье - второе в своей жизни. А еще работает над принтами с котиками и шубами из натурального меха. "Каким я вижу русский стиль сегодня? - задумывается Нина. - Он меховой. Узорчатый. Теплый. Сказочный. Ироничный. С яркими сочными цветами". Звучит как описание ее будущих коллекций.

Меха, павлины, сказки и шапки для русской зимы

Наталья Хованская и Настя Вяз, бренд Tsar Bird

"Как здесь сложно с рукавами", - говорю я, примеряя душегрею - что-то вроде жакета со сборками у талии. Рукава у нее "выпускают" руки чуть ниже локтей, но не заканчиваются, а свисают, как ленты. "Они только со стороны кажутся неудобными", - говорит Настя Вяз. "К ним быстро привыкаешь, - добавляет Наталья Хованская. - Как будто у тебя слуга появился: сначала странно, а потом - словно так и надо". В этой одежде действительно хочется выпрямить спину и оглядеться в поисках слуги. А потом сесть на тройку лошадей и поехать куда-нибудь есть блины с икрой.

Создание модели начинается с ткани - как объясняет Наталья, она диктует фасон

Наталья - классическая русская красавица: светлые волосы, коса, прозрачные голубые глаза. Настя похожа на башкирку или японку: "Хотя в моем роду все до четвертого колена или русские, или с Украины. Я не знаю, почему я такая получилась!" А вместе они создают одежду из русских сказок.

Настя в детстве ходила в садик в желтой блузке, похожей на фрак. Ее мама шила, носила шляпы и смотрела с дочкой записи всех Недель высокой моды, которые только могла найти. Наталья в восемь лет сделала себе короткую зеленую юбку из маминого любимого платья (та, конечно, страшно ругалась) и позже продолжала шить, но выучилась на экономиста. Настя получила диплом физика, но работала стилистом. Их марка родилась, когда она стала подбирать одежду для Натальи. "Я поняла, что нет адекватного предложения для тех, кому идет русский стиль, - говорит она. - Это либо павловопосадские платки, либо платья за полмиллиона рублей. И мы стали придумывать одежду сами".

А потом в Лондоне и Париже к девушкам начали подходить и спрашивать, где такое можно купить. "Мы в шутку говорили, что у нас свой бренд, а люди стали просить контакты", - рассказывает Наталья. Так и дошутились до того, что в 2017 году основали Tsar Bird.

Девушки хотели "осовременить" традиционную русскую одежду, сохранив ее идею. Поначалу, глядя на душегреи, меховые оплечья (похожи на объемные воротники) и косоворотки, не очень понятно, как и куда их можно носить. Но если померить, вопросов не останется. "Когда мы создавали оплечье, я думала: боже, что мы делаем? Да, оно выглядит сказочно, но насколько это будет практично? - вспоминает Наталья. - И вот я надеваю это оплечье. И вдруг понимаю, насколько оно мне нравится, насколько мне в нем комфортно. И первую неделю ношу его вообще не снимая". Еще Наталья в холодное время года носит теплые шапки, похожие на русские кокошники: "Мы их специально сделали, потому что хотели выглядеть красиво и зимой, и летом".

Сейчас Настя в основном занимается дизайном, а Наталья - организацией. Своего производства и шоурума у Tsar Bird пока нет - вещи отшивают на фабриках, а продают через интернет. Большинство покупателей - из России, но за рубежом тоже есть. Дело еще не приносит прибыли и даже не окупается, но, как говорит Наталья, по всем канонам так и должно быть.

Создавая бренд, Наталья и Анастасия видели своими клиентками женщин, занимающихся домом и детьми. Но их одежда больше пришлась по вкусу активно работающим дамам, часто - со своим бизнесом. "Для них важно выглядеть красиво и ярко, но не тратить на это много времени, - объясняет Наталья. - А наши вещи самодостаточны, их ничем не надо дополнять. Ты надеваешь платье, туфли, поправляешь макияж - и через минуту готова к выходу в свет". Клиенты-мужчины у Tsar Bird тоже есть - для них в основном шьют косоворотки.

В этой одежде трудно представить себя на работе или в метро. Но девушки объясняют: им хочется, чтобы их клиенты выглядели ярко каждый день

Делать что-то нестандартное всегда рискованно: можно не найти своих клиентов и прогореть. Но девушки уверены: уж если создавать, то создавать уникальное. "Шить юбки-карандаши и блузки бессмысленно, - говорит Наталья. - Это делают все". Впрочем, юбка-карандаш и черная блузка у них в коллекции тоже есть. Эту блузку я сначала надеваю задом наперед. "Мы всегда говорим: если не знаешь, какой стороной надевать вещь, значит, она точно дизайнерская", - смеется Наталья.