Виды обработки металлов ювелирных изделий. Ювелирный словарь: учимся читать бирки украшений правильно. Предметы для украшения комнаты

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ:

I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) - ажурные или напаянные на металличес­кий фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.

Различают следующие виды филиграни:

1. Ажурная - кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая - филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:

Гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь - мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко - круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.

Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань

Броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань - вазы, кубки, шкатулки, а фоновая - кулоны, серьги конусных или цилиндриче­ских форм.

В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань

Сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изде­лие приобретает объем.

II. ЭМАЛЬ - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превраща­ется в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.

Виды эмалей:

Выемчатая - эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрач­ные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая - на пластинку устанавливают или напаивают пере­городки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контура­ми рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль - пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

III. ЧЕРНЕНИЕ - имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.

ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:

Золочение и серебрение - это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм.

Родирование - процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование - декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань - вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка - операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование - одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование - производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка - производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция - использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.

Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.

Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.

Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
- химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
- физическая шлифовка металла.
- дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.

Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.

Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.

Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.

Общепринятая классификация ювелирных изделий подразумевает объединение их в группы по назначению (ювелирные украшения, сувениры и т.д.), материалу изготовления, а также способу его использования и декорировки. Поэтому описание ювелирного изделия должно содержать следующие элементы:

1. Вид изделия.

2. Вид сплава или сплавов. Вес драгоценного металла.

3. Описание вставок с результатами геммологической экспертизы в соответствии с требованиями CIBJO.

4. Метод и техника изготовления изделия и описание его конструкции.

5. Описание видов закрепки бриллиантов, ювелирных камней и жемчуга.

6. Описание видов замков и подвижных соединений.

При классификации ювелирных товаров выделяют группы товаров, выполненных из разных материалов – ювелирные изделия (из драгоценных металлов без использования камней, изделия из драгоценных металлов с природными ювелирными камнями, изделия из золота и серебра с синтетическими камнями). Далее следуют такие группы товаров как изделия из нейзильбера, ювелирная галантерея и, наконец, камнерезные изделия.

На ювелирном рынке России по назначению товары разделяют на следующие группы:

· Личные украшения

· Предметы для туалета

· Предметы для курения

· Письменные принадлежности

· Предметы сервировки стола

· Часы и сувениры

Ассортимент ювелирных товаров в последние 15-20 лет расширился за счет появления «подносных», подарочных изделий, сувениров и аксессуаров разнообразных клубных и фирменных знаков и значков, мобильных телефонов, брелков для ключей и других предметов, создаваемых в драгоценных материалах.

Вполне очевидно, что ювелирные изделия различного назначения, выполненные из разных по стоимости материалов, подразумевают и разные способы и методы их исполнения. Понятно также, что стоимость ювелирного изделия сделанного индивидуально, вручную, с использованием сложных видов закрепки драгоценных камней и ручных способов художественной обработки металлов, несравненно выше, чем стоимость исполнения массовой продукции, изготовляемой с помощью штампа или литья по выплавляемым моделям.

Остановимся на более подробной характеристике такой группы ювелирных изделий как личные украшения.

Кольцо – ювелирное украшение, состоящее из шинки (ободка) и щитка (либо без него), оно известно с глубокой древности. Изначально кольцо несло функцию символа, определяющего социальный статус владельца, и служило также инструментом для простановки клейма (печати) на документах и объектах собственности. В древнем Египте были известны перстни в виде просверленной резной печатки, насаженной на проволочный обод, который можно было носить на пальце. В Риме кольцо служило также признаком принадлежности к знатному роду – патрициям.



Первоначальное значение кольца, как символа власти, сохраняется и сегодня иерархами католической церкви (аметистовые геммы с изображениями рыбака). Такое кольцо входит в облачение римского папы, архиепископов.

Уже в глубокой древности у народов, населявших Средизимноморье и территории Ближнего и Среднего Востока, кольца использовались в качестве украшений. Они выполнялись из бронзы, серебра и золота, украшались резьбой, зернением, эмалью и цветными камнями. Форма и характер декоративного убранства колец со временем менялись, усложнялась их символика.

С XII века стали известны помолвочные кольца, служившие своего рода овеществленным подтверждением будущего союза любовных и семейно-брачных отношений. В конце XVIII века в России с законодательным оформлением чина обручения и венчания получают распространение обручальные кольца, надеваемые во время православного обряда венчания на безымянный палец правой руки жениха и невесты (у католиков и протестантов кольцо надевают на палец левой руки).

У мусульманских народов ношение кольца совершенно обязательно для мужчин. Не даром мудрость утверждает: любое украшение может быть, но кольцо обязательно .

Исторически сложилось несколько видов колец, сохраняющих свое значение в настоящее время. Перечислим основные из них:

Традиционное гладкое обручальное кольцо, символизирующее вечность брака.

Парадный вариант обручального кольца. Такое кольцо чаще представляет собой ровную по всему периметру шинку, украшенную калиброванными бриллиантами или драгоценными камнями, одинаковыми по величине и огранке. Этот вид кольца в последние десятилетия распространяется все шире и шире.



Помолвочное кольцо. Его современный вариант предусматривает украшение бриллиантами, символизирующими вечность и несокрушимую прочность союза, а также чистоту помыслов и намерений вступающих в брак.

Кольцо юбилейное (англ. Eternity ring – кольцо вечности) дарится мужем жене по случаю юбилейных дат супружеской жизни.

Перстень – кольцо с декоративным щитком, украшенным в разной манере, в том числе жемчугом и ювелирными камнями. Его разновидностью является коктейль-перстень, который представляет собой крупное кольцо с нарядно декорированной вставкой, чаще снабженной большим драгоценным камнем или камнями.

Праворучное кольцо – кольцо с очень широкой, почти во всю фалангу безымянного пальца плоской шинкой, обильно украшенной мелкими драгоценными камнями. Его носят на месте обручального кольца незамужние женщины, желающие подчеркнуть свою социальную и материальную независимость.

Перстень-печать – кольцо с печаткой резным изображением на щитке. В старину оно носило утилитарный характер. На нем могли быть изображены геральдические знаки владельца и его вензель. В прошлом такие перстни предназначались для запечатывания писем и документов. Щиток перстня печати может быть выполнен как из камня, так и из металла. В современном языке бытует также упрощенное название этого типа перстня–«печатки».

Серьги . Почти повсеместно у народов мира серьги были известны уже в III-II тыс. до н.э., причем зачастую их носили не только женщины, но и мужчины.

Классическая античность Греции и Рима представляет богатое разнообразие их форм и декорировки. В античном Причерноморье (IV в. до н.э. – IV в. н.э.) нашли распространение золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов и грифонов, а также розетками, порой расцвеченными эмалью. Известны также серьги с подвесками – амфорисками (изображениями миниатюрных амфор), а в III веке – каплевидные серьги с многочисленными цветными стеклами. Встречаются серьги как в женских, так и в мужских захоронениях, но кочевники-мужчины вдевали серьгу только в левое ухо.

Одно из первых упоминаний о ношении серег на Руси относится к X веку. Известный византийский историк Лев Диакон упоминает о серьге в ухе киевского князя Святослава, украшенной карбункулом (видимо, гранатом или рубином) и двумя жемчужинами.

С XVII века серьги становятся неотъемлемой частью русского женского костюма. Уши для них прокалывали в раннем возрасте.

С ношением серег в разные времена были связаны многочисленные поверья, легенды и обычаи. По этому поводу журнал «Модный свет» в 1897 году писал: «Подобно тому, как знатные персы носили в правом ухе золотое кольцо с жемчугом, в Афинах у мальчиков серьги в правом ухе указывали на знатное их происхождение. Напротив, в Риме металлическое кольцо в левом ухе носили только рабы, между тем как свободные мужчины считали ношение серег унизительным и признаком изнеженности». А словарь В.И. Даля содержит любопытное присловье – «Уж виден холоп: серьга в ухе».

Но вот в начале XIX века мужчины, видимо, не избегали серег, ведь на известном портрете гусара Е.В. Давыдова кисти О.А. Кипренского аккуратно выписано кольцо в левом ухе.

До сих пор в народе сохранилось поверье, будто серьги улучшают зрение. А старинные английские хроники утверждают, что серьги якобы спасают во время кораблекрушения, отсюда и пристрастие пиратов к ношению серег.

Со временем типы, виды серег и их декорировка менялись. Изменение характера туалета и распространение коротких стриженых причесок в 1920-е – 1930-е годы вводит в обращение миниатюрные серьги-пуссеты, которые крепятся в мочке уха с помощью винта или штифта. В конце 1930-х годов появляются серьги-клипсы, которые удерживаются клипсовым зажимом и не требуют прокалывания мочки уха. По преимуществу этот тип серьги позже используется для бижутерии.

Современный выбор серег богат и разнообразен – от первых, миниатюрных, надеваемых сразу после прокалывания уха, до традиционных серег-калачей и цыганских колец и вновь ставших модными серег с целым потоком подвесок в виде цепочек, монет, «шармов» и камней всех видов огранки и обработки.

С конца 80-х годов с распространением пирсинга, молодежь и склонные к экстравагантности лица разных возрастных групп стали украшать уши, прокалывая не только мочку уха, но и край ушной раковины. Часто для этих целей используют также разнообразные серьги-пуссеты.

Браслет (фр. Bracelet – запястье) – сплошное, разъемное или составленное звеньями либо образованное цепочкой украшение, которое носят, главным образом, на запястье. Это одно из самых древних видов украшений; к эпохе палеолита относятся пластинчатые браслеты из бивня мамонта, выполненные более 25 тыс. лет назад. Браслеты из металла появились в III тыс. до н.э. На протяжении истории они изготавливались из самых разных материалов – бронзы, железа, стекла, фаянса, серебра, золота, а позже, с конца XIX века и из платины. Форма браслетов менялась: плоские, объемные, фигурные – они украшены филигранью, гравировкой, эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Роскошны хранящиеся в музеях мира браслеты в виде свернувшейся кольцами змеи, относящиеся к эпохе эллинизма. Совершенна пластика и отделка золотых браслетов скифского Причерноморья. Мудро и деликатно подчеркивают красоту женского тела осыпанные жемчугом и цветными камнями браслеты на портретах, созданных мастерами Возрождения. В XVII веке в моду вошли парные жемчужные браслеты и браслеты с самоцветами, оборотную сторону которых украшали эмалью.

Изначально браслеты служили как женским, так и мужским украшением. Мало того, у германских воинов Средневековья браслет был символом доблести: воины верили, что в бою он способен защитить их.

У народов Востока (Средняя, Центральная и Юго-Восточная Азия) браслет считают символом здоровья и счастья, и браслеты, как охранный амулет, надевают на детей. В Индии ко дню свадьбы принято дарить золотые или стеклянные браслеты.

Форма браслетов и место, которое они занимали на руке, со временем менялись. Хотя порой, следуя моде, даже европейки украшали браслетами и цепочками щиколотки.

Часы . С того момента, когда в конце XIX века часы, которые дотоле мужчины носили на бортовой цепочке, а дамы на груди, перекочевали на запястье, их стали дополнять браслеты или ремешки, выполненные из кожи, шелка (чаще репса), и позже из синтетических материалов. Форма и декоративное убранство часов, а также браслеты к ним со временем менялись во вкусе и стиле времени. Изготовлением часов стали заниматься не только фирмы, специализировавшиеся на производстве часовых механизмов, но и прославленные ювелирные брэнды, такие как Картье, Ван Клиф и Арпельз, Шанель. В последние годы часы стали рассматриваться в качестве престижного ювелирного украшения. Корпуса эксклюзивных образцов наручных часов теперь выполняют по проектам ведущих дизайнеров, дополняя драгоценными камнями, а их стоимость может доходить до 1 млн евро.

Брошь – один из старейших декоративных элементов в костюме людей всех времен и народов. Прародительницей броши была фибула из золота или серебра, которой скрепляли складки одежд греческих матрон и плащи римских легионеров. В раннем средневековье наряду с кольцом фибула была единственным украшением даже для самых знатных людей. Существовали и парные фибулы, которыми застегивали плащ на груди, или по германскому обычаю – на плече. Они изготавливались из листового металла и соединялись цепочкой.

Эпоха поздней, или пламенеющей готики принесла моду на фибулы нарядные – с яркими эмалями; лиловые аметисты, красные гранаты и турмалины и обилие жемчуга дополняет их убранство. Но в ту пору броши нашивали на одежду. Обязательный в нашем понимании замок у них отсутствовал.

Свободный и пышный костюм Возрождения сделал брошь своей непременной деталью. Броши носили люди разных сословий – бронзовые литые броши были нашиты на одежду простонародья, а знать и люди состоятельные заказывали драгоценные броши у ювелиров, их нашивали те только на одежду, но и на головные уборы.

Широкое разнообразие нашивных брошей предлагает XVII век. В Европе появляются и броши, имевшие утилитарное значение. С их помощью можно было прикрепить воротник, собрать складки одежды или убавить вырез у платья. Введение в моду таких брошей приписывают одной из придворных дам Людовика XIII – мадам де Савиньи, чье имя с тех пор и носит этот тип броши. Лицевую сторону брошей украшали рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг, и алмазы, ограненные таблицей.

В XVIII веке появились бриллиантовые броши, предпочитали броши в виде цветочных букетов, бантов. В конце столетия нашли распространение броши с эмалевыми миниатюрами, камнями и инталиями в строгой оправе. Часто вместо них использовали ставшие тогда модными керамические камеи, созданные на мануфактурах английского Веджвуда.

В первой половине XIX века с возрождением старинных ручных приемов златокузнечества возвращается интерес к сканным брошам. В 1830-е годы с каждодневной одеждой порой надевают ажурные чугунные броши, а к середине века модными становятся вещи с недорогими камнями, флорентийской мозаикой и мелкими жемчужинами, хотя украшения, связанные с придворными кругами, отмечены новым всплеском роскоши.

Броши рубежа XIX и XX веков изящны, разнообразны по форме. Оправа камня в них – легкая, воздушная, доведенная до совершенства. Модным в этот период становится новый тип броши, который подразумевал возможность ношения ее и как кулона. Такие броши кроме обычного замка снабжены еще и петелькой для цепочки.

Графичные и достаточно тяжелые бриллиантовые в платине броши 1920-193-х годов для удобства ношения имели двойной или даже тройной замок. Появились и двойные броши с клипсовым замком.

Современная мода с ее увлечением «историческими» мотивами вернула интерес к практически всем известным ранее видам этого украшения.

Украшения для шеи и груди разнообразны. Кроме брошей к их числу относят разнообразные кулоны, подвески и цепи.

Колье (фр. collier – ошейник, ожерелье) представляет собой украшение сложной конструкции с фиксированной центральной частью, набранной из ювелирных камней, закрепленных в оправе. Часто колье имеет подвески. В центральной части колье детали украшения бывают более крупными, по сторонам их размер постепенно уменьшается. Колье заканчивается замком, который порой рассматривается как самостоятельное произведение искусства.

Кулон – шейные украшения из одного крупного цветного камня, жемчужины или бриллианта в окружении более мелких камней. Кулон носят на цепочке, шнурке или бархатной ленте. В наши дни кулонам называют любую подвеску, выполненную из металла, камня, фарфора или керамики

Бусы . На протяжении сотен и даже тысяч лет истории цивилизации бусы пользовались неизменным спросом у народов всех континентов. Они изготавливались из самых разных материалов – из костей и зубов животных – у людей первобытной цивилизации, а позже - из бусин жемчуга, цветных камней и различных металлов.

В настоящее время самой большой популярностью пользуются бусы из культивированного жемчуга, как классические нити, так и двух-, трех, четырех – и даже восьмирядные, порой переплетающиеся в причудливые жгуты и гирлянды. В последние пять – шесть лет модными стали бусы из цветных камней, набранные из простых, чуть подшлифованных галек, резных розеток и шариков разных размеров. Модницы с удовольствием носят бусы из кораллов, серебряных сканных шариков и цветного флорентийского стекла.

Цепь, цепочка – это ряд замкнутых металлических звеньев, продетых одно в другое. Иногда их плетение образует сложный декоративный узор. Цепочки используют как самостоятельно, так и с подвесками. По характеру звеньев и их плетения различают десятки видов цепей – от якорной и панцирной до более сложных – кордовой, флорентийской, миланской, ленточной и, наконец, самых сложных – лисий хвост и венецианская. По длине цепочки условно различают следующим образом – цепочки по шейке, длиной около 40 см, называют чоукерами (choke – англ. душить, сдавливать), 50-60 см – «утро», цепи длиной от 70 см называют «опера».

Современная цепочка может быть как цельной так и более легкой, полой. Модны также цепочки, дополненные элементами филиграни, фигурными вставками и бусинами, жемчугом, а также вставками из драгоценных камней.

Запонки. Спрос на них невелик, он постоянно оживляется, когда в моду входят сорочки с крахмальными воротниками и манжетами. По конструкции они могут иметь один или два декоративных щитка со вставками из ювелирных камней или без них. На протяжении примерно 70-80 последних лет с распространением дамских блузок рубашечного покроя это украшение стали носить не только мужчины, но и женщины.

Контрольные вопросы

1. По каким принципам классифицируют ювелирные изделия?

2. Назовите основные группы ювелирных изделий.

3. Какие виды украшений и аксессуаров являются, по Вашему мнению, наиболее востребованными в настоящее время у молодежи?

Техник обработки материалов для украшений существует множество. Рассмотрим основные:

Азотирование – термическое окрашивание металла в газовой среде. Применяется для декорирования художест­венных и ювелирных изделий.

Аллохроматические окраски камней

В некоторых ми­нералах окраска связана с радиационным эффектом. Из­менение цвета происходит в результате нарушений крис­таллической решетки, вызванных действием излучения.

Анодирование – электрохимическая обработка поверх­ности украшений из алюминия для получения прозрач­ной и прочной оксидной пленки, поддающейся проника­ющему окрашиванию и полировке. В результате анодиро­вания украшения из алюминия могут быть окрашены в золотистый, серебристый и другие цвета.

Вальцовка – прокатка слитков металла через вальки. Производится на специальном стане. При этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы – круглой, овальной, квадратной и т. д.

Волочение – один из процессов заготовки материа­лов для производства ювелирных изделий. Слиток круг­лого сечения до определенного размера протягивают через проволочные вальцы, периодически отжигая. Затем полученную проволоку протягивают через отверс­тия волочильных досок до желаемого диаметра. Для по­лучения тонкой золотой проволоки применяют алмазные фильтры.

Воронение – нагревание изделий в щелочном раство­ре или масляной эмульсии для образования оксидной пленки сине-фиолетового, коричневого или красновато-бурого цвета. Кроме защиты от коррозии воронение вы­полняет и декоративную роль.

Галтовка – очистка поверхности ювелирных изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками и песком или другими абразивными материалами.

Гальванопластика – тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством на­ращивания металла в формы (гипсовые, восковые, гра­фитовые), подвешиваемые в растворе электролита и на­ходящиеся под воздействием электрического тока. При обработке художественных изделий гальванопластикой используют чистую медь, цинк, серебро.


Глиптика (греч. gliptike, от glyph? – вырезаю) – ис­кусство резьбы по камню. Искусство резьбы на само­цветных камнях – один из самых древних видов обра­ботки камня. Здесь ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Техника глиптики за­ключается в том, что камень помещают на каменную плиту, а затем железными резцами или острыми осколка­ми больших твердых минералов наносят на него желае­мый рисунок.

Глубокое травление – заключается в получении раз­личных плоско-рельефных изображений на украшениях из металла путем электрохимической обработки.

Глухая закрепка (в обжим) – заключается в том, что камень крепится в каст, без крапанов и специаль­ным закрепочным пояском обжимает камень по всей ок­ружности.

Гнутье – упрощенная разновидность ковки. Вы­полняется склепыванием гнутых элементов заготовки.

Горельеф (франц. haut-relief – высокий рельеф) Представляет собой скульптурные изображения или орнамент, выступающие на плоской поверхности более чем на половину толщины изображаемого предмета.

Гравировка – нанесение на поверхность ювелирных и художественных изделий, на предметы бижутерии из ме­талла, кости и др. материалов неглубоких узоров с помо­щью штихелей (стальных резцов длиной 100 – 120 см). Различают два вида гравировки по металлу: под гля­нец (при котором углубления и поверхностная часть узора открыты для просмотра), и подчернь (когда вы­гравированный узор предназначается для заливки чер­нью). Гравировка по кости заключается в том, что внача­ле на пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой (шикселем) наносят линии различной глубины.

Гравировка может быть: штриховой (рисунок выпол­няется контурными линиями и штрихами) и рельеф­ной (когда производится выборка фона и рельефная разделка деталей изображения).

Гризантная закрепка – заключается в том, что верх­няя часть каста плотно обжимается и ободок, кото­рый удерживает камень, отделывается мелкой насечкой (гризантом).

Декорирование украшений – один из процессов про­изводства ювелирных изделий, цель которого – прида­ние украшениям высоких эстетических свойств. Способы декорирования: золочение, серебрение, окси­дирование, анодирование, гравировка, чернение, нанесение эмали, чеканка и др.


Дифовка (выколотка) – древний прием холодной об­работки листового металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непосредственно по ме­таллу, в результате чего он тянется, изгибается и приоб­ретает нужную форму.

Заготовка материалов для изготовления украшений – один из основных процессов производства ювелирных изделий, в т.ч. украшений. От него во многом зависит качество готовых изделий. Осуществляется путем плавки, вальцовки, волочения.

Закрепка камней – закрепка камней в ювелирных из­делиях играет важную роль. От того, как ювелир поста вит камень, какой выберет способ его закрепки, во многом зависит эстетическая ценность изделия.

Различают следующие способы закрепки:

  • крапановая закрепка;
  • кармазиновая закрепка.

Закрепка в кернер заключается в том, что камень крепится не в отдельную оправу (каст), а в само изделие для этого на поверхности изделия высверливают отверстие, вставляют в него камень и специальным резцом («штихелем») надвигают по ободку частицы металла на камень, на котором образуется удерживающий ободок.

  • Закрепка на клею, применяется для крепления вставок из пластмассы, граненых камней из стекла, граненых ку­сочков белого металла (марказитов) и др.;
  • гризантная закрепка;
  • глухая закрепка;
  • закрепка на штифтах с клеем используется для крепления вставок из жемчуга или коралла, которые при креплении не имеют полых отверстий в зернах;
  • закрепка в зеркальную оправу, применяется для уси­ления эффекта блеска камня. Его вставляют в зеркаль­ную оправу, т. е. в узкий отполированный металлический ободок (зеркало), который окружает камень.

Зернь – украшение отдельных элементов ювелирных изделий кернерами (напаянными металлическими шариками диаметром от 0,5 до 3-4 мм). Используют для декорирования филигранных изделий в сочетании с филигранью.

Золочение – покрытие украшений из менее стойких металлов стойкими для придания изделиям нарядного вида и защиты их от коррозии. Производится обычно электролитическим путем. Процесс заключается в осажде­нии на поверхности изделий слоя металла из водного рас­твора соли. В ванну, наполненную раствором осаждаемого металла (электролитом), подвешивают изделие, подлежа­щее золочению, пропускают через ванну постоянный ток и из раствора, находящегося в ванне, выделяется золото, которое осаждается на поверхности изделия. Слой золочения может быть различным в зависимости от вида укра­шения и его назначения. Например, для серег, брошей, медальонов, изготовленных из серебра, толщина слоя зо­лочения составляет 1 мкм (микрон равен 0,001 мм), для цепочек – 2 мкм.

Инкрустация (лат. incrustatio) – украшения из кусков различного материала (кости, дерева, перламутра, стекла, камня и пр.), врезанных в поверхность ювелирного изде­лия. Украшения с инкрустацией изготовляют на пред­приятиях художники художественных промыслов России.

Интарсия (итал. intarsio) – деревянная отполирован­ная инкрустация, составленная из разноцветных кусочков дерева различных пород.

Иризация – нанесение тончайших слоев металличес­ких окислов, дающих эффект радужной побежалости та­кого же вида, какой получается от пятен нефти на воде. Получила название от лат. слова «ирис» – радужная обо­лочка (глаза), поскольку по цветовому спектру она подобна радужным цветам, особенно ясно проявляющимся на трещинах и изломе камней при солнечном свете. Ос ирризации упоминал еще Агрикола (1546). В ювелирном деле иризация достигается обработкой поверхности изделий парами хлористого олова.

Ковка – один из древнейших видов обработки метал­лов. Заключается в пластической обработке металла путем плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания и т. д. Существует два вида ковки: с пред­варительным нагреванием заготовки и без нагревания (холодная). Ковку слитков или заготовок драгоценных металлов чаще всего производят в холодном состоянии. Из элементов кованых заготовок можно выполнить любое украшение: кольцо, серьги, брошь и др.

Крацовка – один из видов отделочных операций при изготовлении ювелирных изделий, связанный с обработ­кой поверхности изделий. Крацовку производят круглы­ми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необхо­димую матированную поверхность.

Крапановая закрепка – наиболее распространенный вид закрепления камней в изделии. Применяется чаще всего при закрепке прозрачных драгоценных и полудра­гоценных камней. Она позволяет лучше показать мине­рал и дает ему больше света, чем любая другая оправа. Недостатком является то, что камень в ней держится не очень надежно. При крапановой закрепке оправа изделия имеет овальную или круглую форму с лапками (крапанами).

Литье – формование ювелирных изделий и бижуте­рии из расплавленного металла. Существует несколько способов художественного литья: отливка изделий в одно- или двустороннюю земляную форму с применени­ем опок (металлических рам с высокими прямоугольны­ми стенками, заполняемых формовочной смесью); литье по выплавляемым моделям; в кокиль (кокильное литье); в металлическую разъемную форму; в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей (применяется при отливке уникальных изделий сложной конфигура­ции), в оболочковые формы, когда поверхность изделий предварительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки (прецизионное литье).


Литье по выплавляемым моделям – наиболее прогрес­сивный способ изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий из сплавов золота и серебра. Для изготовления ювелирных изделий этим способом приме­няют сплавы золота 582 и 750 проб и серебра 875 и 916 пробы. Характерной особенностью литья по выплав­ляемым моделям является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудитель­ное заполнение литейной полости форм жидким метал­лом под действием центробежных сил и вакуумного вса­сывания. Данный метод дает возможность значительно расширить ассортимент украшений и увеличить выпуск изделий из сплавов золота и серебра, а также повысить их качество.

Матование – обработка поверхности украшений из металла струей сухого песка или абразивной эмульсией с помощью пескоструйных аппаратов. Применяется как де­коративная отделка для получения мелкозернистой мато­вой фактуры в сочетании с филигранью.

Накатка – нанесение рельефного рисунка на изделие концентрической формы. Заготовку изделия закрепляют на токарном станке. Вращаясь, она соприкасается со стальным колесиком, на котором выгравирован соответ­ствующий узор.

Насечка – способ получения узора инкрустацией по стали или слоновой кости серебром, золо­том или медью. Заключается в выборке штихелем углуб­лений на поверхности украшений и забивке металличес­кой проволоки или пластинок из материалов, применяе­мых для инкрустации.

Оксидирование (патонирование) – способ ускоренного образования естественной оксидной пленки на поверх­ности медных, серебряных украшений путем их обработ­ки смесью сульфидов, кислот и других реагентов.

Пайка – один из процессов производства ювелирных изделий. Пайку производят специальными припоями, ко­торые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия. Наиболее трудоем­ким является процесс ручной пайки цепочек, звенья ко­торых должны быть прочно соединены между собой, тщательно припаяны, без зазоров и следов припоя. Пайка звеньев осуществляется на паяльных автоматах с применением порошкообразного припоя сложного соста­ва. После пайки изделия подвергают дальнейшей обра­ботке – опиловке, очистке, шлифовке, при необходи­мости отжигу и т. д.

Пескоструйная обработка – отделочная операция для придания шероховатой поверхности украшениям. Песко­струйную обработку ведут сухим песком, который под давлением из сопла (суживающейся конической насадки) направляют на изделие.

Плавка – одна из операций в процессе производства ювелирных изделий. Ее цель – получить сплав опреде­ленной пробы. Плавка драгоценных металлов с ли­гатурными материалами производится в графитовых тиглях в электропечах, а также в газовых, нефтяных и коксовых печах (золото и серебро). Техни­чески более совершенным является способ плавки в электропечах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих за­готовок (в виде полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы. Полученные слитки проковывают специаль­ным молотком для уплотнения структуры металла и уве­личения его пластичности.

Полировка – отделочная операция в производстве ху­дожественных изделий, придающая им глянец и зеркаль­ный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематита. Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на специальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением по­рошков – крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

Сварка – соединение деталей ювелирных изделий в процессе создания формы. Различают точечную контакт­ную (конденсаторную) сварку и микроплазменную.

Конденсаторной сваркой можно получить стыковые, точечные и др. виды соединений деталей малых толщин металлов драгоценных (золото, платина, серебро) и не­драгоценных. Для точечной конденсаторной сварки, на­пример, сплава золота 583 пробы, в качестве электродно­го материала используют кадмиевую бронзу и медь, медь с присадкой серебра, медь и бронзу с содержанием не­значительного количества хрома (0,25-0,45%), циркония (0,03-0,08%) и титана (0,04-0,08%).

Микроплазменная сварка производится на специаль­ном аппарате, разработанном Институтом электросварки им. Е. О. Патона. Плазма представляет собой смесь электрически нейтральных молекул газа и электрически заряженных частиц – электронов и ионов. Она может быть получена различными способами, самым простым и распространенным из которых является нагрев газа в ду­говом разряде. Для предотвращения взаимодействия сва­рочной ванны и зоны термического влияния с атмосфе­рой соплом подается защитный газ. Применяемые за­щитные газы (аргон, гелий, водород, азот и углекислый), помимо защиты свариваемого шва от окисления, способ­ствуют интенсивному обжатию дуги и получению стаби­лизированного устройства в пространстве столба дуги малого диаметра.

Серебрение – покрытие серебром изделий из метал­лов, для придания им нарядного вида и защиты от кор­розии. Обычно серебрение производят электролити­ческим путем. Процесс заключается в осаждении на по­верхности изделий слоя металла из водного раствора его соли. В ванну, наполненную раствором осаждаемого се­ребра (электролитом) подвешивают изделие, подлежащее серебрению, пропускают через ванну постоянный ток и из раствора, находящегося в ванне, выделяется серебро, которое осаждается на поверхности изделия. Слой сереб­ра может быть различным в зависимости от вида изде­лия.

Торевтика (греч. toruo – вырезываю, чеканю) – ис­кусство ручной рельефной обработки художественных из­делий из металла – чеканка, тиснение, отделка литых изделий. Зародилось в глубокой древности. До нас дошли тончайшие украшения, пышно декорированные кубки и чаши, из золота, серебра, электры (природного сплава золота и серебра), сделанные за несколько тысячелетий до н. э.

Чеканка – получение сложного рельефного рисунка на поверхности ювелирных и художественных изделий из металлов. Осуществляется разными способами: оса­живанием металла на подкладной матрице; нанесени­ем плоскорельефного рисунка специальными штампиками; свободным формированием рельефа на пластинча­той подкладке из резины, свинца, смолы. Для образова­ния рельефного рисунка в этом случае применяют набор различных инструментов, имеющих форму при­туплённых зубилец, которые помещают между молотом и изделием.

Шлифовка украшений – применяется для создания ровной поверхности изделий. Осуществляется с помощью вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков – пемзы, наждака.

Штамповка (вырубка, выдавливание) – один из ос­новных процессов массового изготовления украшений. Штамповкой получают отдельные детали и целые изде­лия. Осуществляется стальными штампами. Штампами вырубают плоские изделия или заготовки для дальней­ших операций, а также получают пустотелые изделия из пластин путем их вытяжки. Процесс вытяжки состоит в том, что пластину обрабатываемого металла кладут на матрицу, а сверху давят пуансоном, в результате пластина прогибается и принимает форму матрицы и пуансона. На штампах для вытяжки выгравировывают рисунок, кото­рый и выпрессовывается на изделиях в процессе прессо­вания. Изделия сложных форм штампуют в несколько приемов на разных штампах с промежуточными отжига­ми, чтобы избежать перенапряжения металла и разрыва заготовок. Прогрессивным методом изготовления обру­чальных колец является получение их из заготовок-шайб. Шайбы вначале отжигают в специальной термической печи при температуре 680 0 С и путем нескольких последо­вательных штамповочных операций на прессах с различ­ными по форме штампами получают заготовку в виде цилиндра. Затем эту заготовку подвергают дальнейшей обработке на подрезном и раскаточном станках. Полу­ченные кольца калибруют по размерам внутреннего диа­метра, клеймят именником предприятия, а в инспекции пробирного надзора – пробой, после чего оконча­тельно полируют и глянцуют на шлифовальном станке.

Штриховая закрепка – выполняется в кольцах и дру­гих ювелирных украшениях, недорогих по стоимости. Осуществляется путем поднятия из тела оправы с помо­щью резца тонкой стружки; она и удерживает в касте камень (но обычно стекло или пластмассу).

Отделка ювелирных изделий - это окончательная обработка поверхности, доведения их до состояния товарного вида. Отделочные операции можно классифицировать по трем видам: механическая отделка - полирования, чеканка, гравирование: декоративно-защитные покрытия - эмалирование, чернение; химическая обработка - оксидирование и гальванопокрытия.

Полирование. Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чистоты и зеркальность поверхности. Ювелирные изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. В основном применяют два вида полирования ювелирных изделий: механическое и электрохимическое. Механическим называют поштучное полирование изделий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования - в барабанах и контейнерах, несмотря на то, что они фактически тоже механические, называются гальванической и виброобработкой.

Электрохимическое полирование - это анодное травление изделий в среде электролитов под действием электрического тока.

Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами-чеканами, в результате чего заготовка принимает неверное изображение. Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле останется след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок.

Различают ручную и машинную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка -это штамповочная операция, производящаяся на прессах с помощью штампов. Современное оборудование позволяет получать изображение высокого качества, поэтому штамповка в значительной мере сократила применение ручной чеканки в изготовлении ювелирных изделий. Чеканку следует рассматривать не как вид художественного оформления, а как самостоятельный вид изготовления изделий, занимающий большое место в художественной промышленности.

Гравирование - вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штрихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование - сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности.

Эмалированно - один из видов декоративной обработки ювелирных украшений. Эмаль представляет собой легко плавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл сложный состав эмали необходим для прочности сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окиси свинца, кремния, калия, бария, натрия, сурьмы и окиси красящих металлов. Цвет эмалей самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали, наносимые на изделия посредством обжига.

Чернение - как один из видов декоративной обработки ювелирных изделий применяют с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета - черни. Чернью декорируют ювелирные изделия из серебра. Чернь представляет собой сплав сульфидов серебра, меди, свинца, серы. В некоторых рецептах свинец можно заменять оловом и вводить в состав сплава буру, хлористый алюминий, висмут.

Оксидирование ювелирных изделий предназначено для защиты их от потускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в напылении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющая повысить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование проводят двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом различают цветное оксидирование и бесцветное пассивирование.

Гальванические покрытия - процесс представляет собой осаждение одного металла на другой в среде электролита. В ювелирной промышленности в качестве гальванических покрытий используют золото, серебро, реже радий. Цель таких покрытий - придать изделиям определенный декоративный вид, повысить их механическую характеристику. Процессы золочения и серебрения известны давно, радирование стало применяться в последние годы.

Покрытия, полученные в процессе гальванизации, отличаются высокой прочность, а сам процесс - экономичностью. В качестве электролитов при гальванизации используются растворы солей и кислот.

Материалы для ювелирных изделий Куманин Владимир Игоревич

П.4. Материалы для декоративной отделки ювелирных изделий

Эмалирование

Эмалирование – вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков ювелирного изделия легкоплавкой стекловидной массой

Эмаль представляет собой легкоплавкий сплав различных цветов.

При производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов используют горячие эмали. Их наносят в порошкообразном состоянии на поверхность отливки, а затем наплавляют, подвергая обжигу. Эмаль не только украшает изделия (кольца, броши, кулоны и пр.), но и защищает их от коррозии.

В состав эмали входят кремнезем, глинозем и другие оксиды, называемые «плавнями». По химическому составу эмаль состоит из соли кремниевой кислоты. Компонентами сплава являются окислы свинца, кремния, калия, бария, натрия, трехокиси мышьяка, сурьмы и окислы красящих металлов. Цвет эмалей может быть самый различный и зависит от входящих в них веществ. Красные цвета получают включением оксида хрома, металлической меди, соединений золота, оксида железа. Черный получают добавлением оксида иридия, оксида марганца. Желтый цвет дают оксид хрома, титановая кислота, трехокись сурьмы, соединения серебра. Синий и голубой получаются от оксида кобальта, зеленый – оксида меди и оксида хрома. Бирюзовый цвет – соединением оксида олова с фосфорнокислой медью, а также металлической медью. Некоторые вещества в разных пропорциях придают сплаву различную окраску. Это: оксид хрома, оксид железа, металлической меди, оксид марганца.

Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Непрозрачными эмали получаются в результате добавления в состав сплава оксида олова, трехокиси мышьяка, фосфорной кислоты и других веществ, заглушающих прозрачность.

Преобладание тугоплавких соединений (окиси кремния) приводит к частичной кристаллизации, к расстекловыванию.

Легкоплавкие соединения (оксид натрия, калия и др.) снижают прочность эмали.

Художественные эмали должны быть с температурой плавления до 800 °C, химически стойкими к отбеливанию, обладать хорошей кроющей и адгезионной способностью, ярким цветом и блеском. Процесс эмалирования включает три основных этапа: подготовка изделия, нанесение эмали и обжиг.

Изделие готовят следующим образом: очищают от загрязнений, крацуют, обезжиривают и травят. Перед наложением эмали ее куски размалывают в порошок с частицами размером до 0,01 мм. Стремятся к тому, чтобы эмалевый порошок был однородным по размеру зерен. Пылевидные частицы после разлома обычно удаляют, промывая порошок водой.

Размолотую эмаль смешивают с водой в виде кашицы и накладывают на изделие кистью или шпателем. Для получения качественного покрытия важно, чтобы температурный коэффициент расширения эмали был близок к коэффициенту расширения металла.

Для литья и эмалирования более всего подходит золото. На дошедших до нас фигурках из серебра эмаль в большей или меньшей степени сколота, так как эмаль плохо сцепляется с серебром. Фигурки золотого литья моделируют в основном за счет эмали, а не золота. Золото образует только остов – металлический стержень, покрытый толстым эмалевым слоем. В таких изделиях эмали больше, чем металла. Это объясняется тем, что только так можно обеспечить сцепление эмали с металлом и исключить возникновение напряжений в металле. Напряжение, возникающее на границе между облитым металлом и эмалью можно уменьшить, если эмаль наносить на небольшие плоскости, т. е. расчленить поверхность металла на ячейки и выемки. Идеальным способом будет покрытие литой поверхности тугоплавкой белой эмалью, смешанной с клеем (трагантом), который наносится на поверхность литого изделия слой за слоем кисточкой или шпателем. Следует использовать шероховатость отливки, по возможности усилить ее обработкой штихелем.

После наложения эмали изделие тщательно просушивают и обжигают при температуре 600–800 °C в муфельных печах с открытой спиралью. Каждое ювелирное изделие помещают на специальные подставки из никеля или жаропрочного сплава эмалью вверх.

В процессе обжига наблюдают за состоянием поверхности эмали. Как только она приобретает стекловидный блеск, подставку с изделиями извлекают из печи. После обжига металлические части изделия, не покрытые эмалью, отбеливают для удаления оксидов. Отбеливание производят в слабом растворе серной кислоты (до 15 %) или в концентрированной соляной кислоте. Для эмалей с пониженной кислотостойкостью рекомендуют применять лимонную или щавелевую кислоту.

Техника художественного эмалирования разнообразна. В одних случаях эффект достигается введением в композицию небольших цветовых пятен, в других – эмаль является основным декоративным элементом. Иногда эмалью покрывают почти все изделие, а металл служит только конструкционной основой.

Эмали бывают выемчатые, перегородчатые, прозрачные, гладкие и живописные (финифть).

Для декоративной отделки ювелирных отливок чаще всего применяют выемчатые эмали. Перегородчатые и гладкие эмали применяются достаточно редко и описываться не будут, а прозрачные эмали применяются практически во всех случаях изготовления ювелирных отливок, и потому некоторые сведения о них будут изложены.

Выемчатые эмали. Для декорирования отделки художественных отливок чаще всего применяют выемчатые эмали. При этом на поверхности изделия (на модели) предусматриваются специальные углубления – выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на прозрачность эмали; чем глубже выемка, тем глуше цвет. Обычно литьем можно получить выемку глубиной примерно 0,5 мм с вертикальными стенками. Необходимую доработку выемок следует осуществлять «облагораживанием», т. е. обжигом.

Дно углубления служит отражателем света, поэтому его тщательно зачищают. Для непрозрачных эмалей металлическую основу оставляют шероховатой.

Углубление может быть заполнено как частично, так и на всю глубину. В первом случае эмалью покрывают только дно, и тогда получается цветной мениск. Во втором случае, после многократного нанесения эмали и обжига, эмаль заполняет углубление в поверхности отливки заподлицо с краями.

Прозрачная эмаль – очень хорошо смотрится на литом ювелирном изделии, например в брошках, кулонах, значках и пр. Техника заключается в том, что невысокий металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной эмалью так, что скрывают его выступы. Рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечиваются сильнее. Своеобразный эффект света и тени как бы увеличивает глубину рельефа. В литых изделиях это выполняется довольно просто, так как точные метода литья дают большую размерную точность сложнопрофильной ювелирной отливки при глубокой проработке деталей поверхности.

Чернение

Чернение – вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета. Чернью покрывают ювелирные изделия из драгоценных металлов – золота и серебра. Цвет и блеск черни зависит от состава сплава.

Вот некоторые рецепты черни:

1) серебро 3, медь 2, свинец 2;

2) серебро 3, медь 1, сера 3;

3) серебро 1, медь 2, олово 3, бура 6;

4) серебро 1, медь 3, свинец 3, бура 6;

5) серебро 2, медь 4,5, свинец 4,5, сера 24, бура 1;

6) серебро 2, медь 5, свинец 3, сера 24, бура 1;

7) серебро 1, медь 2, свинец 3, сера 12, бура 1;

8) серебро 1, медь 5, свинец 7, сера 24, бура 4;

9) серебро 1, медь 4,5, свинец 7,5, сера 37,5, хлористый аммоний 1,2;

10) серебро 1, медь 2, свинец 1,4, сера 10,7, бура 1;

11) серебро 9, медь 1, свинец 1, сера 30, висмут 1. Компоненты указаны в частях.

Процесс приготовления черни

Качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от способа приготовления и наложения. Различие в приготовлении черни состоит в том, что в одних случаях сначала сплавляют металлы, а потом добавляют серу; в других – сначала получают сернистые металлы, а потом их сплавляют.

При сплавке металлов плавку ведут в двух тиглях, в одном плавят металлы, в другом – серу. Потом металлический расплав выливают в тигель с серой и перемешивают. Охлажденный сплав, вылитый на чугунную плиту и измельченный, также подвергают плавке.

При способе сплавления сернистых металлов приготовление черни начинают с получения сернистых металлов. Для этого каждый из металлов выдерживают в определенном соотношении с серой в муфельных печах при нагретом до 300–400 °C тигле. Соотношение серебра и свинца – 5:1, меди с серой – 3:1. Сернистые соединения каждого металла измельчают и для приготовления черни берут: сернистого серебра – 1,1; сернистой меди – 4,5; сернистого свинца – 4,4. Смесь сернистых соединений плавят в тигле при температуре 800 °C. Не доводя до полного нагрева, в расплав вводят хлористый аммоний из расчета 1 ч. на 3,5 ч. расплава. Полностью расплавленный и перемешанный сплав выливают на подогретую чугунную плиту и дают ему остыть. Если чернь, приготовленную по данному рецепту, выразить в чистых веществах, то соотношение компонентов будет таким: серебра – 1, меди – 8, свинца – 4, серы – 3,5, хлористого аммония – 2,8.

Перед наложением черни поверхность изделия подготавливают – делают штихелем углубления, гравированный рисунок, потом заполняемые чернью, без глянцевой подрезки. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть тщательно обработанной, без рисок, царапин и других дефектов.

Перед нанесением порошок черни доводят до сметанообразного состояния, разбавляя его раствором буры, поташа, поваренной соли. Затем кашицу накладывают на участки, подлежащие чернению, предварительно обезжирив их. После выравнивания поверхности фильтровальной бумагой удаляют влагу, изделие просушивают. Обжиг проходит при температуре 300–400 °C до полного расплавления черни. После остывания изделие подвергают механической обработке, удаляя потеки и неровности, опиливают мелкими надфилями или напильниками и обрабатывают. Чернеоксидирование металлов представляет собой получение на их поверхности покрытия, аккуратно, не нарушая рисунка и конфигурации поверхности. Далее следует полировка, и чернь приобретает свойственный ей блеск и оттенок.

Из книги Работы по металлу автора Коршевер Наталья Гавриловна

Техники декоративной обработки металлов В этой части книги представлены основные техники декоративной обработки металлов. В древности многие кузнецы владели богатым набором методов и создавали замечательные произведения искусства, достойные царского двора. Поэтому

Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор Сергеевич

2. Лаки и политуры для прозрачной отделки В мебельном производстве и строительстве широко применяются разнообразные лаки и политуры. Лаки представляют собой растворы природных или синтетических пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде,

Из книги Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча автора Мельников Илья

3. Краски и эмали для непрозрачной отделки Для непрозрачной отделки различных поверхностей в строительстве, мебельном производстве и практически во всех отраслях хозяйства в целом широко применяются разнообразные краски и эмали.Краски изготовляют в виде смеси

Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир Игоревич

Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов Платина, золото, серебро отличаются очень высокой пластичностью и вязкостью в то же время относительно малой прочностью. Поэтому в чистом виде они для производства художественных изделий применяются редко. Обычно

Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья

Владимир Игоревич Куманин Материалы для ювелирных

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Классификация и ассортимент ювелирных изделий Общепринятая классификация ювелирных изделий – это объединение их в группы по назначению: личные украшения, предметы туалета, принадлежности для курения, предметы для сервировки стола, письменные принадлежности,

Из книги автора

3.2. Классификация ювелирных материалов На рис. 3 .Зб приведен классификатор материалов, из которых изготовляются ювелирные изделия. Наибольшее их количество выполняется из сплавов на медной основе и благородных металлов. В меньшей степени используются сплавы на

Из книги автора

П. 5. Новый материал для изготовления ювелирных изделий Недавно появился новый материал, который после придания ему нужной формы и подвергнутый термообработке превращается в монолитное металлическое изделие нужного цвета. Этот материал называется металлическая глина.