Мини музей в детском саду патриотическое воспитание. Мини-музеи в доу как средство патриотического воспитания. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

«Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания дошкольников» (1 слайд, 2 слайд)

« Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,

документа и романа, которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»

Ф. Дзери

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. (3 слайд)

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. (4 слайд)

(5 слайд) В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Задача педагогов и родителей: (6 слайд)

Как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

(7 слайд) Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:

Родители

Библиотека

Музеи истории

Совместные экскурсии по достопримечательностям села

Совет ветеранов ВОВ

Встречи с ветеранами войны

Встречи с тружениками тыла и детьми воин

Связь поколений (Родословное)

Встречи с интересными людьми

Кружковая деятельность

Фольклорные мероприятия

Совместные мероприятия с родителями

Педагоги в своей работе используют наиболее интересные и результативные формы и методы работы:

(8 слайд)

(9 слайд) Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Создание мини - музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.


В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.


В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

(10 слайд)

Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

(11 слайд) Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду были созданы разнообразные по темам мини - музеи: «Русского быта», «Татарская изба», «Куклы наших бабушек», «Чудо - пуговки», «Музей воздуха», «Воды», «Мир стекла», «Приходи сказка», «Скотный двор», «Музей хлеба», «Бабушкин сундучок», и т. д. (слайды 12, 13-16)

В одной из групп детского сада был оформлен мини-музей «Татарская изба», цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым своего народа. Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего народа.

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты - достопримечательности.

Также в детском саду нашлось место для мини-музея «Куклы наших бабушек» , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры. Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

(слайд 18) Хочется особо рассказать о новом музее, который был оформлен к 70 летнему юбилею Победы в ВОВ «Музей воинской славы». Сбор материалов для музея был уже начат в прошлом году. В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, родители воспитанников, дети. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. Изготовили макет памятника «Солдату воину – победителю». Оформили альбом с фотографиями «Мы помним их подвиг великий». В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах.

Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.

(20 слайд) Собрали литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий.

Долг перед погибшими и пережитыми войну – сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины.

(21 слайд) Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

Педагоги по-настоящему рады видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея, некоторые встречи в котором, как часто бывает, посвящены только какому-то одному предмету, исторической достопримечательности или факту.


Из бесед с дошкольниками постепенно выясняется, что они знают о своих родных или близких, знакомых, бывших фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск.


Работа, проводимая в мине-музее «Воинской доблести и славы», лишний раз убедила в том, что серьезное ознакомление старших дошкольников с войной необходимо. Но вопрос лишь в том, как и с чем их знакомить: не следует взваливать на детские плечи всю правду о войне, так как она порой губительна даже для взрослого человека. Поэтому, беседуя с воспитанниками о войне, всегда приходится помнить о сохранении меры и такта к ее правде.

(22 -28 слайд) Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие во всемирной акции «Читаем детям о войне» и имеем дипломы.

Провели конкурс «Юных чтецов» «Великая Победа», где дети с торжественно, эмоционально, с гордостью рассказывали стихи, которые выбрали сами и заучили вместе с родителями.

Очень затронуло всех военно – спортивная игра «Зарница», проведенная в честь великого праздника. Принимали участие три команды: «Летчики», «Пехотинцы» и «Десантники». Все участники в военных формах представляли свои команды, выполняли строевой шаг, военную песню и спортивные игры – соревнования. Было очень интересно. Все участники доказали свою ответственность, спортивные возможности и гордость за наших Защитников Отечества.

Наши воспитанники подготовительной группы 20 марта заняли первое место в районном конкурсе – фестивале «Военной песни» с песней «Военная профессия».

Педагоги нашего ДОО приняли участие в районном конкурсе педагогических коллективов, посвященный 70 летнему юбилею Победы в ВОВ и заняли первое место.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

(29 слайд) Мы педагоги СП «Детский сад «Улыбка» хотим, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
(30 слайд) Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей в детском саду,

Как средство патриотического воспитания дошкольников

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

Которого зависит жизнь растения на протяжении

Нескольких десятилетий, так педагог должен

Заботиться о воспитании у своих детей чувства

Безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?

Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем.

Наш детский сад находится расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.

Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
  • беседы о родном поселке;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родном крае;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».

Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.

Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:

1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.

2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам.

3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.

Какого же содержание мини-музея «Речничок»?

Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).

Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.

В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.

Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.

В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.

Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать

Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

  • от близкого к отдаленному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.


Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.

Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Соблюдение принципов:

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея:

Образовательные :

усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту

использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса

Развивающие :

активация мышления;

развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

развитие зрительно-слухового восприятия,

Воспитательные :

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Просветительские :

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Направления инновационной работы:

Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.

Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.

Цель и задачи развития музея:

Целью создания нашего музея стало:

Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи :

Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.

Знакомить с русским народным фольклором.

Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Формы работы в музее :

Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Основная идея развития музея.

Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.

В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий

Красный угол;

Бабий кут.

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.

«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.

«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.

«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.

«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.

«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.

«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины

«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе

Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.

Сентябрь.

«Милости просим в избу»

Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой.

Народная игра «Катя, Катя маленька»

«Сорока-сорока»

Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска

Обыгрывание потешки «Сорока»

Ай, качи, качи.

Знакомство с колыбелькой, зыбкой.

Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи»

Водичка-водичка.

Знакомство с рукомойником.

Пение попевки «Вода-водица»

С гуся вода, с Ваня худоба.

Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике.

Исполнение потешек об умывании, колыбельных.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок.

Народная игра «Лады»

Наша –то хозяюшка умела была.

Закрепить представление об использовании веника, голика,

Разучивание потешки «Наша-то хозяйка»

Колобок – румяный бок.

Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка.

Инсценирование сказки

Идёт коза рогатая.

Познакомить с назначением крынки, подойника.

Использовать потешки о корове и козе

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Дорогим гостям рады»

Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла.

Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень»

«Как Иванушка на ярмарке был»

Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы)

Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари»

«Пошла млада за водой»

Рассмотреть вёдра, коромысло.

Инсценирование песни. Украшение коромысла

«Из бабушкиного сундука»

Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки)

Изготовление куклы-скрутки

«Приходите во горницу»

Скалка, печь, чело, подтопок

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Наши подружки -ложки, миски, кружки

Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент.

Продуктивная деятельность «Укрась посуду»

«Эх, лапти мои»

Показать лапти, познакомить с их назначением.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

«Хозяйкины помощники»

Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар

Отрывок из сказки «Федорино горе»

«Курочка в избушке веником метёт

Веник, голик, совок.

Народные загадки

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Как Марьюшку бельё стирала и гладила»

Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска),

Народные загадки об утюге. Стирка платочков.

«Волшебные спицы»

Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся»

Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи»

Золотое веретено

Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено)

Народная игра «Прялица»

Волшебная иголка

Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики)

Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки

Как Марьюшка детей растила.

Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой.

Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады»

Сверху пар, снизу жар-это русский самовар

Познакомить с традицией чаепития.

За самоваром знакомимся с докучными сказками.

Весна пришла, сороки привела.

Сито, скалка, ларь

Печём жаворонков.

Одежда наших предков

Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления.

Пение «Уродись, бел ленок»

Прощание с избой

Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов.

Народные загадки




Актуальность В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить "…" воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью". Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании. Одним из таких методов является создание и использование в воспитательном процессе мини-музея.




Задачи Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; Развивать творческие и организаторские способностей, предоставлять возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики; Воспитывать любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Обогащать предметно- развивающую среду. Формировать у дошкольников представления о музее. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Развивать речь и расширять словарный запас.


Гипотеза Музейная экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий: музейная экспозиция рассматривается, как важный и составной компонент системы нравственно- патриотического воспитания; учитывается подлинность экспоната; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы деятельности в экспозиции. экспозиция рассматривается как поли художественное произведение, обусловленное интеграцией различных видов искусства.




Принципы построения системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами мини-музея Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование..


Методы исследования анализ результатов нравственно- патриотического воспитания детей группы. педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование родителей; проектная деятельность с детьми и родителями; анализ искусствоведческой, культурологической, музееведческой литературы; анализ и обобщение передового опыта по воспитанию средствами музейной педагогики


Предполагаемые результаты. С детьми С родителями Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае Повышение познавательной активности детей в познании родного города и края, в поисково- исследовательской деятельности. Развитие креативности детей через создание творческих работ Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности. Повышение уровня знаний родителей в области музейной педагогики Совместные творческие работы с детьми


Создание мини-музея «Веселые матрешки» Цель. Более глубокое знакомство с народной игрушкой (из чего сделана и как. различение матрешек по элементам узоров, обогащение сюжетов детских игр) Расширить и углубить знания детей о народной игрушке Развивать любознательность, творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам Задачи


Этапы работы Подготовительный Определение темы и названия мини-музея; Выбор места для размещения мини-музея; Работа над дизайном оформления мини-музея; Подбор познавательной литературы; Составление каталога оборудования и экспонатов; Составление перспективного плана работы в мини-музее.





Заключительный (обобщающий) этап Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки, невелички. Как пойдет плясать и петь, Вам за нами не успеть.


В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3 лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением. бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.



.

Тема «Завтра вырастает из вчера»

Воспитатель:Раскина С.А.

2015г.

Тип: познавательно-исследовательский

ВИД: экскурсия

Цель:

Совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю, своему Отечеству.

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить и углубить знания, и представления детей о России как государстве, в котором они живут.(Территория, Президент, столица, язык).

2.Закрепить знания детей о символики родной страны(герб, флаг, гимн)

3. Углубить знания детей по расшифровки цветовой гаммы флага.

Развивающие: продолжить развивать речь и мышления детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать историю совей страны, вызывать у детей желание и умение слушать своих товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за Родину, чувства сопричастности к её судьбе, воспитывать чувства уважения и благодарности к защитникам Родины, на основе конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картин, чтение книг, беседы, прослушивание музыкальных произведений, разгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, прогулки по родному селу, посещение детской библиотеке, посещение мини музея по патриотическому воспитанию, посещение музея боевой славы в сельской школе, посещение памятников погибшим солдатам, находящимся на территории нашего села. Знакомство детей с символикой России .

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, стенды оформленные фотографиями солдат, письмами солдат, их биографией. Разрезные картинки с изображением военной техники, свеча памяти .

Демонстрационный материал: символика России (герб, флаг, гимн).

Экспонаты музея: солдатская каска, штык нож, солдатская фляжка, солдатская лопата, гильзы от пуль, гильза от боевого снаряда, солдатский ремень, военный наган, фронтовое письмо, военный медали.

Участники: Дети старшей группы, воспитатели. Предполагаемые результаты: Дети узнают памятник посвященный неизвестным солдатам. Вызвать интерес к памятникам, к личным предметам героев. Вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ. сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ. Используемые технологии: здоровье сберегающая, технология исследовательской деятельности.

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадку, послушайте пожалуйста.

Нам экскурсовод сказал ,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели ,

В чём ходили , разглядели .

Даже мамонт здесь стоит ,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей ,

То иди скорей в (музей).

Воспитатель: Правильно отгадали. А скажите, что такое музей.

Дети: Музей-учреждение, занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов-памятников истории.

Музей хранит историю вещей.

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать по всюду славой.

Пока гордимся мы историей своей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает какие бывают музеи?

Дети: Художественные (коллекционирующие произведения искусств).

Технические (коллекционирующие технику) .

Литературные (коллекционирующие предметы свидетельствующие о жизни выдающихся людей).

Исторические (коллекционирующие исторические документы) .

Воспитатель: А кто проводит экскурсию в музеи?

Дети : Экскурсовод .

Воспитатель: И вот сейчас ребята, я предлагаю вам, совершить экскурсию по музею. А экскурсоводами в этом музей, будите вы сами.

Дети: Хорошо, что у нас есть музеи, значит нить времён не прервалась.

Значит, вместе всё-таки сумеем

С прошлым удержать незримую мы связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни .

Прикоснись к чужой судьбе и жизни

Подвигов отцов ты поклонись

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Воспитатель: Вот мы с вами и в музеи. Что за город встречает нас?

Ребёнок (экскурсовод): Это столица России г. Москва.

Москва-это красная площадь ,

Москва-это башня Кремля ,

Москва-это сердце России ,

Которое любит тебя .

А президентом нашей страны является В.В.Путин.

У каждой страны есть свои государственные символы. Символы Росси это герб, флаг, гимн. Флаг Росси это трёхцветный триколор .

Дети: Белый цвет-берёзка

Сини-неба цвет

Красная полоска

Огненный рассвет .

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите мне, что же означают цвета на флаге России.

Дети: Белый-это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает не на кого.

Синий цвет-верность, вера, народ любит свою страну и защищает её, хранит верность ей.

Красный цвет-цвет силы, кровь пролитая за страну.

Ребёнок (экскурсовод): А вот это герб России.

Дети: У Росси величавой

На гербе орёл двуглавый ,

Чтоб на запад , на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный .

Ребёнок (экскурсовод): Гимн России -главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы.

Звучит гимн России: сл. С.Михалков, муз. А.Александров

Воспитатель: У каждого из нас есть одна большая Родина – это Россия. А еще у каждого из нас есть своя малая Родина. Это дом в котором мы живем, наша семья, наши близкие и друзья, наше село.

Ребенок рассказывает стихотворение о малой Родине .

А ещё в России самая сильная, самая лучшая армия.

Воспитатель: Предлагает детям дидактическую игру,»Собери картинку» . После игры дети называют рада войск.

Всё это является настоящим нашей страны. Но у любого народа и у страны есть ещё и прошлое. И мы переходим к прошлой страницы нашей истории. (Звучит запись песни Священная война ”)

Ребёнок (экскурсовод): 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны.(Слайд №1) В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию, часть народа уничтожить со всем, остальных вывести далеко за Урал в специальные поселения за колючей проволокой.(Слайд №2) Но плана Гитлера не суждено было сбыться, на защиту своей страны поднялись все, от мала до велика.(Слайд №3)

Воспитатель: Ребята, а почему война называлась Великая Отечественная.

Дети: Слово “великий”-означает очень большой, громадный, огромный. Ведь война захватила всю территорию России .

Отечественная-потому что это была справедливая война, направленная на защиту своего отечества. На борьбу с врагом поднялась вся страна.

Ребёнок (экскурсовод): Вся земля горела под ногами врага. Все трудились для фронта, для победы. Но особенно тяжело было в военные года детям.

Воспитатель: Да действительно ребята, дети очень страдали в годы войны. Например в блокадном Ленинграде суточная норма хлеба была 125г.(Показ воспитателем кусочка хлеба).

Детская сценка :

Воспитатель: ребята очень много простых людей в годы войны совершали подвиги, получали звания героев. Об одном из таких людей, о нашем односельчанине расскажет нам Дима.

Ребёнок: Конобеевских М.Г. родился в с.Новозаведенном 1908г. На фронт был призван в 1941г. Он мужественно сражался в танковых войсках. Погиб защищая село Ольховатка, подорвав себя и свой танк. Имя героя в селе Ольховатка сейчас носит школа .

Воспитатель: Ребята обратите внимание на эти треугольнички. Что это такое?

Дети : Это фронтовые письма .

Воспитатель: Письма солдатам на фронт доставляла полевая почта, полевая потому что она доставляла письма даже в поле, к месту боя. И ведь действительно ребята, бойцы, получив письма из дома, плясали от радости. А как бесценны были детские весточки из далекого тыла. Они говорили солдату, что надо непременно выстоять, победить врага, чтобы вернуть на землю мирную, счастливую, спокойную жизнь. Прочитает солдат такое письмо и сил вроде бы прибавиться. А как важно было для матери солдата получить весточку с фронта, о том, ее сын жив и здоров.

Ребенок: Если хочешь узнать о войне .

И о майской победной весне

Попроси солдатскую мать

На страницах застыли года

Двадцать два ему будет всегда

Мама, я здоров и живой

А на завтра последний бой

Воспитатель: А еще ребята, чтобы поддержать патриотический дух наших солдат в годы ВОВ было написано очень много песен.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне

После боя сердце просит музыки в двойне.

Ребята назовите песни, которые исполнялись в годы войны.

Дети: «Синий платочек», «В землянке», »Первым делом самолеты»,

«Смуглянка», «Давно мы дома не были», »Катюша».

Ребенок экскурсовод: Благодарные люди поставили памятники войнам освободителям.

Один из памятников находится в немецкой столицы г.Берлине.

Это памятник войну освободителю с девочкой на руках.

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Г. Рублев

Воспитатель: Ребята а теперь возьмите по гвоздики и возлагая цветы к памятнику война освободителя скажите, какими качествами должен обладать герой.

Дети: Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, любить Родину, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, крепкий, здоровый, могучий, героический.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что издавна воинов победителей славили в песнях, стихах, пословицах. Вспомните пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе.

Дети: Умный боец везде молодец.

Сильный побеждает, трус погибает

Герой за Родину горой.

Честь солдата береги свято.

Жить-Родине служить.

Смелый боец в бою молодец.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Если армия сильна, непобедима и страна.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Воспитатель: Все народы помнят и чтят память тех кто погиб, защищая свою страну, свой народ. Сейчас я возьму вот эту свечу памяти и передавая ее друг другу мы скажем как наш народ помнит своих героев (дети образуют круг и передают друг другу свечу).

Дети: В память о героях поэты слагают стихи.

Композиторы пишут песни.

Им возводят памятники.

В их честь освящают храмы.

Их именами называют города,села, улицы, учебные заведения.

О них снимают фильмы

Пишут книги.

Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.

Возлагают цветы во время праздников.

(Тиканье часов)

Воспитатель: Читает строчки стихотворения

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Люди! Памяти павших, будьте достойны, помните.

На веки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война, она унесла 20 миллионов жизней. И вот наконец май 1945 года.

Ребенок: День Победы! Солнце мая

Всюду музыка слышна

Ветераны надевают боевые ордена

Слава Слава ветеранам

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, Вы много узнали, многое вспомнили. А самое главное, что Вы поняли?

Дети: Нам нужен мир!

Ребенок: Пусть аист гнезда вьет на крыше

Курлычут в небе журавли

Пусть будет мир! Он так нам нужен!

Он нужен детям всей земли.

(на экране детские рисунки «Нам нужен мир»).

1 ребенок: Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синие небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья

Садик, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

2 ребенок: Поднимите рисунки выше,

Что бы все их увидеть могли,

Что бы всем был сегодня слышен

Заключительная песня «Пусть всегда будет солнце»

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.