Конспект игровой терапии для дошкольников. Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада. Я рисую на песке

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 32 «Росинка» п. Новошахтинский Михайловского муниципального района .

К О Н С П Е К Т

НОД по песочной терапии

«Сказка на песке»

Воспитатель:

Конспект

НОД по песчаной терапии: «В гостях у песочной Феи».

Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации.

1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие.

2.Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

3.Развивать тактильно - кинетическую чувствительность.

4. Развивать творческое воображение, фантазию.

5. Воспитывать самостоятельность, любознательность, чувство сотрудничества.

Материалы, оборудование, атрибуты:

Сухой песок, кинетический песок, песочница, формочки для песка, набор мелких игрушек, счётные палочки.

Дети, вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Мы с вами знакомы с одной Феей. Как её страна называется?

Вот я предлагаю отправиться в её сказочное песочное королевство. Но прежде вспомним правила игры с песком.

(открыть песочницу)

Ребята, что же случилось в сказочном королевстве? Всё разрушено, жителей песочной страны нет, только одна песочная Фея печальная, грустная. Давайте спросим: «Что случилось, Фея»?

Ребята, на мою страну с зелёными лесами, цветами, с голубыми озерами налетел злой волшебник. Всё разрушил, забрал мою волшебную силу, всех жителей бросил в темницу.

Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь Феи, вернуть красоту в её страну. А как вы думаете, что нам может помочь в пути?

Доброта, смелость, дружба.

Давайте положим ладошки на песок и поздороваемся с ним.

«Здравствуй, песочек!

Сыпучий и прохладный,

Ты нам дружочек,

Играть с тобой приятно!»

А теперь потрогайте песок и скажите он сухой или влажный ?

Горячий или прохладный?

Гладкий или шершавый?

А ещё какой он?

(сыпучий и приятный).

А теперь погладьте его нежно-нежно, сожмите в кулачках сильно-сильно, посыпьте себе на ладошку. А теперь пощекочите его пальчиками. Молодцы, развеселили песочек.

Ребята, вы же знаете, что песочек у нас не простой, на нем можно оставлять различные следы.

а) Пошагайте кулачками, как слоны.

Всех огромней в джунглях слон,

Напролом шагает он.

б) А теперь двумя пальчиками

попрыгайте по песку, как зайчики.

Веселились на лужайке

Летним днем трусишки зайки.

в) Покажите, как змея ползёт по песку.

Змея ползет, ползет, ползет

Никогда не устает.

г) А сейчас жучки ползают под песком.

Поздоровайтесь, (дети находят пальчики друг друга под песком и здороваются.)

д) А теперь погладьте нежно-нежно песочек.

Пришло время браться за работу – восстановления песочного королевства.

Давайте посмотрим и решим, что мы будем строить и где.

Дворец мы поставим в центре, вокруг посадим цветы.

В правом нижнем углу будет озеро. С левой стороны от дворца будет лес.

Дети из игрушек восстанавливают песочное королевство.

Проложить узкие и широкие дорожки от дворца к озеру и лесу.

Ну, вот королевство мы восстановили, а жителей не освободили. Нужно спасти из темницы, там им темно, одиноко, холодно.

Дети из песка достают игрушки - жителей песочного королевства.

Я горжусь вами, вы так старались.

Посмотрите, друзья, Фея улыбается вам и вы улыбайтесь ей в ответ. Ну вот, мы полностью восстановили песочное королевство, вернули жителей. Фея очень рада и благодарит вас.

Ребята, если бы вы были жителями этого волшебного королевства, то кем бы вы были?

А злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили. Я точно знаю, он находится в этом песке.

(Работа с кинетическим песком).

Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуйте злого волшебника. Этот шар злюка. Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая волшебное слово: «Прогоняем злость, приглашаем радость!» (загорается иллюстрация).

Я вас поздравляю, мы победили злость!

Потрогайте песок, он стал воздушным, живым, поиграйте песком.

Раз мы прогнали злость, и песок стал добрым, я предлагаю из этого песка слепить добрых верных друзей для песочной Феи.

(дети выбирают формочки и лепят песочные фигурки).

Придумайте имена этим друзьям.

Мы сегодня с вами совершили много добрых дел, назовите их.

Песочная Фея и её друзья благодарят вас. Пришла пора прощаться со сказкой. Какое у вас настроение? Я думаю, что мы обязательно встретимся с песочной Феей и её друзьями, ведь так много на свете разных сказок.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 32 «Росинка» п. Новошахтинский Михайловского муниципального района.

К О Н С П Е К Т

«Разноцветные колеса»

занятия по сенсорному развитию для детей 1-младшей группы

воспитатель:Серпова АВ.

Разноцветные колеса»

конспект занятия по сенсорному развитию для детей 1- младшей группы

Программное содержание

1.Ориентироваться в отношении плоскостных фигур, составляя целое из частей, сравнивать и группировать предметы по цвету.

2.Учить распознавать и называть однородные предметы 2-х разных цветов (красный, зеленый.)

3.Развивать память, наблюдательность и внимание, мелкую моторику рук.

4.Учить отвечать на поставленные вопросы и активизировать словарный запас языка.

Материал. Колокольчик, конверт с письмом, веревочка, игрушка паровозик, игрушка зайчик, стол или фланелеграф, плоскостные изображения игрушек (мяч, пирамидка, юла, кукла, кубик, 2 машины без колес красного и зеленого цвета, отдельно колеса красного и зеленого цвета), диск с музыкой.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель незаметно звонит в колокольчик.

Ребята, к нам кто-то пришел! (Воспитатель подходит к двери и достает конверт).

Дети, нам прислали письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята! Вам пишет зайчик Федя. Мне очень грустно, потому что сломались мои любимые игрушки. Помогите!»

Ребятки, что случилось у зайчика Феди? (сломались игрушки). Поможем ему отремонтировать игрушки? Давайте сядем на паровозик и поедем к нему в гости.

Дети берутся за веревочку, встав друг за другом, двигаются по кругу за воспитателем (звучит музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной «Паровоз»)/

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чохчох, чу-чу

Я далеко укачу!

А вот мы и приехали! (на стульчике сидит зайчик)

Давайте с зайчиком поздороваемся. (Дети здороваются с зайчиком за лапку).

Посмотрите, какой зайчик красивый. Какие у него длинные ушки! Покажите, какие у зайки ушки.

Какие у зайчика быстрые ножки! Давайте потопаем ножками как зайчики! А как зайка умеет прыгать, знаете? (дети показывают).

Молодцы ребята. Теперь сядем на стульчики послушаем историю зайчика Феди. Ребята, зайчик Федя любит играть. Посмотрите сколько у него игрушек (показ фланелеграфа с плоскостными изображениями). Давайте назовем (дети перечисляют игрушки). У зайки столько игрушек, а он грустит. Как вы думает, почему (ответы детей).

Посмотрите на машинки. Чего у них не хватает? (колес)

Да, у машин нет колес. Поэтому зайка грустный. Давайте ему поможем найти колеса для машинок.

Посмотрите, какая красивая красная машина. Какого цвета машина (ответы 2-3 детей). А колеса у нее должны быть, какого цвета? (красного 1-2 человека). Иди, найди красные колеса и положи их вот сюда.

А эта машина зеленого цвета. Какого цвета машина (2-3 ответа). А колеса у нее должны быть какого цвета? Иди, найди колеса такого же цвета, как машина. Какого цвета колеса ты взял? Иди, положи их возле зеленой машины.

Молодцы! Вот теперь мы отремонтировали зайчику игрушки. Зайчик говорит «Спасибо». Давайте вместе с зайчиком Федей покатаемся на машинах. Как машина гудит? (би-би-би),

Под музыку дети двигаются по кругу, имитируя поездку на машине (крутят руль, сигналят):

Я сижу в кабине, еду на машине

Руль кручу легко.

Еду далеко.

(музыка Ю. Слонова, слова Л. Башмаковой «Машина»).

Вам понравилось с зайчиком ездить? А теперь нам пора возвращаться домой. Скажем зайке «До свидания» (дети берутся за веревочку и под музыку «Паровоз» двигаются за воспитателем).

Конспект НОД для детей 5-6 лет по развитию речи
С использованием метода песочной терапии
«Песочная страна»


Задачи:
образовательные: закреплять обобщающие понятия «насекомые», «цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

развивающие: развивать связную речь, вести диалог, давать полные ответы, логическое мышление, любознательность, мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность и воображение, координацию в пространстве.

воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе, прививать любовь к сказкам.
форма организации: подгрупповая

Оборудование: световая песочница (световой короб), песок, индивидуальные контейнеры, фигурки насекомых, растений, влажные салфетки.

Ход НОД
Педагог:
Ребята, а кто из вас любит сказки? Может кто-то умеет сочинять их? Давайте попробуем сегодня придумаем сказку вместе.
А где же лучше всего сочинять сказки? (дети высказывают своё мнение).
Ну конечно же в сказочной стране! За долами и лесами, за высокими горами есть чудесная страна. Что это за страна такая, ребята, как вы считаете? Расскажите о ней, как вы её представляете? (дети высказывают свои предположения)
А хотели бы вы оказаться в этой стране и познакомиться с ней? Что нужно сделать, чтобы попасть туда? Кто знает волшебные слова? Давайте попробуем их придумать! (Дети вспоминают слова из знакомых сказок придумывают варианты «волшебных слов»)
Пригласить ребят к «песочнице световой короб», они садятся вокруг неё на стульчики.

Педагог: Вот и сказочная, необычная, страна. Посмотрите, здесь ничего нет, только один песок. И как же она называется, как вы думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения)

Педагог: Я вам скажу по секрету, этот песок не простой, а волшебный (это же страна необычная) он умеет слышать и говорить, может чувствовать прикосновения, а мы с вами очутились в стране песка. Как можно назвать такую страну? (Песочная, Песчаная) (ответы детей)

Хотите познакомимся с необычной страной и правилами поведения в ней?!

Свои ладошки положите на песочек, погладьте его, какой он?.. (Трогают песок, рассказывают о своих ощущениях (сухой, шершавый, мягкий и т.д)

Поздоровайтесь с ним. Что нужно сказать? (Что говорят при встрече?)

А скажите это ласково. Послушайте… он тоже здоровается с вами. Вы слышите? Нет? А почему? Говорит он тихим голосом, а, как вы думаете, почему? (дети предлагают свои варианты) А говорить тихо вы умеете? Игра «Тихо-громко» (дети играют в игру, произносят заданные слова тихо и громко).

Педагог: Может песку одиноко и поэтому ему грустно. Попробуем развеселить его! Расскажите, как это можно сделать?(ответы детей)

Пощекочем его правой рукой, а потом левой, каждым пальчиком, сразу двумя руками пощекочем. Теперь побежали пальчиками по песку. Он смеется, вы слышите? (включается свет в «песочнице-световой короб»).

Вот и развеселили мы песочек. Молодцы, ребята! Все вы любите рисовать, правильно?!

Я предлагаю вам придумать сказку и рассказать её рисунками. А рисовать мы будем на песке пальчиками и использовать разные фигурки – это наши будущие герои сказки. Я начну, а вы продолжайте: В одной сказочной стране, текла река. Она была какая?… (дети рисуют волнистые линии на песке широкая, голубая, глубокая, прохладная и т.д)

Педагог: И жили в ней (кто?) ( ответы детей, дети выкладывают фигурки рыб на песочную «реку»)

Педагог: На одном берегу было большое поле, на котором росло много…? Как одним словом назвать цветы, которые растут на поле, назовите их ласково. Правильно, ребята. (Ответы детей, дети выкладывают цветы на песок. Полевые цветы, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Молодцы. И были у цветов друзья. Кто это, как вы думаете? Это… (педагог выставляет в «песочницу» фигурки: жук, пчела, кузнечик, муравей)

Как же назвать одним словом друзей цветов? Молодцы, ребята. Назовите их ласково. (Ответ детей: «насекомые» дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Педагог: А на другом берегу реки росло много ёлок, берёз – как их назвать одним словом? А высоко в небе сияло (солнце) назовите его ласково…
(Педагог помогает детям произносить слова правильно)

В стране этой никто и никогда не ссорился, а только дружили, любили играть.
В какую игру играли жители этой страны? Давайте попробуем угадать! (дети высказывают свои предположения)

А играли они в прятки, и было всем весело. Посмотрите муравей что-то хочет сказать вам, послушайте! Я поняла, он зовёт вас поиграть с ними. Поиграем? Произнесём считалку и закроем глаза (дети произносят считалку, а педагог «прячет» насекомых)

Открываем глаза и идём искать, говорите, где спрятался жук? Педагог добивается чёткого произношения предлога, а где же прячется муравей? А кто выглядывает из-за ёлочки? Как же вы догадались? (Дети ищут насекомых, называют место где они спрятались, правильно выговаривая слова, действие, предлоги. (на дереве, под цветком, из-за ёлочки).

Педагог: А пчелы не видно, нигде её нет, где она может быть?
(Обратить внимание на следы на песке), интересно, куда же они могут нас привести, а? Как вы думаете? Пройдём по следам и узнаем! (ребёнок пальчиками идёт по следам, а дети по очереди говорят куда идти: пройди прямо, поверни направо, обойди цветочек, иди к реке, поверни к берёзке и т.д)

Посмотрите что это, куда привели следы? Где спряталась пчела?! Как она туда попала, расскажите. (Дети рассказывают о том, что увидели)

Педагог: Интересная игра, правда? А я знаю, какую игру вы любите, может и мы поиграем?!

игра «Кто позвал?» (играют в игру, напоминать детям, что играть надо честно). (Дети выходят из-за стола проводится игра 2 раза. Возвращаются к песочнице)

Какая интересная получилась сказка, ребята, вам понравилось сочинять? Кто сможет её рассказать? (Дети рассказывают сказку)

Ребята, сегодня мы познакомились с необычной страной. Узнали каким может быть песок, придумали интересную сказку. Вам понравилось?! Давайте и другим ребятам расскажем сказку!

Теперь давайте прощаться с удивительной песочной страной: протяните руки над песочницей и сделайте плавные движение, как будто вы «ветерок». Что говорят когда уходят, но хотят вернуться ещё? Давайте скажем: «До следующей встречи!» (дети выполняют движения и прощаются.)

Название: Конспект НОД для детей 5-6 лет по развитию речи с использованием метода песочной терапии «Песочная страна»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Дети старшей группы 5-6 лет

Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81»
Месторасположение: г. Энгельс Саратовская область

Цель:

Формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей ;

Закрепить правила обращения с песком;

Воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

Материалы: запись музыки «Шум моря», ИКТ, цветные шарики, «Морская царевна» (лейка - рыбка с короной на голове), подставка, ткань с рисунком на морскую тематику, атрибуты моря: камни (морские, разноцветные стеклянные), ракушки, искусственные водоросли, кораллы, мелкие игрушки обитателей моря (рыбы, крабы, черепахи, осьминоги и т.д.), сказочные домики, трубочки для коктейлей, ящики для работы с песком, столики на колесиках, природный материал, салфетки.

Ход занятия психолога (песочная терапия) в детском саду

Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»

Дети, вы любите путешествовать? Тогда предлагаю путешествие в необычную страну и попадем мы в нее также необычным способом, угадав загадку.

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел

Я побежал. (Воздушный шарик).

(Психолог открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится. Дети называют цвет своего шарика).

Мы можем полететь на таких воздушных шариках? (Нет).

Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).

(Дети надувают воздушные шарики)

Дети, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер, закройте глаза, и почувствуйте, как легкий ветерок перенесет нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.

Психогимнастика :

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

(летят в Песочную страну)

Упражнение «Песочная страна ».

Психолог:

А теперь, ребята, откройте глаза. Вот мы и прилетели в эту удивительную страну, в царство песка и воды. Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).

Но приветствуют друг друга здесь очень необычно. Я вас научу.

(дети повторяют за психологом движения: два кивка головой вниз, влево-вправо, потереть руки, помахать ими и улыбнуться).

А теперь давайте поздороваемся с песочком.

Здравствуй песочек!

Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?

(сухой или мокрый, теплый или холодный).

Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?

Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.

Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.

Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.

Психолог:

Значит, мы, как вежливые дети, поздоровались с песочком. А теперь, необходимо узнать правила игры с песком, как с ним обращаться.

Правила игры с песком:

  1. С песком следует обращаться очень аккуратно.
  2. Берем песок, закатив рукава.
  3. Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
  4. Песком нельзя друг в друга бросать.
  5. Играть с песком можно только в песочнице.
  6. После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.

- Ребята, вы все правила запомнили, обещаете их соблюдать?

Да.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

(Звучит музыка, появляется морская царевна).

Психолог:

Дети, посмотрите, кто же это?

Так это же морская царевна. И она приглашает нас в свое царство, но сначала, предлагает выполнить задание, продолжить следующие предложения:

Рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

Рыбы дышат жабрами, а люди…(легкими)

У рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

С помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

Без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)

class="eliadunit">

Зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т.д.

В море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

Психолог:

Спасибо ребята, морская царица довольна вашими ответами и приглашает вас к себе в гости. (психолог ставит морскую царевну - рыбку на подставку).

А, чтобы, попасть в ее владения, предлагаю проложить дорожки. (дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т.п.

Упражнение «Раскопки».

Психолог:

В подводной стране много скрытых сокровищ, давайте мы их попробуем отыскать? Закройте глаза, представьте, что вы одели скафандры и акваланги погрузились в морские глубины (в это время психолог прячет в песок различные камни и раковины).

А теперь откройте глаза. И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.

(слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины).

Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»

Психолог:

У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?

Прислушайтесь, о чем говорит раковина?

(звучит тихая музыка, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают).

В волшебном мире подводного царства живут удивительные рыбы, осьминоги, раки. Морское дно украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни. Посмотрите на экран, и вы увидите морские глубины и их жителей.

Создание в песочнице картины «Подводное царство»

Психолог:

Давайте попробуем воспроизвести увиденное подводное царство, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами. Кто захочет, будет работать в большой песочнице, а возможно, кому-то понравится создавать картину в маленькой. Но перед началом работы в песочницах давайте вспомним правила работы с песком:

(дети в произвольном порядке называют знакомые правила)

Играть с песком будем дружно.

Оскорблять никого нельзя, и т.д.

Не забывайте и следуйте этим правилам.

(практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение).

Дети делятся на пары и создают в большой песочнице картины подводного царства, используя мелкие игрушки и тому подобное.

Тот, кто решил работать в маленьких песочницах, выполняют задание индивидуально, используя цветные камни и мелкие игрушки.

Психолог:

Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные. Кого же вы поселили в подводное царство? (диалог с детьми).

Здесь я вижу акулу. Что вы можете сказать о ней, какая она? Какие вызывает у вас ощущения? (ответы детей).

Психолог:

Значит, если она хищная и злая, то давайте переселим ее в другую песочницу, где она никому не сможет угрожать.

(хищные рыбы переносятся в другую песочницу).

Психолог предлагает решить проблемную ситуацию сделать хищников добрыми, выслушивает предложения детей. Одобряя сказанное детьми, предлагает свою версию.

Психолог:

Мы сможем помочь нашим хищникам стать добрыми, чтобы они не оскорбляли рыбок и других обитателей подводной страны, слепив из песка шары, в которых живет злость.

(дети пытаются лепить из сухого песка и приходят к выводу, что его нужно увлажнить. Морская Царевна им помогает в этом, поливая песок водой. Дети лепят уже из мокрого песка шары, в которых живет злость).

Психолог:

Ну что же, победим злость, разрушив шарики и сказав такие слова:

Прогоняем злость

И приглашаем радость

(дети повторяют слова несколько раз, кулачком разбивая шарики из песка).

Психолог:

За то, что мы помогли стать акулам хорошими, они позволяют нам взять морские сокровища, которыми мы украсим наше подводное царство.

(дети выкладывают подарки акулы в первой песочнице).

Психолог:

И с тех пор зажили все жители дружно и счастливо. А вы дружные? Для чего нужно дружить? А если мы не будем дружить, что будет?

Прощание

Психолог:

Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все у нас удалось. Это потому, что вы помогали друг другу. Наше путешествие заканчивается. Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:

Мы - веселые ребята,

Дружно, весело играем.

И друг другу помогаем.

Любим шутки, песни, смех.

Снова рады видеть всех.

Психолог:

Попрощаемся с Песочной страной и Подводным царством, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам и расскажем им о путешествии и как интересно было играть с песком.

(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).

Конспект занятия с использованием песочной терапии

"Волшебный песок"

Цель : стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
  • развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • световой стол и стулья на каждого ребенка;
  • карманный фонарик (луч);
  • магнитная доска;
  • шаблоны «солнце»;
  • песок;
  • предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»;
  • магнитофон;
  • камешки разного размера.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Воспитатель: « Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек»

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А что в нем, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним

Правила игры с песком:

  1. 1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
  2. 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
  3. 3. Нельзя бросать песок в лицо - можешь повредить глаза!
  4. 4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
  5. 5.

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!

Воспитатель:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

Упражнения «Здравствуй песок!»

  1. 1. Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель : развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный...)

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек - чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь - рой, а хочешь - строй.

Воспитатель: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь найдите свой камешек, запомните его и положите мне на тарелочку. Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.

Воспитатель: А теперь, я прошу вас подойти к столу.

Сюрпризный момент

Дети подходят к «Волшебной песочнице, закрывают глаза. Выключается свет. Включаются световые эффекты и подсветка стола.

Воспитатель : А теперь посмотрим, насколько вы внимательны, по моей команде вы должны руками закрыть глаза:

Раз, два, три не смотри!

Воспитатель : Вам темно? Страшно?Кто боится темноты?

Кто боится темноты?

Ну, конечно же не мы!

Можно в темноте играть

Или даже рисовать!

Воспитатель : Откройте, пожалуйста, глаза! (Воспитатель обращает внимание детей на «бегающие» огоньки)

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какие красивые, огоньки бегают по потолку, словно разноцветные звёздочки.

Звезды нам с небес сияют

В темноте нам освещают

Воспитатель : А вот самая яркая звёздочка, хочет поиграть с нами. Посмотрите она рисует в темноте!

На стене появляется луч, воспитатель показывает детям, как можно, двигая карманным фонариком (лучом), получить разные фигуры - круг, квадрат и т. д.

Дети совместно с педагогом рисуют фигуры с помощью луча на экране.

Воспитатель:

Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх)

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.

Можно «начертить» таким же способом треугольник:

Раз, Два, Три: Треугольник начерти.

Круглый круг похож на мячик,

По стене он быстро скачет.

Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры. Воспитатель: Тебе нравиться рисовать. У тебя хорошее настроение (воспитатель обращается к детям, дети отвечают)

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебную песочницу», предварительно сняв с неё платок.

Воспитатель: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу .

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака... совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую - мне не лень

за окном хороший день...

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной, (рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу)

Воспитатель: Молодцы! Чего не хватает на картине? (Солнышко)

В комнате загорается свет

Воспитатель : Правильно, солнышко! Сейчас вы садитесь на свои места, и каждый нарисует солнышко в своей песочнице. Но сначала разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти - вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти - вырастай

Ума - разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький -

Подрастай мой славненький

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем солнышко! (воспитатель раздаёт трафареты каждому ребёнку, ребёнок выполняет задание по показу)

Игра - упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Ход игры:

Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами

Воспитатель:

Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)

После лучики вокруг - (дети засыпают лучи солнца)

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Воспитатель: А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п)

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое. Дети по показу воспитателя подрисовывают глазки, носик, ротик солнышку

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им (воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его, называет по имени и просит улыбнуться солнышку) . Воспитатель: Устали? А теперь немножко отдохнём.

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все - всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!

Итог занятия:

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!

Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.