Конспект нод составление рассказа осень наступила. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». школе группы на тему

Цель. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, – машина это делает в несколько раз быстрее.)

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что сентябрь – первый месяц осени.

«Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, – сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?

Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».

Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в коротком емком рассказе.

«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.

Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа, например: «Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.

«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты», – предлагает педагог. Выслушивает ответы детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.

Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии.

Завершая занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения.




Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.


Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Ход занятия

«Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова „Осень“», – начинает занятие педагог.

Напоминает первое четверостишие:


Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!

Педагог уточняет: «Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?» (Осенний дождь.)

Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)

Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:


Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.

Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!

Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ».

Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.

Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.



«А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять».

Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом – нараспев с утешительной интонацией. («Жди-и-и».)

Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.

Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да.

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коммуникация»

Тема:

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Предварительная работа:

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

Мяч

Ход ООД:
Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года?

Дети:

Время года – осень.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

Часто дует холодный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети:

Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

С деревьев падают листья.

Начинается листопад.

Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель:

Дети, кто обобщит услышанное?

Рада:

Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель:

Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.

Даша:

Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель:

Спасибо, Даша, замечательно.

Лера:

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:

Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель:

Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать Пашу.

Паша:

Плещеев А.Н.

« Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна.

Игра в мяч - словообразование относительных прилагательных от слова осень

Солнце осенью –

Дети:

Осеннее.

Воспитатель:

Ветер осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Небо осенью -

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Туча осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Дождь осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Лес осенью –

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Погода осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Пальто осенью –

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Сапоги осенью –

Дети:

Осенние

Воспитатель:

Одежда осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети:

Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети:

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Дети:

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Дети:
Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Дети

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Дети:

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Дети:

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?
Дети:

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети:

Тема: Развитие речи: «Осень наступила».

Цель: составление по картине рассказа на тему: «Осень насту­пила».

Оборудование урока: интерактивная доска, тетради, учебник русского языка .

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Создает эмоциональный настрой. Звучит музыка. На интерактивной доске картины осенней природы.

Ролевая игра. Выходит Осень с корзинкой: «Долго к вам я до­биралась. Работы в лесу было много: то листья покрасить, то зверям шубки подарить, то тучки на небо отправить, пусть землю поливают. Но вот, наконец, я и к вам пришла. Ну-ка, кто правильно назовет тему урока?»

Сообщает тему и цель урока.

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Упр. 31. Чтение стихов К. Баянбаева:

Осень - рыжая лиса по жайляу бродит. Потемнели небеса, ветер хороводит. Журавли на юг летят. Дым над юртой синий. Листья желтые кружат. На травинках иней.

Повторение изученных сведений о предложении на материале стихотворения К. Баянбаева: В предложении говорится о ком-либо или о чем-либо. О чем говорится в предложениях? 1) Об осени, ко­торая бродит по жайляу. 2) О том, что небеса потемнели. 3) Ветер хороводит. Что это значит? (Ветер так задувает, что листья ходят кругом - хороводом.) 4) Журавли на юг летят. 5) Дым над юртой синий. 6) Листья желтые кружат. 7) На травинках иней.

Сколько предложений? Как вы догадались о конце предложе­ния? (Пауза, интонация, знаки препинания)


Беседа об осени на материале картинок учебника. Рассматрива­ние и сравнение картинок «Какая бывает осень». Беседа о приметах осени. Какой бывает осень? Составление и запись 2 предложений со словосочетаниями золотая осень, дождливая осень. Сколько слов в предложении? О чем в них говорится?

3 этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, им­провизированных, эвристических.

Работа в «Творческой тетради».

Развитие догадки. Устная работа. Доскажи словечко.

1. По небесам оравою

Бегут мешки дырявые.

А бывает иногда

Из мешков течет... (вода).

Спрячемся получше

От дырявой... (тучки).

2. Кочерыжка вся в листочках,

Словно бабушка в платочках.

Ты не съешь ее без хруста,

Ведь на то она... (капуста).

3. На землю лес наряд свой сбросил,

Идут дожди, настала... (осень).

Беседа по вопросам: Как звери готовятся к зиме? Какую шубку готовит себе заяц? Что готовит на зиму ежик? Как белки готовятся к зиме? А кто из зверей ищет себе место для зимней спячки? Как встречают осень деревья? Какими красками радует нас осенью лес? Какое небо осенью? Какие идут дожди?

Словарная игра «Ежик»: «Ежик вышел погулять, стал слова он собирать!» Какие слова соберет ежик и почему? Записываются лишь слова по теме: дождь, ветер, холод и т. д.

Развитие творческого воображения. Беседа-игра «Какие краски принесла нам осень». На доске рисунки: листья деревьев, фрукты, овощи. Выходит Осень и сообщает: «Я осень-художница. Я раскра­сила лес в разные цвета. Какие краски мне потребовались? Опишите краски осеннего леса». Учащиеся составляют текст «Краски осен­него леса».

Подготовка к сочинению: 1. Определение темы. О какой осени ты будешь писать (красивая, дождливая, урожайная)? Выбор темы: «Золотая осень», «Дождливая осень», «Урожайная осень», «Как звери готовятся к зиме». Прочитай сочинения детей. Выбери себе тему.

2. Словарно-орфографическая работа «Осенний словарик», упр. 32. Запись опорных слов. Опорные слова - главные для пони­мания смысла текста слова, по ним можно определить тему: золо­тая осень, осенние наряды, жёлтые листья, разноцветные краски, красный наряд клена. Дождливая осень, хмурое небо, холодный ве­тер, грустное настроение.

Составление устно текста об осени по опорным словам. Озаглавливание текста.

Чтение вопросов об осени, упр. 36.

Чтение дополнительных материалов об осени.

Написание сочинения.

4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Результаты учебной работы:

Предметные: составляют текст по картине об осени, раскрыва­ют основную мысль сочинения.

Личностные: выражают свое мнение о красоте осенней при­роды, чувство любви к родной природе, внимательное отношение к выбору слов при ее описании.

Системно-деятельностные: проявляют умение сравнивать, рассматривать картину, анализировать ее и составлять по ней текст.

Тестирование по разделу:

1. Что такое речь?

Говорим;

Пишем и говорим.

2. Из чего состоит наша речь?

Из звуков и букв;

Из слов;

Из предложений.

3. Чем отделяются в устной речи друг от друга предложения?

Запятыми;

Вопросительным знаком.

4. Из чего состоит предложение?

Из звуков;

5. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Кавычки;

Точка, вопросительный и восклицательный знаки.

6. Какой должна быть речь?

Вежливой, правильной, выразительной.

7. Какие слова делают нашу речь приятной и ласковой?

Большие;

8. Какие слова мы говорим при встрече и прощании?

Спасибо;

Привет, всего хорошего.

Коротеева Жанна Владимировна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №4 г. Ельца
Населённый пункт: Липецкая область город Елец
Наименование материала: конспект ОД по развитию речи
Тема: "Составление рассказа на основе личного опыта на тему "Осень"
Дата публикации: 22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи

детей комбинированной подготовительной к

школе группы на тему:

«Составление рассказа на основе личного опыта

на тему «Осень»

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ № 4 детский сад г. Ельца

Коротеева Жанна Владимировна

Елец, 2017 г.

Форма проведения: образовательная деятельность

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: совершенствовать умение детей в составлении рассказов на

экологическую тему

Задачи:

Обучающие:

Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные

восприятия (т.е. на материале образов памяти);

самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной

последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;

рассказывать живо и последовательно;

продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у

Развивающие:

развивать навыки разговорной речи, познавательных интересов;

развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить

целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование

описание окружающей природы, окружающей действительности;

совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять

словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки

сотрудничества, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки на осеннюю тематику, мнемотаблица для

составления рассказа, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.

Словарная работа: золотая осень, листопад, деревья в золотом уборе.

Педагогические технологии : элементы здоровьесберегающей технологии,

игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии,

информационно – коммуникационные технологии.

Методы педагогической технологии : словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал – картинки, пособие для

дыхательной гимнастики мнемотаблица.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся».

Обратить внимание на 4 картинки на интерактивной доске» (Осень)

Воспитатель: « Ребята, а какое время изображено?» (Ответы детей).

Воспитатель: «А теперь послушайте загадки:

Летел пан, на воду пал.

Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Воспитатель: «Ребята, о чем рассказала нам эти загадки?» (Ответы детей:

загадка рассказала об осени, о сезонных изменениях в природе, о дожде,

который часто идет осенью, об облетевших листьях, которые разноцветным

ковром укрывают землю).

Воспитатель:

вспомним,

шелестят

падают на землю (ш-ш-ш тихо), а как шелестят листья, когда дует сильный

ветер? ш-ш-ш произносят громко).

Стук в дверь: приходит зайчик, приносит письмо.

Воспитатель читает: « Детский сад № 4, детям подготовительной группы.

Заячья поляна пригородного леса».

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели

принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось

так, что одни считают, что надо, а другие говорят, что рано. Посоветуйте, что

нам делать?»

Воспитатель: «Дети, зайцы живут в лесу и ничего не знают

прекрасном времени года, как осень»

Воспитатель: «А вы бы хотели рассказать зайчикам об осени? » (Да!)

Воспитатель:

осенние месяцы вы знаете? (ответы)

Воспитатель: « А какие приметы осени вы знаете? (

Ответы детей: с

деревьев опадают листья, …)

А какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

Воспитатель: «Правильно, и сейчас мы поиграем в интересную игру «С

какого дерева лист»; я буду показывать вам лист, а вы должны угадать

какого он дерева.

Воспитатель: «Давайте подумаем, какая бывает осень?» Осень бывает:

когда идет дождь-дождливая,

когда дует сильный ветер-ветреная.,

когда холодно-холодная,

когда сыро-сырая,

когда хмуро-хмурая,

когда ясно-ясная.

Воспитатель: «Молодцы,

вы правильно справились с заданием, а теперь

немного отдохнем, давайте сядем на ковер и

представим, что мы в лесу,

подул тихий ветерок, последние листики на дереве только слегка закачались,

ветер подул сильнее, листики стали падать и подул сильный ветер, листики

упали на землю.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Листики» проводится с детьми, сидя на

использованием

дидактического

дыхательной

гимнастики.

Воспитатель: « Ребята, вот мы с вами побывали в осеннем лесу, а скажите

какие правила поведения мы должны соблюдать, гуляя в парке, или в лесу в

разное время года?» (Не ломать деревья, не разжигать костров, не разрушать

птичьи гнезда, не мусорить)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Воспитатель

обращает

внимание

картинки,

используя

интерактивную

доску. (Здесь изображены вещи для осени и для лета).

Дети, посмотрите на доску и скажите, что нам необходимо для прогулки в

осеннее время? (Дети составляют предложения).

Почему мы не взяли кепку, сандалии? (Ответы детей)

Воспитатель: «А почему осенью надевают теплые вещи?» (Мы надеваем

становится

холоднее,

Воспитатель: «Ребята, а какие интересные и красивые пословицы об осени

вы знаете? У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети

складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите

положить туда свои наблюдения?»

В круг ребята становитесь,

крепко за руки держитесь,

я шкатулочку возьму и пословицы с приметами соберу.

Коли ясно, то осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре – теплая осень.

Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.

Гром в сентябре – теплая осень

Воспитатель: «Ребята, а о ком мы

заботимся с вами, когда

выходим на прогулку? (М

о птицах,

вывешиваем кормушки, насыпаем туда корм, потому что

осенью, а

потом и зимой корма для птиц становится мало и птицам нечего будет есть)

Работа с картинками, разложенными на столе.

Воспитатель: «Дети, посмотрите, сколько интересных здесь

картинок. Что вы видите здесь?» (Работа с картинками,

разложенными на столе)

С каким временем года связаны эти картинки?» (Лето, зима, осень,

Назовите картинки, которые относятся к

ети перечисляют).

Воспитатель: «Эти картинки помогут вам в составлении ваших

рассказов.

(Рассказы об осени)

1 ребенок рассказывает о погоде осенью.

2 ребенок рассказывает о деревьях и листьях.

3 ребенок рассказывает том, как звери и птицы готовятся осенью к зиме.

4 ребенок рассказывает о том, как мы помогаем птицам осенью.

Воспитатель: ребята, каждый из вас составил правильный рассказ об осени,

но мы должны написать письмо зайцам на лесную поляну и найти

убедительные доказательства того, что все-таки наступила осень, скоро зима

и зайцам пора менять серые шубки на белые, а поможет нам в этом вот эта

Переход к схеме.

Воспитатель: «Посмотрите вот на эту схему, она нам может помочь

рассказать

Воспитатель:

но, прежде чем начать свой рассказ давайте поиграем с

листочками.

Веселые листочки закружились, осенний ветер зашумел над ними,

Весело они летелии на землю сели

Вот ветер снова тихо набежал и листочки снова он поднял,

Весело они летели и на землю сели.

Воспитатель: «Вот мы с вами поиграли и немножко отдохнули».

Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу :

«Дети, как можно начать свой рассказ?» (Наступила

солнечный

Воспитатель: «Правильно, это начало рассказа».

Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале

осени в садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев

особой красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени –

сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться

на небе, пасмурно, дождливо.

Воспитатель: «А какие становятся деревья?»

Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный

ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают листочки и вскоре

деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а

листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают,

запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно пролетает

октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.

В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются тоненькой

корочкой льда

Воспитатель: «Как жители леса готовятся к зиме?».

хищников.

Воспитатель: «Для кого

трудное время года»

стаи и улетают в тёплые края.

Воспитатель: «

Какие мы одеваем теплые вещи

когда идем гулять

на улицу?

(Курточку, шапку, шарф, сапоги)

Воспитатель: «А как можно закончить рассказ? (Мне очень

нравится

Потому что

это самое красивое время года.

Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало,

середина и конец рассказа.

Послушайте, какой я составила рассказ, ведь мне очень хочется

написать письмо зайчику

Наступила

солнечный

Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале осени в

садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев особой

красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь,

ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться на небе,

пасмурно, дождливо.

Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле

разноцветный ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают

листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь

на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья

отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно

пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.

В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются

тоненькой корочкой льда.

Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц готовятся поменять

шкурки. Заяц был серым, станет белым, чтобы легче было прятаться от

хищников.

собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Мне очень нравится

Потому что

это самое красивое время

Воспитатель: «Дети, давайте вспомним начало в моем рассказе».

(Ответы детей)

Воспитатель: «О чем я рассказала в своем рассказе?»

(Ответы детей)

Воспитатель: «А как я закончила свой рассказ?»

(Ответы детей)

Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно должно быть начало,

середина и конец рассказа»

Воспитатель: «Дети, вы составили очень интересные рассказы, по

я напишу письмо зайчику на лесную поляну, и он

обязательно подготовится к зиме и поменяет серую шубку на белую, ведь вы

очень правильно рассказали о таком прекрасном времени года, как осень.

Игра на интерактивной доске: «Времена года»

Гимнастика для глаз.