Факты из жизни карла фаберже. Карл Фаберже: адюльтер и другие малоизвестные факты его жизни. От фаберже оптом и в розницу

(1846-1920) русский ювелир

Его предки были французскими гугенотами. От религиозных преследований они укрылись в Германии, а оттуда в 1800 году перебрались в Эстонию, где дед Карла работал плотником. Затем семья переехала в Петербург, и здесь отец Карла, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму.

Карл Фаберже пришел в фирму в 1866 году, когда ему исполнилось двадцать лет. В то время они выпускали только ювелирные украшения. А всего через шесть лет, в 1872 году, Карл Фаберже возглавил фирму. К этому времени он совершил поездку в Европу и познакомился с продукцией крупнейших ювелирных фирм - Массе, Кулона, Бушерона.

Однако прошло еще целых десять лет, прежде чем его фирма завоевала вначале всероссийскую, а затем и мировую известность. Наряду с ювелирными украшениями Фаберже стали выпускать и «полезные предметы» - часы, портсигары, пепельницы, лупы, светильники, лорнеты и даже предметы сервировки стола. Большая заслуга в этом принадлежит младшему брату Карла Агафону Фаберже. С его приходом в фирму перечень выпускаемых изделий расширился.

В 1882 году Карл Фаберже выполнил для Эрмитажа копии скифских драгоценностей. Эта работа привлекла внимание императора, который в 1885 году сделал первый заказ на пасхальное яйцо. Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора», а в 1890 году был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества». Триумфом фирмы стал 1894 год, когда Карл Фаберже исполнил жемчужное ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне.

С этого времени на всех международных выставках Фаберже неизменно получал золотые медали. Он открыл в Петербурге несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на выполнении отдельных видов работ - камнерезных, эмальерных, по золоту и серебру. Карл Фаберже открывает магазины в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Апогеем славы дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где Карл получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почетного легиона.

Изделия фирмы поставлялись на Ближний Восток, в Америку, а также к датскому, испанскому, шведскому и норвежскому королевским дворам. Но особую любовь к Фаберже испытывал английский королевский дом. Королева Александра однажды даже изъявила желание познакомиться с ювелиром, но великий мастер смутился и спешно покинул Лондон.

Необходимо сказать и о тех, кому Фаберже обязан своей славой. Это прежде всего замечательные ювелиры - Михаил Перхин, Франц Бирнбаум и Генрик Вигстрем. Для него также работали крупнейшие художники и архитекторы, например Федор Шехтель и Виктор Васнецов.

Фаберже часто критиковали за то, что его изделия перенасыщены драгоценностями. Его вещи казались дорогостоящими безделушками, а не произведениями искусства. Действительно, некоторые вещи задумывались им как игрушки-солдатики или фигурки животных - из самоцветов. Но и эти вещи Фаберже превращал в подлинные шедевры. «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга», - говорил он.

В 1902 году выставка изделий фирмы состоялась и в Петербурге, там впервые были показаны вещи, изготовленные по заказам титулованных особ. Во время Первой мировой войны в мастерских Фаберже изготовляли медные кастрюли и тарелки, а также награды для русских воинов.

Фирма была закрыта в 1918 году. К этому времени домом Фаберже было изготовлено от 120 до 150 тысяч предметов. Карл Фаберже покинул Россию и в 1920 году умер в Швейцарии. Позже его прах был перенесен во Францию и захоронен в Канне.

После революции и в 20-е годы изделия Фаберже не имели практически никакой ценности. В 30-е годы знаменитые пасхальные яйца можно было купить на аукционах всего за несколько сотен долларов. И лишь в наши дни появился новый интерес к Фаберже: в 1992 году пасхальное яйцо работы Фаберже было продано более чем за три миллиона долларов.

Имя: Петер Карл Фаберже (Peter Karl Faberge)

Возраст: 74 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Лозанна, Швейцария

Деятельность: российский ювелир

Семейное положение: был женат

Карл Фаберже - биография

Коллекционеры всего мира мечтают заполучить изделия Карла Фаберже, а его самого считают величайшим ювелиром в истории. Но мало кто знает, что сам мастер собственноручно не изготовил ни одного из своих шедевров.

Карл Фаберже - детство, семья

В 1842 году ювелир Густав Фаберже открыл свой первый магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мольбы Фаберже были услышаны, и в мае 1846 года на свет появился его первенец Петер-Карл.

Карл Фаберже - талантливый бездарь

Выбора у Карла не было: основную ставку отец сделал на него. Родитель оплатил его обучение у лучших европейских ювелиров. Карл несколько лет путешествовал по Европе, изучая новые веяния, знакомясь с мастерами, а главное -подыскивая умельцев, которые могли бы на него в дальнейшем работать. Для этого он не пропускал ни одного приема, ни одной выставки, много общался с молодыми талантами. Если видел самородок - тут же звал к себе в Петербург. 1870 году, в возрасте 24 лет, молодой человек встал у руля. В штате у него было около сотни сотрудников -камнерезов, художников, огранщиков. Сам он выполнял роль идейного вдохновителя и судьи: если изделие ему не нравилось, вещь тут же переделывали.

Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром, наоборот, был убежден в своей бездарности. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки. Однажды его попросили составить список вещей, необходимых для того, чтобы обучиться ювелирному делу. В числе прочих указал «ремень» и пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло».

Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание императора Александра III, и уже через год он сделал свой первый личный заказ, который изменил жизнь ювелира.

Яйцо Фаберже, с которого все началось

Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.

Накануне Пасхи Карл принес Александру III изысканное творение. Это было яйцо, покрытое снаружи белой эмалью, имитирующей скорлупу. Если открыть его, внутри можно было увидеть золотой «желток». В желтке сидела изумительная курочка из цветного золота. А внутри нее - золотое яичко и рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».


С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым, напоминающим о каком-либо знаковом для империи событии.

Например, были яйца: «Транссибирский поезд» - в память об открытии Транссибирской магистрали, «300-летие Дома Романовых», «Наполеоновское» - в честь вековой годовщины разгрома французских войск. Внутри яиц могло оказаться что угодно: миниатюрные портреты правителей, уменьшенные копии дворцов и кораблей, царских карет. Сначала каждый эскиз Карл обсуждал с императором, но потом ему позволили создавать шедевры на свое усмотрение. Это превратилось в некую игру: для правителя всегда оставалось сюрпризом, что окажется внутри.

Изготовление одного яйца занимало почти год, а некоторым яйцам посвящалось даже несколько. Так, мастера три года работали над механизмом, благодаря которому павлин, сидящий внутри изделия, мог раскрывать свой роскошный хвост. Фаберже обязался создавать пасхальные яйца только для императорской семьи, но желающих получить их копии было так много, что вскоре он, по слухам, начал тайно выполнять частные заказы.

Работы Фаберже

Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире. Штат сотрудников Фаберже вскоре перевалил за отметку в 500 человек. На него работали финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Главным ювелиром фирмы долгое время считался Михаил Перхин - самородок, которого Карл нашел в Карелии. Фаберже хоть и был строг к мастерам, но каждого ценил очень высоко. Например, одному граверу, лишившемуся зрения, дал денежное содержание -чтобы отблагодарить за труд.

Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Карл не боялся экспериментировать. К примеру, часто работал с камнями, считавшимися «неювелирными», и не боялся, что его раскритикуют. Мог сделать брошь из карельской березы, оправленную в бриллианты.

Его мастера умели работать с сотней оттенков. За счет обилия цветов достигался эффект внутреннего сияния - берешь предмет в руку, и кажется, будто он светится изнутри. Они владели техникой гильоширования эмали: на фон наносили насечки, создавая особый узор, который сверху покрывался слоем эмали. Но никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.

Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры. Были предметы, которые стоили баснословно дорого. Но выпускались и изделия массового производства. Например, в 1914 году увидела свет серия медных чарок.

Однако самыми известными, безусловно, стали драгоценные яйца. Их точное количество сейчас не назовет никто. Только для императорского дома было изготовлено 54 экземпляра, а сколько было частных заказов...

Карл Фаберже - последние годы

С началом Первой мировой войны пришел конец существованию компании. Мастеров мобилизовали, работать стало некому. Последнее пасхальное яйцо было преподнесено императору в 1916 году: оно носило название «Стальное» и по форме было похоже на артиллерийский снаряд. Большинство изделий и драгоценностей «экспроприировали» большевики. Украденное потом было распродано за смехотворные суммы. У Фаберже сохранилась лишь малая часть - то, что он ранее успел вывезти в Финляндию.


Карл боялся, что его арестуют, и потому осенью 1918 года бежал в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию. Современники рассказывали, что он без конца твердил: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...»

Ювелир потерял все, чего достиг за многие годы. Когда его спрашивали, почему он не попытался вернуть свои драгоценности и изделия, он апатично отвечал: «Зачем мне горстка бриллиантов, если меня лишили моего дела?» В 1920 году у Фаберже начались проблемы с сердцем, и семья перевезла его в Швейцарию - там климат лучше. Врачи предписали 74-летнему Карлу вести спокойную, размеренную жизнь, без волнений, - и, самое главное, не курить! Но тот докторов не послушал. 24 сентября 1920 года он решил насладиться сигарой, аромат которой так любил. Но выкурить ее успел лишь наполовину: сердце великого Фаберже остановилось...

Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными ювелирными пасхальными яйцами. Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.

Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на нюренбергской "Выставке Изящных Искусств". Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из цветного золота. Курица имела внутри "сюрприз" - миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Это изделие было сделано на Пасху для супруги Александра III - Марии Федоровны. Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже.

Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.

Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.

Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров", а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. Даже в таких отдаленных местах как Таиланд или Балтимор Фаберже был "в моде".

К сожалению, драматические события революции 1917 г., заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 г. Сам Петер Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где скончался 24 сентября 1920 г.

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Карл Фаберже: биография великого ювелира» — краткая биография и факты из жизни известного мастера.

Друзья, в юности я впервые услышала о Карле Фаберже. Подумалось, что он француз. В советские времена его имя не очень часто упоминалось. Значительно позже, к моему удивлению, я узнала, что всемирно известный ювелир — наш! Он родился, жил и работал в Санкт-Петербурге. Досье:

  • полное имя — Петер Карл Фаберже;
  • дата рождения — 30 мая 1846 года;
  • знак зодиака —
  • место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя;
  • дата смерти — 24 сентября 1920 (74 года);
  • место смерти — Лозанна, Швейцария;
  • род деятельности: ювелир;
  • отец — Густав Фаберже. Мать — Шарлотта Юнгштедт;
  • сыновья: Евгений, Агафон, Александр, Николай.

Его отец Густав происходил из немецкой семьи французских корней. Он был скромным ювелиром, имевшим свое дело с 1841 г. Мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.

История Успеха

Когда Карлу исполнилось 14 лет, семья переехала в Дрезден. Оттуда отец посылает сына в путешествие по Европе. Он останавливается на длительное время во Франкфурте-на-Майне. Там он начинает осваивать ювелирное дело. Затем путешествие продолжается во и в Париже.

После возвращения в Россию, в возрасте 24 лет, он взял ювелирную фирму отца в свои руки. Из небольшой ювелирной мастерской она быстро становится крупнейшим предприятием Петербурга с несколькими филиалами. В Москве с 1887 года, Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905).

Фаберже-младший неутомимо изучает все известные в ювелирном деле приемы, посещает музеи и библиотеки. Он не пропускает ни одной художественной выставки и повсюду знакомится с молодыми дарованиями.

Его отличало редкое умение находить таланты, убеждать их в переезде в далекий и таинственный Петербург, а потом создавать условия, при которых они могли вполне раскрыться.

В 1870 г. штат фирмы уже насчитывает сто человек (позднее он вырастает до 500). Главным источником идей и судьей воплощенных замыслов всегда и при любых условиях оставался непревзойденный Фаберже.

Личной заслугой успешной фирмы стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней-самоцветов, которые прежде считались «неювелирными». Алтайские, уральские, забайкальские самоцветы смело сочетают с драгоценными металлами и камнями.

Поставщик Высочайшего двора

Первый ошеломляющий успех пришел в 1882 г. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы получает золотую медаль. Через год мастер получает заказы двора. Фаберже вскоре начинает именоваться «Поставщиком Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.

Карл Фаберже и талантливые мастера его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 г. Оно было заказано царем Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Императрица была так восхищена подарком, что гениальный мастер, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Каждому изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. Это было единственным условием.

Следующий император, сохранил эту традицию. Каждое яйцо было неповторимым мировым шедевром.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Карл завоевывает «Grand Prix». Французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона.

Слава фирмы росла, как снежный ком. Его заказчиками становятся дворы Европы, в первую очередь — Англия, восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости.

Ассортимент производимых изделий был широк до чрезвычайности. Кроме ювелирных украшений изготавливали часы, табакерки, портсигары, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки и миниатюрные скульптурные игрушки.

Вдали от родины

Но тут Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы. «Дом Фаберже» был закрыт в ноябре 1918 г. Чудом, и только при помощи британского правительства, владельцу удается эмигрировать за границу. Сначала в Германию, а потом в Швейцарию.

Но поднимать все заново уже не было сил, да и средств не хватало. В 1920 г. Петер Карл Фаберже умирает в бедности вдали от родины и своих творений. Вместе с его смертью заканчивается и блестящая эра Фаберже.

В этом видео дополнительная информация «Карл Фаберже: биография»

Друзья, если вы считаете статью «Карл Фаберже: биография великого ювелира» интересной — поделитесь в соц. сетях. 🙂 Спасибо! Заходите на сайт за новыми историями!

Император Александр III очень любил свою жену, а она – роскошные вещи, особенно ювелирные изделия. Царь баловал ее и часто дарил изысканные подарки. Однажды известный ювелир Карл Фаберже был вызван во дворец и получил срочный заказ. К Пасхе он должен был «сотворить чудо» - сделать необыкновенной красоты яйцо.

Ювелир постарался на славу. Скорлупу сделал из белой эмали, внутри все отработал желтым золотом, а в этот «желток» поместил курочку. Она была сделана из цветного золота. Открывались не только само яйцо и желток, но и курочка. В ней находилась корона, искусно вырезанная из рубина.

Императорская семья была в восторге, а Карл Фаберже получил не только огромную плату – император не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. Дороже денег оказалось звание, дарованное благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так отныне называли Фаберже.

Ювелирный дом Фаберже к этому времени был уже хорошо известен. Дальше были награды и мировое признание. «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона» - ими Фаберже гордился больше всего.

После изготовления первого яйца императрица поручила Карлу каждую Пасху «сотворять» следующее чудо. Всего пасхальных яиц существует 15. Готовила их по эскизам хозяина целая команда мастеров, поэтому термин «яйца Фаберже» в корне неверен. Нет никаких доказательств того, что, кроме первого, они его рук дело.

В ювелирном доме работали такие известные искусники как Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин. Благодаря ним, изделия ювелирного дама славились на всю Европу.

И выпускала мастерская не только эксклюзивные изделия для императорской семьи и придворных дам. Массовых изделий, то есть штамповок, не было. Каждая вещь, даже обычный «солдатский» портсигар, была сделана идеально.

Были среди изделий Фаберже такие предметы, которые можно назвать «шуткой гения». Один из них – знаменитый натюрморт. В 1905 году Фаберже выставляет «Джентльменский набор». Он представляет собой серый камень, на котором лежит яичница, небрежно брошенная прямо на стол. Рядом с ней стоит обычный граненый стакан, в нем – недопитая водка. Кроме яичницы, есть еще и килька. Возле нее валяется недокуренная папироса.

Обычная, казалось бы, картинка. Но сделана она из драгоценных материалов. Белок яйца – это белый камень, а желток – янтарь. Здесь есть кварц и яшма, стакан и водка в нем выточены из горного хрусталя. Все остальные предметы серебряные.

Необычный натюрморт поразил и эпатировал публику. Может быть, он не был исключением, но такие работы не сохранились.

Ювелиры дома Фаберже изготавливали кулоны и браслеты, кольца и колье, диадемы и статуэтки. Все это было изысканно, красиво и очень дорого. Фаберже богатели, их слава стала поистине всемирной.

Все рухнуло в 1917 году. Революция без жалости сметала все на своем пути, Фаберже не стали исключением. Упустить такой лакомый кусок, как богатейший ювелирный дом, большевики не могли. Экспроприация, разорение, арест и бегство из России. Потом эмиграция и скитания.

В 1920 году Карла Фаберже не стало. Он так и не смог оправиться от потрясений, считал, что Россия пропала и больше никогда ей не стать великой державой.

Не разорение угнетало великого мастера. Деньги – дело наживное. Очень скоро он и его сыновья открыли филиалы во Франции и Англии и жили безбедно. Убивала мысль о Родине и попранной монархии.

У Карла Фаберже было четверо сыновей, они продолжили дело отца, но такой известности, какая была у отца в мире ювелирного искусства, не добились.

Заслуга ювелиров Фаберже в том, что именно им принадлежит честь основания той знаменитой русской ювелирной школы, принципами которой стали обязательное присутствие вкуса и художественной фантазии в любом изделии. Эти принципы и сегодня – основа работы и руководство к действию лучших мастеров.