Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений. Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему Наглядное пособие для развития речевого дыхания

Тренажёр для развития дыхания «Домик с окошком» своими руками. Пошаговый мастер-класс.


Иванова Лариса Васильевна, воспитатель структурного подразделения «Радуга» муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лукоморье» городского округа г.Михайловка Волгоградской области»
Мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ и родителей, а также для совместного изготовления тренажёра взрослыми и детьми дошкольного возраста.
Назначение: развитие дыхания у детей дошкольного возраста.
Цель упражнений с тренажёром: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Задачи:
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость
Техника изготовления:
1. Скручивание
2. Аппликация
3. Конструирование
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом,
- повышению общего жизненного тонуса,
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др. ,
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы
- улучшают пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат. Один из вариантов такого тренажёра предлагаю Вам, уважаемые коллеги.
Для работы необходимо:


1. Клей – момент
2. Клей - карандаш
3. Ножницы
4. Простой карандаш
5. Стержень от шариковой ручки
6. Нитки с иголкой
7. Линейка
8. Шаблон домика


9. Цветная бумага
10. Листы А-4
11.Лист картона тёмного цвета (бардового, синего и тд)


Вырезаем шаблон домика.
Прикладываем шаблон домика к цветной бумаге и вырезаем занавеску для окна чуть меньше самого окна.


Прикладываем шаблон домика к листу картона тёмного цвета, очертить простым карандашом и вырезать только окошко.


Листы А-4 разрезать на четыре части.


Кладём стержень от шариковой ручки на край широкой стороны одной из 4х частей разрезанных листов А-4.


Начинаем скручивать вместе со стержнем бумагу, предварительно смазав лист клеем-карандашом.


Получилась вот такая трубочка из бумаги. Аккуратно достаём стержень и изготавливаем ещё 30 штук таких трубочек.


Начинаем приклеивать получившиеся трубочки с низа домика, не выходя за контуры.Для лучшего склеивания использовала клей - момент.


Длинные трубочки разрезаем на четыре части и приклеиваем между окошком и стеной домика.



Постепенно заклеиваем трубочками всё пространство домика до контуров. (с низа домика до крыши, кроме трубы)


Трубу вырезаем отдельно из цветной бумаги и приклеиваем. Продолжаем наклеивать трубочки одна к одной. Дойдя до крыши, трубочки начинаем постепенно срезать на нет.


Получился вот такой домик из бумажных трубочек с трубой.


Изготавливаем крышу. Вырезаем две полоски из цветной бумаги на конце с острыми углами. Край полоски с одной стороны загибаем на 0.5мм, другой край полоски вырезаем ножницами волной.


Приклеиваем крышу к домику сгибом вверх.


Из цветной бумаги вырезаем ставни, приклеиваем и начинаем украшать домик.


Я украсила свой домик цветами и гофрированными полосками из цветной бумаги.



С обратной стороны домика пришиваем занавеску из цветной бумаги (занавеска должна быть немного меньше окна для лёгкого открывания) к окошку тремя стежками в двух местах.


Усвоение правильного произношения происходит на протяжении довольно длительного времени (от рождения до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают произносить все звуки (к 3-м годам), другие осваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Если к этому времени недостатки звукопроизношения сохраняются, следует организовать для малыша занятия с логопедом.


В настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные комплексы упражнений позволят улучшить координацию движений пальцев рук, выработать правильное речевое дыхание, развить интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка дошкольного возраста.


Методика работы с дошкольниками, Подготовка к школе, Развитие речи. Логопедия
CD "Трудные звуки". Упражнения и задания, представленные на этом диске,
помогут вашему ребенку освоить произношение тех звуков русского языка, которые чаще всего малышам не удается выговаривать правильно.
Такие "трудные" для произнесения звуки - Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, 3, Ц - мы постараемся отработать
с помощью чистоговорок и скороговорок. Занимаясь с ребенком по 10-15 минут в день,
вы добьетесь отличных результатов, а ваш малыш научится говорить правильно.


В пособии представлены упражнения для автоматизации дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учелям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.


Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.


Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Автор/составитель: Егорова О.В.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ. В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.


Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
 Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
 При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
 Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
 При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
 При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей соматической ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д....

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий направленных на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Зачем нужно обучать детей правильно дышать

Дошкольники в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.

Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:

  • как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
  • как часть занятия;
  • как специальные упражнения в виде игровых занятий;
  • как игры;

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.

Параметры правильного речевого выдоха:

  1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»
  2. Выдох происходит плавно, а не толчками.
  3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
  4. сжимать губы, надувать щеки.
  5. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
  6. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
  7. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические пособия.

Игры для развития плавного речевого выдоха

Цель :

  • развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
  • активизация губных мышц.

«Поднимем бурю»

Пособие представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями (пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек.

Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми наполнителями – крупами.

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части прикрепляется игрушка «Ангелок».

По всему диаметру колокольчика отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

«Морское дно»

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки».

На дно выкладываются стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под крышку вставляется лист нарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают не до конца листа, чтобы неотсоединились).

В боковой части (это будет верх телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим темам.

Пособие представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с единым сюжетом, но в разное время года.

К каждому в зависимости от сезона (зима – снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены предметы на ниточках.

  • Зимой раздуём снежок, чистим дорожки.
  • Весной капельки.
  • Летом – бабочек.
  • Осенью раздуём листву.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

"Дракончик"

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

"Баскетбол"

"Бабочки на цветке"

"Стрекоза"

"Волшебные палочки"

Дети с удовольствием играют в эти игры.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 17» города Оренбурга

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Оренбург 2016

Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания

В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций :

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

1. Упражнение «Бабочка летит».

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование: бабочки с прикрепленной к ним ниткой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она летела как будто с цветка плавно, а не резко или рывками».

2. Упражнение «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Самый быстрый карандаш».

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. Упражнение «Сила ветра»

Оборудование: детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению: выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

5. «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

6. Игры на развитие речевого дыхания без оборудования. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».

«Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

7. «Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По сигналу «у Саши чайник закипел». Один из детей дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

8. Упражнение «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развитие сильного плавного выдоха

Оборудование: картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению: «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

9. Упражнение «Кружатся осенние листочки»

Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть с листочками вместе с ветерком.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад... Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Можно дуть по очереди, при этом поинтересоваться у ребёнка, с каким листочком ветерок играет. Ребёнок может назвать цвет листочка, определить его местонахождение на веточке (вверху, внизу, посередине).

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

11. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Оборудование: соломинки, стаканы с водой

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

12. «Пилим дрова».

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35-40 секунду в медленном темпе

13. «Паровоз».

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35-40 секунд.

14. «Надуй шар».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

15. «Спускай воздух».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» - спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

16. «Веточка»

Инструкция: «Станьте прямо (или сядьте) прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание.

Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».

17. «Ворона».

Из положения стоя с поднятыми руками (вдох) ребенок медленно приседает, опуская руки вниз (выдох). На выдохе произносится «к-а-а-а-р». Вдох делается непроизвольно при возвращении в исходное положение.

18. «Намотай клубочек».

Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

19. «Певец».

Инструкция: «Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх.

Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А-А, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете О-О-О-О, обнимая себя за плечи и опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У-У, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.

20. «Большой – маленький».

Стоя прямо, на вдохе малыш поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе он должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «у – х», спрятать голову за коленями –показать, какой он маленький.

Список литературы:

1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» (1, 2, 3 – ий периоды обучения)

Краузе Е.Н. «Логопедия»

2. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. «Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи»

3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

4. Нурмухаметова Л.Р. «Дыхательная гимнастика в детском саду» (журнал «Логопед», 2008 г., № 3)