Вышиваем искрящуюся брошь «Пингвин. Что такое канитель? Описание, виды и применение техники канитель Вышивка канителью техника

В сегодняшнем мастер-классе мы будем вышивать бисером брошь в виде бабочки. Кроме того, мы разберемся, как делается вышивка канителью - это металлическая золотистая нить.

Для работы понадобится:

  • ткань;
  • крепкая нить;
  • пяльца (по желанию);
  • ножницы;
  • бисер нескольких оттенков;
  • канитель;
  • пара кабошонов для создания контрастных пятен на крыльях;
  • плотный картон;
  • ткань для изнанки;
  • клей;
  • застежка для броши.

Для начала рисуют эскиз на бумаге, а потом переносят его на ткань для вышивки.

Это может быть фетр, бархат или замша. Многие используют склееный в 3-4 слоя дублерин . На светлые материалы можно переносить при помощи копировальной бумаги, а на темные - проделав в бумаге по контуру отверстия шилом и припорошив их мелом или зубной пастой.

Когда контуры изображения перенесены на материал, их проходят канителью в 1-2 ряда.

Для этого канитель нарезается на отрезки 0,5-1 см, которые нанизывают на иглу с ниткой и пришивают по намеченной линии по принципу шва "вперед иголкой". Нитки нужно выбирать прочные, лучше всего для таких целей подходят капроновые. Канитель пришивать нужно тонкими нитками, но для бисера подойдет более толстая и прочная нить. Лучше всего нить выбирать в цвет ткани или бисера, особенно если бисер прозрачный, т. к. она будет просвечивать сквозь него.

Очерченные канителью контуры заполняют бисером и бусинами различными способами.

Можно делать это рядами, но только в том случае, если бисер хорошо откалиброван. Для неравномерного бисера лучше выбрать неупорядоченное заполнение контуров или калибровать его предварительно вручную.

Имеющиеся крупные кабошоны или бусины требуется оплести, чтобы они крепче держались. Вначале их приклеивают к ткани для удобства работы. Квадратные удобнее оплетать с двух противоположных углов в шахматном порядке.

Требуется проследить, чтобы количество бисерин в начальном ряду было кратно 3м, в противном случае ровного оплетения не получится. Сперва к ткани пришиваются 9 бисерин, второй ряд состоит уже из 4-х, а третий - из 2х.

Через последнюю бисерину пропускается нитка, и бисер на ней соединяет два угла оплетения .

Когда заполнены бисером все задуманные контуры, вышивку вырезают по контуру, оставив небольшой припуск на шов. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не задеть и не разрезать случайно стежки нити на изнанке. Такие повреждения могут привести к рассыпанию большой части рисунка, и реставрировать повреждения потом очень сложно. Взяв вырезанную вышивку за основу, обозначают на ткани контуры задней стороны броши и вырезают ее тоже. Для задней части берется фетр, замша, кожа или бархат, проклеенный дублерином. Для задника можно использовать любую достаточно плотную или фактурную ткань, но при этом желательно, чтобы она не осыпалась по швам. Для этого ткань достаточно проклеить с изнаночной стороны дублерином.

Чтобы изделие имело достаточную твердость, внутрь кладется вырезанный по контуру вышивки картон. На задней части крепится снаружи застежка, после чего картон приклеивается к ней изнутри. Нужно выбирать такой клей, чтобы он не проступил через ткань и не испортил ее этим. Клей наносят только на картон и на застежку, но не на ткань. Соединяемые поверхности нужно на несколько секунд прижать друг к другу с очень большой силой.

Вышитая часть соединяется с изнанкой, шов маскируют бисером. Нужно при этом делать равномерные стежки, чтобы не оставить просветов и чтобы ткань не собиралась в складки.

Усы для бабочки делаются из толстой лески или проволоки с надетым на нее бисером. Толстая медная проволока в некоторых случаях может выглядеть хорошо и без бисера. При желании с одного из краев делается петелька, чтобы носить брошь при желании в качестве кулона тоже.

Понравился мастер-класс? Сохраните его себе:

Еще один мастер-класс по вышивке броши: .

Делаем .

популярный материал для вышивания, золотного шитья, изготовления бижутерии и ювелирных изделий.

Это навивка из тонкой,сейчас обычно медной, а ранее золотой или серебряной проволоки, используемая для вышивания. Выглядит как плотная пружинка из очень тонкой проволоки, изнутри полая.

Используется для вышивки золотом - старинного вида вышивания, называемого «золотным шитьем», также может называться «лицевое шитье». Сейчас «золотное шитье» – это художественная вышивка золотыми и серебряными нитями (или их имитацией) с использованием различных декоративных элементов (жемчуг, натуральные и искусственные камни, бисер, пайетки и т.п.), обладающая некоторым объемным эффектом за счет умелого применения настила (прием когда вышивка делается на заранее подготовленное, приподнимающее ее над основной тканью, основание – плотно положенные стежки из толстых ниток, тонкую кожу, драп, электрокартон и т.п.).

Канитель может быть различных цветов. Как золотого и серебряного, и их оттенков, так и любых других цветов.

Кроме того, она может быть матовой или блестящей.

Бывает различной жесткости,различной формы и диаметра в сечении, и различной толщины проволоки. От этого зависят возможности ее применения для тех или иных целей в вышивке.

Канитель бывает различных видов. Ее вид выбирается вышивальщицей исходя из конкретных целей ее использования.

Жесткая канитель

Имеет круглое сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. По своим качествам она прочная, жесткая при сгибании, с фактурной поверхностью. Используется в основном для прокладывания контура крупных деталей и узоров, т.к. ее длинные отрезки не деформируются при пришивании и очень хорошо сохраняют форму и направление.


Мягкая канитель

Имеет круглое сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. Проволока в несколько раз более токая чем у жесткой канители, поэтому она требует более аккуратного и нежного обращения при работе, т.к. может деформироваться. Может использоваться для декоративных швов канители, сплошного застила поверхности, окантовки жемчуга, камней, мелких деталей вышивки и т.п.

Гладкая канитель

Имеет плоское сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на заготовку цилиндрической формы. Обладает меньшей степенью гибкости чем мягкая канитель.Ее преимуществом является яркость и блеск за счет отражения света от ее гладкой поверхности. Очень хороша для создания контрастирующего эффекта в сочетаниях в вышивке канителей различных видов.

Фигурная канитель

Сечение проволоки может быть как круглым, так и плоским. Производится навиванием проволоки на заготовку соответствующей формы сплавным рельефом. Форма ее поверхности чаще всего напоминает резьбу шурупа, но бывают и другие формы. По своим качествам очень гибкая и блестящая. За счет своей необычности, красоты, гибкости и удобства использования, является очень популярным видом канители среди вышивальщиц.

Трунцал

Имеет плоское сечение проволоки. Производится навиванием проволоки на четырех-, пяти- и т.д. угольные заготовки, с резкими изгибами проволоки в углах преломления, что дает трунцалу бесподобную игру света в его гранях, за что его и любят вышивальщицы. Обладает хорошей гибкостью, пригоден для создания сложных узоров.





В наше время вышивка канителью стала модным трендом в коллекциях различных дизайнеров праздничной одежды. Используется при отделке свадебных, праздничных и выпускных нарядов. Канителью можно украсить любые ткани, будь то одежда или портьеры, настенные ковры, обивка мебели, балдахины или абажуры. Главное – правильно подобрать виды канители.

Ознакомиться с имеющимся в наличии интернет-магазина ассортиментом канители можно пройдя по ссылке указанной ниже

Необычайную популярность в настоящее время приобрели вышитые аксессуары, в создании которых использовалась . Все больше и больше мастеров обращают свою внимание на этот материал. В данной статье попробуем разобраться: Канитель - что это? Какой она бывает и почему так быстро завоёвывает популярность?

Название "канитель" происходит от слова "canuto", что в переводе означает "труба". Она представляет собою тонкую металлическую нить, скрученную в тугую спираль. Чаще всего канитель применяют в вышивке. Первоначально канитель изготавливали только из драгоценных металлов и использовали для украшения одежды монархов или высшего духовенства.

Такую вышивку в России называли - "золотое шитье" и занимались её "золотошвейки".

Современная канитель уже практически не изготавливается из драгоценных металлов, она стала доступнее по цене, появилось много цветов и оттенков. Канитель не окисляется, очень легкая, края при обрезании не "сыпятся" и не требуют дополнительного закрепления чем-либо. Основная страна-поставщик канители - Индия. Современная индустрия предлагает несколько видов канители: мягкая и жесткая круглая канитель, гладкая, фигурная и трунцал. Внешний вид и свойства канители зависят в основном от того, на какую форму её наматывали и какая толщина проволоки использовалась для её изготовления. Продается чаще всего фасовками по 5 г (в зависимости от вида - это 1-2,5 мм). Такого количества достаточно для одной крупной работы.

Мягкая канитель

Для изготовления мягкой канители используется проволока намного тоньше, чем для жесткой канители. Получается она путем навивания на круглую заготовку.

Такая канитель легко растягивается и деформируется, поэтому при работе с ней требуется определенная сноровка и аккуратность. Мягкую канитель либо нарезают на небольшие отрезки и пришивают нитками как стеклярус или бисер, либо пропускают через неё нить и крепят потайными стежками к изделию (для длинных отрезков).

Такая канитель чаще всего используется для сплошного застила поверхности, декоративных стежков, окантовки отдельных элементов или детализации вышивки. Она отлично гнется и принимает любую форму.

Выпускается различных цветов и диаметров (самые популярные: 0,9 - 2 мм).

Жесткая канитель

Жесткая канитель так же получается путем навивания проволоки на круглую заготовку - только в данном случае заготовка имеет небольшую фактуру на поверхности. Такая канитель плохо тянется и хорошо держит форму, работать с ней гораздо легче.

Чаще всего используется для создания контура или выделения крупных деталей, получения рельефного рисунка. Многие мастера сейчас предпочитают использовать жесткую канитель вместо бисера для контура работы, так как это экономит много времени.

Кроме того, диаметр канители небольшой (сравним с ), поэтому контур получается практически незаметным. К тому же сделать ровный ряд бисером с первого раза получится не у всех рукодельниц - жесткая канитель решает эту проблему, контуры получаются идеальными!

Для крепления жесткой канители к поверхности её слегка растягивают и прихватывают потайными стежками.

При работе с такой канителью особое внимание нужно уделить инструментам, с помощью которых отрезается край (ножницы или кусачки) - они должны быть очень острыми и без зазубрин, иначе на канители будут зацепки.

Гладкая канитель

Ещё одна разновидность канители - гладкая. Её отличительная черта - блестящая и яркая поверхность , не имеющая фактуры.

Такая канитель имеет среднюю жесткость: она мягче, чем жесткая канитель, но немного жестче, чем мягкая. Чаще всего используется для создания контрастного эффекта (рядом с другими видами канители), застила поверхности, декоративных швов. Для крепления гладкой канители её нанизывают на нитку и прихватывают потайными стежками. Изделия с такой канителью получаются сияющими и очень "нарядными ".

Трунцал

Эта разновидность канители имеет ребристую поверхность и изготавливается из плоской проволоки путем намотки на многоугольные заготовки. Благодаря этому трунцал имеет грани, которые сильно преломляют свет.

Именно поэтому трунцал - один из самых "нарядных" видов канители. Он достаточно гибкий и хорошо укладывается в вышивке. За эти качества его очень любят рукодельницы. Трунцал бывает многообразный по форме: квадратный, круглый, рифленый, двойной витой. Чаще всего используется для выделения отдельных деталей, а также для создания контрастного или рельефного эффекта.

Производится различных цветов и диаметров: 1,5 мм, 3 мм.

Фигурная канитель

Она может быть как с плоским, так и с круглым сечением проволоки. Получается путем обвития тонкой проволоки вокруг фигурной заготовки с плавным рельефом (в этом её основное отличие от трунцала, где заготовка имеет четкие углы). Выпускается различной формы: витая, "зиг-заг" и т.д.

По своим характеристикам она гибкая и сверкающая, может быть использована для декоративных швов. Чаще всего применяется при вышивке, для создания контрастного или рельефного эффекта, отлично сочетается с другими видами канители.

Подведем итог: канитель - это недорогой материал, с которым достаточно просто работать даже начинающей рукодельнице. Он выпускается различного цвета, формы, диаметра, поэтому его всегда можно подобрать согласно задумке. Благодаря такому разнообразию, можно создавать настоящие шедевры, используя только одну канитель. А уж в дополнении с бисером, и стразами она смотрится совершенно роскошно.

Канитель хорошо сочетается с дорогими высококачественными материалами, не "удешевляет" работу. Она не "тяжелая" - можно вышивать даже по сетке или шелку. К тому же с её помощью можно добиться таких интересных эффектов, каких невозможно получить при использовании других материалов.

Единственный минус, на мой взгляд, это слишком "парадный" вид канители. Поэтому украшения с ней получаются броскими, переливающимися. Но и этот эффект можно "смягчить" с помощью других грамотно подобранных материалов.

"Не тяните канитель" - так говорят тому, кто долго не может довести до конца начатое дело, это относится и к нашим вышивкам, отложенным в долгий ящик, дорогие рукодельницы.

Прежде, чем Вы займётесь разбором хомячьих запасов, нужно разобраться, что это за канитель, которую всё тянут и вытянуть не могут?

Канитель - (от. франц. cannetille -) тонкая металлическая нить для вышивания, туго свитая в спираль или трубочкой. В средние века для изготовления канители благородные металлы (золото, серебро, медь) очень долго вытягивали клещами через дырочки заготовки. Затем полученную проволоку сматывали спиралью. Современную канитель изготавливают из неблагородных металлов, покрывая благородными цветами - в основном, золотым и серебряным.

От этого процесса произошли выражения "тянуть канитель", "канителиться" - долго и нудно что-то делать, "вытягивать клещами" - долго выпытывать.

Трунцал - ребристая разновидность канители, из плоской проволоки.

Вышивка канителью относится к золотому шитью, которое на Руси было известно ещё до принятия христианства, но получило широкое распространение сразу после этого, уходя корнями в культуру Византии. Уже к XVI веку расшитые золотым шнуром или канителью изделия пользовались огромным почётом, ведь их изготовление требовало не только дорогостоящих материалов, но и большого мастерства, усердия и кропотливости. Канителью расшивали иконы, ризы священников, офицерские мундиры, костюмы знатных людей. Вышивка канителью относится к объёмной (3D) вышивке, т.к. металлическая проволока хорошо формирует контур рисунка и отлично держит форму.

Мундиры офицерские XVIII - начало XX века, музей-заповедник Царское село:


Уральская икона XVIII-XIX века - "Св. Прп. Евпраксия":

Вот примеры современных работ, расшитых канителью:


Три способа крепления канители (трунцала):
1. Канитель небольших размеров, либо длинная нить, разрезанная на маленькие части, нанизывается на иглу и пришивается как бисер.

2. Длинная мягкая канитель нанизывается на иглу, пришивается по краям, затем прихватывается в нескольких местах поперечными стежками. Предварительно канитель немного растягивают, поперечные стежки затем прячутся внутрь канители.

3. Длинная жёсткая канитель не нанизывается на иглу, а пришивается потайными поперечными стежками. Для этого канитель немного растягивается, поперечные стежки должны быть короткими, строго перепендикулярными ткани.

Резать канитель нужно остро заточенными ножницами, желательно не теми, которые Вы используете для разрезания нитей., т.к. от нарезания проволоки они быстро тупятся. При разрезании канители края кусочков не должны иметь заусенцев, чтобы не повредить ткань-основу.

Также нужно обращать внимание на то, чтобы кусочки канители были одинакового размера и плотно прилегали к ткани, не выгибаясь дужкой, а также случайно не продавливались внутрь. Для этого не сильно натягивайте нить с изнанки при пришивании канители. Для вышивания канителью первым способом (по типу вышивки бисером), лучше использовать двойную нить для большей прочности, при пришивания края канители используется одинарная прочная нить в цвет канители. Для этого могут подойти нити для вышивания бисером Ариадна Титан 100.

Рассмотрим основные простые швы канителью:

Стебельчатый шов:

Тамбурный шов:

Простая цепочка:

Наборы для вышивания с трунцалом можно найти у производителя , в основном, канителью отделываются иконы, но есть также нити трунцала и в обычных наборах.

Доброго времени суток!
В данном мастер-классе мы рассмотрим основные техники вышивания пайетками и канителью.

Материалы, которые я использовала:

1. Формирование контура жесткой канителью.


Берем жесткую канитель и немного ее растягиваем. Это надо для того, чтобы ниточка свободно проходила между завитками. Растягивать можно совсем чуть-чуть или сильнее, это зависит от Вашего вкуса. Главное, чтобы это было сделано равномерно.

Прикладываем канитель к нарисованному на жестком фетре эскизу (у меня стебелек со стебельком из стразовой цепочки). Очень важный момент - острый кончик среза должен быть направлен вниз, иначе есть риск при носке броши зацепиться за него и повредить изделие. Пришиваем самыми обычными стежками, каждый завиток. Иглу вводим и выводим так, чтобы нить была вплотную к канители. Каждый кусочек я отрезаю сначала с небольшим запасом в 1-2 мм, чтобы потом подогнать и отрезать лишнее. Срез также смотрит острым концом вниз!


На местах, где канитель изгибается, можно пользоваться пинцетом, чтобы угол сделать острым.

2. Заполнение ячеек.

Ячейка № 1.

Нарезаем синий трунцал на кусочки нужной длины с учетом того, что в конце будет бисеринка.
Мягкую и витую канитель никогда не растягивают, в отличие от жесткой, так как это приведет к ее деформации. Пришиваем каждый кусочек, пропуская иглу вдоль кусочка, будто это стеклярус. В конце пришиваем бисеринку Toho 15 размера, которая закроет срез и предохранит канитель от цепляния за одежду или волосы, а значит от повреждения.

Ячейка № 2

Так как за основу я взяла фетр белого цвета, то сначала вышила ячейку ниточками мулине синего цвета, а затем сверху добавила немного металлизированных нитей. Ниточки подбирала под цвет пайеток.
Берем пайетку синюю металлик диаметром 4 мм и прикладываем в нужное место. Обратите внимание на то, что у пайетки есть лицевая и изнаночная сторона! Пришиваем ее двумя стежками - выводим нить из центра пайетки, перекидываем через край, выводим нить наизнанку фетра, снова выводим из центра, перекидываем на другую сторону, выводим на изнанку. Повторяем так с оставшимися пайетками. Я пришивала металлизированными синими ниточками, чтобы они не выделялись на фоне пайетки.

Ячейка № 3

Нарезаем много кусочков из синего трунцала и голубой гладкой канители. Пришиваем их в хаотичном порядке, стараясь соблюсти градиентный переход цвета. Если остаются свободные пространства, то их можно закрыть сверху бисеринками, я взяла радужные Toho 15 размера. Бисеринки лежат не на фетре, а на канители.

Ячейка № 4.


Нам понадобятся плоские пайетки голубые и серебро диаметром 4 мм, бисер голубой и серебро 10 размера. Здесь будем пришивать «мостики». Выводим нить, нанизываем ряд: бисер/пайетка/бисер/пайетка/бисер. Отступаем расстояние на треть меньше, чем длина всего ряда, пришиваем, подтягиваем ниточку. Ряд становится мостиком. Такая техника добавляет объем вышивке. Продолжаем дальше, соблюдая градиентный переход цвета от голубого к серебру. Ряды можно набирать произвольно - начинать и заканчивать как бисеринкой, так и пайеткой, любое количество. Пришивать можно как в строгом направлении, так и хаотично. Отступать не обязательно треть, можно еще меньше - тогда мостик встанет выше. Экспериментируйте.

Ячейка № 5.

Пришиваем по центру ячейки кристалл, можно использовать с оправой, у меня с отверстиями для пришивания, которые я замаскировала радужными бисеринками 15 размера.
Берем пайетки диаметром 4 мм серебро, голубые, синие, и 3 мм серебро.





Прикладываем на самый кончик пёрышка пайетку серебро 4 мм, выводим иглу из ее центра, нанизываем пайетку серебро 3 мм. Перекидываем нить через край - если провести аналогию с циферблатом, то на 5 часов, пришиваем. Игла должна входить в фетр вплотную к пайетке. Выводим иглу на 7 часов, перекидываем к центру, пришиваем. Получилось 2 стежка, которые плотно удерживают пайетку на своем месте.

Переходим к следующей пайетке. Выводим иглу наружу на 6 часов, нанизываем 2 пайетки 4+3 мм, повторяем действия.

Пришиваем так 2 ряда - справа и слева от самой первой верхней пайетки, соблюдая градиент цвета. Последнюю пайетку облагораживаем бисеринкой, чтобы закрыть дырочку.

Свободное пространство от кристалла до пайеток заполняем серебристым трунцалом. Выводим нить около кристалла, нанизываем кусочек трунцала, пришиваем вплотную к пайеткам. Двигаемся снизу-вверх, сначала справа от кристалла, затем слева. Если будут оставаться свободные пространства между трунцалом, их можно закрыть мягкой гладкой серебряной канителью.

Ячейка № 6.


Пришиваем в ряд белые бусины 4 мм. У меня 4 штуки. Чтобы равномерно закончить, я пришила потом бусину 3 мм, потом бисеринку радужную 15 размера.

Нарезаем мягкую гладкую серебряную канитель на кусочки.

3 кусочка - длина равна длине двух бусин (8 мм)

1 кусочек - длина равна длине большой и маленькой бусин (7 мм)

Выводим иглу между бусинами 4 мм, нанизываем кусочек канители, перекидываем на другую сторону и выводим иглу на изнанку, пришивая также между бусинами. Канитель аккуратно закрывает собой место стыковки бусин. Продолжаем до конца. Между бусинами 4 и 3 мм перекидываем кусочек канитель длиной 7 мм.

Если Вы возьмете более крупные бусины, то можно использовать канитель толще.

Ячейка № 7.




В данной ячейке пришиваем пайетки 4 мм в технике «рыбья чешуя». Сначала серебряные, потом голубые. Как это делается рассмотрим на отдельном примере (чтобы лучше было видно использую розовую нить): прикладываем пайетку в нужное место, выводим из центра иглу, перекидываем вниз, пришиваем.

Чтобы пайетки чётко становились на своё место, можно потянуть нить на 12 часов, когда она выведена из центра. Саму пайетку придерживайте пальцем или иглой.

Теперь представьте, что пришитая пайетка не круглая, а квадратная. Выводим наружу иглу в том месте, где был бы нижний левый угол квадрата. Нанизываем пайетку, пришиваем. Затем выводи там, где нижний правый угол, нанизываем и пришиваем пайетку. У нас уже сформированы 2 ряда. Каждый следующий будет на 1 пайетку больше. В этой технике также красиво смотрится пришивание сразу по 2 пайетки, например, 4 мм синяя + 3 мм серебро. Но учитывайте, что это добавит объем и ряды могут немного топорщиться.

Последний ряд пайеток можно облагородить бисеринками, чтобы закрыть дырочки. Не забывайте про направление «чешуек! Начинаем пришивать с внешнего края ячейки) Если в этой технике вышивать тело рыбы, то начинать надо с хвоста!

Ячейка № 8.

Нарезаем много кусочков из синего трунцала и голубой гладкой канители. Можно разного размера. Пришиваем их параллельными рядами, чередуя с бисеринками. Для синего трунцала я брала синий бисер 10 размера, для голубой гладкой канители - прозрачный радужный 15 размера.

Ячейка № 9.

Напоминает ячейку № 2. Я также сначала вышила фетр синими нитями мулине.
Прикладываем пайетку в нужное место, выводим иглу через центр, нанизываем бисер синий 10 размера и возвращаемся на изнанку через центр. Повторяем с другими пайетками.
Также можно нанизывать по 2 пайетки, 4 мм + 3 мм. Пришивать можно так, чтобы пайетки не касались друга друга, или наоборот, внахлест.

Ячейка № 10.


Фон также заполняем синими нитями мулине.

Здесь уже знакомая техника «мостиков», но с добавлением трунцала и биконуса 4 мм, как основного элемента.

Нарезаем синий трунцал на одинаковые небольшие кусочки. На мононитью набираем ряд: трунцал/пайетка серебро 3 мм/биконус/ пайетка серебро 3 мм/трунцал. Отступаем расстояние, равное длине ряда, пришиваем. У меня получилось 3 таких ряда.

Поздравляю, Ваша вышивка готова!
Желаю Вам творческого процветания.

Мастер-класс подготовлен мастером Еленой Захаровой @Butik_Broshka специально для

Копирование материалов сайта возможно только с указанием первоисточника и активной ссылки сайт "Баночка Бисера"