Постинтернатное сопровождение детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Вывод по первой главе. Приложение. индивидуальный план сопровождения и адаптации

<*> Karpeev O.V. Legal regulation of post-boarding school maintenance (problem statement, methods of solution).

Карпеев Олег Владимирович, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

В статье рассматривается актуальность правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечается сложность правового регулирования деятельности субъектов, правовой статус которых меняется в процессе этой деятельности. Предлагаются методы решения поставленной проблемы: проведение системного исследования с построением прагматической функциональной модели данного вида деятельности, с последующим моделированием общественных отношений на ее основе, а затем моделированием правовых норм.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники образовательных организаций для детей-сирот, правовое регулирование социальной адаптации, правовое регулирование постинтернатного сопровождения.

The article considers topicality of legal regulation of public relations arising in the sphere of post boarding school maintenance of graduates of educational organizations for orphans, children left without parental care and persons from orphans and children left without parental care. The author notes the difficulty of legal regulation of activities of subjects, whose legal status changes in the process of such activity; proposes methods of solution of the stated problem: carrying out of systemic research with building of pragmatic functional model of this type of activities, with further modeling of public relations on its basis, and then modeling of legal norms.

Key words: post boarding school maintenance, graduates of educational organizations for orphans, legal regulation of social adaptation, legal regulation of post boarding school maintenance.

В настоящее время особую актуальность приобретает решение задачи социальной адаптации выпускников образовательных организаций <1> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот).

<1> В данной статье используется термин, применяемый в Семейном кодексе РФ, - "организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует термин "учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который является более широким и включает не только "образовательные учреждения", но и "учреждения социального обслуживания населения", "учреждения системы здравоохранения" и другие учреждения.

Министерством образования и науки РФ отмечается особая сложность периода вхождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот (далее - выпускников) в самостоятельную жизнь, сопряженного с большими сложностями и не всегда успешно протекающего: "Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом" <2>.

<2> Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

Авторы вышеупомянутого письма как на особую проблему указывают на формирование "у воспитанников образовательных организаций для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации".

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность <3>.

<3> См.: письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 2372-РХ // СПС "Гарант".

Наличие данной проблемы достаточно давно осознано в сфере педагогики, социологии и психологии <4>. Ее исследование в данных отраслях научного знания завершается выработкой соответствующих предложений и рекомендаций. Практическая реализация данных предложений и рекомендаций сталкивается с отсутствием правовой основы и практической сложностью осуществления мероприятий социальной адаптации в период, когда дети-сироты покидают образовательную организацию <5>.

<4> См.: Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-центр, 2002.
<5> См.: Алламярова Н.В., Алексеева В.М. Правовые аспекты социального сиротства // Медицинское право. 2011. N 2 / СПС "КонсультантПлюс".

После того как выпускник образовательной организации для детей-сирот покидает ее, до достижения им совершеннолетия или эмансипации в соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ исполнение обязанностей его опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства по месту его жительства (пребывания).

Практическая сложность реализации этого полномочия является общеизвестным фактом и отмечается в целом по России.

Помощь в жизни и деятельности выпускников со стороны органов опеки и попечительства, осуществляемую в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, нельзя признать исчерпывающей и достаточной.

Это обусловлено ограниченностью предоставленных полномочий, ориентированностью их в основном на обеспечение первичных потребностей <6> и в ограниченный период времени (до достижения совершеннолетия или эмансипации), а также ограниченной штатной численностью органов опеки и попечительства.

<6> См.: Там же.

Вышеизложенное приводит к выводу о неэффективном функционировании в современной России системы органов опеки и попечительства в части обеспечения интересов выпускников.

Решение данной проблемы путем увеличения штатной численности органов опеки и попечительства с возложением на них дополнительных полномочий по осуществлению социальной адаптации выпускников представляется неэффективным и с экономической, и с функциональной точек зрения.

В связи с изложенным с неизбежностью следует вывод о необходимости реализации задачи по социальной адаптации выпускников путем формирования системы, обеспечивающей дополнительную помощь этой категории граждан.

Данная система должна функционировать во взаимосвязи, но вне органов опеки и попечительства, при сохранении функции контроля ее деятельности со стороны этих органов.

Признаками данной системы должны быть: высокая эффективность; адаптивность к изменяющимся требованиям в зависимости от количественного и качественного состава выпускников; индивидуальность применения в отношении конкретного выпускника.

Создание данной системы обусловливает актуальность правового регулирования общественных отношений в сфере социальной адаптации выпускников. Определенная сложность нормативного регулирования данного вида деятельности дополняется изменением правового статуса выпускников, установленного законодательством РФ, в связи с их взрослением.

Необходимость принятия нормативного акта, осуществляющего такое регулирование, требует исследования общественных отношений в сфере социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с применением системного метода.

Как отмечает О.С. Разумов, "важность и необходимость системного подхода в постиндустриальном обществе обусловлены интегрированностью, целостностью, органической взаимосвязью и взаимодействием образующих сфер жизни..." <7>.

<7> Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепция, методология, практика. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 7.

Системное исследование предполагает осуществление следующих операций: обнаружение элементов системы; выявление свойств и качеств каждого элемента; анализ связей, отношений и зависимостей элементов системы; обобщение элементов в их качественном взаимодействии; познание функционального назначения, роли и эффективности взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему <8>.

<8> См.: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. С. 99 - 100.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные нормативные акты, осуществляющие комплексное регулирование правоотношений в вышеупомянутой сфере. Нельзя сказать, что действующее федеральное законодательство полностью игнорирует проблемы детей-сирот, нормативные акты о предоставлении "дополнительных" и "отдельных" льгот или прав для данной категории граждан многочисленны. Однако, анализируя ситуацию в целом, необходимо отметить фрагментарный, непоследовательный, несистемный характер правового регулирования данной сферы на федеральном уровне.

Следствием этого является отсутствие сформировавшегося подхода к постановке проблемы социальной адаптации выпускников в правовой науке, отсутствие строго научных разработок юридических дефиниций применительно к комплексному регулированию этих общественных отношений.

Между тем требования практики оказались настолько насущными, что заставили законодателей отдельных регионов Российской Федерации приступить к самостоятельному нормотворчеству.

Анализ регионального законодательства России приводит к выводу, что в настоящее время пока не сложилась единая система правового регулирования социальной адаптации выпускников, можно отметить также отсутствие единой терминологии и разницу подходов в определении основных понятий, используемых в региональных нормативных актах.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы или нормативные правовые акты регионального уровня, регламентирующие организацию работы по социальной адаптации выпускников по варианту так называемого постинтернатного патроната (постинтернатного сопровождения) <9>.

<9>

Кроме того, законами отдельных субъектов Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложены полномочия по постинтернатному патронату.

Данное полномочие органов опеки и попечительства не предусмотрено действующим федеральным законодательством, но, по мнению региональных законодателей, не противоречит ему <10>.

<10> К такому выводу приводит анализ нормы права, закрепленной в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в соответствии с которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с установленными вышеупомянутым федеральным законом.

Данный вариант предусматривает установление особого вида патроната над выпускниками как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, устанавливаемого на основании договора, на возмездной основе, финансируемого из регионального бюджета.

Региональным законодательством устанавливаются требования, предъявляемые к такому "постинтернатному воспитателю" (попечителю), ограничивается также количество опекаемых одним попечителем выпускников.

В качестве недостатков данной системы можно отметить отсутствие возможности оказания широкого спектра квалифицированной, комплексной, специализированной помощи выпускникам, так как патронатный воспитатель не может быть специалистом во всех областях сразу, и отсутствие единства организационно-методического руководства <11> деятельностью постинтернатного воспитателя, что наводит на мысль об отсутствии преемственности процесса социальной адаптации.

<11> Данный вывод следует из анализа региональных нормативных актов, но это может означать лишь то, что осуществление такого руководства не нашло своего отражения в законодательном акте регионального уровня, а фактически осуществляется.

В отдельных регионах России организация работы по социальной адаптации выпускников осуществляется с созданием служб и центров социальной адаптации.

Данные службы и центры могут функционировать как юридические лица - специализированные учреждения, основным видом деятельности которых является организация социальной адаптации выпускников, а также как структурные подразделения образовательных организаций для детей-сирот.

Основными направлениями деятельности таких учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Данный вариант организации социальной адаптации выпускников обеспечивает преемственность процесса социальной адаптации, а также комплексность и квалифицированность оказываемой помощи. В качестве недостатка данной модели можно отметить высокую себестоимость ее создания на начальном этапе, обусловленную необходимостью выделения помещений для функционирования учреждения, оргтехники, мебели, формирования кадрового состава и т.д.

Как правило, данный недостаток существенно нивелируется путем формирования такого учреждения (центра или службы) на базе ликвидируемой или реорганизуемой образовательной организации для детей-сирот, с передачей всей (или части) материально-технической базы вновь создаваемому учреждению. Аналогично решается вопрос формирования кадрового состава, например, в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" за 2010 г., где отмечается наличие во многих образовательных организациях для детей-сирот "постинтернатных блоков, общежитий, социальных гостиниц, центров постинтернатной адаптации" <12>.

<12> В 2010 г. отмечалось наличие постинтернатных блоков в 101 учреждении, что составляет 7% от общего числа. См.: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо отметить, что Министерство образования РФ рекомендует начинать целенаправленную работу "по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению так называемого кризиса выпуска, связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений" <13>, задолго до выпуска, практически с первого дня поступления детей-сирот в образовательную организацию.

<13> См.: письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

Полагаем, что процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей-сирот навыков поведения в обществе, способности к самоконтролю и самообслуживанию, целесообразно начинать с момента достижения ими 14 лет. В более раннем возрасте данные мероприятия также необходимы, но целесообразность начала нормативно регулируемого процесса социальной адаптации именно с 14-летнего возраста в условиях образовательной организации для детей-сирот обусловлена особенностями развития большинства воспитанников (основная масса воспитанников отстает в развитии и к 14-летнему возрасту имеет уровень развития, соответствующий 10 - 12 годам). Кроме того, именно к 14-летнему возрасту формируется необходимый уровень самосознания, который характеризуется наличием способности к построению "плана на будущее", заинтересованностью в получении профессионального образования.

Проведенный анализ был направлен на выделение элементов системы социальной адаптации выпускников в широком смысле слова. Понятие "социальная адаптация детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" по отношению к понятию "постинтернатное сопровождение выпускников" является более широким и соотносится как род с видом, включая в себя весь объем последнего.

В результате анализа можно выделить следующие потенциально существующие элементы системы социальной адаптации детей-сирот, которые могут быть включены в систему постинтернатного сопровождения.

  1. Социальная адаптация на этапе нахождения ребенка в образовательной организации.

Данный элемент относится к постинтернатному сопровождению выпускников как подготовительный и не входит в него в строгом смысле термина "постинтернатное", т.е. "осуществляемое после пребывания в интернате", понимая под интернатом все образовательные организации для детей-сирот, включая детские дома и т.д.

Однако для цели социальной адаптации, с учетом особой важности данного этапа, представляется целесообразным включить этот элемент в систему постинтернатного сопровождения с проведением соответствующего правового регулирования <14>.

<14> Организационные вопросы постинтернатного сопровождения в образовательных организациях для детей-сирот являются предметом пристального внимания государственных органов. См., например: телеграмма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 18-2/10/2-6484 // СПС "Гарант".

  1. Социальная адаптация на этапе от выпуска из образовательной организации до достижения выпускником совершеннолетия или эмансипации.

Данный элемент непосредственно относится к постинтернатному сопровождению, характеризуется переходом к условиям проживания в "широком социуме", в то же время выпускник не обладает пока полной дееспособностью и нуждается в особом внимании, так как на данный этап "накладываются" проблемы "переходного возраста", характерные для всех подростков.

  1. Социальная адаптация лиц из числа выпускников образовательных организаций в возрасте до 23 лет <15>.
<15> Верхняя возрастная граница - 23 года - обусловлена подходом, нашедшим отражение в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данный элемент характеризуется наличием полной дееспособности гражданина, в то же время практика показывает, что "социальное взросление" таких граждан, к сожалению, отстает от "физиологической взрослости". В то же время осуществление постинтернатного сопровождения на данном этапе возможно только при наличии заявления гражданина об установлении такого сопровождения.

Все элементы должны быть взаимосвязаны общим организационно-методическим руководством, позволяющим осуществлять последовательное, системное, комплексное решение возникающих проблем в оптимальных временных диапазонах, что обеспечивает достижение интегративного свойства системы. Элемент, обеспечивающий общее организационно-методическое руководство, должен представлять собой отдельный элемент системы, а не быть составной частью одного из элементов.

Для решения поставленной задачи применим метод моделирования систем и построим прагматическую функциональную модель социальной адаптации детей-сирот как вида деятельности, которая описывает последовательность действий системы для достижения интегративного свойства, в данном случае - достижения эффекта адекватной социальной адаптации.

На базе данной модели выстроим структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения в масштабе Российской Федерации, предусматривающую введение саморегулирования деятельности <16>, или в упрощенном варианте и без введения саморегулирования - для субъекта РФ <17>.

<16> Введение саморегулирования деятельности субъектов постинтернатного сопровождения представляется делом будущего.
<17> Автор настоящей статьи ни в коем случае не настаивает на абсолютной истинности предлагаемой модели, а, наоборот, подчеркивает необходимость адаптации ее к условиям конкретного субъекта РФ.

Приняв данную гипотетическую (идеальную) модель в качестве истинной, осуществим моделирование правового регулирования возможных общественных отношений.

Как правило, для решения поставленной задачи необходимо выяснить функциональное назначение, роль и эффективность взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему, но в данном случае говорить о взаимодействии системы со средой нельзя в связи с тем, что система существует лишь в виде гипотетической модели.

Для разрешения данного противоречия предлагается провести поиск аналога модели, существующего в реальности. Для этого необходимо провести исследование характерных признаков общественных отношений, подлежащих урегулированию. Выделив данные характерные черты, провести сличение их с известными характерными признаками уже урегулированных правом общественных отношений, затем провести анализ правового регулирования таких "схожих" общественных отношений с целью выделения компонентов, которые могут быть применены для регулирования интересующих нас общественных отношений. При этом вполне допустимо использование межотраслевого метода юридических исследований, который представляет собой отражение общего междисциплинарного подхода, сочетающего в себе "элементы других методов юридических исследований - сравнительно-правового и системного" <18>.

<18> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. С. 144.

В качестве "неполного аналога" предлагается принять комплекс норм, регулирующих общественные отношения в сфере несостоятельности (банкротства).

Выбор аналога обусловлен схожестью черт, характеризующих данные общественные отношения, в частности:

  • наличие публичного интереса в правовой регламентации данных видов деятельности, сочетающегося с высокой вариативностью поведения субъектов, что обусловливает применение соответствующего метода правового регулирования;
  • последовательность, этапность данных видов деятельности, сочетающаяся с эволюцией правового статуса субъектов и объектов деятельности и как следствие - направленность правового регулирования на установление процедуры;
  • неэффективность непосредственного участия государства как субъекта возникающих общественных отношений;
  • необходимость осуществления деятельности квалифицированным субъектом;
  • необходимость государственного контроля осуществления данной деятельности;
  • делегирование исполнения отдельных управленческих функций субъекту, не входящему в структуру государственных органов, осуществляющему деятельность на принципах саморегулирования (или уполномоченной организации - для субъекта РФ).

Изложение смоделированных правовых норм с применением правил юридической техники и выделением общего и частного дает возможность сформулировать проект федерального закона или закона субъекта РФ, регламентирующего общественные отношения в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Результаты проведенного моделирования заслуживают рассмотрения в отдельной статье.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.

Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.

В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.

Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.

С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.

Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.

Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.

В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.

В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.

По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

ведут иждивенческий образ жизни;

страдают от алкогольной зависимости;

совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Социально-педагогическое консультирование

Социально-профилактическая работа

Социальное воспитание

Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.

Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

Принцип гуманизма

Принцип демократизации отношений

Принцип индивидуального личностного подхода

Принцип природосообразности

Принцип творчества и свободы

Принцип свободы и выбора

Принцип деятельности

Принцип культуросообразности

Принцип комплексности и целостности

Принцип научности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

Практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

Метод социологического исследования по адаптации выпускников;

Методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

оказание помощи в затруднительных ситуациях;

совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

социально-правовое просвещение выпускников;

профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

представительство в правозащитных и административных органах;

оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

ПРОГРАММА

социальной адаптации

и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Одобрено: Методическим советом

ГКОУ С(К)ОШИ с.Покровка

Новосергиевского района

Протокол № ___ от «___»_______20__ г.

Составители:

Молотникова Н.Д. - социальный педагог

Квернадзе Л.Ф. - педагог-психолог

Пояснительная записка

В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.

Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие.

Вхождение выпускников школы-интерната в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях школы-интерната нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников школы-интерната является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы-интерната.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:

    Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);

    Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;

    Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;

    Формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники школы-интернат или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие коррекционное образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в школе-интернате.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

6. Контроль успешности процесса адаптации.

Педагог-наставник, соц. педагог.

7. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Педагог-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация школы-интернат, администрация ПУ. Социальный педагог и психолог ПУ.

Сопровож

дение.

Июль-август

Социальный педагог

Врач, медсестра

3. обеспечение сезонной одеждой.

Администрация школы - интернат

По мере получения жилья.

Администрация КЦСОН

Педагог -наставник

По мере необходимости

Педагог -наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1-2 раза в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

Педагог -наставник, соц. педагог.

Первые год 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

10. Контакт с куратором ПУ или администрацией места работы выпускника.

Педагог -наставник

3. Помощь.

Июль-август

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ПУ.

Социальный педагог

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, медсестра

3. Обеспечение сезонной одеждой

Администрация школы-интернат

По мере получения жилья.

4. Помощь Комплексного центра социального обслуживания населения.

Администрация КЦСОН

С момента поступления выпускника в ПУ

5. Составление плана взаимодействия школы-интерната и ПУ. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог, педагог-наставник, администрация ПУ

С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет

Педагог -наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Педагог-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, на следующий год 1 раз в месяц

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Педагог -наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Педагог -наставник, соц. Педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, на следующий год адаптации - 1 раз в месяц

10. Контакт с куратором ПУ или администрацией места работы, или учёбы выпускника.

Педагог -наставник.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Педагог -наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

Владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

Уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

Соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

Иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.

Знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

Уметь вести домашнее хозяйство.

Следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

Иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

Сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

Являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

2. Профессиональная самореализация выпускников школы-интернат.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Приложение 1

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот,

и детей, оставшихся без попечения родителей»

с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области.

ПРОГРАММА

индивидуальной постинтернатной подготовки воспитанника

Ф.И.О_______________________________________

__________________________

__________________________________________

Личностные данные

1. ФИО______________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Время прибытия в школу - интернат:_________________________________

4. Время выбытия: __________________________________________________

5. Социальный статус (подчеркнуть):

круглая сирота оставшийся без попечения

6.Социальная защита (подчеркнуть):

Инвалидность ( I , II , III группа) получатель пенсии

7. Обеспечение жильем (подчеркнуть):

закреплено состоит на очереди собственное

8. Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

8.1. Зрение:

Норма Отклонение от нормы

8.2. Слух:

Норма Отклонение от нормы

8.3. Хронические заболевания:

Есть Нет

8.4. Группа здоровья:

1 2 3 4 5

8.5. Физкультурная группа:

Основная подготовительная специальная

Социальный педагог: _____________ Н.Д. Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________

Карта

психолого-педагогической подготовки воспитанника

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного общения и волевые качества .

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8 класс):

Воспитанник: ____________ __________________

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитанник: ____________ __________________

ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки правильного общения и волевые качества .

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9кл):

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: ________ Л.Ф.Квернадзе

Воспитанник: ____________ __________________

Таблица

оценки сформированности житейских умений и навыков воспитанника

Воспитанник

Одевается чисто, аккуратно

Следит за своей одеждой, обувью

Умеет постирать свои вещи

Может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют

Умеет готовить, сервировать стол

Итого:

2. Культура учебного труда:

умение организовать работу (планировать)

Умение пользоваться дополнительной литературой

Настойчивость, усидчивость

Трудолюбие

Организация помощи в самоподготовке другим детям

умение довести дело до конца

аккуратность.

Итого:

3. Культура общения:

Вежлив со сверстниками

Не употребляет кличек

Не сквернословит

Может наладить контакт, вести беседу

Уважителен со старшими

Отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом).

Умеет просить помощь и оказывать ее

Итого:

4. Культура поведения

За столом

В общественных местах

В транспорте

В гостях

Итого:

5. Бережное отношение

К учебным принадлежностям

К продуктам

К мебели

Умеет распределять и расходовать денежные средства

Итого:

Средний балл:

Общий средний балл по итогам двух средних баллов:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

___________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)

1. ФИО____________________________________________________________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Место обучения: _________________________________________________

Субъекты

(указать ФИО)

Адрес местожительства

Характер взаимоотношений

Родители:

Старший брат:

Старшая сестра:

Родственники:

Иные родственники:

Иные граждане причастные к судьбе ребенка:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

(краткий вывод о возможности использования ресурса социально-поддерживающей сети воспитанника)

_________________________________

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: создание или реконструкция социальной сети для успешной социализации воспитанника, через формирование тесных взаимоотношений между выпускником и его родным дядей.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9 класс):

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог: ___________ Н.Д.Молотникова

Воспитанник __________ __________________

Карта

изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод об уровне готовности воспитанника к выбору профессии)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Итоги результата

дифференциально-диагностического опросника Е. Климова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах проведенного собеседования с воспитанником)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата анкетирования, а также по итогам индивидуальной беседы с воспитанником можно сказать о том, что:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(соответствует ли результат опросника личным предпочтениям воспитанника? Если соответствует, то какое учреждение ПО и какая специальность были воспитанником выбраны для дальнейшего поступления)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитанник: __________ _____________________

Социальный педагог: ____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-психолог: _____________ Л.Ф.Квернадзе

Педагог-наставник: ___________ ______________

Приложение 2

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот,

и детей, оставшихся без попечения родителей»

с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области.

МАРШРУТ

индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника

Ф.И.О. _______________________________________

____________________________

_______________________________________

Педагог-наставник: ___________________________________

1. Общие сведения о выпускнике

«____» __________ 20____ год

оставшийся без попечения

Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

Хронические заболевания:

Группа здоровья:

Физкультурная группа:

Норма отклонение от нормы

Норма отклонение от нормы

Основная подготовительная специальная

Образование (подчеркнуть):

окончил 9 классов

Жилищные условия (подчеркнуть):

жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

Место предполагаемого проживания на момент выпуска из школы-интерната (подчеркнуть):

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________

Чем предполагает заниматься после выпуска из школы-интерната (подчеркнуть):

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости населения

Название учебного заведения, профессия, которую предполагает осваивать

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из школы-интерната:

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________

В чем нуждается в момент выхода из школы-интерната (подчеркнуть):

медицинское обслуживание

паспорт (гражданство)

средства на ремонт жилья

другое:_________________________________________

Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть):

гулять по улицам

заниматься спортом

ходить в компьютерный кружок

проводить время в компании друзей

другое:_________________________________________

С кем предполагает общаться (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

другое:_________________________________________

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________

родственники

супруг (супруга)

специалисты школы-интернат

другие_________________________________________

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________

2. Характеристика слабых и сильных качеств выпускника

Реально оценивая имеющиеся трудности и возможности для моей дальнейшей адаптации и в целях моего благополучного приспособления к самостоятельной жизни я __________________________________________________________________________________

(ФИ выпускника)

добровольно даю (нужное подчеркнуть):

свое согласие несогласие

на помощь и сопровождение меня в самостоятельной жизни со стороны специалистов школы-интерната, а именно:

Педагога -наставника в лице _____________________________________________________.

(ФИО педагога)

Социального педагога: ______________________________________________________________

Педагога-психолога: ________________________________________________________________

Кроме того, соглашаясь на мое постинтернатное сопровождение добровольно принимаю следующие условия:

1. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интернат, обязан:

В процессе вхождения в самостоятельную жизнь придерживаться рекомендаций специалистов;

Заполнять необходимую для сопровождения информацию.

2. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интернат, имеет право:

Самостоятельно выбирать тип своего постинтернатного сопровождения;

Участвовать в разработке плана своего сопровождения;

Участвовать в групповой и индивидуальной работе, предлагаемой специалистами;

Обращаться к специалистам школы-интернат по личным вопросам.

Социальный педагог: _____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

    SWOT - анализ процесса адаптации

Потребности выпускника

Ожидания выпускника

Возможные проблемы

Пути предотвращения или решения проблем или «рисков»

Социальный педагог: _____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

Таким образом, благодаря полученным данным, представляется целесообразным установить над выпускником следующий тип постинтернатного сопровождения (подчеркнуть):

ПОДДЕРЖКА СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОМОЩЬ

В соответствии с выбранным типом сопровождения составлена следующая программа:

Цель: помощь выпускнику в адаптации к самостоятельной жизни.

ПЛАН

взаимодействия школы-интерната и профессионального училища образования по программе постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускника школы-интерната

Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ПУ (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ПУ).

В течение срока обучения

Администрация ПУ

Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений.

В течение срока обучения

Педагогический коллектив и куратор ПУ,

Обеспечение прав и законных гарантий выпускника

В течение срока обучения

Школа-интернат, ПУ

Обеспечение реализации установленных закон мер социальной поддержки выпускника

В течение срока обучения

Администрация ПУ

Мониторинг успешности адаптации (по утвержденной форме).

В зависимости от типа сопровождения

Выпускник,

педагог-наставник школы-интернат, куратор ПУ

Обмен между специалистами школы-интернат и ПУ необходимой документацией, связанной с мониторингом успешности процесса адаптации, личностью выпускника.

По мере необходимости

Администрация школы-интернат, Администрация ПУ

педагог-наставник, куратор ПУ,

Обустройство собственного жилья и быта выпускника.

По мере получения жилья и запросу выпускника

Выпускник, Администрация школы-интернат, Администрация ПУ

Педагог-наставник, куратор ПУ.

Социальный педагог _________________________ \ Н.Д.Молотникова

Педагог-психолог ____________________________ \ Л.Ф.Квернадзе

Педагог-наставник ______________________________________________

Выпускник _____________________________________________________

Куратор ПУ _____________________________________________________

6. Мониторинг успешности адаптации

за период с _____________ 20____ г по ____________ 20___ г

Не знает как и куда обратиться за мед. помощью

Нет мед. полиса

Нет необходимых средств для лечения

Занимается спортом и не имеет вредных привычек

Ситуация в норме

Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки

Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет

Спортом не занимается вообще

Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом

Активность

Активен в обществе

Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим.

Пассивен

Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой

Активен асоциально

Неформальные группы; хулиганство; драки

Повышение образования и карьера

Получает профессию

Постоянная работа

Стремится к карьерному росту

Тратит деньги на образование

Повышает квалификацию

Постоянно учится

Смысл жизни и ценности

Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать

Стремится реализоваться

Только мечтает

Ничего не делает

Есть цель жизни

Стремиться достигать

Есть положительные ценности

Стремиться создать все, что может

Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы

Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях

Общественно -полезная занятость

Учится или продолжает обучение в ПУ

Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья

Проходит службу в ВС

Ситуация в норме.

Устроился на работу официально

Работает и не имеет взысканий по месту работы

Устроился на работу неофициально

Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.)

Стоит на бирже труда

Получает пособие и сам активно ищет работу

Временно не работает по уважит. причине

активно ищет работу, решает возникшие трудности

Не хочет работать

Не имеет средств к существованию и не желает работать

Проживание

Живет сам в собственном жилье

Жилье в норме

Собственное жилье требует ремонт

Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать

Живет на закрепленной площади

Жилье не в норме

Живет у друзей имея собственное жилье

Жилье сдает, Жилье простаивает

Живет, где придется

Не платит

Живет в общежитии

Жилье в норме (временно)

Устройство быта

Быт места проживания в норме

Ситуация в норме

Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.)

Собирается и занимается обустройством,

Требуется помощь

Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта

Не желает заниматься обустройством

Одевается чисто, аккуратно

Ситуация в норме

Одевается без «вкуса», неаккуратно

Не умеет, не хочет, нет материальной возможности

Следит за своей одеждой, обувью

Ситуация в норме

Не следит за своей одеждой, обувью

Не умеет, не хочет

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Ситуация в норме

Не следит за прической, ногтями, чистотой тела

Не умеет, не хочет

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать

Ситуация в норме

Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют

Не умеет, не хочет

Свободное время

Культурно проводит

Развивает себя

Проводит с друзьями

Неформальная группа

Проводит с родственниками

Сохранение и поддержание родственных связей

Проводит досуг у себя или друга

Нормальная адаптация в жизни

Гуляет сам по себе

Возможны случайные знакомые

У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами

Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе

Досуг не организован

Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг

Семейная жизнь

Состоит в офиц. браке

Семья нормальная

Гражданский брак

Семья нормальная; Возможны проблемы в семье

Есть дети

Нормальный образ жизни

Не женился (не замужем)

Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни

Экономическое благополучие

Содержит себя сам

Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим.

Денег не хватает

Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам

Нуждается в деньгах, подрабатывает

Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает; ворует; берет в долг

Адаптация в обществе

Самостоятелен и рассчитывает только на себя

Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью)

Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией

Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов

Требуется материальная помощь

Не адаптировался

Попал в тюрьму; бродяжничает;

Сомнительная компания

Злоупотребляет алкоголем.

Употребляет наркотики.

Отрицательный результат

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

________________________________________________________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

Пример: овладение специальностью; умение оформлять документы на приватизацию жилья и получение пенсии; овладение навыками и умениями косметического ремонта жилья; достижение психологической готовности к самостоятельной жизни; умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими. Оказание психологической помощи ребенку – это услуга, а не задача. Задача - овладение навыками психоэмоционального расслабления.

Пример. Задача - Умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи.

1) Обучение выпускника производить расчет потребления электроэнергии (снять показания со счетчика, заполнить квитанцию, сходить в сберкассу – заплатить) - ответственный социальный педагог

    ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

    А. МИХАЙЛОВА, Л. МУЗАЛЕВА, И. СУСЛОВА

    Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15 - 16 лет. Поэтому необходимо, чтобы хотя бы в первые 2 - 3 года после выхода из детдома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. Рассмотрим, что делается в данном направлении государством.

    Подставить плечо

    Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Отсутствие опыта часто порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход... Как правило, такого человека у сироты нет.
    До недавнего времени подобные вопросы регулировались Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и подзаконными актами. Однако практика показала, что многие положения Закона N 159-ФЗ носят декларативный характер и не выполняются либо выполняются, но не в полной мере. Поэтому создание государственной системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации стало насущной проблемой.
    В Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, посвященному, помимо других важных вопросов, проблемам материнства и детства, Президент РФ отметил, что "забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции", в связи с чем большое внимание необходимо уделять тем детям, которые по разным причинам лишились семьи и домашнего тепла. Само понятие "брошенные дети" должно уйти из нашей жизни, и органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. Также глава государства подчеркнул, что необходимы программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, так как "мало обучить и накормить детей - их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе". Такие программы должны были быть разработаны в регионах еще к 1 июня 2011 года. Однако, как было отмечено в Послании Федеральному Собранию уже в конце 2011 года (22.12.2011), этот процесс еще так и не завершен.

    Последствия социальной исключительности

    По результатам общероссийских мониторингов был выявлен низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот, которые формируют большую армию безработных и правонарушителей, становятся источником новой волны социального сиротства и т.д. С одной стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что отражается в отказах в приеме на работу, нежелании работодателей и рабочих коллективов в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам детских домов. С другой стороны, самим выпускникам в силу своего депривационного опыта и особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе.
    Отсутствие с самого раннего возраста условий, необходимых для полноценного психического и социального развития детей, препятствует формированию у них способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. В результате молодым людям с подобным жизненным опытом, как правило, свойственны пассивная жизненная позиция, безразличное отношение к своему статусу, иждивенчество, отсутствие социальных умений и навыков.
    Переживание собственной "социальной исключительности" затрудняет их интеграцию в общество и зачастую не позволяет воспользоваться теми льготами, которые предоставляет им государство в отношении образования и социальной поддержки. Большие трудности у выпускников возникают и при трудоустройстве. Данные сложности основаны на отсутствии у молодых людей ориентации в мире профессий, отсутствии реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения. Кроме того, сказывается ограниченная информация о деятельности различных организаций, оказывающих помощь выпускникам, а также отсутствие специализированных программ поддержки выпускников в процессе обучения и первичного трудоустройства.
    Именно эти и ряд других важных задач должны быть закреплены в программах социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Следует отметить, что в большинстве регионов России эти документы уже разработаны в соответствии с п. 7 Перечня поручений от 06.12.2010 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. Однако говорить о повсеместном сопровождении таких детей в "большой жизни" пока рано.

    Помощь в адаптации

    Основной целью данных программ является обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Достижение поставленной цели зависит от решения ряда задач, среди которых:
    - подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения;
    - организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;
    - совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В самостоятельную жизнь

    Основных задач программ по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов несколько. Каждая из этих программ носит комплексный характер, отвечающий приоритетным направлениям развития образовательной системы различных регионов РФ.
    Прежде всего это подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения. Данная задача должна решаться при помощи программных мероприятий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
    Такие мероприятия должны обеспечивать создание в сиротских учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая:
    - формирование разновозрастных "семейных групп" и наличие постоянных воспитателей в группах;
    - распространение опыта по социализации воспитанников;
    - материальное оснащение детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов с целью осуществления трудового воспитания;
    - проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья;
    - разработку и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилитации для детей с отклонениями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
    - конкурс на лучшего наставника, предполагающий наличие у каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние;
    - конкурс проектов и программ среди детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.

    Программные мероприятия

    Следующей задачей является организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта задача должна реализовываться при помощи программных мероприятий, направленных на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период.
    Основными мероприятиями программы предусмотрены:
    - патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до достижения ими возраста 23 лет;
    - создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период;
    - создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - создание в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников;
    - организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - информационное сопровождение реализации программных мероприятий.

    Профпригодность и конкурентоспособность

    Еще одной задачей является усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству.
    Данная задача реализуется при помощи программных мероприятий, предусматривающих:
    - обеспечение индивидуального сопровождения выпускников интернатных учреждений;
    - развитие материально-технической базы таких интернатов;
    - организацию эффективной системы профессионального образования выпускников;
    - создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных выпускников интернатных учреждений;
    - введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессионального обучения и формированию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях профессионального образования, где обучаются выпускники интернатных учреждений;
    - предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации будущим выпускникам интернатных учреждений;
    - предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы;
    - предоставление государственных услуг по социальной адаптации, психологической поддержке выпускникам, признанным в установленном порядке безработными;
    - заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профессиональное образование;
    - создание в учреждениях профессионального образования служб психолого-педагогического сопровождения;
    - создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы.

    Защита имущественных прав

    Помимо перечисленного выше, предполагается совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Реализация этой задачи осуществляется с помощью программных мероприятий, позволяющих обеспечить защиту имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные мероприятия включают своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сохранность жилья, обеспечение временным жильем выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (создание социальных гостиниц при интернатных учреждениях).
    Таковы основные задачи и цели программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, общие для всех регионов России. Естественно, в реализации этих программ будут отличия, обусловленные и финансовыми возможностями, и сложившейся практикой, и наличием материально-технической базы. Но главное, что государство проявляет заинтересованность в том, чтобы воспитанники детских домов стали полноценными гражданами и успешно интегрировались в общество.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.