Мастер-класс материалы и инструменты мк как желатинить ткани для изготовления искусственных цветов ткань. Что и как? Цветы из ткани с помощью желатина

Желирование ткани – это обработка ткани для того, чтобы она приняла нужную для цветка форму и в дальнейшем держала её. Для этого применяют пищевой желатин или поливиниловый спирт (ПВС).

1 способ: 2 чайные ложки пищевого желатина замачивают в стакане (200 гр.) холодной воды до набухания. Затем ставят стакан на «водяную баню» и помешивают раствор чайной ложкой до полного растворения желатина, после чего снимают с плиты и дают немного остыть. После этого берут ткань нужного размера и полностью помещают в раствор, тут же достают и, пропуская между указательным и средним пальцами, снимают лишнюю жидкость и не отжимая развешивают материал до полного высыхания.

2 способ: 1,5 чайные ложки пищевого желатина замачивают в стакане (200 гр.) холодной воды и дают ему набухнуть в течение 30 мин. После чего, как и в предыдущем варианте, подогревают на «водяной бане» не доводя до кипения. Затем ткань нужного размера помещают на заранее расстеленную клеенку и губкой наносят на нее горячий раствор желатина, развешивают сушиться и после проглаживают утюгом.

3 способ: 2 столовые ложки (30 гр.) порошка ПВС марки 16/1 засыпают в 700 мл. воды и дают ему набухнуть минимум в течение 15-20 минут. После этого ставят на «водяную баню» на 60 мин. (до полного растворения всех крупинок и полной прозрачности раствора). Не доводить до кипения. Затем берут марлю, складывают ее в два слоя и процеживают приготовленный раствор. После чего ткань нужного размера помещают на заранее расстеленную клеенку и губкой наносят на нее горячий или теплый раствор ПВС, развешивают сушиться. При этом тонкую ткань достаточно обработать с одной стороны, а толстая обрабатывается с двух сторон. Сушат в один слой, не допуская слипания. Высушенную ткань хранить в рулонах или листах, не допуская ее перегибания. Можно гладить. Обрабатывают сначала светлую ткань, затем темную.

4 способ: 2 ст.л. клея ПВА, лучше всего фирмы "Henkel", “Kleo” "UHU" , т.к. от качества клея зависит качество эликсира + 200 мл воды. Залить в какой-нибудь посуде. В другой посуде развести 1ст.л. без горки обойного клея для бумажных обоев. Клей д.б. ТОЛЬКО импортного производства и обязательно для бумажных обоев. Лучше всего "Quelyd" или "Kleo" + 200 мл.воды. Оба эти состава надо тщательно перемешать и оставить на 40 минут. Через 40 минул соединить их вместе. Опять тщательно перемешать и оставить минимум на 5 часов, а лучше на ночь. Как настоится, поставить на тихий огонь и варить непрерывно помешивая. Варить надо, все время проверяя температуру пальцем. Как только станет слишком горячо, надо выключить, накрыть крышкой и оставить на 20 минут. Через 20 минут крышку открыть, состав процедить через двойной слой марли 2 раза и влить 50 - 70 мл. водки. Все, раствор готов для использования. Окунайте в него ткань и сушите. Если после просушки ткань кажется Вам слишком мягкой, то еще раз окуните в раствор и высушите. После того, как ткань высохнет, обязательно прогладьте её очень горячим утюгом (атлас с изнаночной стороны)и сверните в рулон для хранения.

Создавая изящные и красивые , хочется как можно дольше продлить удовольствие, дополняя ими свой образ. Именно для того, чтобы в процессе изготовления детали будущего цветка легко поддавались обработке, а готовый цветок держал свою неповторимую форму ткань предварительно необходимо обработать специальным раствором.

В современном цветоделии существуют 4 основных способа обработки ткани , которые имеют как свои плюсы, так и некоторые минусы. В чем мы сейчас с Вами и разберемся.

1. Обработка ткани желатином

Первым и наверное самым распространенным способом обработки ткани является . Такой способ применяется в основном для обработки шелковых тканей.

Традиционный рецепт желатинового раствора:

3 чайные ложки + 350 мл воды, но если Вы хотите сотворить легкое, колышущееся на ветру цветочное украшение, то можно вполне обойтись и двумя чайными ложками (данное соотношение замечательно подойдет для натуральной атласной ткани). 350 мл холодной воды заливаем 3 ч.л. желатина и оставляем набухать на 30-40 мин. Как только желатин полностью набух, нагреваем раствор на водяной бане до прозрачного состояния, при этом желатиновый раствор ни в коем случае не должен закипеть, иначе он уже будет непригодным для использования!

После того, как готовый раствор немного остыл можно смело обрабатывать им ткань. При этом ткань предварительно нужно слегка постирать в мыльном растворе, дать высохнуть, после просушки не гладить и для удобства обработки нарезать на небольшие кусочки 30*30 или 30*40 см. Опускаем кусочек ткани в мисочку, даем хорошо пропитаться и после этого не отжимая, а снимая излишки желатина пальцами, распрямить и повесить сушиться на леску или нитку, закрепив булавочками. После высыхания ткань готова к дальнейшей обработке.

В зависимости от плотности ткани количество желатина варьируется и важно помнить, что чем тоньше по своей структуре ткань, тем больше должна быть массовая доля желатина в приготовленном растворе.

+ При обработке желатином детали цветка легко обрабатываются, хорошо держат форму.

Желатиновый раствор придает желтоватый оттенок светлой ткани и при такой обработке очень сложно добиться безукоризненной белоснежности изделия, поэтому данный метод редко используется для изготовления свадебных цветов.

2. Обработка ткани крахмалом

Хлопчатобумажные ткани, как правило, обрабатывают картофельным крахмалом.

Для этого в 2 стаканах холодной воды размешивают 1 столовую ложку картофельного крахмала и постоянно помешивая доводят до кипения. После этого дают остыть до теплого состояния и обрабатывают ткань точно также, как и раствором желатина.

+ Крахмаление не придает желтизну изделиям.

Изделия плохо устойчивы к влаге.


Желатин и крахмал

Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.

Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат - желатином или картофельным крахмалом.

Желатин готовят следующим образом: 3 чайные ложки желатина заливают холодной водой (200 мл) и настаивают не менее 1 часа. Затем получившийся раствор переливают в жестяную посуду, ставят на водяную баню (в большую посуду с водой) и, постоянно помешивая, нагревают. Как и в случае с крахмалом, желатин нельзя кипятить.

Можно приготовить желатин и более традиционным способом: 3-4 ложки мелкорубленого желатина (или 2-3 пластинки листового) заливают 1,2 стакана холодной воды и дают ему 50 минут постоять и разбухнуть. Затем в разбухший желатин вливают 1,2 стакана, но уже кипятка и быстро размешивают. Если желатин старый и не полностью разошелся, то его подогревают на паровой бане. Приведенный рецепт желатина рассчитан на крахмаление натурального шелка.

Для плотных тканей - вискозы, ситца - требуется более слабый раствор желатина, а для капрона, батиста, крепдешина - более насыщенный. Чем тоньше ткань, тем больше желатина она потребует.

Бархатные ткани аккуратно покрывают желатином только с изнаночной стороны (флейцем, ватным тампоном или просто руками). На ворсистую (лицевую) сторону бархата желатин попадать не должен. Делается это на весу, а небольшие куски бархатной ткани желатинят на платяной щетке, положив ткань лицевой стороной на щетину. После того как ткань высохнет, ее аккуратно, также на весу, гладят.

Другие ткани опускают сухими в горячий раствор желатина и отжимают, пропуская сквозь пальцы, чтобы убрать излишки желатина.

Сушат накрахмаленные ткани в пяльцах, на раме или, хорошо расправив и разгладив руками, на веревке. Ткань нельзя отжимать и скручивать.

Качественно сделанная ткань должна шуршать.

Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.

Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.

Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.

Крахмал готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.

Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и флейцем нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.

Сушить накрахмаленную ткань можно также на пяльцах или на раме, на которой влажную ткань закрепляют, желательно медными гвоздиками.


еще при помощи крахмала...
Перед тем, как приступить к созданию искусственных тканевых изделий, нужно узнать, как накрахмалить ткань для цветов.
Итак, первым шагом будет выбор способа накрахмаливания ткани из предлагаемых трех:
Первый: мягкое накрахмаливание раствором 0,5-1 ч.л. крахмала, разведенного на литр воды, что подходит для обработки постельного белья.
Второй: полужесткое накрахмаливание раствором 1 ст.л. крахмала, разведенного на литр воды, что используется для обработки воротников мужских рубашек.
Третий: жесткое накрахмаливание раствором в соотношении 2 ст.л. к литру воды.
Вторым шагом рассмотрим сам принцип приготовления раствора крахмала. Для этого используем стеклянную либо эмалированную емкость, куда кладем крахмал и добавляем немного холодной воды. Для получения густой сметанообразоной смеси, крахмал нужно тщательно размять. Затем, при постоянном перемешивании, добавляем крутой вар до получения требуемой консистенции.
Чтобы качественно прокрахмалить ткань лучше опускать ее в теплый раствор, а его избыток легонько убирать пальцами. При этом, ткань для цветов должна уже быть нужной формы, а не целым лоскутом.
Важно знать, что крахмалить тонкие и нежные ткани, типа органзы, лучше мягким раствором и желательно наносить раствор на ткань кисточками. Если требуется накрахмалить более жесткие ткани, типа джинса, тогда лучше применить жесткое накрахмаливание.
Затем, очень важно развесить ткань таким образом, чтобы она не примялась и не склеилась.
Брать в работу, нужно только хорошенько просушенную ткань. В некоторых случаях, а именно при мягком накрахмаливании более прочных тканей, после просушки может потребоваться легкое проглаживание не горячим утюгом.

Меня зовут Михайловская Марина. Я живу в Алмате, работаю дизайнером интерьеров. В свободное время люблю заниматься рукоделием. Очень нравится возиться с тряпочками: получать из лоскутка необычную вещь. Батик, цветы, декупаж - нравится все. Изготовление цветов - увлекательное и приятное занятие. Оно не требует больших затрат, но может принести большое удовольствие, не говоря уже о том, что у вас появляется неповторимое украшение, которое идеально подойдет к вашему наряду, а может быть и к интерьеру. Я расскажу, как сделать цветок без использования специальных инструментов и приспособлений. Потратив минимум материалов, вы получите в результате прекрасный ирис в подарок. Сделайте 3 или 5 цветков - и готов букет, который будет радовать вас очень долго.

Вам понадобится:

1 ст.л желатина
- лоскуток натурального крепдешина белого цвета.
- кусок алюминиевой проволоки, толщиной около 4 мм, длиной 30 - 40 см
- тонкая проволока
- креповая бумага
- кусочек искусственного меха или нитки, или атласная тесемка(желтого цвета) - для придания "лохматости" лепесткам
- кусок марли или тонкой х/б ткани для обработки лепестков.
- краски для ткани
- клей ПВА
- кисточки
- посуда для краски

Замочите 1 ст. ложку желатина в стакане холодной воды и оставьте на 2-3 часа. Когда желатин хорошо набухнет, разогрейте раствор на водяной бане до полного растворения гранул, но, не доводя до кипения. Процедите.

Обмакните кусочки ткани в раствор, слегка отожмите и повесьте сушиться, аккуратно расправив и закрепив булавочками или прищепками за кончики.

После обработки ваши лоскутки должны быть плотными и похожими на бумагу.

Креповую бумагу нарежьте тонкими полосками (не шире 4-5 мм).

Обвейте куски тонкой эластичной проволоки этими ленточками и покрасьте в тон будущего цветка. Понадобится 9 таких заготовок длиной около 10 см.

Совет: В краску добавьте клей ПВА, тогда стебельки не будут пачкаться и станут гладкими и блестящими.

Сделайте из картона выкройки (размер определите сами, в зависимости от того, какой цветок вы хотите получить). Лекала расположите на обработанной ткани по диагонали и обведите тонким карандашом. Для ириса необходимо:

3 лепестка №1
- 3 лепестка №2
- 3 лепестка №3

Совет: Если вам не хочется заниматься окрашиванием ткани, вы можете взять цветную ткань. Можно даже скомбинировать несколько по цвету тканей (например: верхние лепестки - нежно-лиловые, нижние - фиолетовые).

Окраска:

В одну из емкостей налейте чистую теплую воду. В остальных разведите краски.

Я взяла три оттенка. (Цвета яркие и контрастные, чтобы хорошо был виден результат. Вы можете выбрать более нежные оттенки.)

Яркий желто-лимонный для подкраски основания лепестков.

Голубой.

Насыщенный фиолетово-лиловый. Для его получения, я смешала красный с синим и полученную краску разделила на две части. Немного оставила для прорисовки прожилок, а в остальную краску немного добавила воды, чтобы она стала чуть посветлее.

Когда готовите краски, проверяйте на листе бумаги тот ли оттенок вы получили, а потом неплохо сделать это еще и на кусочке той ткани, из которой будет сделан ваш цветок.

Прежде всего, необходимо намочить лепестки в чистой воде, чтобы переходы получились плавными.

Обмакните три лепестка и положите их на бумагу, чтобы впиталась лишняя вода.

Возьмите один из лепестков за основание (лучше пинцетом) и опустите на 2/3 в голубую краску.

Сразу вытащите лепесток и положите на стекло. Если краска слишком сильно растекается, промокните излишки мягкой слегка влажной тряпочкой. Можно обмакнуть лепесток еще раз и цвет станет более насыщенным.

Подкорректируйте кисточкой форму пятна, пока лепесток лежит на стекле: добавьте немного краски по бокам.

Снова возьмите его за кончик и опустите в фиолетовую краску на 1/3 высоты.

Снова на стекло - и подправляйте пятно тряпочкой и кисточкой.

Теперь чистой кисточкой нанесите желтую краску от основания, по центру лепестка, примерно до середины.

Можно нанести самой темной краской пятна по краю лепестка. А затем, положите лепесток на бумагу, для просушки.

Проделайте то же с остальными двумя лепестками.

Не забывайте после подкраски каждого лепестка протирать насухо стекло.

Теперь замочите следующую тройку и окрасьте ее аналогично. То же сделайте с маленькими лепестками.

Во время сушки, 3 - 4 раза передвигайте лепестки с места на место, чтобы они не прилипли.

Когда лепестки полностью просохнут можно дорисовать тонкие прожилки, для придания большей натуральности.

Лепесток положите на стекло.

Самой маленькой кисточкой нанесите тонкие произвольные линии от края лепестка к центру самой темной краской (той, что оставляли неразбавленной). Краска должна быть только на кончике кисточки, тогда линии будут тонкими.

Теперь можно посадить вдоль края лепестка несколько крупных пятен.

Снова просушите лепестки на бумаге.

Обрежьте края, придавая контурам волнистую форму. Должно получиться примерно так:

Вырежьте пару листочков из светло-зеленой ткани.

Теперь можно приступить к гофрировке.

Возьмите кусок тонкой ткани (удобно пользоваться марлей). Положите его на стол.

На середину положите лепесток, сложенный вдоль пополам, лицевой стороной наружу.

Сверните ткань по диагонали, с угла на угол так, чтобы сгиб ткани точно совпал со сгибом лепестка. Основание лепестка должно быть направлено в вашу сторону. Левой рукой плотно прижмите "бутерброд к столу", а правой возьмитесь за верхний угол ткани. Начинайте вытягивать ткань из-под левой руки, поворачивая ее вокруг. Левая рука при этом продолжает прижимать ткань с лепестком.

Совет: Старайтесь обработать лепесток за один прием. Можно, конечно и повторить, но тогда ткань станет значительно мягче, и работать с цветком будет сложнее.

Маленьким лепесткам придайте форму руками, кончики подкрутите пальцами, скручивая их "в трубочку".

Когда все лепестки обработаны, подклейте проволочки вдоль каждого лепестка посередине.

Настригите очень мелко желтые нитки (мех, тесьму).

Смажьте с лицевой стороны трех нижних лепестков, полоску шириной около 7 - 8 мм у основания лепестка густым клеем ПВА и обмакните в то, что вы мелко нарезали. Излишки стряхните.

Сборку цветка начните с маленьких лепестков. Плотно примотайте их к основному стеблю (толстой проволоке, обвитой бумагой).

Затем три верхних, а затем три нижних лепестка, располагая их между предыдущими.

Теперь под цветком сделайте удлиненную шишечку из ваты.

Окрасьте эту часть светло-зеленой краской, смешанной с ПВА.

Просушите.

Примотайте попарно зеленые листочки под ватным утолщением.

Обвейте стебель бумажной ленточкой и покрасьте той же зеленой краской.

Когда все высохнет - расправьте лепестки, кончики подправьте, слегка подкручивая пальцами в разных направлениях.

У меня получился вот такой ирис:

Совет: Если не сажать лепестки на толстую проволоку, а просто соединить их между собой у вас получится отличный отделочный цветок, которым можно украсить платье, костюм, шляпку, сумочку…

Таким способом можно сделать очень много цветов: маки, канны, розы, фантазийные цветы. Наверное, корни идеи этой открытки - в волшебных японских узлах мидзухики. Они трансформировалась в более простую, но всё с тем же смыслом. На самом деле, начало открытке было положено абсолютно спонтанно: на найденной на кухне картонной упаковке мы с сыном проделывали дырочки моим новым дыроколом. Когда дырочек стало уже достаточно, мы решили потренировать мелкую моторику просовыванием в дырочки шнурочков, ну а те стали завязывать всякими разными известными мне способами.

КАКОЙ ШЕЛК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ?

Для изготовления цветов из нажелатиненой ткани лучше всего подходит 100% шелк. Но натуральный шелк бывает разных видов. Какой же лучше всего использовать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, в разных цветах применяются различные види 100% шелка. Но тем не менее можно дать некоторые рекомендации, которые особенно будут полезны новичкам в цветоделии.

Итак, покупайте только натуральный 100% шелк. Чаще всего при изготовлении цветов из ткани используется крепдешин, шифон и атлас. Из крепдешина делают лепестки, шифоном "разбавляют" крепдешин, для придания цветку живости и разнофактурности, а из атласа делают листья. Еще можно использовать туаль, фуляр, муслин и эксцельсиор, иногда органзу(все 100% шелк). Любителям визуальной натуральности фактуры понравится так называемый "дикий шелк", чесуча. Но какой бы вы не выбрали шелк важно его правильно нажелатинить.
Для изготовления цветов методом гильоширования или методом обжига на свече используется любая синтетическая ткань (100% полиэстр). Т.к. важно чтобы при плавлении не оставалось подпалин. Если в составе ткани будет хоть немного натуральных волокон, ткань будет чернеть, гореть.
КАК ПРАВИЛЬНО ЖЕЛАТИНИТЬ ТКАНЬ?

Очень много споров и размышлений на этоу тему в "цветочном обществе", кто-то желатинит ткань кистью на стекле, кто-то сушит обработанную ткань на холодильнике а потом оттуда отдирает, кто-то считает что лучшая и правильно обработанная ткань это та, которая хрустит как бумага... Я же для себя приняла наиболее правильный, экономичный как по времени так и по расходу материалов, а также качественный в плане получаемого результата метод. После подобной обработки ткань не вытягивается, на ней не остается жуткого блеска, пятен, ткань пропитывается и высыхает равномерно, её легко хранить и использовать. И еще раз повторюсь качество получаемой ткани после обработки является на мой взгляд высочайшим, по сравнению с другими способами. Ну и в дополнении скажу что этим методом пользуются все наиболее уважаемые мастера цветочного дизайна которых я знаю. Итак, ниже описано как сделать раствор желатина для изготовления цветов из ткани.
КАК ПРАВИЛЬНО ЖЕЛАТИНИТЬ ШЕЛК?

Перед обработкой желатином шелк, который вы принесли из магазина необходимо обязательно! постирать в мыльном растворе, тщательно сполоснуть, высушить, после того как шелковая ткань высохнет не гладить. Ткань разрезать на куски длиной не больше 60-70 см, шириной 30-40 см. Развести раствор желатина из расчета 3 ч.л. желатина на 200мл холодной воды, дать настояться около 1 часа. После чего, настоявшийся раствор стравим на водяную баню и нагреваем, периодически помешивая, до тех пор пока не растворятся комочки желатина. До кипения не доводить! Следите чтобы не образовывалась пена, мешайте аккуратно не вспенивая. После того как вы получите однородную, очень горячую(но не кипящую, иначе желатин потеряет свои свойства) жидкость снимаете с огня и идете в ванную, где у вас уже предварительно натянута тонкая леска или нитка. Немного подождав, пока раствор остынет до состояния, когда рука терпит, опускаете кусочки шелка в раствор и ждете пока ткань полностью пропитается. Далее вынимаете ткань из раствора взяв за уголок и не выжимаете, а протягиваете ткань между слегка сжатыми большим и указательным пальцами, как бы снимая излишки желатина в емкость. (если вы будете ткань выжимать вы ее деформируете - раз, а также на ней появятся пузыри от желатина - два, а это не очень хорошо). Аккуратно расправляете кусочек ткани и вешаете его на леску в один слой, закрепив сверху за край иголочками или булавками. (Ни в коем случае не вешайте ткань по привычке как белье сложив в 2 слоя: после просушки ткань прилипнет друг к другу, и будет непригодна для изготовления цветов!)
Если Вы желатините довольно большое количество лоскутов ткани, и натягиваете несколько лесок, тогда следите за тем чтобы между лесками было расстояние не меньше 20 см, чтобы соседние лоскутки ткани не прилипли друг другу. Будьте осторожны с атласом, т.к. эта ткань высыхая имеет свойство сворачиваться по краям в трубочку, поэтому периодически подходите и расправляйте атлас, чтобы сворачиваясь он не прилип сам к себе или к соседним кусочкам ткани.
После того как ткань высохнет, не гладить! Сухие лоскутки ткани можно свернуть в трубочку и хранить в коробке как свитки.
Важное замечание: Выше приведена ориентировочная пропорция желатина для натурального шелка. Но важно помнить, что для разных тканей желатин разводят в разных пропорциях. Чем толще ткань тем меньше желатина нужно для её обработки, чем тоньше, тем больше требуется разводить желатина.
Все это сугубо индивидуально, и с опытом каждый мастер нарабатывает для себя определенные пропорции, и уже разводит желатин "на глазок".
Я очень люблю такие пропорции, когда ткань сохраняет все свойства ткани, и не хрустит как бумага, остается текстильной и мягкой на ощупь, но при этом держит форму. Пропорции желатина использую в среднем раза в 2 меньше чем в выше приведенной рекомендации. Но, обрабатывать и придавать форму инструментом такой ткани довольно сложно, и доступно только опытному мастеру. На пути к мастерству цветоделия приведенный выше рецепт(3 чайные ложки на стакан воды) самый оптимальный. С учениками мы используем ткань обработанную именно в такой пропорции.

Меня часто спрашивают: "Как желатинить синтетику?" Мой ответ на этот вопрос довольно категоричен: "никак!" И вот почему: синтетическая ткань после обработки приобретает настолько пошлый, неопрятный и дешевый вид, что использовать такую ткань в цветах на мой вгляд просто моветон. Особенно наглядно это можно продемонстрировать нажелатинив синтетический шифон(поэкспериментируйте, ради интереса). Но бывают случаи, когда позарез необходимо использовать именно синтетическую ткань. Как правило, это когда заказчик приносит вам остатки от пошитого платья или костюма и хочет из этой же ткани цветок. Если вам не удалось убедить заказчика в том, что натуральный шелк смотрится изящней богаче и аккуратней, или же просто без кусочков от пошитого наряда в цветке не обойтись, постарайтесь использовать необработанную ткань и сделать текстильный цветок. Или же цветок из натурального шелка но с вкраплениями кусочков необработанной синтетики. И лишь в крайнем случае, если требуется цветок полностью из остатков и текстильный не подходит, все-таки прожелатиньте синтетику, но очень и очень аккуратно, т.к. если это синтетический шифон, органза и пр. тонкие прозрачные ткани, желатинить такие категорически нельзя(из-за жуткого блеска), а вот крепдешин, атлас, креп-сатин иногда прожелатинить можно, но осторожно! Но я еще раз повторюсь, если желатинить, то я всеми руками и ногами ТОЛЬКО за натуральный 100% шелк! И это не вопрос экономии, а вопрос престижа и репутации Вас как мастера!

Альтернативные способы обработки тканей.
Еще один вопрос, который мне часто задают: "А что же вы совсем с синтетикой не работаете?". Работаю. Более того, знаю несколько составов и способов обработки синтетической ткани, при этом ткань не блестит и не приобретает неопрятного вида. Но это НЕ ЖЕЛАТИН.

Как и чем обработать синтетическую ткань?
У каждого мастера есть свои секреты... И в интернете составы для обработки ткани я не даю. Но спешу вас обрадовать, способами обработки ткани я делюсь со своими учениками.

Есть ли другие способы обработки шелка?
Есть. И шелк можно обрабатывать не только желатином. В зависимости от результата которого вы хотите добиться в изделии применяются различные составы для обработки шелка. Их я тоже даю только своим ученикам.

КАК ПРАВИЛЬНО ЖЕЛАТИНИТЬ БАРХАТ?
Бархат желатинят совершенно по-другому.
Как правило, в цветах используют бархат на плотной основе, например бархат на ХБ основе. Потому что структура волокон основы у ХБ довольно плотная и толстая, и желатин не просачивается на лицевую сторону бархата. Если же взять тонкий шелковый бархат, на шелковой или вискозной основе, то желатин просочится сквозь ткань и оставит некрасивые разводы на лицевой стороне и ворсинки бархата слипнутся между собой. Если же вы все же берете не ХБ бархат, тогда выбирайте такой, у которого основа не рыхлая, и не тонкая и волокна ткани туго прилегают друг к другу.

Бархат разрезаем на небольшие прямоугольники размером с лист формата А4. Раскладываем на махровое полотенце ворсом вниз! Остывший раствор желатина(приготовленный по рецепту выше), широкой кистью аккуратно наносим на изнаночную сторону бархата. Важно: использовать нужно обязательно остывший, начинающий густеть желатин. Кистью водим нежно, не надавливая на ткань, так чтобы желатин лег лишь на поверхность основы бархата и не в коем случае не начал просачиваться на лицо. Раствор распределяем равномерно по все поверхности. Оставляем бархат сохнуть в горизонтальном положении, ворсом вниз, прямо на полотенце. После того как желатин высохнет бархат готов к работе.
КАК ДЕЛАТЬ ТЫЧИНКИ ДЛЯ ЦВЕТОВ?
Для изготовления тычинок вам понадобятся ХБ нитки №10, зубной порошок или мука, клей ПВА, желатин. Небольшое количество ниток погружаем в раствор желатина приготовленный по рецепту выше, даем ниткам пропитаться после чего нитки наматываем на пяльца или рамку так, чтобы между нитками было расстояние и они не прилипали друг к другу. Даем высохнуть. Пока нитки сохнут можно приготовить "пат".
ДЕЛАЕМ ПАТ...
Нам понадобится: клей ПВА, зубной порошок или мука, гуашь. Зубной порошок или муку нужно смешать с клеем ПВА до консистенции густой сметаны. Пат готов, при желании его можно подкрасить добавив немного гуаши.
КАК ДЕЛАТЬ ТЫЧИНКИ ДЛЯ ЦВЕТОВ? (продолжение)
Высохшие нажелатиненные нитки разрезаем на кусочки длиной 5-6 см. Разрезанную ниточку складываем пополам "галочкой" и концы ниток погружаем в пат. На концах ниток должны образоваться капельки. Величина и форма капельки зависит от густоты пата и глубины погружения ниток в пат. Нитку сложенную галочкой нужно повесить на натянутую леску или веревочку капельками вниз для высыхания. После того как тычинки высохнут их можно покрасить цветным лаком для ногтей, тогда вы получите цветные глянцевые тычинки. Если же вы хотите чтобы тычинки получились матовые, подмешайте гуашь прямо в пат.

ПОКРАСКА ТКАНИ (Как смешивать краски для батика?)
Как правило, краски для батика довольно концентрированные. Поэтому, их предварительно смешивают с водой в палитре, чтобы легче было мешать цвет и контролировать какой цвет у Вас получается.
Используются краски "Гамма-Батик-Хобби", в продаже доступно 11 цветов: алая, красная, красно-коричневая, желтая, пшеничная, оранжевая, зеленая, синяя, фиолетовая, бирюзовая, черная. На картинке ниже изображена коробка набора красок, резервирующий состав и трубочка входящие в набор, для изготовления цветов не нужны, поэтому удобнее покупать краски не в наборе а в отдельных баночках, и докупать по мере надобности нужный цвет.


Ниже приведена таблица смешивания цветов. Или попросту: "какие краски нужно смешать чтобы получился желаемый цвет?"

Ярко-розовый(фуксия), бледно розовый = красный + вода(в зависимости от количества воды получается нужная насыщенность цвета)
Розовый = красный +алый + капля красно-коричневого(смягчит цвет) + вода
Ягодный = алый + красный + красно-коричневый
Пурпурно-малиновый = красный+алый+зеленый+синий
Бордовый (больше алого) = алый + красный + коричневый: красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Вишневый (больше красного) = алый + красный + коричневый: красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Шоколад сливочный (больше алого) = алый+ красный + желтый (каплю) + зеленый
Горький шоколад (больше красного) = красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Бежевый = шоколадный + желтый + вода
Чайный(коричнево-желтый) = коричневый(красный+желтый+зеленый) + теплый желтый(желтый+алый)
Густой медовый = алый + желтый (пшеничный) + зеленый (каплю)
Оранжевый = алый + желтый
Персиковый = шоколадный + оранжевый (алый + желтый) + зеленый (каплю)
Коричневый = красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Теплая зелень (больше алого) = алый + красный + зеленый + желтый (чем больше желтого, тем зелень мягче по цвету)
Холодная зелень (больше красного) = алый + красный + зеленый (больше зеленого) + желтый (каплю)
Болотный = зеленый + алый + красный
Цвет лайма = желтый + зеленый
Салатный = желтый + зеленый + синий (капля)
Фисташковый = желтый + зеленый + немного коричневого (красный + алый + желтый (каплю) + зеленый)
Аквамарин = зеленый + синий
Фиолетовый = красный + синий
Лавандовый = фиолетовый + синий + вода
Васильковый = фиолетовый + красно-коричневый (капля) + синий + немного черного
Кроваво-красный (для мака) = алый + зеленый или черный (составной)
Черный = черный (из банки) + горький шоколад: красный (больше чем алого) + алый + желтый (капля) + зеленый

Путем смешения следующих цветов, в зависимости от концентрации того или иного цвета, получается желаемый результат:

Желто-оранжевый, оранжевый, кирпичный =красный + желтый
Малиновый, бордовый, фиолетовый = красный + синий
Розовый, алый, лиловый =красный + голубой
Темно-зеленый, изумрудно-зеленый, желто-зеленый = желтый + синий
Светло-зеленый, бирюзовый,салатный = желтый + голубой
Светло-травянистый, болотно-зеленый = светло-зеленый + красный
Темно-травянистый, оливковый, коричневый = темно-зеленый + красный
Золотистый = желто-оранжевый + коричневый
Красновато-коричневый (терракотовый) = коричневый + красный
Каштановый = коричневый + желтый
Сине-фиолетовый = фиолетовый + синий
Лососевый = розовый + оранжевый
Чайной розы= розовый + желтый

Что нужно купить для изготовления цветов из ткани?
У каждого новичка в цветоделии первым возникаетв вопрос: "что нужно купить для того чтобы можно было спокойно творить цветы не опасаясь того, что в процессе работы обнаружится что чего то не хватает? Какие нужны материалы, инструменты, ткани?" или попросту: "А это точно все или что-то еще понадобится?" Отвечаю: для начала точно все, этого хватит с лихвой. Потом, если увлечетесь цветоделием всерьез и надолго будете докупать материалы по мере необходимости, потому что их никогда не бывает достаточно, и всегда хочется прикупить что-нибудь еще.

Вот список материалов и приспособлений которые вам пригодятся при изготовлении цветов:

1. Инструменты для изготовления цветов.
2. Паяльник (40 Ватт, сечение 6 мм.)
3. Резиновые подушки: твердая, средняя и мягкая (которые нужно обшить хлопчатобумажной тканью)
4. Паяльник с острым жалом 25 Ватт(для выжигания деталей из ткани, если вы планируете делать цветы методом "гильоширования")
5. Подставка под паяльник (подойдет обычная керамическая тарелка)
6. Кусачки
7. Плоскогубцы
8. Ножницы 16см для вырезания деталей
9. Ножницы 19см для вырезания крупных деталей
10. Пинцет
11. Шило
12. Краски для ткани производства фирмы «Гамма» 11 цветов, надпись на банке: «Батик, краска для росписи тканей, Хобби» (черная, синяя, фиолетовая, бирюзовая, зеленая, красная, алая, красно-коричневая, желтая, пшеничная оранжевая) АКРИЛ не покупать!!!
13. Кисти круглые, мягкая синтетика (0 или 1, 5 или 7, 12)
14. Палитра пластиковая
15. Гофрированная бумага (разных цветов, обязательно: зеленая, черная, белая, молочная)
16. Флористическая проволока (нескольких диаметров) №25-33
17. Леска рыболовная, диаметр 0,3-0,5 мм, прозрачная и цветная
18. Клей ПВА густой и жидкий.
19. Ткани: стрейч-атлас и органза 100% ПОЛИЭСТР (для изготовления цветов методом "гильоширования" и обжига на свече)
20. Вата, желательно вискозная (шарики)
21. Зубной порошок, мука
22. Манная крупа (разных цветов). Крупу необходимо поджарить без масла на сковороде, постоянно помешивая, и как только она начнет менять цвет откладывать по несколько столовых ложек, постепенно набирая палитру от светлого цвета до темного)
23. Толченый уголь, молотый кофе
24. Плотный картон для выкроек
25. Нитки для скрепления деталей (№ 40, 50) прочные, армированные, не ХБ!!!
26. Маленький силиконовый пистолет для крепления деталей (стержень 7-8мм)
27. Для декора: бисер, бусинки, стразы, перья и пр.
28. Желатин (пищевой без добавок)
29. Ткани с пропиткой
30. Хорошее настроение! ;)