Что такое сабантуй у татар. «Национальный праздник "Сабантуй". Современный статус праздника


Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй .

Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. Во время праздника устраиваются различные состязания: бег в мешках, по перетягиванию каната, по спортивным видам спорта, например шахматам и волейболу.

Главное же состязание Сабантуя – это выявление самого сильного человека праздника по татарской национальный борьбе – корэш . Победитель получает в награду барана, которого должен поднять на плечо и сделать с ним круг почета по площади Сабантуя Майдану .

http://glee.pp.ru/forum/14-505-1

http://forum.logan.ru/viewtopic.php?p=558394

Когда же возникла традиция проводить праздник Сабантуй ?

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй , башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер ”.

Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.

Описание праздника

Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.

Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Сабантуй: история праздника

Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.

Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово "туй" в данном случае правильнее трактовать, как "свадьба, бракосочетание".

Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба - Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.

Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.

Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

Современный статус праздника

Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.

Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.

Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:

  • начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
  • через неделю народные гулянья проходят в городах;
  • еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле - майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.

Состязания и народные игры

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования - захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары - мужчины средних лет. Кульминация состязания - борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз - живого барана.

Еще одно основное состязание - конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Сабантуй - праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания - поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:

  • с яйцом в ложке;
  • с полными ведрами воды на коромысле;
  • прыжки в мешках;
  • парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Очень популярны следующие народные игры:

  • бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
  • с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
  • командное или одиночное палки;
  • лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.

Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:

  • татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
  • перемеч - нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
  • баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
  • бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
  • чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Детский праздник Сабантуй

Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.

Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.

Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:

  • Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
  • Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
  • Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
  • Окончание праздника - вручение подарков победителям.

Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.

Поздравления с Сабантуем

На Сабантуй - праздник труда и здоровья - принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.

Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.

Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: "От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй - старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье".

Традиции и новаторство праздника

Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.

Сабантуй - праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:

  • награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
  • новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
  • бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
  • в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).

Таким образом, Сабантуй - труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Мы слышим слово «Сабантуй» и сразу же представляем солнечный и тёплый летний день. Сабантуй - самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. Но не все, наверно, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй». Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте» - весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй - один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя - куреш - также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.


Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров - победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное - подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник - Джиен.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом - состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень - аксакалы,- договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «серэн салу» или «серэн» занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «селге жыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши разъезжая по деревне на украшенных конях, выкрикивали: «Арапэ! Арапэ!
Арапэ!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материи и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся.

Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно эта часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Состязания

Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба - куреш - и скачки. До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.


Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет людей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.


Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как только таял снег и подсыхали дороги, по вечерам юноши выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

Догони девушку («Кыз куу»)

Ещё одно из традиционных конных состязаний Сабантуя- «Кыз куу».

Девушка, как птица, несётся на быстром коне, а джигит должен догнать и поймать её, как беркут. А поймав, забрать платок из рук девушки и поцеловать её в щёку. Если парень не догнал девушку за отведённое время, на обратном пути она могла над ним посмеяться и постараться сбить камчой шапку с его головы. Это считалось большим позором для джигита.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.


Праздники, связанные с земледелием, проводятся и у других народов. Например, удмурты празднуют «Тулыс Геры». Этот праздник также проводится до весенних полевых работ. У марийцев существует «Агавайрем», «Агапайрем» или «Пеледыш пайрем», который проводится после весенних полевых работ. Наиболее близок к Сабантую чувашский Акатуй. Слово «акатуй» буквально переводится как «посевная свадьба». У чувашей бытовали два названия этого праздника - Акатуй и Сабантуй,- имевшие аналогичное значение. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: борьба на поясах, бег, скачки.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

М. Хабибуллин. Отрывок из романа «Кубрат хан»
Тут настало и время для кызкуыштуя - праздника выбора. Улуг-хан, наградив победителей состязания, вернулся к почётным гостям, а место на майдане заняла ханша Аппак. Теперь ей принадлежала главная роль. Она сидела на почётном месте, у её ног сложены подарки для тех, кто сегодня станет мужем и женой. Прост был древний обычай булгар: у берега моря проводилась черта и на неё становилась девушка, метрах в тридцати от неё на такой же черте становился юноша, и если догонял он ту, что хотел назвать своею женою, прежде, чем она добегала до моря, волею Тангрэ становились они парой. А если нет…
С красной ленты срывалась девушка и, если не хотела достаться какому-либо батыру, успевала добежать до воды и замочить ноги. И тогда имела право ещё раз - сколько угодно раз - снова становиться на ленту, до тех пор, пока не догонит её тот, кому она согласна быть женой. А батыр, не догнавший свою избранницу, на целый год терял право на жену, и крепко должен был подумать иной храбрец, если только не улыбнулась ему заранее та, с которой он вместе рискнул выйти к ленте: на расстоянии полёта стрелы трудно догнать ту, которая не хочет, чтобы её догнали.
И вот вышла первая пара… Ханша взмахнула платком - вихрем понеслась девушка к полоске воды. Ещё быстрее сорвался со своего места батыр … «Догонит! - кричали в толпе. - Эй, прибавь, не ленись!» «Не догонит! - кричали другие. - Не за невестой ему бежать, дома сидеть…» За несколько шагов до воды девушка оглянулась… можно сказать: не оглянись она, не догнал бы её батыр. А тут подвернулась нога, споткнулась девушка - а, хромая, до бега ли? Правда, когда вёл её за руку крепыш к тому месту, где, улыбаясь, ждала эту пару жена Кубрат-хана Аппак, не выглядела девушка чересчур огорчённой, а батыр - тот улыбался вовсю. Подойдя к ханше, наклонили они головы друг к другу… Щедрые подарки вручила им Аппак и от души пожелала долгой жизни и множества детей.
А на ленту вышла следующая пара. И здесь чуть не кончилось всё печально - у самой кромки воды, в самый последний момент догнал батыр свою избранницу. А вот третий не догнал. Чуть-чуть, один шаг оставалось ему сделать, но как раз этого шага ему не хватило, и, повесив голову, не глядя ни на кого, неудачник побрёл вдоль моря и шёл так неведомо куда, пока не скрылся из виду.


Татарам и башкирам, живущим за пределами
своей исторической Родины.
Средствам массовой информации (СМИ).

Пожелания и поздравления по случаю «Сабантуя – 2007».
Полным ходом идет подготовка к празднованию «Сабантуя – 2007». Создаются комиссии, пишутся сценарии, готовятся художественные и спортивные коллективы, благоустраиваются места проведения праздника – майданы, готовятся призы и т.д.

Сабантуй – праздник, распространенный, главным образом, среди татар и башкир. Этот первоначально языческий праздник восходит к доисламским временам. Долгое время при советской власти слово «Сабантуй» объясняли как «праздник плуга». Однако история опровергает такое примитивное объяснение. «Сабан» - название одного из видных племен булгарского этноса, которое широко пользовалось плугом, и поэтому за плугом закрепилось название этого племени. «Туй» - дословно означает «свадьба». Праздник Сабантуй возник среди сабанов и отмечался как «Свадьба сабана».

В течение тысячелетий менялись элементы Сабантуя, но неизменными остались два обряда. Первый элемент – это борьба (крэш, курэш по-татарски). До принятия ислама в соревнованиях по борьбе могли участвовать и женщины. В истории известны случаи, когда они выигрывали поединок. Победителю присваивали титул батыра и вручали барана. Батыр должен был поднять барана над головой. Второй элемент – это конные скачки. Они назывались «кыз куу» - «догони девушку». По преданию, девушка – лебедь летела на коне, а её догонял «парень – орел». Если юноша не настигал свою избранницу на определенном расстоянии, то на обратном пути девушка преследовала его и пыталась нагайкой сбить с головы шапку. Если сбивала, то для юноши это был несмываемый позор.

Раньше Сабантуй праздновали одни только крестьяне. Но теперь он из праздника хлеборобов и скотоводов преобразовался в праздник всеобщий – отмечается в селах, поселках, районных центрах, городах, столицах республик Татарстан и Башкортстан, Москве, Санкт-Петербурге и других уголках России и мира с компактным проживанием татар и башкир – пышно, с оркестрами и знаменами, ценнейшими призами, с участием президентов и премьеров.

Празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно её полотенце стало наградой самому сильному джигиту – победителю в национальной борьбе или в скачках, именно её работа получила всеобщее одобрение.

В день Сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были оживлены, веселы. Люди с утра шли на майдан – просторный луг недалеко от деревни. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали свои сокровенные украшения. Те, кто приезжал на подводах, вплетали в гривы лошадей разноцветные ленты, дугу обертывали цветной тканью, к дуге подвешивали колокольчики. Сабантуй – праздник пристойный и светлый. На нем царила искренняя и чистосердечная атмосфера, светлое настроение, по-крестьянски незамысловатая вольность. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими. По сложившейся еще в глубокую старину традиции на майдан не допускали буянов и задир. Ввалиться в пьяном виде на майдан считалось проявлением неуважения к народу, к старейшинам – аксакалам, наблюдающим за порядком во время игр. Приближения Сабантуя с нетерпением ждали не только татары и башкиры, он был желанным и для русских, и для чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов – словом, для всех, кто жил по соседству. Сабантуй постепенно сделался праздником многонациональным по составу участников. Таким образом, Сабантуй является самым любимым массовым праздником.

Необходимо всегда помнить, что участие на Сабантуе многонациональной публики не является основанием для выхолащивания его традиционного национального характера и содержания. Сабантуй для своих гостей именно тем и интересен, что имеет свой ярко выраженный, богатый национальный колорит. Потеряв свою национальную основу, он перестал бы быть Сабантуем, превратился бы в безликое шоу, каких стало много в последние годы, и которые нередко выходят за нравственные рамки. В советское время в некоторых городах Урала были случаи переименования Сабантуя в «Спортивный праздник», что не заслуживало похвалы. Мы, участники Набережночелнинского отделения (НЧО) ТОЦ, поздравляем всех участников «Сабантуя – 2007», где бы они не встречали этот традиционный праздник, желаем им благополучия и успехов. География Сабантуя широка. Он проводится не только в России, но и в США, Австралии, Турции, Финляндии, Латвии и в странах СНГ. Поздравляем тружеников села и весь многонациональный народ Татарстана, всех татар и башкир, живущих за пределами своей исторической Родины, с этим светлым, любимым праздником, желаем мира, процветания, хороших урожаев и успехов во всех добрых начинаниях. Мы благодарим славных тружеников наших сел за их трудолюбие и упорство, за их способность вырастить хорошие урожаи различных сельхозкультур в тяжелых экономических и иных неблагоприятных условиях, за то, что наши поля радуют глаз любого, кто их видит, дружными всходами, чистотой зеленого покрова, затем спелыми полновесными колосьями хлебов до самого горизонта. Все это вдохновляет нас и вселяет уверенность в будущее. Однако проблем на селе еще немало. Настоящее обращение принято на общегородском собрании Набережночелнинского отделения (НЧО) ТОЦ.
Председатель собрания,
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов
Секретарь собрания Марзия Шакирова


О празднике Сабантуй
Сайт Президент РТ http://president.tatarstan.ru/news/view/107453

Рустам Минниханов: "Сабантуй - это праздник дружбы для всех народов"
Пресс-служба Президента РТ, 2 июля 2011 г.

Сабантуй является праздником, объединяющим народы России и позволяющим сохранить им свои национальные традиции и обычаи. Такое мнение высказал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов на праздновании федерального Сабантуя в Екатеринбурге. В празднике также приняли участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.


Празднование Сабантуя традиционно проходит в Свердловской области. В этом году столица Урала впервые принимает федеральный Сабантуй. Праздник проходит на территории стадиона "Локомотив" и прилегающего парка. Здесь разместились многочисленные подворья, тематические площадки, проходят традиционные для Сабантуя спортивные состязания. В праздновании принимают участие представители 34 регионов Российской Федерации.

Сайт Официальный Татарстан - http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm


http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=2480 Сабантуй
"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия" Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями , шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках , районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года проводится Федеральный Сабантуй, в 2011 году XI Федеральный Сабантуй пройдет в Тюменской области. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.



Сайт Казань 1000 лет» - http://www.kazan1000.ru/rus/holiday/plough.htm
«Национальный праздник "Сабантуй"»

"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия".

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сайт Культура Татарстана - http :// culture . tatar . ru / brands / show /4

Сабантуй Р.Мустафин

Сабантуй бывает разный.

А не знаешь – не толкуй!

Александр Твардовский

Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?

«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса , у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.

Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Сайт Авиа РТ Журнал для пассажиров авиакомпании «Татарстан» - http://www.avia-rt.ru/index.php?option=com_numbers&view=article&id_article=160

Наверное, у каждого народа есть свой, особенно любимый праздник, известный на весь мир. У японцев это время цветения сакуры, у греков – Олимпийские игры, у испанцев – коррида, у русских – Масленица. «Фирменный» праздник татар – это Сабантуй. Кстати, его не только знают, но и отмечают – во всём мире.

Задобрить духов
Это сейчас мы празднуем Сабантуй летом, когда окончены тяжелые полевые работы и можно немного расслабиться. А раньше (кстати, раньше – это очень давно, у Сабантуя тысячелетняя история: в 921 году его описал ученый Ибн Фадлан, а ведь праздник существовал и до этого) Сабантуй отмечали в апреле, перед началом весеннего сева – чтобы задобрить духов плодородия, «ответственных» за хороший урожай.

Об этом говорит само название мероприятия: «сабан» – яровые или плуг, «туй» – свадьба, торжество. И хотя некоторые историки утверждают, что название следует переводить как «свадьба сабана» (была такая народность), «аграрная» версия происхождения праздника является общепризнанной.

Кстати, подобные традиции есть практически у всех приволжских народов: в Чувашии отмечают Акатуй, а в Удмуртии такой праздник называется Гербер.

Древние традиции…
Первоначальный Сабантуй довольно сильно отличался от того , каким мы привыкли его видеть сейчас. К примеру, в древности непременным его атрибутом были… яйца. Их, крашеными или сырыми, аксакалы брали с собой на кладбище, поминая усопших, или отдавали мулле, чтобы он своими молитвами обеспечил благополучие для семьи.

Праздновали Сабантуй всей деревней, вскладчину, и длилось торжество несколько дней. Женщины красили яйца, готовили конфеты, баурсак – орешки из теста с медом, различные сладости и печенья, угощали ими детей – те, как на колядки, ходили по домам с мешочками, в которые собирали угощения, а также разные крупы, масло, сметану – из них потом готовили кашу для всего села.

Юноши состязались в собирании яиц – тот, у кого будет больший «улов», считался победителем. Им также отдавали вещи, предназначенные для победителей соревнований: платки, отрезы ткани, чулки, рубашки, а самым ценным считалось вышитое полотенце. Это был целый ритуал: джигиты проезжали по деревне с прибаутками, песнями, в каждом дворе их встречали с почетом, отдавая лучшее из того, что есть. Иногда подарки привязывали к длинному шесту и с ним проезжали по деревне, чтобы все видели, каков, так сказать, призовой фонд.

Кстати, призы и подарки молодухи готовили в течение всего года, с особым старанием. Фабричные полотенца никогда не считались хорошей наградой. Потому что, во-первых, для лучшего в деревне батыра стоило постараться! А во-вторых, полотенца вышивали молодые женщины, зная, что подарок будет вручаться принародно, и все увидят и смогут оценить умение и мастерство хозяйки. Полотенцем, которое вручалось победителю состязаний, одинаково гордились и батыр, и его дарительница , и с ним не могло сравниться ни одно другое, пусть даже очень ценное, изделие.

Затем народ собирался на майдане, где устраивались игрища и состязания – скачки на лошадях, выступления музыкантов и певцов, борьба джигитов. Люди надевали самые лучшие наряды и украшения. Особенно старались молодые девушки – после «официальной» программы обычно следовали молодежные вечеринки, на которых молодые люди выбирали себе невесту, так что стоило быть «во всеоружии». А у многих тюркских народов был обычай: во время конных скачек джигит должен был догнать и поцеловать любимую девушку (этот обряд символизировал еще более древнюю традицию похищения невесты). Обычай назывался «кыз куу». Если парень не догонял девушку, то на обратном пути уже она гнала свою лошадь, старалась его догнать. И сбить нагайкой шапку у него с головы. И если сбивала – для парня это был ужасный позор.

Завершался праздник поздней ночью. К слову, одной из главных особенностей татарского Сабантуя всегда было полное отсутствие пьяных или буйных гуляк – таких, если они появлялись, немедленно выдворяли с майдана при всеобщем осуждении. Общественный порядок был просто образцовым.

Сразу после завершения Сабантуя в селах начинался сев – пора тяжелой страды, которая длилась до середины лета. В этом татарский Сабантуй несколько напоминает русскую Масленицу: как русские люди лакомились блинами и прочими яствами перед Великим постом, так и селяне-татары набирались сил, отдыхали и веселились перед тем, как начать долгий и ответственный труд.

и современность

Сейчас Сабантуй остался любимым праздником татар всего мира. Он является государственным в Татарстане, его отмечают татарские общины в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и многих других городах. Этот древнейший праздник претендует на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. В татарском Сабантуе с удовольствием принимают участие высокие официальные лица. К примеру, во времена оны Борису Ельцину удалось лихо расколотить битой глиняный горшок – с первого удара. А Владимир Путин «нырял» в плошку с катыком и достал-таки оттуда зубами монетку!

В этом году Сабантуй пройдет в 12 странах, в 155 населенных пунктах России, и повсеместно будет посвящен 125-летию со дня рождения светила татарской литературы – Габдуллы Тукая. Проведение праздника плуга взято под официальный контроль руководства Татарстана. В странах Балтии пройдет Всебалтийский Сабантуй, несколько сабантуев пройдут в Китае, с размахом встретят праздник Турция и Польша. Всероссийский сельский Сабантуй в этом году состоится 19 июня в чувашском селе Шыгырдан. А общефедеральный праздник плуга намечен на 2 июля – в Екатеринбурге.

Современный Сабантуй проводится в воскресенье, и, хотя традиции претерпели некоторые изменения, главное осталось – это по-прежнему всенародный праздник, всеобщее гулянье. Сохранились и основные его составляющие: сбор подарков, состязания на майдане, молодежные забавы. Традиционно к Сабантую в селах тщательно готовятся: убирают в доме, готовят угощения для гостей, надевают лучшие наряды и идут на майдан – целыми семьями, обычно с самоваром, чтобы, уютно расположившись на траве , пить чай со вкусностями и наблюдать за зрелищами – там есть на что посмотреть!

Все – на майдан!
Программа праздника Сабантуй – довольно насыщенная. С утра народ собирается на майдане, чтобы послушать выступления уважаемых людей, поздравляющих всех с окончанием весеннего сева, а также музыкантов, артистов, чтецов. Потом начинается самое интересное – традиционные соревнования.

Самым любимым состязанием всегда была татарская национальная борьба – куреш, в которой соревнуются мужчины, начиная с самого младшего возраста и заканчивая, как правило, средним – старики-аксакалы входят в состав жюри и выбирают победителя. Самой зрелищной, конечно, становится последняя схватка – когда сражаются два вышедших в финал борца. Победителю достается приз. И не полотенце или рубашка, как раньше, а, к примеру, телевизор, стиральная машина или наиболее почетная награда – живой баран, которого традиция обязывает поднять над головой (а весит он, к слову, несколько десятков кило), чтобы еще раз продемонстрировать свою мощь и силу. Соревнуются батыры и в подъеме тяжестей – тягают гири и штанги. Ну и, конечно, самые отважные и ловкие состязаются в скачках на лошадях. Как говорят, Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.


Кроме «серьезных», Сабантуй подразумевает и множество шуточных соревнований. Это и бег с яйцом
в ложке, зажатой во рту, и бег в мешках, иногда по двое, забеги с ведрами на коромыслах, полными воды. Перетягивание каната, излюбленный бой мешками на перекладине с завязанными глазами, лазанье на столб за сапогами, доставание ртом монеток из сосудов с катыком или простоквашей, ходьба по гладкой перекладине над водоемом – программа игрищ весьма разнообразна. Бег наперегонки, кстати, с древних времен – очень популярная забава на Сабантуй. Раньше это было целое действо. Бежало много народу, на дальнее расстояние – до двух километров, а победителям доставались ценные призы.

Как правило, соревнования заканчиваются после обеда, и тогда начинаются гулянки, посиделки, вечеринки. Народ расходится по домам, чтобы веселиться в теплых компаниях. А под вечер молодежь , особенно в селах, собирается на «кичке уен» – вечерний Сабантуй, чтобы потанцевать, поиграть, повеселиться и завязать новые романтические знакомства с прицелом на будущее.

Наверное, нет ни одного жителя Татарстана, который не бывал хоть раз на Сабантуе. А для тех, кто с Сабантуем по причине «неместного происхождения» еще не знаком, но жаждет узнать, что это такое, прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу истинно народного праздника, некоторые турфирмы организуют специальные «Сабантуй-туры». Программа включает в себя, помимо присутствия на торжестве, еще и несколько экскурсий по Казани, посещение Казанского кремля, мечети Кул Шариф, Петропавловского собора, знаменитого Раифского монастыря и т. д. В этом году в районах республики праздник отметят 11–13 июня, в городах – 17–19, а в столице, в Казани, праздничное действо развернется 25 июня.

Те, кому захочется увидеть праздник плуга в общероссийском масштабе, могут отправиться в Екатеринбург – там пройдет федеральный Сабантуй. Торжества состоятся 1-2 июля, и программа уже утверждена. Основной площадкой станет стадион «Локомотив», а гвоздем программы обещает стать национальная татарская и башкирская борьба. Нашу республику представит Нижнекамский район. Скучно не будет – кроме традиционных состязаний, для гостей предусмотрены выставки ремесел, выступления артистов, дегустация национальной кухни и еще много всего интересного. Елена Рычкова

Сайт ТемаКазань - http://www.temakazan.ru/useful_info/article/1/

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.